что означает буква д на генераторе трактора
Конструкция тракторного генератора
Ттракторные генераторы обозначают двумя или тремя числами, например 462.3701.11. Первое число 462 означает модель (46) и модификацию (2) этой модели, второе — группу электрооборудования (37) и подгруппу генераторов (01), а третье— индекс конструктивных изменений по сравнению с первоначально установленным генератором. Индексы 10, 11, 12 и т. д. означают, что данный генератор невзаимозаменяем с первоначально установленным.
Генератор Г304 имеет две параллельные катушки возбуждения, неподвижно закрепленные в стальных крышках — магнитопроводах с двух сторон статора. Трехфазный двухполупериодный выпрямитель расположен на передней крышке рядом с крыльчаткой, а выводы фаз, обмотки возбуждения и выпрямленного тока — на задней крышке. Двустороннее возбуждение не давало значительного увеличения мощности при большом расходе меди и стали, а принятая компоновка выпрямителя и выводов требовала укладки проводов внутри статора (генератора Г304 и Г306) или снаружи его (генератор 13.3701).
В результате отказа от двустороннего возбуждения (генератор Г306) сокращен расход меди и стали, а при размещении трехфазного одно- и двухполупериодного выпрямителей в задней крышке из алюминиевого сплава и при внутренней вентиляции (генератор 46.3701) улучшены условия работы диодов, упрощена укладка проводов, уменьшена вероятность коротких замыканий и увеличена мощность на 75 %.
Изменяют и схему включения обмотки возбуждения в цепь выпрямителя и аккумуляторной батареи. В генераторах Г304, Г306 с реле-регуляторами РР362-Б (подобными РР385-Б) и Г250 с регуляторами напряжения РР350 включение «массы» или зажигания при неработающем двигателе вызывает разрядку аккумуляторной батареи током силой до 3 А через обмотку возбуждения. Если водитель не выключает «массу» или зажигание на длительный период, батарея разряжается через обмотку возбуждения, а неработающий генератор перегревается и выходит из строя.
Устанавливая предохранитель, частично обеспечивают защиту цепи возбуждения.
В генераторах 13.3701, 15.3701, 46.3701 и Г273А питание обмотки возбуждения от аккумуляторной батареи при неработающем дизеле осуществляется через резистор подпитки R4, который уменьшает силу тока примерно до 0,1 А. Однако при такой схеме включения увеличение частоты вращения во время пуска дизеля вызывает скачкообразное увеличение напряжения, а переход на минимальные частоты вращения — скачкообразное уменьшение напряжения и силы тока в цепях потребителей. В результате установки шести постоянных магнитов в ротор генератора 46.3701 частично устранен и этот недостаток.
Схему включения генераторов в электрическую сеть машин тоже изменяют. Реле-регуляторы РР362-А(Б), РР385-Б и РР350 с германиевыми транзисторами типа р—n—р работоспособны при температуре не выше 65 °С. Поэтому их устанавливают перед радиатором (трактор МТЗ-80) или в другом хорошо охлаждаемом месте. Это требует применения длинного жгута проводов для соединения одноименных (однополюсных) клемм генератора и реле-регулятора.
Для исключения ошибок при монтаже наконечники «плюсового» провода имеют больший диаметр отверстий по сравнению с наконечниками других проводов или их объединяют в штепсельный разъем.
В схемах с автоматической блокировкой стартера ( МТЗ-80) генераторы имеют две клеммы переменного тока для подключения реле блокировки РБ-1. При отсутствии реле блокировки эти клеммы свободны.
Создание интегрального регулятора напряжения, работоспособного при температуре до 115°С, позволило встроить его в заднюю крышку генератора и исключить жгут разнополюсных проводов, а применение однополупериодного выпрямителя UZ1 с «плюсовой» клеммой — исключить выпрямитель из реле блокировки.
При отсутствии реле блокировки клемма свободна и генераторы 13.3701, 15.3701 и 46.3701 включают в сеть одним проводом, соединенным с клеммой.
В отличие от применявшихся ранее генераторов постоянного тока с вибрационными реле-регуляторами современные генераторные установки с многочисленными полупроводниковыми приборами требуют строгого соблюдения правил эксплуатации, повышенной внимательности и безошибочности действий при техническом обслуживании.
Генератор МТЗ: сердце электросистемы минских тракторов
Все тракторы МТЗ имеют развитую электросистему, источником питания в которой выступает генератор. Все о генераторах, применяемых на минских тракторах, их типах и моделях, конструктивных особенностях и характеристиках, а также о верном выборе и замене этих агрегатов — читайте в представленной статье.
Что такое генератор МТЗ?
Генератор МТЗ — прибор электрической системы тракторов Минского тракторного завода; электрический генератор, обеспечивающий питание приборов бортовой сети трактора при запущенном силовом агрегате.
Тракторы МТЗ оборудуются традиционной для колесного транспорта однопроводной электрической системой, в состав которой входят различные электрические и электронные приборы — освещения и световой сигнализации, система запуска двигателя, электронная система управления двигателем, различные датчики и т.д. Источником питания электросети до и в момент запуска двигателя выступает аккумуляторная батарея (АКБ), а после пуска — электрический генератор, имеющий привод от коленвала двигателя.
Генератор является одним из основных приборов бортовой электросистемы, некорректная работа или неисправность этого агрегата затрудняет эксплуатацию трактора или делает ее вовсе невозможной. Поэтому неисправный генератор должен подвергаться ремонту или полной замене. Но прежде, чем делать ремонтные работы, необходимо разобраться в существующих типах, конструкции и применяемости генераторов тракторов МТЗ.
Типы, конструкция и применяемость генераторов МТЗ
На двигатели тракторов МТЗ устанавливаются электрические генераторы традиционного для транспортных средств типа: трехфазные, оборудованные полупроводниковым выпрямительным блоком и регулятором напряжения. При этом генераторы делятся на два типа по способу возбуждения:
В первом случае необходимое для работы магнитное поле генерируется расположенной на роторе обмоткой возбуждения — при запуске двигателя ток на обмотку поступает от АКБ, а затем генератор переходит в режим самовозбуждения. Во втором случае на роторе нет обмотки возбуждения — ее заменяет ряд мощных постоянных магнитов и расположенная в статоре обмотка возбуждения.
Классическими являются контактные генераторы, они имеют следующее устройство. Основу агрегата составляет статор, изготовленный из пакета электротехнической стали в виде кольца с внутренними продольными выступами, образующими пазы для укладки витков катушки. Катушка состоит из трех соединенных последовательно (в «треугольник») обмоток медного провода большого сечения, концы обмоток выходят в выпрямительный блок. Внутри статора располагается ротор, выполненного из двух полюсных наконечников, между которыми уложены витки обмотки возбуждения. Ротор монтируется на стальном валу, который опирается на подшипники в передней и задней крышках генератора. На заднем конце вала устанавливается коллектор, в который упираются щетки для подачи тока на обмотку возбуждения. Щетки соединены с регулятором напряжения. На переднем конце вала ротора располагаются крыльчатка вентилятора охлаждения и приводной шкив. Статор с ротором зажаты между передней и задней крышками с вентиляционными отверстиями, весь этот пакет зафиксирован шпильками. На задней крышке генератора располагается выпрямительный блок и регулятор напряжения, закрытые крышкой. Для подключения агрегата к электросистеме предусмотрены клеммы в виде винтов большого сечения с гайками, обычно клеммы располагаются на задней крышке.
Бесконтактные генераторы имеют аналогичное устройство, однако их роторы, как уже указывалось, вместо катушек несут ряд постоянных мощных магнитов, поэтому отпадает необходимость в коллекторе и щеточном узле — все это значительно повышает надежность агрегата. Однако вовсе обойтись без обмотки возбуждения в таком генераторе нельзя — она здесь неподвижная, и располагается сбоку от статора. Бесконтактные генераторы (с комбинированным возбуждением) обладают тем преимуществом, что могут работать при полном разряде или даже при отсутствии АКБ, так как магниты ротора обеспечивают уверенный выход в режим самовозбуждения. В настоящее время этот типа агрегатов используется наиболее часто.
Генератор монтируется на правой стороне двигателя (по ходу движения трактора) на предусмотренные для него приливы с отверстиями через регулировочную планку, посредством которой регулируется натяжение приводного ремня. Передача крутящего момента от коленчатого вала двигателя на ротор генератора осуществляется посредством одного или двух клиновых ремней. Соответственно, генераторы и коленвалы могут иметь одно- или двухручьевой шкив. Для защиты клиноременной передачи от попадания посторонних предметов шкив со генератора закрывается стальным перфорированным щитком.
На тракторы МТЗ устанавливается большое разнообразие типов генераторов, имеющих различные характеристики и конструктивные особенности, вся информация представлена в таблице:
Модель генератора | Номинальное напряжение, В | Номинальный ток в нагрузке, А | Номинальная мощность, Вт | Номинальная частота вращения, об/мин | Вывод фазы | Шкив | Масса, кг | Применяемость | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Г460.3701 | 14 | 50 | 700 | 5000 | – | 1 руч., D 85 мм | 6,3 | Ранние двигатели Д-50, Д-65 (МТЗ-50/52, ЮМЗ) | |
Г464 | Г464.3701 | 14 | 50 | 700 | 5000 | – | 1 руч., D 80 мм | 6,2 | Д230, Д240, Д242, Д243, Д245 |
Г464.3701-1 | + | ||||||||
Г468 | Г468.3701 | 14 | 50 | 700 | 5000 | – | 2 руч., D 80 мм | 6,7 | Д245 актуальных моделей МТЗ |
Г468.3701-1 | + | ||||||||
Г964 | Г964.3701 | 14 | 72 | 1000 | 4500 | – | 1 руч., D 80 мм | 6,3 | Д-243, Д-260, Д-245.5, Д-245.7 |
Г964.3701-1 Г9645.3701-1 | + | ||||||||
Г968 | Г968.3701 | 14 | 72 | 1000 | – | 2 руч., D 80 | Д-245 | ||
Г968.3701-1 | + | ||||||||
Г994 | Г994.3701 | 28 | 40 | 1000 | 4500 | – | 2 руч., D 80 мм | 6,2 | Д-245, Д-260 |
Г994.3701-1 Г9945.3701-1 | + | ||||||||
Г700.00.1 | 14 | 50 | 700 | 5000 | – | 1 руч., D 80 мм | Ранние двигатели Д-50, Д-65 (МТЗ-50/52, ЮМЗ) | ||
Г700.04.1 | 14 | 50 | 700 | 5000 | + | 1 руч., D 80 мм | 6,4 | Д-214, Д-230, Д-240 | |
Г700.08.1 | 14 | 50 | 700 | 5000 | + | 2 руч., D 80 мм | Д-245, Д-260 | ||
Г1000 | Г1000.04.1 | 14 | 72 | 1000 | 5000 | + | 1 руч., D 80 мм | 5,7 | Д-214, Д-230, Д-240 |
Г1000В.04.1 | 28 | 36 | 1000 | 5000 | Д-214, Д-230, Д-240, Д260 | ||||
Г1150.04.1 | 14 | 72 | 1150 | + | 1 руч., D 80 мм | Д-243, Д-260 | |||
Г1150.08.1 | Д-245, Д-260 | ||||||||
Г1400.04.1 | 14 | 100 | 1400 | Д-245, Д-260 |
Широкое применение находят и другие модели /модификации генераторов, имеющие близкие характеристики с описанными в таблице агрегатами. На ранних моделях тракторов все еще можно найти и старые генераторы типов Г46, Г306 и другие — все они имеют современные аналоги, на которые заменяются при ремонте. Некоторое распространение получили и агрегаты зарубежного производства, в частности — генераторы словенской компании Letrika (бывшая ISKRA), устанавливаемые на МТЗ-320 с двигателем Lombardini и на модели с силовыми агрегатами Deutz.
Практически все генераторы имеют шкивы диаметром 80 мм под различные типы ремней — узкие и широкие, с углом клина 32, 34, 36 и 38 градусов. Шкивы могут изготавливаться из металла или пластика, двухручьевые шкивы — цельные с установленным стандартами расстоянием между ручьями.
Отдельное внимание следует обратить на наличие дополнительного вывода фазы — генераторы с таким выводом являются самостоятельными модификациями со своей маркировкой (например, Г464.3701-1). Данный вывод предназначен для подключения тахометра, с помощью которого осуществляется измерение частоты вращения дизельного двигателя. Работа генератора обеспечивается клиноременной передачей от двигателя, поэтому частота вращения ротора генератора пропорциональна оборотом коленвала — это и позволяет производить нужные измерения без подключения дополнительных датчиков.
Вопросы выбора, замены и обслуживания генераторов МТЗ
Генераторы тракторов МТЗ — надежные и долговечные приборы, однако при длительной эксплуатации они постепенно приходят в негодность. Из-за особенностей конструкции генераторов их ремонт крайне затруднителен или вовсе невозможен, поэтому неисправный агрегат требует замены. Необходимость в этом возникает при обрывах или коротких замыканиях витков в обмотках, поломке постоянных магнитов и при возникновении различных деформаций/разрушений деталей. Некоторые неисправности в принципе устранимы (замена подшипников или корпусных деталей), но это может повлечь значительные затраты времени и сил.
На замену следует брать генератор с теми же характеристиками, что имел неисправный прибор — напряжение питания, ток, мощность, частота оборотов и другие. Новый генератор должен иметь мощность не меньшую, чем старый, в противном случае он просто не сможет обеспечить нормальное питание электроприборов. Также должен использоваться соответствующий шкив — 1- или 2-ручьевой, применение 1-ручьевого шкива вместо 2-ручьевого недопустимо, так как это может нарушить работу агрегата (возможны проскальзывания ремня). При необходимости следует покупать сопутствующие детали — щиток, планки крепления, шкив, крепеж и т.д.
Монтаж генератора выполняется в соответствии с инструкцией по ремонту трактора. В дальнейшем агрегат необходимо проверять (осматривать, измерять степень натяжения ремня и проверять состояние ремня, и т.д.) и чистить при выполнении регламентного ТО. Работа генератора проверяется ежедневно перед пуском двигателя с помощью контрольной лампы. При своевременном обслуживании генератор будет надежно обеспечивать питание бортовой электросистемы трактора.
Как разобрать и проверить генератор МТЗ-82: схема подключения
Генератор на МТЗ-82 предназначен для подзарядки аккумулятора и поддержания работоспособности светотехники и приборов освещения. Агрегат установлен на блоке цилиндров и имеет ременной привод от вала силовой установки. При отказе оборудования батарея разряжается, что приводит к невозможности пуска двигателя (в случае использования электрического стартера).
Модели генераторов для МТЗ-82
В состав электрической системы входили несколько модификаций генераторов:
Конструкция и принцип работы
Агрегат крепится на боковой части картера двигателя на поворотном основании, верхняя точка фиксации позволяет регулировать натяжение приводного ремня. Крутящий момент передается от шкива, закрепленного на носке коленчатого вала при помощи сегментной шпонки. Ремень также вращает помпу жидкостной системы охлаждения, при обрыве привода или заклинивании ротора генератора дальнейшая эксплуатация трактора невозможна. В торцевых крышках корпуса выполнены фасонные каналы для подачи воздуха и стока воды, попадающей во внутренние полости изделия.
Электрическая машина состоит из статора, внутри которого установлен неподвижный пакет листов, отштампованных из электротехнической стали, на котором имеются медные обмотки. Катушки образуют фазы, внутри которых элементы замкнуты последовательно, сами фазы объединены по схеме треугольника. Внутри статора на шарикоподшипниках смонтирован вал ротора, на ось напрессован пакет пластин из стали. Опоры закреплены в съемных крышках. На носке вала предусмотрена штампованная крыльчатка, обеспечивающая охлаждение оборудования.
Шариковые подшипники оборудованы резиновыми защитными крышками, не позволяющими воде вымывать смазку. В конструкции оборудования предусмотрены катушки возбуждения, расположенные по торцам статора. В момент начала работы на обмотки подается напряжение от батареи, позволяющее вывести генератор в рабочий режим.
Смонтированный внутри кожуха установки блок выпрямителя оборудован металлическим корпусом, обеспечивающим охлаждение полупроводниковых диодов в процессе работы.
Если на тракторе отсутствует аккумулятор (дизель запускается при помощи бензинового стартера ПД-10), то необходимо перевести генератор из режима независимого возбуждения в состояние параллельного возбуждения. Для этого необходимо кратковременно (на 1 секунду) подключить к обмоткам возбуждения источник постоянного тока напряжением 12 В. Положительный кабель прикладывается к клемме Ш, а отрицательный — к выводу М. Процедура обеспечивает намагничивание деталей конструкции, что позволяет вывести генератор в рабочий режим без внешнего воздействия.
После запуска двигателя ротор начинает вращаться, наводя магнитное поле в выступах статора, которое изменяется от минимума до максимума в зависимости от положения подвижного ротора. Создаваемые пульсации позволяют наводить в обмотках статора переменный 3-фазный ток, который затем выпрямляется полупроводниковым блоком. Уровень напряжения корректируется отдельным реле, в котором предусмотрен переключатель сезонов работы (в зимнее время генерируемое напряжение выше, что обеспечивает подзарядку батареи с охлажденным электролитом).
Схема подключения генератора
Схема подключения генератора к бортовой сети трактора не зависит от модели оборудования.
В конструкции предусмотрены 3 или 4 выхода:
Описание процесса
Генератор крепится на двигателе, затем производится регулировка натяжения ремня, после чего затягивается верхний болт фиксации. Проводка подсоединяется к выводам, расположенным на задней части агрегата, в соответствии с электрической схемой трактора. При ошибочной коммутации генератор не заработает, при повороте ключа в замке должна загореться красная лампа отсутствия зарядки. После пуска мотора индикатор автоматически отключается, указывая на корректную работу системы зарядки батареи.
Проверка обмотки
Тест обмотки производится при выключенном моторе и отсоединенных от генератора кабелях. Для тестирования необходимы контрольная лампочка и заряженный аккумулятор на 12 В. Для проверки катушек возбуждения следует подать отрицательное питание на колодку М, а положительный штекер батареи замкнуть через лампу с разъемом Ш. При исправной катушке происходит падение силы тока в цепи, лампа горит тускло.
Полный накал указывает на пробой между обмотками и кожухом генератора, а отсутствие свечения сигнализирует об обрыве катушки.
Дополнительные тесты, позволяющие проверить обмотку статора и выпрямитель:
Характеристики генератора
Основные технические параметры генераторов приведены в таблице.
Параметр | Г304-Д1 | Г309 | АТ 1150.04.1 |
Мощность, Вт | 250 | 1000 | 1150 |
Рабочее напряжение, В | 12 | 14 | 14 |
Допустимая нагрузка, А | 29 | 70 | 82 |
Частота вращения при номинальной мощности, об/мин | 3600 | 4500 | 3000 |
ТО устройства на МТЗ
В процессе эксплуатации на генераторе оседают частицы масла и пыль, которые следует удалять чистой ветошью. Если грязь набилась во внутренние полости оборудования, то узел необходимо снять для разборки и чистки ветошью, смоченной бензином. Не допускается образование слоя окислов на клеммах или разрушение изоляции проводов бортовой сети трактора.
При пуске мотора должна гаснуть контрольная лампа (на части тракторов допускается мигание индикатора на холостом режиме, при повышении частоты до 1400 об/мин лампочка отключается).
Не допускается эксплуатация оборудования с поврежденными шкивом или крыльчаткой вентилятора. Рекомендуется периодически проверять и регулировать натяжение ремня (стрела прогиба 30 мм при нагрузке 3 кг). Чрезмерно натянутый привод перегружает подшипники ротора. По причине износа элементов нарушается нормальный зазор между вращающимся узлом и статором. Трещины или надрывы на ремне приводят к проскальзыванию привода.
Частые неполадки и их диагностика
Если после пуска мотора не гаснет контрольный индикатор, то необходимо проверить состояние и натяжение ремня. Затем следует осмотреть точки соединения проводки с клеммами на наличие окисления элементов. Если работоспособность не восстановилась, нужно проверить обмотки при помощи контрольной лампы. Дополнительное тестирование производится при помощи вольтметра на номинальном режиме работы дизеля. Напряжение на выходах не должно падать ниже 12,5 В при коммутации внешней нагрузки (например, фар головного света и габаритов).
Равномерный посторонний шум при работе оборудования возникает из-за ослабевания затяжки гайки шкива или износа шариковых подшипников. Для проверки необходимо снять ремень, рукой проверить плотность посадки шкива и прокрутить ротор. Металлические стуки или рывки указывают на износ опор и контакт между пластинами ротора и статора. При дальнейшей эксплуатации произойдет необратимое повреждение деталей.
Гайка затягивается ключом. Если в шкиве разбито посадочное отверстие, то необходимо установить новую деталь. Подшипники стягиваются с помощью винтового съемника, одновременно производится диагностика деталей генератора.
В статье описаны основные дефекты генераторов на МТЗ-82, просим читателей оставлять свои отзывы с описанием поломок и способов устранения неисправностей.
Какие генераторы устанавливали на МТЗ раньше и что изменилось сейчас
Генератор трактора преобразовывает механическую вращательную в электрическую энергию и обеспечивает питанием электрооборудование машины, включая подзарядку пусковых аккумуляторных батарей с напряжением 12 или 24 вольт. Трактора МТЗ 80(82) ранних модификаций укомплектовывались самовозбуждаемыми трёхфазными генераторами переменного тока Г304, Г305 и Г306 советского производства с выдаваемым напряжением 14 вольта мощностью 400 Вт. Дополнительные буквы в аббревиатуре модификаций, вышеуказанных генераторов, означают различие обмоточных данных статора и имеют аналогичную унифицированную конструкцию с одинаковыми техническими характеристиками. Г 304 и Г305 в своём составе имели две неподвижные обмотки возбуждения для генерации энергии при левом и правом вращении, Г 306 с одной обмоткой возбуждения только для правого вращения. Более современная версия тракторных генераторов имеет аналогичную конструкцию с маркировкой 46.3701.
тракторный генератор
Устройство и принцип работы
Конструкция тракторных генераторов отличается высокой надёжностью, простотой конструкции и обслуживанием. Узел не имеет щёток и токосъёмных колец. Ротор 1 состоит из постоянных магнитов без обмотки. Неподвижная обмотка возбуждения 4 размещена в отдельном цилиндрическом корпусе, прикреплённом с внутренней стороны крышки узла. Электрическое поле возбуждения взаимодействует с магнитами ротора через металлическую втулку 5. Обмотка статора 2 имеет трёх, четырёх или пяти фазную конструкцию, исходя из мощности узла. Преобразование переменного тока в постоянный осуществляет диодный выпрямительный блок 19, смонтированный на внутренней стороне крышки узла. Транзисторный реле-регулятор 13 обеспечивает регулировку напряжения в пределах 14 или 28 вольт в зависимости от характеристик генератора и соответствующего напряжения сети машины. Блок регулятора размещён под внешней пластиковой задней крышкой 18. Ось ротора 1 вращается на двух шарикоподшипниках. Узел заключён металлический цилиндрический корпус и стянут винтами. Рабочий процесс генератора охлаждается крыльчаткой 7 размещённой на оси ротора.
Устройство генератора трактора 46.3701
В МТЗ 80 (82) узел размещён с правой стороны машины. Привод осуществляется одновременно с водяным насосом двигателя от шкива коленчатого вала через клиноременную передачу. Поворотом кронштейнов на оси креплений генератора осуществляют натяжение привода.
Нормальное натяжение проверяют усилием 40 Н на ветвь привода «шкив водяного насоса – шкив генератора». Прогиб ремня должен соответствовать 6-10 мм. Проскальзывание при недостаточном натяжении ремня снижает производительность генератора, чрезмерное натяжение — создаёт дополнительную нагрузку на опорных подшипниках осей узлов и провоцирует преждевременный износ.
Подключение и схема
Электрическая схема генераторной установки состоит из трёх частей: цепи обмоток статора и катушки возбуждения, выпрямительного диодного моста, и подключённого к генератору регулятора с посезонным переключателем напряжения.
схема генератора 46.3701
Неполадки в работе и ремонт
Работу генератора проверяют под нагрузкой, замеряя напряжение в сети. Включая электроприборы, прослеживают динамику изменения напряжения. При максимальной нагрузке значение не должно падать ниже 12,5 В.
Падение зарядного тока в сети при номинальных оборотах двигателя возникает при проскальзывании ремня привода, окислении контактов сети или их обрыве. В случае пробоя выпрямителя или межвиткового замыкания возникает разрядный ток. Большой зарядный ток свидетельствует о выходе из строя АКБ.
Генераторы описанного типа обладают высокой надёжностью и работают в условиях запылённости и повышенной вибрации. Основной причиной выхода из строя электрической части узла является износ подшипников и их посадочных мест на оси ротора. Увеличенные зазоры на опорах вращения приводят к короткому замыканию узла. При разрушении обойм подшипников металлические обломки механически повреждают обмотку возбуждения или статора, выводя узел из строя. Поэтому при эксплуатации нужно обращать внимание на состояние подшипников узла. Люфт в опорах ротора или появившийся шум при вращении сигнализирует о необходимости срочной замены подшипников. А также загрязнённость нефтепродуктами и пылью может привести к замыканию и выходу из строя диодного выпрямителя тока.
Плановую очистку генератора производят при ТО2 через каждые 500 часов работы машины.
Для осуществления диагностики цепей генератора демонтируют регулятор и заднюю крышку, отсоединяют выводы обмоток. Наличие короткого замыкания на корпус проверяют контрольной лампой. Целостность цепей обмоток статора и возбуждения, а также состояние выпрямителя и регулятора проверяют контрольной лампой или прозванивают прибором.
Модели тракторных генераторов МТЗ
Эволюция моделей тракторов МТЗ и увеличение оснащённости машин электрооборудованием привела к использованию генераторов аналогичной конструкции с более высокой мощностью и соответствующими техническими характеристиками. Современные машины МТЗ с напряжением в сети 12 вольт комплектуются узлами следующих серий: Г46.3701 с мощностью 700 Вт; Г96.3701 с выдаваемой мощностью 1000-1150 Вт и Г 97.3701 с мощностью 1400 Вт. Для машин МТЗ с напряжением в сети 24 вольта устанавливаются узлы серии Г99.3701 мощностью 1000-1150 Вт и 98.3701 мощностью 1500 Вт. Модификации узлов отличаются конструкцией и размером привода.
Марка | Трактор и двигатель | Мощность Ватт | Напряжение Вольт | Нагрузка тока Ампер | об/мин |
Г460.3701(-1) | 700 | 14 | 50 | 5000 | |
Г9635.3701-1 | МТЗ-510, 512, 520, | 1150 | 14 | 80 | 5000 |
Г964.3701(-1) | 1000 | 14 | 72 | 5000 | |
Г968.3701(-1) Г9687.3701(-1) Г9685.3701(-1) | МТЗ-100,102,800В, | 700 | 14 | 50 | |
Г9701.3701 | 1400 | 14 | 100 | 7000 | |
Г9801.3701 | МТЗ-80,82. Т-70,70В,80,90С. | 1500 | 28 | 54 | 6000-7000 |
Г9802.3701 | МТЗ-100,520,522 | 1500 | 28 | 54 | 6000-7000 |
Г9814.3701 | МТЗ-100,520,522 | 1500 | 28 | 54 | 6000-7000 |
Г9935.3701-1 | МТЗ-100,520,522. | 1150 | 28 | 40 | 5000-6000 |
Г994.3701(-1) | МТЗ-80,82. Т-70,70В,80,90С. | 1000 | 28 | 36 | 5000-6000 |
Г998.3701 | 1000 | 28 | 36 | 5000-6000 |
Трактора МТЗ комплектуются генераторами производства ПО «ММЗ» Групп «Радиоволна» республика Беларусь г. Гродно. Предприятие выпускает ряд моделей узлов, обеспечивающих работу всего модельного ряда тракторов МТЗ, а также специализированных машин на базе МТЗ.
Продукция Минского тракторного завода повсеместно используется в строительной, коммунальной и сельскохозяйственной сфере, что обусловлено её надежностью и отличными характеристиками. Генератор на МТЗ-80 представляется важной частью конструкции, служит для трансформации вращательной энергии коленвала в электрический аналог.
Устройство и принцип работы генератора
Прежде чем выяснить размер ремня генератора, необходимо изучить этот элемент, его конструкцию и принцип работы более подробно. Несмотря на то что на тракторы МТЗ устанавливались различные виды генераторов, они абсолютно идентичны по своим рабочим показателям и особенностям.
Данный элемент имеет идентификационный номер, который может варьироваться и зависит от используемой модификации:
Генератор является важной деталью в технике
Для его корректной работы необходимым требованием представляется наличие постоянного тока. Конструкция генератора предполагает прохождение тока через выпрямитель с тремя фазами, что позволяет трансформировать его из переменного в постоянный.
Характеристики генератора обусловлены работой его основных элементов, в роли которых выступают статор и ротор. Первый производится из листовой стали, а также трехфазной катушки, закрепленной на специальном выступе. Ротор является звездообразным элементом, имеющим 6 углов, устанавливается на вал. Принцип работы крайне прост: с помощью клинового ремня вращение коленвала передается на генераторный шкив. Из-за вращательных движений роторного механизма создается электромагнитное поле, которое под действием обмоток приводит к появлению тока, проходящего через выпрямитель.
Основные элементы
Планируя купить генератор на МТЗ 82 для его последующей установки, необходимо более подробно ознакомиться с его конструкцией. Как было сказано ранее, её основу составляет статор и ротор, однако есть и множество других элементов, за счет которых обеспечивается корректная работа агрегата. Среди них упоминания заслуживает:
Технические характеристики трактора Бюллер 2375
Зная, из каких элементов состоит конструкция подобного устройства, владельцу трактора МТЗ будет значительно проще самостоятельно установить его или выполнит ремонт, что позволит сократить затраты на услуги специалиста.
Подключение генератора
Подключение данного элемента к электросети тракторной техники МТЗ может показаться для неопытного пользователя сложной задачей, однако для её успешного выполнения достаточно придерживаться ряда простейших рекомендаций:
Необходимо руководствоваться схемой подключения, которая содержит основные элементы электросети, например, аккумуляторную батарею, что позволит избежать ошибок при выполнении работ.
Схема подключения
Используя схему подключения, мастер сможет без затруднений определить основные элементы электросети трактора, а также их расположение. К числу наиболее значимых объектов на схеме можно отнести сам генератор, резистор, конденсатор и контакты замка зажигания, АКБ, контрольную лампу и обмотки.
Техническое обслуживание устройства
Благодаря удачной конструкции подобных элементов они могут длительное время работать без необходимости осуществления ремонтных работ даже в сложных условиях, например, при наличии большого количества пыли, жары. Генератор демонстрирует стабильную работу даже на высоких оборотах, что свидетельствует о его надежности.
Но даже самое прочное устройство требует ухода и обслуживания, что позволит продлить срок его службы и избежать необходимости выполнять ремонт генератора МТЗ 80 своими руками. Следует проверять крепления элемента, а также степень натяжки его ремня. Прогиб не должен быть больше 3 см, при превышении подобных показателей ремень настоятельно рекомендуется подтянуть.
Необходимо регулярно проводить дефектовку изделия, что позволит своевременно выявить наличие трещин, а также других повреждений, способных нарушить корректную работу узла. Электрические соединения генератора следует регулярно очищать при окислении, предварительно отсоединив их от аккумуляторной батареи.
ЛТЗ 60: выбрать б/у и новый
Проверка исправности работы
Чтобы быть уверенным в используемом агрегате, целесообразно проверять его на работоспособность перед каждым использованием. С этой целью применяется специальная контрольная лампа. При активации зажигания трактора она должна гореть, а при успешном запуске двигателя сразу же гаснуть.
Лампа может выключаться только после увеличения частоты вращения коленвала. Если же этого не происходит, речь идет о наличии неисправностей в работе генератора. Для этого следует отключить двигатель, после чего придерживаться следующей инструкции:
Также можно совместить «+» от батареи с клеммой переменного тока, а «-» с «М» генератора. При включении лампы проблема скорее всего кроется в кротком замыкании обмотки статора либо пробивании диода.
Следует соблюдать осторожность при работе с электрическими комплектующими, поскольку при неправильных действиях они способны быстро прийти в негодность.
Заключение
Генератор от МТЗ представляется важной частью конструкции, от правильной работы которой во многом зависит функционал многих элементов трактора. Для подключения узла следует руководствоваться подробной схемой, что позволит выполнить установку изделия без каких-либо неудобств.
Генератор МТЗ. Разновидности генераторов МТЗ и их приминение. Генератор Д-240, Генератор Д-245, Генератор Д-260.
Купить новые генераторы МТЗ (Д-240). Доставка по всей Украине. (097)056-05-93. Отправляем в день заказа без предоплаты.
Генератор на тракторах, как и на других самоходных машинах, предназначен для преобразования механической энергии от вращения коленчатого вала двигателя в электрическую энергию для питания бортовой сети трактора и для зарядки аккумуляторной батареи. На тракторы МТЗ устанавливали несколько видов генераторов, в зависимости от комплектации и года выпуска, но по конструкции все они схожи. Это трехфазные электромеханические машины переменного тока.
Электрическая бортовая сеть и аккумулятор трактора работают на постоянном токе, поэтому совместно с генератором устанавливается выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянный, а также реле-регулятор – устройство, которое удерживает напряжение, выдаваемое генератором, в пределах 14 – 15 вольт при 12-и вольтовой бортовой сети, или в пределах 28-и вольт, если бортовая сеть на 24 вольта, независимо от скорости вращения и количества одновременно включенных приборов.
ок возникает в генераторе за счет взаимодействия электрических магнитных полей вращающегося ротора и неподвижного статора. Начальный момент возникновения магнитного поля называется «возбуждение». В генераторах, которые устанавливались на тракторы МТЗ разных годов выпуска, имеется отдельная обмотка возбуждения, на которую подается питание от аккумулятора при включении массы или зажигания. Однако старые модели тракторов не во всех комплектациях имели стартер и аккумулятор. Запуск дизеля производился с помощью пускового двигателя, который, в свою очередь, запускался механизатором вручную. На таком тракторе необязательным было наличие аккумуляторной батареи. В таких комплектациях проблема возбуждения решалась использованием генераторов на постоянных магнитах вместо обмотки возбуждения, которым не требовался ток от батареи для образования электромагнитного поля. Примером является получивший широкое распространение в то время Г 46.3701. Современные трактора всегда комплектуются стартерами и аккумуляторными батареями, поэтому потребность установки самовозбуждающихся моделей отпала.
Мощность генераторов, устанавливаемых на тракторы МТЗ, варьируется от 700 до 1500 Ватт, и подбирается исходя из условий работы и оснащения трактора электрическими приборами.
История Минского Тракторного Завода начинается с 1946 года. Ранние модели тракторов не имели богатого оснащения электрическими приборами, современная техника имеет множество электрических систем и сложных элементов, таких как бортовые компьютеры, системы кондиционирования воздуха, множественные системы контроля, соответственно возросли требования к мощности и надежности генераторов.
Более 30-и лет поставщиком генераторов для тракторов МТЗ является Гродненский завод «Радиоволна», который производит весь модельный ряд, устанавливаемый на технику Минского Тракторного Завода.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА МТЗ
Рассмотрим подключение на примере генератора Г-306 Д, который устанавливался на трактор МТЗ-82 на протяжении длительного периода времени.
Плюсовой провод с аккумулятора присоединен к клемме «В» или «+». Параллельно с этой клеммы идет подключение к одноименной клемме регулятора напряжения. На клемму «+» или «В» внутри генератора выводится вырабатываемое напряжение с обмоток статора через диодный выпрямитель. Параллельно с этой клеммой, через реле, подключена контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
При исправной работе генератора контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет при запущенном двигателе. Дополнительно в некоторых моделях тракторов МТЗ устанавливается амперметр, который показывает силу тока в Амперах, или вольтметр, который показывает напряжение в Вольтах. Эти устройства позволяют механизатору оперативно получать информацию о работе генератора и состоянии бортовой сети во время работы трактора.
Клемма «Ш» соединена с аналогичной клеммой реле-регулятора. Через неё подается напряжение на катушки возбуждения.
Клемма «М» (масса) присоединяется к корпусу (минус) трактора, и параллельно — к клемме «М» реле-регулятора. Клемма «М» регулятора также подключена к корпусу трактора. В цепь между клеммой «Ш» и «М» регулятора напряжения может быть включен вольтметр, установленный на щитке приборов трактора для контроля за напряжением в бортовой сети.
В некоторых моделях дополнительно имеется клемма «Д», к которой подключается реле стартера, для блокировки включения стартера при работающем двигателе.
На неработающем двигателе ток от АКБ подается на клемму «Ш» которая присоединена к обмотке возбуждения, создающей начальное электромагнитное поле. При запуске двигателя трактора, вращение от коленчатого вала передается через клиновой ремень на шкив генератора, жестко закрепленный на валу ротора. При вращении ротор вращает электромагнитное поле шунтируемых обмоток возбуждения, которое, взаимодействуя с обмотками статора, создает на них переменный электрический ток. Ток имеет пиковые значения в момент прохождения выступающих частей ротора мимо обмоток статора. Чтобы выровнять импульсы, вырабатываемый ток со статора проходит через выпрямитель, преобразуясь в постоянный. Выходы диодов выпрямителя присоединены к клемме «+» или «В» генератора, с которой снимается выходное напряжение для зарядки АКБ и питания электроприборов трактора.
Одновременно реле-регулятором ток удерживается в пределах 14 – 15 вольт, для корректной работы приборов и исключения перезаряда аккумуляторной батареи.
При достижении двигателем высоких оборотов, генератор вырабатывает ток, превышающий номинальное значение. Проходя через обмотку реле регулятора (в старом исполнении), или через транзисторы (в современном исполнении), ток, при превышении значений, попадает на блок сопротивлений, которые снижают силу электромагнитного поля возбуждения, вследствие чего снижается ток.
Сравнительные характеристики регуляторов напряжения | ||
Наименование | РР 362 Б1 | РР 356 |
Номинальное напряжение, В | 14 | 28 |
Напряжение бортовой сети, В | 12 | 24 |
Ток нагрузки, А | 3 | 1,5 |
Применяемость | К-700-701-702-703, ТЛ-28,Т-40,Т-75, СКД-5, МТЗ-50,-52,-80-82, Д 804, ДТ 75 | КАМАЗ, МАЗ, Т-150, МТЗ-1221 |
Примечания | Имеет сезонную регулировку напряжения | — |
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА МТЗ
Генераторы, устанавливаемые на тракторы МТЗ, имеют простую и надежную конструкцию, которая позволяет им работать длительное время в тяжелых условиях, таких как запыленность, воздействие высоких температур, влаги, длительная работа на повышенных оборотах.
Систематическое профилактическое обслуживание необходимо для бесперебойной работы устройства. При обслуживании необходимо проверить состояние креплений генератора и силу натяжения приводного ремня. Прогиб ремня при усилии 3 кг/см не должен превышать 3 см, в противном случае ремень следует подтянуть. Ремень не должен иметь надрывов, трещин, и других следов повреждения.
Электрические соединения проверяются на качество крепления и отсутствие следов окисления. При наличии окисления выводных клемм следует отсоединить аккумуляторную батарею, снять клеммы с генератора и зачистить. Клеммы, которые находятся под напряжением, должны иметь защитные колпачки, исключающие воздействие факторов окружающей среды и предотвращающие короткое замыкание.
Исправность устройства проверяется при каждом пуске двигателя с помощью контрольной лампы заряда АКБ. При включении зажигания лампа должна гореть, и погаснуть, как только двигатель запущен. Допускается, что лампа гаснет только с увеличением частоты вращения коленчатого вала до 1400 оборотов в минуту, так как некоторые модели имеют частоту оборотов возбуждения выше оборотов холостого хода двигателя.
Если контрольная лампа не гаснет или измерительные приборы на панели, такие как амперметр или вольтметр, показывают разряд (для вольтметра это значения ниже 12,5 вольт), необходимо произвести диагностику генератора. Делается это только на неработающем двигателе.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ГЕНЕРАТОРА МТЗ
Таблица технических характеристики генераторов МТЗ (Д-240)
Технические характеристики моделей, устанавливаемых на тракторы МТЗ | |||||||||
Тип | Номинальная мощность, Вт | Номинальное напряжение, В | Максимальная нагрузка тока, А | Номинальная частота вращения, Об/мин | Максимальная частота возбуждения, Об/мин | Применяемость с двигателями | Применяемость по моделям | Масса, кг | |
С АКБ | Без АКБ | ||||||||
Г460.3701 (-1) Г4607.3701 | 700 | 14 | 50 | 5000 | 1450 | 1650 | Д-50, Д-65 | МТЗ-50 | 6,3 |
Г464.3701 (-1) | 700 | 14 | 50 | 5000 | 1450 | 1650 | Д-245 | МТЗ-80/82 | 6,2 |
Г468.3701 (-1) | 700 | 14 | 50 | 5000 | 1450 | 1650 | Д-245 | МТЗ-100, 102, 1021, 1022, 520/522, 592 | 6,7 |
Г964.3701 (-1) Г9647.3701 (-1) | 1000 | 14 | 72 | 4500 | 1250 | 1250 | Д-260, Д-245.5, Д-245.7 | МТЗ-80/82, 1221 | 6,3 |
Г994.3701 (-1) Г9947.3701 (-1) | 1000 | 28 | 36 | 4500 | 1250 | 1250 | Д-260, Д-245 | МТЗ-1221 | 6,3 |
Г9702.3701 | 1400 | 14 | 100 | 7000 | 1400 | 1400 | Д-245, Д-260 | МТЗ-80/82, 102, 520/522 | 7,3 |
Применяемость генераторов на двигателях ЯМЗ
Таблица применяемости стартеров используемых на различных видах отечественной техники