что означает герб мурома

Муромский герб

что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома

Однако, в первой половине XVIII в. Муром имел другой символ, совершенно не похожий на вновь утвержденный. В знаменном гербовнике 1729-1730 гг. дано такое его описание: » Стена белая и рука из облака, которая на золотой цепи держит княжескую корону; поле лазоревое «. Что символизировал герб 1729 г. и почему он не был утвержден в качестве городской эмблемы в 1781 г.?

Для составления гербов по городам были разостланы анкеты. Один из ее пунктов требовал указать, имел ли город ранее герб, и в случае утвердительного ответа предписывалось выслать его рисунок или описание.

Составляя новые гербы, Герольдмейстерская контора обязательно запрашивала сведения о городе. Тщательно проверялось, имел ли город раньше герб. На основании этих данных принималась новая городская эмблема. Как правило, изображения на городском гербе символизировали специфику города. Поскольку гербы давались всем городам, в том числе и тем, которые раньше их не имели, в основу составления герба был положен характерный для западно-европейской геральдики «описательный принцип». Геральдическое изображение или отражало название города (как, например, три сумки на гербе г. Сумы или колонна на гербе Коломны), или свидетельствовало о каких-либо особенностях местности (три стерлядки в гербе Саратова). А на Муромском гербе и появились те «три крупитчатые калача, которыми сей город отменно славится».

В отличие от варианта 1729-30 гг., Муромский герб 1781 г. более соответствовал статусу и характеристики города. Не удивительно, что пересматривая городскую эмблему Мурома, чиновники Геральдической конторы сочли необходимым отказаться от старой, военизированной формы герба, как мало связанной с его историей, и остановились на более «мирном», но близком к реальной жизни варианте.

Источник

Герб Мурома

что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома

что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома

Отдельные геральдические символы городов России представляют собой удивительный коктейль западноевропейских и исконно русских образов. Например, герб Мурома украшает изображение льва, выполненное в лучших традициях геральдики западных соседей России, и три крупитчатых калача, демонстрирующие кулинарное мастерство местных хозяек.

Описание и символика герба Мурома

Современный геральдический символ этого старинного русского города идентичен историческому гербу. Процедура официального утверждения прошла в 2004 году, а первый герб в августе 1781 года утвердила сама Екатерина II, одновременно с гербами других населенных пунктов Владимирского наместничества, куда входил и Муром.

Современный герб города имеет достаточно простое строение. Он представляет собой щит, имеющий традиционную французскую форму. В основе прямоугольный щит, нижние концы которого закруглены, зато середина заострена. Он разделен по горизонтали на два поля, верхнее – червленое, нижнее поле окрашено в лазоревый цвет, один из самых популярных в геральдике Европы. Каждое из полей имеет свои важные элементы: изображение леопардового льва (в верхней части); три калача, которыми славилась Муромская земля (в нижней части).

Чтобы подчеркнуть исключительное значение, которое играют эти элементы в символике, авторы эскиза использовали оттенки драгоценных металлов – серебра и золота.

Леопардовый лев окрашен в золотой цвет, грозное животное с большой гривой и высоко поднятым хвостом стоит на задних лапах. Голову хищника венчает богато украшенная декором серебряная корона, в правой передней лапе – серебряный крест с длинной рукоятью. Калачи, имеющие характерную форму, так же, как и лев, окрашены в золотой цвет, то есть они показаны уже готовыми, испеченными.

Из истории символа

Ученые отмечают, что главный символ Мурома мог бы выглядеть совсем по-другому. В традициях русских городов в качестве герба использовалась эмблема полка, размещавшегося в том или ином населенном пункте. На знаменах Муромского полка присутствовала белоснежная стена крепости с зубцами и рука, как бы выходящая из облака. Эта рука держала княжескую корону на золотой цепи. Само поле эмблемы было лазоревым.

Муромские историки утверждают, что часть крепостной стены, виднеющейся на эмблеме полка, символизировала пограничное расположение города. Рука, дарующая корону, – это отсылка к владимирским князьям, правившим на этих землях.

Источник

Что означает герб мурома

Рисунок подготовлен для «Геральдикума» Ю.Калинкиным

Герб Мурома утвержден вместе с остальными гербами Владимирского наместничества 16 августа 1781 года (ПСЗ РИ № 15205). Описание герба:

В верхней части герб Владимирский; в нижней части «в голубом поле три крупинчатых калача, которыми сей город отменно славится»

Использованы материалы статьи О.Рево в журнале «Наука и жизнь» №12, 1987

21.08.1859 г. подготовлен проект герба Мурома: «В лазоревом щите золотое стропило, сопровождаемое 3 золотыми же колосьями». В вольной части герб Владимирской губернии. Щит окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой.

Материалы архива В. Маркова

что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома

На сувенирных значках, выпущенных в разное время В.Березиным (г.Москва), изображались такие эмблемы (проекты гербов) Мурома:

Рисунки подготовлены для «Геральдикума» Ю. Калинкиным

Материалы геральдического архива В.Маркова.

что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома

Другие варианты городской эмблемы на значках В.Березина (г.Москва), использующие историческую символику Мурома:

Изображения эмблем (по значкам) для «Геральдикума» подготовлены Ю.Калинкиным (г.Долгопрудный)

Вариант герба Мурома из буклета «Гербы городов Владимирской земли» (Автор С. Гордеев.- Дмитров, 1984 г).

На памятной монете 2003 года из серии «Древние города России» были изображены гербы Мурома 1730 года и 1781 года, но без владимирской части.

Материалы официального сервера Администрации округа Муром

© Russian Centre of Vexillology and Heraldry
last modified 19.9.2018

Источник

Муром, город

что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома

«Муром, Муром-городок, поглядишь, и весь-то с локоток, а старинушкой, матерью Русью, припахивает! Станьте, братья хлебосольные, на песчаном, на правом берегу Оки-реки, супротив самого Мурома — перед нами Ока-река, а за нею берег муромский крутой горой; на горе стоит, развернулся, вытянулся лентою Муром-городок: он красуется святыми храмами, золотыми маковками…»

Владимир Даль

что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома

О гербе города Муром:

В июне 1728 года Верховный тайный совет издал указ о введении нового образца полковых знамён с государственным и городским гербами. В 1729 году под руководством обер-директора над фортификацией генерала Б. К. Миниха и при участии художника Андрея Баранова (живописца А. Д. Меншикова) был составлен Знамённый гербовник. 8 марта 1730 года новые гербы для полковых знамён были утверждены. Герб на знамени Муромского пехотного полка (в 1754 году был преобразован в Муромский мушкетёрский полк) имел следующее описание: «Стена белая и рука из облака, которая на золотой цепи держит княжескую корону; поле лазоревое».

В Знамённом гербовнике Муромский герб был отмечен как «новый», то есть вновь утвержденный. Герб был включён в Реестр гербов под номером 39.

Основой для герба на знамени полка послужила эмблема № 409 из книги «Символы и Эмблемата», изданной в Амстердаме в 1705 году по указанию Петра I. Эмблема имела следующий вид: «Выходящая из облака рука держит висящий на цепи круглый предмет».

По предположению муромских краеведов — белая стена говорила о том, что Муром в древности был пограничным городом. А рука и корона символизировали святых муромских князей.

Гербы 1730 года должны были размещаться не только на полковых знамёнах, но и на печатях, которыми губернаторы и воеводы опечатывали все бумаги, кроме партикулярных. Однако общеупотребительное использование герба Муромского полка в истории города Мурома неизвестно.

16 августа 1781 года Императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Владимирского наместничества был Высочайше утверждён герб города Мурома (ПСЗРИ, 1781, Закон № 15205)

Подлинное описание герба уездного города Мурома гласило: «Въ голубомъ полҍ три крупитчатые калача, которыми сей городъ отмҍнно славится».

В верхней части герба Мурома размещался герб Владимирский.

Почему герб Муромского полка не был утверждён в качестве официального герба города не известно. Геральдическая контора, которую в то время возглавлял герольдмейстер А. А. Волков предложило внести в герб Мурома калачи, возможно потому, что в простонародье муромских жителей называли калачниками. Знаменитыми муромскими калачами, изготовленными по особому рецепту, потчевали Императрицу Екатерину II во время её проезда через Муром в 1767 году.

В советское время исторический герб Мурома не использовался.

В советское и постсоветское время выпускались сувенирные значки с проектами герба Мурома. В 1984 году был выпущен такой проект — Щит пересечён шиповидно червленью и лазурью. В верхней части щита герб Владимирской области, в нижней — чёрная шестерня, окружённая слева золотым колосом (Другой вариант — шестерня золотая). В 1999 году была выпущена сувенирная серия из пяти гербовидных значков, на которых в разных вариантах совмещались исторические гербы Муромского полка и Мурома. Проекты гербов официально не утверждались.

27 января 2004 года исторический герб Мурома 1781 года был утверждён в качестве официального символа городского округа Муром.

Археологи выяснили, что Муромская земля была заселена задолго до формирования Киевской Руси, а на территории современного города в VI в. было поселение угро-финского племени муромы. Позднее здесь стали размещаться и славяне. Город Муром вошел в состав государства Киевская Русь в X в., а после договора, заключенного в 1006 г. между киевским князем Владимиром Святославичем и волжскими булгарами, он стал главным торговым центром на реке Оке.

Из описей древнего кремля, сделанных в XVI в., нам сегодня известно, что городская крепостная стена была возведена из леса, дубового в нижней ее части и соснового или елового в верхней. Для въезда в древний Муром использовались ворота с двух сторон «да третьи ворота водяные да тайник». Стена имела 11 башен, и 3 башни возвышались над воротами.

Кремль просуществовал до конца XVIII в. и был разобран по указанию императрицы Екатерины II, которая серьезно занималась переустройством древних русских городов. Напоминанием о том, что крепостная стена в городе существовала, может служить ее изображение на иконе XVII в.

По предположению историков, первое здание собора в Муромском кремле появилось в середине XII в. Исследователь В. Н. Добрынкин в работе «Муромский Богородицкий собор», опубликованной в 1915 г. во Владимире, написал: «Неназываемая по имени церковь в Муроме, которую создал кн. муромский Юрий Владимирович, умерший в 1174 г., вероятно, есть та церковь Рождества Богородицы, которая является ныне Муромским собором». Эта точка зрения оправдывается и находками следов строений XII в. во время реставрационных работ в храме в 1873 г. Возможно, собор был разрушен татаро-монголами в 1239 г. и восстановлен после победы царя Ивана Грозного над Казанским ханством.

Следующий активный созидательный период в жизни Мурома связан с управлением государством Иваном Грозным. Чаще всего эту эпоху историки описывают как время тяжелых испытаний для России. Но именно в этот период по всей стране велось большое строительство монастырей и храмов, создавался укрепленный пояс по границам Московского государства, обустраивались уже существовавшие города и появлялись новые.

В «Житии Константина, Михаила и Феодора» рассказывается, что Иван Грозный дал обет построить в Муроме каменную церковь Благовещения вместо деревянной, если одержит победу над Казанью. И уже в 1553 г, для этой цели из Москвы была прислана артель каменщиков. Скорее всего, эти мастера построили в городе также храм Козьмы и Демьяна и Спасо-Преображенский собор в Спасском монастыре. К этому периоду специалисты относят и сооружение церквей Николо-Зарядской и Николо-Можайской, перестроенных позднее. Известный русский искусствовед И. Э. Грабарь писал: «Муромские мастера-муроли, воспитанные на московском «государевом деле», славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до степени прихотливого узора. Муромские храмы по характеру своей «узорочности» могут составить особую группу. Из ряда вон выходящая «узорочность» разрушившегося храма Козьмы и Демьяна (XVI в.) трактует какие-то средневековые мотивы арочных переплетений на верхе храма».

В других исторических источниках говорится, что монастырь стал строиться на месте укрепленного двора первого муромского князя Глеба, у которого была деревянная церковь Всемилостивого Спаса, и что первоначальное его название было «Спасский, что на бору».

Очень нарядно выглядит красно-белая высокая северо-западная башня Спасского монастыря, построенная в XIX в., когда обитель окружили каменной стеной.

О Благовещенском храме в исторических книгах говорится: «Благовещения Божьей Матери церковь, каменная, построена царем Иваном Четвертым в 1553 г. и после разорения от поляков обновлена игуменом». Специалисты считают, что в своей архитектуре этот храм до сих пор сохранил черты XVI в. В 1797 г. в нем был установлен новый деревянный позолоченный иконостас, выполненный в барочных формах.

Между городом и селом Карачаровым еще в 1930-е гг. сохранялась деревянная церковь Ильи Пророка XVII в. В народе ходила легенда, что конь Ильи Муромца подпрыгнул когда-то в Карачарове, а приземлился именно в этом месте. Здесь появился источник. Возле него вначале поставили часовню. А когда в XVI в. Илья Муромец был канонизирован, возвели церковь во имя Ильи Пророка.

На территории Троицкого монастыря сегодня можно увидеть деревянную церковь Сергия Радонежского начала XVIII в., перевезенную сюда из села Красное, Специалисты говорят, что церковь Ильи Пророка была близка по архитектуре этому сохранившемуся храму.

По описям XVII в., которые подтвердились и археологическими исследованиями, на территории Муромского кремля стояло 83 деревянных дома местных богатых людей. Единственным сохранившимся каменным гражданским зданием XVII в. остался корпус настоятелей Спасского монастыря. Он был выстроен в 1687 г. в очень скромных архитектурных формах и являлся контрастом богато украшенным храмам той эпохи.

Николо-Набережную церковь построили в Мережной слободе, где жили рыбаки. В ее архитектуре появились не известные до того времени Мурому элементы и приемы, знаменующие петровскую эпоху. В конце XVIII в. в храме был установлен резной позолоченный иконостас с работами местного художника А. И. Казанцева. В наши дни творчество этого художника изучают специалисты, а некоторые его работы включены в коллекцию древнерусской живописи для Академии художеств, выставленную к 1000-летию христианства на Руси.

Во второй половине XVIII в., когда началась перестройка почти во всех городах России, землемер капитан-лейтенант Василий Пылаев провел геодезическую съемку территории Мурома и слобод с описанием строений. По его сведениям, в городе было 552 дома, 18 храмов каменных и 16 деревянных при населении 2 750 человек. Среди небольших предприятий числились солодовни, кожевенные, клеевые, кирпичные, полотняные фабрики. Большое развитие получили оптовая торговля хлебом, продажа леса, холстов, мануфактурных изделий. Славился Муром и большими рыбными базарами. Генеральный план для Мурома был разработан известным в России архитектором Иваном Лемом в Петербургской комиссии по строениям. Радиально-кольцевая система не получила по этому плану дальнейшего развития, а сменилась системой регулярной. План утвердила Екатерина II в декабре 1788 г.

Сохранился небольшой ансамбль жилых домов от времени, когда застройка велась в классическом стиле. В первых этажах располагались чаще всего помещения для торговли. С большим мастерством были выполнены водосточные трубы, дымари, металлические ограждения и декоративные решетки.

По периметру Базарной площади, расположенной в центре города, в середине XIX в. выстроили торговые ряды в стиле ампир, часть которых сохранилась до наших дней.

В это же время в Муроме открылось реальное училище, в котором учились будущий академик живописи И. С, Куликов и будущий известный ученый-геолог И. М. Губкин. Когда в январе 1919 г. в городе был открыт для посетителей первый музей, заведующим художественным отделом в нем стал И. С. Куликов В картинной галерее музея для горожан было выставлено более 100 работ западноевропейских и русских художников. В сентябре 1919 г. И, С. Куликов стал директором художественно-исторического музея. Свою коллекцию картин, одежды и предметов прикладного искусства художник подарил городу. И сегодня картинная галерея Мурома может удивить своими первоклассными произведениями искусства даже много видевших искусствоведов, художников и туристов. Здесь хранятся красочная икона «Сказ о муромских святых Петре и Февронии», уникальные серебряные изделия XVII в., богатые женские украшения XVIII—XIX вв., акварельная работа неизвестного художника «Библиотека в Ватикане», акварель Соломона Корроди «Венеция», рисунок тушью И. Шишкина «Стадо в лесу», картина А. Саврасова «Лунная ночь» и др. После смерти И. Куликова было принято решение создать мемориальный музей художника. В 1947 г. в Муроме состоялось открытие этого культурного центра. Здесь хранятся работы И. С. Куликова, удостоенные премий в 1905 г. в Льеже, в 1906 г. в Петербурге. Дом-музей академика живописи И. С. Куликова, построенный в начале XIX в., занесен в реестр памятников архитектуры и истории России.

В начале XX в. в Муроме начался еще один этап интенсивного строительства, вызванный прокладкой железной дороги, связавшей город с Москвой и Нижним Новгородом. Движение открылось в 1912 г. На окраине Мурома был выстроен вокзал, угловые башни которого должны были напоминать о стенах и башнях Муромского кремля. Автором проекта этого здания считают академика архитектуры А. В. Щусева, бывшего одним из ведущих архитекторов на строительстве Московско-Казанской железной дороги. В связи с появлением железной дороги с западной стороны города сложился небольшой вначале поселок, превратившийся позднее в крупный жилой район.

В годы Великой Отечественной войны около 30 тыс. жителей Муромской земли встали на защиту своей страны. Каждый третий не вернулся с войны. 26 человек получили звание Героя Советского Союза.

В 1975 г. в городском парке в память о жителях Вербовского поселка, не вернувшихся домой с войны, был сооружен мемориал.

В 1962 г. завершилось строительство здания городского театра по проекту архитектора Н. П. Куренного. Фойе украсила настенная роспись «Старый и новый Муром» художников Е. Г. Кожанова, А. Л. Орловского и К. А. Тутеволь.

В 1967 г. въезд в Муром со стороны города Владимира украсил памятник «Былинный камень», на котором высечены лицо русского богатыря и слова о том, что в 862 г. здесь жили племена муромов (художник С. А. Николаев, архитектор Н. А. Беспалов).

Монастыри и храмы города (неполный перечень):

1 августа 1999 г. в Окском парке была торжественно открыта 20-ти метровая скульптура Ильи Муромца.

Персоналии:

Источник

Муром

что означает герб мурома. Смотреть фото что означает герб мурома. Смотреть картинку что означает герб мурома. Картинка про что означает герб мурома. Фото что означает герб мурома

Муром

Однако, в первой половине XVIII в. Муром имел другой символ, совершенно не похожий на вновь утвержденный. В знаменном гербовнике 1729-1730 гг. дано такое его описание: «Стена белая и рука из облака, которая на золотой цепи держит княжескую корону; поле лазоревое». Что символизировал герб 1729 г. и почему он не был утвержден в качестве городской эмблемы в 1781 г.?

Для составления гербов по городам были разостланы анкеты. Один из ее пунктов требовал указать, имел ли город ранее герб, и в случае утвердительного ответа предписывалось выслать его рисунок или описание.

В отличие от варианта 1729-30 гг., Муромский герб 1781 г. более соответствовал статусу и характеристики города. Не удивительно, что пересматривая городскую эмблему Мурома, чиновники Геральдической конторы сочли необходимым отказаться от старой, военизированной формы герба, как мало связанной с его историей, и остановились на более «мирном», но близком к реальной жизни варианте.

История Мурома

В течение XIII в. Муром неоднократно разоряется монголо-татарами и надолго приходит в запустение. В 1351 г. князь Юрий Святославович возвратился в «град свой, вотчину свою Муром, запустевший отдавна от первых князей, и поставил двор свой во граде, такоже и бояре его, и вельможи, и купцы, и черные люди и ставили дворы свои и святыя церкви обяовиша иконами и книгами». В 1408г. Муром окончательно присоединен к Московскому княжеству. Город сильно пострадал в 1570 г. от моровой язвы, а затем в 1612 г. от польских отрядов пана Лисовского. Но вскоре он снова возрождается, славится как город ремесленников. Известны были отличные бычьи кожи местной выделки и калачи, включенные даже в герб города.
До XVI в. в Муроме не было ни одного каменного здания, центр города оставался в основном деревянным до нач. XIX в. В 1792 и 1805 гг. Муром опустошают сильные пожары, и город начинает заново застраиваться по генеральному плану, который был разработан известным архит. И. Лемом еще в 1788 г. и утвержден Екатериной II.

Знаменитый Илья Муромец, воспетый в 13 народных былинах, происходил из села Карачарово, которое сегодня входит в черту Мурома. Богатырь служил на заставе возле стен Киева. В конце жизни, израненный, он удалился в Печерский монастырь и, приняв иноческий сан, скончался там предположительно в 1188 г. е возрасте 50-60 лет. Уже в XIII в. его слава разошлась далеко за пределы Руси. Он упоминается в германской саге об Ортните и в норвежской Тидрек-саге. В 1643г. Илья Муромец был канонизирован православной церковью. На его мощах обнаружены раны на левой кисти и на груди. День его памяти отмечается 1 января.

По другую сторону от въезда на мост над целебным Никольским родником стоит Николо-Набережная церковь, выстроенная в стиле «петровского барокко» в 1700-1717 гг. Неподалеку от нее в сторону центра, на месте княжеских дворов, расположены рядом два известных муромских монастыря.

Благовещенский монастырь основан в 1553 г. на средства Ивана Грозного. Во время Смуты он был разрушен, но в течение XVII в. постепенно восстанавливался. Надвратная церковь св. Стефания была возведена в 1716г., а трапезная и стеньг с башнями относятся к XIX в. Благовещенский собор строится после Казанского похода Иваном Грозным и затем, после польского нашествия, выстроен заново в 1664 г. Во время войны 1812 г. здесь укрывались от французов главные православные святыни – иконы «Иверской» и «Владимирской Богоматери», Оба монастыря сейчас действующие.

В музее хранятся и экспонируются уникальные коллекции: археологическая; бронзовых украшений племени мурома; древнерусского искусства, в основе своей происходящая из местных храмов; русской и западноевропейской живописи и прикладного искусства; представлены интересные экспозиции городского и купеческого быта. Следует отметить также роскошные интерьеры музея, в которых проводятся костюмированные представления. Он занимает комплекс зданий и состоит фактически из нескольких музеев.

История Мурома

Ученые до сих пор пытаются разгадать, что же обозначает слово “Муром”, но, по всей видимости, им так и не удастся дать единственно правильный ответ на этот вопрос….

Постепенно на Муромскую землю стали проникать представители славянской народности, и вскоре на высоких откосах Оки зазвучала древнерусская речь. Точно не известно, как шел процесс слияния славян с коренным населением. Но в любом случае, все историки единодушны во мнении: произошло это без кровопролития, мирным путем. На одних и тех же поселениях проживали и мурома, и славяне, которые хоронили умерших на общих могильниках. В условиях территориального смешивания мирно протекал процесс славянизации местного населения. Этот процесс в основном завершился к началу XI в., и муромские могильники постепенно прекратили функционирование. Племя мурома не участвует в исторических события Х-го и следующих столетий. Со 2-й половины Х в. Муром превращается в древнерусское поселение, центр ремесла и торговли, с типичной городской застройкой.

С испокон веков Муром был пограничным городом, защищавшим восточные границы Древнерусского государства от многочисленных врагов. Все постройки, включая крепость, были деревянные. Лишь с XVI-XVII вв. на территории города стали регулярно возводиться кирпичные храмы, построенные большей частью или на царские деньги, или же старанием и усердием богатых людей города- купцами. Как жили муромские купцы, чем занимались, чем прославили себя и родной город – это тема отдельного разговора….

Хотя купцы и существовали со времен утверждения государственности на Руси, административному выделению купеческого сословия способствовали реформы императора Петра I. В 1721 г. регламентом главного магистрата объявлялось обязательным разделить все городское население, за исключением иностранцев, духовенства и чернорабочих, на две гильдии. К первой были отнесены банкиры, знатные купцы, золотых и серебряных дел мастера, иконописцы и живописцы. Ко второй – все, торгующие мелочными товарами и харчевными припасами, а также ремесленники. Купцы, записанные в гильдии, получали льготы: они освобождалась от личной рекрутской повинности при условии уплаты в казну по 100 рублей с человека. Окончательное оформление купеческого сословия завершилось с изданием в 1785г. Городового положения. По этому закону каждый мог записываться в гильдии. Для этого надо было лишь объявить свой капитал. Купец 1 гильдии должен был иметь от 10 до 50 тыс. руб; 2-й –от 5 до 10 тыс. руб; 3-й – от 1 до 5 тыс.руб. Купцы всех трех гильдий освобождались от рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдий – от телесного наказания. Купцам 1-й гильдии разрешалась торговать за границей и иметь морские суда. Деятельность купцов 3-й гильдии ограничивалась мелочным торгом, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов.
К теме муромского купечества мы еще не раз вернемся. Теперь же давайте попробуем осторожно прикоснуться к тому, что давно уже стало достоянием истории, совершим прогулку по заповедным уголкам Мурома купеческого….

Спасо-Преображенский мужской монастырь
(ул. Лакина,№1)
От набережной к Спасскому монастырю ведет крутой извилистый подъем, носящий ныне имя революционера Лакина. В начале ХХ в. это была окраина Мурома, где селились городская беднота. Не случайно, этот район назывался в простонародье “Миллионка”, “Миллионные края”. В более древнее время, в позднее средневековье и вплоть до ХХ в., здесь, в овраге, стояли кузницы. Дорога, соединявшая набережную с посадом, называлось Спасским взвозом, поэтому что лежала она у подножия древнего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Впрочем, дорога называлась также и Арзамасской, поскольку по ней ездили дальше на восток, в Нижегородскую землю, в Арзамас. Спасский взвоз- одна из древнейших улиц средневекового Мурома, насчитывающая не одну сотню лет.

Церковное предание связывает возникновение монастыря с именем первого муромского князя Глеба, получившего в 988 году Муром себе в удел. Однако это не соответствует действительности, поскольку известно, что гордые муромцы не разрешили князю поселиться в городе. Вот что об этом свидетельствует “Повесть о водворении христианства в Муроме”, составленная в XVI в. на основании местных устных сказаний: “и егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и еще тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его…” (т.е. до 1015 г. – В.Ч.) Таким образом, кем был основан муромский Спасский монастырь-тайна истории, которую еще предстоит разгадать.

В 1996 году Муром торжественно отметил 900-летие Спасского монастыря. Но несмотря на такой почтенный возраст, сведений о древней истории обители сохранилось очень мало. В середине XVI столетия на территории монастыря на средства царя Ивана Грозного был сооружен из кирпича храм во имя Преображения Господня. По всей видимости, это произошло в 1554г., т.к. именно в тот год монастырь по царскому указу получил во владение сельцо Кудринское, числившееся за обителью до середины XVII в.

Во 2-й половине XVI столетия Спасский монастырь переживал экономический подъем. В монастырь рекой потекли богатые вклады и пожертвования. Далеко не последнюю роль в этом сыграла успешная внешняя политика русского государства. Удачный военный подход 1552 г. привел к ликвидации Казанского ханства. Вследствие этого границы отодвинулись далеко на восток и сложились благоприятные предпосылки для развития ремесла, торговли, промыслов. Муром из небольшой пограничной крепости постепенно превратился в один из крупных торгово-ремесленных центров России. Оживление экономических связей способствовало увеличению муромского посада. Так, в 1566 г. в городе насчитывалось 766 дворов и 308 торговых лавок. 50-60-е гг. XVI столетия – время экономического расцвета Мурома.

Спасский монастырь был не только самым древним в городе, но и одним из самых богатых. Однако древних предметов в нем почти не сохранилось. В декабре 1615 г., в великую Российскую Смуту, город подвергся разбойному нападению польско-литовского отряда пана Александра Лисовского, от которого сильно пострадал и Спасский монастырь.
В 1636 г. была составлена опись монастырского имущества. Из нее следует, что монастырская земля тянулась вдоль реки на 104 сажени (примерно 210 м), поперек- на 80 сажен (160м).

На территории монастыря находился кирпичный пятиглавый Спасо-Преображенский собор с приделанной со стороны каменной колокольней. В 1757 г. на средства муромского купца Павла Петровича Самарина возвели новую трехъярусную колокольню с восьмигранным пирамидальным шатровым завершением. Старую звонницу разобрали. Такой тип колоколен был очень характерен для нашего города. Вновь построенная колокольная стояла при Покровской церкви.

350 лет назад древний Спасский монастырь окружали деревянные стены в виде частокола. Он назывался “оградой в заметы”. Недалеко от монастыря раскинулась небольшая слободка- Кудринская. В ней жили оброчные люди, платившие тягло в пользу монастыря в размере 3 руб. и 4 деньги. По тем временам это была значительная сума. В слободе стояло 14 дворов. Монахов, населявших обитель в те годы, было 28. Для примера: в том же 1636 г. в муромском Козьмодемьянском женском монастыре находилось 3 старицы, в Воскресенском женском монастыре – 27, в Благовещенском мужском монастыре подвизалось 15 монашествующих.

Продолжая разговор о храмах монастыря, нельзя не сказать о третьей кирпичной церкви- Кирилла Белозерского. Она находилась на главных воротах монастыря. В ХVII в. главные, а их еще называли святые ворота, стояли с северной стороны. В 1807-10 гг., когда устроили новую кирпичную ограду, сохранившуюся доныне, церковь Кирилла Белозерского разобрали и с северной стороны перенесли на западную. Перенос церкви, вероятно, связан с перепланировкой города, когда вместо старой радиально-кольцевой застройки был принят новый квартальный план. До 1917 г. в церкви Кирилла Белозерского находился архив Муромского духовного правления.

Главными вкладчиками муромского Спасо-Перображенского мужского монастыря были местные бояре и дворяне. В 1515 г. боярин Кравков пожертвовал в обитель “двести ульев пчел” и “тысячу четвертей ржи овса”. Впоследствии Кравковы на протяжении более двух столетий делали различные вклады в обитель (в 1552, 1615, 1655, 1676, 1691-1693, 1695, 1696 гг.). Пожертвования были самыми разнообразными: продукты питания, лошади, церковные облачения (ризы, стихари), богослужебные книги ( Минеи, Евангелие). В 1676 г. На средства Матвея Иосифовича Кравкова в Спасском монастыре были поставлены два сушила на подклетах. Дважды (в 1676 г. И 1693 г.) тот же М.И. Кравков подарил обители по лодке – деревянные струги “ с гребными веслами и шестами”.

Не имея возможности подробно перечислить все вклады, совершаемые в обитель в разные годы, назовем имена наиболее значимых жертвователей: Афанасий, Семен и Василий Столыпины, Иван Пансырев, митрополит Рязанский и Муромский Авраамий, стольник Василий Иванович Чертков, помещики Дурасовы, купец Павел Петрович Самарин.

В XVIII столетий Спасский монастырь переживал упадок. В грамоте из рязанского архиерейского дома от 21 июня 1725 г. читаем: “ …в г. Муроме имеется малобратной Спасов монастырь…. Да в том монастыре был архимандрит Матвей, которому …..впредь в том Спасском монастыре архимандрии быть не надлежит, для того что прежде бывший того монастыря архимандрит Герасим не проча тому монастырю прибыли в безумии свеем продал монастырские земли немалое число, а по нем и вышеупомянутый архимандрит Матвей, будучи в том монастыре, чинил немалое расхищение и крестьяном разорение: монастырский хлеб распродавал и пропил, а иным награждал родственников своих и менял на вино и монастырскими деньгами корыстовался. И от такова де их нестроения и монастырскому имению расхищения тот монастырь пришел в оскудение и монахов в нем осталось малое число, и те престарелые и дряхлые, и в том монастыре для монастырского управления и крестьян охранения стало быть некому. А пол мнению его, архиерейскому, надлежит приписать в совокуплении к Рязанскому архиерейскому дому и учинить в том монастыре от дому его наместника, и отправлять по указом всякие епаршески и духовные дела; да в том же монастыре по Духовному Регламенту для учинения священнических детей быть школе, понеже де оной град Муром от Переславля-Рязанского в дальнем расстоянии, и для приезду подворья себе не имеет… ”

В 1725 г. в Спасском монастыре числился архимандрит и 19 монахов. Полтора столетия спустя, в 1886 г., в обители проживал архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 17 послушников.

В 1891 г. на территории обители возводится последняя монументальная монастырская постройка – кирпичный трехэтажный братский корпус. 6 марта 1911 г. в нем освятили домовую церковь во имя Семи мучеников Херсонесских.

При монастыре имелось кладбище. Оно размещалось между собором и покровской церковью, тянулось восточнее храмов. На рубеже XIX-XX вв. некрополь при Спасском монастыре служил местом захоронения элиты муромского общества: дворян, купцов, духовенства.

Был при монастыре и сад. Он занимал несколько участков: западный угол (около ограды) и восточный склон оврага.
Спасский монастырь закрыли в 1918 г. В 1925 г. церковное имущество бывшего Спасского монастыря передано Муромскому музею. В 1926-27 гг. два корпуса Спасского монастыря арендовала местная фабрика “Красный луч”.

В 1930-е гг. монастырь на 60 лет заняли военные. Свободный доступ в древнюю обитель был закрыт. И только весной 1995 г. воинская часть №22165 покинула помещения Спасского монастыря. 23 апреля, в день Воскресения Христова, состоялось торжественное освящение территории обители. 19 августа 1995 г. в Спасо-Преображенском соборе прошло торжественное богослужение, приуроченное храмовому празднику обители- Преображению Господня.

Благовещенский мужской монастырь
(ул.Красноармейская, № 16)

А теперь обратим внимание на два замечательных архитектурных ансамбля, которые вот уже более трех столетий украшают наш город. Слева от нас – стены и храм Благовещенского мужского монастыря, а справа – Троицкого женского. Начнем с первого, как наиболее древнего.

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает легендарному князю Константину (Ярославу) Святославичу – сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого, потомку великого Киевского князя Владимира, крестившего Русь.

О князе Константине мы не найдем сведений ни в летописях, ни в родословных книгах, поэтому основным источником наших знаний о нем является “:Житие святогоблаговерного князя Константина, супруги его Ирины и чад их, Михаила и Федора, муромских чудотворцев.” Из жития узнаем, что жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, дабы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать их, убили младшего сына князя – Михаила и выбросили его тело за пределы города. Княжич Михаил, принявший мученическую кончину, был погребен при вновь срубленной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, жители города раскаялись в своем злодеянии и приняли крещение в водах озера Кстово, находившегося неподалеку от города. Такова история строительства первой муромской церкви.

Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской храма. После опустошения, нанесенного татарами, город был восставлен в 1351 г. князем Георгием (Юрием) Ярославичем. Он же обновил муромские храмы, в числе которых была и Благовещенская церковь.

Долгие годы муромский князь Константин и его сродники почитались как местночтимые святые, и только в 1547 г. на московском поместном соборе была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Благовещенский мужской монастырь был основан на месте одноименного храма по обету царя Ивана Грозного. Он побывал в Муроме в июле 1552 г. во время военного похода на Казань. Молодой 22-летний царь горячо молился новым чудотворцам о дарований победы и обещал в случае завоевания Казани учредить монашескую обитель. Царь сдержал свое слово. В 1555 г. в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве кирпичного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно установили в новом Благовещенском соборе.

После сооружения храма и был учрежден мужской монастырь. В 1597 г. по грамоте царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, к монастырю для “пространения” был приписан земельный участок, размером 22 на 20 сажен (примерно 50 на 45 м), где впоследствии возникла монастырская слободка. И все- таки по своим размерам Благовещенская обитель уступала уже виденному нами ранее Спасскому монастырю.

Благовещенский монастырь сильно пострадал в Смутное время. В декабре 1615 г. на город напал польско-литовский вооруженный отряд под предводительством А. Лисовского. В 1619 г. игумен Благовещенского монастыря Сергий подал челобитную на имя царя Михаила Федоровича, из которой узнаем, что литовские люди разорили церкви, ободрали с икон серебряные ризы, посекли братию, пожгли пономаря. После разорения церкви пришли в ветхость: “каменная, каплет, а деревянные церкви ветхи и строить тех церквей ныне нечем”. Челобитная заканчивалась просьбой помочь восстановить обитель. По царскому указу монастырь был восстановлен.

В 1636 г. кроме кирпичной церкви на территории монастыря стояли деревянные: Иоанна Богослова и Григория Богослова. Последняя имела прирубленную колокольню, на которой размещалось шесть колоколов. А благодаря усердию одного из первых известных нам муромских купцов, Богдана Цветного, на той колокольне были установлены боевые часы – куранты, отбивавшие каждый час.

В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду 3-го класса и находился под управлением архимандрита.
9 июня 1792 г. монастырь сильно пострадал от большого пожара, уничтожившего большую часть города. Во время Отечественной войны 1812 г. в Благовещенском монастыре нашли временный приют главные святыни Российского государства – иконы Владимирской и Иверской Божией Матери.

Продолжая повествование о строительных работах, развернутых на территории Муромского Благовещенского монастыря в XIX в., отметим, что в 1811-1812 гг. при игумене Феофиле была воздвигнута новая каменная ограда с четырьмя угловыми башнями. В 1828 г. монастырским иждивением выстроен кирпичный одноэтажный братский корпус.

К XIX в. надвратная церковь архидиакона Стефана пришла в ветхость. В 1836 г. она была перестроена на средства муромского купца А. Фадеева. Новый храм возвели в изящных формах XVII в. Именно поэтому он так удачно вписался в архитектурный ансамбль Благовещенского монастыря. Поскольку внутренний объем церкви был очень невелик, то через три года к западной стене храма сделали пристрой, исказивший первоначальный замысел неизвестного архитектора. 13 августа 1839 г. надвратную церковь архидьякона Стефана вновь освятили. До 1917 г. в ней находилась монастырская библиотека. Книжное собрание Благовещенского монастыря XIX в. было достаточно заурядным. Согласно описи 1846 г., в нем насчитывалась 249 книг преимущественно богослужебного содержания, различного рода поучения, а также книги нотного пения.

В 1866 г. монастырь отнесли к разряду 2-го класса. Братия проживала необщежительно. В 1867-1882 гг. во главе монастыря стояли епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

В 1880-е гг. Благовещенским монастырем руководил архимандрит Алексей Полисадов (1814-1894).Сохранился его послужной список, составленный в 1889г.
“Настоятель муромского Благовещенского монастыря архимандрит Алексей Полисадов, 75 лет. Обучался во Владимирской духовной семинарии, с аттестатом по окончании полного Богословского курса по 1 разряду со званием студента и наградой за примерное поведение и успехи. Сын священника. Пострижен в монашество 11 февраля 1867 г. в Московском Ставропигиальном Ново-Спасском монастыре. По окончании полного Богословского курса 1834г. июня 29дня рукоположен во время Владимирской епархии Меленковского уезда в селе Шиморское. Вдов с 1839г. апреля 30. Определен безместным учителем крестьянских детей продолжал до 1843г. апреля 22. Императорский Академии Наук получил искреннюю благодарность за составление Словаря областного наречия и разных оригинальных обычаев прихода Шиморское 1852г. февраля 16. Награжден набедренником за безместное обучение поселянских детей 1854г. октября 20. По указу Владимирской Духовной консистории от 10 июня 1859г.за №2359 ревизовал Меленковский собор. В память войны 1853-1856гг. имеет бронзовый крест на Владимирской ленте 1859г. июня 30. По указу муромского духовного правления от 30 мая 1861г. за № 242 производил следствие по делу священника села Просениц. За усердное сказывание катехизических поучений от 1853г. по 1858 г.неоднократно удостоен был Архипасторской благодарности, выраженной на поучениях. За ревностное прохождение должности Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой скуфьей 1861г. июля 1. По собственному желанию выбыл в заштат 1863г. июля 3. Указом Владимирской духовной консистории от 5 октября 1863г. уполномочен исправлять все приходские требы и Божественную службу по согласию с местными священниками. Поступил в Московский первоклассный Ставропигиальный Ново-Спасский монастырь 1866г.мая 25. Пострижен во иеромонаха 1867г. февраля 11.Определен духовником сей обители 1868г.февраля 28. За ревностное прохождение должностей: кружечного, благочинного и временного депутата Высочайше награжден золотым наперстным крестом 1872г. мая 29. Определен ризничим Ново-Спасского монастыря 1873г. августа 26. За составление описи Ново-Спасской огромной ризницы Высочайше награжден Императорским орденом Св. Анны 3-й степени 1880г. октября 1. Переведен во Владимирскую губернию с утверждением в должности настоятеля муромского Благовещенского монастыря второклассного 1882г. июля 20. Возведен в сан архимандрита за 29-летнее благостойное прохождение иерейской должности во Владимирской епархии 1882г. октября 17. Возведен благочинным управляемого монастыря и по муромскому Троицкому женскому монастырю 1882г. ноября 1. Указом Владимирской духовной консистории за № 3501 определен благочинным муромского Спасского монастыря 1884г. апреля 24. За отлично-усердное служение Всемилостивейше сопричислен к Императорскому ордену Св.Анны 2-й степени 1885 г. марта 24. Указом Владимирской духовной консистории за № 341 объявлена от Архипастыря Феогноста благословение Божие за старание о благолепии церкви 1889г. января 13. Судим не был. Штрафам не подвергался”.

Жизненный путь А. Полисадова завершился 8 апреля 1894г. Он похоронен у алтаря Благовещенского собора. Правнук архимандрита Алексея, современный поэт Андрей Вознесенский, в 1981 г. опубликовал поэму “Андрей Полисадов”, посвященную знаменитому предку.

12 июня 1900 г. настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иннокентий обратился в муромскую Городскую думу с просьбой разрешить построить на территории обители “каменный двухэтажный дом для размещения братства”. С его возведением окончательно сложился облик обители, мало изменившийся доныне.
К 1 января 1903г. в обители находились архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 12 послушников и прислуга – всего 29 человек.

Революция 1917 г. коренным образом перевернула многовековой размеренный уклад монастырской жизни. Первому посягательству со стороны новой власти Благовещенский монастырь подвергся 7 февраля 1919 г. Местный Исполком и комитет партии коммунистов постановили произвести проверку церковного имущества и инвентаря муромского мужского Благовещенского монастыря. Комиссия произвела кощунственное для верующих вскрытие мощей муромских чудотворцев и составила протокол осмотра, постановив “широко оповестить граждан о результатах вскрытия «мощей», предоставив им на месте убедиться в многовековом обмане попами народа”. Не менее угрожающе звучал 2-й пункт протокола: “Поручить Городскому Совету произвести точную поверку имущества этого монастыря и других церквей и монастырей г. Мурома”.Так было положено начало антирелигиозной компании с широкомасштабным изъятием церковных ценностей, достигшей своего апогея в 1930-е гг. Богатое убранство монастырской утвари почти сразу привлекло внимание новой власти. 11 и 12 апреля 1922 г. состоялось первое изъятие церковных ценностей, проводившееся под лозунгом оказания помощи голодающему Поволжью. 29 июля 1922 г. постановлением губернского коммунального хозяйства Благовещенский монастырь был муниципализирован.
22 мая 1923 г.произошло второе публичное вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в местный музей, где хранилась до 20 января 1989 г.

Поводом закрытия храма послужило несоблюдение верующими договора от 5 июля 1934г., который обязывал общину содержать церковь в надлежащем виде. Это была явная провокация, так как в 1939 г. в Благовещенском соборе усилиями прихожан были проведены ремонтные работы. По решению Горисполкома от 7 июня 1940 г. общине верующих предъявлен судебный иск о возмещении убытков с последующим выселением из занимаемого помещения.
Так был закрыт Благовещенский собор.

После упразднения действующей церкви в ней планировали открыть художественный отдел музея, однако в 1941 г. помещения отдали комитету физкультуры под общежитие рабочих и под склады. В 1920-30-е гг. подвалы Благовещенской церкви были самовольно заняты домоуправлением под коровник и частные дровяники. Какое-то время бывшие монастырские подвалы использовали как бомбоубежище. Частично было разобрано на кирпич калориферное отопление.

В 1933 г. колокольни сбросили колокола, при этом была выломана ее колонка-опора. В результате этого варварского акта появилась большая трещина, угрожавшая разрушению все колокольни.

В 1935 г. упраздненный монастырь осмотрела комиссия по охране памятников. Оказалось, что стены ограды дали сильный наклон и угрожали падением. Намечалось сломать восточную часть ограды, что частично и было сделано.

Помещение Стефановской церкви некоторое время использовали под архив НКВД. Входную арку под церковью заложили и устроили гараж военкомата. Не лучшим образом использовались и угловые башни ограды. В 1937 г.их сдали под жилье, а две башни еще в 1925 г. заняли под свинарники.

20 января 1989 г. в жизни Благовещенского прихода произошло важное и знаменательное событие: из местного музея в храм были возвращены рака с мощами муромских чудотворцев св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, рака с мощами св. благоверного князя Петра и княгини Февронии (находившаяся ранее в кафедральном соборе, разрушенном в 1930-е гг.), а так же святые мощи праведной Иулиании Лазаревской (до 1924 г. находились в храме с. Лазарево в окрестностях Мурома).

С ноября 1942 г. по май 1991 г. муромский Благовещенский собор оставался единственным храмом города. На субботние и воскресные богослужения, а также на двунадесятые праздники в него стекались горожане и жители близлежащих сел и деревень.

В сентябре 1991 г. указом патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.
В соборе хранятся почитаемые списки с икон Иверской Божией Матери, Знамения Пресвятой Богородицы, Владимирской Божией Матери, иконы Божией Материи “Тихвинская, “Казанская”, святителя Николая чудотворца, святого преподобного Серафима Саровского, образ святого мученика Иоанна Воина и др. святыни. В крипте собора покоятся мощи святителя Василия I, крестившего Муромцев, и местночтимого преподобного Иулиана (Кочукова) – подвижника XVІІ века. Большим почитанием у верующих пользуются мощи муромских святых и чудотворцев благоверного князя Константина и чад его, Михаила и Федора. Внутри храма особого внимания заслуживает барочный иконостас, сооруженный в 1797г. вскоре после пожара 1792г., а также резной портал основного объема храма.

После возобновления иноческой жизни в Благовещенском мужском монастыре ведутся непрекращающиеся работы по благоустройству обители. Одним из главных событий последних лет следует считать современную роспись алтаря, притвора и придела Иоанна Богослова, выполненную владимирским художником-иконописцем А.Г. Филипповым.

Троицкий женский монастырь
(пл. Крестьянина, №3а)
В непосредственной близости от Благовещенского мужского монастыря находится Свято-Троицкая женская обитель. Такое близкое соседство двух монастырей, мужского и женского, подчас вызывает удивление. Но все становится на свои места, если напомнить, что Троицкий монастырь – самый молодой монастырь города. Он возник в середине XVІІ века, когда историческая планировка Мурома уже сформировалась. Центр города имел довольно плотную застройку, и именно по этой причине два монастыря оказались расположенными рука об руку, разделенными друг от друга небольшим переулком.

Троицкий женский монастырь был основан в 1643г. богатым Муромским купцом Тарасием Борисовым по прозвищу Богдан Цветной на месте одноименной деревянной церкви. По преданию, где-то здесь, на «Старом Вышнем городище», св. благоверным князем Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Впоследствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636г. сохранила ее описание: «Да супротив того ж монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы, верх шатер, деревянная с папертью, глава и крест обиты железом белым … а церковь и в церкви Божия милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола и все церковное строение муромца торгового человека Бориса Семенова сына Цветного да сына его ж гостиной сотни Богдана».

Через год после постройки, в 1643г., Богдан Цветной получил разрешение от епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода женский монастырь.

Особенностью наружной архитектуры Троицкого собора является двойной пояс изразцов с изображением легендарно-сказочных сюжетов: фигур райских птиц, драконов, двухглавых орлов и грифонов. Они размещены на стенах собора и чередуются с реалистическими изображениями воинов. Красочное богатство зеленых и золотистых изразцов, самоцветами сверкавших на фоне белых стен, дополнялось изумрудной черепицей главок и сиянием золотых крестов.
С южной и западной стороны Троицкий храм окружают галереи, сооруженные в более позднее время (в 1786г.). Через пять лет после возведения Троицкой церкви, в 1648г. над святыми воротами обители возводится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложношатровым завершением. На южной стороне храма, выходившей на Троицкую площадь, над окнами, в карнизе в 2 клеймах высечены старинной вязью надписи, гласящие, что эту церковь создал торговый человек Тарасий Борисов сын, «по реклому Богдан Цветной».

В 1652г. над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика обители. Богатством архитектурных украшений она превосходит все прочие муромские храмы. Посмотрите, чего тут только нет! По углам множество стройных колонок, розетки, квадратные и луковицеобразные углубления между карнизами. А как изящны обрамления оконных проемов! На колокольне нет изразцов. Но, по всей видимости, первоначально она воспринималась несколько иначе, чем ныне. Звонница сложена из красного кирпича, а декор на ней выполнен из белого камня. Сочетание красных стен и белых камней усиливало эмоциональное восприятие храма. Побелка скрыла всю эту прелесть…

В XVІІІ в. Троицкий женский монастырь жил очень скромно, не имея ни больших земельных угодий, ни богатых пожертвований. В 1964г. в монастыре проживало 15 монахинь и игуменья. В этом же году в обитель перевели монашествующих из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря, Входоиерусалимской Пустыни села Арефино Муромского уезда и Муромского Воскресенского монастыря, расположенного на северной окраине города, в Кожевниках.

В 1792 и 1805гг. монастырь пострадал от пожаров, уничтоживших все деревянные строения, в том числе и ограду. В 1807-1808 гг. на средства вдовы экспедитора Александры Дмитриевны Неймановой возводится новая кирпичная ограда, частично сохранившаяся доныне.

В 1810 г. перестраивается Трехсвятительский теплый придел Троицкого собора. К нему прикладывается новый придел во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1865 г. на средства муромского городского головы, почетного гражданина Алексея Васильевича Ермакова, на территории монастыря устроена каменная часовня, в которую провели воду из городского бассейна. В этом же году его усердием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Марии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвратной Казанской церкви.

В 1885г. было получено разрешение возвести 2-й этаж над теплым Трехсвятительским приделом. К осени 1886 г. строительные работы завершились. Это была последняя церковь, построенная в монастыре.

Ныне существующие на территории монастыря каменные постройки возведены в конце XІX – нач. XX вв. В 1898 г. сооружен кирпичный двухэтажный корпус, где 19 сентября 1899г. открылась одноклассная женская церковноприходская школа с уроками рукоделия. В 1902 г. школа стала двухклассной.

В 1913 г. в память юбилея 300-летия Дома Романовых на колокольню монастыря был поднят новый большой колокол, весом 380 пудов (около 6 тонн) и стоимостью 9 тыс. руб. Отлит колокол был в Ярославле на заводе Оловянишникова.

После революции в сентябре 1918 г. по распоряжению жилищного отдела г. Мурома в трех каменных корпусах вместо монахинь поселились рабочие. Монастырь закрыли в 1921 г. Территория монастыря стала называться «рабочим городком». Казанскую церковь заняла трикотажная артель. Внизу находилась склады, а на втором этаже поставили станки. В Троицком соборе разместились склады военного ведомства.

Впоследствии здание собора перешло к артели «Коопремонт» и «Металлширпотреббыт». В 1928 г. Пантелеимоновский придел заняли под архив. По решению Горсовета 1936 г. придел Трех Святителей и Св. Пантелеимона были разобраны на кирпич. Юго-восточная башня ограды в 1938 г. была сдана под мастерскую по починке примусов. Другую башню, северо-западную, сначала хотели разобрать, а затем решили устроить в ней помойку. В 1929 г. при сбрасывании колоколов пострадала колокольня: была выломана одна из опор пролета шатра. В 1935 г. после осмотра территории монастыря представителями комитета по охране памятников старины и искусства было отмечено, что стены ограды сильно наклонились и угрожают падением. В документах 1938 г. упоминается о разрушении стены в семи местах.

В 1941 г. здание Троицкого собора передали артели им. Крупской под сапожную мастерскую на условиях проведения ремонта здания. Но ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. ремонт в бывших монастырских зданиях так и не проводился.

В послевоенные годы келейные корпуса превратили в коммунальные квартиры. К юбилею города в 1961-1962 гг. в монастыре провели косметическую реставрацию. И только в 1970-х гг. ансамбль Троицкого монастыря поставили на государственную охрану как памятник республиканского значения.

В 1976 г. из с. Красное Меленковского района на территорию Троицкого женского монастыря перевезли деревянную церковь, построенную в 1715 г. В архитектурном плане она представляет типичную для XVІІІ в. композицию «восьмерик на четверике». В XІX в. к церкви прирубили небольшую колокольню, а с северной стороны устроили открытую летнюю галерею. Церковь считалась зимней и отапливалась печами. В ней имелось два престола: первый – в честь Сергия Радонежского, второй – во имя Дмитрия Солунского.

В Красное деревянная церковь была перенесена из близлежащего населенного пункта – села Пьянгус Муромкого уезда, где в конце XІX в. построили новый каменный храм. А старую деревянную церковь в 1912 г. продали крестьянам деревни Красное за 1000 руб.

В селе Красное храм просуществовал 50 лет. В 1962г. его чуть ли не уничтожили в последнюю антирелигиозную компанию. По воспоминаниям старожилов, вокруг церкви местные активисты развели костры, в которые бросали иконы, книги, церковную утварь. И лишь усилиями прибежавших на разгром церкви женщин удалось отстоять храм и спасти часть икон. А в 1976 г. полуразвалившийся храм было решено перевезти в Муром, на территорию бывшего Троицкого монастыря, где планировали открыть музей деревянного зодчества.

15 мая 1991 г. ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря был возвращен Русской Православной церкви. Он стал первым женским монастырем, открытым во Владимиро-Суздальской епархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *