что означает босое лицо
Значение слова «босой»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БОСО’Й, а́я, о́е, и (обл.) бо́сый, ая, ое; бос, боса́, бо́со. Необутый, с голыми нога ми. <>
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
босо́й
1. не имеющий на ногах обуви; необутый ◆ Босая, в старой, поношенной юбке, засучив рукава до плеч, она мыла в сенях лестницу и пела тонким серебристым голоском, а когда выносила большую лохань с помоями и глядела на солнце со своей детской улыбкой, то было похоже, что это тоже жаворонок. А. П. Чехов, «В овраге», 1900 г.
2. с голыми ногами (без чулок, без носков) ◆ — Эх, какую я мозоль себе натёр, — крякнул он, поставив босую ногу на край стула и разглядывая жёлтую шишку на пятом пальце. В. В. Набоков, «Король, дама, валет», 1927–1928 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова черкес (существительное):
БОСОНОГОСТЬ (BAREFOOT)
Образ босого подразумевает в Библии не просто отсутствие обуви на ногах. В различных библейских контекстах образ босого может служить символом смирения, высокого положения или почитания Бога.
Уничижение. Босые ноги символизируют внутреннее состояние человека и служат образом духовной нищеты. Это представление основывается на обычае унижать и грабить побежденных ( 2Пар. 28:15 ). Лишение пленников обуви служило практической цели – тем самым победители затрудняли их побег и получали добычу. С учетом такой обычной практики слова «лишать» или «грабить» могут относиться как к одежде, так и к обуви ( Иов.12:18–19 ; Мих. 1:8 ). Пророки ходили босыми, ярко выражая тем самым смирение перед неизбежной судьбой обреченных на плен людей ( Ис. 20:2–4 ; Мих. 1:8 ).
Добровольный «плен» во время плача и скорби также требовал, чтобы человек ходил босым ( Иез. 24:23 ). С другой стороны, возвращение обуви (и одежды) ясно указывало на восстановление общественного положения ( Иез. 16:10 ; 2Пар. 28:15 ; Лк. 15:22 ). Давид убежал босым не только из-за спешки ( 2Цар. 15:14 ), но и в знак того, что царство временно попало в руки к Авессалому ( 2Цар. 15:30 ). В противоположность этому, обувь на ногах символизирует готовность исполнять повеления Господа ( Ис. 5:27 ; Мк. 6:9 ; Еф. 6:15 ).
Положение. Обнажение ног для мытья указывало на положение почетного гостя. На древнем Ближнем Востоке правила гостеприимства требовали омовения ног гостей ( Быт. 18:4, 19:2 ; Суд. 19:21 ), в чем подспудно выражалось признание высокого положения босого человека ( 1Цар. 25:41 ). Иоанн Креститель развил этот образ еще дальше, заявив, что он не достоин даже снять обувь Иисуса ( Мф. 3:11 ). Иисус, в Свою очередь, практически разрушил эту символику, омыв ноги учеников и воспользовавшись этим случаем для донесения учения, что величие в Царстве Небесном определяется не общественным положением, а служением ( Ин. 13:1–20 ).
Обувь служила символом цивилизованности не только людей, но и животных. Описывая идолопоклонство Израиля, Иеремия использует образ неуправляемой (дикой) ослицы и сравнивает религиозное непостоянство народа с поведением самки животного в период течки, когда поведение определяется гормонами, а не разумом ( Иер. 2:24–25 ).
Почитание. Бог в двух случаях требовал от Своих служителей снять обувь: от Моисея у горящего куста ( Исх. 3:5 ) и при утверждении Иисуса Навина новым Моисеем ( Нав. 5:15 ). В обоих случаях в тексте приводится объяснение: «Место, на котором ты стоишь, свято». Верно, что в присутствие Божье могли входить только священники с омытыми босыми ногами ( Исх. 30:19 ). Учитывая, что земля была проклята после грехопадения ( Быт. 3:17 ), эти правила могли означать, что в местах, где присутствует Божья слава, проклятия больше нет. Более того, в некоторых древних обществах нагота рассматривалась как естественное и приемлемое состояние истинного молящегося.
Намек на это есть в Ветхом Завете ( Быт. 2:25 ). К тому же, обувь почти наверняка изготовлялась из кожи убитых животных и с трудом очищалась от приставшей к ней грязи. Взаимосвязь между наготой и чистотой просматривается во многих культурах и служит, по-видимому, основанием для распространенного мнения, что к божеству лучше всего приближаться в естественном виде ( 1Цар. 19:24 ), в том виде, в котором человек родился ( Иов.1:21 ; Еккл. 5:14–15 ). В безгрешной наготе нет никакого стыда ( Быт. 2:25 ).
См. также: МЫТЬЕ, НОГА, СВЯТОСТЬ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Значение слова « Босой »
В словаре Даля
босоногий, необутый, кто без всякой обуви, голоногий. Обуться на босу ногу, напробоску, обуть сапоги, башмаки или лапти на голую ногу. На босую ногу всякий башмак впору. К босому по лапти пошел. Босоножка об. кто ходит босиком, босой. Босота, босина ж. босоножье ср. нагота ног, состояние без обуви; | голь, нужда, в значении нищеты. Босоты, наготы изувешены шесты. Ходить босоножьем, босоножью, босиком. Житье, житье: наготьё да босотьё. И наго, и босо, и без пояса. Где наго, там и босо. Купил сапоги, да не избыл босоты. | Босая лошадь, с плохими, слабыми копытами, противопол. обувистая. Босины ж. мн. еврейский праздник, обряд омовения ног. Босва, босовь ж. сиб. ступня, ножная лапа у человека, ступа, стопа. Босиком, босичищем, новг. боском, арх. босонком нареч. разувкой, босыми ногами, без всякой обуви. Сам в сапогах, а след босиком, без подошв. За твоим языком не поспеешь босиком. Хожу на голове, хотя u на ногах; хожу босиком, хотя и в сапогах; гвоздь в сапоге. Босовики, босики, босоноги м. мн. опорыши, башмаки из старых сапогов; обувь на босу ногу, без чулков или подверток; обувь без голенищ; спальные, домоседные сапожки, туфли; новг. вологодск. женские башмаки (на босу ногу), с высокими передами, остроносые, на каблуках, с ушками на клюшках; тул. летние башмаки; вят. бахоры, берестеники, берестовые лапти на босу ногу, для дома. Босомыг(к)а, босыня об. босомыжник м. босомыжница ж. кто ходит босиком, оборванец (см. баса). Босомыжничать, ходить, слоняться босиком; | шататься праздно и в нищете. Босеть, обнашиваться обувью, становиться без обуви; голеть, беднеть, нищать. Не оттого обосели (оголели), что сладко пили-ели, а видно так Бог дал (а знать на нашу денежку прах пал). | Босеть, о лошади, скоте: болеть ногами, копытами. В провальный наст или серен кони босеют, обрезывают себе щетки. Олень босеет от копытницы. Босопляс, босохлю(ё)ст м. босуля об. человек, никогда не носящий обуви, всегда босой; бежать босоплясом, босиком, особенно в грязи или по снегу.
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
В словаре Фасмера Макса
босо́й
бос, боса́, укр. бо́сий, др.-русск. босъ, болг. бос, сербохорв. бо̑с, bòsa, словен. bȯ̑s, чеш. bosý, польск. bosy, в.-луж., н.-луж. bosy.
Родственно лит. bãsas, ж. basà, лтш. bass, ж. basa, д.-в.-н., ср.-в.-н. bar «босой», др.-исл. berr, арм. bokΏ «босой»; см. Бартоломэ, Stud. 2, 13; Хюбшман 430; Педерсен, IF 5, 46; Лиден, Arm. Stud. 113 и сл.; Траутман, BSW 28. Ср. еще босый «серый».
В словаре Д.Н. Ушакова
В словаре Синонимов
босоногий, голоногий, голый; разутый, необутый
В словаре Синонимов 2
прилбосоногий, голоногийс голыми ногами
В словаре Синонимы 4
босоногий, голоногий, необутый, разутый
Слово «босой»
Этимология. Русский язык для нас
Слово «босой» ⇐ Этимология
Сообщение Франсуа » 14 фев 2019, 01:15
Сообщение Марго » 14 фев 2019, 10:00
Сообщение Селена » 14 фев 2019, 10:05
бос, боса́, укр. бо́сий, др.-русск. босъ, болг. бос, сербохорв. бо̑с, bòsa, словен. bȯ̑s, чеш. bosý, польск. bosy, в.-луж., н.-луж. bosy.
Родственно лит. bãsas, ж. basà, лтш. bass, ж. basa, д.-в.-н., ср.-в.-н. bar «босой», др.-исл. berr, арм. bokΏ «босой»; см. Бартоломэ, Stud. 2, 13; Хюбшман 430; Педерсен, IF 5, 46; Лиден, Arm. Stud. 113 и сл.; Траутман, BSW 28. Ср. еще босый «серый».
Сообщение Франсуа » 14 фев 2019, 13:00
Для невнимательных: я читал Фасмера, о чём уже написал, этимологический словарь для школьников Марго тем более может оставить себе Я спрашиваю: значит, у босой нет никаких родственных слов, кроме производных от него же? И никакого реконструируемого индоевропейского корня? И ничего близкого ни в древнеиндийском, ни в древнеперсидском, ни в древнегреческом, ни в латыни, ни в готском? Это означало бы, что на некоей заре времён предки славян (и германцев?) спохватились, что им по жизни не хватает одного нужного слова и сочинили его, как тогда ещё не говорили, от фонаря, т. е. совершенно искусственно, как тогда тоже ещё не говорили. А такие случаи хотя и отмечены, но они, как правило, случались не на заре времён, а намного позже. Изначальные же слова обладают перечисленными мной выше признаками изначальных слов. Чтобы всем было понятно, о чём речь, предлагаю желающим в качестве примера рассмотреть хотя бы слово иду.
Я совершенно не против, чтобы у слова босой было такое оригинальное происхождение. Просто мне показалось, что если оно у него действительно такое, настоящими любителям языка это должно быть интересно. Ненастоящие любители могут не беспокоиться.
«Босое рыло»
На Руси история с бритьем бород имеет тенденцию к повторению. Прежде чем в Москве громко прозвучал призыв: «Пожалуйте бриться!», о посягательстве на бороду как о страшном кощунстве и подумать-то редко кто осмеливался. Борода почиталась столь высоко, что в древнейшем законоуложении — кодексе «Русская правда» — за нанесение увечья налагалась вира (штраф) в 3 гривны, а за злокозненное лишение человека бороды — целых 12 гривен!
На этом репрессии в отношении не желавших бриться не закончились: им велено было носить специальные костюмы — «зипуны со стоячими клеевыми воротниками, ферези и однорядки с лежачими ожерельями». При этом у наиболее активно сопротивлявшихся бритью старообрядцев воротники должны были быть красного цвета. Особый костюм был придуман и для жен «бородоносцев». За нарушения «формы одежды» или за неуплату подати наказывали жестоким штрафом в 50 рублей, если же денег для уплаты не было, бородачей с семейством отправляли в Рогервик (Ревель) на каторжные работы до тех пор, пока не отработают сумму долга. У того, кто хоть и с бородовым знаком, но не в форменном платье являлся в присутственное место, велено было дел и жалоб к рассмотрению не принимать.
Война с растительностью на лице велась всю первую четверть XVIII столетия, пока потихоньку-полегоньку русские к бритью не привыкли, нашли даже его делом вполне естественным, и не возникла насущная потребность в услугах людей, умеющих стричь и брить. Те времена, когда цирюльни Ганса Крузе вполне хватало для обслуживания всех желавших побриться на Руси, давно прошли, и цирюльников-иностранцев катастрофически не хватало. Сами «мастера» не успевали обслуживать даже высокородных клиентов, и потому «иностранные специалисты» стали брать себе в ученики русских, которые потом открывали свои цирюльни.
Особый вклад в развитие парикмахерского искусства в нашем отечестве внесли дамы, которые стали стричься, и очень коротко, так, чтобы было удобнее носить парики. Возникло целое искусство интимной прически — коротенькой стрижки, которую мог видеть только тот, кого мадам принимала без парика. Потом в России и вовсе наступила пора женского правления: три государыни сряду правили страной несколько десятилетий, что не могло не сказаться на внутренней жизни государства. В XVIII в. из-за границы стали выписывать кауферов, парфюмеров, изготовителей париков и прочих «специалистов изящества», которых сегодня называют стилистами. При Екатерине Великой они были выделены в особый цех мастеровых, что означало фактически признание профессии как отдельного рода занятий.
Мода стала для наших предков делом таким же насущным, как и для остальных европейцев, но в ней для русских мужчин существовали особые ориентиры. Состоявшие на государственной службе с растительностью на лице поступали так, как диктовала верховная власть, регулярно издававшая специальные «артикулы», в которых имелись отдельные распоряжения на этот счет. Российские законы по-прежнему требовали от мужчин бритья столь же строго, как раньше отпускания бород, и хотя в XIX в. бородачей анафеме не предавали, но и на государственную службу не допускали. Дамы по этому поводу имели свое особое мнение, и было оно совершенно однозначным: им нравились усы, и в доверительных разговорах они сравнивали поцелуй с безусым мужчиной с лобызанием чьей-то лысины или коленки. При таком суждении в большом выигрыше оказывались военные, которым усы дозволялись во все времена как символ воинственности, а в иных полках их ношение было непременным условием, в дополнение к «выпушкам, погончикам и петличкам» мундира. Гражданским чиновникам приходилось лишь завистливо вздыхать: к их мундиру усы не полагались — им дозволялись бакенбарды, но это, согласитесь, все же не то. Купечеству вышло разрешение носить бороды лишь в царствование Николая I, дворянам же подобную вольность даровал уже император Александр II в 1860-х гг., но это разрешение касалось лишь тех, кто не состоял в казенной службе. Военным и гражданским чиновникам ношение бород было запрещено до 20 июня 1874 г., когда царем был подписал указ, коим борода в России была «окончательно реабилитирована» и дозволена к ношению всем его подданным без исключения.
Казалось бы, на этом история злоключений бритья и стрижки завершилась. Но нет! В ХХ в., при советской власти, в ношении бород и особого рода причесок узрели «идеологическую диверсию» и боролись с нею со страстью сподвижников Петра Великого. Сначала власти не понравились аккуратные набриолиненные стрижки стиляг. Потом до истерики доводили небрежные «хаера» тех, кто пытался подражать хиппи. Вопрос правильности причесок, разделенных на категории «наши» и «не наши», несколько десятилетий терзал души идеологически праведных советских обывателей, занимавших посты. В схватку с волосатиками всех мастей были втянуты КГБ, милиция, партийные и комсомольские органы, педагоги, ветераны войны, труда и иже с ними. Газетчики и иные работники идеологического фронта из кожи вон лезли, обличая бородачей и «лохматых». Точно так же, как Иван Грозный считал подстриженную бородку признаком отпадения человека от Бога, длинные волосы и интеллигентные бородки казались советским идеологам верным знаком «западного растления» и открытым бунтом против «социалистического образа жизни».
В России история с модами, бородами и прическами, как мы имели возможность убедиться, имеет тенденцию к развитию и бесконечному повторению, с периодами обострения и впадения в крайности то Ивана Грозного, то Петра I, и кому как не историку знать, что, говоря о чем-либо: «Это уже никогда не повторится», можно сильно ошибиться в своих прогнозах.
- что означает значок треугольник на пульте кондиционера
- если ребенка укусил кот уличный что делать