что означает государственная служба
Понятие «государственная служба»
ФЗ о государственной службе определяет организационные и правовые начала системы ГС России, включая систему ее управления. Данный закон не регулирует деятельность граждан, замещающих государственные посты РФ и должности руководителей субъектов страны.
Система ГС
Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.
Принципы системы госслужбы
Система государственной службы основывается на определенных принципах ее построения и функционирования:
Должности ГС
Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:
Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.
Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.
Общие условия ГС
Формирование кадрового состава госслужбы обеспечивается при помощи:
Обучением будущих работников государственных органов занимается Академия государственной службы при Президенте РФ. Также данное учреждение проводит профессиональную переподготовку кадров и повышение их квалификации. Можно отметить, что Академия государственной службы была создана по указу президента от 06.06.1994 года и по сегодняшний день успешно выполняет возложенные на нее функции.
На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.
Лишить гражданина его классного чина, ранга или звания можно по решению суда.
При переводе на пост ГС другого вида все предыдущие присвоенные классы и чины учитываются, а в случае увольнения или освобождения от должности некоторые из них сохраняются.
В федеральном органе и органе регионов РФ ведется реестр госслужащих, все данные о которых являются закрытой информацией, государственной тайной.
Управление и финансирование ГС
Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.
Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.
Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации
Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 «О гражданской государственной службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т. д.
Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.
Принципы ГГС
К принципам гражданской ГС относятся:
Гражданская государственная служба взаимосвязана с другими видами госслужбы РФ. Как и иные формы ГС, она имеет аналогичные принципы ее построения и является звеном единой системы госслужбы РФ. Гражданская государственная и муниципальная служба также сопряжены между собой. Данная связь обеспечивается посредством:
Основные особенности ГГС
Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.
На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.
В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).
Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой
Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:
Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:
Государственная служба
Что такое государственная служба
Государственная гражданская служба Российской Федерации служба включает в себя военную службу, правоохранительную службу и гражданскую службу, которая в свою очередь подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона города Москвы от 26.01.2005 №3 «О государственной гражданской службе города Москвы» выделяются следующие основные принципы:
— единство системы государственной службы;
— приоритет прав и свобод человека и гражданина;
— единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы города Москвы;
— равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
— профессионализм и компетентность гражданских служащих;
— стабильность гражданской службы;
— открытость гражданской службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
— взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
— защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;
— правовая и социальная защищенность гражданских служащих.
Этические принципы и служебное поведение
Правила этики и служебного поведения государственных гражданских служащих управы Бабушкинского района регламентируются Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих города Москвы, осуществляющих свою профессиональную деятельность в управе Бабушкинского района.
Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную гражданскую службу города Москвы и назначенный на государственную гражданскую должность в управе Бабушкинского района обязан ознакомиться с положениями Кодекса этики в первый рабочий день в кадровой службе и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
На сегодняшний день в системе государственной гражданской службы сформировались определенные принципы профессиональной служебной этики и основные правила служебного поведения, которыми госслужащим надлежит руководствоваться при реализации своих полномочий.
Данные принципы являются общими для всех госслужащих, а их знание и соблюдение является, в том числе критерием оценки профессиональной компетентности сотрудника.
Этические нормы и правила служебного поведения гражданских служащих были сформулированы с целью достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействия укреплению авторитета госслужащего, доверия граждан к государственным органам и обеспечения единой нравственно-нормативной основы поведения гражданских служащих.
Государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
— исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне;
-исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;
-осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
-быть независимыми от влияния отдельных граждан, политических партий, профессиональных или социальных групп и организаций;
-исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
-соблюдать установленные законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением гражданской службы;
-соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
-проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
-избегать конфликтов и ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
-не использовать служебное положение в корыстных интересах и при решении вопросов личного характера;
-воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности госорганов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности, соблюдать правила предоставления служебной информации;
-уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке.
Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени, и воздерживаться от:
— любого вида высказываний и действий дискриминационного характера;
-грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
-угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
Государственные гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.
Запреты и ограничения
Государственный служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, другие нормативные правовые акты РФ, не должен допускать нарушения законов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по другим мотивам и должен противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике.
Требования к антикоррупционному поведению государственных служащих:
Государственный служащий не должен допускать личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, т.е. к ситуации, при которой личная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или России, способное привести к причинению вреда законным интересам граждан.
При назначении на должность и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
Государственные служащие, указанные в перечне должностей государственной гражданской службы в управе Бабушкинского района при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера а также о доходах, членов своей семьи не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным в соответствии с действующим законодательством РФ.
Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие госорганы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, стоимостью выше 3000 рублей, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные госслужащими, признаются государственной собственностью и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он работает, за исключением случаев, установленных законодательством.
Обращение с информацией:
Государственный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в госоргане норм и требований, принятых в соответствии с законодательством.
Госслужащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность.
Госслужащему также запрещается:
— участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческих организаций;
— осуществлять предпринимательскую деятельность;
— приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход (в случаях, установленных федеральным законом);
— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
— выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок;
— использовать государственное имущество в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей;
— разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения конфиденциального характера, или служебную информацию;
— допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности;
— использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума или в интересах политических партий, других общественных и религиозных объединений;
— лицам, замещающим государственные должности, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета или вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Подробную информацию можно узнать в статье 17 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» с 1 июня 2013 года запрещается курить в зданиях органов государственной власти и местного самоуправления.
Курить также нельзя на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, в учреждениях культуры и по делам молодежи, учреждениях в области физической культуры и спорта, на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании (запрет с 1 июня 2014 года), на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, портов, станций метрополитенов, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных и гостиничных услуг, бытовых услуг, услуг торговли и общественного питания, в помещениях социальных служб, на рабочих местах и в рабочих зонах, в лифтах и помещениях общего пользования, на детских площадках и пляжах, на автозаправочных станциях.
Курение разрешено только в специально выделенных и оборудованных местах.
За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные компетенции госслужащих в Москве
Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы сформировало список компетенций, которыми должны обладать госслужащие нового образца.
Высокий профессионализм характеризуется способностью госслужащего отлично разбираться в своей сфере, глубоко понимать узкопрофессиональные вопросы в своей области, профессионально проконсультировать по широкому кругу вопросов в рамках своих полномочий.
Ориентация на результат
Высокая результативность – это умение формулировать цели и подбирать механизмы их достижения, добиваться выполнения поставленных задач, способность мыслить в категориях показателей результативности, готовности постоянно совершенствовать работу, ставить перед собой и коллегами «высокую планку».
Высокий уровень коммуникаций – это навыки эффективного публичного выступления, способностью четко и ясно излагать мысли с учетом специфики аудитории и конкретного собеседника, открытость и доброжелательность в общении, способностью улаживать конфликты, умение аргументированно доказывать свою позицию и убеждать других.
Высокий уровень правосознания – это уважение законов и соблюдение норм, правил, выполнение взятых на себя обязательств, эффективное устранение конфликтов интересов в рамках своей компетенции, четкое исполнения антикоррупционных мероприятий.
Управление командой (для руководителей)
Отличные навыки управленца – это умение четко формулировать подчиненным цели и задачи, организовать эффективный контроль исполнения, оперативно координировать работу сотрудников, мотивировать и развивать подчиненных, оптимально управлять ресурсами своего подразделения, а также брать на себя ответственность и риски за все, что происходит в его команде.
«Что такое госслужба?»
«Что такое госслужба?»
Онлайн-интервью с доцентом кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидатом юридических наук Т.В. Нечаевой
КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, что такое госслужба? В чем различия между госслужащими и сотрудниками бюджетных организаций? К какой из этих категорий относятся сотрудники аппаратов министерств и ведомств? Являются ли все они госслужащими?
Нечаева Татьяна Владимировна: Государственная служба как профессиональная деятельность осуществляется в государственных органах. Её содержанием является обеспечение полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности. Нанимателем государственных служащих формально являются Российская Федерация или субъект Российской Федерации, от имени которых действуют руководители государственных органов, лица, замещающие государственные должности или их представители.
Нечаева Татьяна Владимировна: Государственная служба и бизнес относятся к различным сферам профессиональной деятельности, требующим разных профессиональных установок и навыков работы. На государственной службе ценится дисциплинированность, обстоятельность, строгое следование правилам и процедурам. Мотивация государственных служащих связана с общественной значимостью и социальной направленностью выполняемых заданий, а не с материальным вознаграждением. В бизнесе необходимы лидерские качества, умение принимать креативные решения, способность выдержать конкуренцию, а также ориентированность на конечный результат, который стимулируется в основном материальными формами поощрения. Поэтому лучше в период обучения пройти стажировку и в государственных органах, и в бизнес-структурах, чтобы после окончания вуза правильно выбрать место работы.
КонсультантПлюс: Известно, что количество чиновников в России уже близится к двум миллионам. Означает ли это, что органы власти уже не нуждаются в новых кадрах?
КонсультантПлюс: Как поступают на работу в госструктуры? Вывешиваются вакансии на сайтах органов власти или сотрудники ищутся через кадровые агентства? Каков средний возраст госслужащего? Берут ли на работу в органы власти студентов сразу после окончания вуза? Что такое кадровый резерв? Могут ли студенты быть включены в состав кадрового резерва?
КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, какие требования предъявляются к кандидатам на работу в органах государственной власти и управления? Какими они должны обладать профессиональными навыками, человеческими качествами? Является ли необходимым наличие стажа работы по специальности?
Нечаева Татьяна Владимировна: Квалификационные требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности для поступления на федеральную гражданскую службу определены в Указе Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131. Для замещения должностей федеральной гражданской службы старшей и младшей групп должностей требования к стажу не предъявляются.
Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по конкретным должностям в государственных органах, устанавливаются приказами этих органов.
КонсультантПлюс: Для многих молодых людей большое значение имеют социальные льготы и гарантии. Есть ли какие-то особенности в этом отношении у госслужащих? Какова продолжительность отпуска у сотрудников министерств? Как организовано их медицинское обслуживание? Есть ли льготы при получении жилья и мест в детских садах? Есть еще какие-то льготы?
Нечаева Татьяна Владимировна: Для гражданских служащих законодательством предусмотрены основные и дополнительные государственные гарантии. К основным гарантиям отнесены ежегодный оплачиваемый отпуск (его продолжительность зависит от стажа госслужбы), пенсионное обеспечение, возмещение расходов, связанных с командировками или переездом на работу в другую местность, медицинское страхование и другие. В качестве дополнительных гарантий предусмотрено дополнительное профобразование с сохранением денежного содержания и замещаемой должности, транспортное обслуживание, единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы и др. Указанные гарантии предоставляются по месту работы, поэтому специальные льготы при получении муниципального жилья и мест в муниципальных детских садах для федеральных гражданских служащих не предусматриваются.
КонсультантПлюс: Какую роль в работе госслужащих играют информационные технологии? Нужно ли будущему специалисту органов государственной власти уметь работать со справочно-правовыми системами?
Нечаева Татьяна Владимировна: Владение информационными технологиями и навыками работы со справочно-правовыми системами необходимы для успешной работы каждого государственного служащего.
КонсультантПлюс: Какие Вы можете дать советы студентам, желающим пройти конкурсный отбор на госслужбу? На что им стоит обратить внимание при подготовке к собеседованию?
Нечаева Татьяна Владимировна: Для успешного прохождения собеседования важно знать Конституцию Российской Федерации и основные положения законодательства о государственной гражданской службе, ограничения и запреты, связанные с еe прохождением.
КонсультантПлюс: Каковы условия пенсионного обеспечения госслужащих? Каков минимальный стаж госслужбы, который дает право выхода на пенсию?
Нечаева Татьяна Владимировна: Для получения пенсии за выслугу лет требуется стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет.
КонсультантПлюс: Известно, что существует государственная и муниципальная служба. В чем их различия? Каковы условия поступления на муниципальную службу?
КонсультантПлюс: Может ли студент одновременно учиться и быть госслужащим? Для того чтобы стать госслужащим, необходимо ли пройти службу в армии?
Нечаева Татьяна Владимировна: Для поступления на гражданскую службу не обязательно проходить службу в армии. На гражданскую службу могут поступить студенты вечерних или заочных отделений вузов.
КонсультантПлюс: Каков предельный возраст граждан для поступления на госслужбу?