что означает дракон в православии
Отвечаем на вопрос читателей: откуда в православных храмах взялись драконы
На иконостасе появление драконов в качестве деталей декора некоторые истолковывают с понятием Древа жизни, которое тоже присутствует в преданиях многих народов. А у Древа должны быть два стража. В христианстве Древом жизни называется Крест Господень. Поэтому чудовища и будут держать Крест.
Ну, а в Николо-Малицком монастыре, построенному наподобие древних монастырей Афона, конечно, использована основа балканской традицией изображения драконов на иконостасе. А вот иконостасы со змеями распространены в Греции и Сербии.
Комментарии (2)
У Стефана Пучкова много чего интересного можно почитать. И в ЖЖ (ссылка есть в тексте), и в Телеграмм (t.me/counterfort)
Основное же по теме:
«Итак, если вы помните, этот жезл становится у нас традиционным где-то с начала XVII столетия. Скорее всего, здесь действительно сказалось влияние латинского Запада, поскольку именно в ту эпоху греческое духовенство, утесняемое турецким султанатом, окончательно лишилось собственной образовательной базы. Оно вынужденно училось в европейских школах и переносило в православную среду многие католические заморочки (впрочем, это влияние было взаимным).
Возможно, что ещё тогда православный мир пытался осознать новый атрибут в собственном ключе. Например, кто-то сравнивал змей с двумя херувимами на крышке Ковчега Завета. Однако эти попытки так и не получили окончательного и всеобщего признания. Да, христианство заимствует и переосмысляет чужие символы, но, к сожалению, в данном случае такого переосмысления не произошло.
Да, в нашем случае на декор оказали влияние и библейская традиция, и западное христианство, и мифические стражи мифического древа жизни, и пресловутый кадуцей, но конкретного ответа на конкретный вопрос «кого (или что) символизируют змеи на жезле» просто не существует. Просто эти драконы постоянно мозолят глаза, они заняли неподобающе видное место, отчего возникла нужда в их каком-то вразумительном истолковании. Вот и повторяются уныло-безысходные басни про «символ мудрости». А почему эта мудрость представлена в виде двухголового дракона, никто не объясняет, потому что объяснить это, как мы видели, практически невозможно.
Ну и ладно. Теперь мы знаем, откуда змеи пришли (или приползли), и что значат на самом деле. Ничего они не значат. Что-то значит только крест между ними, декоративным обрамлением которого они служат.»
Назидательное драконоведение
По восточному календарю наступающий 2012 год — Год Дракона.
Отвечая на вопрос «Как православным встречать год дракона?», прот. Игорь Прекуп уже довольно подробно рассказал о «фантастическом зверинце» и его воздействии на людей, увлеченных цветами, фигурками и даже чертами характера мифических существ.
Безусловно, увлечение коммерческим изводом буддийской религии — дело сугубо позднее, современное. Наши предки, скажем, 100 лет назад знать не знали ни о каких особенных животных-покровителях. Однако, далее о.Игорь утверждает, что «в нашей культуре с образом дракона связано представление о «человекоубийце искони», о враге рода человеческого».
И вот об этом хотелось бы поразмышлять, проанализировав запечатленные свидетельства времени…
В Библии с образами змеев и даже драконов мы встречаемся часто. И играют они очень разные роли. Змеи — от диавола-искусителя при грехопадении до чудесного знака спасения от болезней в пустыне (медный змий). Видим мы и драконов. Например, (Пс 103, ст:25-27):
Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
Левиафан (скрученный, свитый, извивающийся) – громадный морской дракон. В книге Иова (40,20-41,26) мы находим подробное описание этого страшного водного гиганта, с которым человек справиться не может:
Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево.
Однако Господь сильнее самых сильных и страшных тварей, Он защищает человека от них: В знаменитом 90м псалме читаем:
на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия (в русском синодальном переводе — попирать будешь льва и дракона).
Пророк Даниил именем Божиим побеждает почитаемого вавилонянами дракона (Дан 14, 23-27), сварив некий состав (ком) и скормив его сильному, но глупому животному и, тем самым, посрамив упование язычников.
Заметим, что в пространстве Св.Писания, дракон – не мифическое существо, а вполне реальное животное.
Теперь посмотрим на фреску знаменитого греческого иконописца первой половины XVI века Феофана Критского «Адам нарекает имена животным» (из монастыря св.Николая в Метеорах). Животные стоят в очереди к Адаму; первыми пробились самые страшные и сильные животные – лев, слон, орел, удав и… дракон.
Что же знали о драконах наши предки? Помня, что драконы существуют в мифологиях практически всех стран – от Китая вплоть до Южной Америки, перейдем к документальным свидетельствам…
Вот перед нами интересный документ всего лишь 200-летней давности: переведенный с латинского языка учебник «История о животных безсловесных или физическое описание известнейших зверей, птиц, рыб, земноводных, насекомых, червей и животнорастений с присовокуплением нравоучительных уподоблений, из природы их взятых», напечатанный в Московской губернской типографии в 1803 г. Заметим, что Царскосельский лицей был открыт 8 лет спустя, так что Пушкин вполне мог учиться по точно такой же книге.
Отдельная глава в учебнике, в разделе о змеях, посвящена драконам (Draco).
Кто же такой дракон? Читаем свидетельства из древней истории:
Сей есть тот Змей, о котором многое и удивительное повествуется везде у писателей. Не силен столько ядом или угрызением, понеже малый рот имеет, сколько крепостию и хвостом. Но не должно думать, что Драконы величиною своею бывают только с человека: ибо Никифор (кн. XII, гл. 45) свидетельствует об одном сего рода Змее, «которого восемь пар Волов едва с места могли сдвинуть, когда был убит: и чтобы он не заразил воздуха, убитого его сожгли». Что сие не есть вымысел или баснь, то оттуда явствует, что о другом великом Драконе пишется в Римской Истории у Ливия и Плиния. Из которых Плиний (кн. VIII, гл. 14) пишет: «на войне Пунической у реки Баграда в Африке толикий был найден Дракон, противу которого полководец Аттилий Регул со всем войском вышел и до тех пор от него не отступил, доколе оного, как некий город, осадил: который имел в длину 120 футов (т.е. около 37 м – В.С.), и которого кожа и челюсть даже до войны Нуматийской в Риме сохранялись.
Как выглядят драконы? На то приводится четкое и точное описание:
Дракон одарен зубами трех видов на обоих челюстях, глазами весьма великими и столь острозрительными, что Пииты их называли стражами сокровищ. Под подбородком две великие отвиси висят наподобие бороды.
Но подлинных Драконов две имеются породы: ибо иные крылатые, у которых имеются крылья не перяные, но кожаные на спине наподобие перьев, а иные не суть крылатые; но и те и другие, как сказано, суть не иное что, как только большие Змеи, которым зубы даны от природы не для того, чтоб ими себя защищали, как делают прочие Змеи, понеже Драконы хвостом своим сражаются против Слонов и Орлов, о котором сражении сказано в главах о слонах и орлах.
Иные бывают рыжие, иные черные, иные пепеловидные, иные длиною по 5 (2,3 м – В.С.), иные по 10, иные по 39 и иные и по 40 локтей (18,5 м – В.С.).
Великие наипаче чешуей покрыты по всему телу жесткою, имеют отверстую пасть, долгий язык, долгие зубы подобные Кабановым, которым когда угрызают, самые кости в теле переламывают, и не столько ядом, сколько силою хвоста сильны бывают.
Почему же во многих языческих странах господствует скорее хорошее отношение к драконам, можно встретить даже почитание их?
1. Что в некоем возрасте бывают кротки, принимают корм из рук человеческих, встречают приходящих и провожают отходящих, имеют удивительную любовь и склонность к знаемым, спят с малолетними, и оных охраняют, как после видно будет.
3. Понеже видом весьма приятны и удивительную величину имеют.
4. Понеже из мяса их лекарство против болезней и ядов составляют.
Однако, некоторые драконы бывают управляемы от диавола и имеют способность прельщать людей, чтобы воздавали им божественные почести, поклоняясь твари вместо Творца. Свидетельствует блаженный Августин (Кн II. Быт.на XXVIII), что
«Змеи и Драконы удобно возбуждаются речами человеческими, и гораздо удобнее, нежели какое-либо другое животное. Свидетельством сему и то быть может, что первые прародители подобным с ними разговором были прельщены: и диаволы подобно радуются, что им дается такая власть от Бога, чтоб таким же образом, какой употребили в раю, и после людей многих прельщать могли».
В книге упоминается о Епидаврском драконе, который для прекращения в Риме эпидемии был
«в Рим привезен, где с радостью и несказанным торжеством принят, и Божескою почтен был честию, когда добровольно вошел в приуготовленное для него место». И хотя моровая язва миновалась, но без сомнения диавольское некое наваждение при том было. И так всегда диавол Дракону, или Змею в Раи проклятому, у язычников почитаему быть желал.
Иногда же бесы просто могут принимать вид драконов:
который водится Дракон у волшебниц, тот есть сам сатана, который иногда приемля на себя вид Змея, является в погребах, иногда преобращаясь в светлое и огненное существо, летает по воздуху.
Однако при всем этом в учебнике излагаются и свидетельства о добрых делах драконов:
Когда прочие Змеи удивительным образом делают ухищрения людям, но сей, не имея чем жить, вместо лукавых ухищрений оказует благосклонность и услуги…
Для примера со ссылкой на историка Елиана приводится рассказ о том, что в Аркадии дракон дружил с мальчиком.
и когда родители того побоялись, самого Дракона в лес загнали. Но случилось может быть по щастию (написано именно так – В.С.), что оный малик, пришедши в возраст, шел по пути, попал на разбойников и громко кричал. Потому зверь, который весьма остро слышит и весьма остро видит, признав голос мальчика онаго, из рук разбойников избавил и с ним вместе возвратился в город.
Какой же духовный смысл выносит автор учебника из всех этих свидетельств?
И когда толику ужасную величину имеют Драконы, по справедливости мы удивляться должны:
1. Благости Бога, который не благоволил, чтоб сии животные были многочисленны, но суть редки; ибо так Бог все располагает числом, мерою и весом.
2. Величайшей премудрости Бога, о которой в многих местах выше сего сказано.
И еще один нравственный урок преподает автор учебника, говоря о том, что драконы, хотя и свирепы, с усердием кормят детенышей своих, что
изрядно могло бы употреблено быть против непотребных любодейниц, умерщвляющих вскоре по рождении младенцев своих, чего ни звери, ни Змеи не делают, выключая одних Свиней.
Вот такие непростые они – настоящие драконы… И, как видим, вполне реалистичные. При этом признается:
Посему Драконы суть в природе вещей, но они не иное что суть, как Змеи весьма старые летами, и чрезмерно выросшие в некотором из них роде, и потому ничем не различаются от прочих Змеев, как только величиною. Отселе произошло слово: «Змей Змея ежели не съест, драконом быть не может».
Это и для нас наставление из учебника 200-летней давности – не будем есть друг друга, да не станем сами покрытыми жесткой чешуей и бьющими ближних хвостом…
Читайте также:
Протоиерей Игорь Прекуп
На работе и в школе дракон — главный элемент в украшении к празднику, друзья и знакомые задаривают драконами… А как православным встречать Год Дракона?
Год дракона! Памятка православным
Одна старушка, приходя в храм, перед иконой Георгия Победоносца, поражающего дракона, ставила всегда две свечки. «Зачем две? – спросили ее.
– Дак, одна Егорию, а вторая змейке.
– Зачем бесу?» Старушка простодушно вздохнула: «Так ведь еще не знаешь, куда попадешь. »
Наступает год дракона. Черного, водяного дракона, – поправляют «знающие» люди.
Да, и в связи с эти христианин может задать себе вопрос: а как ему реагировать на всю эту шумиху, маркетинговую и оккультную? Христианин должен вести себя спокойно. Мы не верим ни в какие гороскопы и не наблюдаем астральных знаков…
Некоторые люди спрашивают: почему в Библии, в рассказе о творении мира, солнце, луна и звезды возникают лишь на 4-й день, после земли и даже растений? Библейский автор сознательно помещает туда светила, чтобы показать их место и роль в судьбах мира и человека. Их задача: быть светильниками на небе и отмерять время.
В то время, когда библейский народ был окружен язычеством, которое обожествляло планеты и звезды, Господь четко дает людям понять, что небесные тела не имеют божественных свойств. Они не распоряжаются судьбами и поведением человека. Только Господь – единый истинный Господин и Отец всего сущего и в Его руке судьбы всего мироздания! Тем более не дано право распоряжаться судьбой человека разным тварям и гадам земным. Наоборот, это их Господь привел к человеку, с тем, чтобы человек нарек им имена и тем самым показал над ними свою власть (власть давать кому-то или чему-то имена принадлежит их хозяину).
Все это имеет отношение и к китайскому лунному календарю. Первоначально он был привязан лишь к луне и зодиакальным знакам, а за два тысячелетия до Рождества Христова символами двенадцатигодичного цикла стали разные животные (в свое время почитавшиеся в Китае).
Сегодняшнее чествование зверей как покровителей года – это гротеск, в котором человек подчиняет себя одновременно светилам и животным. Такое язычество в квадрате: астрология плюс обожествление животных.
В подсказку православным, пытающимся осознать, как им-то себя вести в гуще чествования животных, предложу несколько соображений.
Шумиха о драконе… Как грустно, что многие на полном серьезе нервничают и ищут в Интернете подсказки, что в этот год надеть, что поставить на стол, что говорить, чтобы заслужить расположение черного водяного и чтобы год был удачен. Убедить не верить в это, не говорить об этом наших запутавшихся соотечественников мы не сможем. Но мы сможем сделать так, чтобы эти разговоры о драконе… работали на Бога. Всякий раз, когда вы услышите про Год дракона, мысленно помолитесь Богу и скажите: «Предаю жизнь свою и судьбу не звездам и тварям, а Тебе, Вселюбимый Отец Небесный».
Если дракона дарят… Не обижайте людей насмешкой или непринятием подарка. По секрету скажу, что некоторые прихожане в эти дни даже батюшкам дарят драконовJ. По-моему, самый верный путь – это использовать факт подарка в миссионерском ключе. Расскажите человеку, что вам, с одной стороны, приятно получить этот знак внимания, заботы, с другой же – вам грустно от того, что современные люди готовы верить во что угодно и кому угодно, кроме Бога. Спросите, исповедуется ли, причащается ли Ваш даритель. А, может быть, он и сам хотел бы это сделать, но боится и не знает, как, и вы можете ему в этом помочь?
Задание на дом… Вы никогда не видели, как выглядит православный храм в Китае? Его крыша украшена драконами, в традиционном китайском стиле. Только дракончики, украшающие крышу, с открытыми пастями, как ошпаренные, пытаются покинуть территорию церкви. Китайские священники смеются: «Мы вкладываем в это тот смысл, что бесы, которых олицетворяют драконы, не могут находиться там, где Бог».
Постарайтесь в течение этого года развернуть настоящую войну против драконов, которые угнездились в нашей душе. Какой совет в этом отношении я могу дать? Святые отцы говорили: представьте, что в кувшин с узким горлышком залезли пауки, скорпионы… Как вы их оттуда достанете? Так просто их не вытряхнуть.
А надо вливать в кувшин масло, и масло вытеснит всю эту нечисть.
Вот так же и в духовной жизни. По мере заполнения души благодатью все злое и нечистое из нее будет вытесняться.
Давайте еще в январе сделаем ревизию своей духовной жизни. Посмотрим на нашу молитву, на то, сколько мы читаем Новый Завет и духовную литературу, что доброго мы делаем для людей, как часто ходим в церковь. И, подумав над этим, поразмыслим, нельзя ли что-то улучшить, как-то себя подтянуть и дисциплинировать.
Наша задача на предстоящий год дракона – стать ближе к Богу, погнать нечисть из своей души.
Вот такие краткие размышления перед наступающим годом.
Помощи всем и да хранит вас Господь!
P.S. К размышлению… Наши предки на Святой Руси не желали изображать дракона даже там, где он, по идее, нужен. Вот еще, бесов чеканить! На первых копейках был изображен святой Георгий Победоносец, но без змея.
Змей появился на монетах лишь в послепетровское время.
Монеты времен:
Петра Первого, 1704;
Елизаветы Петровны, 1759;
Современной России, 2011
Монеты с обратной стороны
В Библии упоминаются драконы. Это кто? Динозавры?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос, ответ на который вы прочитаете ниже, задал 10-летний ребенок. Но он может возникнуть и у взрослых людей, читающих Священное Писание. Отвечает протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Павловске.
В Библии драконы действительно упоминаются, но очень редко. Всего в трех местах. Первые два места — это книги пророков Исайи (14:59) и Иеремии (51:34). А третье место — это Апокалипсис, точнее говоря, книга Откровения Иоанна Богослова. И во всех этих местах драконы упоминаются как поэтические образы. Поэтому из Библии мы можем сделать вывод только о том, что у древних людей была идея дракона, поскольку с драконами они что-либо сравнивали. Например, в книге пророка Иеремии говорится «Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня, как дракон…» В Откровении Иоанна Богослова образ дракона используется для указания на сатану: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…»
Хороший вопрос: если у древних людей была идея дракона, то откуда она взялась? Ответа на этот вопрос в Библии нет, но, изучая разные культуры, мы видим, что вовсе не обязательно у каждого образа должен быть реальный прообраз. Какие-то образы — это просто плод человеческой фантазии. Например, в греческой мифологии есть крылатый конь Пегас, давным-давно являющийся образом поэтического вдохновения. Но никому же в голову не придет утверждать, будто во времена древних греков водились крылатые кони. Человеческая фантазия берет разные вещи из реального мира и соединяет их воедино. Возьмем коня, возьмем орла, и вот пожалуйста, конь с орлиными крыльями. Точно так же дракон. Берутся ящеры, берутся птицы, берется огонь — и пожалуйста, крылатые ящеры, способные дышать огнем.
Что же касается динозавров, то напрямую они в Библии, конечно, не упоминаются, потому что само слово «динозавр» возникло только в 1842 году. Но в Библии говорится о созданиях Божиих, которых при желании можно назвать динозаврами. Это, прежде всего, упоминаемый в некоторых книгах Ветхого Завета левиафан. А учитывая, что левиафан, согласно книге Иова, чудовище морское — то его, наверное, можно считать плезиозавром. Если, конечно, предположить, что отдельные экземпляры плезиозавров могли дожить до ветхозаветных времен. Но все-таки это лишь наши догадки, а что именно понимали древние люди под левиафаном, мы не знаем, точное значение этого слова утрачено.
И в любом случае вопрос о динозаврах и драконах — это совсем не религиозный вопрос. То есть были ли динозавры несколько тысяч лет назад, не было ли их — совершенно неважно для наших отношений с Богом.
Дракон Китая и Православие
(Вся информация, включая фотоматериалы, взята с сайтов: http://www.abirus.ru/content/564/623/625/644/11603/11612.html, http://www.baltwillinfo.com/mp10-02/mp-12.htm и др.)
Пленение физическое очень часто начинается с пленения духовного!
Повальное увлечение россиян китайскими гороскопами не свидетельствует ли об этом?
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр.12,7-9)».
«Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: «Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет». Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет. Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним все открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!»
«Дракон в китайской культуре занимает важное место. Дракон – это волшебное существо в сердцах китайцев. Сказание о драконах возникло в далекой древности и имело большое влияние на образование и развитие других культур. Древние предки китайцев признавали дракона своим тотемным культом. 8000 лет тому назад уже возник образ дракона, который в процессе непрестанного развития общества принимал различные образы и формы, глубоко проник в жизнь людей. Дракон, являясь составной частью культуры Китая, всегда появлялся в художественных работах, на различных архитектурных сооружениях, в театральных представлениях.
С древних времен люди верили, что странствующие драконы находились везде, поднимаясь в небо, опускаясь в море, так как обладали могуществом и были посланцами духа или божества. Императоры всех династий считали себя сынами Неба, настоящими потомкоми дракона. Простой народ издавна приклоняется драконам. В мечтах людей находятся драконы, которые могут выполнять пожелания, свободно жить в водной стихии, гордо шествовать по земле, парить в облаках.
Дракон символизирует Китай, китайскую нацию, китайскую культуру. Когда люди говорят «продолжатели рода дракона» или «потомки дракона», все понимают, что это говорят о китайцах, и сами китайцы также говорят о себе с гордостью и воодушевлением. В течение последующих тысячелетий китайский дракон вместе с многочисленными переселенцами пересекает моря и океаны, осваивается на новых местах. Сейчас во всех уголках мира, везде, где имеются китайские городки или районы, где сосредоточенно проживают китайцы, можно увидеть привлекающих всеобщее внимание драконов. В мире общепризнанно, что Китай – родина дракона».
Китай на протяжении тысячелетий поклоняется дракону,который в ПРАВОСЛАВИИ является символом ДЬЯВОЛА или САТАНЫ.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ДЬЯВОЛЕ
Господи, благослови! Сегодня я буду говорить о дьяволе. Удивление? Понимаю вас. В ХХ веке, в период победного шествия научного знания, в крупнейшем городе страны – центре научных изысканий, откуда ежедневно радио разносит по всему миру клич торжества науки и материализма – и вдруг. в такой обстановке речь о дьяволе! Какой анахронизм! Какой пережиток! Ведь это – средние века!
Кто же теперь верит в дьявола? Даже люди, верующие и считающие себя разумно верующими или понимают евангельские и святоотеческие рассуждения о дьяволе иносказательно, т.е. под дьяволом подразумевают грех и силу греха, указывая, что Спаситель говорит о дьяволе, приспособляясь к народным поверьям, или, в смущении за наивность Евангелия, просто пожимают плечами, не решаясь сказать свою главную мысль: «Это устарело для нашего времени», или же принижают церковное учение о дьяволе и, не зная, как его связать с жизнью, разделяют это учение поверхностно, имея самые смутные представления о сатане.
Пусть люди как хотят думают о дьяволе, а дьявол-то есть, и Христос в евангельском рассказе говорит больше того: он не только есть – он распоряжается жизнью людей. Господь исцелил женщину, 18 лет страдавшую недугом, и, когда книжники задали Христу искусительный вопрос, почему Он совершил исцеление в субботу, Господь ответил: «Вы в субботу отвяжете осла, чтобы напоить его? Так вот, я развязал женщину, которую сатана 18 лет держал связанной».
Видите? Сатана не только есть, а действует так, как будто он – хозяин жизни. Не будем, однако, углубляться в вопрос о бытии дьявола. Это привело бы нас к изысканиям, неуместным для богослужебного поучения, а возьмем наиболее наглядные доказательства этого бытия, как теоретические – от нашего ума, так и практически – от жизни.
Вот доказательство от ума. В бессмертие души вы верите? Верите. И значит, по смерти душа живет? Да. Значит, злая душа, испорченная, мрачная, темная, такой и переходит? Ясно. Так вот такая черная душа и есть дух тьмы. И уходит он в мир злых духов, подобных себе. Так как этот мир – мир разумных существ, то он должен иметь и имеет свою организацию, свои идеалы, задачи и цели, свои способы действия, способы жизни.
Святая Церковь верует, что во главе этого мира стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т.е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!
Теперь хоть одним штрихом подойдем к его бытию практически, т.е. от опыта жизни. Опять-таки, избегая длительных ссылок на опыт, остановимся на двух явлениях жизни. Вы наблюдали в себе, в окружающих, – если только, конечно, вы умеете вглядываться в жизнь, – силы, действующие в человеке, помимо его воли и даже помимо его сознания? Иногда, и даже часто, и против воли и против сознания! Такие состояния бывают на каждом шагу. Это все состояния страсти, состояния похоти, плотской чувственности, состояние гнева, страсти к вину, игре и т.д. Имя им – легион! Состояния, когда человек себе не принадлежит, а влечется, как связанный, бессильный и безвольный, как раб, послушный чьей-то чужой воле.
Наука, конечно, не назовет эту силу злом и сатаной, она назовет ее физической и психической наследственностью, патологией, психозом и т.п. Но это поверхностное объяснение!
Когда человек «влечется» против воли, против сознания, когда он мучается, страдает, борется и все-таки бессилен, когда эта сила совершенно объективна в человеке, как второе «я», когда она сознается как что-то чуждое мне и враждебное, тогда научное объяснение мало что дает. Нет! Церковь, руководимая словом Божиим, говорит короче и проще: тут в человеке чужая сила, тут сила разрушения и зла, тут человек уже не свободен, он связан дьяволом, тут – сатана.
Да и помимо страстей сила зла и тьмы иногда проявляется у людей, по-видимому, совершенно обычно. Она проявляется, когда зло не выносит Света, с которым ему приходится сталкиваться. Например, почему распутная женщина не выносит присутствия величайшей стыдливости и целомудрия? Сейчас же у нее рождается злоба. Почему бывают случаи, когда мать или отец поносят, преследуют свою дочь или сына, если они встали на Божий путь? Кажется, если дочь пойдет «гулять», им легче, нежели она будет все время в храме. Почему это? Почему у людей при встрече с духовным лицом или даже со светским церковным человеком просыпается дух злобы? Казалось бы, человек кроткий и приличный по виду и ведет себя не зазорно, смиренно, а против него неистовствуют. Почему? Да это все явления одержимости под влиянием силы зла. Тьма не выносит мира, отрицающего ее, и поднимает злобу ада.
Итак, темные духи зла существуют, и они вторгаются в нашу жизнь. И если вы не учитываете этой реальности зла, вторгающейся в вашу жизнь, вы совершаете две величайшие ошибки.
Первая ошибка: человек уничтожает христианство, обессмысливает его, вынимает его душу, делает христианство мертвым, ненужным. Так в наше время христианство и стало пустотой для очень многих, называющих себя христианами. В чем смысл христианства? В возрождении человека через уничтожение в человеке зла. В чем смысл прихода Христа? В борьбе со злом, в уничтожении зла, в победе над сатаной, освобождении человека от силы зла и его спасении. Апостол так и говорит: «Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2, 14).
И если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру, и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви. Это так и есть! Разве большинство христиан не таковы? Разве большинство не безжизненны? Так и должно быть!
Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что все кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для нее нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты. Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется. Свободно приходит, когда все открыто, и хозяйничает.
И никакие оправдания не помогут людям. Растлитель и похититель их жизни, их непримиримый, страшный враг – есть. Он без устали делает свое дело. Люди связаны им, они – его послушные рабы. Не говорите: «О, если б нам поосязательнее увидеть его и убедиться, что он есть!» Увидеть его легко. Научитесь смотреть. Вы смотреть не умеете! Вы слепы. Вы себя не видите, а как же вы хотите увидеть дьявола? Вот вы научитесь сперва себя видеть и тогда, поверьте, вы увидите дьявола.
Молитесь же, чтобы вам послал Господь добрый ум, трезвую совесть, открыл ваши внутренние глаза, чтобы не забывать вам никогда о своем исконном враге, всегда быть готовым к борьбе с ним, сторожить входы в свою душу, и тогда сила Божия будет одесную вас, и не будет душа ваша связана сатаной, как была связана им евангельская женщина.
Да дарует же вам Господь по молитвам вашего светлого духа – Ангела-хранителя вашего избежать дьявольского рабства и быть свободными чадами Божиими, созидая свое спасение во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».
Епископ
Григорий Шлиссельбургский,
Александро-Невская Лавра,
26 ноября 1927 г.
О культуре Китая можно прочесть:
***-ПО МНОГИМ ПРОРОЧЕСТВАМ КИТАЙ ЗАЙМЕТ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ РОССИЙСКИХ ЗЕМЕЛЬ:
Еще рассказывали, как старец говорил: «Восток будет креститься в России. Весь мир небесный молится о просвещении Востока. «
«Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную ее часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь — китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, запад воспротивится и не позволит.
*
Славик Крашенинников:
_____________________
Сначала Россия помирится с Америкой. Много будет американцев на российских границах. Начнут завозить американские продукты и товары в Россию. У нас будет всё американское, даже кино. Когда же американцы с китайцами будут на грани войны, то американцы в последний момент испугаются Китая и натравят его на нас.
Война будет такая, что где будут идти кровопролитные бои, а где-то и без единого выстрела возьмут: вечером уснем россиянами, а утром проснемся китайцами. Церкви христианские и мечети мусульманские чуть-чуть переделают (крыши сделают по-китайски), положат перед входом дракона, который, вместо колокола, будет глухим протяжным звуком собирать на поклонение народ. Сопротивляющиеся будут убиты или повешены».
*
Серафим Тяпочкин:
________________
Самой большой трагедией станет захват Сибири Китаем. Произойдет это не военным путем: китайцы вследствие ослабления власти и открытых границ станут массами переселяться в Сибирь, скупать недвижимость, предприятия, квартиры. Путем подкупа, запугивания, договоров с власть имущими они постепенно подчинят себе экономическую жизнь городов.
Все произойдет так, что в одно утро русские люди, живущие в Сибири, проснутся. в Китайском государстве. Судьба тех, кто останется там, будет трагична, но не безнадежна. Китайцы жестоко расправятся со всякими попытками сопротивления.
- Эл систола должная что значит
- как выглядит кредитный договор втб банка