что означает изображение черепа на православном кресте
Каким должен быть православный крестик
Если у любого человека, даже далекого от религии, спросить о том, какой символ приходит ему в голову при слове «христианство», он ответит: «крест». А вот если задать вопрос о разнице между внутриконфессиональными течениями, наверняка он испытает серьезные затруднения.
Да что там говорить: немногие люди, именующие себя православными, смогут опознать крестик, соответствующий церковному укладу. Что ж, не все христиане приходят к церкви истово верующими и разбирающимися в нюансах теологии – многие и крестятся-то, лишь следуя за модой.
Впрочем, каждый из нас обладает свободой совести и волен выбирать свой путь к богу. А мы поможем сделать небольшой шажок ему навстречу и расскажем о правилах выбора нательного креста.
Самое главное: правильный православный крестик должен быть освященным в церкви и олицетворяющим веру в подвиг Иисуса. Все остальное – небольшие нюансы, малозначительные для истинно верующего человека!
Как должен выглядеть православный крестик
Итак, православный нательный крестик должен выглядеть… Постойте, ничего он не должен: это материальный символ веры, который может принимать различные формы. Да, некоторые каноны есть, но они настолько размыты и условны, что ошибиться при выборе православного символа веры практически невозможно!
Все реже служители церкви отказываются освящать кресты по причине несоответствия канонам. Наиболее продвинутые священники освящают даже кресты с латинскими надписями и прочими признаками католического происхождения.
Вопреки распространенному заблуждению, православная церковь признает кресты самых разных форм:
Восьмиконечный крест – один из древнейших символов христианской религии. Он широко использовался еще в VI, когда еще не было католиков, православных, униатов, протестантов и иже с ними, а были просто христиане, единые в вере.
Канонический православный крест с распятием Иисуса Христа визуально несколько отличается от католического. Пробежимся по основным различиям:
Существует масса менее распространенных разновидностей христианского символа. Например, монашеский крест-Голгофа, дополненный ступенями, черепом и прочими символами, кресты с клиновидными лепестками, увенчанными лилиями или каплями.
Как выбрать нательный православный крест
Зачастую родители (кровные или крестные) затрудняются с выбором символа для таинства крещения. Здесь действует главное правило: крестик для крещения должен быть удобным и безопасным для ребенка.
Приведем основные принципы выбора:
Если вы хотите выбрать правильный православный крест на шею для глубоко верующего взрослого человека, берите канонический восьмиконечный. Распятие в данном случае обязательно.
Виды материалов
Вопреки распространенному заблуждению, у православной церкви нет конкретных требований к материалу крестика. Он может быть вырезан из дерева (что не слишком практично) или камня, отлит из простого металла или ювелирного сплава.
Духовное наполнение символа веры никак не зависит от материала, из которого он изготовлен. Правда, большинство людей предпочитают выбирать крестики из драгоценных материалов: они не только более эстетичны, но и практичны (долговечны, практически не вызывают аллергических реакций).
Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Церковь считает гордыню и сребролюбие смертными грехами. Поэтому даже если вы выбираете очень дорогой платиновый крестик с бриллиантами, носить его нужно под одеждой.
Что означает череп на крестике?
Казалось бы, перед нами символ спасения и торжества жизни, так почему иногда изображают внизу на крестике череп с костями? Это не может быть неким мистическим символом, ведь христианская церковь отрицательно относится к оккультным знаниям.
Что значит надпись НИКА на кресте?
Любой образованный человек скажет, что «Ника» в переводе с греческого означает «победа». Так, кстати, звали древнегреческую богиню победы, близкую родственницу древнеримской Виктории. Так почему имя языческой богини часто красуется на православных крестиках?
Главное в православном крестике – это не форма или рыночная стоимость, а духовное содержание. А им наделяют символы веры исключительно люди, их носящие и почитающие!
Адамова голова – древний христианский символ
На старинных иконах, изображающих распятого Иисуса Христа, у самого подножия креста иконописцы часто изображали несколько шокирующую для современного обывателя символику в виде черепа с перекрещенными костями. Для многих не ведомо, что данный символ имеет обоснование и глубокое значение. В христианстве его называют «Адамова голова». Немного о том, как толкуется в христианском учении история происхождения и значение Адамовой головы.
В наше время мало кто знает, что гора Голгофа, где был казнен Иисус, является местом захоронения первого человека — Адама. Не случайно название, которым в далекие времена нарекли данную гору, переводится с арамейского языка как череп. Со временем оно приобрело другое значение и подрахумевалось как лобное место. Само же изображение человеческого черепа на костях изначально символизировало могилу с останками Адама.
Адамова голова — символ чистоты и веры
В первой половине XVIII в России наступает эпоха перемен и реформ. Быть может по причине петровских преобразований, во многом направленных на подражание Европе, в Российской империи постепенно забывают о святом символе. Правда, очень занимателен случай, имевший место в период войны на Кавказе в XIX веке. В 1851 году командир самого успешного и отважного 17 казачьего полка на Кавказе Бакланов Я. П. получил посылку от анонимного отправителя. В посылке было знамя, на черном полотнище которого серебром были вышиты Адамова голова и слова из Символа Веры. Бакланову очень понравился данный флаг и он сделал его полковым значком. Казаки поначалу с недоверием и некоторым суеверным страхом относились к черному флагу, но со временем, вдохновленные победами полка, искренне полюбили его. Для горцев казачий 17 полк под черным знаменем стал по накстоящему грозным.
Что означает череп и кости изображенные на распятии
Рисунок черепа и двух костей под ним часто находится на изображении распятия Христа и встречается не только в иконографии, но и в нательных крестах. Это иногда вызывает недоумение новообращенных, потому что ассоциируется у современного человека с могилой и смертью. Однако в христианстве этот символ имеет несколько иное значение – отнюдь не такое мрачное.
Адамова глава – символ спасения
Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём.
Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоились голова и две кости предка всех людей, Адама.
Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей.
И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества. Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая.
Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаявшихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение.
Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».
Как попала голова Адама на Голгофу
Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне?
Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно?
Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Златоустный?
Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама. Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются?
Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода.
Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.
Как использовали этот символ на Руси
Крестик
Приблизительное время чтения: 9 мин.
С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.
Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.
Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг. В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили.
Впрочем были и исключения. В актах VII-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).
После легализации христианства в IV веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.
Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.
Уже на рубеже VII-го — IX-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в V-м — VII-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.
Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трулльского Собора.
В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» — Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.
Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях VIII–X вв. Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение XIII-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.
Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в XVIII-XX вв.
Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», — замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.
Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с VII-го по XVI-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей — Царь Иудейский» (I. Н. Ц. И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках — только с XVII-го века.
Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.
Что такое распятие на кресте?
Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы.
Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву — страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход — надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна — это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.
Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.
Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.
. Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.
Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с XV-го — XVII-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.
Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.
Дополнительные изображения на кресте
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I. н. ц. и.). Под ногами Богочеловека — подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.
Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.
Часто у Христа на Распятии — пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.
Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.
По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.
На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.
На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.
Допустимо ли использование символа Адамова голова?
Источники символизма (христианские корни):
Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.
Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму.
Похожие вопросы
4 Ответа
Не совсем понятно, что конкретно Вы имеете в виду, когда пишите о «войске» Христовом, сражающемся в «последние времена с войсками антихриста». Если Вы подразумеваете здесь всех православных христиан, то зачем изобретать какой-то отличительный знак. Нательный крест – вот наш отличительный знак. А главное, наши дела и образ жизни должны нас отличать, а не нашивки.
В христианском искусстве этот символ создавался не с целью угрожать или пугать кого-то, он символизирует освобождение человечества от смерти и Спасение. На одеянии схимника изображение «Адамовой головы» воспринимается иначе, нежели на военной форме или стилизованной под военную. В военном деле больший упор в использовании данного символа делается на устрашение, он как бы символизирует угрозу смерти от рук противника. Такое понимание противоречит изначальному христианскому смыслу данного изображения.
Вы же не будете каждому встречному в деталях объяснять историю происхождения выбранной Вами символики. Есть символы, использование которых военными преступниками навсегда изменило отношение к ним. Например, фашистская свастика. Не фашисты придумали ее, она более древняя, фашисты ее позаимствовали. Но теперь свастика у многих ассоциируется именно с фашизмом и теми бедами, которые он принес. У нас в стране свастика вообще запрещена. И никто не оправдывает ее использование лишь потому, что она изначально имела иной смысл.
Главным христианским символом во все времена является крест. Он символ победы Жизни нам смертью.
православные люди не боятся смерти, не боятся положить свою голову за Веру, Царя и Отечество
Не стоит идеализировать, далеко не все православные христиане не боятся смерти. За веру, царя и отечество голову клали в последний раз, вероятно, в Гражданскую войну. Царя давно нет, а веры в отечестве стало куда меньше, чем при царе. К тому же христианство никак не привязано к земному отечеству.
Обратим внимание, что в христианстве Адамова глава используется в символике Креста, а не сама по себе. Сам по себе этот символ в настоящее время больше связан с электрическими шкафами.
Предание сохранило рассказ, согласно которому Богочеловек Иисус Христос был распят на месте древней могилы праотца Адама, и кровь Богочеловека, стекающая по основанию Креста, попала на главу погребенного здесь первого человека, чем и был смыт грех праотца, совершенный в Эдемском саду (подробнее).
И в облачении великой схимы Глава адама изображается в основании Креста.
Поэтому крайне некорректно извлекать из цельного символа один элемент, который, при этом, теряет главный свой смысл.
Знак «Адамова голова» издавна использовался в христианской религиозной символике. В частности, у многих из нас он присутствует на шейном кресте.
Христианские воины также пользовались им в качестве самостоятельного символа. Здесь можно вспомнить и знаменитый стяг атамана Бакланова, и знамена четников на Балканах.
В общем, символ замечательный, но и пользоваться им надо, имея правильные побуждения. Да и надо ли нам примеривать на себя роль «воинов Апокалипсиса», придумывать для них символику? Достойны ли мы быть ими или даже сравнивать себя с ними? Не уверен.
Могут для нас воины, пусть и талантливые, служить образцами в богословских вопросах?
У чётников череп с костями имеет кардинально иную символику, чем у Главы Адама — не жизни, а смерти. Символика четников — чёрное знамя, где изображён череп с костями, а внизу написано: «С верой в Бога. Свобода или смерть».
Так молодой человек и задавал вопрос об Адамовой голове, как о воинском символе.
С уважением,
Выше в ответах было показано, что этот символ имеет глубокое богословское значение в символике Креста, но не в отрыве от Него.
Я полагаю, что применение этого символа возможно и в таком виде, если понимать и преподносить его в верном контексте. Скажем, святитель Николай Велимирович одобрял четническое движение времен Второй мировой войны и нигде не осуждал их символику. Ее носили и многие священнослужители, участвовавшие в четническом движении.
С уважением,
Вот в этом и загвоздка? Кто сможет преподнести и кто понять в том значении, которое будет вкладывать носитель этой «условной эмблемы»?
И это вопрос не из области можно/нельзя, а из области лучше/хуже.
Очевидно, что свт. Николай понимал этот символ не так, как будет понимать его большинство наших современников. Например, лозунг «Пpaвославие или cмeрть» нам понятен, а в РФ признан экстремиcтcким.