что означает каббала в магии
Каббалистические знаки — история и значение символов, амулетов, оберегов
Каббалистические знаки — прочно связанные с оккультной традицией мистические знаки. При помощи этих символов маги создают и заряжают талисманы, усиливают действие амулетов, проводят сеансы спиритизма и вызова духов с целью их контроля. Узнайте, что они собой представляют, почему важны и на какие вещи наносятся.
История каббалистических знаков
Каббала — свод древних знаний о становлении духа. Считается, что в этих знаниях сокрыт ответ на тайны Вселенной, ключ от всех дверей физических и ментальных. Эта система действенная, работает и направлена на помощь человеку в понимании его жизненного пути, высшего предназначения, обретения счастья и душевного покоя. Говоря грубо, Каббала – поиск смысла жизни, а не уход от нее посредством медитаций и отрешения, как это делают буддийские учения.
Многие выдающиеся люди изучали каббалу для лучшего понимания метафизических аспектов собственного существования. Среди этих деятелей науки – знаменитый греческий математик Пифагор, физик-испытатель Исаак Ньютон, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, а также Лейбниц и многие другие. Понимание этого мистического учения помогает лучше улавливать незначительные вещи, события, что помогают установлению причинно-следственных связей, облегчают осознание связанности всех событий. Знание законов духовного мира, влияние их на материальную вселенную укрепляет дух человека и делает его стойким перед ударами судьбы.
Само название «каббала» пришло к нам из арамейского языка означало «получение чего-либо». Нет никаких ограничений в поле, вере, национальной принадлежности, возрасте адептов, желающих воспринять это учение — каббала принимает всех, ибо цели у людей едины. Это желание счастья для себя и близких. Взаимная любовь, душевное спокойствие, успешная самореализация, нерушимое благополучие, крепкое здоровье.
Вещи, к коим стремится каббала, невозможно прикоснуться руками, удержать, увидеть. Они незримы, их природа нематериальна, но явственная и существование не подвергается сомнению. И эти желания, удовлетворение их в учении каббалы именуются «Свет». Когда речь идет о получении чего-либо, и неважно чего, то под этим понимается получение этого Света. Его проявления одинаковы для всех, но сугубо индивидуальны для каждого человека.
Михаэль Лайтман видел в этом учении науку о постижении тайн мироздания, что кардинально расходится с мнением прочих приверженцев каббалы. И маги, и ведьмы склонны согласиться с Михаэлем. Они активно используют каждый символ для создания амулетов и прочих оберегов.
Знаки каббалы и их значение
Главный символ каббалы – гексаграмма (тетраграмма), иначе именуемая масонской печатью, или Соломоновой печатью. Она изображает шестиугольную звезду вершиной вверх, что означает противоположность дьяволу — Бога. Она могущественное орудие белой магии. Многие практики оккультизма используют гексаграмму для призыва в ее центр злых и могущественных духовных сущностей, кои находятся внутри нее, но не способны навредить проводящему ритуал.
Каббалистическая тетраграмма – подвид или вариация гексаграммы, что не имеет столь широкого распространения. Еще ее называют великой государственной печатью всемирной масонской ложи. Внутри шестиконечной звезды начертано Число Зверя — шестьсот шестьдесят шесть: звезда состоит из двух равноценных и равносторонних треугольников, шестерки изображаются по трем углам каждого из них.
Знаки каббалы и их значение имеют плотную связь с масонской ложей. Следующий знак также имеет отношение к масонству: печать иудейского царя Соломона. У самих масонов, ответвлений ложи (оккультистов, спиритов, теософов и многих других), его именуют просто печатью царя Соломона, библейского богоизбранного царя. Он представляет собой два равносторонних треугольника белого и черного цвета, что составляют шестиконечную звезду. На них нанесено два символа — Альфа, что с греческого переводится как «Первый», и Омега – «Последний».
У значимым символам каббалы относят и Тетраграмматон, пентакль и Древо жизни.
Первый из них – Тетраграмматон – обозначает имя Бога, поскольку истинное имя Его не ведает никто и произнести не в силах. Оно аббревиатура, поскольку состоит из четырех иудейских букв: «йод», «хе», «вав», еще раз «хе». Первая означает стихию Огня, яростную и неукротимую, вторая — Воду, плавную и вместе с тем опасную, третья — стихия Воздуха, неосязаемая и бесплотная, а последняя есть Земля, без нее не жили бы люди. Огонь символизирует созидательную отцовскую энергию Бога, Вода — материнскую силу, чувственную составляющую, Воздух — сына, мысль, летучую как ветер, Земля — дочь, совершенное действие.
Каббала-знаки плотно связаны и с иудейской традицией магии, что означает связь с Библией. Пентаклем Соломона называют могущественный символ, с помощью коего маги ограждают себя от сторонних воздействий, призывают удачу, богатство. Он оберегает владельца от неудачи, страдания, бедствий. Великий царь Соломон избран Богом для успешного управления государством израильским. Когда Соломон получил от отца Давида магический артефакт — перстень с пентаграммой и странными знаками, ангел сошел с небес и обучил избранника таинствам магии, управлению силой дарованного ему символа, языку зверей и птиц. Считалось, что Соломон стал волшебником, то есть владел именем Бога, мог обращаться к нему напрямую, получать благословение и иные блага.
Пентаклем Соломона еще называют пентаграмму, и это порождает путаницу. Но особой разницы между ними нет: пентакль и пентаграмма имеют одну силу и смысл. Он символизирует власть земных владык, а также саму Землю. Семь вписанных в пентакль символов означают семь известных планет — от Луны и до Сатурна.
Для создания оберега-талисмана по привлечению удачи и богатства посредством пентакля каббалистическая традиция советует проводить ритуал в солнечный день — воскресенье. На растущей луне. Амулет создается из благородного металла — золота. Когда талисман создается для разовой акции, то составляется из хрупкого материала — золотой бумаги и краски. Само создание делают в воскресенье и также на росте луны.
Также талисман очищают от посторонней энергетики – окуривают ароматическим дымом ладана. Окропляют родниковой водой. Для этой практики простая или церковная не подходят. После очищения встают лицом на восток – там встает солнце, поднимают над головой пентакль и обращаются с просьбой к Вселенной. Назовите собственное имя или имя того, для кого просите.
В конце безымянным пальцем правой руки наносят на талисман ароматическое масло по часовой стрелке. Когда нет такового, берут подсолнечное, поскольку цветы подсолнуха – также символ небесного светила. Подышите на пентакль и скажите трижды:
Как растет Луна, пусть растет богатство для меня (назвать имя). Да будет так!
Последние из известных знаков каббалы – Дерево, или Древо Жизни. Оно схематическое изображение мирового строения. Состоит из десяти сфер, или сефирот. Название «сефирот» происходит от слова «исчисление» на иврите. Древо Жизни — основа учения каббалы, попытка основателей этого учения при применении цифр и различных терминов разложить предполагаемую систему мироздания с участием науки и математики. Человеческая попытка объять необъятное, прикоснуться к тайнам творения.
Также олицетворяет сверхчеловека, сотворенного по образу и подобию Творца. И десять сфирот – десять проявлений присутствия божества. Порой они трактуются как архетипические состояния тела человека и сознания, коих тоже десять. Каждой из них соответствуют собственная цифра, небесное тело, конкретное понятие, область человеческого тела.
Каббалистические кольца — личные и парные талисманы
Украшения-обереги с изображением мистических символов каббалы люди часто носят как обычную бижутерию: серьги, ожерелья, браслеты на ноги и руки, кольца. Последние занимают в мифологии и символизме человечества отдельное место — кольцо есть символ бесконечности.
Kаббалистические обручальные кольца.
Каббалистические кольца – также и напоминание о том первом, с коего и пошла традиция изготовления украшений с подобными символами, — кольце царя Соломона. И сегодня оно символ крепкой власти, острого ума, проницательности. У носителя подобного украшения-амулета обостряются лидерские качества, становится тверже характер, сильнее и честнее интуиция.
У последователей учения есть традиция на свадьбе надевать друг другу обручальные кольца – каббалистические. Это и символы супружества, и талисманы-обереги от невзгод на жизненном пути. На такие кольца наносятся пентаграмма или пентакль Соломона, имена ангелов-защитников и архангелов-покровителей и многие другие символы древнего учения каббала, что несут защиту и помощь людскому роду. Носящие подобные кольца супруги защищают себя от измены, предательства, лжи, ссор и недомолвок, навета и сглаза.
Браслет Каббала из красной нити
В каббале есть традиция повязывать на запястье красную нить. Пошла она из библейского повествования о том, что гробница праматери Рахили, или Рахели, величайшей женщины, матриарх рода иудейского, перетянута нитью красного цвета. В древности люди вновь оборачивали эту нить вокруг гробницы праматери, а после отрезали от нее часть, чтобы завязать на запястье.
Такой талисман имел огромную силу — защищал от недоброго взгляда, сглаза. Браслет каббала носится на левом запястье, где располагается сердце. Через него проходит мощная энергия, что и защищает от сглаза.
Нить важно правильно повязать. Когда человек сделает это сам для себя, это не убережет его от воздействия дурного глаза. Подвязывание сопровождается специальным ритуалом. Каббалистическую красную нить повязывает человек с любовью в сердце и без злых мыслей. Тогда она обретает истинную силу и препятствует вхождению в тело потоков негативной энергии.
Нить обязательно берется из натуральной шерсти, неважно какой. На ней завязывают семь узелков – по числу духовных измерений. Не повязывают туго, чтобы не передавливать вены. А также она дарится, а не покупается на собственные деньги. Оригинальную нить возможно купить в еврейском городе Нетивот.
Повязывающий «браслет» человек читает специальную молитву на иврите на красную нить – «Бен Порат». С чистым сердцем, направленными на добро мыслями, защиту, сострадание ближнему. Когда все условия соблюдены, оберег вступает в силу и защищает человека всей своей силой.
Каббала и ее знаки несут направленность на защиту и сохранение человеческой жизни и здоровья. Изучив их, вы можете самостоятельно или при помощи опытного мага-практика, создать собственные амулеты и обереги, что станут оберегать вас на пути. Количество направлений магии огромное, но каббалистическое учение – одним из древних и уважаемых. Ему стоит довериться.
Каббала — это мудрость, черная и белая магия…
Каббала — мудрость Творца
Каббала — это мудрость, раскрывающая секреты реальности Творца, сотворения мира, внутреннего уровня понимания Торы и т. д. В переводе слово Каббала означает — «получение». То есть, Каббалой называют ту полученную мудрость Творца, которая передавалась из уст в уста более чем 3300 лет от Моше Рабейну и до мудрецов нашего времени.
Во всех поколениях еврейские мудрецы были необыкновенно осторожны в распространении Каббалы. Передавать её можно было только тому, в ком видели признаки того, что он достоин этого (Рамбан, Глава Берейшит); только тому, кто мудр и разбирается во всех разделах Торы, учит, понимает и исполняет ее, по-настоящему Б-гобоязнен и т.д. (Зоар Хадаш, Глава Берейшит, стр. 10). И ещё вы найдёте необыкновенно жёсткие условия для тех, кто желает начать изучение Каббалы в предисловии к книге «Эц Хаим» р. Хаима Виталя.
Почему же Каббалу так скрывали?
Одна из причин — опасение мудрецов, что секреты Каббалы попадут в руки людей умных, но нечистых в своих намерениях и пристрастиях. Они опасались тех непредвиденных, разрушительных последствий, к которым это может привести.
В этом смысле Каббала подобна атомной энергии. Когда этот колоссальный энергетический потенциал находится под контролем, он приносит большую пользу в виде атомных электростанций. Но если атомная энергия выходит из-под контроля, она превращается в огромную разрушительную силу с непредвиденными последствиями. Так и Каббала.
Если она находится под контролем еврейских мудрецов, то приносит им и всему еврейскому народу колоссальную пользу, раскрывая невероятную глубину в мудрости Торы и исправляя мир. Но если Каббала выйдет из рук мудрецов и попадёт в руки людей нечестных и злоумышленных, то приведёт к трагическим результатам.
И так немало перепало еврейскому народу бед и преследований из-за нескольких капель Каббалы, просочившихся наружу и приведших к созданию христианства. Хватило знатока Каббалы лжепророка Шабтая Цви и движения франкистов, оставивших после себя разруху еврейской жизни в тех местах, где они находились, да и от всех других «каббалистов» достаточно натерпелись.
Это одна из причин, почему было столь сильным сопротивление массовому изучению Каббалы во всех поколениях. Теперь можно понять, насколько оправданны опасения мудрецов и в наше время.
Если всмотреться во все этапы эволюции взглядов, которое проходит современное изучение Каббалы, то увидим, как перед нами складывается новая секта «каббалистов». Уловив необыкновенный интерес к Каббале, они решили заявить на весь мир, что уже можно её изучать всем: евреям и неевреям, детям, взрослым — и всем, кому это в голову взбредёт.
И если вы спросите, а что с теми жёсткими условиями, которые наложили мудрецы на изучение Каббалы? И как они вообще надеялись распространить Каббалу в западном мире, ищущем, как правило, сиюминутные материальные удовольствия? Всему этому было найдено решение, не новое, но, как всегда, «революционное»: нет связи между Каббалой и евреями с их религией!
Но если это не часть иудаизма, то что же это? И на это был найден творческий ответ: Каббала — это наука! И не просто наука. А прикладная наука, с её помощью можно постичь шестое чувство, а заодно… все остальные вымыслы новаторов. Только для этого, как всегда в таких ситуациях происходит, им пришлось заново переписать как еврейскую историю в общем, так и историю Каббалы в частности.
Не стоит упоминания, что это даже не грубая фальсификация, а просто смехотворная профанация. Их аргументы порой на грани оскорбления человеческого интеллекта и рассчитаны всецело на неподготовленного слушателя.
И если бы не те чистые, и немного наивные души, которые действительно ищут духовной жизни и при отсутствии ясных и твёрдых знаний из самих источников иудаизма, неспособны различить тонкости фактов, идей и определений, не было бы никакой надобности в этих строках. Поэтому придётся ответить на выдумки «новых каббалистов». В рамках краткого ответа трудно пройтись по всем аспектам и всем аргументам, поэтому разберём в самой сжатой форме всего лишь несколько основных претензий.
1. Можно ли постичь подлинные знания Каббалы без предварительного изучения Торы?
Каббала — это неотъемлемая часть устной Торы. Как известно, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые: «ПаРДеС» (в переводе — Сад), но на самом деле это аббревиатура: «Пшат» — понимание простое, непосредственное, «Ремез» — намёк, «Драш» — толкование, «Сод» — тайна. То есть Каббала — это только четвертый уровень понимания Торы — «Сод». И как во всех мудростях мира существует определенный порядок их понимания, так же и в Торе. Невозможно понять «намёки», прежде чем познакомишься с непосредственным содержанием.
Так же точно нельзя понять глубину Торы — Каббалу — без предварительного изучения трёх её более верхних пластов. Хотя бы потому, что Каббала постоянно оперирует понятиями из Торы, Пророков, Писаний, Талмуда и всех остальных частей устной Торы. Поэтому она не постижима сама по себе, и те, кто пытаются «с налету» в ней разобраться, подобны тем, кто пытался наскоком разобраться в квантовой механике без того, чтобы получить элементарные знания по математике.
Тот же вывод однозначно находится и в самой Каббале. Приведём одно из мест: «Говорит Рашби в книге Зоар (часть 2, стр. 94): четыре составляющих человеческой души. В начале дают ему “Нефеш”. Удостоился — дают ему “Руах”, удостоился — дают ему “Нешама”, удостоился — дают ему “Хая”… И как же удостоится человек всех частей души? Дал ему Творец Тору — ПаРДеС. “Пшат” — простое понимание соответствующее “Нефеш”, “Ремез” — намёк, чтобы удостоиться “Руах”, “Драш” — для “Нешама” и “Сод” для “Хая”.
И должен человек вначале работать над простым пониманием Торы, усвоить и соблюсти её повеления, и тем самым он очистит свою “Нефеш”, поднимет её и удостоится более высокой части — “Руах”. И тогда можно перейти к изучению “Ремез”…, чтобы удостоиться “Нешама”, а отсюда на “Драш”… и удостоиться “Хая”.
И только тогда, поднявшись, ступень за ступенью, будет он способен постичь глубину глубин — “Сод”. И только тот, кто последовательно очистил свою душу, может приступить к изучению “Сод” — тайн Торы, иначе — это большая опасность для него и делать этого нельзя…» («Маор ВеШемеш», глава «Итро»).
Отсюда явное свидетельство того, что человек не может изучить Каббалу без того, чтобы предварительно «не насытился знанием Торы, Талмуда и всех законов еврейской жизни».
Добавим к этому ещё одну простую мысль. Все, кто по-настоящему изучал Тору, знают всю сложность глубины её понимания. Только «Пшат» — простое понимание само по себе необыкновенно сложно, ведь, как известно, есть 70 сторон в понимании всего сказанного. И только после этого добавятся на каждую из сторон многочисленные намёки; а отсюда — толкования каждой мысли на все области нашей жизни.
Так, порой Тора предстаёт как колоссальная, непостижимая загадка, скрытая от ясного понимания. И тогда… углубимся в «Сод», Каббалу, и вдруг всё запутанное и непонятное проясняется и выстраивается в стройную систему, связывающую разные части Торы в единое целое. И не только это, но и часть «мицвот» — заповедей Торы, у которых на первый взгляд не был понятен ни смысл, ни причина — вдруг получают понимание как необходимый и обязательный закон духовной реальности.
В этом смысле Каббала подобна чудо-ключу от закрытого и недоступного сада, наполненного всеми сокровищами мира. Для тех, кто последовательно изучает Тору, Каббала, как ключ, раскрывает все её внутренние закономерности и полноту. А те, кто решает начать сразу с Каббалы, подобен человеку, который кричит на весь мир — «Я нашёл секретный ключ!» Спросили его: «От чего ключ?» Ответил: «Какая разница. Мне достаточно, что могу поиграться с ним!»…
Итак, первый вывод: Каббала дана нам из того же источника, что Тора и заповеди, и невозможно отделить Каббалу от остальной Торы ни в наше время, ни в далёком прошлом, ни в грядущем будущем.
Кроме принципиальной сложности познания Каббалы есть и технические трудности. Об основной из них — материализации абстрактных каббалистических понятий, сами «новые каббалисты» предупреждают. Но можно ли действительно этого избежать, обладая внутренним ассоциативным миром массовой культуры, а не чистотой духа Торы? Более чем сомнительно.
И не только это, есть ещё ряд технических проблем.
Во-вторых, мудрость Каббалы включает в себя колоссальное количество материала, которое значительно превышает то, что предлагают «новые каббалисты» своим ученикам. Без попытки охватить его во всём объёме и во всех деталях не получится у них рассмотреть общую картину и построить на этой основе полное, стройное и ясное здание знаний.
В-третьих, для того, чтобы понять профессиональную терминологию Каббалы, желательно знать язык Торы, так как эти понятия принципиально непереводимы.
И ещё многое найдёте в книге «Шомер Эмуним Кадмон» (Акдама шния, ацаа шния и шлишит).
Всё это пробуждает больше, чем сомнение: доступно ли глубокое и истинное понимание Каббалы на уровне, предлагаемом «новыми каббалистами».
2. Принесёт ли какую-либо пользу изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?
Для того, чтобы разобраться в этом, спросим: «А для чего вообще они учат Каббалу? Какова их цель?» Много ответов на это придумано, в основном, чтобы завлечь широкие массы слушателей. Но за всеми можно найти ответ другой: «Цель изучения Каббалы — достичь совершенства человека, приближающего его к Творцу». И действительно, это написано во всех книгах по Каббале в разных формулировках. Один из величайших авторитетов Каббалы всех времён — Рабби Моше Хаим Луццато с гениальной простотой даёт определение предназначению человека:
«Человек создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (зив шхинато), — ибо вот что есть подлинное наслаждение и величайшее удовольствие, какое только может быть. Но место этого наслаждения — мир грядущий (олам а-ба), который для этого создан и должным образом приготовлен. А путь, который мы должны пройти, чтобы достичь желаемого грядущего мира, пролегает через этот мир…
Средства же, при помощи которых можно достичь этой цели — это заповеди(мицвот) Всевышнего. И исполнить эти заповеди можно только в этом мире. Поэтому Человек и был изначально помещён в этот мир, чтобы с помощью выполнения заповедей он смог приобрести право достичь места, предназначенного ему в будущем мире и там наслаждаться благом, которое он приобрёл себе при помощи этих средств» («Месилат Яшарим», начало первой главы).
Итак, духовная близость с Творцом возможна только благодаря специально предназначенным для этого средствам — «мицвот», практическим заповедям Творца. Поэтому во всех книгах по Каббале, за разбором глубинных тайн Творения, есть одна практическая цель — соблюдение мицвот. Другими словами, конечная цель изучения Каббалы — понять, как добиться наиболее полного и совершенного исполнения мицвот и посредством этого удостоиться духовной близости Творца! И так пишет «Шомер эмуним кадмон» спор первый, 31: «Не способен человек достичь совершенства в исполнении мицвот, без познания Каббалы…».
И если это так, то как же совмещаются у «новых каббалистов» абсурдная идея искать духовную близость с Творцом с желанием отменить необходимое средство достижения этой близости — соблюдение заповедей Творца?
Для желаний человека не нужно искать особых причин. Когда не хочется нести груз исполнения заповедей, то просто решают, что Каббала и заповеди — никак не связаны между собой.
Но, разумеется, «новые каббалисты» искали более аргументированные прикрытия своим желаниям и действительно нашли их в работах Баал Сулам — рабби Ашлага, искажая при этом оригинальный смысл и придавая ему желаемое толкование. Так, например, в предисловии к труду «Талмуд эсер асферот» сказано, что «когда человек занимается мудростью каббалы и упоминает имена “Келим” и “Орот”, то есть имена сосудов и светов, у которых есть с точки зрения его души принадлежность к ним, — они тотчас светят ему в определенной мере… и свечение, которое он получает раз за разом во время занятия, притягивают на него очарование с небес и преисполняют его изобилием святости и чистоты, которые намного приближают человека к тому, чтобы достиг он своего совершенства.» Гл.155
Отсюда привели свидетельство, что для достижения духовной чистоты и близости Всевышнего достаточно изучение Каббалы без выполнения заповедей…
Ну как же из этой цитаты «когда человек занимается мудростью каббалы» следует, что уже не нужно соблюдение заповедей? К тому же явное противоречие этому в том же предисловии Баал Сулам,где он, наоборот, обязывает всех овладением практических знаний в Галахе: «“…и один грешник истребит много блага”. Поэтому (чтобы не называться грешником) обязан непременно повторять законы, насколько это ему необходимо, чтобы не ошибиться в их исполнении… …говорит рав Хаим Виталь, что душа связывается с телом, только если оно совершенно и исправлено Заповедями Торы, 613 заповедями.» Гл. 24. То есть без исполнения заповедей смысл чародейства произношения имён «согрешившим», приблизительно такой же, как у человека, по шею сидящего в грязи и льющего чистую воду… на грязь.
Вот только один из примеров манипулятивного толкования работ Баал Сулам.
Из всего вышесказанного есть еще одно заключение:
В изучении Каббалы, без соблюдения заповедей нет ни смысла, ни пользы.
3. Является ли Каббала наукой?
В рекламных призывах к изучению Каббалы чувствуется огромное усилие представить Каббалу как науку. Большое количество статей написаны, чтобы убедить читателя в истинности этого открытия. А откуда вдруг появилась «наука каббала»? Возможно, что ответ на этот вопрос требует гораздо более подробного разбора этих двух понятий «Каббала» и «наука». Но это, к сожалению, выходит за рамки краткого ответа.
Нам же достаточно ограничиться ответом по сути. «Наука каббала» появилась благодаря тому же желанию максимального внедрения Каббалы в широкие массы. И если психология масс готова быстрее принять Каббалу под вывеской «наука», почему же не представить её в таком виде? Проблема только, что изобретатели не всё просчитали до конца.
Если бы они объявили, что сами открыли новую область науки — Каббалу, полностью приписав её себе, кто бы мог предъявить к ним какие-либо претензии? Хотите — верьте, хотите — нет. Мир никогда не страдал отсутствием простаков.
Абсурд заключается в том, что они силятся представить себя как продолжателей пути Аризаля и рабби Ашлага. А если это так, то проверим во всех их книгах и убедимся, что там нет даже намека на то, что Каббала — это наука в её классическом понимании. А если источником этой идеи не являются книги Каббалы, а всего лишь фантазия «новых каббалистов», она не стоит серьезного к себе отношения!
Ибо Каббалой, по определению, называется то, что мы получили, а не то, что придумали. И про это написано в предисловии к книге «Эц Хаим»: «Не переданы эти вещи человеческому сердцу, в соответствии с человеческим разумом. В их объяснении с точки зрения логики кроется огромная опасность…». Источником этих слов служит книга Зоар в главе «Итро» лист 86: «Не слышал — не говори». То есть то, что не слышал от своего учителя, нельзя самому придумывать.
Кстати, если Каббала — это наука, почему же тот, кто занимается ею, называет себя раввином? А если сейчас это стало наукой, то почему об этом не знали ранее? (И правда, жаль, что рабби Ашлаг не знал, что и он был великим ученым!) И если уж Каббала это наука, а не религия, то почему ее изучение должно приблизить человека к Творцу и ускорить приход Машиаха? Зачем отделение десятины? И т. д. Видно, что подобного рода противоречия не смущают их.
Если проверить как следует, можно убедиться, что в своих статьях они не приводят точных ссылок на первоисточники, ограничиваясь общими фразами. И даже если приводится цитата, то она трактуется в соответствии с заранее желаемыми выводами. Все это указывает на то, что не из самой Каббалы их «открытия». А если это так, то откуда их полномочия и авторитет?
А кто, собственно, признал и уполномочил этих? Ведь кроме их собственных учеников, явно понимающих в обсуждаемом вопросе не больше самого «гуру», никто не считает их мудрецами Каббалы. А те академические круги, которые выдали печать наукообразности, следует предположить, сделали это из уважения к количеству избранных сочинений. Ведь до этого в списке научных дисциплин Каббала не числилась. Так откуда вдруг у них появились специалисты, способные оценить открытие в области, которой они сами не занимались?
А где же действительно находятся специалисты? В тех местах, где испокон веков изучали Каббалу — в ешивах. Благодаря им, мы и знаем о её существовании. Так вот, поищите там, в этих ешивах, и вы не найдёте там ни одной книги «новых каббалистов». Они не только не признаны, но и рассматриваются как интеллектуальный бред и осквернение Каббалы.
Или попробуйте проверить, есть ли рекомендации к их книгам? Не найдёте! А теперь проверьте все наши еврейские книги, и вы не найдёте ни одной без рекомендательных писем раввинов, которые являются удостоверением профессионального уровня автора и подтверждением истинности самого труда.
И если уж о выдумках речь идёт, упомянем ещё одну.
Среди многочисленных обещаний поклонникам «науки Каббала» есть одно, которое по-особенному обладает притягательной силой: «Шестое чувство». Если вы будете учить Каббалу 3-5 лет, то дойдёте до «шестого чувства». А если не дойдёте, то это займёт ещё 4-5 лет. И тогда… А откуда вдруг появилось в «науке Каббала» «шестое чувство»? Из тех же вымыслов «новых каббалистов». Ведь это прекрасное коммерческое название, знакомое и загадочное, а главное, это что-то практически ощутимое, которое можно конкретно предложить. Ну кто же откажется от обладания «шестым чувством»? Проблема только в том, что ни в одной книге по Каббале нет упоминания об этом чувстве…
И тут мы подошли к важному моменту. У всех сторонников нового подхода к Каббале есть козырный аргумент.
4. Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать всем!
А что изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.».
…Теперь стало ясно. До 1995 года вы, Рита, были религиозной, верили в русалок и кентавров… А вот с 1995 вам разрешено и рекомендуется …
Именно этими именами прикрываются все «новые каббалисты», называя себя их учениками и последователями. Но как же они осмеливаются называть себя учениками? Ведь ученик расширяет и углубляет учение своего учителя — а если же он противоречит ему, то не учеником его достоин называться, а лишь осквернителем его имени. И известно по этому поводу мнение того, кто принят всеми как признанный авторитет и неоспоримый последователь и ученик р. Ашлага — рава Авраам Готтлиба, который в своей книге, посвященной жизни и учению раввинов семьи Ашлаг пишет:
«Тут следует предупредить и предостеречь от всякого рода институтов и организаций, претендующих на обучение Каббале, и часть из них даже использует имя рабби Ашлага, автора книги “Сулам” — благословенна память о нем. Я публично заявляю, что нет никакой связи между ними и рабби Ашлагом. Они поверхностно берут его учение и искажают его, используя в своих постыдных целях… Они берут всё внешнее и поверхностное из мудрости Каббалы и пользуются этим в отрыве от исконного еврейского пути и в полном отрыве от пути самого р. Ашлага…»
«…Путь нашего святого учителя состоял в том, что вся внутренняя часть Торы и мудрость Каббалы, которая является святая святых, предназначена исправить человека — дать ему силы избавиться от самовлюблённости, дать ему силы принять на себя веру Творца. А это возможно только посредствам соблюдения Торы, заповедей и изначальных еврейских обычаев, без разного рода реформ. Ибо заповеди и обычаи предназначены для цели приближения человека к Творцу. И ни у кого нет права отменять или облегчать часть из них, ибо они и есть наша жизнь.
И вот любой, кто читает эту книгу, являющуюся живым свидетельством из уст учеников Баал Сулам и учеников его сына, ясно видит, что нет и не было ничего общего между ними и теми искаженными душами людей, представляющих вышеупомянутые институты.»(«Асулам» стр. 135)
Другими словами, речь идёт не об учениках рава Ашлага, а о самозванцах, прикрывающихся его именем.
Перейдём к ответу на ваш следующий вопрос: «В чем секрет успеха массового распространения Каббалы?»
Каббала необыкновенно многогранна, и иногда достаточно ознакомиться с несколькими идеями о строении мира и человека, чтобы вызвать восхищение и пробудить духовную жажду. Без всякого сомнения, Каббала захватит любого интеллектуала, ищущего ответы на загадки жизни. Поэтому даже самого поверхностного знакомства с работами рабби Ашлага достаточно, чтобы вызвать огромный интерес к Каббале.
Но не стоит удивляться их нынешнему успеху. Ведь процесс находится в начальной стадии, и еще непонятно, в каком направлении он будет развиваться и к чему приведёт. Подобное, но в других масштабах, уже случалось в истории. Не только «новые каббалисты» пытались «украсть» части Торы и представить их отдельно от еврейства как часть общечеловеческого знания, объясняя при этом, что евреи являлись лишь хранителями этого клада, пока не пришло время открыть его и распространить по всему миру.
Все это не ново, так же развивалось и христианство, когда Шауль из Таршиша понял, что евреи не разделяют и не принимают его идеи. Он, посредствам нескольких каббалистических манипулятивных идей, построил основы христианской теологии, которая позволила ему обратиться ко всему человечеству. Он не выделил Каббалу из Торы, а выделился в секту, «украв» всю Тору и объявив, что она принадлежит всему человечеству. Вот и сейчас, по прошествии времени, берут книги Рашби, Аризаля, р. Ашлага, содержание которых — полная противоположность того, что из них пытаются выучить, выделяют их из остальной Торы и представляют как «науку каббалу». Берут идеи иудаизма и представляют их как «Каббала считает»… Христиане проделывали это значительно ранее.
Перейдем к Вашему последнему вопросу: «Можно ли изучать Каббалу?»
Если Каббала изучается с изначальным намерением не соблюдать то, чему она учит и обязывает, то это полностью запрещено.
Во-первых, из-за вышеупомянутого ограничения изучать Каббалу до тех пор, пока человек к этому себя не подготовит. И никто из мудрецов Каббалы ничего не «разрешал» и не «рекомендовал»…
Во-вторых, из-за зла, порождённого подобной учёбой. Аризаль в своём комментарии к словам Теилим: «И негоднику сказал Творец: что тебе к книге закона Моего», утверждает так: «Знай, что изучение Торы и хорошие поступки, которые делает человек, пока он остается негодником, не только не прибавляет ему духовной чистоты, но, наоборот, усиливает силы зла…». Другими словами, пока человек погружен в свои преступления и нарушает заповеди, изучение Каббалы и произнесение святых Имен не только не поможет ему приблизиться к Творцу, но, напротив, приведет к усилению злых сил в нем самом и во всем мире!
И не только они, но и тот, кто только начинает соприкасаться с духовностью и поиском смысла жизни, может утолить свою жажду в глубочайших работах Рамхаля, Маараля и других еврейских мудрецов. Основанные на Каббале, с одной стороны, и не вводящие во все её сложности, с другой, они дали нам ясные ответы на все вопросы бытия. Это и есть лучший путь ознакомиться с секретами Каббалы, продолжая при этом параллельное изучение Торы и соблюдая её повеления, как это принято в еврейском народе испокон веков.
Этот ответ был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби Яаковом Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными раввинами.