что означает египетский сфинкс
Египетский сфинкс и Библия
На сей раз нам предстоит при помощи Библии разгадать тайну Большого сфинкса.
Считается, что культура Древней Греции заимствовала много из Древнего Египта. В частности это касается мифов. Например миф об Осирисе дошел до нас через древнегреческих авторов, да и само имя Осирис — греческое. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что все народы средиземноморья имели по сути своей одну и ту же культуру. Различие было только в именах персонажей мифов. А сами мифы это по сути Священные тексты, имеющие тот же самый Святой Дух (иносказание), что и Библия. Не так давно я уже доказал, что мифы Древней Греции это то же самое, что и Библия. В этой статье я наглядно покажу, что связь Библии, а также мифов Древней Греции и мифов Древнего Египта не случайна.
Приведу несколько цитат из Википедии:
«Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному мифу о загадке Сфинкса.
Сфинкс (др.-греч., сфинга, собств. «душительница») — зооморфное мифическое существо.
В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.
В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.
Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.
В греческой мифологии «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом. Крылатая дева убивала юношей.
Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.
Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.
После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её. Её изображение было на шлеме Афины. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами».
За годы своего существования Сфинкс оказался по самые плечи погребён в песке. Попытки откопать его предпринимались уже в древности Тутмосом IV и Рамзесом II. Первый смог освободить от песка только передние лапы, между которыми велел поставить гранитную стелу с надписью следующего содержания:
Царский сын Тутмос, по своём прибытии, во время полуденной прогулки сел в тени этого могучего божества. Когда Ра достиг вершины [неба], его одолел сон, и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну: «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, я твой отец Хармахис, и я дарую тебе владычество над моей землёй и власть над всеми живущими… Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце».».
Вот такая предыстория вопроса. Перейдем теперь к разгадке тайны Большого сфинкса.
Например, до сих пор считается что Хроники Монтесиноса, содержащие мифы инков — это история древних инков. И только недавно мне удалось доказать, что хроники Монтесиноса (мифы инков) — это вовсе не история. Это точно такие же мифы, как и Библия. И содержат они тот же самый Святой Дух, то есть иносказание, что и Библия. А вовсе это не история о десяти правителях Великих Инках.
Ну вернемся к тексту гранитной стелы, найденной около Большого сфинкса в Египте. Фраза «и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну» вообще очень напоминает Ветхий Завет по сути. Допустим «отец» (великий бог) — это Голиаф, или большое и явно видимое понимание мифа или Библии прямо по тексту (без толкования), а «сын» (Тутмос) — это Давид, или маленькое и не видимое явно иносказание. То есть в Большом сфинксе, как и в Библии, мы наглядно видим два начала, как бы «отец» обращается к «сыну», или как большой Голиаф борется с маленьким Давидом, но победит Давид, потому что сила в голове, в разуме, хоть голова и маленькая по сравнению со всем телом. Фраза «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, … Узри мой подлинный вид» фактически подталкивает нас к тому чтобы убрать все лишнее, то есть понимание мифа или Библии прямо по тексту (без толкования) и узреть истинный вид мифа или Библии — узреть иносказание, которое гораздо сложнее увидеть (оно как бы значительно меньше), это можно сделать только присмотревшись. Ведь #иносказание как бы закрыто пониманием мифа или Библии прямо по тексту. Как тут не вспомнить слова Иоанна Крестителя: «За мной идет Тот, Кто больше (суть важнее) меня». Так и иносказание идет за пониманием Библии прямо по тексту, но оно важнее его. Фраза «Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце» по сути тоже библейского толка. Как иносказание покрыто пониманием мифа или Библии прямо по тексту (без толкования), так и «великого бога» или «отца» покрыл песок. Отсюда же образ Ветхого Завета про бесплодную пустыню Египта из которой Бог (или Моисей) вывел Иудеев. Как иносказание выходит из слов Библии в неверном понимании прямо по тексту (без толкования, то есть без толку, без «плода»), так и Иудеи вышли из Египта и пришли в землю обетованную. Фраза «Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце» фактически говорит нам что нужно найти (или откопать) иносказание в тексте мифа или Библии, то есть исполнить то что на сердце, то что скрыто, но это должно исполниться. Вот и вся разгадка Большого сфинкса! И никаких сказок ученых или альтернативщиков. Все предельно просто и ясно.
Сфинкс в Египте: секреты, загадки и научные факты
Сфинкс в Египте для учёных представляет такую же загадку, как пирамиды и Долина Царей. Попробуем разобраться в цели его создания и методах его строительства. Узнаем, что говорят в научном мире о возрасте Сфинкса. Что он скрывает внутри и какую роль играет по отношению к пирамидам? Отсеем вымысел и предположения, оставим только научно подтверждённые факты.
Краткое описание Сфинкса в Египте
Сфинкс и 50 реактивных самолётов
Сфинкс в Египте — самая грандиозная сохранившаяся скульптура древности. Длина туловища составляет 3 купейных вагона (73,5 м), а высота — 6 этажный дом (20 м). Автобус меньше, чем одна передняя лапа. А вес 50 реактивных авиалайнеров равен весу исполина.
Блоки, из которых сложены лапы, были добавлены в период Нового царства, для восстановления первоначального облика. Священная Кобра, нос и ритуальная борода — символы власти фараонов — отсутствуют. Фрагменты последней выставлены в Британском музее.
Рядом с ухом можно наблюдать остатки оригинальной тёмно-красного цвета краски.
О чём могут говорить странные пропорции?
Одна из главных ненормальностей фигуры заключается в непропорциональности головы и туловища. Похоже, что верхняя часть была несколько раз переделана последующими правителями. Есть мнения, что сперва голова идола была либо овна, либо сокола и позже перешла в человеческую форму. Реставрации и поновления за многие тысячи лет могли уменьшить голову или увеличить туловище.
Где находится Сфинкс?
Памятник находится в некрополе Мемфиса рядом с пирамидальными строениями Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Мицерин) примерно в 10 км от Каира, на западном берегу реки Нил на плато Гиза.
Бог наоборот или что символизирует гигант
В Древнем Египте фигура Льва олицетворяла власть фараонов. В Абидосе, кладбище первых египетских царей, археологи обнаружили около 30 скелетов взрослых людей, которым не было 20 лет, и… кости львов. Боги древних египтян всегда изображались с телом человека и головой животного, а здесь наоборот: голова человека размером с дом на теле льва.
Может это говорит о том, что мощь и сила льва соединились с человеческой мудростью и способностью управлять этой силой? Но кому принадлежали эти сила и мудрость? Черты чьего лица высечены в камне?
Разгадка секрета строительства: интересные факты
Ведущий египтолог мира Марк Ленер провёл 5 лет рядом с загадочным существом, исследуя его самого, материалы и породу вокруг. Он составил подробную карту статуи и пришёл к однозначному выводу: статуя вырезана из известняка, который лежит в основании плато Гиза.
Сначала выдолбили траншею в виде подковы, оставив в центре огромную глыбу. А потом скульпторы из неё вырезали памятник. Блоки весом до 100 тонн для строительства стен храма перед Сфинксом брали отсюда же.
Но это лишь часть разгадки. Другая — как именно они это делали?
Вместе с Риком Брауном, специалистом по древним инструментам, Марк воспроизвёл изображённые на рисунках гробниц возрастом более 4000 лет орудия труда. Это были медные зубила, двуручный пестик и молот. Затем этими орудиями они вырезали из известнякового блока деталь монумента: недостающий нос.
Этот эксперимент позволил подсчитать, что над созданием загадочной фигуры могли трудиться сто скульпторов в течении трёх лет. При этом их сопровождала целая армия рабочих, которые создавали орудия труда, оттаскивали породу и делали другие необходимые работы.
Кто сломал нос колоссу?
Когда Наполеон прибыл в Египет в 1798 году, он увидел загадочное чудовище уже без носа, что доказывают рисунки 18-го столетия: лицо было таким задолго до прибытия французов. Хотя можно встретить мнение, что нос отбили военные французы.
Есть и другие версии. Например, называется стрельба турецких (по другим источникам — английских) солдат, мишенью которых был выбран лик истукана. Или есть история, рассказывающая о фанатичном суфийском монахе в 8 веке нашей эры, который долотом изуродовал “кощунственного идола”.
Фрагменты ритуальной бороды египетского Сфинкса. British Museum, Photo from EgyptArchive
Действительно, есть следы от вбитых клиньев в переносицу и около ноздри. Впечатление, что кто-то забивал их специально, чтобы отломать деталь.
Пророческий сон царевича у Сфинкса
От полного разрушения памятник спасли, укрывшие его на тысячелетия, пески. Попытки восстановить колосса предпринимались, начиная с Тутмоса IV. Существует легенда, как во время охоты, отдыхая в полуденной тени сооружения, сын царя заснул и увидел сон. Гигантское божество обещало ему корону Верхнего и Нижнего царств и взамен просило освободить от поглощающей пустыни. Гранитная Стела Сновидения, установленная между лапами, хранит эту историю.
Рисунок Великого Сфинкса 1737 г. Худ. Фредерик Норден
Царевич не только откопал божество, но и окружил его высокой каменной стеной. В конце 2010 года египетские археологи раскопали участки кирпичной стены, которая растянулась на 132 м вокруг монумента. Учёные считают, что это дело рук Тутмоса IV, желающего защитить статую от заносов.
История о горе-реставрации Сфинкса в Гизе
Несмотря на усилия, сооружение вновь оказалось засыпанным. В 1858 г. частично песок был очищен Огюстом Мариеттом, основателем Египетской службы древностей. А в период с 1925 по 1936 гг. французский инженер Эмиль Барайз завершил расчистку полностью. Возможно, впервые божественный зверь опять подвергся воздействию стихий.
Также очевидно, что статуя разрушается из-за ветра, влажности и выхлопных газов из Каира. Осознавая это, власти пытаются сохранить древний памятник. В прошлом веке, в 1950 году был начат огромный и дорогостоящий проект реставрации и консервации.
Но на начальном этапе работ, вместо пользы, был лишь причинён дополнительный ущерб. Цемент, который использовался для ремонта, как оказалось позже, был несовместим с известняком. За 6 лет в структуру было добавлено более 2000 известняковых блоков, была проведена химическая обработка, но… положительного результата это не принесло.
Как М. Ленер догадался, кого изображает Большой Сфинкс Египта
Гробницы фараонов с течением времени меняют свою форму и величину. Появляются мастабы и пирамиды. А Большой Сфинкс единственный.
Значительное число египтологов считают, что он представляет фараона Хефрена (Хавра) из четвёртой династии, т.к. недалеко был найден подобный небольшой каменный силуэт с его лицом. Также совпадают размеры блоков гробницы Хафра (примерно в 2540 г. до н. э.) и чудовища. Несмотря на их утверждения, никто не знает наверняка, когда и кем было установлено это изваяние в Гизе.
Марк Ленер нашёл ответ и на этот вопрос. Он изучил строение храма Сфинкса, который находится в 9 метрах. В дни весеннего и осеннего равноденствия, солнце на закате соединяет два святилища храма и пирамиду Хафра, одной линией.
Религия древнего египетского царства была основана на поклонении Солнцу. Местные жители поклонялись истукану как воплощению Бога Солнца, называя его Хор-Эм-Акхет. Сопоставив эти факты, Марк определяет первоначальное назначение Сфинкса и его личность: лицо Хафра, сына Хеопса, смотрит с фигуры бога, который защищает путешествие фараона в загробный мир, делая его безопасным.
В 1996 г. нью-йоркский детектив и эксперт по идентификации выявил, что сходство более заметно со старшим братом Хефрена Джедефре (или сына по другим данным). Прения на эту тему все еще продолжаются.
Сколько же всё-таки лет гиганту? Писатель против учёных
Сейчас ведутся оживленные дебаты по поводу датировки памятника. Писатель Джон Энтони Уэст ( John Anthony West) первый заметил на теле льва следы водной эрозии. На других строениях плато наблюдается ветровая или песчаная эрозия. Он связался с геологом и доцентом Бостонского университета Робертом Шохом (Robert M. Schoch), который, изучив материалы, согласился с выводами Уэста. В 1993 году была представлена их совместная работа “Тайна Сфинкса”, получившая премию “Emmy” за лучшее исследование и номинацию на лучший документальный фильм.
Хотя в нашу пору эта территория засушливая, около 10 000 лет назад климат там был влажный и дождливый. Уэст и Шох пришли к заключению, что для образования обнаруженных последствий водной эрозии, возраст Сфинкса должен быть от 7000 до 10 000 лет.
Учёные отклонили теорию Шоха как сильно ошибочную, указывая на то, что когда-то распространенные сильные дождевые бури на территории Египта прекратились прежде появления скульптуры. Но остаётся вопрос: почему только на этой конструкции Гизы были замечены признаки разрушений под воздействием воды?
Спиритические и сверхъестественные толкования о предназначении Сфинкса
Известный английский журналист Пол Брантон (Paul Brunton) провёл много времени, путешествуя в Восточных странах, жил с монахами и мистиками, изучал историю и религию Древнего Египта. Он исследовал царские гробницы, встречался со знаменитыми факирами и гипнотизёрами.
Его любимый символ страны, загадочный гигант, поведал ему свои тайны во время ночи, проведённой в Великой пирамиде. Книга “В поисках мистического Египта” рассказывает, как однажды ему открылась тайна всего сущего.
Американский мистик и пророк Эдгар Кейси (Edgar Cayce) уверен в теории, которую можно прочесть в его книге об Атлантиде. Он указал, что рядом со Сфинксом хранятся секретные знания атлантов.
Набросок Виван Дювона 1798 г. Изображает человека, вылезающего из отверстия на вершине.
Писатель Роберт Баувал (Robert Bauval) опубликовал в 1989 г. статью о том, что три пирамиды в Гизе относительно Нила образовали своего рода трехмерную «голограмму» на земле трех звезд пояса Ориона и Млечного пути. Он разработал сложную теорию о том, что все сооружения данной области совместно с древними Писаниями представляют собой астрономическую карту.
Наиболее подходящее положение звёзд на небосводе для этой интерпретации было в 10500 до н. э.. Эта дата по понятным причинам оспаривается египтологами, поскольку ни один археологический артефакт, датированный этими годами, здесь не был откопан.
Ещё одно предположение основано на фотографиях поверхности Марса, сделанные в 1976 году. На них видны сооружения «подобные» Сфинксу и пирамидам в Египте. Посмотреть фото можно на канале Дзен Архитектура.
Новые загадки Сфинкса в Египте?
Существуют различные легенды о тайных ходах, связанных с этим артефактом. Исследования Флоридского и Бостонского университетов, а так же университета Васэда в Японии выявили различные аномалии вокруг фигуры. Хотя, не исключено, что это — природные особенности.
В 1995 г. рабочие, ремонтируя близлежащую автостоянку, наткнулись на ряд туннелей и дорожек, две из которых погружаются в подземелье недалеко от каменного тела человеко-зверя. Р. Баувал убеждён, что эти сооружения — ровесники.
В период с 1991 по 1993, изучая повреждения на памятнике с помощью сейсмографа, группа Энтони Уэста обнаружила правильной формы полые пространства или камеры, расположенные на глубине нескольких метров между передними конечностями и по обе стороны таинственного образа. Но разрешения на более глубокое изучение получено не было. Тайна подземных комнат осталась пока не разгаданной.
Сфинкс в Египте продолжает волновать пытливые умы. Много домыслов и предположений существует вокруг самого древнего памятника на нашей планете. Узнаем ли мы когда-нибудь кто и зачем оставил этот след на Земле?
Интересно знать Ваше мнение, напишите его в комментарии.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы обсудить тайны и загадки Сфинкса Египта при встрече.
Читайте больше интересных материалов на Дзен канале Архитектура.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Символизм Сфинкса
Различные виды сфинксов известны с древнейших времен. Великий Сфинкс, расположенный в Гизе на западном берегу Нила, — самая старая из сохранившихся на земле монументальных скульптур. Как этот, так и другие египетские сфинксы имеют тело льва. Наиболее распространенными являются «андросфинксы», лица которых сделаны человеческими. Они часто изображали конкретных фараонов, в честь которых возводились. Наряду с ними в древнем Египте можно встретить «иеракосфинкса» с головой сокола (в честь бога Гора, обычно изображаемого с соколиной головой), а также «криосфинкса» с головой барана (в честь бога Амона).
Традиционная версия приписывает создание Великого Сфинкса фараону из IV династии — Хафре (в греческом произношении Хефрену), который правил Египтом около 24 лет в 26-м веке до н. э. Впрочем, единства среди историков по этому вопросу нет — некоторые считают, что это массивное сооружение было создано еще в додинастический период (4-е тысячелетие до н. э.), а наиболее фантастические теории отводят ему более десяти тысяч лет.
В древних восточных цивилизациях лев, как правило, всегда означал власть Солнца или кого-то из солнечных богов. Само имя фараона Хафра несет в себе имя солнечного бога Ра и означает «подобный Солнцу» или «воплощающий в себе Солнце». Возможно, для древнего человека сама морда льва, окруженная пышной гривой, чем-то напоминала солнечный диск, испускающий во все стороны от себя золотистые лучи. Как бы то ни было, солнечный символизм льва имеет глубочайшие корни и сохраняется до нашего времени — например, в астрологии, где зодиакальный знак Льва считается «обителью» Солнца (т. е. когда Солнце находится в этом знаке, его астрологическое влияние усиливается и, как правило, приобретает более благотворный характер).
Однако, само слово «сфинкс» — не египетского, а греческого происхождения. Как назывались существа с львиным телом и человеческой головой в Древнем Египте, с достоверностью сказать невозможно. По-видимому, греки, которые с большим интересом изучали египетскую цивилизацию, переняли идею сфинкса в свою собственную мифологию, параллельно углубив и развив этот образ. Косвенно об этом может свидетельствовать и тот факт, что согласно греческой легенде сфинкс терроризировал жителей города Фивы в Беотии. Отметим, что город с таким же названием существовал и в Египте и долгое время был столицей этого древнего государства.
Слово «сфинкс» означает «душительница». Оно связано с легендой об Эдипе, который освободил фиванцев от этого грозного проклятия. Богиня Гера наслала сфинкса в наказание за преступление царя Лая. Сфинкс задавал загадки и убивал всех, кто не мог их отгадать. Главная его загадка звучала так: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Ответом на это служит слово «человек». На вульгарном уровне это объясняют так: «утро» означает младенчество, когда ребенок еще не научился ходить, но ползает на четвереньках; «день» — зрелый возраст, когда человек ходит на двух ногах; «вечер» — старость, когда он опирается на трость (третья «нога»). Впрочем, как мы увидим далее, существует и более глубокое понимание ответа на эту загадку.
Греческий сфинкс
В отличие от своего египетского аналога, греческий сфинкс изображается с крыльями. Обычно его описывают как синтетическое существо, несущее в себе части четырех животных. Он имеет львиное тело и лапы, бычий хвост, орлиные крылья и человеческую голову (в других вариантах тело у него бычье, а львиные — только лапы).
В дальнейшем для философов-герметиков такой сфинкс обозначал синтез четырех священных животных из видения пророка Ихезкеля (в христианской традиции — Иезекииля). Трактаты, приписываемые легендарному мудрецу древности — Гермесу Трисмегисту, стали широко известны в Европе в эпоху Ренессанса. Ими занимались философы, алхимики и каббалисты. Алхимия видела в символах различных животных определенные силы природы, влияющие на материальный мир. Они также соответствовали душевным качествам людей — их добродетелям и порокам.
У самого Ихезкеля мы читаем следующее (глава 1, 4-10): «И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг него… И внутри него — подобие четырех живых существ… И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них… И образ лиц их — лицо человека, и лицо льва — справа у четырех, и лицо быка — слева у четырех, и лицо орла у четырех».
Комментаторы обычно объясняют это видение так, что каждое из четырех живых существ обладало всеми четырьмя лицами, совмещая в себе льва, быка, орла и человека. На символическом уровне они представляли то же, что и греческий сфинкс — синтез четырех духовных сил. Эти же силы представлены и в Новом Завете, в Откровении Иоанна (глава 4, 2-7): «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное имело лицо, как человек, а четвертое животное подобно орлу летящему».
Почему древние приписывали такое огромное значение именно этим четырем существам? Важность человеческого образа или лица вполне очевидна — мы сами, будучи людьми, ассоциируем и изображаем духовное по аналогии с самими собой. Но что делает человек в компании двух зверей и птицы? Возможно, отчасти свет на это прольет взгляд в астрологию.
Знаки Зодиака были известны с древнейших времен. Когда-то они соответствовали созвездиям, которые получили свои имена по героям мифов и легенд (в дальнейшем в результате прецессии знаки Зодиака и одноименные созвездия разошлись). Если посмотреть на зодиакальный круг, мы обнаружим на нем знаки Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея, образующие между собой крест. Это так называемый «фиксированный» крест у астрологов (который существует наряду с «кардинальным» и «мутабельным» крестами).
Здесь мы видим знак Тельца в северо-восточной части эклиптики и знак Льва — в северо-западной. Водолей очевидным образом представляет собой человека и занимает юго-восточную сторону. Остается Скорпион на юго-западе. Казалось бы, он здесь совершенно лишний — в образе сфинкса ничто ему не соответствует. Однако, не будем спешить. Если внимательнее изучить карту звездного неба, мы обнаружим созвездие Орла недалеко от Скорпиона. Можно предположить, что у народов древности Орел когда-то играл ту роль, которая позже перешла к Скорпиону. Это созвездие могло служить четвертым углом фиксированного креста для астрологов.
Традиционно эти же знаки Зодиака связываются с силами четырех элементов, или стихий. Лев представляет огонь (и потому он хорошо служит символом Солнца — источника света и тепла для нашей планеты), а Телец — землю. Образ Водолея у любого читателя с первого раза легко ассоциируется с водой, тогда как Орел, будучи летающим существом, должен обозначать воздух. Однако, в астрологии они меняются местами: Водолей соответствует воздуху, а Орел (точнее Скорпион) — воде. Это связано с общим правилом в порядке следования знаков Зодиака, в которое мы здесь не будем вдаваться.
А раз уж речь зашла о четырех элементах, неудивительно, что и человеческие душевные качества подчиняются той же схеме. Огню (и льву) соответствуют холерики, воздуху (и человеку) — сангвиники, воде (и орлу) — флегматики, а земле (и тельцу) — меланхолики. Такую классификацию можно встретить еще у античных авторов. И хотя она довольно упрощенная и не в силах отразить все хитросплетения человеческой души, ее до сих пор используют в психологии.
Все это и многое другое означал сфинкс для философа, заглядывающего под внешний покров и стремящегося глубже постичь его тайны. В оккультизме с каждым из четырех животных связываются определенные достоинства или добродетели, которые должен был взрастить в себе адепт, идущий по пути Магии. «Тот, кто стремится стать мудрецом и узнать великую загадку природы, должен сделаться наследником сфинкса и ограбить его: он должен иметь его человеческую голову, чтобы владеть словом; орлиные крылья, чтобы завоевывать высоты; бока быка, чтобы обрабатывать глубины; львиные когти, чтобы расчищать себе место направо и налево», — писал Элифас Леви в 19-м веке в своей книге «Учение и ритуал высшей магии».
Наконец, и сама загадка сфинкса вместе с ответом на нее с эзотерической точки зрения несет в себе гораздо большую глубину. Она отражает процесс, лежащий в основе творения. Еврейский каббалист увидит в ней последовательность миров — Акудим, Некудим и Брудим (сами термины заимствованы из книги Берешит 31:10), о которых говорит его учение. Для пифагорейца это будет переход между кватернером, бинером и тернером. Каждый выразит это своими словами, но суть в том, что начальный этап творения привел к устойчивому и чистому состоянию — число 4 (в эзотерике — символ устойчивости, прочности). В дальнейшем в творении раскрываются корни зла, что приводит к кризису — число 2 (символ противоборства двух сторон). Наконец, кризис разрешается числом 3, которое примиряет в себе враждующие силы, возвращая их к единству.
И человек на своем пути проходит такую же историю. Каббала показывает это на примере первого человека — Адама. Четверка — это Адам до греха, живущий в раю. Это его символическое младенчество, или утро. Двойка — Адам в грехопадении, борющийся за свое выживание и «в поте лица» добывающий себе хлеб. Это зрелый возраст, или день. Наконец, пройдя через горнило страданий и исправив себя служением Богу, является Адам восстановленный — вернувшийся к своей первоначальной божественной славе. Это число 3 — вечер, или последний этап жизненного цикла. Неудивительно, что ответом на загадку сфинкса было это таинственное и великое слово — «Человек»!