что означает буква т на бампере военных автомобилей
Опознавательные знаки бронетехники Советской Армии
Приложение 8 Боевого Устава Сухопутных Войск (батальон, рота) :
«Для опознавания своих боевых машин и определения их принадлежности к соединению, части и подразделению на них наносятся опознавательные знаки и условные номера.
Опознавательный знак соединения (части) представляет собой рисунок геометрической фигуры в виде круга, квадрата, прямоугольника, ромба, треугольника и других фигур. Для увеличения количества вариантов опознавательных знаков допускается нанесение внутри знака линий в различном направлении, цифр, букв, рисунков отдельных пород деревьев или их листьев, а также закрашивание одной из частей знака. Опознавательный знак соединения (части) назначается старшим начальником и периодически меняется.
Летом опознавательный знак и условный номер наносятся белой краской, зимой и при действиях в пустыне, когда боевые машины имеют маскирующую окраску, — красной (черной) краской.»
Основным знаком, наносившимся на бронетехнику в Советской Армии был трехзначный условный номер. Нередко их называли (в том числе и в документах) «бортовой номер», «бортовой тактический номер», «боевой номер»). Уставом предусматривалось, что каждому полку командиром дивизии выделяется диапазон номеров. На практике этот вопрос был полностью отдан на откуп командирам полков.
В полках же общепринятой практикой было давать номера не подряд, а шифровать их. Наиболее часто применялись следующие шифровки:
Вариант 1:
-первая цифра — порядковый номер батальона (1, 2, 3, …);
-вторая цифра — порядковый номер роты в батальоне (1,2,3, …)
-третья цифра — порядковый номер машины в роте (0,1, …9)
Например 239 — девятая машина третей роты второго батальона.
Вариант 2:
-первая цифра — порядковый номер роты в полку (1,2, …9)
-вторая и третья цифры — порядковый номер машины в батальоне (01,02,03, …11, …23, …31)
Например, 623 — шестая рота (а значит второй батальон), двадцать третья машина батальона.
Вариант 3 :
-первая цифра — порядковый номер батальона;
-вторая и третья цифра порядковый номер машины в полку. Например, 382 — восемьдесят вторая машина третий батальон
Таких систем шифровок было еще несколько. Здесь все зависело от фантазии зампотеха полка (командир полка обычно сам в это не вмешивался).
Как правило, больше ничего и не требовалось, и других опознавательных знаков или номеров на бронетехнике не было.
В округах, где дивизии существовали реально, а не в виде кадрированных (на бумаге), и где проводились учения, на период учений назначались опознавательные знаки, которые представляли собой в соответствии с Уставом геометрические фигуры. Каждой дивизии назначалась одна определенная геометрическая фигура. Внутри дивизионного знака наносились литеры, цифры, точки, линии, сектора, которые обозначали полк, отдельный батальон дивизии. На рисунке представлены лишь некоторые варианты опознавательных знаков.
Хотя уставом разрешалось внутри знаков наносить и рисунки листьев, но на практике это не встречалось. Обычно после учений эти знаки так и оставались на машинах, становясь в представлении солдат как бы постоянными опознавательными знаками. Да чаще всего, однажды нанесенные опознавательные знаки, оставались на машинах на несколько лет, служа от учения к учению.
Уставом предписывалось наносить номер на обе стороны башни (на оба борта) и на заднюю часть башни (корму машины), но чаще сзади номер был только на так называемых «стрельбовых машинах», т.е. машинах, использовавшихся для выполнения упражнений учебных стрельб. Это связано с тем, что без такого номера руководителю стрельб невозможно с командной вышки определить где какая машина. На «вожденческих» машинах (машинах. предназначенных для обучения вождению) обычно сзади номер не писали.
Для удобства регулировщиков, которым во время учений требовалось различать опознавательные знаки машин до их подхода к посту регулирования, нередко опознавательные знаки наносили на передних подкрылках, лобовой броне, крышке командирского люка, или люка заряжающего(обычно во время марша они открыты и знак хорошо виден регулировщику). На рисунке опознавательный знак на левом подкрылке.
С появлением в семидесятых годах в мотострелковых (танковых) дивизиях сначала вертолетных отрядов, затем вертолетных эскадрилий (в основном, в группах войск в ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии) опознавательные знаки и opoznav-4.jpg (4797 bytes)номера машин в ряде случаев стали наносить и на верхней поверхности башни. Для командирских машин (дивизии, полка, батальона) это было обязательным. На рисунке знак и номер на башне танка Т-62. Знак и номер располагались так, чтобы удобно было их различать при подлете сзади. Размер номера и знака диктовался максимально свободным местом на крыше. Обычно на крыше знаки были крупнее бортовых.
Иногда на бронетехнике можно было встретить красочные изображения знаков «Гвардия», эмблем воздушно-десантных войск, военно-морских флагов, эмблем морской пехоты. Реже, но встречались надписи типа «Пионер Сибири», «От комсомольцев Тувы», «Боевая подруга» и т.п. Однако, это делалось для украшения машин, участвующих в крупных военных парадах (Москва, Ленинград, др.крупные города), или иных политических или же исторических мероприятий. Положено было по окончании подобных мероприятий закрашивать эти неуставные надписи, но нередко у офицеров просто не доходили до этого руки, солдаты же, большие любители до украшательства машин, просто лелеяли эти знаки и бережно их сохраняли. Иногда в этом их поощряли и крупные начальники ( например, командующий ВДВ Маргелов).
Но уже афганская война заставила стирать с брони не только вызывающие знаки Спецназа, Гвардии, но и простые опознавательные знаки, а нередко и номера. В чеченскую войну номера закрашивали даже на вертолетах и самолетах. С одной стороны яркие цветные пятна демаскируют ( и очень сильно!) машину, с другой стороны четко различимые номера помогают противнику разыскивать, распознавать и сосредотачивать огонь на командирских машинах, машинах особенно успешно действующих против них.
Звезды, гвардейские знаки, изображения орденов, наименования соединений, различные надписи, которые можно встретить на танках, стоящих как памятники на постаментах никакого отношения к системе опознавания бронетехники не имеют.
1.Боевой Устав Сухопутных Войск. Часть II. Батальон, рота. Военное издательство. Москва. 1983г.
Опознавательные знаки техники. Советская и американская системы
Все боевые машины вооруженных сил должны иметь свои тактические номера и иные опознавательные знаки. Их наличие упрощает работу командиров подразделений и помогает эффективно управлять войсками в целом. В разные периоды в разных странах использовались отличающиеся системы опознавательных знаков с теми или иными характерными особенностями. Так, в разных странах обычно применялись отличающиеся подходы к формированию знаков, что приводило к отличающимся результатам. Рассмотрим системы обозначений бронетехники и других боевых машин, применявшихся в двух сверхдержавах прошлого.
В настоящее время в российской армии применяется система опознавательных знаков (ОЗ), основанная на идеях советского времени. Она претерпела некоторые изменения в виде добавления тех или иных знаков, но часть основных положений осталась прежней. К примеру, в последние годы в состав ОЗ впервые в отечественной практике официально ввели эмблему вооруженных сил – ранее на протяжении нескольких десятилетий государственная символика и знаки принадлежности к армии были «самодеятельностью на местах».
Последняя система ОЗ советских времен была описана в Боевом уставе сухопутных войск в редакции 1982 года. Приложение №8 к II части устава (рота-батальон) описывало принципы присвоения ОЗ, их оформление и т.д. Главной особенностью той системы являлась общая направленность на обеспечение секретности. С целью затруднения работы разведки противника предлагалось регулярное изменение опознавательных знаков и условных номеров техники.
Согласно Боевому уставу, все боевые машины одной части или соединения должны были иметь общий опознавательный знак, указывающий на их принадлежность. Знак предлагалось выполнять в виде геометрической фигуры того или иного вида. Внутри фигуры допускалось размещение букв, цифр, линий и несложных рисунков, что значительно увеличивало количество доступных вариантов. ОЗ соединения / части вводился вышестоящим начальником и должен был меняться с определенной периодичностью.
Опознавательный знак соединения или части дополнялся трехзначным условным номером, также известным как «боевой номер», «тактический номер» или «бортовой номер». Каждой части вышестоящее командование на определенный период выделяло диапазон чисел в виде нескольких сотен. Номера техники конкретной части распределялись ее командованием по своему усмотрению. Любопытно, что устав не запрещал присваивать один условный номер нескольким машинам разных типов. Таким образом, одинаковые цифры могли присутствовать одновременно на танке и БМП.
Для большего удобства опознавания техники, в частях применялись несколько вариантов присвоения номеров. При их использовании каждый номер имел значение, понятное командиру. Разные цифры трехзначного номера могли обозначать номер батальона и/или роты, а также номер конкретной машины. Обязательные указания на этот счет отсутствовали, и потому в разных частях использовались отличающиеся системы, в том числе несовместимые между собой.
Помимо обязательных ОЗ, на броне боевых машин могли присутствовать иные изображения. Для участия в различных праздничных или публичных мероприятиях на технику могли наносить гвардейские знаки, эмблемы родов войск, а также различные надписи. Тем не менее, в соответствии с уставами, после завершения мероприятий все эти знаки следовало удалять или закрашивать, оставляя только штатные ОЗ части и условный знак. Впрочем, это предписание соблюдалось не всегда, и нередко танки и другие бронемашины в течение долгого времени сохраняли «нештатные» изображения.
Известно, что в ходе вооруженных конфликтов в Афганистане и Чечне сухопутным войскам нередко приходилось отказываться от требуемых обозначений техники для большей безопасности. Наличие хорошо различимых знаков и номеров могло демаскировать технику, а также облегчало противнику поиск приоритетных целей. После ухода из горячей точки части восстанавливали положенные ОЗ.
Актуальная система опознавательных знаков сухопутных войск России мало отличается от старой советской. По-прежнему используются графические знаки частей / соединений и трехзначные номера. При этом с недавнего времени прочие ОЗ могут дополняться красно-белой звездой – эмблемой российских вооруженных сил. Для парадов и иных торжественных мероприятий на технике временно помещают другие знаки.
Сухопутные войска США имеют свою собственную систему обозначений техники, единую для боевых и вспомогательных машин. Ее общие положения были сформированы еще в годы Второй мировой войны и в дальнейшем лишь незначительно менялись. Вводились те или иные новые знаки, но общие принципы оставались прежними. Американская система ОЗ принципиально отличается от советской. Она не предусматривает высокую секретность и позволяет сразу понять принадлежность конкретной машины.
В прошлом техника несла крупные изображения белой звезды и надписи US Army, но в последние десятилетия от графических ОЗ отказались. Размер букв заметно уменьшился. Такие преобразования были выполнены до начала девяностых годов, когда понадобилось введение новых тактических знаков. В дальнейшем серьезные переработки ОЗ в вооруженных силах США отсутствовали.
Остальные опознавательные знаки сухопутной техники армии состоят из двух групп цифр и букв. Такие «коды» помещаются на лобовых и кормовых деталях бронетехники либо наносятся на бамперы автомобилей. Одна группа символов находится у левого борта, другая – у правого. Знаки слева позволяют определить принадлежность к соединению, а правые отметки указывают на подразделение и собственный тактический номер машины. Важно, что в американской системе ОЗ используются простейшие сокращения, облегчающие опознавание техники.
Левая группа ОЗ начинается с цифры и буквы, обозначающих дивизию. Цифра указывает номер соединения, прочие литеры – его тип. Пехотные дивизии обозначаются как I или ID, танковые – A или AD. Далее через дефис указываются номера батальона и полка. За ними следует специализация батальона или полка – INF (пехотный), ARM (танковый), CAV (кавалерийский), R или REC (разведывательный) и т.д.
Вторая группа символов содержит букву и цифры. Буква указывает роту (начиная с A) или штаб полка (HQ). Первая цифра определяет принадлежность к взводу, а вторая является собственным номером машины. Поскольку танковый взвод армии США имеет всего четыре машины, войскам не приходится сталкиваться с недостатком чисел. В некоторых случаях по второй группе ОЗ можно определить командирскую машину. Так, в танковых частях командир взвода всегда имеет тактический номер, заканчивающийся на единицу. Его заместитель работает на танке №4.
Современные боевые уставы сухопутных войск США не предусматривают использование иных «официальных» опознавательных знаков. В то же время, имеет место определенная «самодеятельность», и на поверхности брони появляются прочие изображения, не предусмотренные руководящими документами. Нередко на эжектор орудия наносят позывной танка. Крупные и плоские лобовые листы башни украшают эмблемами частей и подразделений.
Корпус морской пехоты США использует упрощенную нумерацию техники, не позволяющую определить ее принадлежность. На борту со сдвигом к корме наносятся литеры USMC и шестизначный номер машины. Впрочем, в прошлом были внедрены другие ОЗ, указывающие на соединение и подразделение. На передних крыльях или на лобовых деталях техники помещается цифробуквенный индекс типа A1-I. Буква указывает роту, а две других литеры обозначают номер и тип дивизии. В отличие от армии, КМП обозначает соединения одной буквой вместо трех.
Национальная гвардия использует сразу несколько систем обозначений, в зависимости от штата. Одной из общих тенденций является применение «традиционных» двухзначных номеров на бортах техники. Они могут дополняться графическими эмблемами соединений или частей. Также в Нацгвардии некоторых штатов предусматриваются индексы, похожие на армейские.
Во время операции «Буря в пустыне» в армиях коалиции внедрили новый способ обозначения техники. На бортах и панелях башен наносился т.н. шеврон – изображение V или треугольников разной ориентации с разными дополнительными элементами. Перевернутая V обозначала роту A; роты B и C имели шевроны, направленные вправо или влево. Четвертая рота обозначалась треугольником. Количество точек внутри шеврона указывало на номер взвода. Шевроны отличались большими размерами и были хорошо различимы со значительных дистанций, из-за чего имели преимущества перед прочими ОЗ.
В настоящее время обязательными ОЗ для боевых машин армии и КМП США являются только номера, помещаемые на лбах или бортах. Эмблемы частей, позывные и шевроны имеют значительное распространение, но не являются обязательными.
Нетрудно заметить, что в двух сверхдержавах достаточно давно были сформированы основные подходы к обозначению техники. Обе системы обеспечивали требуемый уровень удобства контроля за работой войск, но основывались на разных идеях. Это привело к формированию систем, имеющих самые серьезные отличия.
В Советской армии во главу угла ставилась секретность, с чем были связаны требования по регулярному изменению ОЗ частей / соединений и условных номеров. На практике замена опознавательных знаков могла производиться достаточно редко, но и в таком случае использованный подход решал поставленные задачи. Командиры могли следить и управлять за своими подчиненными, тогда как ведение разведки и анализ полученных данных иностранными спецслужбами известным образом затруднялся.
Американский подход – как в сухопутных войсках, так и в КМП – подразумевал нанесение всей необходимой информации и не позволял обеспечить высокую секретность. Впрочем, главные недостатки этой системы заключались в другом, а именно в малых размерах литер и невозможности быстрого и точного опознавания конкретной машины и ее принадлежности.
Имея плюсы и минусы, и советский, и американский способы обозначения техники сухопутных войск с теми или иными изменениями дожили до наших дней. В прошлом системы обозначения неоднократно изменялись и дорабатывались с учетом полученного опыта. В своем нынешнем виде они соответствуют целям и задачам, а также предъявляемым требованиям. По всей видимости, в обозримом будущем армии США и России не будут существенно изменять системы обозначения техники.
Почему отечественные танки называют на букву «Т», и что означают цифры за ней
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В некоторых случаях у названий наземной техники есть еще и третья часть, некое «фирменное» название конкретной машины. Оно может быть как официальным, так и неофициальным «народным». Примерами таких названий можно считать «Катюша», «Град», «Акация», «Пион» и т.д. После буквенного обозначения и перед формальным названием идет второй важный элемент обозначения – цифровой индекс модели машины. И здесь начинается самое веселое.
Когда смотришь на цифровые индексы обозначения любой отечественной военной технике, возникает несколько вопросов примерно одного свойства: «Как цифры расшифровываются?», «Есть ли здесь какая-то логика?», «Существует ли закономерность в выборе цифрового индекса?». Отвечая на первые два вопроса, можно сказать два раза «да»: все индексы как-то расшифровываются и в них всегда есть логика. А вот какой-либо устойчивой закономерности в выборе индексов нет. Здесь не существует ни ГОСТа, ни железных правил, а потому цифры могут подбираться из самых разных соображений. Проще всего объяснить это на конкретных примерах.
Вариант второй : цифры по калибру главного орудия. Здесь все просто и понятно. В качестве примеров можно вспомнить СУ-85, СУ-76, ПТ-76, а также варианты с комбинированными названиями Т-34-76 и Т-34-85, где 76 и 85 – калибры пушек, а 34 – заводской индекс танка.
Вариант третий : цифры по очередности внутри серии машины. Таких машин не очень много и встречаются они главным образом в качестве исключений. Самый простой и хорошо знакомый пример — это тяжелые советские танки «Клим Ворошилов» и «Иосиф Сталин»: КВ-1, КВ-2, огнеметная модификация МК-8, ИС-1, ИС-2, ИС-3.
Вариант четвертый : цифры по году создания или году выхода в серию. Едва ли здесь нужны какие-то пояснения. Вот несколько примеров: Т-44 от 1944 года, Т-62 от 1962, Т-72 «Урал» от 1972, Т-90 от 1990, Т-14 «Армата» от 2014 года.
Вариант пятый : цифры от увеличения на «10». Данный способ некоторое время использовался в Советском Союзе для обозначения новых поколений однотипных машин. Например, Т-44 и Т-54 – машины одного проекта от 1944 и 1946 года; Т-40 и Т-60, и Т-70 – одно семейство от 1939, 1941, 1943 года.
В продолжение темы читайте про танки Т-34 : чем отличались выпущенные на разных предприятиях боевые машины.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
За большинством знаков, таких как: идентификация союзников, вес моста, обнаружение газа, тактические знаки, номер транспортного средства военного ведомства и знаки конвоя. С разной степенью успеха предпринимались попытки стандартизировать размер, цвет и расположение знаков.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Знак обслуживания начался с использования служебных инициалов, таких как S. & M. (Sappers and Miners), которые предшествовали RE (Royal Engineers).
Во время Первой мировой войны система идентификации возникла в результате необходимости; Знаки формирования были созданы до того, как они были заброшены после окончания войны.
Для разметки обычно используют трафареты. Соответственно, маркировка военного времени, как правило, не такая аккуратная, как довоенная маркировка, нарисованная вручную, а нанесенная в полевых условиях иногда бывает в зеркальном отражении и часто в неправильном месте на транспортном средстве.
Национальная идентификация
С середины 1943 года звезда союзников использовалась на бортах автомобилей софтскин и ББМ, но редко в Европе. Раскрашенный флаг Союза редко можно было увидеть в конце войны.
Признаки образования
На каждой машине должен был быть знак построения, обычно это тот строй, к которому они были постоянно прикреплены. Таким образом, при временном присоединении к другому устройству транспортное средство сохранит свой нормальный знак, если не будет дано указание принять знак временного подразделения.
Знак был прикреплен к переднему ближнему (левому) бамперу или рядом с ним, например, на крыле, обращенном вперед, и на видном месте сзади, также на ближней стороне. Он был такого же размера, как 9-дюймовый квадратный знак Arm of Service (AoS), и не предполагалось носить с собой на мотоциклах, но иногда его рисовали по бокам топливного бака.
Армия и Корпус
Только машины, прикрепленные к штабам армии и корпуса, будут нести знаки различия вместо полковых знаков. Сюда входили войска армии и корпуса, которые предоставлялись подразделениям по мере необходимости.
Машины армии и корпуса имели обычную маркировку Arm of Service, но с белой полосой сверху.
Отдельные бригады
Отдельным бригадам может быть присвоен специальный знак формирования, используемый на машинах, не входящих в состав дивизии. Такой же знак носили солдаты на рукавах. Некоторые подразделения нанесли знак отдельной бригады на свои машины, сохранив при этом свой собственный знак дивизии.
Подразделения
У каждой дивизии были свои знаки различия, которые несли на всех машинах. Такой же знак носили солдаты на рукавах.
Он был написан с использованием трафарета, но иногда и вручную, что приводило к вариациям. Иногда трафареты меняли местами. На некоторых машинах, таких как роты RASC, был знак корпуса или дивизии и знак своей роты. 21-я армейская танковая бригада в Северной Африке нарисовала знак «Пехотная дивизия» (4-я), который они поддерживали, рядом со своим собственным.
Гвардейская бронетанковая дивизия
1-я бронетанковая дивизия
6-я танковая дивизия
7-я танковая дивизия
8-я танковая дивизия
11-я танковая дивизия
79-я танковая дивизия
2-я пехотная дивизия
3-я пехотная дивизия
Британская 6-я пехотная дивизия времен Второй мировой войны
43-я пехотная дивизия
50-я пехотная дивизия
Британские воздушно-десантные подразделения
Признаки отсутствия образования
Рука обслуживания
Подробно обсуждаемая с мая 1939 года система была резюмирована в письме военного ведомства от 12 апреля 1940 года, обновленном в 1941, 1942 и 1943 годах.
Все автомобили имели маркировку вида войск (AoS) в виде квадрата размером 9 дюймов (23 см) с белым двух- или трехзначным номером (иногда использовались как однозначные, так и четырехзначные). Если цвет фона бледный, цифра может быть цветной. Цвет фона объяснял AoS, число отличало штаб AoS и отдельные батальоны или роты внутри этого AoS.
Окрашено на переднем бампере «вне игры» или поблизости, в зависимости от автомобиля, например, на передней части крыла, на гласисе или на джипе, под лобовым стеклом. Знак повторяется на тылу офсайда. Размер адаптирован к автомобилю и доступному пространству.
Белая верхняя полоса обозначает войска Корпуса. Штаб бригады был первым номером, затем каждый батальон в дивизии, переходя от старшего к младшему, имел номер, увеличивающийся на одну или несколько цифр. Подразделения обслуживания, почта, проректор, скорая помощь и т. Д. Не имеют штаб-квартиры. Транспортные средства для перевозки войск могут использовать съемные пластины со знаком AoS, так как они регулярно перемещались между дивизиями. У них также могут быть знаки, которые были в два раза больше, с черным квадратом над знаком RASC, а информация о подразделении транспортируемого войска была нанесена мелом на черном квадрате. Штаб-квартира, ректор, медицинские, учебные и почтовые отделения в дивизии использовали черную панель с белыми цифрами. Номер переписи военного ведомстваВ каждом приказе военного ведомства выделялась последовательность цифр, которые наносились на машины по мере их изготовления и отгрузки с завода.
Символы распознавания с воздухаДо войны не было официальных инструкций, но эксперименты включали: В январе 1942 года был представлен медальон в стиле RAF. Его ширина составляла 31 дюйм, и его можно было разместить на крыше кабины или капоте грузовиков, а также на башне или моторной палубе бронированных машин. Круглый круг состоял из 6-дюймовой желтой рамки, 10-дюймовой синей полосы, 10-дюймовой белой полосы и 5-дюймовой красной середины. Его использовали в Великобритании, на Ближнем Востоке и в Италии.
С середины 1944 года цветная пластиковая панель дополняла звезду на некоторых автомобилях, розовую, желтую или белую, с произвольно выбранным цветом дня. Союзная звездаПятиконечная звезда, окрашенная в белый цвет, использовалась для обозначения техники союзников с 1944 года. Британские танки редко имели звезду спереди или по бокам, обычно только одна на задней части башни. ББМ часто несли звезды по бокам и сзади. Мягкокожи обычно носили звезды на боку. Обычно звезда была 8-12 дюймов и была нанесена по трафарету вершиной вверх. Рейтинг мостаУ всех транспортных средств был рейтинг моста, отображаемый в желтом круге с черным надписями. Круг был для большинства транспортных средств на прикрепленной пластине диаметром от 7,5 до 9 дюймов. Маркировка танков и многих других ББМ наносилась на корпус. Расположение обычно офсайд спереди, иногда присоединяется к радиаторам. У джипа, если бы у него был трейлер, было бы 3/2. Грузовик 15cwt с прицепом может иметь 5/4, 6/4, 6/5 или 7/5, в зависимости от загрузки транспортного средства и размера и нагрузки прицепа. Тягач-транспортер Diamond T с прицепом с Sherman должен иметь на своей табличке 70/18. Мотоциклы и мотоциклетные коляски не имели перемычек, они попадали в категорию 1. В поле ярко-желтый знак, обращенный вперед, считался слишком заметным, поэтому его часто приглушали, перекрашивали в желтый полый круг или отбрасывали. Тактические знакиОни были 8-12 дюймов в высоту, в зависимости от размера машины, и обычно располагались по бокам или в корме башни, или по бокам корпуса. Иногда они включали номер, идентифицирующий индивидуальное транспортное средство. Обнаружение газаПанели обнаружения газа были окрашены в виде 18-дюймового квадратного пятна на ББМ и на задней части фар из мягкой кожи до октября 1943 года, а затем в виде пятна на капотах из мягкой кожи, рядом с ветровым стеклом, а не на ББМ. Краска для обнаружения газов была желтого цвета хаки. Другая маркировкаМаркировка конвояНебольшой свет, светивший на задний мост, центр которого был выкрашен в белый цвет, помогал ночным конвоям. В некоторых автомобилях использовался круглый диск, окрашенный в белый цвет. Левый рульНа автомобилях с левым рулем сзади было написано ОСТОРОЖНО ЛЕВЫЙ ПРИВОД 2-дюймовыми белыми буквами. Если на автомобиле нет индикаторов, было добавлено слово БЕЗ СИГНАЛОВ. Гражданская техникаНа реквизированных транспортных средствах до того, как они получили свою полную маркировку, на ближней передней и задней сторонах были нанесены буквы WD 6 дюймовыми буквами. Ограничение скоростиЗнаки отгрузки и железнодорожной погрузкиВременный 5- или 6-значный номер, нанесенный мелом или грубой краской перед отправкой за границу. Также на транспортном средстве может быть указан номер десантного корабля, например «LST 368». Две или три цветные горизонтальные полосы в прямоугольнике иногда рисовались рядом с номером, что соответствовало порядку движения транспортного средства. Размер и вес транспортного средства были нанесены мелом на квадратной панели, окрашенной в черный цвет с белым краем. Транспортные средства и прицепы, перевозимые на самолетах, имели вертикальную желтую линию шириной 6 дюймов и шириной дюйма, показывающую центр тяжести мотоциклов шириной ½ дюйма. Персонализированная маркировкаСпециализированные автомобилиОбезвреживание бомбыСкорая помощьТранспортные средства РАФАртиллерийские и противотанковые орудияОружие редко имеет нормальную маркировку на оружейном щите. Никаких тактических знаков не использовалось. У Королевской артиллерии была система красных и синих вспышек для обозначения подразделений, с красным квадратом, движущимся по часовой стрелке на синем фоне, чтобы обозначить 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю батареи. Другой
|