что означает белый конь
История: Самые известные мифы мира о белых лошадях
Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: ЗМ №4(106)2011
CHI Geneva пройдёт в 60-й раз
Егор Щибрик в призах на этапе Кубка мира в Эр-Рияде
№1 в мире Педер Фредериксон побеждает на CSI4* в Швеции
Конный Instagram в ожидании зимних праздников
© 1997-2014 OOO «Голд Мустанг»
Информационно-аналитический журнал
ООО «Голд Мустанг»
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати, регистрационный номер ПИ №ФС77-26476.
Редакция не несет ответственность за достоверность рекламных материалов.
При предоставлении Заказчиком готового рекламного макета, Заказчик гарантирует соблюдение авторских прав (интеллектуальной собственности) третьих лиц на произведения, включенные в рекламу.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции.
Приметы про лошадь
В старину, когда встретить лошадь можно было так же часто, как сегодня легковой автомобиль, примет при них сложили множество. Приметы про лошадей и сегодня не утратили своей актуальности, даже напротив – если в современных условиях вы встретите длинногривого красавца, то, что предсказывает народная мудрость, точно сбудется.
Примета встретить лошадь на дороге
Многое зависит от масти лошадки, хотя часто приметы противоречат друг другу. Иногда внимание стоит обратить и на всадника, который управляет животным.
Увидеть белую лошадь – примета
Несмотря на нарядный белый цвет шерсти и гривы, белые лошади не вызывали у наших предков положительных эмоций. Возможно, потому, что белоснежные красавцы были не по карману обычному мужику, а значит, встретить на таком жеребце можно было только знатного господина, которому ничего не стоило огреть плеткой или обругать.
Поэтому примета встретить белую лошадь имела негативный смысл. Чтобы отвести беду, нужно было сразу же сплюнуть себе под ноги и уйти, не оглядываясь. По другому поверью, такая встреча сулила скорый приход важного гостя. А покупка белоснежного скакуна гарантировала его хозяину долгую жизнь.
Приметы о лошадях черной масти
К черным лошадкам люди относились лучше. Считалось, что встреча с таким жеребцом или кобылкой станет началом чего-то радостного, предвестником долгожданного события.
Интересно, что в разных странах мира отношение к черным лошадям было разным. Встреча с ними у венгров, к примеру, трактовалась как радостное знамение, а у англичан – как знак скорого траура.
Встретить гнедую или разномастную лошадь: к чему?
Примета встретить лошадь на улице в зависимости от всадника
Рыжеволосая девушка на коне – вестница несчастья, мужчина – знак потери, дама среднего возраста – указание и на то, что вам нужно поостеречься в принятии скоропалительных решений. Если на спине скакуна сидят сразу два человека, то вам придется столкнуться с непростым выбором.
Беременная женщина на улице увидела лошадь: примета
Для беременной встреча с лошадкой любой масти – исключительно добрый знак, как правило, предвещающий, что у нее родится мальчик. Или очень шустрая и смышленая девочка.
Приметы про табун лошадей
Разномастный табун, встретившийся на пути, поможет предсказать погоду на ближайшее время.
Примета увидеть наяву табун бегущих лошадей означает начало белой полосы в жизни. На какое-то время вы будете застрахованы от неудач, поэтому можно смело принимать важные решения, духу на которые раньше не хватало.
Встретить лошадей, пасущихся на месте, – примета финансовой стабильности. Не стоит ждать больших денежных потоков в ближайшее время, однако, без копейки в кармане вы тоже не останетесь.
Вышивальная примета «лошадь»
И по феншую, и по народным приметам, вышивка «лощадь» (как и картина или фигурка скакуна) символизирует позитивные перемены, непрерывное движение вперед, развитие, уход от застоя и стагнации. Если у вас наступил период стойкого безденежья, хочется поменять работу или совершить прорыв в личной жизни – самое время взяться за нитки и иголку.
К чему вышивать лошадей: примета
Тем женщинам, которые хотят завести ребенка, рекомендуется вышить кобылку с жеребенком, стоящим или скачущим рядом с нею.
Лошадь наступила на ногу или укусила: примета
Каждый, кто более или менее близко знаком с этими красивыми животными, знает, что норов у них далеко не всегда бывает кротким. Да и немалые по сравнению с человеком габариты повышают вероятность несчастных случаев.
Примета укусила лошадь за руку: к чему
Подобное происшествие служит важным предостережением, к которому нужно непременно прислушаться: не исключено предательство со стороны деловых партнеров или коллег. Если вы как раз собираетесь сменить место работы, подписать важный договор или заключить сделку, лучше отложить все это на время – хотя бы на один лунный месяц.
К чему лошадь наступает на ногу
Несмотря на то, что это очень больно, наши предки свято верили: получить копытом по ноге – радостное предзнаменование.
От него можно ждать:
Другие приметы про лошадей
Возможно, потому, что сама лошадка вызывала у людей только позитивные чувства как настоящая кормилица всей семьи, почти все приметы с ее участием были позитивными. А те, от которых веяло негативом, касались только погодных явлений. Если конь:
Наши предки считали, что умыться водой из ведра, откуда пила лошадка – значит, обрести крепкое здоровье. А если натереть лошадиным потом бородавки или другие кожные наросты, они отпадут сами собой.
Что означает на небе образ лошади: примета
Гадание по облакам говорит, что образ скакуна, который вырисовался на небосклоне, сулит тому, кто его увидел, перемены.
Найти копыто лошади: примета
Если имеется ввиду подкова, которой в обязательном порядке укрепляют лошадиные копыта, то это позитивный знак – такая находка однозначно сулит счастье. Повешенная над дверью, она изгоняет нечисть и привлекает в дом удачу.
Что касается настоящего копыта или любой другой части животного, то найти их – к разочарованию в друзьях, работе, покупке.
К чему услышать лошадиное ржание и фырканье
Если конь ржет часто и громко, то – к счастью. А если фыркает – к встрече с хорошим человеком или старым другом.
Особенности лошадей белой масти
Белая лошадь – редкая масть, проявляющаяся в двух формах – истинный белый цвет и альбинизм. В обоих случаях у лошадей с белыми оттенками шерсти наблюдаются отклонения и заболевания, что делает затруднительным разведение. В истории имеется всего один более-менее успешный опыт создания породы с полностью белыми конями – в 16-17 веках в Дании, но из-за патологических процессов (в первую очередь бесплодие) закрепить результаты не удалось. В настоящее время лошади светлой масти встречаются во многих породах, но их случаи единичны, что делает их еще более ценными.
Содержание статьи
Как образуется белая масть и отметины?
Цвет складывается из двух составляющих – окраса шерсти и кожи. У белых лошадей кожа имеет всегда розовый оттенок. Также на розовой коже растут белые волосы, образуя отметины на других мастях. Нередко к белым относят лошадей со светло-серой окраской волоса, которая сильно высветляется с возрастом. Но у такой масти есть главные отличия – кожа имеет серый оттенок, а в шкуре имеется небольшое количество черных волос.
Настоящие белые лошади имеют непигментированную, кожу и бесцветный волос. Большая часть особей имеет карий тип глаз, хотя встречаются голубоглазые животные. Уже с рождения (в отличие от серых, которые светлеют с возрастом) жеребята имеют белую шерсть на розовой коже. Редко наблюдается частичная пигментация кожи, а также шерсти, но со временем происходит выцветание, в то же время серые лошади даже в старом возрасте сохраняют пигментацию эпидермиса.
Генетические факторы наследования белой масти
Белая масть обуславливается участками кожи без меланоцитов – специализированных клеток, обеспечивающих окраску. Их наличие или отсутствие объясняется генетической зависимостью. В настоящее время точный механизм наследования масти у лошадей не изучен до конца.
Чаще других встречается доминантная белая масть у гетерозиготных особей. Эффект неполного доминирования обеспечивает проявление цвета, но и сохраняет жизнеспособность особей – гомозиготных белых лошадей не существует, что объясняется эмбриональной смертностью. Но и гетерозиготы не лишены проблем со здоровьем – они подвержены анемии и повышенной чувствительности кожи к солнечной радиации. Также часто встречаются бесплодные особи. Окраска, обусловленная этим геном, встречается у большинства пород.
Лошади белой масти чаще других являются носителями врожденных генетических аномалий.
Часто к белым лошадям относят животных с особым типом окраски сабино, которая проявляется у носителей гена Sabino-1. Это приводит к незначительной пятнистости кожи – часто весь эпидермис имеет розовый цвет с небольшими, едва заметными отметинами. Окраска чаще встречается у американских пород (Пинто, мини-лошадь, пейнтхорс, мустангов).
При изучении смертности жеребят американской породы пейнтхорс была выявленная зависимость с окраской. Большинство погибающих животных были белой масти. Заболевание, в последствие названное «смертельным белым синдромом», объясняется наличием гена Overo, который приводит к изменениям в толстой кишке – у лошадей нарушается иннервация. В результате на третьи сутки после родов жеребята гибнут от тяжелейших колик.
Ненастоящие белые лошади
Белая масть проявляется при отсутствии пигмента в специальных клетках кожи. Для этого эпидермис должен быть лишен меланоцитов и иметь розовый оттенок. При наличии этих клеток характер окраски кожи меняется, а значит, возможно и изменение цвета шерсти.
Лошадей серой масти очень часто ошибочно именуют белыми. По мере взросления происходит выцветание шерсти, и к зрелому возрасту многие серые кони становятся обладателями белоснежного волосяного покрова. Но наличие гена серой масти обеспечивает и другие изменения в экстерьере:
Несколько реже за белый окрас принимают масть, образуемую геном Разбавления. Под его влиянием в коже образуется небольшое количество пигментных клеток, которые придают определенный оттенок (кремовый, дымчатый) шерсти. На сегодня генетиками выделено несколько моделей наследования подобного окраса у лошадей:
Несмотря на значительную изученность вопроса генетической обусловленности мастей у лошадей, к сегодняшнему дню не выявлено наличие у этого вида альбиносов. Ген альбинизма проявляется у всех животных одинаково, придавая белый окрас коже, а глаза делая красными, за счет просвечивающих кровеносных сосудов. У лошадей подобного наследования не наблюдается.
Коней настоящей белой масти нередко называют альбиносами, но это неправильно. У истинных альбиносов в эпидермисе присутствуют меланоциты, а лошади лишены пигментных клеток. Кроме того, оболочки глаза лошадей не лишены пигмента, а имеют разнообразную окраску. Даже наиболее приближенные кремовые окраски волоса у лошадей причислять к альбинизму является ошибкой, но это позволяло длительное время регистрировать коней с таким окрасом.
Белые лошади в культуре
С древних времен кони этой окраски включались в мифологию и наделялись необычными качествами или умениями. Чаще эти животные представляли сторону добра и помогали героям выбраться из труднейших ситуаций. Многие боги либо восседали на белых лошадях, либо сами преображались в этих удивительных созданий.
Облики белой лошади в разной культуре:
Белая лошадь во многих культурах являлась символом чистоты и добра. В эпоху Средневековья и Возрождения всех благородных рыцарей изображали верхом на конях белой масти. Этим животным посвящено множество книг и картин.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Символ лошади в мифах, магии и приметах
Символ лошади в мифах, магии и приметах.
«Краткая энциклопедия славянской мифологии» Шапарова Н.С. Издательства: «АСТ», «АСТРЕЛЬ», «РУССКИЕ СЛОВАРИ». Москва 2001
КОНЬ — одно из наиболее мифологизированных священных животных; атрибут высших языческих богов и христианских святых; хтоническое существо, связанное с культом плодородия и со смертью, загробным миром; проводник на «тот свет». В древнейшие времена конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака); при этом светлому богу обычно посвящался белый конь, а темному — черный.
Конь традиционно являлся непременным атрибутом многих божеств, и особенно божеств войны, грома и т.д. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея. Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Авсень и Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так, например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне, содержащемся при храме.
Иван Билибин «Красный всадник»
«Энциклопедия символов, знаков, эмблем» изд. «Локид» 1999, «Миф» 1999
Огромная 60-метровая лошадь, выдолбленная в меловой горе рядом со стоянкой кельтов в Брайтоне конь
Образ солнечного конька в шумящих подвесках-амулетах.
1 – филигранные кони-олени, меря, IX – XI века; 2,3 – прикамские подвески-амулеты в виде парных коньков, XII век; 4 – полый конек- подвеска, Новгород, XII – XIV века; 5 – литая латунная подвеска, Новгород, XIII век.
Примеры такой дружбы:
Буцефал и Александр, конь-Баярд (старофранцузские баллады), Рустам и Ракша в «Шахнаме» Фирдоуси, Байчибар (в тюркском эпосе) и Алпамыш. Существовал целый набор процедур выбора коня героем. Он выбирает из табуна необъезженного жеребца и укрощает его, ибо для первого подвига герою нужен именно этот конь. Выбор и поимка коня является первым испытанием сил героя и испытанием самого коня. Молодой витязь выбирает того коня, который может выдержать тяжесть богатырской руки и дает себя оседлать и объездить лишь тому, в ком он узнает своего будущего господина.
Белая лошадь была родовым знаком ганноверского родового дома. Во времена двух первых королей Англии Георга I (1714-1727гг.) и Георга II (1727-1760гг.) белая лошадь вместе с королевским дубом Стюартов была на многих вывесках пивных. Впоследствии этот мотив перекочевал на этикетку бутылки виски «White Horse». Белая лошадь встречалась и на более древних штандартах саксов.
«Словарь символов» справочник Надя Жульен изд. лтд. «Урал»
ЛОШАДЬ
вселенская энергия, либидо
Лошадь была тотемическим животным германских народов и солнечным символом: в бегах, символизирующих движение небесных светил, лошадь воплощала солнце.
— В Библии лошадь является символом разума, призванного усмирять инстинкты, подобно тому как всадник укрощает дикого скакуна.
Аллегорический призыв: Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы. коней и сидящих на них (Апок. XIX, 17, 18),— означает требование приноравливать разум к божественным истинам, где всадник выступает символом мудрости, которая направляет разум, повозку, религиозную доктрину.
Не на силу коня смотрит Он (Пс. CXLVI, 10) — указывает на разум, не подкрепленный мудростью.
Не будьте как конь, как лошак несмысленный (Пс. XXXI, 9): разум человека притупляется в стремлении к материальному.
— В разных трактовках от масти Лошади зависит смысл символа. В Апокалипсисе белая лошадь является символом победы, рыжая — разрушения.
Всадники Апокалипсиса
— Ассоциируемая со сладострастием в бестиариях средневековья, лошадь рассматривается в качестве вселенского символа психической энергии, поставленной на службу человеческим страстям, в особенности сексуальному влечению, которое, если оно неуправляемо, приводит человека к саморазрушению.
Лошадь воплощает также импульсивность, неудержимость желаний, инстинктивные влечения, выступающие движущими факторами человеческого поведения. Лошадь посвящалась Нептуну-Посейдону, богу морей и штормов, ассоциировалась с пылким Фаэтоном, который осмелился пойти против воли Зевса.
Связь Лошади с темными силами человеческого естества, с мужским началом, сексуальностью была замечена многими авторами (Ницше устами Заратустры: Мои ноги — это ноги лошади, они семенят и галопируют, несмотря на препятствия, и их стремительный ход дарит мне дьявольское удовольствие).
— Приснившаяся лошадь — многогранный символ, связанный с психическими процессами, означает сформированность и определенность инстинктивных влечений, подталкивающих человека к достижению реальных целей.
Черная лошадь смерти и разрушения во сне является синонимом нищеты; она воплощает негативное, извращенное либидо. Белая лошадь говорит об утрате чувства реальности и может быть связана со смертью.
Лошадь, которая встает на дыбы, фыркает, неистовствует, убегает,— свидетельствует о внутренней безнравственности эротической жизни сновидящего.
— Седьмой знак китайского гороскопа, Лошадь (ма) представляет веселую и очаровательную личность, однако с холерическим темпераментом, переменчивую и упрямую. Год Лошади является беспокойным и наполненным событиями, благоприятствующими рискованным начинаниям; насыщенным и напряженным в дипломатической и политической сферах.
«Быт русского народа» А. Терещенко «Русская книга» 1999
ЛОШАДЬ
Выводят ночью из конюшни белую лошадь, за неимением же белой другую какую-либо и завязывают ей глаза. Одна из девушек садится на лошадь, дает ей волю идти, куда она хочет. В которую сторону она пойдет, с той стороны придет суженый; но лошадь всегда идет в конюшню. Белая лошадь избирается потому, что на ней видны следы дьявола, если он успел поездить на ней.
Самое древнее славянское гадание лошадью состоит еще в том, что ее переводят через оглоблю или шест. Если она зацепится ногами, то будет муж злой и жизнь несчастливая; если перейдет, не зацепив, будет муж тихий, добрый и житье счастливое. Это доселе в употреблении в Малороссии и северо-восточной части России, Польши, Литвы и Белоруссии. На остров Рюгель жрецы переводили через шест, с замечаниями, белого коня, на коем ездил бог Святовид. В Штеттине переводили вороного коня через копье. Если он не касался копья ногами, то успех в предприятии; а если дотрагивался, то неудача или несчастие.
Ольга Нагорная. «Легенда»
«Быт русского народа» А. Терещенко «Русская книга» 1999 игры
Детская игра
ЛОШАДКА
В праздничные дни, особенно летом, всегда и повсюду встретите мальчишек с веревочками в зубах, бегущих по два или по три, схватясь за руки, представляя из себя лошадок. Ими правит бой — кучер, который неумолчно хлопает плетью и кричит на них. Эта игра есть одна из любимых для крестьянских детей. В деревне едва станет ходить мальчик, уже он возит истоптанный лапоть или ездит верхом на палочке; поит своего коня, ставит его в конюшню, дает ему овса и чистит его. Когда может уже бегать по улице, тогда он с восторгом снаряжает тройку, которая иногда впрягается в тележку, и на ней помещается кучер. Тройка бежит сначала тихою рысью, потом несется, бьет и опрокидывает повозку. Ушибленный кучер забывает о своей боли: он бежит за лошадьми, останавливает их, гладит каждую по головке и внимательно рассматривает: не засеклась ли которая? Мочит им ноги водою, а о себе не думает. Эта игра выражает страсть ямщиков к своему занятию.
Играют в лошадки еще проще: садятся мальчики и девочки верхом на палочке и, воображая себе, что они едут на лошадке, зануздывают ее шнурочком или веревочкою, хлещут плетью, а за неимением ее — тонким прутиком, сворачивают свою головку на сторону, скачут галопом или во всю прыть и кричат: «Пошел! Пади!» Девочки не так охотно разъезжают на лошадке, как мальчики, обнаруживая собою с детства, что это не свойственно их полу, — потому они предоставляют ездить мужчинам.
«Русская изба» иллюстрированная энциклопедия С-Пб, «Искусство-С-Пб»
КОНИК (ЛАВКА МУЖСКАЯ). 1. Короткая широкая лавка, врубленная в стену. На большей части территории России имела форму ящика с откидной плоской крышкой или ящика с задвижными дверцами.
Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Коник располагался в жилой части крестьянского дома, около дверей. Он считался «мужской» лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Здесь они занимались мелким ремеслом: плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали рыболовные сети и т. п. Под коником находились и инструменты, необходимые для этих работ.
Традиционное представление о конике как мужском месте сохранялось довольно долго. Так в деревнях, расположенных по течению р. Вятки, даже еще в конце 30-х гг. XX в. сесть на коник женщине считалось неприличным. 2. Высокая толстая широкая доска, закрепленная вертикально возле двери; отгораживает короткую, или «мужскую», лавку от входных дверей избы. Название свое получила потому, что ее верхней части придавалась форма конской головы.
Коники были характерны в основном для изб северных губерний Европейской России.
Энциклопедический словарь «Славянский мир I-XVI века» В. Д. Гладкий, Москва Центрополиграф 2001 г.
КОНЕК, князек, конь, князь — верхнее ребро (гребень) 2-скатной, а иногда и 4-скатной крыши. В русских деревянных постройках К. часто сверху для большей прочности накрывался охлупнем — толстым выдолбленным бревном, фасадный конец которого иногда вырезался в виде головы коня, оленя, птицы и т. п.
(1) На основании этого поверья и в черноземных губерниях соблюдается обычай вешать в конюшнях, с правой стороны, над яслями образ Фрола и Лавра; редкий решается (наприимер], в Пензенской губ.) там испражняться, и в редких стойлах не подвешена убитая сорока (чтобы лошади были веселее). — Прим. С.В. Максимова.
(2) «В некоторых местах заведен обычай закапывать фроловскую просфору (ржаную). Каждый домохозяин несет за пазухой одну такую просфору, чтобы разломить дома на кусочки и дать по частице каждой дворовой скотине, начиная с коня и кончая поросенком. — Прим. СВ. Максимова
«Энциклопедия примет и суеверий» Кристина Хоул, Москва «Крон-пресс»
Конский волос
В прежние времена бытовало поверье, что если конские волосы оставить в воде, они превратятся в угрей. Один из авторов «Книги дней» (1864 г.) отмечает, что всего за несколько месяцев до написания книги один суффолкский житель утверждал, что экспериментально доказал это. Он, по его словам, поместил несколько конских волос в ручей, пробегавший мимо его дома, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. В очень недолгом времени он обнаружил в ручье множество молодых угрей.
То обстоятельство, что некоторые виды глистов напоминают волосы из конской гривы или хвоста, можно, вероятно, считать ответственным за знаменитое народное средство против глистов у детей. Действуя по магическому принципу, согласно которому болезнь излечивается чем-то напоминающим ее самое, заботливые родители очень мелко нарезали конский волос, вдавливали в бутерброд и давали есть ребенку.
Средство против зоба, описанное в Оксфордшире в нынешнем веке, состояло в том, что нужно было попросить у всадника несколько волос из конского хвоста, не объясняя ему, зачем они нужны. Если затем постоянно носить эти волосы на шее, опухоль постепенно спадет и в конце концов совсем исчезнет.
Среди школьников существовало твердое убеждение, что если во время порки зажимать в кулаке конский волос, то розга расщепится и ее нельзя будет использовать, или, если не расщепится, то во всяком случае будет бить небольно.
Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. «Гранд» Москва 2001 год.
Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.
Символ животной жизненной силы, скорости и красоты. За исключением Африки и Северной и Южной Америки, где лошади загадочным образом исчезли на многие тысячелетия, до тех пор, пока испанцы не ввезли их, лошадь везде связывали с приходом господствующих цивилизаций и с превосходством. Объезженная лошадь — важный символ власти; отсюда популярность конных статуй. В наскальной живописи, как и в романтической, лошади «плывут по поверхности» — воплощение силы жизни. Они ассоциировались со стихийной силой ветра, бури, огня, волн и текущей воды. По сравнению с другими животными, их символизм ограничен в наименьшей степени, он простирается от света к тьме, от неба к земле, от жизни к смерти. Во многих обрядах лошадь служила символом непрерывности жизни. Каждый октябрь римляне приносили лошадь в жертву богу войны и плодородия Марсу и сохраняли ее хвост в течение зимы как символ плодородия. По древним поверьям, лошадь знала тайны загробного мира, земли и циклы ее развития. Этот ранний хтонический символ был замещен более широко распространенной ассоциацией лошади с богами солнца и неба, хотя лошади продолжали играть роль в похоронных обрядах в качестве проводников или посланцев в загробный мир. Лошадь без седока до сих пор используется как горький символ в похоронах военачальников и государственных деятелей.
Смерть обычно представлялась в виде черной лошади, но она же едет и на бледном коне в книге Откровение. Белая лошадь почти всегда солнечный символ света, жизни и духовного просветления. Она эмблема Будды (сказано, что он покинул земную жизнь на белой лошади), индуистского Калки (последнего воплощения Вишну), милосердного Бато Каннон в Японии и Пророка в исламе (для которого лошади были эмблемами счастья и благополучия). Христа иногда изображают верхом на белом коне (христианство таким образом связывает коня с победой, восхождением, мужеством и великодушием). Белая лошадь, символизирующая меловые земли Южной Англии, изображалась на знаменах саксов; возможно, эта символика была связана с кельтской богиней-лошадью Эпоной, которая пришла из римской мифологии и считалась покровительницей лошадей. Крылатые лошади также солнечный и духовный символ. Лошади везут колесницу солнца в античной, иранской, вавилонской, индийской и скандинавской мифологиях. На них скачут многие другие боги, включая Одина, чей восьминогий конь Слейпнир символизировал восемь ветров. Облака были лошадьми валькирий, скандинавских дев-воительниц, служительниц богини Фрейи. Хотя лошадь в основном связывалась со стихийной или врожденной силой, она может символизировать и скорость мысли. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой предсказания. Они ассоциируются с сексуальной энергией, порывами желания или вожделением, как на картине Фузели «Ночной кошмар» (1781) молодая девушка видит во сне, что лошадь с безумными глазами просовывает голову под полог ее кровати.
«Энциклопедия символов», Шейнина Е.Я. Издательство «Торсинг» Москва 2003
Конь :
Символ солнца, степи. Конь символизирует грацию и мужество. Белая лошадь была эмблемой саксов и Ганноверского королевского дома.
У древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно восходящему и заходящему солнцу.
Нагруженная лошадь является символом человеческого тела, несущего ношу своей духовной конституции. Либо, наоборот, это символ духовной природы человека, несущей на себе бремя материальной личности.
Троянский конь — символ коварства под видом подарка.
С точки зрения герметического знания, деревянный троянский конь, вмещающий в себя отряд, готовый к захвату города, представляет человеческое тело, скрывающее в себе бесконечные возможности, которые развиваются позднее и завоевывают все окружающее.
В геральдической символике конь сочетает свойства нескольких животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя и ловкость лисицы.
В гербе всегда изображается в профиль. Называется бешеным (effare, carbe), если представляется поднятым на дыбы, играющим (anime), если цвет глаз отличается от цвета тела, диким (gai), если он без узды, взнузданным (bride), оседланным (selle), покрытым латами (barde), попоною (caparaconne). При описании точно указывается цвет украшения, сбруи и покрова коня.
В символике тибетской медицины конем называют вещество, которое сопровождает основное лекарственное средство к пораженному органу.
Пегас :
Крылатый конь; символ поэтического вдохновения. Пегас — волшебный конь, родившийся из туловища убитой Персеем горгоны Медузы. Впоследствии вознесся на Олимп, где доставлял Зевсу молнии. На укрощенном им Пегасе мифологический герой Беллерофонт победил трехглавое чудовище Химеру. (Иносказательно: крылья Пегаса возносят выше крыльев Химеры!)
Древние связывали Пегаса с богиней зари Эос и считали, что он после смерти Беллерофонта был помещен на небе в виде созвездия Пегаса.
В III веке до нашей эры александрийские поэты создали о Пегасе представление как о коне поэтов. Выражение «оседлать Пегаса» означает стать поэтом.
«Жилище в обрядах и представлениях восточных славян» А. К. Байбурин Ленинград «НАУКА» 1983 г.
Парные кони в русском народном и церковном искусстве.
1 – конек на крыше избы. Архангелогородская губ., XIX век; 2,3 – Солнце и Месяц. Миниатюры Киевской псалтири, 1397; 4 – северорусские вышивки (по Б. А. Рыбакову).
Учитывая сказанное в разделе о «строительной жертве», можно сделать предположение о наличии связи между конскими головами, приносившимися в жертву, и «коньками» на крыше. Дом, как бы «выраставший» из закопанной в землю конской головы, увенчивался ее же изображением, что придавало всему жилищу вид коня в плане общего архитектурного реше¬ния.147 Аналогия дом — конь включает, по-видимому, еще один семантический пласт: представления о жизни и смерти.148 Известно, что конские черепа, выставленные на изгороди, на шестах, имели значение оберега.
И, наконец, конек (князек) на крыше можно рассматривать как одну из реализаций общеиндоевропейского мотива коня у мирового дерева, подробно рассмотренного Вяч. Вс. Ивановым,149 при том, что дом, как уже неоднократно говорилось, может выступать в роли субститута мирового дерева. Вяч. Вс. Иванов рассматривает коня у мирового дерева как замену человеческой жертвы. Для нас важен и сам факт замены. То, что именно конь рассматривался во многих культурных традициях как наиболее адекватная замена человека, служит еще одним подтверждением нашей интерпретации синонимии «конька» и «князька».150