что означает дерево в тесте дом дерево человек
Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для детей и взрослых
Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для детей
Психологический тест по рисункам для детей
Расшифровка цветов рисунка
Расшифровка цветов рисунка:
Расшифровка местонахождения дома
Расшифровка рисунка человека
Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для взрослых
Психологический тест по рисункам для взрослых
Как вы уже, наверное, поняли рисунок может рассказать о человеке многое. Правда в случае со взрослыми больше внимания надо уделять мелким деталям полученной картинки. В отличие от детей они уже могут контролировать свои эмоции и очень часто пытаются обмануть специалиста, используя правильную цветовую гамму или рисуя с правильным нажимом. Поэтому первое на что вы должны обратить внимание, есть ли над домом струйка дыма.
Если из дымохода исходит очень тонкая струйка, то это показывает что человек эмоционально истощен и не чувствует тепла и заботы от своих близких. Слишком густой дым, идущий из трубы, сигнализирует о том, что человек находится в очень сильном моральном напряжении. И чем толще и темнее выходящий дым, тем хуже внутреннее состояние человека, проходящего тест.
Расшифровка дома
Расшифровка рисунка дома
Расшифровка рисунка человека
Расшифровка рисунка человека
Расшифровка рисунка дерева
Расшифровка рисунка дерева
Пример
не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.
В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:
1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни. 2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок. 3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты. 4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный. 5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом. 6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.
Описание рисунка по методике дом, дерево, человек: как правильно нарисовать и провести?
Рекомендации по проведению теста
Рисунок взрослого человека
Рисунок ребенка
Пока человек будет проходить тестирование вы должны будете зафиксировать:
После того как рисунок будет готов вы можете задать ребенку или взрослому человеку вопросы, которые помогут вам получить максимально точный результат. Но помните, делать это вы должны в максимально непринужденной форме. Разговор с малышом, вообще, лучше всего проводить в игровой форме. Ведь чем больше он будет расслаблен, тем более достоверную информацию выдаст его подсознание.
Вопросы по тесту:
В принципе вопросы могут быть разные главное, чтобы они имели отношение к картинке. Например, во время пост-рисуночного опроса вы можете уточнить у тестируемого почему на его рисунке отсутствуют какие-то значимые детали (листья на дереве, окна и двери на доме или уши на голове). Также вас должно заинтересовать не совсем правильное расположение элементов картинки.
Например, косо растущие деревья или очень сильно перекошенные стены дома. Человек обязательно должен попытаться объяснить почему он видит свой мир в слегка искаженном виде. После того как выясните все интересующие вас детали, можете приступать к окончательному анализу того что человек нарисовал.
Цель, история и автор
Данная методика была разработана в 1948 году в Америке ученым Дж. Буком (Баком в некоторых источниках).
Она являлась первой в своем роде попыткой оценить личность всесторонне: с точки зрения особенностей ее суждений, эмоционального восприятия, особенностей взаимодействия с другими людьми.
Данная методика получила название проективной, поскольку результат оценивается на основе проекции человеком его внутренних характеристик в абстрактные и символьные выражения. К таким выражениям относятся графические изображения, которые интерпретируются определенным образом.
Проективные методики базируются на длительном периоде наблюдений за деятельностью личности и интерпретации особенностей ее деятельности в условных формах.
Методика успешно применяется для диагностики как взрослых, так и детей (в том числе дошкольников).
По настоящее время она занимает ведущее место среди себе подобных методов исследований поскольку достаточно проста в исполнении, а накопленный опыт позволяет более уверенно и надежно интерпретировать результаты.
Данный тест также используется и для оценки интеллектуальных способностей индивида путем рассчитывания специального коэффициента.
Тест используется для составления автопортрета человека и описывает следующие его характеристики:
Тест более эффективен в качестве диагностического этапа, однако не вполне подходит для скрининга или оценки эффективности психотерапевтической помощи.
Методика используется при обращении к психологу в детских и дошкольных учреждениях. Во взрослом возрасте данный метод применяется при первом контакте с пациентом в рамках составления психопортрета.
Данная методика редко применяется при приеме на работу как средство отбора или же в крупных статистических исследованиях, поскольку не вполне отвечает требованиям скрининговых методик исследования.
Текст книги «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
Автор книги: Маргарита Шевченко
Жанр: Детская психология, Книги по психологии
Текущая страница: 3 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]
Тест «Дом – дерево – человек»
Этот метод, предложенный Дж. Буком в 1948 году, является одним из самых популярных, применяемых для индивидуальной оценки личности и выявления степени ее адаптированности.
Тест «Дом – дерево – человек» предназначен как для взрослых, так и для детей. Изображение этих трех объектов дает человеку большую свободу выражения себя через рисунок, а также выявляет собственное отношение к жизни и к миру в целом. Дом, дерево и человек – это то, что чаще всего рисуют дети. У взрослых данный тест выявляет множество различных эмоций.
Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком, отраженное в рисунке, представляет собой действительно происходящее в нашей жизни.
Предоставьте испытуемому лист бумаги, простой, мягкий карандаш и коробку с цветными карандашами и попросите нарисовать (а по желанию и раскрасить) дом, дерево и человека. После того как рисунок будет готов, проведите опрос по выполненному заданию и только затем производите интерпретацию рисунка.
Немаловажную роль в интерпретации рисунка играет порядок выполнения задания. Например: если первым рисуется дерево, значит, большое значение для человека имеет жизненная энергия. А если первым рисуется дом, то главным в жизни автора рисунка является его личная безопасность, семейные отношения, успех. Правда, иногда это означает и радикально противоположные понятия.
Тестовые показатели
(показатель психомоторного тонуса)
Слабый нажим – пассивность, депрессия. Сильный нажим – импульсивность. Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность.
Размещение на рисунке
В центре листа – прямолинейность и незащищенность.
Выше центра листа – недостижимость цели, удовлетворение в фантазиях.
Ниже центра листа – депрессивное состояние и тревога.
Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование на прошлом.
Размещение рисунка в правой стороне листа – акцентирование на будущем.
Размещение рисунка на краю листа – чувство неуверенности, опасности.
Перспектива изображения дома
Дом, в перспективе, вид сверху – отрицание домашней ситуации.
Дом, в перспективе, вид снизу – потребность в домашнем очаге, в некоторых случаях желаемое видится недостижимым.
Дом вдали – чувство отверженности.
Дом вблизи – открытость, чувство теплоты и гостеприимства.
Дом расположен в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний, незащищенность.
Дом расположен в правом верхнем углу листа – склонность избегать неприятных чувств, связанных с переоценкой будущего.
Дом как бы подвешен в пространстве – склонность отклонять земные аспекты жизни.
Считается нормой, если в изображении дома имеется хотя бы одна дверь, одно окно, одна стена, крыша и труба.
Дом очень маленький (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – домашняя обстановка, а иногда брак не соответствуют требованиям человека.
Дом очень большой (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – ностальгия.
Дом разрушенный – потеря домашнего окружения, отвержение дома.
Дом, нарисованный торцом, – нежелание общения, стремление к замкнутости.
Дом прозрачный, похожий на аквариум, – желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Вместо дома рисуются другие постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина.
Вместо дома рисуется его план (обычно вид сверху) – серьезный конфликт.
Стена в одномерной перспективе (изображена всего одна боковая сторона) – тенденция к отчуждению и оппозиции.
Расположение задней стены дома необычно – сознательные попытки самоконтроля, иногда сильные враждебные тенденции.
Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями – стремление не потерять контакт с реальностью.
Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, иногда потребность владеть ситуацией насколько это возможно.
Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других, в некоторых случаях желание удивить своей коммуникабельностью.
Двери очень маленькие – нежелание раскрываться и впускать в свое внутреннее пространство.
Двери открытые (если дом жилой) – сильная потребность к теплу извне, иногда демонстрация своей открытости.
Двери закрытые, с огромным замком – скрытность, защита, в некоторых случаях враждебность и мнительность.
Двери боковые – стремление к уединению, отчуждение, неприятие реальности.
Двери отсутствуют – замкнутость, трудности в общении.
Окна открытые – необходимость получения тепла, прямолинейность.
Окна открытые, без занавесок – открытость в своих чувствах.
Окна закрытые, с занавесями – значимость взаимодействия со средой, замкнутость.
Множество окон – готовность к контактам.
Окна без стекол – враждебность, отчужденность.
Крыша означает сферу фантазии, соответственно: очень большая крыша – желание найти удовлетворение в фантазиях, плоская крыша свидетельствует о неразвитости воображения.
Отсутствие трубы – отсутствие или нехватка тепла в психической сфере.
Труба спрятана, почти невидима – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Косое расположение трубы по отношению к крыше считается нормой для ребенка; для взрослых означает значительную регрессию.
Дополнительные детали и части дома
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – неприступность, отражение конфликтной ситуации.
Закрытые ставни – защита.
Водосточная труба – усиленная защита, иногда мнительность и подозрительность.
Дополнения к рисунку дома
Различные дополнения указывают на испытываемую необходимость дополнительного упорядочения своего окружающего пространства.
Солнце – источник тепла и силы.
Деревья, кусты, окружающие дом, – желание оградить себя защитными барьерами. Иногда деревья, кусты символизируют различных людей.
Кусты, хаотично расположенные около дома, – тревога.
Забор вокруг дома – потребность в эмоциональной защите.
Тропинка, ведущая к дому, очень длинная – ограничения в доступности.
Тропинка около дома узкая, но широкая на другом конце – поверхностное дружелюбие.
Дым из трубы густой – значительное внутреннее напряжение.
Дым, нарисованный тонкой линией, – чувство недостатка тепла дома.
После того как рисунок дома нарисован простым карандашом, испытуемый может по своему желанию раскрасить его цветными карандашами. В норме считается, если используется не меньше двух и не более пяти цветов. Если испытуемый раскрашивает дом семью-восемью цветами, он в лучшем случае является лабильным, а если использует всего один цвет, – испытывает страх эмоционального возбуждения. Чем дольше и неувереннее клиент подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Ниже приводится перечень цветов, чаще всего применяемых при раскрашивании дома.
Красный – большая чувствительность, потребность теплоты из окружения.
Оранжевый – чувствительность и враждебность.
Желтый – сильная враждебность.
Зеленый – желание оградить себя от опасности.
Пурпурный – потребность обретения власти.
Черный – пугливость, в некоторых случаях застенчивость.
Дерево
Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.
Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.
Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.
Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.
Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.
Характерные детали рисунка
Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.
Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.
Сломанное дерево – пережитое потрясение.
Если не дорисована вершина у дерева – у человека большие незавершенные планы.
Дерево, раздвоенное от ствола, – знак очень сильных родственных связей с сестрами и братьями, которые чаще всего разорваны или потеряны. Такие же деревья рисуют близнецы.
Ветка вместо дерева указывает на инфантилизм человека.
Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.
Ветви, идущие вверх, свидетельствуют об оптимистическом настрое и энтузиазме, иногда о стремлении к власти.
Ветви, нарисованные в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.
Ствол без ветвей – свидетельство трудностей в установлении контактов.
Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также психологическую защищенность человека в этих контактах.
Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающим миром и контактности.
Скудная и чахлая листва, напротив, говорит о том, что контакт с внешним миром очень слабый.
Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.
Пустая закрытая листва, похожая на пустой круг, говорит о непроявленной агрессивности.
Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.
Листья, направленные вверх, означают стремление к лидерству и наличие цели.
Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.
Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.
Листва, прорисованная кривыми линиями, – открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.
Листва в виде узора – обаяние, приветливость, доброжелательность.
Листва-сетка – желание уйти от проблем.
Оторванный от земли – недостаток контакта с внешним миром.
Расширяющийся книзу – поиск устойчивого и стабильного положения.
Сужающийся книзу – изоляция и стремление укрепить свое Я.
Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.
Ствол, нарисованный из одной линии, – нежелание реально смотреть на вещи.
Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и о хорошем интеллекте.
Ствол, наклоненный влево, – человек пасует перед агрессией.
Ствол, наклоненный вправо, – человек ищет поддержки.
Ствол как бы вырастает из круга – рисующий чувствует себя защищенным только в своем окружении.
Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или травме.
Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек и свидетельствует о его любознательности.
Корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует или спрятано.
Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто видеть интересующее.
Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.
Человек
Идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Сидит или лежит – пассивность.
Со спины – конфликтность, иногда негативизм.
Абсолютный профиль – отрешенность и замкнутость.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Иногда изображается не некий абстрактный человек и не сам автор рисунка (как бывает часто в случае с детьми, рисующими себя самих), а какой-нибудь персонаж. Можно привести некоторые приблизительные интерпретации таких образов.
Военный в некоторых случаях выражает агрессивность.
Клоун, шут свидетельствует о заниженной самооценке.
Король, принц говорят о высоком уровне притязаний.
Баба-яга – знак открытой враждебности к женщинам.
Старик, старуха, нищий означают депрессию.
Инопланетянин, робот говорят о чувстве одиночества.
Большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта.
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.
Маленькие глаза – погруженность в себя.
Выпученные глаза – грубость, иногда черствость.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Зачерненные, заштрихованые глаза – страхи.
Подведенные глаза, с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.
Нос выдающийся, с горбинкой – презрение, ирония. Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.
Волосы сильно заштрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения, иногда интровертность.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки, расположенные близко к телу, – напряжение, интровертность.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки прикрывают генитальную область – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы.
Руки расставлены в стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки длинные и слабые – зависимость, потребность в опеке.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или очень укорочены – недостаток общения.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.
Длинные пальцы – скрытая агрессия.
Ноги широко расставлены – потребность в опоре.
Ноги плотно сдвинуты – интровертность.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног очень большие – потребность в опоре.
Дополнительные детали к рисунку человека
В руках у человека флажок, игрушка и т. п. – инфантильность (в рисунках детей – норма).
В руках у человека сигарета, бутылка водки, рюмка и т. п. – негативизм, в некоторых случаях асоциальность.
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Анализ рисунков к тесту «Дом – дерево – человек»
Шестилетний Никита был приведен на консультацию бабушкой в связи с нарушениями сна и боязни темноты. Мальчик очень приветливый, мягкий, физически хорошо развит.
Никита использовал яркие тона, и поэтому его рисунок (рис. 17) производит благоприятное впечатление. Но если посмотреть внимательнее, то можно заметить некоторые особенности не совсем благополучного психологического состояния мальчика, которые отразились в рисунке.
Рис. 17
Конечно, это далеко не все, что рассказал рисунок Никиты, но в общих чертах все-таки многое открылось о нем. Мы узнали о его душевном и психологическом состоянии, о его характере. Понятно, что мальчик, пережив такую тяжелую, душевную травму, сейчас очень сильно нуждается в опоре и поддержке близких ему людей.
Ольга пришла на консультацию в состоянии глубокого стресса. Она рассталась с мужчиной, который ей очень нравился. Чувствовала потерянность из-за своего большого веса (125 кг). По просьбе сделать рисунок «Дом – дерево – человек» Ольга довольно быстро набросала рисунок (рис. 18), что указывает на импульсивность и нестабильность ее характера. Дом без дверей, окна с занавесками свидетельствуют о замкнутости человека, отсутствие трубы – об отсутствии тепла в доме. Себя Ольга нарисовала с длинными ресницами, тем самым демонстрируя свою значимость, но зато со спрятанными за спиной руками, а это означает ее нежелание контактировать с внешним миром. Все это только подчеркивало степень ее стрессового состояния. После консультации Ольга приняла твердое решение худеть и изменить свою внешность, начать новую жизнь.
Рис. 18
Владимир красивый, высокий, крепкий парень. Уже длительное время находился в затянувшейся депрессии. С некоторых пор его преследовали личные неудачи. Мечтал встретить девушку, но не везло. В поведении Владимира, в его речи чувствовалась неуверенность и подавленность, хотя и пытался бодриться. После просьбы сделать рисунок на заданную тему какое-то время раздумывал.
Рис. 19
Дом на рисунке Владимира (рис. 19) получился с прозрачной, большой крышей, а так как крыша – это сфера наших фантазий, то понятно, что молодой человек ищет удовлетворения в них. Труба нарисована в глубине крыши, как бы выглядывающей из-за задней стены дома, что лишь подчеркивает нежелание Владимира иметь дело с эмоциональными воздействиями. Дым тонкой струйкой хаактеризует недостаток домашнего тепла, а закрытая дверь говорит о желании защиты, а также о некоторой скрытности характера. Крыльцо дома подчеркивает великодушие характера. Кроме того, дом расположен в левом верхнем углу листа, а это говорит о незащищенности и желании избегать каких-либо переживаний. Дерево – без ветвей и нарисовано в правой части листа, а это значит, что он испытывает определенные трудности в контактах, ищет опору.
Глаза человека пустые, без зрачков, свидетельствуют об определенных страхах, а маленькие ступни ног характеризуют неумелость в социальных контактах.
Мария замужем. Обладает хорошей фигурой. В последнее время испытывала неудовлетворение в работе и агрессию по отношению к начальнику. Домашние условия также не приносили ей удовлетворения: много лет большая семья проживала в маленькой квартире. Такая жизнь очень тяготила Марию, женщина часто находилась в состоянии подавленности и какой-то внутренней агрессии по отношению ко всему миру.
Рис. 20
Человек, изображенный Марией (рис. 20), идет по направлению к дому в каске и с ружьем. Нужны ли к такому рисунку какие-либо комментарии? Ясно, что отрицательные чувства переполняют женщину, что и передалось в рисунке.
Девочка живет с бабушкой, но недовольна этим. Бабушка жалуется, что Наташа ее не слушает, стремится как можно больше проводить времени у зеркала и с подружками. Она не хочет жить ни с бабушкой, ни с родителями. Наталья нарисовала себя идущей по тропинке от дома бабушки, что как раз и отражает ее настроение. Она очень капризна к вещам, которые ей покупают, стремится носить модные вещи.
Рис. 21
Из рисунка (рис. 21) это хорошо видно. Модная кофточка, длинные ресницы говорят о желании нравиться не только самой себе, но и окружающим. Кроме того, большие, пухлые губы подчеркивают ее агрессивную позицию. Дом с закрытой дверью, из трубы идет дым – отражение тепла, создаваемого бабушкой в доме и отвергаемого девочкой. На рисунке мы видим солнце, но и облака – это значит, что настроение у девочки постоянно омрачается невеселыми мыслями. Сразу несколько деревьев с пышной листвой свидетельствуют о сильном стремлении к социальным контактам автора рисунка.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.