что означает гражданская оборона
Гражданская оборона на современном этапе
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Руководство гражданской обороной
• Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
• Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
• Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
• Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Задачи гражданской обороны:
• подготовка населения в области гражданской обороны;
• оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
• предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
• проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения приведении военных действий или вследствие этих
действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
• борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
• санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
• срочное захоронение трупов в военное время;
• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
• обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696
Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
История создания, развития гражданской обороны
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
(МПВО-ГО-РСЧС)
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Ее развитие имеет почти вековую историю.
В России государственная организация защиты населения берет свое начало 04 октября 1932 года, когда Совет народных комиссаров утвердил положение о местной противовоздушной обороне (МПВО), согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства.
Основными задачами МПВО являлись:
— предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;
— осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);
— ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;
— подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;
— оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.
С сентября 1971 года непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерство обороны. В условиях прекращения холодной войны гражданская оборона уже не отвечала предъявляемым требованиям. Войска ГО оказались не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф.
В июле 1987 года было принято постановление правительства о коренной перестройке ГО, в соответствии с которым на неё были возложены задачи мирного времени – защита населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.
В 1991 года войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Сегодня в задачу гражданской обороны входит также и защита от угроз мирного времени – землетрясений, наводнений, аварий и катастроф. То есть огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в повседневной нашей жизни, что позволяет поддержать высокую готовность к применению по предназначению, как силы, так и материально-технические резервы ГО.
Гражданская оборона является всенародным делом. В наше время, когда усложняются технологические процессы, на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость Гражданской обороны. Сегодня жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку.
Поэтому подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Хотя эти мероприятия далеко не исчерпывают всей деятельности гражданской обороны по подготовке населения к защите от угроз военного и мирного времени, они составляют её основное содержание. Ежегодно территориальными органами проводятся учения, по гражданской обороне начиная со школ, учреждений, объектов экономики и предприятий и заканчивая самыми отдалёнными сёлами, районами и городами.
Огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в нашей повседневной жизни. В условиях современной реальности задачи ГО, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают ещё большую значимость. И сегодня гражданская оборона постоянно совершенствуется с целью иметь возможность максимально адекватно реагировать на возникающие риски, которые порой нас подстерегают.
Гражданская оборона МЧС России в мирное время также необходима, как и в военное. Ведь на ней лежит ответственность за решение целого комплекса задач по обеспечению безопасности населения. Работа специалистов этой службы является очень непростой, напряженной и крайне ответственной. От их личного профессионализма зависит большое количество жизней. Сотрудникам этой службы приходится много ездить, часто их работа бывает связана с риском для здоровья и даже жизни.
О гражданской обороне в России и в мире
Международная организация гражданской обороны (МОГО) создана в 1931 году как Ассоциация Женевских зон, призванная обеспечивать защиту гражданского населения в периоды военных конфликтов. В 1966 году МОГО получила статус международной межправительственной организации. По решению Генеральной Ассамблеи МОГО ежегодно, начиная с 1972 года,
1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны.
В настоящее время это единственная межправительственная организация, которая специализируется в области гражданской обороны и защиты гражданского населения на международном уровне.
Основными целями МОГО являются:
В 2018 году организация отмечает 87-летний юбилей.
Важным результатом работы МОГО и признанием ее весомой роли в международном гуманитарном сообществе стало принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2015 года, согласно которой МОГО получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
В настоящий момент государствами-членами МОГО являются 56 стран, 18 государств имеют статус наблюдателей, кроме того 30 организаций являются ассоциированными членами МОГО.
Российская Федерация стала членом МОГО 6 мая 1993 года.
МЧС России как главное координирующее ведомство, обеспечивающее участие Российской Федерации в МОГО имеет разносторонний опыт успешного взаимодействия, как на двусторонней основе, так и в рамках реализации многосторонних инициатив.
В ходе 21-й сессии Генеральной Ассамблеи МОГО (апрель 2014 года) по итогам открытого голосования было принято решение о назначении российского представителя Владимира Кувшинова Генеральным Секретарем организации. Это стало признанием важной роли нашей страны в международной системе гражданской обороны, подтверждением ценности российского опыта и технологий в этой области.
В настоящее время Российская Федерация является стратегическим партнером и крупнейшим донором МОГО, что позволяет МЧС России под эгидой МОГО реализовывать важнейшие проекты содействия международному развитию (СМР). Они включают в себя поставку тренажерных комплексов, снаряжения, технических средств обучения и образцов специальной техники для оснащения национальных спасательных служб, оказание методического и технического содействия в развитии национальных центров управления в кризисных ситуациях, подготовку национальных кадров в области чрезвычайной готовности и реагирования, гуманитарное разминирование и развертывание региональных гуманитарных центров.
Основной целью сотрудничества с МОГО является комплексное укрепление национальных, региональных и международных потенциалов гражданской обороны и защиты населения в целях совершенствования готовности к чрезвычайным ситуациям различного характера, а также гуманитарное содействие и поддержка нуждающихся стран в развитии национальных структур гражданской защиты. Результатом такого взаимодействия являются внедрение новых методов и технологий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совершенствование методик и стандартов подготовки профильных специалистов чрезвычайных служб, осуществляется обмен передовым опытом и укрепление международной кооперации в области предупреждения и ликвидации бедствий и катастроф.
В течение 2017 года МЧС России продолжило активную работу по реализации текущих проектов содействия международному развитию под эгидой МОГО в ряде стран, включая Сербию, Южную Осетию, Абхазию, Кубу, Тунис, Иорданию, Камерун, Армению.
Продолжается программа гуманитарного разминирования в Сербии. Осуществляется активное развитие и совершенствование работы Российско-сербского и Российско-армянского гуманитарных центров.
В 2017 году запущена новая программа гуманитарного содействия МЧС Азербайджана совместно с МОГО (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2359-р).
В рамках реализации программ гуманитарного содействия и совершенствования кадрового потенциала стран-членов МОГО осуществляется обучение специалистов стран-членов МОГО на базе высших учебных заведений системы МЧС России.
Помимо этого, проведены краткосрочные курсы с выездом преподавателей МЧС России в формате «мобильных групп преподавателей» в Абхазию, Южную Осетию, Иорданию, Камерун, Таджикистан, Тунис, а также в Постоянный Секретариат МОГО в Женеве.
Экспертами ЦЭПП МЧС России реализован обучающий проект для специалистов психологических служб Узбекистана по программе «Методология психологической поддержки пострадавших при чрезвычайных ситуациях».
Знаковым событием для МОГО года стало открытие в штаб-квартире организации Международного центра мониторинга и координации (МЦМК). В настоящее время работа центра уверенно набирает обороты, он становится одним из базовых международных центров, осуществляющих сбор, анализ и обмен оперативной информации о возникающих крупномасштабных бедствиях, мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также единой платформой для развития программ дистанционного обучения специалистов чрезвычайных служб.
В этом контексте продолжается работа по дальнейшему совершенствованию деятельности МЦМК с использованием ресурсов МЧС России.
На должность директора МЦМК МОГО сроком на один год направлен представитель НЦУКС МЧС России.
Основные результаты работы представителя МЧС России в Постоянном секретариате МОГО:
Подготовлены и утверждены формы ситуационных докладов МЦМК МОГО.
На базе центра принято около 30 делегаций различного уровня с демонстрацией возможностей МЦМК МОГО.
Разработаны макеты форм графических приложений к ситуационным докладам.
Проведена подготовка и обеспечено участие МЦМК МОГО (в режиме ВКС) в международных командно-штабных учениях по реагированию на природные пожары, организованных МЧС России (19.07.2017 г.). Подготовлены предложения к обмену информационными докладами.
Проведена доработка макета информационного ресурса ГИС МЦМК (GIS IMCC) на предмет автоматизации процесса формирования ситуационных отчетов по информации из базы данных чрезвычайных ситуаций.
Проведено наполнение базы данных геоинформационной платформы BIP ICDO дополнительными слоями, позволяющими проводить оценку рисков в глобальном масштабе.
Налажено взаимодействие с подразделениями НЦУКС МЧС России, направленное на получение мониторинговой и ситуационной информации.
Проводится работа по созданию серверного решения по доведению информации по зарегистрированным тепловым аномалиям, получаемой от космических систем, до стран-участниц МОГО. В настоящее время ручном режиме информация формируется ежедневно и направляется в страны, наиболее подверженные природным пожарам по данным космического мониторинга.
Разработана и утверждена Генеральным секретарем МОГО программа обучения специалистов «Порядок организации системы геопространственного глобального мониторинга для контроля возникновения природных и техногенных катастроф».
Разработан и представлен на утверждение Генеральному секретарю МОГО проект Концепции создания сети кризисных центров.
Подготовлены информационные материалы к участию Генерального секретаря МОГО в 9-м совещании руководителей чрезвычайных ведомств стран-членов ШОС.
Проведена презентация возможностей МЦМК МОГО (в режиме ВКС) в ходе 9-го совещания руководителей чрезвычайных ведомств стран-членов ШОС.
Проведен недельный тренинг со специалистами Армении, Белоруссии, Киргизии, РСГЦ (Сербия) по утвержденной программе с выдачей сертификата и предоставлением доступа к возможностям геоинформационных систем МЦМК МОГО.
На 2018 год предусмотрен ряд мероприятий и практических шагов по дальнейшему развитию МЦМК МОГО.
Помимо этого, продолжается комплексная работа в области совершенствования систем подготовки кадров чрезвычайных служб. В частности, на основе стратегического партнерства с МОГО ведется работа по созданию единой методологической базы подготовки специалистов в области гражданской обороны, деятельность по совершенствованию проведения профильных учебных программ и тренингов, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения, реализуются другие программы и инициативы.
В развитие этой работы в период 23-25 ноября с.г. на базе АГЗ МЧС России проведена вторая встреча представителей учебных заведений стран-членов МОГО, в котором приняли участие 28 представителей стран-участниц МОГО.
В Женеве завершена учебно-практическая стажировка на базе Школы дипломатии и международных отношений, в котором принимают участие 19 слушателей Высшей Академии управления АГПС МЧС России, а также руководство АГЗ МЧС России.
Самым знаковым событием в истории сотрудничества МЧС России и МОГО стало подписание Рамочного соглашения о стратегическом партнерстве между Правительством Российской Федерации и МОГО 21 ноября 2017 года в ходе визита Министра В.А. Пучкова в Женеву. Впервые в истории МЧС России и МОГО подписан документ такого уровня, позволяющий на новом уровне осуществлять совместные программы и проекты. Помимо этого, в ходе визита подписан Перспективный план содействия международному развитию между МЧСС России и МОГО, который уже сейчас активно реализуется.
Активно прорабатывается вопрос возможности оказания содействия Алжирской Народной Демократической Республике. В декабре 2017 года в Алжире находилась совместная рабочая группа
МЧС России и МОГО для ознакомления с возможностями ГО Алжира и выработки рекомендаций по дальнейшим шагам совместной работы на этом направлении.
Очередным мероприятием МОГО высокого уровня в 2018 году станут заседания Исполнительного Совета и Генеральная Ассамблея организации. Мероприятия запланированы на период 25-29 марта 2018 года. В ходе мероприятий состоятся выборы Генерального Секретаря МОГО на очередной четырехлетний период. На настоящий момент, по решению Исполнительного Совета МОГО (8-9 мая 2017 года), единственной рекомендованной кандидатурой на этот пост является действующий генеральный Секретарь
В предстоящих знаковых мероприятиях по линии МОГО спланировано участие делегации под руководством Министра В.А. Пучкова.
В целом, сотрудничество Российской Федерации и МОГО способствует становлению международных механизмов гуманитарного реагирования и систем защиты населения, а также реализации Глобальной повестки дня в области устойчивого развития, усиливая международную кооперацию в области совершенствования готовности и реагирования на вызовы и угрозы
Международная организация гражданской обороны является единственной межправительственной организацией, специализирующейся на международной арене в области гражданской обороны.
В настоящее время членами Организации являются:
• 58 государств-членов МОГО;
• 17 государств-наблюдателей МОГО;
• 30 ассоциированных членов.
Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
МОГО, созданная в 1931 г. под наименованием «Ассоциация Женевских зон», первоначально, по идее её создателей, занималась организацией защиты гражданского населения, преимущественно ориентируясь на действия в военное время. Естественно, что она объединила специалистов, традиционно занимавшихся гражданской обороной, т.е. военные кадры, решающие специфические задачи защиты гражданского населения. При этом необходимо отметить, что ведущие роли в работе «Ассоциации Женевских зон» на этом этапе играли представители европейских стран. В 1958 г. организация получила новое название — Международная организация гражданской обороны.
Функции МОГО:
• установление и поддержание тесного сотрудничества между учреждениями, на которые возложена задача защиты и спасения населения и имущества;
• содействие созданию и расширению организации гражданской обороны в тех странах, где такой организации нет, в частности, в развивающихся странах, а также оказание содействия странам по их просьбе в создании и расширении организаций по защите и спасении населения и имущества;
• установление и поддержание эффектив ного сотрудничества со специализированными учреждениями, государственными службами, профессиональными группами и с другими организациями, которые могут быть сочтены подходящими для этого;
• поощрение и обеспечение обмена между различными странами информацией, опытом, сотрудниками и экспертами в области защиты и спасения населения и имущества;
• оказание по просьбе государств-членов необходимого технического содействия, включая предоставление планов организации, инструкторов, экспертов, оборудования и материалов в соответствии с необходимостью;
• создание и поддержание таких технических служб, которые могут потребоваться, включая центры документации, подготовки оборудования, научно-исследовательские и иные центры;
• сбор и предоставление информации по вопросу о принципах защиты и действий организации в отношении опасности, угрожающей населению в случае наводнений, землетрясений, снежных обвалов, крупных пожаров, ураганов, прорыва плотин и иных разрушений, а также в случае загрязнения воды и воздуха или нападений с использованием современных средств ведения военных действий;
• сбор и предоставление отчетов, исследований, научных работ и специальных документов по вопросу защиты и спасения населения и имущества;
• сбор и предоставление информации относительно современного оборудования и материалов, используемых при осуществлении операций в случае опасностей;
• содействие государствам-членам в формировании среди населения сознательного общественного мнения о жизненно важной необходимости предотвращения, защиты и активного вмешательства в случае стихийного бедствия;
• изучение и участие в обмене знаниями и опытом, накопленными в связи с соответствующими превентивными мерами в отношении ущерба, причиненного стихийными бедствиями;
• интенсификация усилий различных спасательных организаций и групп, оказывающих помощь, в случае крупного стихийного бедствия;
• проявление инициативы для привлече ния государств-членов и участие в операциях по оказанию помощи в случае крупных стихийных бедствий;
• изучение и распространение знаний по вопросу обучения, подготовки и снабжения персонала для учреждений по спасению и защите;
• содействие научным исследованиям повопросам защиты и спасения населения и имущества с использованием информации, публикации исследований и любых иных соответствующих средств;
• приём в члены Организации открыт для всех государств.