что означает индекс бигмака
Корзина с бигмаком: что на самом деле показывает популярный индекс
На мой взгляд, «индекс бигмака» можно назвать хорошей экономической шуткой, которая повторяется раз в полгода и каждый раз дает повод для дискуссий. Индекс был придуман журналистами The Economist, чтобы по долларовой цене одного сэндвича из «Макдональдсов» разных стран оценить, насколько завышена или занижена стоимость валюты той иной страны по отношению к доллару США. Поэтому и появляются заголовки о том, что в 2021 году «рубль признали самой недооцененной валютой». По этой теории бигмак должен стоить одинаковое количество долларов в каждой стране, и пересчет из рублей в доллары в идеале должен показать, что цена в России и США одинакова.
Но это все же слишком смелое утверждение, по крайней мере если мы говорим о рубле. Бигмак в России, скорее всего, производится более эффективно, а зарплаты и арендные ставки значительно ниже, чем в США. Поэтому стоимость бигмака почти наверняка окажется ниже, чем в богатых странах. Более высокая цена на развитых рынках связана с «эффектом Баласса-Самуэльсона», в соответствии с которым по любым простым индексам рубль покажется «недооцененным» к валютам США или Западной Европы. И к тому же никто не перевозит бигмаки из одной страны в другую, поэтому цена на него (в долларах) не будет совпадать так, как цены на торгуемые товары — ту же бытовую электронику или смартфоны.
Есть ли индикаторы получше?
Можно посмотреть на более точные «сверки» уровней цен в разных странах. Один из таких способов – относительная стоимость корзины товаров и услуг от Всемирного банка. Фактически это индикатор «паритета покупательной способности»: например, если считать по этому индикатору российский ВВП, то мы оказываемся шестой экономикой мира по размеру. Такой способ измерения показывает, насколько дешевле обходится жизнь в стране по сравнению с США, правда, без попытки сравнить качество товаров и услуг. Судя по этим данным, в 2015-2019 годах цены в России колебались на уровне около 40% от американских, а в последнее время мы вернулись примерно к началу 90-х. Это несколько выше, чем по «индексу бигмака» (порядка 32%), и в целом показывает, что многие услуги в России значительно дешевле, чем в развитых странах. При этом стоит отметить, что после сильного падения курса рубля инфляция в России оказывается ниже, чем масштаб ослабления национальной валюты, поэтому мы видим удешевление стоимости корзины после каждого валютного кризиса.
Однако и такой показатель не лишен недостатков. Кроме того, что качество товаров и услуг отличается по странам, большой вопрос, насколько мы лично сможем использовать неторгуемые услуги (например, индийскую медицину или чешское образование), если захотим. Большая часть населения не может позволить себе ехать за границу за подобными услугами, поэтому и цены на них не обязаны быть похожими в разных странах. А значит, мы опять возвращаемся к эффекту «Баласса-Самуэльсона» – отличие уровня цен всего лишь означает разную покупательную способность граждан.
Помогает ли «индекс бигмака» предсказывать курс?
Если считать, что стоимость бигмака указывает на недооценку или переоценку валюты, то интересно проверить, насколько «индекс бигмака» помогает предсказывать курсы валют. Есть исследования, которые проверяют заложенную в основу индекса гипотезу о влиянии «отклонения» курса национальных валют от доллара. Если рубль в январе 2021 года кажется самой недооцененной валютой, не будет ли он в дальнейшем укрепляться?
Оказывается, что такая надежда беспочвенна — индекс не позволяет предсказывать будущее поведение курса валюты. В какой-то степени он помогает прогнозировать изменения относительных цен по странам – например, дает понять, что в ближайшем будущем цены в России, скорее всего, вырастут сильнее, чем в США. Вероятно, этот эффект проявится уже в 2021 году, потому что стоимость бигмака за весь 2020-й не изменилась, но инфляция цен и зарплат влияет на возможности компании McDonald’s держать цену весь 2021 год. Например, прошлое повышение цен (с 110 рублей в начале 2019 года до 135 рублей в начале 2020-го) превысило официальную инфляцию в несколько раз.
Итак, «индекс бигмака» не позволяет качественно сравнить относительную стоимость валют или цен на товары и услуги (лучше использовать тот же индикатор Всемирного банка) и не предсказывает поведение курса валют. Есть ли от него какая-то польза? Нет, кроме того, что он позволяет серьезно поговорить о международной торговле, издержках ведения бизнеса и качестве производства в разных странах — например, о том, что российский бигмак значительно вкуснее американского.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м
Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м
Что такое индекс «Биг Мака», и как появилась бургерномика
Что стоимость бургеров в разных странах может сказать о «силе» их национальных валют, и как использовать это для инвестиций? Рассказываем об индексе Биг Мака, его плюсах и ограничениях.
Индекс «Биг Мака» впервые был опубликован в 1986 году в статье журнала The Economist. Ее автор Пэм Вудалл (Pam Woodall) хотел как можно доступнее объяснить читателям аспекты рынка валют и в итоге придумал такой шутливый пример инструмента для его оценки.
Аналог индекса – расчет покупательной способности людей в разных странах, когда аналитики сравнивают стоимость какой-то корзины продуктов для жителей целевых регионов. Скажем, если набор одних и тех же товаров стоит в Германии 10 евро, а в Великобритании – 5 фунтов, то их соотношение должно составлять 2:1. Получается, «справедливый» курс валюты будет два евро за один фунт.
Если в реальности ситуация иная – значит, курс определенной валюты завышен или занижен. Здесь для простоты расчета пропускают некоторые детали вроде стоимости транспортировки товаров и т. п.
Вудалл просто заменил корзину продуктов на бургер. Его логика заключалась в том, что McDonald’s есть почти во всех странах мира, а «Биг Мак» готовят из вполне универсальных продуктов. Эта идея оказалась сверхудачной, и с 1986 года индекс «Биг Мака» публикуют ежегодно.
В России (тогда еще СССР) первый McDonald’s открылся в 1990 году. Там «Биг Мак» можно было купить за 3 рубля 75 копеек. Официальный («коммерческий») курс тогда составлял 1 рубль 60 копеек за доллар, то есть «Биг Мак» стоил в Москве больше шести долларов ($6,18). В США же в тот момент его можно было купить за два. То есть реальный курс рубля должен был составить более 3 рублей за доллар.
В начале 2019 года «Биг Мак» стоит в Америке пять с половиной долларов, а в России – 130 рублей. Учитывая, что за один доллар дают примерно 67 рублей, «справедливым» был бы курс около 23-24 рублей за доллар.
Популярность индекса «Биг Мака» привела к тому, что некоторые аналитики стали использовать его в качестве одного из инструментов оценки ВВП разных стран. Так появился целый – конечно, шутливый – раздел экономики под названием «бургерономика».
Составители индекса публикуют списки самых переоцененных и недооцененных мировых валют, и по результатам расчетов рубль оказывается в лидерах второго списка.
Верхние строчки списка стран с переоцененными валютами занимают Швейцария со своим франком, Швеция с кроной и США с долларом.
Индекс «Биг Мака» нельзя использовать в качестве точного средства оценки, потому что у него есть несколько существенных минусов.
Прежде всего, в индексе могут участвовать только те страны, где есть McDonald’s. Например, в Африке существует индекс KFC, его используют для стран, где сеть McDonald’s не представлена, но можно приобрести фирменное ведерко курицы от конкурента.
В некоторых развивающихся странах McDonald’s может оказаться довольно дорогим заведением, особенно по сравнению с местными кафе, а большой сэндвич может стоить дороже других продуктов. Поэтому именно «Биг Мак» может пользоваться небольшим спросом.
Кроме того, на стоимость меню McDonald’s влияет множество факторов: от расходов на производство, доставку и аренду до затрат на рекламу, поэтому такой индекс не подойдет для оценки экономики всех стран в мире. Не стоит забывать и о том, что на протяжении своего существования «Биг Мак» неоднократно менялся в размере и весе.
До 2011 года существовала проблема с расчетом индекса для Индии. Дело в том, что в состав бургера входит говяжья котлета, а для граждан Индии корова – священное животное. В итоге составители индекса высчитали, что цена мяса не превышает 10% общей стоимости «Биг Мака», поэтому смогли подобрать ему замену в виде бургера «Махараджа Мак».
Важно понимать, что индекс «Биг Мака» – полушутливый инструмент для облегчения понимания, что такое паритет покупательной способности. Он стал очень популярным, рассчитывается десятилетиями, его упоминают даже в научных работах, но его идея от этого не изменилась.
Бургерономика: Что такое индекс Биг Мака и зачем он нужен
В интернете и на телевидении часто можно встретить упоминание «индекса Биг Мака» применительно к экономическому состоянию той или иной страны. Мы решили разобраться с тем, как возник этот индекс и для чего он в действительности используется.
История
Впервые «индекс Биг Мака» появился в сентябре 1986 года в статье Пэма Вудалла (Pam Woodall) для журнала The Economist. Изначально это был полушутливый пример инструмента для оценки рынка валют.
В основе индекса лежит теория о паритете покупательной способности, то есть о равной стоимости корзины товаров в разных странах. В данном случае набор товаров заменили на популярный бургер из меню McDonald’s. Индекс стал настолько популярен, что продолжает обновляться и публиковаться до сих пор.
Например, если набор одних и тех же товаров стоит в Германии 10 евро, а в Великобритании — 5 фунтов, то их соотношение должно составлять 2:1, то есть справедливый курс будет два евро за один фунт, если условно опустить расходы на транспортировку. Если же в каком-то случае подобное соотношение не сходится с реальными показателями, значит, курс выбранной валюты занижен или завышен.
Рестораны McDonald’s есть во многих странах мира, поэтому авторы индекса выбрали «Биг Мак» с универсальным составом продуктов как один из самых распространённых и подходящих ориентиров для оценки соотношения курса валют.
Зачем все это нужно
В 1967 году за «Биг Мак» просили 47 центов. В 1968 году он распространился по США и стоил 49 центов. К моменту составления изданием The Economist индекса, стоимость «Биг Мака» была уже 1,6 долларов.
Первый «МакДональдс» в Москве открылся в 1990 году на Пушкинской площади, тогда «Биг Мак» стоил 3 рубля 75 копеек или 6 долларов 18 центов по официальному курсу. В США популярный бургер стоил на тот момент 2 доллара.
С тех пор экономисты предложили использовать «Биг Маки» для оценки размеров валового внутреннего продукта (ВВП) и его долю на одного человека. Это привело к появлению шутливого раздела экономики — «бургерономика».
Несмотря на плюсы «индекса Биг Мака» у него есть некоторые ограничения. Во многих развивающихся странах питаться в международной сети быстрого питания как McDonald’s относительно дорого по сравнению с местными заведениями, поэтому спрос на «Биг Маки» небольшой.
Сети фаст-фуда применяют разные стратегии, адаптируясь к конкретному региону, поведению и возможностям покупателей, соответственно цены на один и тот же продукт могут сильно отличаться.
На стоимость меню McDonald’s влияет множество факторов: от расходов на производство, доставку и аренду до затрат на рекламу, поэтому такой индекс не подойдёт для оценки экономики всех стран в мире. А сам бургер на протяжении своего существования неоднократно менялся в размере и весе.
Кроме того, количество стран, подходящих для оценки, напрямую зависит от присутствия там McDonald’s. Например, в Африке существует «индекс KFC», его используют для стран, где сеть McDonald’s не представлена, но можно приобрести фирменное ведёрко курицы от её конкурента.
Каждый год The Economist представляет результаты своего индекса. Например, в 2011 году «Биг Мак» стоил в России 78 рублей (2,7 доллара), а в США — 4,07 доллара. Это значит, что рубль был недооценен на 34 процента, и доллар должен был стоить 18,5 рубля.
С 2011 года была решена проблема с расчётом индекса в Индии. Индусы не едят говядину, которая входит в состав «Биг Мака», корова для них — священное животное. Но по подсчётам составителей индекса, цена мяса составляет только 10 процентов от общей стоимости, поэтому для расчётов выбрали куриный бургер — «Махараджа Мак».
В июле 2016 года The Economist снова обновил индекс. По данным издания, средняя цена «Биг Мака» в США на июль составляла 5,04 долларов, а в России — 130 рублей или 2,05 долларов. То есть курс рубля занижен на 60 процентов, а на самом деле доллар должен стоить 25,79 рублей.
В другой части рейтинга находятся переоценённые валюты, выше всех находится швейцарский франк, по «индексу Биг Мака» завышенный на 30,8 процентов, в тройку также входят норвежская и шведская крона.
«Бургерономика» никогда не задумывалась как точный способ измерения валют, а скорее как инструмент для упрощения понимания теории о паритете покупательной способности. Но «индекс Биг Мака» стал мировым стандартом, используется в научных работах, а по его подобию экономисты сделали и другие «продуктовые» индексы.
«Индекс Биг Мака» не указывает, какой курс валют будет завтра. Настоящая цель таких индексов: быть индикатором происходящего в экономике, упростить понимание обменных курсов валют и указать на возможные изменения в отдалённом будущем.
Как можно рассчитать покупательскую способность с помощью Биг Мака
На состояние экономики влияет большое количество различных показателей и параметров. Их подсчет и определение – достаточно сложная задача. Чтобы представить экономический процесс в понятном для простого человека виде, используются различные нестандартные показатели – например, индекс Биг Мака. Подробнее о том, что представляет собой этот индекс и о том, как он считается, вы узнаете в этой статье. Также мы расскажем и о других необычных экономических показателях.
Что такое индекс Биг Мака?
Теория паритета покупательской способности полагает, что один и тот же набор продукции в разных странах должен стоить примерно одинаково. За счет этого рассчитывается оптимальный курс валюты. При этом не учитываются другие показатели, которые влияют на стоимость – например, транспортные расходы или общий уровень доходов населения.
Впервые индекс Биг Мака был предложен западным экономическим журналом The Economist в 1986 году. С этого времени журнал каждые полгода рассчитывает и публикует индекс для всех стран, где присутствует Макдоналдс. Ознакомиться с текущим индексом можно на официальном сайте журнала.
Как считается индекс?
Исходя из этих данных считается оптимальный курс валюты к доллару – сколько он должен составлять, чтобы цена Биг Маков была примерно одинаковой.
Стоимость Биг Мака в разных странах
В таблице собраны актуальные данные за июль 2021 года (отношение валюты к доллару и стоимости бургера). Любопытно, что согласно рейтингу бигмака рубль самая недооцененная валюта в мире. Бургер у нас стоит достаточно дешево с учетом низкого курса российского рубля.
Еврозона (средняя цена)
Как еще можно рассчитать покупательную способность?
Методик подсчета паритета покупательной способности существует очень много. Для его определения можно использовать различные товары и услуги, распространенные в разных странах мира. Индекс покупательной способности может рассчитываться как отдельно от остальных показателей, так и по отношению к ВВП стран. Таким образом рассчитывает свои показатели, например, Всемирный банк.
Существуют и другие неофициальные показатели, похожие по сути на индекс Биг Мака. Например, австралийский банк Commonwealth Securities считает покупательную способность по стоимости плеера iPod Nano. Американская аналитическая компания ValuePenguin взяла за основу своего индекса стоимость маленькой чашки латте в кофейнях Starbucks.
В Украине по похожему принципу рассчитывают стоимость ингредиентов для борща, а в России – для салата оливье. По ним можно следить за стоимостью потребительской корзины. Немецкий Deutsche Bank считает покупательную способность по стоимости свидания, а американская косметическая компания Estee Lauder – по стоимости красной губной помады.
Индекс свидания
Немцы сравнивают валюты в городах мира по средней стоимости одного свидания. В романтический комплект входит ужин на двоих, два стакана пива, стоимость поездки на такси и два билета в кино. Дороже всего романтический вечер обойдется в Цюрихе. А вот в Москве, по расчетам немцев, свидание обойдется достаточно недорого. Город занимает 35 место в рейтинге. Правда в Германии не учли, что на встрече для двоих русские предпочитают заказывать вино.
Индекс борща и оливье
В России свои показатели для расчета. Рост потребительских цен традиционно соотносят со стоимостью набора для борща (в него входят самые востребованные продукты, включая капусту, картошку, морковку и другие) и индексом оливье без которого не обходится ни одно новогоднее застолье. Показатель позволяет определить инфляцию в рамках потребительской корзины.
Заключение
Конечно, воспринимать всерьез индекс Биг Мака не стоит. Он не учитывает большое число показателей, которые влияют на курс валюты и покупательную способность – от доходов населения до политической обстановки. Кроме того, важно помнить и о других особенностях определения цены тех или иных импортных товаров – например, в странах со слабой валютой ее специально занижают, чтобы не терять продажи.
Тем не менее, это вполне интересный способ взглянуть со стороны на изменения в курсах валют. С помощью такого индекса человек, далекий от экономики, сможет примерно оценить разницу в стоимости товаров или услуг. Если соотнести его с другими экономическими показателями, то будет проще проследить, как глобальные изменения влияют на стоимость простых продуктов.
Итак, сегодня мы рассказали вам об индексе Биг Мака, который на примере цен на бургеры отражает разницу в состояниях экономики:
Всерьез такой показатель воспринимать не стоит, но с помощью него можно прослеживать экономические изменения на примере простых вещей.
Что такое индекс Биг Мака и зачем его придумали?
Индекс Биг Мака
Вы можете задаться вопросом: «Почему именно он?» Ответ следует искать у Пама Вуллада, который опубликовал статью об Индексе Биг Мака в уважаемом журнале The Economist в далеком сентябре 1986 года.
Квинтэссенцией материала стала идея паритета покупательской способности. Утрируя, если хлеб стоит в России 1 доллар, а в США – 2 доллара, то соотношение рубля к доллару должно быть 1 к 2. Понятно, что формула не идеальна и не учитывает множество факторов, но в то же время, подобная аналитика всегда интересна и позволяет судить не только о недооцененности или переоцененности той или иной валюты, но порой и об уровне жизни в стране.
Классическая формула
Формула индекса проста: цена в Украине / цена в США
То есть 65 гривен делим на 5,65 доллара и получаем 11,5. Именно столько гривен должен стоить один доллар в соседней стране, чтобы сохранился паритет покупательской способности.
В реальной жизни, к слову, курс доллара к гривне составляет не 11,5, а примерно 27. В итоге украинская валюта стала одной из самых недооцененных в мире – на 57,7%.
Последние данные индекса Биг Мака
В пятерку самых недооцененных валют в мире в 2021 году вошли:
В то же время, есть и валюты, которые, исходя из индекса Биг Мака, переоценены. В их числе норвежская и шведская крона, а также швейцарский франк. Ознакомиться полностью с отчетом за нынешний год можно здесь.
К сожалению, белорусский рубль не учитывается в этом международном рейтинге, хотя и рестораны Макдональдс у нас есть и Биг Маки там продают.
Ненаучность метода
Естественно, популярная экономическая шутка постоянно критикуется со стороны науки. Основными аргументами в пользу того, чтобы не принимать в серьез этот индекс, стали:
Конкуренты
На волне успеха индекса Биг Мака многие компании пытались создать аналоги проверки покупательской способности для рынков в разных уголках мира.
Соотношение валютных курсов считают по стоимости чашки латте в Starbucks. Однако компания представлена намного в меньшем количестве стран, чем Макдональдс, и ее продукция не так популярна.
Deutsche Bank придумал «Индекс свиданий» или Cheap Date Index, в котором рассчитывается сумма для свидания с девушкой. В нее вкладывают заказ такси, ужин в ресторане и поход в кино. Кстати, всевозможные креативные показатели – это фишка Deutsche Bank. Каждый год банк рассчитывает индексы капучино, последнего айфона, месячного интернета и даже пятизвездочных отелей.
На просторах СНГ ответом на западные веяния можно считать «Индекс оливье» или «Индекс борща». Подобные расчеты время от времени появляются в местных СМИ.
Индекс Биг Мака – это гораздо интереснее, чем скучные и научные материалы. Он не только иллюстрирует экономическую ситуацию во многих странах мира, но и не оставит вас голодными. Приятного аппетита!
Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!