что означает истихара в исламе
Истихара — ответ на все твои вопросы!
В течение жизни мы сталкиваемся с «трудностями» и не знаем, как поступить в противоречивой ситуации. Испытываем сомнения по поводу принятия решений. Человек задумывается будет ли «благим» совершение того или иного деяния. В такие моменты мы прибегаем к помощи Аллаха. Приступая к таким делам, как, например, женитьба, покупка дома, поиск работы, отправление в путешествие, мы ищем Божьего указания. В таких важных моментах каждому мусульманину предписано совершать намаз Истихара.
Что такое Истихара?
В арабском переводе Истихара – поиск блага, выбора в деле. Выбор между двумя деяниями, кому нужно принять одно из правильных, предпочтительных перед Аллахом решений. Говорят: «Попроси помощи у Аллаха и Он даст тебе выбор».
Кому и когда совершать намаз Истихара?
Совершение Истихары является желательным тому, кто пожелал совершить какое-либо определенное действие. Если мусульманин колеблется в выборе между несколькими вариантами решений, молящийся внимательно выслушав и взвесив советы «опытных» останавливается на чем-то одном и совершает намаз Истихару. После намаза со спокойной душой следует намеченной цели. Прочитавшему Истихару не следует сомневаться в исходе своего дела. Во всяком случае, какой бы из вариантов не осуществился — он будет благим. Если дело получилось, как хотелось, то хорошо, а если же не удалось, то Аллах защитил нас от бессмысленности.
Истихара совершается к конкретному делу. Если мы, например, просим для себя счастья, успеха, здоровья, благополучия, новую работу, семейную жизнь, то мы совершаем обычную мольбу (дуа).
У намаза Истихара нет «временных рамок», его можно совершать когда угодно и где угодно (кроме мест, где не дозволяется произношение имени Аллаха и не дозволенных для намаза времен). Но желательным и предпочтительным все же является последняя треть ночи. Также лучше его читать до прочтения витр-намаза в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Всевышенго), переданными от Абдуллы сына Умара (да будет доволен ими Аллах): «Делайте Витр последним вашим намазом ночью» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
Как совершать намаз Истихара?
Когда собираешься что-то сделать и искренне хочешь, чтобы Аллах указал тебе правильное решение, то для этого нужно сначала совершить омовение (вуду) и дополнительную молитву в 2 ракаата. После совершения молитвы следует прочитать особую Мольбу (Истихара).
Сообщается, что Джабир бин Абдулла (мир ему) сказал:
— Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) учил нас тому, что следует просить помощи у Господа во всех делах, подобно тому, как он учил нас той или иной суре из Корана, и говорил: «Если кто-то из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, а потом скажет:
اَللَّهُمَّ إِنِّيْ أَسْتَخِيْرُكَ بِعِلْمِكَ، وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيْمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلاَ أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلاَ أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوْبِ. اَللَّهُمَّ إِنْ آُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ – وَيُسَمَّى حَاجَتَهُ- خَيْرٌ لِيْ فِيْ دِيْنِيْ وَمَعَاشِيْ وَعَاقِبَةِ أَمْرِيْ (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاقْدُرْهُ لِيْ وَيَسِّرْهُ لِيْ ثُمَّ بَارِكْ لِيْ فِيْهِ، وَإِنْ آُنْتَ تَعْلَمُأَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِيْ فِيْ دِيْنِيْ وَمَعَاشِيْ وَعَاقِبَةِ أَمْرِيْ (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاصْرِفْهُ عَنِّيْ وَاصْرِفْنِيْ عَنْهُ وَاقْدُرْ لِيَ الْخَيْرَ حَيْثُ آَانَ ثُمَّ أَرْضِنِيْ بِهِ
«Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакдирукя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюби! Аллахумма, ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи.»
Общий смысл этой молитвы: «О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты знаешь все о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и человеку следует сказать, что он намерен сделать,) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или:…рано или поздно), то укажи на него мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Своё благословение на это; если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то уведи его от меня, и уведи меня от него и открой для меня благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им».
Не испытал сожалений никто из тех, кто просил помощи у Творца, а потом советовался с верующими, сотворёнными Им, проявляя осмотрительность в своих делах, ибо Аллах Всевышний сказал: «…И советуйся с ними о делах, а решившись на что-либо, уповай на Аллаха» («Семейство Имрана», 159.)
Сколько раз совершать намаз Истихару?
Перед каждым важным делом Истихару достаточно совершить один раз.
После обращения человека Всевышний «вдохновляет» мусульманина, наставляя его на праведный путь. Молящий должен прислушаться к своему сердцу и сделать правильный выбор. Если же с первого раза ему не удалось увидеть «знаки», то «человеку следует продолжать чтение этой молитвы до тех пор, пока он не почувствует». Имеется хадис, переданный Ибн аль-Сунни, в котором говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда тебя беспокоит какой-нибудь вопрос, соверши Истихару, молясь Твоему Господу, затем посмотри, какое первое ощущение возникло в твоем сердце. Если после этого дуа сердце будет склонно делать то, из-за чего совершили истихара, то совершение этого будет лучше; если сердце не будет склонно, то это дело откладывают. Если же ни к чему не будет склонно сердце – то повторяете более семи раз».
Некоторые же ученые посоветовали повторять намаз до тех пор, пока «откроется», какое из двух дел лучшее.
Не сбивается тот, кто делает Истихару!
Дорогие братья и сестры, после того как мы вверили себя Всевышнему, обратились к нему с нуждой, прочитав намаз «Истихара» и ду’а, нам остается сделать то, к чему лежит сердце. Благим для каждого из нас и хорошим «знаком» считается, если Аллах облегчил совершение определенного дела, проблема решилась — легко и непринужденно. И напротив существование препятствий на пути – признак отстранения от неправедных дел, поступков. Таким образом, Аллах показывает нам, что этого не надо делать, нельзя совершать. В обоих случаях должны быть довольными, ведь совершая Истихару, мы даем Всевышнему выбрать для нас то, что лучше. Если даже на тот момент нам покажется, что это не так. Пусть Аллах всегда нас охраняет и ведет по пути добра и блага!
Намаз «Истихара»
Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.
Истихара[1] – это испрашивание у Господа благословения и наставления на угодный Ему путь.
Молитва «Истихара» совершается в случае, когда необходимо выбрать наиболее верный путь разрешения стоящих перед человеком задач, в период душевного смятения, сомнений, одолевающих его при принятии того или иного решения.
Сомневаясь в возможности самостоятельного принятия единственно правильного решения, богобоязненный человек, уповая на Божественную Мудрость и Всезнание, просит Господнего руководства и наставления в делах своих.
Молитва состоит из двух ракяатов: в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун» (Св. Коран, 109), во втором – «аль-Ихляс» (Св. Коран, 112). Джабир ибн ‘Абдулла передает: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару. Он говорил: «Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два ракяата молитвы и затем обратится к Богу:
Транскрипция дуа: «Аллаахумма иннии астахийрукя би ‘ильмикь, ва астакдирукя би кудратикь, ва ас’элюкя мин фадликяль-‘азыйм. Фа иннякя такдиру ва ля акдир, ва та‘ляму ва ля а‘лям, ва энтэ ‘алляямуль-гуйююб. Аллаахумма, ин кунта та‘ляму анна хаазаль-амра (называете дело) хайрун лии фии дийнии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, факдурху лии, ва яссирху лии, сумма баарикь лии фийхь. Ва ин кунта та‘лям анна хаазаль-амра шаррун лии фии диинии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, фасрифху ‘аннии, ва-срифнии ‘анхь, вакдур лияль-хайра хайсу кяна, сумма раддынии бихь»[2].
Перевод дуа: «О Аллах, я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего. Прошу проявления великой милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Ты всезнающ, однако я несведущ. Ведомо Тебе все сокровенное! О Господь! Если Ты знаешь, что это дело (…) является благом для меня с точки зрения моего благочестия, жизни бренной и вечной, то сделай его возможным для меня, облегчи его для меня и даруй мне в последующем благословение (баракят) в нем. Если же Ты знаешь, что в этом деле заключается зло для меня, для благочестия моего, жизни бренной и вечной, то удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне обрести благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им».
Желательно начать и завершить это ду‘а-обращение, как и все подобные мольбы, словами восхваления Господа и прошения у Него благословения для пророка Мухаммада и его рода:
Транскрипция салавата: «Аль-хамду лил-лях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидина мухаммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн».
Известный богослов аль-‘Иракы, как и многие другие ученые, считал, что молитву «Истихара» желательно повторять. В хадисе, переданном Анасом, говорится: «Если озабочены вы каким-либо делом, то совершите «Истихару» семь раз, затем внимайте тому, к чему склонится ваше сердце»[3]. Однако мухаддисы (хадисоведы) указывают на недостаточную достоверность данного хадиса и на невозможность его канонического использования, хотя применение хадиса с позиции общей мудрости не исключается. В то же время достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто повторял одну мольбу (ду‘а) трижды. В заключение полезно вспомнить слова великого имама ан-Навави: «Совершающий «Истихару» должен полностью отказаться от внутреннего, личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашиванием у Господа, а не у самого себя»[4].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Истихара (араб.) – испрашивание благословения Господа в выборе наиболее полезного. См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий. С. 430.
[2] Св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 61, хадис № 1162; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 169, хадис № 479, «хасан, сахих»; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 379, хадис № 1323; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 985, хадис № 1323; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 77, хадис № 965.
[4] Подробнее см., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 987; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 77–79; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064, 1065.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.
Истихара намаз
Когда мусульманин сталкивается в своей жизни с ситуациями, в которых не знает, какое решение принять или как поступить, когда в его жизни появляются трудности, справиться с которыми он не может самостоятельно, потому что не понимает, какой избрать путь, он нуждается в помощи и совете Всевышнего, обращается к Нему с вопросами, на которые желает получить ответы. Это могут быть самые разные бытовые ситуации, касающиеся женитьбы или приобретения дома или такой дорогостоящей вещи, как автомобиль, это могут быть вопросы, касающиеся путешествий или поиска работы. В таких ситуациях, когда трудно принять решение, мусульманину следует знать, как делать намаз истихара, поскольку это та молитва, которая лучше всего подходит в таких ситуациях.
«Истихара» переводится с арабского языка как «поиск блага» или «поиск выбора в деле». Когда человек стоит перед выбором между двумя деяниями, и ему необходимо принять правильное решение, которое было бы предпочтительным перед Аллахом, ему следует попросить помощи у Аллаха, и тогда Всевышний укажет ему верный путь.
Мусульманин должен обращаться к этой молитве всегда, когда ему необходимо принять какое-либо решение или сделать выбор, после совершения истихары ему остается положиться на волю Всевышнего Аллаха. Многие ученые богословы в своих научных трудах упоминали, что после того, как человек совершит дуа истихара, он может не переживать о результате своего дела, поскольку вопрос его будет разрешен наилучшим образом для него, и необязательно это будет такой исход, на какой надеялся человек изначально.
Среди исламских ученых существует единое мнение (иджма) о том, что молитва истихара – это Сунна. В качестве доказательства того, что эта молитва законна, приводят слова мольбы, переданные имамом Бухари от Джабира, который был сподвижником Пророка Мухаммада ﷺ.
Кому надо делать истихару и какой будет исход?
Те, кто думает, как делать истихара намаз, должен осознавать, что данная молитва совершается к какому-то определённому делу. Ее не делают, когда просят для себя успехов в учебе или работе, счастья для себя и своих близких, благополучия или здоровья – для таких ситуаций подойдет и обычная мольба или дуа.
Мусульманин, который делал истихара намаз, сомневаться и колебаться не будет, он должен знать, что любой исход дела после совершения этой молитвы будет для него благим. Если получится так, как задумывал человек, и он останется довольным исходом, то хорошо, но если получится не совсем так, как он изначально задумывал, то благим будет именно этот вариант для него или же благо будет для него в другом.
Время и место
Специально установленного времени для того, чтобы делать истихара намаз, нет – можно читать эту молитву в любом месте и в любое время, и исключение составляют только те места, в которых не разрешается произносить имя Аллаха, а также то время, которое для совершения молитвы не дозволено. Но есть предпочтительное время для совершения истихара намаза – это последняя треть ночи.
Также есть желательное условие, которое нужно учитывать тем, кто интересуется, как сделать истихара намаз: читать эту молитву следует до того, как будет прочитан витр-намаз, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Делайте Витр последним вашим намазом ночью».
Истихара намаз как правильно делать по Сунне?
Перед тем, как сделать истихара намаз, мусульманин должен совершить омовение (вуду), затем прочитать дополнительную молитву истихара в два ракаата, а после делать дуа истихара.
По словам Джабир бин Абдулла, Пророк Мухаммад ﷺ учил своих сподвижников и последователей тому, как испрашивать у Всевышнего помощи во всех делах, говоря, что необходимо прочитать дополнительную молитву в два ракаата, а потом сказать, обращаясь к Аллаху с просьбой помочь ему Божьим знанием и Божьим могуществом, оказать ему милость, поскольку только во власти Всевышнего делать то, что не может сделать человек, и только Всевышний знает то скрытое, чего не знает человек. Далее мусульманин просит Аллаха облегчить ему задуманное дело, если оно станет благом для религии ислама и для жизни самого молящегося, и просит у Всевышнего Его благословения на это дело. И просит о том, чтобы отдалил его, если это дело будет вредным для религии ислама и для жизни самого человека:
«Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакдирукя би-кудрати-кя ва асалю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюби! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи«.
« О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя из Твоей Великой милости, ибо поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим »
После совершения истихара намаза и дуа, мусульманину необходимо искать совета у знающих и опытных людей в том вопросе, который ему предстоит решить.
Пророк Мухаммад ﷺ говорил о том, что никто, кто обращался к помощи Всевышнего, не испытал от этого сожалений: выслушав советы от верующих, человек принимает решение, а потом полагается на волю Аллаха.
Порядок совершения
Для того, чтобы понять как совершать правильно намаз истихара можно обратиться к следующему списку, выполняя действия по порядку:
С этой минуты результат остается за Всевышним, а человеку надо во всем положиться на Его мудрость и уповать на Него. Это не значит, что человек должен опустить руки и ждать, пока все совершится само собой – необходимо стремиться к тому, чтобы осуществить намеченные планы, но уже отбросив от себя все свои сомнения и колебания.
Сколько раз читается истихара?
Достаточно совершить намаз Истихара один раз перед важным делом. Когда же мусульманина испрашивает совета у Всевышнего, Аллах вдохновляет молящего и наставляет его на путь праведный.
Но если мусульманин после первого совершения истихара не видит каких-либо знаков, он волен совершить намаз истихара еще раз.
Намаз истихара можно совершать до семи раз, если сердце не склоняется ни к какому решению. По мнению некоторых ученых, следует делать истихара намаз столько, пока мусульманину не откроется, какое решение будет лучшим.
Важные моменты дуа и намаза истихара
Мусульманину следует приучить себя к намазу истихара и прибегать к нему в любом своем деле, даже в незначительном.
Мусульманину следует усвоить, что Всевышний Аллах благословит его на это дело и будет направлять именно к тому исходу, который будет лучше для человека. Во время того, как мусульманин будет делать дуа, он должен осознать эту мысль и размышлять об этом также в процессе совершения намаза.
Молитва истихара не будет действительной, если она прочитана после фард намазов, вместо суннат-намазов – для нее должно быть прочитано два специальных ракаата.
Если мусульманин планирует делать истихара намаз после произнесения добровольных ратибатов, а также после намаза-духа и прочих навафиль-намазов, то он может это сделать, но необходимо соблюсти такое условие: намерение должно быть сделано до того, как приступить к намазу. Неправильно будет начинать истихара намаз, если человек не сделал намерение на истихару.
Если обстоятельства заставляют мусульманина сделать истихара намаз во время, которое для совершения молитвы является запретным, то следует отложить молитву и подождать, пока пройдет запретное время. Только в ситуации, когда дело может завершиться до того, как истечет запретное время, можно сделать дуа истихара в запретное время.
Если на человеке есть запрет на совершение намаза, как на женщинах во время менструальных кровотечений, то нельзя совершать намаз до того, как причина запрета пройдет. В ситуации, когда дело может завершиться до того, как будет снят запрет на совершение намаза можно просто прочитать дуа истихара.
Если человек не знает наизусть текст дуа, то он может читать текст с листа, но предпочтительным остается все-таки чтение текста дуа наизусть.
Мусульманину, который испросил помощи у Всевышнего, совершив истихара намаз, необходимо быть последовательным в том, чтобы претворять в жизнь свое желание.
Мусульманину следует строго придерживаться текста дуа, ничего не прибавляя к нему и ничего не убавляя.
В избрании решения по тому делу, о котором просит мусульманин в дуа истихара, он не должен потакать и следовать собственным страстям, и этот комментарий касается тех ситуаций, когда правильное решение не будет совпадать с тем, что сам человек для себя считает правильным.
После совершения истихары требуется спросить совета у благочестивых и знающих людей, чтобы определиться после со своим личным выбором, и только потом прибегать к помощи Аллаха.
Намаз истихара не совершают за кого-то, но мать может просить у Всевышнего за своих детей благого исхода, и она может делать это в любом намазе и в любое время, в земном поклоне или после произнесения ташаххуда и салавата за Пророка Мухаммада ﷺ в форме салавата за Ибрахима.
Если мусульманин сомневается, делал ли он намерение на истихара намаз, и уже после начала молитвы он понимает, что не делал намерения, то ему следует сделать намерение для общего намаза, а после совершить для дуа истихара отдельный намаз.
Можно ли совершить один истихара намаз за все дела сразу в том случае, если их много? По Сунне, для каждого дела следует совершать отдельный истихара намаз, но ничего плохого в совмещение всех дел в одном намазе тоже не будет.
Для нежелательных, запретных, и также богоугодных дел не совершается истихара.
Истихара делать запрещено на Коране, как делают это шииты, и на четках. Есть только один путь для того, чтобы испросить истихара – дуа и намаз.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Молитва истихара
Каждый человек сталкивается с ситуациями, когда не знает, как ему поступить, и испытывает сомнения. Для таких случаев шариатом предусмотрена специальная молитва – истихара. Она совершается для спокойствия и облегчения дела. Истихара желательна, когда человек приступает к таким делам, как, например, покупка автомобиля, женитьба, поиск работы, отправление в путешествие.
Шейх уль-ислам Ибн Таймия говорил: «Не пожалеет тот, кто попросил помощи (истихара) у Создателя, посоветовался с творениями и был стойким в делах». Всевышний Аллах сказал (смысл): «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура «Семейство Имрана», аят 159).
Мольба намаза-истихара
Джабир (да будет доволен им Аллах ) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучал их молитве истихара, так же как обучал их сурам из Корана, и говорил: «Если кто-либо из вас пожелает совершить какое-либо дело, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а затем скажет: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом, и я прошу тебя из Твоей Великой милости, ибо, поистине, Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий сокровенное. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для моей религии и моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели мне его и облегчи, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел, то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом сделай меня довольным этим». И также добавил: «И пусть укажет своё дело» ( Аль-Бухари ).
Данную мольбу следует выучить на арабском языке. Её можно найти в любой книге, посвящённой азкарам (поминаниям Аллаха).
Порядок совершения намаза-истихара
2. Намерение на намаз-истихара.
3. Совершение двух ракатов. В первом ракате после суры «Аль-Фатиха» желательно прочитать суру «Аль-Кафирун», а во втором – суру «Ихляс».
4. В конце намаза произнести салам (приветствие).
5. После салама следует поднять руки и сконцентрироваться на дуа.
6. В начале дуа следует произнести слова восхваления и возвеличивания Аллаха, затем – благословение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) любой известной формы.
7. Затем следует прочитать дуа-истихара, приведённое выше.
8. После произнесения слов «…если Ты знаешь, что это дело…» нужно назвать свою цель. Например: «…если Ты знаешь, что это дело – моё путешествие в такую-то страну (или покупка автомобиля, женитьба на дочери такого-то…).
9. Затем следует прочитать благословение Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как и до этого.
10. На этом намаз-истихара завершается. Исход дела остаётся за Аллахом, человеку же следует уповать на Аллаха и устремиться к тому, что будет ему облегчено. Если дело будет облегчено человеку, то это станет указанием для его совершения. Если же на пути его исполнения появятся трудности, это станет указанием на то, что данное дело лучше оставить.
Пути поиска помощи (истихары)
Путь первый : поиск помощи у Господа миров, который знает, что происходит, что произойдёт, чему не быть и чего не миновать.
Путь второй : консультация со знающими, порядочными и надёжными мусульманами. Всевышний Аллах сказал (смысл): «… и советуйся с ними о делах » (сура «Семейство Имрана», аят 159).
Несмотря на то что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым знающим среди людей, он советовался со своими сподвижниками в сложных делах. Также и его праведные халифы советовались с людьми, обладающими знаниями и благочестием.
Что делать вначале: советоваться или искать помощи (истихара)?
Шейх Ибн Усаймин говорит, что сначала следует совершить истихару, согласно словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) : «Если кто-либо из вас пожелает совершить какое-либо дело, пусть совершит дополнительную молитву в два раката…» Затем, если после троекратного совершения истихары человеку не стало ясно, совершать дело или нет, ему следует посоветоваться с верующими и принять то, что посоветовали.
Мы говорим, что истихара совершается три раза, потому что таким был обычай Пророка (мир ему и благословение Аллаха) : когда обращался к Аллаху с дуа, он это повторял трижды. Некоторые учёные посчитали, что намаз-истихара повторяется столько раз, сколько понадобится, чтобы человеку было открыто, какое из двух дел для него лучше.
Условия испрашивания совета. Личность, с кем нужно советоваться
. Человек должен быть компетентным, иметь опыт, быть уравновешенным, скрупулёзным и неторопливым.
2. Человек должен быть благочестивым в религии.
Деяния, которые надо соблюдать и на которые надо обращать внимание
1. Следует приучить себя к истихаре в каждом деле, даже если оно не является очень важным.
2. Необходимо усвоить, что Всевышний Аллах лучше всех способен направить человека к тому, что лучше для него. Следует быть уверенным в этом во время дуа.
3. Для дуа-истихара следует совершить отдельный намаз в два раката.
4. Не следует совершать намаз-истихару в запретное для намаза время.
5. Если человек не выучил дуа-истихару, его можно прочитать с листа.
6. Если ситуация не прояснилась, то можно повторить истихару.
7. Истихара не совершается одним человеком за другого. Однако любой человек может делать за другого дуа. Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда любой раб Аллаха, исповедующий ислам, обращается к Аллаху с мольбой за своего отсутствующего брата, ангел (который находится рядом с ним) всегда говорит: “И тебе того же!”» ( Муслим ).
8. Если дел много, можно ли совершить один намаз за все дела, или для каждого дела следует совершить отдельный намаз-истихара? Лучше для каждого дела совершить отдельный намаз-истихара. Но если их совместить, то в этом не будет ничего плохого.
9. Истихара не совершается для нежелательных дел, не говоря уже о запретных.
10. Запрещено совершать «истихару на чётках» или Коране (как это практикуют рафидиты). Истихара совершается только установленным шариатом способом – намазом и дуа.
Заключение
Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Счастьем сына Адама является возможность прошения о помощи (истихара). Счастьем сына Адама является довольство предопределением от Аллаха. Несчастьем сына Адама является оставление истихары. Несчастьем сына Адама является гнев на предопределение Аллаха».
Ибн аль-Кайим (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Кто верит в предопределение, тому достаточно двух дел: истихары до него и довольства после».
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мне неважно, в каком положении я окажусь: с тем, что мне будет нравиться, или с тем, что мне не нравится. Потому что я не знаю, в чём благо: в том, что мне нравится, или в том, что мне ненавистно».
Не следует придавать большого значения нахлынувшему недовольству и случившимся бедствиям. Возможно, в том, что тебе не нравится, есть твой успех, и возможно, в деле, которое тебе нравится, твоя погибель. Всевышний Аллах сказал (смысл): «…Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Сура «Корова», аят 216).
Шейх уль-ислам Ибн Таймия сказал: «Не пожалеет тот, кто попросил помощи (истихара) у Создателя, посоветовался с творениями и был стойким в делах». ]§[