что означает бтр в армии
Бронетранспортёр
По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» назывался транспортёр пехоты (на шасси лёгкого трактора).
Ближайшими по классу бронетранспортёру машинами являются боевые машины пехоты (БМП) и боевые машины десанта (БМД). Разница заключается в задачах, которые возлагались на машины. БТР в основном разрабатывался как транспортное средство пехоты, в то время как на БМП и БМД дополнительно возлагались задачи поддержки пехоты огнём орудия и ПКТ в наступлении и обороне. Хотя на многих БТР установлены достаточно мощные крупнокалиберные пулемёты, вооружение этих машин, как правило, не является стабилизированным и имеет упрощённые прицелы, что ограничивает его применение в основном целями самообороны. БМП и БМД отличаются от БТР лучшей защитой и более высокой огневой мощью. БТР же, имея колёсный ход, значительно превосходит их в скорости по дорогам с улучшенным покрытием. В свою очередь, БМД отличается способностью авиадесантирования с помощью парашюта. БТР по сравнению с БМП и БМД обычно имеет в разы меньшую стоимость в производстве из-за отсутствия на нём сложного и высокотехнологичного оборудования.
Для БТР, в отличие от танков и БМП, тип движителя не оговорён, поэтому среди БТР есть как гусеничные, так и колёсные машины.
Содержание
История развития
Первые БТР (в современном понимании) были построены англичанами во время Первой мировой войны как транспортный танк Mark IX на базе Mk I для транспортировки на поле боя до 50 пехотинцев. Между мировыми войнами пальма первенства в разработке БТР перешла к немецким конструкторам, разработавшим различные варианты машин с колёсно-гусеничным движителем и противопульным бронированием с рациональными углами наклона. К началу Второй мировой войны колёсно-гусеничный БТР М2 («халфтрак») был разработан в США и стал самой массовой машиной этого класса того времени. Модификация М3 этого семейства боевых машин поставлялась по ленд-лизу в СССР, поскольку советские конструкторы и производственные ресурсы были ориентированы на разработку более нужных фронту танков и САУ. В канадских, затем американских и британских частях союзников в эрзац-бронетранспортеры переделывались шасси танков и САУ.
После войны отсутствие в СССР БТР было признано большим упущением и в короткое время были созданы современные образцы этих машин. В государствах-участниках блока НАТО и не связанных с ним странах после Второй мировой войны были созданы разнообразные конструкции БТР, отражающие национальные точки зрения на функции подобных машин в собственных военных доктринах и концепциях.
Плавающие бронетранспортёры
Очень популярна концепция, согласно которой бронетранспортёр рассматривается как универсальное транспортное средство, способное не только защитить от пуль, но также и преодолевать водные препятствия. Эта концепция обрела популярность ещё в годы Второй мировой войны, когда стало очевидным, что отсутствие какой-либо брони у американских амфибий LVT-1 и LVT-2 (англ. Landing Vehicle Tracked — Десантный Транспорт Гусеничный ) является их серьёзным недостатком, который тем не менее может быть легко исправлен за счёт применения бронирования, аналогичного плавающему танку LVT(A)-1 (англ. A — Armored, Бронированный ), основанному на том же самом дизайне, что и LVT-1 и 2.
В то же время, помимо авиатранспортабельных бронетранспортёров морская пехота США широко использует бронетранспортёры предназначенные для транспортировки морем, а не по воздуху. Что позволяет без оглядки на прокрустово ложе авиатранспортабельности, получить не только хорошую мореходность, важную именно для военно-морских операций с участием морской пехоты, но также и большую грузоподёмность, которая может быть использована как для большего количества превозимых десантников, так и для более тяжёлого вооружения. Так например, если авиантранспортабельный бронетранспортёр M113 при массе около 11 тонн, перевозит 11 десантников и вооружён 12.7 мм пулемёт, то перевозимый морем AAV7 при массе в 23 тонны, перевозит 25 десантников и вооружён 40 мм гранатомётом.
40-50 км/ч по воде против традиционных
Что касается мотопехоты, то в начале двадцать первого века стала популярной идея об отказе как от плавающих, так и авиатранспортабельных бронетранспортёров (примерно аналогичных десантным), в пользу тяжёлых как более живучих в бою. С другой стороны, тяжёлые БТР серьёзно ограничивают возможности мотопехоты в ландшафтах, изобилующих водными препятствиями. Не случайно тяжёлая БТР «Ахзарит» применяется в пустынной и полупустынной местности, а для свободы действий в местности, не являющейся таковой, всё же необходима возможность преодоления водных препятствий.
Тяжёлые бронетранспортёры
Самый первый бронетранспортёр Mark IX, по ряду признаков можно было отнести как тяжёлым, так и лёгким бронетранспортёрам, так как с одной стороны он был создан на базе танка, а с другой подобно танкам того времени имел лишь противопульную защиту. Позднее в годы Второй мировой войны канадцами использовались эрзац-бронетранспортёры из танков и САУ, со снятыми башнями и крышами, получившие прозвище «Кенгуру». Эти машины, хоть и сохраняли большую часть танковой брони, не имели крыши и были уязвимы при попаданиях сверху.
В годы Холодной Войны идея тяжёлых бронетранспортёров не обрела популярности, а противопульная защита считалась достаточной. Основной причиной тому было то, что потенциальные противники в силу своей географической удалённости друг от друга делали ставку на десант. И если США, как получившие после Второй Мировой несомненное господство на море, ставили на свою морскую пехоту, то в СССР была сделана ставка на ВДВ. В результате и в той, и в другой стране обязательным требованием к бронетранспортёру была его способность к преодолению водных препятствий, которую было легче всего обеспечить при противопульном бронировании. Разница концепций заключалась главным образом в том, что американцы, благодаря господству на море, помимо небольших авиатранспортабельных бронетранспортёров (наподобие M113 с массой около 10 тонн), могли себе позволить и большие («монструозные» по советским меркам) бронетранспортёры наподобие AAV7.
У израильской «Ахзарита» и украинской БМТ-72 в корме располагается компактный двигатель, оставляющий рядом с собою место для относительно узкого кормового люка, в целях компенсации узости оснащённого приподнимаемой крышкой, позволяющей десантирование с разбега. При этом у израильской «Намер» и иорданской «Темсах» двигатель располагается на носу, обеспечивая тем самым наличие в корме широкого люка для десантирования.
Что касается мотопехоты, то существенным доводом в пользу тяжёлых БТР является то, что специальная разновидность БТР, именуемая БМП, теоретически должна взаимодействовать с танками. А танки, за исключением плавающих, как известно, не способны с ходу (без специальной подготовки) преодолеть водное препятствие. И с этой точки зрения способность БТР и БМП к плаванию при взаимодействии с основными танками становится не столь критичной. В то же время, как показывает практика, плавающие обычные БТР и БМП из-за своего слабого бронирования способны полноценно взаимодействовать лишь с плавающими танками, а для полноценного взаимодействия с основными танками предпочтительны именно тяжёлые БТР.
Опыт боевого применения
Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая
Здравствуйте, товарищи-милитаристы! Сегодня, продолжая цикл статей, я вам расскажу о становлении и развитии бронетранспортеров как вида вооружения в РККА.
В конце 1930 года светлые умы из Опытно-конструкторского бюро Управления механизации и моторизации РККА обратили внимание на хорошо зарекомендовавший себя трактор «Коммунар» производства ХПЗ (Харьковского паровозостроительного завода). Инженеры решили создать десантный танк на базе трактора. За основу была взята модель Г-75, оснащенная бензиновым двигателем мощностью 75 л.с.
Весной 1931 года опытный образец десантного танка Д-14 был готов. Летом 1931 года машина проходила испытания. Корпус бронемашины изготавливался из листов стали толщиной 6-11 мм, скреплялся заклепками. В передней части корпуса располагался двигатель — бензиновый 4-тактный жидкостного охлаждения. Емкость топливных баков в 284 литра обеспечивала запас хода машины в 150 км.
Десантное отделение занимало всю среднюю и кормовую часть машины. Десант составлял 15 человек. Посадка и десантирование осуществлялись через бортовые двери (по три с каждого борта). Экипаж — 2 человека: водитель и командир машины. Вооружение — два ДТ-29. Очень забавным является тот факт, что разработчики машины предполагали, что пулеметы могли устанавливаться в одной из 4 шаровых установок, расположенных по одной в лобовом, кормовом и бортовых броневых листах десантного отделения и отделения управления.
Машина не прошла заводские испытания и не была принята на вооружение. Дальнейшие разработки бронетранспортера были прекращены.
13 февраля 1931 года на вооружение РККА был принят танк Т-26. Современная машина началась производиться на ленинградском заводе «Большевик», производство планировали наладить и на строящихся Челябинском и Сталинградском тракторных заводах. Танк, в котором нуждалась армия, производился в двухбашенных вариантах: пулеметный и пушечно-пулеметный. Позже, в связи с ростом количества танков в армиях европейских стран, появится на свет «истребитель танков» — однобашенный Т-26, вооруженный 45-мм пушкой. Предполагалось производить танк и в качестве транспортера пехоты. Так, в 1932-1933 слушатели военной академии бронетанковых войск показали проект бронетранспортера на основе Т-26. Машина получила отличную от танка компоновку: двигатель был перенесен из задней части корпуса — в среднюю, высвободив, таким образом, достаточно места для десантного отсека; моторно-трансмиссионное отделение располагалась в передней части машины.
ТР-1 был обшит сталью толщиной 6—10 мм, т.е. имел противопульную броню. Двигатель бронемашины — 6-цилиндровый четырехтактный американский «Геркулес» мощностью 90 л/с. Вооружение: 2 пулемета ДТ-29 в передней и задней стенках десантного отделения с боекомплектом 4977 патронов (79 дисков по 63 патрона!). Бронекороб, обшитый 6-мм броней и являющий собой десантный отсек, имел широкую дверь в задней части корпуса машины. Экипаж — 1 человек (механик-водитель) и 14 десантников (!).
Десантники сидели плечами к плечам, упираясь коленями в сидящих напротив. Также в бронекоробе имелись бойницы, но вести огонь из них представлялось возможным лишь при 5 десантниках в ДО. Машина, прибывшая на полигон в августе 1933 года и проходившая испытания в 1934 году, не была принята на вооружение по следующим причинам: тесное десантное отделение, недостаточная проходимость (вес загруженной машины возрос до 9,5 тонны), быстрый перегрев двигателя, негерметичный корпус (при прохождении даже небольшого водного препятствия десантное отделение заливало водой). Тем не менее, опыт в создании машина пригодился для развития следующего гусеничного БТР РККА — ТР-4.
Созданный также на основе танка Т-26, ТР-4 имел несколько иную компоновку, чем его предок — ТР-1. Машина была разработана в 1933 году заводом спецмаштреста им. С.М. Кирова. Изготовлена в количестве трех образцов. Десантное отделение, представляющее собой также бронекороб, было перенесено в среднюю часть корпуса. Посадка и десантирование пехоты производились через две бортовые двери.
Десант размещался на пяти откидных сиденьях, установленных вдоль карданного вала, соединявшего двигатель и трансмиссию (два справа и три слева). Две скамьи располагались вдоль боковых стенок кабины и имели откидные подножки для упора ног. В десантной рубке также размещалось и вооружение машины — 2 ДТ-29 в шаровых установках с боезапасом в 4980 патронов. Стоит добавить, что десантное отделение было вентилируемым (вентилятор размещался в задней части корпуса). Экипаж — 1 человек, десант — 12-14 человек. Моторное отделение с двигателем «Геркулес» размещалось в задней части корпуса и отделялось от десантного перегородкой. Доступ к двигателю можно было получить через два специальных люка.
Броневая защита осталась на уровне ТР-1 — противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6-10 мм. Соединение броневых листов осуществлялось с помощью сварки. Запас хода машины порядка 120 км. Несмотря на то, что машина практически избавилась от «детских» болезней своего предшественника, ее не приняли на вооружение.
Дальнейшая разработка БТР на базе Т-26 не велась.
Экипаж, состоящий из командира и водителя, мог попасть и выйти из машины через боковые двери кабины управления. Корпус машины изготавливался из катаной броневой стали толщиной 6 мм (т.е. бронирование противопульное), имеющей рациональные углы наклона. Вооружение отсутствовало, впрочем, как и амбразуры для ведения огня десантниками. Машина, прошедшая заводской пробег в 330 км, модернизировалась и позже была отправлена на государственные испытания. Испытания машина не прошла ввиду низких тактико-технических характеристик. На вооружение не принята.
К началу Великой Отечественной войны Вермахт и армии его союзников, участвующие в нападении на СССР, уже располагали бронированными транспортерами. Sdkfz 251/250, более известный как «Ханомаг», не были редкостью в группах армий, наступающих по всему Восточному фронту.
Имелись ли подобные машины у оборонявшихся и отступающих советских войск? Нет, к сожалению, наши войска не располагали подобными машинами. Советское военное руководство, озабоченное огромными потерями техники, всеми силами стремилось восполнить их. Несмотря на то, что практически все усилия были брошены на выпуск «основных», уже традиционных, видов техники, таких как танки и САУ, но разработки бронетранспортеров не прекращались.
14 марта 1942 года на вооружение РККА был принят бронеавтомобиль БА-64. Вскоре горьковские инженеры, впечатленные опытом применения немецких БТР решили создать на базе своего детища бронетранспортер. Опытный макет был готов к 22 октября 1942 года.
Машина сохранили формы корпуса исходного образца, однако пулеметная турель была убрана, освободив таким образом место для десантников. Однако «удаление» пулеметной турели не означало, что разработчики собирались оставить машину безоружной. Установка ДТ-29 представлялась возможной. Но вскоре работы по переделки БА-64 в БТР были прерваны вплоть до марта 1943 года, когда был собран второй образец, известный нам как БА-64Е с десантов в 4 человека.
В том же месяце был создан образец БТР с возможностью размещения до 6-ти человек десанта. 3 апреля 1943 года был разработан еще один вариант бронетранспортёра, но уже на базе БА-64Б.
Борта этого варианта были подняты выше, и в них были сделаны по две бойницы с каждого борта. Вооружение отсутствовало. К концу года инженеры ГАЗ построил три БА-64Е, которые были направлены на фронтовые испытания. В обоих случаях машине была дана негативная оценка: тесно, неудобно, малоэффективно.
По результатам войсковых испытаний в сентябре 1944 года ГАЗ изготовил еще три образца БА-64Е. Каждый бронетранспортер был рассчитан на 4-х человек десанта и имел дополнительные бойницы спереди и сзади. Бронирование и подвижность машины остались на уровне БА-64.
28 сентября 1944 года эти машины были показаны маршалу танковых войск Я.Н. Федоренко. Он предложил провести некоторые изменения. Учтя рекомендации маршала, ГАЗ построил еще три бронетранспортера с разными вариантами реализации предложенных изменений. Несмотря на одобрительные отзывы маршала Федоренко при следующем показе и испытаниях, эти модификации так и не пошли в серию, в основном из-за того, что война уже заканчивалась и машина не успеет попасть на фронт.
В условиях катастрофической нехватки бронетраспортеров в РККА (несмотря на ленд-лизовские поставки американских M3 Half-track и Scout-car, английских Universal Carrier) к концу 1942 года на заводе имени Сталина была создана такая машина. В качестве базы, донора, был взят полугусеничный ЗиС-42М, производство которого было налажено на одноименном заводе.
К началу 1943 года была изготовлена машина с деревянным корпусом, которую вскоре представили военным. Проект БТР был утвержден Главным Автобронетанковым Управлением. Предполагался выпуск опытной партии из 5 машин к лету 1943 года, но проект был свернут в связи с малопригодностью и сложностью в эксплуатации гусеничного движителя.
Разработка еще одного советского бронетранспортёра велась полным ходом в КБ автозавода имени И.В. Сталина под руководством В.А. Грачева в начале 1944 года. И в этот раз завод-разработчик нового БТР прибегнул к старому принципу: «создавай на новое на базе имеющегося». Так, машина была создана на базе провалившего испытания артиллерийского тягача АТ-3. В свою очередь, АТ-3 был этаким «симбиозом» грузовика ЗиС-5 и танковой базы СУ-76М.
Компоновка машины была классической для того времени: переднее отделение — МТО, среднее — отделение управления, кормовое — десантное. Двигателем сего чуда являлся движок от того же ЗиС-5 — карбюраторный шестицилиндровый 3иС-16 мощностью 85 л.с. Доступ к двигателю можно было получить использую откидные боковые люки, закрывающие двигатель. Максимальная скорость машины составляла порядка 40 км/ч, объем бака в 150 литров обеспечивал БТР теоретический запас хода порядка 150 км. Корпус сварной, изготавливался из катаной стали толщиной 6-16 мм.
Десантное отделение открытого типа, т.е. крыши так таковой не имелось, поэтому в некоторых случаях можно было закрепить тент. Вооружение — 12.7 ДШК на открытой турели в средней части машины. Все бойцы также имели возможность вести огонь из амбразур. Экипаж составлял 12 человек: 10 десантников, водитель и командир машины. Для выхода/ входа в машину десантники могли использовать кормовую дверь или же воспользоваться дверями по бокам, предназначенные для командира и водителя. Также разработчиками предполагалась возможность использования БТР в качестве транспортера боеприпасов (горючего и т.д.).
В том же сорок четвертом бронетранспортер отправили на испытания на Научно-исследовательский испытательный танковый полигон, где машина их не прошла, несмотря на многообещающие показатели давления на грунт (порядка 0,3 кг/см2), которые сулили машине невероятную проходимость при «незначительном» весе (7100 кг). Все тот же смешанный тип движителя военным, мягко говоря, «не нравился» в связи сложностью в эксплуатации и низкой надежности. Нельзя забывать про скорый перегрев двигателя присущий всем испытанным машинам тех лет. Машина не была принята на вооружение.
Хотелось бы написать нечто свое и попробовать немного «попорицать» военных, по той причине, что никак не содействовали принятию на вооружение такого необходимого типа вооружения как БТР, ведь армия испытывала крайнюю нужду. Но я этого делать не буду, пусть этим занимаются другие. Также хотелось бы написать о таких проектах, как попытка создания БТР на базе надежной рабочей лошадки РККА — СУ-76М. Но достоверных подтверждений сим проектам я не нашел (за исключением «творчества» любителей альтернативной истории). Но мы ведь не такие, верно? Мы не любим альтернативную историю, мы любим только факты, поэтому вы видите, что есть.
Дорогие читатели! Нашли ошибку, неточность или упущение? Напишите автору! Заранее спасибо!
Что означает бтр в армии
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
батарея топографической разведки
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Бюро технического развития
в ОАО «Электромеханика» (г. Пенза) входит в структуру технологического отдела
Бейкер Тилли Русаудит
«Будущее театральной России»
Полезное
Смотреть что такое «БТР» в других словарях:
БТР-40 — 1950 КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
БТР-80 — 1986 КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
БТР ОТ-64 — Зеленые многоколесные машины не остановились ни на мгновение. Они стремительно спустились к воде и, вспенивая ее винтами, заскользили по зеркалу реки к противоположному берегу. «Противник» накрыл реку высокими столбами минных взрывов, но… … Энциклопедия техники
БТР-40 — БТР 40 … Энциклопедия техники
БТР-70 — БТР 70 … Энциклопедия техники
БТР-70 — 1971 БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
БТР-Т — ТЯЖЕЛЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииНовый российский тяжел … Военная энциклопедия
БТР-60 — Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа с 1956 года … Энциклопедия техники
БТР-90 — КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииПосле создания протот … Военная энциклопедия
БТР-90 — БТР 90 … Энциклопедия техники