что означает доставка корреспонденции
Что такое курьерская служба доставки?
На вопрос, что такое курьерская доставка, можно без преувеличения ответить, что это наиболее оперативный сервис для перевозки документов, товаров или имущества. Услугой пользуются коммерческие компании, интернет-магазины, физические лица.
В службах этого типа обязателен штат курьеров — сотрудников, которые лично выполняют транспортировку доверенной корреспонденции или иных отправлений. Также обязательно есть менеджеры и логисты, принимающие заказы, разрабатывающие маршруты и выполняющие прочие организационные задачи.
Особенности доставки курьерскими службами
Основная особенность курьерской доставки — передача посылки от заказчика получателю через конкретного человека. Курьер лично забирает отправление, транспортирует и вручает адресату, получив с него расписку. Сотрудник компании является ее официальным представителем и несет ответственность за выполнение заказа.
Качественно работающая курьерская служба гарантирует:
Курьерская доставка — это залог того, что посылка попадет в руки получателя в том виде, в каком была передана курьеру. При необходимости сотрудники службы сами тщательно и надежно упакуют отправление во время приема. Специалисты знают тонкости работы с хрупкими предметами, вещами нестандартных габаритов, документами и пр.
Наличие собственного автотранспорта позволяет курьерским службам доставлять грузы в любые населенные пункты. Экспресс-транспортировка и отправка на другие континенты осуществляется на самолетах. Срок доставки курьером зависит от расстояния между городами и выбранного способа перевозки, составляет от нескольких часов до семи дней.
Преимущества доставки посылок курьером
В сравнении с почтовым сервисом и работой транспортных компаний курьерская доставка имеет ряд преимуществ, особенно значимых при нехватке времени и при необходимости повышенной конфиденциальности. Главные достоинства услуги:
Преимущества сервиса можно оценивать не только в сравнении с традиционной почтой или грузоперевозками, но и сопоставляя курьерские службы друг с другом. Солидные компании:
Качественный курьерский сервис универсален — такие компании берутся доставлять любые отправления: от писем до товаров, от личных подарков до образцов продукции. Служба пользуется особым спросом в бизнесе: благодаря круглосуточной работе сервиса курьер может в любое время привезти документацию в офис, аэропорт или другое место и вручить адресату.
Современно организованная и выполненная курьерская доставка — гарантия, что посылка или корреспонденция будет передана конфиденциально и быстро. Сервис обычно дороже почтовой и грузоперевозки, но стоимость оправдана экономией времени и сниженными рисками.
Правильный выбор курьерской службы означает избавление от множества хлопот. Опытные сотрудники учтут пожелания клиента и возьмут на себя все заботы по перевозке документов, товаров или имущества в любой город любого континента. А сервис TSM помогает в правильном выборе — пользуйтесь оперативными решениями!
Как работает экспресс-доставка
Что такое экспресс-доставка
Работа служб экспресс-доставки – это отдельное направление в огромном спектре транспортно-логистических услуг. В отличие от стандартных транспортно-экспедиционных компаний, которые делают акцент на доставке крупногабаритных и сборных грузов, компании экспресс-доставки или курьерские службы обращают внимание, в первую очередь, на скорость грузоперевозки. Особое внимание в своей деятельности курьерская служба уделяет доставке официальных бумаг (корреспонденции, документов) и отправлениям из Интернет-магазинов.
Также не редки случаи, когда срочная доставка документации осуществляется в отдаленные или труднодоступные населенные пункты: администрации и государственные учреждения различных маленьких городов, поселков и деревень. Это предъявляет курьерским службам дополнительные требования по охвату широких территорий. Но и отправления из Интернет-магазинов тоже накладывают на компании дополнительную ответственность.
Из-за низкой скорости доставки и низкого качества обслуживания все меньше и меньше людей доверяют доставку Почте России. Поэтому, исходя из экономии времени, многие отдают предпочтение курьерским службам благодаря быстрой доставке и широкой сети пунктов получения посылки. Но часто экспресс-почта осуществляет доставку «до двери»: документация и корреспонденция в офис или заказанный товар до квартиры клиента.
Многие крупные транспортно-экспедиционные фирмы пытаются взять на себя функции экспресс-почты. Конечно, они обладают широкой сетью доставки, географически охватывают большие территории и имеют представительства во многих населенных пунктах. Но в их деятельности по организации курьерской доставки есть ряд минусов:
Принимая это во внимание, можно сказать, что курьерские службы значительно отличаются в лучшую сторону:
Очень часто экспресс-службы не имеют своего автопарка. Исключение составляют небольшие транспортные средства, которые организуют доставку по городу или близлежащие населенные пункты.
Рынок экспресс-доставки грузов
Работа курьерской организации начинается с приема заявок и консолидации груза по направлениям. Затем объединенный груз отправляется авто или авиатранспортом, в зависимости от срочности доставки. В крупном населенном пункте по направлению маршрута эти объединенные грузы обрабатываются: часть вручается курьерам для доставки по городу и ближайшим населенным пунктам, а часть консолидируют с принятыми в данном городе посылками и отправляют по направлению следования дальше.
Очень часто одна курьерская служба может пользоваться услугами другой в своей работе. Например, международная экспресс-доставка грузов DHL активно пользуется услугами компании СДЭК по доставке консолидированных грузов. Услугами СДЭК также пользуются и маленькие экспресс-службы.
В этой сфере также активно развиваются франшизы. Помимо упомянутой выше компании СДЭК, активно работает курьерская франшиза BoxBerry, которая позиционирует себя, как «служба доставки товаров из Интернет-магазинов». За последний год компания BoxBerry увеличила количество фирменных пунктов выдачи посылок в два раза.
Еще одним огромным «плюсом» в работе курьерских служб является наличие сетей постаматов, которые развиваются в России только в последнее время. Это такие специальные платежные терминалы, предназначенные также для хранения посылок. Благодаря им получатель может забрать нужное отправление в любом удобном месте и в любое время. Активно развивает свою сеть терминалов компания PickPoint.
Многие курьерские службы предоставляют возможность международных доставок. Многие открывают свои представительства в странах ближнего зарубежья, особенно в Республике Беларусь и Казахстане. А также из-за участившегося товарообмена между Китаем и Россией за последние годы, открываются филиалы в КНР.
В целом положение на рынке экспресс-доставки России достаточно стабильное и намечается активное развитие этого направления.
Почта России для чайников
Почта России — это большая, сложная и не очень дружественная структура. На неё принято плеваться в социальных сетях, а поход за письмом или посылкой часто превращается в маленький квест. Про такое говорят: «Жизнь меня к этому не готовила».
Хочешь отправить книжку в подарок другу. Приходишь в отделение, а уставшая женщина спрашивает: «Как отправляем, заказной бандеролью с объявленной ценностью или первым классом?». И ты понимаешь, что это будет посложнее высоконагруженных систем, больших данных и нейросетей.
Мы в «Дадате» сильно связаны с почтой: исправляем адреса и неплохо разбираемся в особенностях её работы. Написали подробный гид по услугам Почты России, для чайников. Автор статьи — Сергей Король, редактор и почтовый гик.
Какие бывают отправления
Для начала разберёмся в двух базовых видах отправлений.
Простое отправление отправляют самостоятельно, без отделения — просто бросают в почтовый ящик. Это обычные открытки и письма.
Заказное отправление посылают только из отделения. Для него заполняют бумажки, и получают трек-номер для отслеживания. Такое отправление получают только с паспортом. На заказные отправления «навешиваются» дополнительные опции:
Простые открытки и письма
Тут всё просто: берёте открытку или письмо, наклеиваете марки и бросаете в ящик — всё, оно дойдёт. Открытка по России сейчас стоит 13 ₽, по миру — 30 ₽. Письмо из конверта и пары листов А4 по России стоит 20 ₽, по миру — от 31 ₽.
Заказные письма и посылки
Их отправляют из отделения. Приносите отправление, выберите опции, отдайте отправление оператору и получите чек. Рассчитать стоимость отправления проще всего на сайте Почты России.
Если отправляете документы государственной важности, говорите так: «Хочу отправить письмо с описью вложения и уведомлением о вручении», сотрудник дальше всё сам сделает. Еще важно не запечатывать конверт с таким вложением, потому что оператор должен проверить его по описи.
Бандероли
Бандероль — это клёвый почтовый шорткат, что-то среднее между письмом и посылкой, но только для печатной продукции. В бандеролях отправляют книги, газеты, журналы, пачки документов.
Бандероль стоит дешевле, и для неё не нужно заполнять бланки. Просто вкладываете книгу в пакет, пишете адрес и отдаёте оператору. Главное чтобы весило менее двух килограммов (иначе только посылка).
Теоретически, в бандероли можно отправить небольшую вещь вроде футболки — операторы не особо следят, что там внутри.
Отправления 1 класса
Это любые регистрируемые письма, бандероли и посылки с реактивной насадкой. Они стоят дороже, но доходят в два раза быстрее.
Для отправлений 1 класса также не нужно заполнять богомерзких бланков. Достаточно написать адрес на конверте или пакете.
Это надстройка над почтой, на манер курьерской службы доставки. На деле писать про неё нечего: долго, дорого и ужасный сервис. Если вам действительно нужно отправить что-то курьером, выбирайте частную курьерскую службу.
Всякие правила и советы:
Почтовая доставка и грузоперевозка: в чем разница?
Подпишитесь на наш канал на YouTube!
• При помощи почты отправляют не только грузы, но и письма, бандероли – к последним двум видам грузоперевозчик отношения не имеет.
• Грузоперевозка, в основном, касается юридических лиц, клиенты почты – физические лица.
• Грузоперевозки активно регулируются различными законодательными актами, для почты действуют законы «О почте», «О связи».
• Для почты действует правило: посылка передается в руки лицу, которое указано в накладной. Для грузоперевозок это правило не действует. Финальной точкой доставки может быть аэропорт ил другая точка.
• Обычно грузоперевозчик имеет налаженные пути доставки – определенные маршруты, которые редко меняются. Нам доступны мультимодальные перевозки – разными видами транспорта, даже довольно экзотическими.
• Виды и габариты груза отличаются, так, как и ответственность за его сохранность. При повреждении груза выплачивается компенсация, которая равна стоимости перевозки. Двойная стоимость выплачивается в случае утраты или повреждения посылки.
• Для грузоперевозки необходима товарно-транспортная накладная (ТТН), для иностранного груза – еще и государственная таможенная декларация (ГТД) и дата ввоза в страну. Почтовая служба часто не знает происхождения того, что находится в посылке. Когда посылка передается от одного частного лица другому, действуют нормы статьи о тайне связи. Нарушить право на тайну связи можно только при наличии существенных оснований и по решению суда.
«Покинуло сортировочный центр»: как устроена логистика Почты России
Если вы отправляли письмо из Москвы в Москву, то могли обратить внимание, что оно сделало непонятный крюк. К примеру, письмо из Алтуфьево в Ясенево может проехать через подмосковный Ногинск. Вот трекинг тестового письма, отправленного из Тверского района Москвы в Лефортово. Его маршрут выглядит так:
Давыдково — это крупный сортировочный центр во Внуково. Прежде чем попасть к получателю, письмо пройдёт три сортировки. Расстояние, которое оно проезжает, почти в десять раз больше очевидной удаленности по карте.
Кажется, что письма должны двигаться простым и прямым маршрутом. Однако Почта России доставляет 2,4 млрд писем и счетов и 440 млн посылок в год. На таких масштабах подобные логистические «крюки» необходимы, поскольку именно они обеспечивают централизованную сортировку и автоматизацию. И тогда каждое отправление в среднем будет доставлено быстрее.
Но главный секрет не в этом. Дело в том, что мы уже запланировали машину, поезд или самолёт для вашей посылки, которую вы отправите только в следующем месяце. Предположим, что она будет адресована в Екатеринбург. Мы знаем, что в среднем из Москвы в том направлении поедет некоторый объем корреспонденции. Почте надо обнаружить эту посылку в общей массе, отложить в отдельную стопочку, погрузить в машину, довезти до самолёта или поезда, аккуратно переложить, затем где-то на расстоянии тысячи километров разгрузить, снова отсортировать уже на местности и довезти до адресата.
Фактически доставить из пункта А в пункт Б не очень сложно. Настоящая проблема в том, чтобы сделать это одновременно и быстро, и недорого. О том, как Почтовые технологии решают эту задачу, мы и хотим вам рассказать.
Приём отправления
Всё начинается со сдачи отправления в отделение. Оператор принимает письмо или посылку и присваивает ему трек-номер — уникальный почтовый идентификатор из 14 цифр, по которому можно отследить всю логистическую цепочку.
На сайте или в приложении Почты по трек-номеру можно увидеть, где находится письмо, и узнать ожидаемый срок доставки, который мы называем контрольным сроком. Это основной норматив в логистике. Он рассчитывается на основании справочника, в котором указано, за сколько дней надо доставить определённые типы отправлений из региона в регион:
Оператор принимает отправление и вводит данные о нем во фронтальную IT-систему. Затем информация попадает в Data Cloud Почты России. «Облако» сопровождает посылку, делится данными о её движении с мобильным приложением и порталом pochta.ru, а потом анализирует путь и ищет, как его оптимизировать. Но это потом. Пока же отправление из отделения почтовой связи, где его принял оператор, отправляется на сортировку.
Направо и налево
Когда в отделении набирается достаточно писем и посылок, они отправляются в сортировочный центр. У нас есть несколько типов сортировочных центров: поменьше в черте города, куда стекаются отправления из нескольких отделений и которые нет смысла везти на крупную сортировку по отдельности, и Большие Сортировочные Центры.
Сортировочные центры и почтамты работают на системе «Сортмастер», которая формирует комплекты писем и посылок в одно нажатие кнопки. Содержимое каждого из этих комплектов едет примерно в одном направлении, и если отправление попало в какой-то из них, то наверняка не существует никакого другого, который направлялся бы к месту его назначения ближе и точнее.
У каждого регистрируемого почтового отправления (РПО) есть штриховой почтовый идентификатор (ШПИ), который соответствует трек-номеру.
«Сортмастер» считывает ШПИ, вынимает из Data Cloud адрес и индекс (пожалуйста, пишите индекс правильно, это очень помогает!). Массив индексов является основным рабочим инструментом «Сортмастера» — он формирует так называемый план отправлений, который выглядит примерно так:
В соответствии с таблицей отправления с этими восемью индексами будут разложены на две стопки, и каждая поедет в своём направлении.
Штрихкод ставится не на все отправления. Открытки и письма, которые вы бросаете в почтовый ящик и подписываете вручную относятся к нерегистрируемым. Обработать их и отправить по нужному адресу сложнее. Для сортировки таких отправлений мы используем систему оптического распознавания символов (OCR, Optical Character Recognition).
Работает OCR так: письмо на ленте попадает под камеру, которая фотографирует текст и распознаёт, что там написано. В первую очередь она ищет индекс и адрес и пытается сопоставить одно с другим. Допустим, на входе у OCR есть такой кусок текста:
Алгоритм распознаёт рукописные символы и выделяет среди них значения почтовых атрибутов — индекса и адреса. После этого адрес нормализуется: «СПб» превращается в Санкт-Петербург, а «Б.Пушкарская» — в «Большая Пушкарская». Затем алгоритм возвращает структурированный текст с разделением на поля, чтобы его можно было положить в базу данных. Результат выглядит так:
После распознавания отправление отсортируется по индексу и поедет дальше.
Конечная точка известна, теперь нужно рассчитать оптимальный маршрут. Оптимальным считается тот, который укладывается в контрольные сроки и требует наименьших затрат. Моделирование таких маршрутов — отдельная функция внутри Почты. У неё масса переменных: она зависит от контрольных сроков, списка промежуточных сортировок и, главное, уже понятных объемов доставки.
Объемы — это крайне важно, потому что отталкиваясь от них и нужно планировать транспорт. Нам мало просто вовремя подать машину. Часто отправления путешествуют несколькими видами транспорта: авто, железной дорогой, авиацией, — и их нужно состыковать между собой с минимальной задержкой. Если машину еще можно быстро подать к подъезду, заменить на более или менее вместительную (да и это делается не по щелчку пальцев), то с поездами и самолётами есть небольшая проблема — они живут по своему расписанию.
Доставка
Всё идет по плану
Почта России планирует нагрузку примерно на месяц вперед. Уже в мае мы знаем, что в июне из Москвы в Краснодар поедет около 10 тонн писем. А с Питером у москвичей более оживленная переписка, поэтому закладываем 30 тонн. И так для каждого направления.
Подобное планирование — задача с миллионами переменных, которую с помощью методов математической оптимизации решает система моделирования процессов региональной почтовой логистики (МПРЛ), она рассчитывает будущую нагрузку на основе предыдущей статистики, сезонных прогнозов и других вводных из примерно 60 различных справочников.
Эта система весьма требовательна к вычислительным ресурсам. В нашем случае это географически распределённый кластер с мультипоточной обработкой информации, который содержит в себе четыреста процессорных ядер. Суперкомпьютером его назвать нельзя, но он успешно справляется с поставленной целью. Задача математического моделирования хорошо распараллеливается, потому что надо выполнять большое количество однотипных вычислений и сравнивать результаты. Планирование весьма точное, поэтому увеличение мощности кластера вряд ли улучшит качество доставки. Куда полезнее будет оперативный мониторинг, который наблюдает отклонения от расписания и быстро решает возникающие проблемы. Это часть большой задачи по планированию транспорта. Мы уже можем его заказывать, поскольку спланировали загрузку.
Для этого рассчитываем, сколько единиц транспорта и какой вместимости потребуется для перевозки почты между сортировочными центрами, отделениями и другими логистическими точками. И всё это в таком масштабе: 17260 собственных автомобилей, 96 привлеченных автокомпаний, более 1000 собственных и партнерских авиарейсов ежедневно. Почта России — крупнейший территориальный почтовый оператор в мире, мы работаем в девяти часовых поясах на 17 млн квадратных километров.
Планированием техники занимается система транспортной логистики (TMS, Transport Management System). Перед нами стоит задача не просто найти транспорт, а найти самый экономный вариант из возможных. Для этого загружаем в TMS информацию, которую получили на шаге планирования общей нагрузки и сопоставляем ее с доступными тарифами и условиями перевозок своего и наемного транспорта. Результат может быть не самым дешевым из всех возможных, но будет самым доступным из тех, что могут доставить отправление в заданный срок.
По результатам расчётов узнаём, что в понедельник в 12:00 20-тонная машина от наемного перевозчика ООО «Ромашка» (их тарифы оказались самыми выгодными на нужном маршруте) должна выехать в конкретную точку. К этому моменту знаем, что она загружена экономно (по объему или по весу — это тоже задача TMS). Для расчета маршрута мы пользуемся открытым кодом — маршрутизатором на базе Open Source Routing Machine.
В итоге мы составляем расписание, которое позволяет перевезти весь объем корреспонденции так, чтобы письма не копились очень долго (адресат расстроится), не ехали в полупустых машинах (очень дорого, расстроится отправитель), и точно поместились в заданный транспорт (борт самолета не резиновый). Ищем золотую середину.
В TMS можно реализовать плановые маршруты или фиксированные расписания, но так как на качество и скорость доставки влияют дорожные события, нам требуется более гибкое решение, которое сможет оперативно догрузить уже существующие маршруты. Создание такого решения — пример одной из задач, над которыми работает команда Почтовых технологий.
Контроль сроков
Сейчас вопросами оперативного планирования занимается ситуационный центр. Его сотрудники отслеживают отклонения от контрольных сроков в режиме реального времени. Данные стекаются сюда из Data Сloud, отчётов, писем и звонков.
Если сотрудник ситуационного центра видит, что отправления не уехали из сортировочного центра вовремя, то он уточнит в чём дело. Возможно, машина сломалась или застряла в пробке, тогда для выполнения контрольных сроков нужно будет заказать другую.
Карта, на которой сотрудник центра отслеживает проблемы
Чтобы следить за движением транспорта по маршрутам, мы собираем данные из информационных систем, от диспетчеров и из системы мониторинга транспорта Глонасс. Когда водитель едет по маршруту, в логистическую систему передаётся геопозиция автомобиля, которая сопоставляется с планом. В результате мы видим любые отклонения и несоответствия контрольным срокам.
Итоги и планы
После сортировок и перевозок письмо попадает в отделение, а затем к получателю. Информация об этой доставке стала частью больших данных, на основе которых мы будем строить будущие прогнозы.
Если ваше письмо неожиданно задержалось, будьте уверены, что мы стараемся с этим разобраться — как с точки зрения логистики, так и с точки зрения математики. Улучшение качества доставки это комплексная задача, на нее влияют все упомянутые здесь процессы, и мы постоянно их оптимизируем.
Помимо работы с точностью доставки, мы выстраиваем логистическую систему на международном уровне. Для этого потребуется создать электронное взаимодействие с таможней, внедрить международный биллинг и интеграционный электронный обмен документами.
Ещё одна амбициозная задача — создать за рубежом логистическую систему, аналогичную российской. Нам надо адаптировать систему расчета логистики для работы с местными перевозчиками и наладить документооборот с иностранными контрагентами.