что означает класс судна о
Классификация судов, и их мореходные и эксплуатационные качества.
Согласно Российскому Речному Регистру все речные суда зависимо от конструкции делятся на 4 основных класса: «М», «О», «Р», «Л». Класс судна влияет на его способность выходить в плавание в штормовую погоду и в определенные акватории.
Планируя взять катер или теплоход в аренду, узнавайте, подходит ли выбранное транспортное средство для той акватории, плавание в которой планируется. Перечень водных бассейнов РФ и их разрядность уже определены законодательно. Так, река Нева практически полностью относится к классу «Р», а Ладожское и Онежское озера к классу «М» (есть участки класса «О»).
Речные суда класса «М»
Суда, которым присвоен данный класс, могут выходить в плавание при любой погоде. Они способны преодолевать волны высотой 3 м и шириной до 40 м. У судов этого класса максимально высокие борта, а люки и наружные двери водонепроницаемые. Открытые пассажирские палубы судов класса «М» оборудуют фальшбортами высотой минимум 90 см. Надстройки на таких судах выполняют из стали или других легких металлов, иллюминаторы закрывают глухими крышками или дополняют металлической рамкой. Якорные цепи на судах класса «М» длиннее, чем на судах других классов.
Официальная классификация ГИМС МЧС РФ
Данная классификация относится к районам плаванья, но каждое маломерное судно, поднадзорное ГИМС, а также права на управление маломерным судном, ссылаются на эти районы, в качестве разрешенных для плавания.
В каких случаях требуются права на катер
Проходить обучающие курсы и получать удостоверение необходимо для управления любым плавательным средством, зарегистрированным в реестре ГИМС. Права не требуются только на ТС массой до 200 кг, но мощность двигателя при этом не может превышать десяти лошадиных сил. Если катер обладает мощностью до семидесяти пяти лошадиных сил, а его масса (с лодочным мотором) составляет больше допустимого, то без удостоверения судоводителя обойтись нельзя.
Военные суды
Отдельный слой в судебной сфере, т.к. курирует дела только в военной сфере. Носит территориальный характер, образуется в местах локации армии.
Военная коллегия служит здесь высшим органом. Суды военных округов и групп войск образуют среднее звено. Регулирует отношения Вооруженных сил РФ, а именно:
Конституционный суд
Такая классификация отличается тем, что отделяет судопроизводство конституции от дел общей юрисдикции.
Этот суд контролирует насколько соответствуют конституции:
В федеральном конституционном законе прописаны разрешенные действия КС. Компетенция упраздняется лишь внесением исправлений в конституцию. Уставный (конституционный) суд субъектов распространяет свою власть в границах субъекта РФ. Проверяет соответствие местных законодательных документов конституции РФ.
Классификация Минтранса РФ для спортивных парусных судов
Данная классификация предназначена только для спортивных парусных судов.
Классификация Евросоюза (Категории CE)
Очень простая и понятная классификация. Класс присваивается всем малым судам на продажу. Устанавливается «Директивой о маломерных/рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC», с поправками 2003/44/EC, поэтому часто говорят о «Категории RCD» или «Категории CE».
По назначению
Суда принято делить по принадлежности к тому или иному флоту:
1. Транспортный флот предназначен для грузовых, пассажирских и грузопассажирских перевозок.
2. Промысловый флот используется для добычи морепродуктов и разработки органических полезных ископаемых в морях и океанах.
3. Технический флот оснащен специализированным оборудованием для выполнения работ по улучшению и поддержанию оптимальных условий эксплуатации других плавсредств (дноуглубительные снаряды, плавучие доки и краны, кабельные суда и плавучие мастерские).
4. Служебно-вспомогательный флот обеспечивает материально-техническое снабжение и разностороннюю поддержку всех флотов (ледоколы, буксиры, суда-снабженцы буровых и добывающих платформ, патрульные, лоцманские, пожарные, спасательные, водолазные и другие суда).
Необходимые документы для сдачи экзамена в ГИМС
Зуевский Евгений Викторович
Как правило, пакет документов подготавливает обучающая организации, ученику остается только посетить Государственную инспекцию. Она же предварительно подает заявку в ГИМС на аттестацию, но кандидату может выбрать дату и время самостоятельно.
По типу главного двигателя
Суда классифицируются на:
1. Турбоходы – роль главного двигателя выполняют паровые турбины.
2. Газотурбоходы – главным двигателем являются газовые турбины.
3. Теплоходы – главной силовой установкой служит двигатель внутреннего сгорания.
4. Электроходы – главным движителем является гребной электромотор, для которого дизель- или турбогенератор вырабатывают электрический ток.
5. Атомоходы – оснащены атомным реактором, энергия которого преобразуется в пар в парогенераторе и приводит в движение паровую турбину.
По способу передвижения
Суда классифицируются на:
1. Несамоходные, разделяемые в свою очередь на:
2. Самоходные – приводятся в движение собственными силовыми установками и способны перемещаться на значительные расстояния. Здесь не учитываются суда, которые используют эти установки для перемещения на короткие расстояния или для увеличения маневренности при буксировке (подруливающие устройства).
Обучение
Каждый, кто желает получить права на мотолодку, должен пройти обучение. Сделать это допустимо в специализированном учебном заведении, у которого есть лицензия на предоставление подобных услуг. Центры можно найти практически во всех городах, где есть Государственная инспекция по маломерным судам. При наличии сертификата или диплома из организации возможно сдать экзамен в ГИМС.
Цены отличаются в зависимости от административного центра, обычно не более 8500 рублей. Состоит обучение из теории и практики, стоит обратить внимание, что практические занятия осуществляются исключительно во время навигации. Для зачисления ученику требуется написать заявление, оплатить курс, предоставить справку о пройденном медицинском освидетельствовании и 3 цветных фото. Сначала кандидат сдает экзамены в организации, где проходила подготовка, а затем в инспекции на основе документа из школы.
Классификация речных судов
Согласно Российскому Речному Регистру все речные суда зависимо от конструкции делятся на 4 основных класса: «М», «О», «Р», «Л». Класс судна влияет на его способность выходить в плавание в штормовую погоду и в определенные акватории.
Планируя взять катер или теплоход в аренду, узнавайте, подходит ли выбранное транспортное средство для той акватории, плавание в которой планируется. Перечень водных бассейнов РФ и их разрядность уже определены законодательно. Так, река Нева практически полностью относится к классу «Р», а Ладожское и Онежское озера к классу «М» (есть участки класса «О»).
Речные суда класса «М»
Суда, которым присвоен данный класс, могут выходить в плавание при любой погоде. Они способны преодолевать волны высотой 3 м и шириной до 40 м. У судов этого класса максимально высокие борта, а люки и наружные двери водонепроницаемые. Открытые пассажирские палубы судов класса «М» оборудуют фальшбортами высотой минимум 90 см. Надстройки на таких судах выполняют из стали или других легких металлов, иллюминаторы закрывают глухими крышками или дополняют металлической рамкой. Якорные цепи на судах класса «М» длиннее, чем на судах других классов.
Речные суда класса «О»
Речные суда класса «О» могут выходить в плавание при волнах высотой не более 2 м. и шириной не более 20 м. К навигационному и спасательному оснащению таких суден предъявляется меньше требований, чем к суднам класса «М». Надстройки на судах класса «О» должны быть металлическими, но вместо иллюминаторов допускается установка обычных окон. Без ограничений по погоде судна данного класса могут выходить только в акватории своего уровня.
Речные суда класса «Р»
Суда класса «Р» предназначены для плавания по рекам. Максимально допустимая высота волны для судов данного типа составляет всего 1.25 м., ширина — 12 м. Надстройки у таких судов совсем легкие, а вместо иллюминаторов установлены обычные окна с деревянными рамами.
Речные суда класса «Л»
Суда класса «Л» могут передвигаться исключительно по малым и мелководным рекам. Осадка у суден этого класса не превышает 1.2 м.
Речные суда со знаком «ПР»
Суда, в классификации которых имеется дополнительный знак «ПР», подходят для плавания в прибрежных морских водах. При этом максимально допустимая высота волны для суден «О-ПР» составляет 2 м., «М-ПР» — 2.5 м.
Речные суда класса «М-СП»
«М-СП» — суда смешанного плавания, приспособленные для плавания как в речном, так и морском бассейнах. Они более прочны в сравнении с судами класса «М», дополнены навигационным оборудованием и спецсигналами. К этой категории относят как суда типа «река-море», так и суда типа «море-река», предназначенные для плавания в море с пересечением водных акваторий при необходимости. Суда данного класса могут плавать в акваториях при волне высотой до 3.5 м.
Формула класса прогулочного судна
(Извлечения из приказа)
3.1. С целью идентификации конструктивных и мореходных качеств прогулочного судна ему присваивается формула класса.
3.2. Формула класса в кодированном виде содержит информацию о:
типе судна и наличии (или отсутствии) у него водонепроницаемой палубы;
водных бассейнах и районах плавания, где разрешена его эксплуатация;
допустимом количестве людей на борту (членов экипажа и пассажиров);
допустимой мощности главного двигателя в киловаттах (кВт);
допустимой площади парусов в квадратных метрах (м 2 )
3.2.1. Первый знак кода определяет тип прогулочного судна по виду двигательно-движительного комплекса и условиям обитаемости:
7- несамоходное судно;
«К»- судно на подводных крыльях.
3.2.2. Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у прогулочного судна водонепроницаемой палубы:
Ç – суда с водонепроницаемой палубой;
* Класс прогулочного судна, которому разрешено плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах обозначается цифрами от одного до пяти, заключенных в круглые скобки.
** Формула класса судна для гидроциклов содержит три знака:
первый означает тип судна (цифра 5), второй пишется в круглых скобках и соответствует допустимой высоте волны, а третий допустимому количеству людей.
*** При отсутствии на прогулочном судне водонепроницаемых отсеков на месте третьего знака в формуле класса судна ставится прочерк.
3.2.4. Четвертый знак кода, который заключается в круглые скобки, указывает класс прогулочного судна.
3.2.6. Шестой знак кода через косую черту с наклоном вправо после пятого знака указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт. Если конструкцией судна главный двигатель не предусматривается, то шестой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.
3.2.7. Седьмой знак кода через косую черту с наклоном влево после шестого знака указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. Если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, то седьмой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.
3.3. Присвоенная формула класса вносится в регистрационные и судовые документы (судовой билет, судовую книгу, регистрационную карточку-заявление).
Примеры составления и записи формулы класса
12(ІІМ)10/250
Катер с водонепроницаемой палубой и двумя водонепроницаемыми отсеками имеет морской район плавания второй категории сложности и допустимую мощность главного двигателя до 250 кВт, парусного вооружения не предусмотрено. Допускается размещение не более 10 человек
4Ç 1((IIIМ)10/500
Парусно-моторное судно с водонепроницаемой палубой и одним водонепроницаемым отсеком имеет морской район плавания третьей категории сложности, с допустимой мощностью главного двигателя до 50 кВт и ограничением по парусности до 60 м2. Допускается размещение на нем не более 10 человек
Принцип классификации судов РРР (выдержка из правил)
Принцип классификации судов РРР (выдержка из правил)
7.1. Класс судна определяется совокупностью условных символов, присваиваемой судну при его классификации и характеризующей конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с правилами исходя из требований безопасности.
7.2. Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов.
7.3. Внутренние водные бассейны, включая участки с морским режимом судоходства, классифицируются по разрядам «Л», «Р», «О» и «М» в зависимости от их ветро–волнового режима исходя из следующих условий:
1) в бассейнах разрядов «Л», «Р» и «О» волны 1 %-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6, 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;
2) в бассейнах разряда «М» волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.
Участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей. В этих участках могут эксплуатироваться суда всех типов в соответствии с правилами и классом судна. Перечни внутренних водных бассейнов России в зависимости от их разряда, а также морские районы, в которых может осуществляться эксплуатация судов смешанного (река – море) плавания, и условия эксплуатации судов устанавливаются правилами. Морские районы классифицируются по разрядам «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП» в зависимости от их ветро-волнового режима и обеспеченности местами убежища.
7.4. Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы «Л», «Р», «О» и «М», определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором оно может эксплуатироваться.
Основными символами в формуле класса судов смешанного (река – море) плавания являются буквенные сочетания «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП», определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах. Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна приведены в приложении ¹ 2 к настоящему Положению.
7.5. В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса в формуле класса дополняется следующими символами:
1) для судов, построенных под техническим наблюдением Речного Регистра или другой признанной Речным Регистром классификационной организации, — символом ‡, который ставится перед основным символом, например, «‡О»;
2) непосредственно после основного символа класса вносится допускаемая при эксплуатации высота волны в метрах с точностью до первого знака после запятой, например, «‡О1,5».
Для высокоскоростных судов: глиссеров, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной подушке (СВП), а также экранопланов ограничения по высоте волны записываются в виде дроби, в числителе которой указывается высота волны при движении судна в водоизмещающем состоянии, а в знаменателе ‑ в эксплуатационном режиме. После дроби указывается тип судна по принципу движения, например, «‡Р1,2/0,8 глиссер», «‡О2,0/1,2 СПК», «‡О2,0/1,5 СВП», «‡Р1,2/0,4 экраноплан»;
3) для судов, имеющих специальные ледовые усиления, после значения высоты волны записываются заключенные в скобки слово «лед» и толщина мелкобитого зимнего льда в сантиметрах, установленная Речным Регистром при согласовании проекта судна, например, «‡О (лед 20)». В формулу класса ледоколов вносится слово «ледокол»;
4) для судов, оборудованных средствами автоматизации в соответствии с правилами, после всех символов, указанных в подпунктах 1 – 3 данного пункта, вносится буква «А», например, «‡О2,0 (лед 20) А»;
5) если судно или его отдельные элементы не в полной мере соответствуют правилам, не проверены практикой эксплуатации, но признаны Речным Регистром годными к эксплуатации как экспериментальные с целью их изучения и проверки, в формулу класса перед символом «‡» вносится символ «Э», например, «Э‡О2,0 (лед 20) А».
При удовлетворительных результатах испытаний, эксплуатации и освидетельствований судна с экспериментальным классом символ «Э» из формулы класса может быть исключен.
7.6. Речной Регистр может исключить или изменить в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.
7.7. Речной Регистр присваивает класс судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждает, возобновляет или восстанавливает его при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяется выдаваемым на судно классификационным свидетельством.
7.8. Класс судна, эксплуатируемого постоянно в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.
7.9. Судно внутреннего плавания, имеющее годное техническое состояние, может быть признано пригодным к эпизо-
дическому плаванию (нерегулярной эксплуатации) в бассейне более высокого разряда при условии выполнения дополнительных требований по конструкции, надводному борту, оборудованию, снабжению, а также ограничений по району плавания, ветро–волновому режиму, сезонности, ледовым условиям и т. п.
7.10. Речной Регистр по заявке судовладельца проводит переклассификацию судов в случае необходимости изменения основного символа класса в формуле класса или типа и назначения судна.
7.11. Работы по подготовке судна к переклассификации с повышением класса и/или в связи с изменением типа и назначения судна должны проводиться в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром, и под его техническим наблюдением. Расчеты и проверки должны выполняться в соответствии с правилами, действующими на момент разработки технической документации по переклассификации, и должны быть ориентированы на новые условия эксплуатации в связи с изменением внешних нагрузок, технических характеристик (осадка, водоизмещение, высота надводного борта), рода перевозимого груза и т. п.
УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВМЕСТИМОСТИ
Под вместимостью понимается валовая вместимость судна. Валовая вместимость судов внутреннего плавания GT в регистровых тоннах определяется по формуле:
где L и B — длина и ширина судна по конструктивной ватерлинии, м;
H — высота борта, м; T — осадка судна по конструктивную ватерлинию, м; d — коэффициент полноты водоизмещения; a —коэффициент полноты конструктивной ватерлинии; l, b, h — соответственно средние длина, ширина и высота надстроек или рубок, м. В валовую вместимость не включаются объемы рулевой рубки, камбузов, туалетов, всех световых люков и сходных мелких рубок. Валовая вместимость судов смешанного (река – море) плавания определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении ¹ 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМАТИВНЫХ ВЫСОТ ВОЛН ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОСНОВНОМУ СИМВОЛУ КЛАССА СУДНА
Основной символ класса «Л» «Р» «О» «М» «О-ПР» «М-ПР» «М-СП»
Нормативная высота волны, м 0,6 1,2 2,0 3,0 2,0 2,5 3,5
Обеспеченность высот волн, % 1 1 1 3 3 3 3
Что означает класс судна о
7.1. Класс судна определяется совокупностью условных символов, присваиваемой судну при его классификации и характеризующей конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с правилами, исходя из требований безопасности.
7.2. Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов.
7.3. Внутренние водные бассейны, включая участки с морским режимом судоходства, классифицируются по разрядам «Л», «Р», «О» и «М» в зависимости от их ветро-волнового режима исходя из следующих условий:
1) в бассейнах разрядов «Л», «Р» и «О» волны 1%-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6, 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;
2) в бассейнах разряда «М» волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.
Участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей. В этих участках могут эксплуатироваться суда всех типов в соответствии с правилами и классом судна.
Морские районы классифицируются по разрядам «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП» в зависимости от их ветро-волнового режима и обеспеченности местами убежища.
7.4. Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы «Л», «Р», «О» и «М», определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором оно может эксплуатироваться.
Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна приведены в приложении № 2 к настоящему Положению.
7.5. В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса в формуле класса дополняется следующими символами:
2) непосредственно после основного символа класса вносится допускаемая при эксплуатации высота волны в метрах с точностью до первого знака после запятой, например, » О1,5 «.
3) для судов, имеющих специальные ледовые усиления, после значения высоты волны записываются заключенные в скобки слово «лед» и толщина мелкобитого зимнего льда в сантиметрах, установленная Речным Регистром при согласовании проекта судна, например, » О(лед 20)». В формулу класса ледоколов вносится слово «ледокол»;
4) для судов, оборудованных средствами автоматизации в соответствии с правилами, после всех символов, указанных в подпунктах 1-3 данного пункта, вносится буква «А», например, » О2,0(лед 20)А»;
5) если судно или его отдельные элементы не в полной мере соответствуют правилам, не проверены практикой эксплуатации, но признаны Речным Регистром годными к эксплуатации как экспериментальные с целью их изучения и проверки, в формулу класса перед символом вносится символ «Э», например, » Э
О2,0(лед 20)А «.
При удовлетворительных результатах испытаний, эксплуатации и освидетельствований судна с экспериментальным классом символ «Э» из формулы класса может быть исключен.
7.6. Речной Регистр может исключить или изменить в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.
7.7. Речной Регистр присваивает класс судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждает, возобновляет или восстанавливает его при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяется выдаваемым на судно классификационным свидетельством.
7.8. Класс судна, эксплуатируемого постоянно в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.
7.9. Судно внутреннего плавания, имеющее годное техническое состояние, может быть признано пригодным к эпизодическому плаванию (нерегулярной эксплуатации) в бассейне более высокого разряда при условии выполнения дополнительных требований по конструкции, надводному борту, оборудованию, снабжению, а также ограничений по району плавания, ветро-волновому режиму, сезонности, ледовым условиям и т.п.
7.10. Речной Регистр по заявке судовладельца проводит переклассификацию судов в случае необходимости изменения основного символа класса в формуле класса или типа и назначения судна.
7.11. Работы по подготовке судна к переклассификации с повышением класса и/или в связи с изменением типа и назначения судна должны проводиться в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром, и под его техническим наблюдением. Расчеты и проверки должны выполняться в соответствии с правилами, действующими на момент разработки технической документации по переклассификации, и должны быть ориентированы на новые условия эксплуатации в связи с изменением внешних нагрузок, технических характеристик (осадка, водоизмещение, высота надводного борта), рода перевозимого груза и т.п.
Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна