что означает до первой звезды
С первой звездой: история и традиции Рождества
Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились (хотя и не так строго, как перед Пасхой). В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы.
Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos.ru.
История праздника
Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.
Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).
Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.
Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.
Елка на Руси и в СССР
Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.
Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.
К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.
В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).
В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
Рождественские традиции
Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.
В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).
В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов. Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок. Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.
Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.
Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.
В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.
Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.
Рождественские угощения
Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной.
В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.
Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.
Что означает до первой звезды
Сочельник, или, как его еще называют, Навечерие Рождества Христова – это день накануне праздника, по-своему очень радостный.
Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо –сочиво. Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день.
Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после вечерней службы, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Отчасти с этим обычаем связана поговорка, что есть до первой звезды нельзя.
Правда, у нее есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества.
Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни. Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий. Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.
Потому Церковь и запрещает гадания. Ведь Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода. Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – Тот Самый Божий Сын, Которого все ждут. Он предоставил человеческому сердцу свободу выбора: поверить в Рождество или нет.
Итак, до Рождества Христова остались считанные дни. Впереди самое строгое время поста. Но не стоит относиться к этому трагически. Есть в Евангелии замечательные слова – «всегда радуйтесь». Они относятся ко всему, что делает человек, даже к посту. В противном случае ни пост, ни Сочельник просто не имеют смысла.
Вместо сочива или даже помимо него к Сочельнику готовили кутью – кашу из обмолотой пшеницы. Крупу перебирала вся семья несколько вечеров. Зерна толкли в ступке, но так, чтобы не раздробить их, а только содрать с них шелуху. Подавали кутью с маком и медом.
На Украине Сочельник издавна называют Святой вечер. Есть традиция устраивать в этот день торжественное застолье, ритуал которого неизменен на протяжении долгих веков. Трапеза состоит из двенадцати блюд, все они очень вкусные, хоть и постные. Однако те, кто собирается идти на Рождество в храм, все же воздерживаются от обильного угощения.
Правило Рождества «до первой звезды нельзя» опроверг священник
«Если после поста ты не идёшь в храм, то пост превращается в диету»
Светлый праздник Рождества Христова мы отмечаем в ночь с 6 на 7 января 2021 года. В народе этот праздник оброс множеством традиций, однако главное – это посещение рождественской службы в храме и окончание рождественского поста. О том, как понимать расхожеее правило «до первой звезды нельзя», рассказал священник Филипп Ильяшенко.
Важно помнить, что Рождество Христово и все праздничные дни от рождественского сочельника до 17 января – это время для общения с Богом и с людьми, а всевозможные праздничные ритуалы и развлечения здесь вторичны. В 2021 году, к сожалению, слишком многолюдные праздники будут для нас закрыты из-за риска распространения коронавируса, так что отмечать праздник рекомендовано в семейном кругу.
В Сочельник, канун Рождества, надо поставить на стол как раз самую простую пищу или вообще ничего не есть – это всё ещё время поста, причём самые строгие его дни.
Четких указаний относительно того, что должно быть на рождественском столе, нет. Традиционно русское блюдо для завершения поста – это окорок. Раньше в деревнях делали особого ягнёнка из теста, которого подавали на стол в Рождество как один из символов вертепа – такие народные бытовые традиции сохранились лишь в немногих деревнях, в мегаполисах чаще просто подают что-то мясное.
Что же касается расхожего правила, что, мол, трапезу нельзя начинать «до первой звезды», то его мы понимаем немного искаженно – об этом в разговоре с корреспондентом «МК» рассказал священник Филипп Ильяшенко:
– Понятие рождественской звезды довольно относительно, однако дело совсем не в ней. Тут самый распространённый вопрос такой: допустим, я соблюдаю пост – но не иду в храм, так когда можно разговляться?
Однако смысл поста связан как раз с подготовкой к празднику, к очищению через пост, и он должен завершиться в храме. Иначе получается просто какая-то диета. Соответственно, если нет похода в храм – значит, нет естественного окончания этого усилия. Получается профанация. Всё должно быть логично: ты идёшь в храм, причащаешься, возвращаешься домой – и у тебя уже нет даже никаких сомнений, завершён ли пост. Ты знаешь, что завершён – кульминация позади.
Напомним, что в присутствие в храме в рождественскую ночь на службе – это один из важнейших обрядов, связанных с этим праздником. Отказаться от посещения храма могут маленькие дети, пожилые и люди с тяжелыми заболеваниями – в том числе инфицированные коронавирусом, обязанные соблюдать режим самоизоляции.
Почему до первой звезды нельзя: тайны Рождественского сочельника
МОСКВА, 6 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Православные верующие 6 января (24 декабря по старому стилю) отмечают Рождественский сочельник, или навечерие Рождества Христова, — канун одного из главных христианских праздников и последний день длительного 40-дневного Рождественского поста. При этом сочельник считается самым строгим днем поста. Обычай совершать в храмах навечерие Рождества известен с древности — уже в IV веке есть отдельные установления, регламентирующие этот день. О том, как православные христиане должны проводить Рождественский сочельник, в чем его смысл и каковы традиции праздника, читайте в материале РИА Новости.
Символ сочельника
Главное постное блюдо сочельника (видоизмененное «сочевник») — сочиво, от которого и берет свое название этот день. «Сочиво», или «коливо», — вареные зерна риса или пшеницы. Возможно приготовление вместо сочива кутьи. Эта пища готовится из вареных или пропаренных зерен злаковых культур (пшеницы, ячменя) с добавлением меда, орехов и фруктов. Без масла.
По толкованию священнослужителей, зерно символизирует воскрешение, а мед — сладость будущей блаженной жизни.
По оценке настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина, эта пища — «самая скромная и простая», и приготавливается она для того, чтобы «не отвлекаться от главного — сосредоточенного ожидания предстоящего праздника». «Всегда верующие традиционно проводили этот день в богослужении и молитве, все другое отходило на второй план», — напоминает Агейкин.
Издавна на Руси в сочельник помимо сочива готовили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилали сеном или соломой — в напоминание о яслях, в которые был положен Христос.
Необычное богослужение
Утреннее богослужение в Рождественский сочельник особенно длительное и может продолжаться в храмах пять-шесть часов, до середины дня. Оно уже полностью посвящено наступающему празднику Рождества — вместо сосредоточенного, «постового» настроения вся церковная служба как бы пронизана радостью от грядущего великого праздника.
Приближающемуся Рождеству Христову посвящены исполняемые песнопения и все евангельские чтения. Прежде всего вспоминается евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу Христу восточных мудрецов (волхвов) с востока, которые принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как царю, ладан — как Богу и смирна — как человеку на погребение.
Также накануне Рождества читаются так называемые паремии — отрывки из книг, преимущественно Ветхого Завета, в которых содержатся древние пророчества святых о пришествии в мир Спасителя.
По окончании литургии и Великой вечерни в центр храма выносится свеча, и священники, одетые в праздничные одеяния, все вместе поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Кроме того, в этот день священники всегда советуют верующим исповедаться и причаститься за литургией, как и непосредственно в сам праздник, 7 января.
Звезда на востоке
«Рождественский сочельник, так же как и Крещенский сочельник, — это дни приготовления христианина к встрече грядущих великих праздников. Это приготовление усиливается прежде всего особенными богослужениями, совершаемыми в этот день, и более строгой мерой поста, который говорит верующему человеку о том, что «отвлекись-ка ты уже от всех своих развлечений и отдыхов и постарайся «попомнить» о том, что завтра тебя ждет столь великий праздник», — говорит профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
Традиция полного воздержания от пищи в сочельник относится прежде всего к монастырям, однако и некоторые миряне, чувствующие в себе силы и получившие благословение духовника, до наступления Рождества совершенно отказываются от еды.
Подобный строгий пост выпадает лишь на несколько дней в году — это первые дни Великого поста, Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский и Крещенский сочельники.
«В древности в Рождественский сочельник христиане не вкушали еды до вечера. Именно потому, что сама вечерня, литургия служилась тогда в вечернее время. Древняя традиция говорит о том, что в сочельник до Рождества, до так называемой звезды, люди ничего не должны ни есть, не пить. Сейчас, конечно, вряд ли это так, но в древние времена люди старались так потрудиться в посте», — рассказал РИА Новости настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия» протоиерей Алексей Уминский.
Обычай в навечерие Рождества «не вкушать пищи до первой вечерней звезды» связан с воспоминанием явления звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, однако богослужебным уставом эта традиция не предписана.
Тайна боговоплощения
По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Рождественский сочельник Церковь «вспоминает всех тех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, — Его родственников, начиная от Авраама», и свидетельствует о том, что «Спаситель — часть нашей истории».
«И эта великая тайна боговоплощения помогает нам понять смысл человеческой истории. Он заключается не в том, чтобы становиться богаче, чтобы обретать больше власти, чтобы завоевывать другие народы, как это казалось и как это до сих пор многим кажется, но смысл истории заключается в познании воли Божией, в открытии для самого себя замысла Божьего о мире и человеке», — сказал патриарх в одной из своих проповедей во время Рождественского поста.
Верующие всегда старались ознаменовать сочельник различными делами христианской благотворительности и милосердия, стараясь воплотить высокие нравственные идеалы в своей повседневной жизни.
С вечера сочельника на Руси также начинали колядовать: ходили по домам родных и знакомых и исполняли народные обрядовые песни, а хозяева в ответ предлагали гостям угощение. Впрочем, эта народная традиция большее распространение получила непосредственно в святочные дни — период от Рождества Христова до Крещенского сочельника, когда отменялся обязательный пост.
Что значит «поститься до первой звезды»?
Я пришел в церковь не так давно, это только второй мой Рождественский пост. Слышал выражение «поститься до первой звезды». Это значит не кушать до захода солнца?
Виталий Шеремет
Отвечает иерей Роман Красовский:
– Понятие «поститься до первой звезды» возникло в те далекие времена, когда рождественская вечерня служилась во второй половине дня 6 января. Литургия Василия Великого, следовавшая сразу за вечерней, как раз и заканчивалась вечером, когда на небе уже были звезды. По уставу, после литургии полагалась трапеза. Т.е. понятие поста «до первой звезды» по сути означало присутствие на праздничной службе, а не пост сам по себе и, тем более, не голодание.
Сегодня, когда богослужебная практика претерпела некоторые изменения, понятие поста до первой звезды стало использоваться в отрыве от контекста и, как результат, трансформировалось уже в некий благочестивый обычай.
Если строго следовать уставу, то вкушение пищи благословляется после окончания литургии. И поскольку ныне Литургия Василия Великого в Рождественский сочельник служится с утра, то трапеза положена сразу по ее окончании – днем. Однако же, следует понимать, что устав не запрещает христианам поступать в этом вопросе на свое усмотрение, сообразно своему положению и состоянию здоровья. Кто-то совсем не может соблюдать пост. А кому-то по силам поститься весь сочельник до самого Рождества Христова и никто не вправе запретить человеку принести Богомладенцу эту малую жертву.
Что же касается соблюдения поста для тех, кто хочет причаститься на ночном Рождественском Богослужении, то в таких случая применяется исторически сложившаяся практика литургического поста, когда желающий причаститься воздерживается от пищи и питья на протяжении 6 часов до принятия Причастия.