что означает клиповое мышление

Клиповое мышление: добро или зло

что означает клиповое мышление. Смотреть фото что означает клиповое мышление. Смотреть картинку что означает клиповое мышление. Картинка про что означает клиповое мышление. Фото что означает клиповое мышление

Вы когда-нибудь собирали пазлы? Мы убеждены, что да. Наверняка вы стремились к собиранию полной картины, шаг за шагом, по частям искали части каждого фрагмента полного изображения, что, очевидно, занимало довольно много времени. При этом вы тренировали логику, память, мышцы зрительного аппарата, выдержку, и одновременно были увлечены процессом.

Теперь представьте, что вы от случая к случаю возвращаетесь к собиранию пазла, да и то, когда вы отлучаетесь, кто-то за вас собирает отдельные его фрагменты. А когда вы его собираете, вы еще и отвлекаетесь на просмотр телевизора, разговор с друзьями или поход в магазин за хлебом. Согласитесь, процесс собирания полной картины будет занимать гораздо больше времени, да и тренировка всего вышеперечисленного будет менее эффективной.

Сравнение первой и второй ситуации является ключом к понимаю разницы между понятийным и клиповым мышлением. Что же из себя представляет второе, как оно влияет на нашу жизнь? Давайте выяснять вместе.

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление (clip thinking) – это термин, зародившийся в России благодаря профессору философии Федору Гиренку в конце 1990-х гг. Этот термин был частью понятия «клиповая культура», появившегося с развитием массовой культуры капиталистических стран. Причины появления клипового мышления при этом выделялись следующие (по К. Фрумкину (российский культуролог и журналист)):

Как видно, каждая из причин в той или иной мере связана с ускорением темпа жизни современного человека в силу развития технического прогресса.

По причине того, что наша жизнь становится быстрее, мы страдаем от дефицита времени. Элементарно, у средневекового человека поток мыслей был гораздо медленнее и скупее в плане разнообразия, потому что круг обязанностей был в значительной степени меньше. Поход в гости (который для нас является делом одного вечера) планировался за недели или даже месяц из-за долгого приготовления. Сегодня же мы на ходу покупаем что-нибудь, чтобы не идти с пустыми руками, а по приходе думаем о том, что нужно поскорее домой бежать – дети ждут, завтра рано вставать, одежду нужно подготовить и т.д.

Из-за вечной нехватки времени мы воспринимаем информацию фрагментарно, мозаично, отрывисто, что, безусловно, сказывается на качестве этого восприятия. Сегодня, чтобы иметь какое-то представление о биологии, например, мы пойдем на YouTube в поисках информативного видеоролика (желательно не очень длительного), либо загуглим конкретную информацию по теме, интересующей нас, либо скачаем какое-нибудь приложение, которое будет обещать освоить основные понятия биологии за три дня. Но вся эта информация будет очень сжатой, поверхностной и неполной, что так и не позволит нам начать разбираться в биологии.

Нам нравятся фильмы, сериалы, где нет затянутых сцен, где эпизоды конкретны и сменяются один за другим, демонстрируя динамичный сценарий. Музыка для нас должна быть очень понятной, простой и заводящей. Интересующие нас статьи должны быть ёмкими, лаконичными, простыми для восприятия. Информации должно быть много, чтобы мы смогли узнать как можно больше. Это стандартная философия клипового потребителя.

Бесспорно, в этой информационной суете появляются свои издержки, которые следует учитывать в ежедневной жизни. Давайте рассмотрим их подробнее.

Минусы клипового мышления

Итак, какие отрицательные последствия несёт в себе клиповое мышление? Вот они:

Питая свой мозг только фрагментарными знаниями, мы не вникаем в материал. Статистический факт современности – люди читают меньше. А ведь книга – это важный источник информации, пожалуй, даже важнейший. Несмотря на появление электронных книг и других гаджетов, связанных с чтением, бумажный носитель, как указывают ученые, гораздо в большей степени позволяет усваивать материал, в том числе благодаря тактильным ощущениям и обстановке, которая окружает нас при чтении книги. Однако сегодня все чаще мы заменяем этот важный процесс на поиск кратких содержаний, аудиокниг. В принципе, нет ничего плохого в аудиокнигах, но визуальное восприятие информации на бумажном носителе более глубоко.

Так ли плохо обстоят дела с клиповым мышлением? Можно ли увидеть какие-либо положительные моменты в нем? Давайте попробуем разобраться и в этом.

Плюсы клипового мышления

Не думаем, что для вас станет новостью наличие как отрицательных, так и положительных сторон у любого явления. При этом к плюсам клипового мышления относятся:

Конечно, клиповое мышление – тенденция преимущественно негативная. Но если сочетать борьбу с отрицательными последствиями и опыт положительных эффектов, можно подружиться с этим понятием надолго. Осталось только разобраться в том, как нивелировать негативные стороны такого феномена, как клиповая культура.

Как бороться с негативными последствиями клипового мышления

Прежде чем мы расскажем, как снизить влияние клипового мышления, хотим напомнить, что среди большого разнообразия способов тренировки мышления вообще существует наша онлайн-программа «Когнитивистика», которая поможет применять на практике более 20 техник мышления. Именно на этой программе вы научитесь логично и последовательно рассуждать, при этом быстро реагируя на складывающиеся обстоятельства, и мы настоятельно рекомендуем вам ее пройти.

Теперь же давайте узнаем, как эффективно работать с клиповым мышлением:

Дополнительные методы по избавлению от отрицательных последствий клипового мышления вы можете посмотреть в данном видеоролике:

Еще один интересный момент: слово clip в переводе на русский имеет множество различных значений, среди которых есть «быстрая походка». А ведь действительно, воспринимая все через яркие мимолетные образы, не углубляясь в материал, мы словно «пробегаем» по различным аспектам жизни. Так вот, остановитесь, вдохните полной грудью и продолжите свой путь, но более размеренной походкой. Есть японская пословица, которая гласит: «Когда на сердце легко, и походка легка». Почему бы не прочитать её в обратном порядке, и не зашагать «лёгкой походкой», чтобы «на сердце было легко», спокойно. Тогда и «клипы» станут воздействовать на нас в меньшей мере.

Источник

Клиповое мышление – что это такое и нужно ли с ним бороться

что означает клиповое мышление. Смотреть фото что означает клиповое мышление. Смотреть картинку что означает клиповое мышление. Картинка про что означает клиповое мышление. Фото что означает клиповое мышление

Привет, уважаемые подписчики и гости блога!

За последние пару десятков лет инфополе претерпело кардинальные изменения. С появлением интернета вместо нескольких телеканалов и газет мы получили миллиарды источников и огромное многообразие форматов. Пропускать через себя такой плотный поток невозможно, поэтому нашему восприятию пришлось адаптироваться и поставить жесткие фильтры. Сегодня я расскажу, что такое клиповое мышление.

Чаще всего этот термин применяется в отношении нового поколения детей и подростков. Узнаем, так ли опасно клиповое мышление, как о нем принято говорить, и нужно ли с ним бороться.

что означает клиповое мышление. Смотреть фото что означает клиповое мышление. Смотреть картинку что означает клиповое мышление. Картинка про что означает клиповое мышление. Фото что означает клиповое мышление

Понятие

Первое, что приходит в голову при слове “клип”, – это музыкальный видеоряд на каком-нибудь МУЗ-ТВ, состоящий из обрывочных, быстро сменяющих друг друга картинок. И в своем представлении мы ушли недалеко.

С английского слово clip переводится как отрывок, вырезка, т. е. что-то фрагментарное, не связанное по смыслу. Вырезая из всего отснятого материала главные моменты и склеивая их в общую картину, монтажер пытается облегчить понимание целого без акцента на частных деталях. Клиповое мышление работает по схожему принципу.

Специалисты в области психологии, социологии, педагогики затрудняются дать конкретное определение этому термину. Ведь для мыслительного процесса характерно внимание, обдумывание, разложение рассматриваемого объекта на составные части, анализ и отложение переработанной информации в долговременную память. Все это формирует основы мышления. Но клиповое восприятие этим не обладает.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что клиповое мышление – это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазла, когда в сознании формируются яркие кратковременные образы, которые сразу же сменяются другими, такими же красочными и недолгими.

Первым, кто начал использовать в своих работах данный термин, был российский доктор философских наук Федор Гиренок. Хотя о клиповом восприятии еще до него начал говорить американский социолог Элвин Тоффлер в рамках рассмотрения понятия клиповой культуры. Он использовал его для описания культуры развитых капиталистических стран.

Клиповое восприятие по его качествам можно противопоставить понятийному мышлению – медленному, негибкому, основанному на выстраивании логических цепочек и функционирующему на базе текстовых и речевых средств.

Предпосылки появления

В 2010 году российский культуролог и журналист Константин Фрумкин выделил несколько главных причин появления клипового мышления:

Большинство специалистов согласны с Фрумкиным и считают клиповое мышление новой формой человеческого сознания, которая обусловлена появлением и развитием науки и техники.

Вместе с тем некоторые исследователи утверждают, что клиповое мышление не является чем-то инновационным. Подобные психические процессы происходили еще в эпоху, когда не было текстов и мир воспринимался фрагментами.

Этапы развития

Первый толчок к появлению клиповой культуры был дан музыкальными клипами. Еще в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия на ТВ начали крутиться короткие кинофрагменты, что сопровождали песни популярных исполнителей. Часто мелькающие кадры даже могли не иметь никакого отношения к содержанию самого текста. Впрочем, как и современные клипы.

Вот еще несколько факторов, которые повлияли на развитие клипового мышления:

Признаки

Частично мы с вами уже выяснили, какие черты характерны для клипового мышления. Давайте подведем некоторые итоги.

Мыслить клипово – значит:

Как определить преобладание у человека клипового мышления:

Плюсы и минусы

В конце 90-х, когда поколение Пепси уступило место поколению гаджетов, Андрей Подольский – заведующий кафедрой психологии и педагогики МГУ – решил провести эксперимент и выяснить, насколько сильно влияют массмедиа и набирающий тогда обороты интернет на умы современной молодежи.

Он собрал студентов и разделил их на две группы. Была поставлена общая задача: нужно разобраться в проблеме некой девушки. Только первой группе выдали тексты с описанием ее истории, а другим участникам показали отснятые ролики с аналогичным содержанием. В результате те студенты, что посмотрели видео, в 6 раз лучше поняли смысл показанного, нежели те, кому пришлось изучать текстовые данные.

Картинка не только смогла заменить текст, но и превзошла его. Хорошо это или плохо? Исследователь прокомментировал результаты своего опыта следующим образом: “Фильмы и видеоролики дают готовое решение, точнее, иллюзию готового решения”.

Недостатки

Сформулируем тезисно негативные особенности клипового восприятия:

Достоинства

Вместе с тем нельзя однозначно сказать, что клиповое мышление – это плохо. В современных условиях ускоренного ритма жизни мы вынуждены быть многозадачными, быстро схватывать хаотичную информацию и также оперативно переключаться на новую.

Известный американский профессор психологии Ларри Розен в своей книге “Воспитание сетевого поколения” отмечает, что современные дети отлично совмещают выполнение домашнего задания, переписку в нескольких чатах, изучение новостной ленты и прослушивание музыки на фоне.

Доктор физико-математических наук Валерий Опойцев тоже считает, что в клиповом мышлении нет ничего катастрофического. Он уверен, что люди с подобным складом восприятия просто уходят с тех “глубин”, где не испытывают интереса. При этом они умеют анализировать информацию, которая их увлекает. Само клиповое мышление Опойцев считает механизмом адаптации к новым реалиям жизни.

Итак, соберем все достоинства клипового восприятия:

Как бороться с недостатками клипового мышления у детей

Как мы уже с вами выяснили, клиповое мышление – это не всегда зло, а потому бороться с ним нужно только тогда, когда оно действительно мешает продуктивно учиться и затрудняет общение со сверстниками.

Итак, как избавиться от пагубного влияния клипового образа восприятия:

Заключение

Мы с вами узнали, что из себя представляет клиповое восприятие и чем оно характеризуется.

Известный британский футуролог и телеведущий Джеймс Мартин, который еще в начале 80-х годов прошлого века предсказал эру Всемирной паутины, разделил людей на два типа. Первый тип – это люди-книги. Они извлекают информацию из книг и других печатных изданий и обладают долгим мышлением. Второй тип – люди-экраны, которые как раз наделены клиповым мышлением. Так вот, преимуществом последних Мартин назвал способность к скоростному отклику и более оперативному реагированию на любые изменения.

Несомненно, есть и вторая сторона медали. Это быстрая утомляемость, сложности с концентрацией и анализом, низкая успеваемость. Чтобы снизить эти негативные проявления, нужны те методики и упражнения, которые мы с вами рассмотрели. Но бороться с клиповым мышлением как таковым не нужно. Лучше научиться грамотно и с умом его использовать.

На сегодня у меня все. Обязательно подпишитесь на обновления, ведь впереди еще много полезного и интересного.

Источник

Клиповое мышление. Бороться нельзя, использовать

что означает клиповое мышление. Смотреть фото что означает клиповое мышление. Смотреть картинку что означает клиповое мышление. Картинка про что означает клиповое мышление. Фото что означает клиповое мышление

К ак-то сидя в ресторане за столиком в ожидании заказа, я наблюдала за множеством операций, совершаемых сотрудником заведения за минуту. Делая подсчёт на кассовом аппарате, он, не отрываясь от работы, стал отвечать на телефонный звонок. Официант из зала выкрикнул вопрос по меню, и парень с трубкой у уха, на секунду подняв глаза от кассы, ответил. Затем повернул голову с телефоном к входу и с улыбкой поприветствовал новых посетителей. Указав на свободные столики и проговорив несколько слов о сегодняшней акции, он продолжил общаться по телефону и клацать на кнопки кассы… Все его действия были доведены до автоматизма.

Пример пришёл мне в голову, когда я взялась за написание статьи о клиповом мышлении современных школьников и молодых людей: фрагментарном, быстром, поверхностном. Этот двадцатилетний парень — представитель поколения с таким восприятием действительности, которое считается проблемным, потому что юноша больше походил на робота, нежели человека. Ведь совершать одновременно множество второстепенных операций свойственно машине.

Сегодня очень ценятся «мультитаскные» работники. Хотя наука твердит о вреде многозадачности в том виде, в каком требуют современные работодатели; большинство хочет, чтобы нанятый сотрудник больше делал и меньше думал.

Такая непопулярная у подрастающего поколения умственная операция, как «думанье», больше свойственна людям постарше с понятийным мышлением, позволяющим смотреть на мир вдумчиво и целостно. Это прерогатива интеллектуально развитой личности. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями. Есть мнение, что с ростом технического прогресса оно постепенно превращается в рудимент и уходит в прошлое.

Клиповое мышление: что это значит

Педагоги, психологи, физиологи и социологи сегодня потерялись в понятиях относительно клипового мышления. Ведь процессу думанья, если его разобрать на составляющие, свойственны такие мыслительные этапы, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение. А мышление есть совокупность этих умственных процессов, лежащих в основе познания.

Всех этих значений нет у слова клип: быстро сменяющиеся и несвязанные по смыслу обрывки информации, впечатления и образы, не требующие анализа и осмысления. Так что употребление вместе этих понятий кажется неуместным. Лучше уж сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодежи, но не только.

Люди постарше, которым сейчас около 40 лет, заставшие советскую систему обучения в школе и вузе, также признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги. Текст объёмом в сто – триста страниц — куда ни шло, но многостраничные произведения — увы. Буквы не складываются в слова, быстро утомляешься и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.

Такая потребность появляется, когда взаимодействуешь со множеством внешних раздражителей… Если у индивида нет желания укрыться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервной системы и психики, а на первый план выходит стремление из массива информации выделить важное и приступить к действию, то это признак эволюции…

Первичная реакция здорового организма на изменившиеся условия существования — приспособление. В нашем контексте это защита мозга от перегрузки. Обороняясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной, характерной для мыслительного процесса.

Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора. Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка образов. Клиповая подача информации сегодня везде. Её атрибуты: яркая визуализация, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинок, постоянное обновление.

что означает клиповое мышление. Смотреть фото что означает клиповое мышление. Смотреть картинку что означает клиповое мышление. Картинка про что означает клиповое мышление. Фото что означает клиповое мышление

Признаки клипового мышления

Когда в 90-е годы на ТВ впервые появился клип — беспорядочная смена картинок — многие не могли понять, что это. Постепенно мозг привык к такому формату и выработал нужное восприятие. Теперь мы уже говорим о признаках и следствиях клипового мышления, среди которых отмечают:

Некоторые из этих следствий нельзя назвать нормой, например, быструю утомляемость. И всё же признаки клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать. На смену информационному голоду прошлых десятилетий, пришло «инфоожирение». Спору нет, голод — это плохо, равно как и бесконтрольное потребление пищи. Аналогично и с поглощением информации.

Раньше школьники без труда сидели на уроке 45 минут. Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему. Теперь внимание ребёнка можно удержать всего 15 минут. Определённо педагогам приходится туго, и ситуация с современным образованием сложная.

что означает клиповое мышление. Смотреть фото что означает клиповое мышление. Смотреть картинку что означает клиповое мышление. Картинка про что означает клиповое мышление. Фото что означает клиповое мышление

Клиповое мышление: плюсы и минусы

Это явление времени имеет как плюсы, так и минусы. К минусам клипового мышления школьников относят рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и способности творить.

А также снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления, излишняя тяга к комфорту.

Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьёшься, но исполнители из такой молодёжи хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством наблюдают, как основа интеллектуального развития — понятийное мышление уступает позиции клиповому. Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями. Может их синтезировать, чтобы состояться на жизненном поприще?!

К немногочисленным плюсам клипового восприятия подрастающего поколения специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под условия. Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. За счёт этого у молодых людей увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.

Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружают, стараясь вычленять главное. Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет. Исчезла потребность в анализе и логике. Хотя некоторые предметы в школе и направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.

Как избавиться от клипового мышления

Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? В любом случае непросто перейти от понятийного восприятия действительности к клиповому и тем более обратно. Мозгу требуется время, усилия, саморабота, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьбу противоположных мнений и недопонимание поколений.

По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов обучения с помощью информатизации образования. Порой им кажется, что всевозможные девайсы и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют…

Современные исследования показывают, что обучение — это расширение сети нашего понимания. Оно эффективнее, когда мозг берёт по кусочку новых сведений и присоединяет их к уже существующим. То есть, по сути, он не изменился, предпочитая постепенность, а не аврал информации.

что означает клиповое мышление. Смотреть фото что означает клиповое мышление. Смотреть картинку что означает клиповое мышление. Картинка про что означает клиповое мышление. Фото что означает клиповое мышление

Нейробиологи утверждают, что мозг, как и прежде, обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машины присвоив людям…

На первый план выходит развивающая функция обучения. Используются учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частная смена деятельности и многозадачность. Клиповость как элемент обучения присутствует, но не преобладает. Монотонность и злоупотребление линейной подачей материала исключены. Большое разбивается на блоки, упрощается. Изученное многократно повторяется.

По мнению педагогов, сегодня возникла настоятельная потребность и в культивировании живого общения между учениками, пока оно не исчезло совсем. Обязательно надо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в интернете и безраздельному влиянию СМИ на юные умы.

Как прийти к равновесному мышлению

Можно ли совместить оба вида познания и сформировать нечто вроде равновесного мышления. Как говорилось выше, люди 30–40 лет находят в себе признаки клипового и ещё не утеряли свойства понятийного мышления. Совмещать малосовместимое помогают восточные практики: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательные упражнения, йога.

На Востоке давно провозгласили главенство трансцедентального разума, имеющего неограниченные возможности и переходного к более высоким уровням сознания, которое предполагает сохранение главных человеческих ценностей, отношений и созидательную деятельность.

Дыхательная медитация

Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности. Если всё вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которую часто побаиваются, связывая с какой-то тайной: посидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такого сложного понятия.

Между тем 5–10 минут сидения утром и столько же вечером, значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие отмечают, что обретается какая-то неосязаемая внутренняя опора, и день складывается по-другому, более осознанно.

Зачастую под медитацией понимают расслабление. Многие тренинги направлены именно на это. Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Никаких специальных упражнений не требуется, только подсчёт собственного дыхательного цикла: вдоха-выдоха с небольшим растягиванием последнего и осмысленное сосредоточение на этом процессе. Уже через минуту можно почувствовать облегчение.

что означает клиповое мышление. Смотреть фото что означает клиповое мышление. Смотреть картинку что означает клиповое мышление. Картинка про что означает клиповое мышление. Фото что означает клиповое мышление

Обычно возбуждённому человеку рекомендуют: «Дыши глубже». Дышать надо не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется. Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается. Замедляя его, вы вызовете обратный эффект.

Настоящая медитация — это не только и не столько расслабление, сколько большая внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные опыты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи. Над головой второго приборы улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…

Если практик захочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации. Можно посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути освоения качественной медитации, которые помогут установить связь со своим «Я».

День тишины и «мауна»

В домашних условиях можно провести «День тишины». Ограничить себя в пользовании интернетом и общении с окружающими, если не на день, то хотя бы несколько часов. Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории… Заняться хобби. Уйти в эти часы от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма. Позволить себе делать все дела в два раза медленнее, как бы привнося бдительность и осознанность в каждой действие. Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет яснее.

В йоге есть интересная практика, хорошо справляющаяся с говорливым умом. Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме. Хотя бы в течение двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти. А также не смотреть ТВ, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел. Лучше отвести такой практике сутки. Конечно, это требует определённого опыта, который по мере упражнений в молчании, придёт.

Видный индийский политический лидер и мыслитель ХХ столетия Махатма Ганди регулярно практиковал мауну. Во время молчания внутри себя он находил ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично с доброжелательной улыбкой отвадил колонизаторов всех мастей от своей страны, заставив их признать суверенитет Индии.

Практики концентрации

Современные курсы по медитации, помимо обучения расслаблению, ставят целью ещё и научить быстро сосредотачиваться на чём-то одном. Когда хорошо концентрируешься, даже трудная работа выполняется быстрее и качественнее. Вы погружаетесь в неё настолько, что ничего не замечаете. Большинство из нас работает, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, делая внимание слабым, расщеплённым и растрачивая ресурсы мозга.

У нас есть автоматическое и произвольное внимание. Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному. А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.

что означает клиповое мышление. Смотреть фото что означает клиповое мышление. Смотреть картинку что означает клиповое мышление. Картинка про что означает клиповое мышление. Фото что означает клиповое мышление

Внимание можно натренировать, как мышцу. Упражнений в концентрации много. Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), написанное слово или мантру. Созерцать нейтральный предмет, например, вазу. В йоге есть интересная практика концентрации на пламени свечи — тратака. Можно сосредотачиваться на различных частях тела — дришти.

Как работает сосредоточение, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом. Концентрация — это умение собрать рассеянное внимание в луч ментальной энергии и направить его на выполнение дела. Хорошая концентрация не может быть длительной: 3–4 часа. Природа налагает ограничение на ресурсы мозга. Профессионалы придерживаются этого правила и многого добиваются.

Как ещё поддержать концентрацию? Находясь на природе. Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой. А вот прогулки по городу растрачивают. Вспомните, сколько там рекламы и броских вывесок, борющихся за наше внимание. Эксперименты показали, что люди, побывавшие на природе, на 20 % лучше отдыхающих в городе выполняли свои повседневные задачи.

Сегодня в мегаполисах очень много людей с рассеянным истощённым вниманием. В таком состоянии человека можно убедить в чём угодно. Этим пользуются воротилы индустрии потребления, «впаривая» ненужные товары и услуги. На ум приходит финальная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро». Коэн, главный герой, — топ-менеджер большой корпорации по доказыванию математических формул и теорем… Одновременно он занят поисками своего жизненного предназначения.

Однажды ему поручают довести до конца формулу, на которой сгинули многие хорошие специалисты. Дойдя до полного выгорания, он понимает, что у неё нет доказательства. Окончательно измучившись и во всём разочаровавшись, он в отчаянии бросается к боссу с вопросом, зачем тот заставляет людей работать над невозможными задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная. Видимость работы, смысла, суеты… Хаос приносит прибыль!

Лучше контролировать собственный «хаос», чтобы жизнь не заставляла решать иллюзорные задачи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *