что означает избранный по библии
Что означает избранный по библии
Говоря простым языком, Божьи избранники – это те люди, которых Господь предопределил к спасению. Их называют «избранными», потому что это слово указывает на выбор. Каждые несколько лет мы избираем президента – то есть, мы выбираем того, кто будет служить на этом посту. То же самое относится к Богу и тем, кто будет спасен. Господь их выбирает, поэтому они и называются Его избранниками.
Само по себе понятие избрания Богом тех, кто будет спасен, не является противоречивым. Вызывает споры то, каким образом Он их выбирает. На протяжении всей истории церкви существовало два основных мнения относительно доктрины избрания (или предопределения). Одно мнение, которое мы назовем позицией о предвидении, учит, что Господь, благодаря Своему всеведению, знает, кто в ходе времени по собственной воле выберет поверить в Иисуса Христа для спасения. Основываясь на Своем предвидении, Бог избирает этих людей «еще до сотворения мира» (Ефесянам 1:4; тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Такой точки зрения придерживается большинство западных евангельских церквей.
Вторая основная позиция представлена учением августинианства, которое, по сути, учит тому, что Бог не только избирает тех, кто поверит в Иисуса Христа, но и приводит их к вере в Него. Иными словами, Божье избрание основывается не на предвидении прихода человека к вере, а на безвозмездной благодати и абсолютной власти Всемогущего Господа. Бог избирает людей для спасения, и со временем они придут к вере во Христа, потому что были избраны Богом.
Разница между этими двумя позициями сводится к следующему: кому принадлежит окончательный выбор в вопросе спасения – Богу или человеку? С точки зрения первой позиции, человек владеет контролем; его свобода выбора является независимой и становится определяющим фактором в избрании Господа. Бог может обеспечить путь к спасению через Иисуса Христа, но человек должен сам избрать веру в Него, чтобы спасение реализовалось. В конечном счете, эта позиция ставит под сомнение могущество Бога и лишает Его верховной власти. Данное мнение «отдает» Творца на милость творения, то есть, если Господь хочет предоставить людям вечную жизнь на небесах, то Он должен надеяться, что человек сам выберет Его путь к спасению. На самом деле, эта позиция вообще не подразумевает избрания, потому что Бог, согласно ей, не избирает, а лишь подтверждает. Окончательный же выбор остается за человеком.
С позиции августинианства, избрание зависит от Бога; Он по собственной абсолютной воле выбирает, кого спасти. Вместо того, чтобы просто сделать спасение возможным, Господь избирает тех, кто будет спасен, а затем реализует их спасение. Эта позиция предоставляет Богу должный статус Творца и Верховного владыки.
В позиции августинианства также имеются свои проблемы. Критики утверждают, что эта точка зрения лишает человека свободы выбора. Если Бог выбирает тех, кто будет спасен, тогда какой смысл в вере человека? Зачем тогда проповедовать Евангелие? Кроме того, если Бог избирает людей по собственной воле, то как мы можем нести ответственность за свои поступки? Все эти вопросы являются справедливыми и требуют ответа. Чтоб ответить на эти вопросы, следует изучить 9-ю главу послания к Римлянам, которая наилучшим образом открывает путь к пониманию отношения между Божьей абсолютной властью и избранием.
Контекст этой главы распространяется на предыдущую главу, завершающуюся кульминацией восхваления: «И я убежден, что … ничто из всего мироздания не сможет стать между нами и любовью Бога, которую Он явил в Христе Иисусе, Господе нашем!» (Римлянам 8:38-39). Это приводит Павла к размышлениям о том, как на это заявление может отреагировать еврей. Хотя Иисус пришел, чтобы вернуть утраченных сынов Израиля, а ранняя церковь в значительной степени состояла из иудеев, Евангелие распространялось среди язычников гораздо быстрее, чем среди евреев. На самом деле, большинство иудеев принимали Евангелие как камень преткновения (1 Коринфянам 1:23) и отвергали Иисуса. Обычный еврей засомневался бы в возможности исполнения Божьего плана избрания, поскольку большинство евреев отвергло весть Евангелия!
На протяжении 9 главы Павел систематически демонстрирует, что независимое Божье избрание имело силу с самого начала. Он начинает с важнейшего заявления: «Не все израильтяне – истинный Израиль» (Римлянам 9:6). Это означает, что не все люди, относящиеся к Израилю по этническим признакам (то есть, потомки Авраама, Исаака и Иакова), принадлежат к истинному Израилю (избранному Богом). Рассматривая историю Израиля, Павел показывает, что Бог избрал Исаака, а не Измаила; Иакова, а не Исава. На всякий случай, чтобы читатель не пришел к выводу, что Бог сделал Свой выбор на основании веры или добрых дел, которые тем предстояло совершить в будущем, он добавляет: «Дети [Иаков и Исав] еще не родились и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного … выбор Его свободен и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога» (Римлянам 9:11-12).
Может возникнуть соблазн обвинить Бога в несправедливости. Павел ожидает такого обвинения, четко заявляя в ст. 14, что Бог справедлив всегда. «Я милую тех, кого хочу миловать. Я милосерден с теми, с кем хочу быть милосердным» (Римлянам 9:15). Бог властвует над Своим творением. Он свободно избирает тех, кого пожелает, и волен пройти мимо тех, кого пожелает обойти стороной. Творение не имеет права обвинять Творца в несправедливости – сама мысль об этом является абсурдной для Павла, и так должны рассуждать все христиане. Девятая глава послания к Римлянам обосновывает эту точку зрения.
Существуют и другие отрывки из Писания, которые касаются темы Божьего избрания (напр., Иоанна 6:37-45, Ефесянам 1:3-14 и др.). Дело в том, что Бог предопределил спасение остатка человечества. Эти люди были избраны до создания мира, и их спасение исполнится во Христе. Как сказал о них Павел: «Это те, кого Бог знал еще тогда, когда их не было, и предназначил быть истинным подобием Своего Сына, чтобы Сын Его стал первенцем среди множества братьев. Кого Он предназначил, тех и призвал; кого призвал, тех оправдал; кого оправдал, с теми разделил Свою славу» (Римлянам 8:29-30).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Кто — избранные?
Лк., 76 зач., XIV, 16-24. Притча о званых на вечерю
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Кончается сегодняшнее евангельское чтение очень страшными словами: Много призванных, а мало избранных… Господь, Который сотворил мир для того, чтобы поделиться с ним вечной, Божественной радостью, встречается, однако, в этом мире с холодным отказом; Он призывает всех – но избрание зависит от нас; Он всех сотворил любовью для радости и вечной жизни – но мы должны ответить любовью на любовь и войти в ту радость, которую нам предлагает Господь.
И картина, которая нам дается в сегодняшнем Евангелии, такая простая и так точно описывает все состояния нашей души, все причины, по которым нам на Бога нет времени, к вечности нет интереса.
Приготовил Господь пир веры, пир вечности, пир любви, и посылает Он за теми, которых Он давно предупредил, что будет такой пир и чтобы были готовы к нему.
Один отвечает: я купил клочок земли, надо мне его обозреть, надо мне им овладеть; ведь земля – моя родина; на земле я родился, на земле живу, в землю же лягу костьми, как мне не позаботиться о том, чтобы хоть какой-то клочок этой земли был мой? Небо – Божие, а земля пусть будет моя…
Разве мы не так поступаем, разве и мы не стараемся укорениться на земле так, чтобы уже ничто нас не поколебало, так обеспечить себя землей и на земле? И думаем, что вот-вот обеспечим себя; что придет время, когда все земное будет сделано, и тогда будет время подумать о Боге.
Но тут мы слышим и второй пример, который нам дает Господь: к другим званым послал Он Своих слуг, а те ответили: пять пар волов мы купили, надо нам их испытать, – у нас есть задание на земле, у нас есть работа, мы не можем оставаться без дела; мало принадлежать земле – надо принести плод, надо за собой оставить след. Нам некогда пировать в Царстве Божием, оно слишком рано приходит со своим призывом к вечной жизни, к созерцанию Бога, к радости взаимной любви, – надо на земле что-то еще закончить…
А когда все будет сделано, когда останутся для Бога только жалкие остатки человеческого ума, тела, сил, способностей, тогда пусть то, что останется от земли, Он Себе берет; но сейчас дело идет о земле – родной, своей, которая плод приносит, на которой надо оставить вечный след: как будто что-нибудь останется от нас через одно-другое десятилетие после нашей смерти!
И к третьим посылает Господь, и эти Ему отвечают: в нашу жизнь вошла земная любовь; я женился, – неужели мне отрываться от этой любви, чтобы вступить в царство другой любви. Да, небесная любовь просторней, глубже охватывает всех; но я не хочу этой всеобъемлющей любви, я хочу личной ласки, я хочу одного человека любить так, чтобы никто и ничто на земле не значило бы столько, сколько значит для меня этот человек.
Мне недосуг теперь вступать в вечные чертоги: там любовь безграничная, всеобъемлющая, вечная, Божия, – а здесь любовь по масштабу моего человеческого сердца: оставь меня, Господи, насладиться моей земной любовью, и когда ничего больше не останется, тогда прими меня в чертоги Твоей любви…
Христос говорит: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас… Все дам, любовь дам: встретитесь вы, люди Божий, лицом к лицу – не так, как на земле, туманно друг друга видя, не понимая друг друга, недоумевая, раня один другого. Встанете в Царстве Божием – и все будет прозрачно: и понимание ума, и ведение сердца, и стремление воли, и любовь: все будет, как хрусталь, ясно…
А мы отвечаем: Нет, Господи, на это будет свое время, дай исчерпать землю, на которой мы живем… И черпаем, и живем, и кончается тем, что по слову Божию в Ветхом Завете, дав нам все, что она только могла дать, земля обратно берет все, что она сама дала и что Господь дал, ты земля, и в землю отыдешь…
И тогда купленное поле оказывается могильным полем, тогда труд, который нас оторвал от Бога, от живых отношений с людьми, от живого отношения с Богом, рассеивается даже и в памяти людей; тогда земная любовь, которая казалась так велика, представляется нам, когда мы встанем в вечности, узкой тюремной кельей… Но ради всего этого мы сказали Богу: Нет! Не Тебя, Господи, – землю, труд, любовь земную хотим мы пережить до конца.
Мало избранных не потому, что Бог строго выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя, а потому, что мало кто находит Бога достойным того, чтобы поступиться клочком земли, часом труда, мгновением ласки… Много призванных – все мы призваны: кто же из нас отзовется?
Достаточно на любовь ответить любовью, чтобы войти в пир вечности, в жизнь. Неужели мы не ответим на Божию любовь одним словом: Люблю Тебя, Господи. Аминь.
Читайте также:
Священник Феодор Людоговский
Вы знакомитесь с каким-то человеком, и очень скоро он понимает, что перед ним — верующий человек. Вы не занимались пропагандой и агитацией — но в ходе разговора собеседник вдруг начинает перед вами оправдываться. «Вот вы поститесь — это, конечно, правильно. Но я не могу (далее следует подробное изложение причин)»…
Избраны Богом: взгляд на учение о предопределении
Спасение: Божий замысел для каждого
Чтобы понять, чего желает Бог, когда речь идет о спасении, начнем с 1 Тимофея 2:4. В этом стихе говорится:
1 Тимофея 2:4
«. Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».
Для искупления скольких людей предал Себя Иисус Христос? Не для искупления некоторых, но для искупления ВСЕХ, братья и сестры. Иисус Христос заплатил за каждого, именно в этом и была Его цель – чтобы каждый мог вкусить спасение. А если так, то не будет ли противоречием утверждение, что Бог избрал лишь некоторых из этих всех, за которых Он отдал Своего Сына, и не избрал (а значит, отверг) оставшихся? Представьте, что вы отправились в тюрьму, каждый узник которой вам лично очень дорог. Представьте себе, что из любви к этим узникам вы заплатили самую высокую цену, какую только могли, – для Бога этой ценой был Его Сын, – за их освобождение. Скольких из них вы бы хотели после этого видеть на свободе? Я думаю, ВСЕХ. А теперь представьте, что некоторые из освобожденных решили остаться в тюрьме. Что бы вы почувствовали, узнав об этом? Наверное, вы бы очень опечалились? Ведь вы заплатили высочайшую цену! Вы желаете их свободы! Лично я бы очень расстроился, узнав, что они предпочли свободе тюрьму, и я думаю, что Бог чувствует то же самое. Он отдал Своего Сына, самое дорогое для Него как выкуп за всех нас, и, представьте себе, Он действительно хочет, чтобы каждый воспользовался этим правом на свободу. Он хочет освободить каждого «. от власти тьмы» и ввести нас всех «в Царство возлюбленного Сына Своего» (Колоссянам 1:13).
В часто цитируемом известном отрывке Иоанна 3:16 говорится:
Иоанна 3:16-18
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы ВСЯКИЙ верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы МИР спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
Что означают стихи об избранных в Библии?
Деяния 10:43
«. всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.»
1 Иоанна 5:1
« Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден».
Иоанна 3:16
«. дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Обратите внимание на повторение во всех этих отрывках слова «всякий». ВСЯКИЙ – значит, любой, кем бы он ни был, – будет спасен или не спасен, в зависимости от того, уверовал он или нет. Уверовавший спасется, так как в этом – Божье избрание, Божья воля для него. Не уверовавший же не спасется, и причиной этого будет не Божье избрание, а его собственный выбор. Все очень просто.
Деяния 10:34
«Бог нелицеприятен».
Напротив, Бог открыт каждому, кто Его ищет, и даже Сам ищет тех, кто стремится к Нему, чтобы открыть Себя им:
Псалтирь 14:2
«Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога».
и Второзаконие 4:29
«Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь [Его], если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душею твоею».
Если человек ищет Бога и всем сердцем искренно просит Его открыться ему, Бог обязательно ответит на его мольбу. Он привлечет этого человека к себе. Точно так же Он ответит на молитву любого, призывающего Его. Бог ищет тех, кто ищет Его, и ищущие Его всем сердцем найдут Его. Это происходит не изредка со случайно избранными людьми, это – ПРИНЦИП, установленный Божьим Словом. Если человек сердцем взывает к Богу, Бог обязательно ответит ему и привлечет его к Себе. Именно в свете этого принципа мы должны понимать записанное в Евангелии от Иоанна:
Иоанна 6:44
«Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня».
Многие толкуют этот отрывок так: «Понимаете, все в руках Божьих. Если Бог захочет, то привлечет к себе человека. А если он Ему не нужен, то Он и не станет его привлекать». Но подобное толкование этого отрывка из Библии делает Бога лицеприятным и упускает тот факт, что Иисус умер за ВСЕХ, чтобы ВСЕ спаслись. Бог не отбирает кого-то особо, чтобы привлечь к Себе, но являет Себя каждому, ищущему Его. Это – духовный закон, установленный Им Самим. В следующем разделе мы подробнее рассмотрим этот вопрос.
Спасение: что зависит от Бога и что зависит от нас
Несомненно, в нашем спасении главная роль отведена Богу, однако Бог предусматривает ответственность и определенную роль с нашей стороны. Во 2 Коринфянам 5:18-21 ясно говорится, в чем состоит наша ответственность в процессе примирения между человеком и Богом:
В 1 Коринфянам 3:5-6 более подробно говорится о наших обязанностях:
1 Коринфянам 3:5-6
«Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог».
Обратите внимание на распределение обязанностей. Богу отведена наиглавнейшая роль – взращивать. Тем не менее, кто-то сначала должен насадить семя, а кто-то поливать. И этот «кто-то» уже не Бог, а мы! Это – обязанность служителей, но не церковных священнослужителей, а нас, несущих служение примирения. В этом отрывке не написано: «Бог насадил, Бог поливал, Бог возрастил». Часть служения выполняли люди, которых к этому призвал Бог. Люди, возвещавшие другим: «Вот – Бог, примирись с Ним!». И если те, кто слышал призыв, отвечали на него, Бог, в Свою очередь, приближался к ним и приближал их к Себе. Некоторые люди, как Аполлос, поливали семя, посеянное в людские сердца, разъясняя им Слово Божье и наставляя их в библейских истинах. Обратите также внимание на выделенное мною « через которых » («через которых вы уверовали»). Эти слова говорят о роли Павла и Аполлоса, отведенной им Богом в служении примирения, о роли посредников, миротворцев, посланников Христовых, о роли сеющих и поливающих. Именно через них другие люди пришли к вере. Но представьте, что было бы, если бы мы сказали человеку: «Бог откроется тебе», а Бог бы этого не сделал. Смог ли бы этот человек вступить в союз веры с Богом? Нет, как бы сильно он этого ни хотел, это было бы невозможно. Однако Бог действительно являет Себя ищущим, идет им навстречу и привлекает к Себе. Поэтому слова из Евангелия Иоанна: «…никто не сможет прийти к Отцу, если Отец не привлечет его к Себе» абсолютно верны, т.е., без действий со стороны Бога, без Его взращивания мы можем насаждать и поливать сколько угодно – и все будет безрезультатно. Но Бог действительно являет Себя ищущему, Он привлекает его к Себе и взращивает его. Вопрос лишь в том, будем ли мы исполнять вверенное нам служение примирения, насаждая и поливая, будем ли верны заповеди «идти по ВСЕМУ миру и проповедовать Евангелие ВСЕЙ твари» (Марка 16:15)? Ответственность за эти действия не лежит на Боге – все это Он заповедал делать нам.
Заключение
Что касается нас, Бог вверил НАМ служение примирения, служение сеяния Слова и полива. Он, со своей стороны, обеспечивает взращивание (привлекает человека к Себе), но сеять и поливать, приводить людей к Господу – это служение примирения, доверенное нам. Учение, согласно которому, Бог избрал лишь некоторых ко спасению, и, соответственно, избрал других для гибели в аду, – очень ложное учение, усыпляющее людей, так как они верят, что Бог все равно спасет всех, кого захочет спасти. Это не так. Братья и сестры, на нас лежит ответственность проповедовать Слово и искать возможности благовествовать. Проповедуйте Слово, скажите узникам, что они могут быть свободны. Послушают они вас или нет – это их дело, наше же дело – рассказывать им и свидетельствовать об Отце. Отец же, со Своей стороны, всем сердцем надеется, что они придут к Нему! Он отдал за них тот же самый выкуп, что и за нас, и готов принять их с распростертыми объятьями так же, как когда-то принял нас.
Избрание, избранность, избирать (выбирать)
I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ
В Библии немало мест, где говорится об И., совершаемом людьми (напр., Исх. 18:25 ; Ис. 7:15 ), но в основном И. представлено как деяние Бога:
2) И. всегда предполагает служение. Библия знает только И., сопряж. с определ. предназначением. Люди тоже выбирают себе партнеров и помощников ( Исх. 17:9 ). Но только Господь избирает и определяет, кто должен Ему служить. Так, Корей и его сообщники гибнут в результате самонадеянных притязаний ( Числ. 16:5 ). Бог избирает Соломона, чтобы тот построил храм ( 1Пар. 28:10 ). Бог избирает колено Левия для священнич. служения ( Втор. 18:5 ). Иисус избирает двенадцать учеников для апостольского служения ( Лк. 6:13 ; Деян. 1:2 ). Он «избрал и поставил» их, чтобы они «шли и приносили плод» ( Ин. 15:16 ). Павел стал «избранным сосудом» Господа для миссионерского служения всем людям на земле ( Деян. 9:15 );
3) избирая человека, Бог исходит не из его природных достоинств или заслуг, поэтому Его выбор часто может показаться необоснованным. Народ Израиля малочислен и к тому же «жестоковыен» ( Втор. 7:7 ; Втор. 9:6 ), но становится народом избранным. Моисей был избран, несмотря на его косноязычие ( Исх 4:10 и след.), а Иеремия – несмотря на его молодость ( Иер 1 и след.). То же относится к И. членов Церкви. В соотв. с 1Кор 1 и след., Господь и здесь избрал малое. Он уничижает человеч. тщеславие, чтобы «хвалящийся хвалился Господом» ( 1Кор. 1:31 );
II. НОСИТЕЛЬ ИЗБРАННОСТИ
В Библии повествуется о великих избранниках, игравших выдающуюся роль в осуществлении Божьего замысла.
В ряду избранных по воле Божьей первым следует назвать человека. Сотворение человека ( Быт 1 и след.) происходит в соответствии с извечно действующим Божьим замыслом. Бог избрал человека среди всех Своих созданий и удостоил его высочайшей славы и чести. Созданный «по образу Божию», человек занимает несравнимо более высокое положение, чем все другие Божьи творения ( Пс. 8:4–7 ). «Не много Ты умалил его пред ангелами» (МТ: «пред Богом» – Быт. 1:6 ), т.е. «Ты создал его почти божественным существом». Человек избран и призван быть господином над всеми созданиями ( Быт. 1:28 ). Хотя человек в результате отпадения от Бога ( Быт. 3 ) утратил свое достоинство ( Рим. 3:23 ), Бог все же не желает отказываться от Своих намерений и продолжает считать его Своим избранником.
Спасит. деяние Иисуса Христа было подготовлено избранием Израиля народом Божьим ( Ин. 4:22 ; Гал. 3:24 ). «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор. 14:2 ). Святость Израиля заключается не в нравств. качествах народа, а только в его избранности: «Кого изберет Господь, тот и будет свят» ( Числ. 16:7 ). Предназначение избранного народа в свящ. истории состоит в том, чтобы быть «царством священников и народом святым», чтобы возвещать на земле волю Господа и созданный Им порядок ( Исх 19:5 и след.). Бог избрал народ Израиля как глашатая Своего откровения другим народам. Т.о., и Христос должен был произойти из Израиля. И. израил. народа началось с И. Авраама ( Быт 12 ; Неем. 9:7 ). Чтобы руководить этим народом и указывать ему путь, Бог избирает отдельных израильтян в священники, судьи, пророки и цари ( Втор. 17:15 ; 1Цар. 10:24 ). Бог Сам избирает дом, где Ему должны поклоняться ( Втор. 12:5 ; 2Пар. 7:12.16 ). Т.о., каждый благочестивый израильтянин должен восхвалять Бога за свою принадлежность к избранному народу ( Пс. 64:5 );
В то время как данные Израилю обетования еще ожидают своего окончат. исполнения ( Рим. 11 ), из народов созывается и собирается Церковь Иисуса Христа. Она представляет собой собрание святых, которых Бог призвал по Своей воле. Господь заранее предопределил, что они обретут образ Его Сына ( Рим 8 и след.). Предопределение – это предварительное деяние Божье, которым Он предназначает определ. людей (еще до их рождения) для обретения образа Христа и достижения Его славы ( Ин. 17:24 ; Гал 1 и след.). Бог хочет, чтобы через этих избранных, через их святое преображение и священнич. служение человечество познавало и славило Его ( Еф. 1:4–6 ; 2Фес. 2:13 ; 1Петр. 2:9 ). Церковь как тело Христово ( 1Кор. 12 и др.) – это тот орган, через который Бог воздействует на грешный мир. Только избранные, «познанные» Богом ( 2Тим. 2:19 ), образуют Его тело. Чтобы они смогли исполнить это жизненное предназначение, Господь наделяет их Своими дарованиями (см. «всеоружие Божие» Еф. 6:10–18 и ⇒ Дар, дарование); их путь может проходить через позор и страдания, но Бог дает им силы все преодолеть ( Рим. 8:35–39 ; 2Кор. 4:7–11 ). «Никто не может похитить их из руки Отца» ( Ин. 10:29 ).
III. УЧЕНИЕ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К ИЗБРАНИЮ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЮ
Как следует относиться к учению Августина и Ж.Кальвина о предопределенности людей либо к вечному блаженству, либо к вечному проклятию? Свящ. Писание выступает против подобных предположений. На основании библ. свид-в можно сделать вывод лишь о существовании тесной связи между И. и спасением, но в Библии ничего не говорится о связи между И. и проклятием. Некоторые вызывающие сомнения места в Рим. 9 никоим образом не могут быть истолкованы как свидетельства об И. к проклятию. В Рим. 9:11.12.13 говорится лишь об И. Богом Иакова для определ. предназначения. Об Исаве сказано лишь то, что Бог его «возненавидел» только в отношении обетования, т.е. лишил этого предназначения. И ожесточение фараона никоим образом не было предопределено. Бог ожесточил правителя в его языч. самомнении, чтобы показать на нем Свою силу. «Сосуды гнева, готовые к погибели», и «орудия гнева» ( Ис. 13:5 ) – это люди, которым надлежит исполнить определение суда. свидетельства существования извечного предназначения к проклятию нельзя обнаружить и здесь. «Осудить» не значит «предопределить». Ап. Павел нигде не говорит об окончат., безвозвратном отвержении грешников. Бог никого не предопределяет к погибели, а только к благодати ( Еф 1 и след.; Рим 8 и след.). Т.о., предопределение либо к И., либо к отвержению не подтверждается Писанием. Конечно, многие вопросы, касающиеся учения об И., остаются открытыми. «Нам следует оставить Писание таким асимметричным, каково оно есть» (Э.Бруннер). И в этом отношении справедливо утверждение о том, что наше знание остается частичным ( 1Кор. 13:9 ). Мы твердо держимся веры в неогранич. волю Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). ⇒ Свобода, свободный.