что означает количественная величина интервала
Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки
Интервалы
Интервал – расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основание, верхний – вершина. Интервал имеет качественную и количественную величину.
Количественная величина интервала – это количество ступеней, составляющих интервал. Качественная величина интервала выражается количеством полутонов и тонов, составляющих интервал. Мелодические интервалы могут быть восходящими и нисходящими. Интервалы, образованные в пределах октавы, называются простыми, их всего восемь. Для названия интервалов применяются числительные на латинском языке, которые обозначают, какая по счету ступень будет вершиной интервала (рис. 1.15):
Рис. 1.15. Интервалы (количественная величина)
Качественная величина интервала обозначается словами: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная. Между основными ступенями звукоряда образуются следующие интервалы (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Интервалы между ступенями звукоряда.
Название | Обозначение | Количественная величина |
---|---|---|
Чистая прима | 4.1 | 0 тонов |
Малые секунды | м.2 | 0.5 тона |
Большие секунды | 6.2 | 1 тон |
Малые терции | М.З | 1.5 тона |
Большие терции | Б.З | 2 тона |
Чистая кварта | 4.4 | 2.5 тона |
Увеличенная кварта | ув.4 | 3 тона |
Уменьшенная квинта | ум. 5 | Зтона |
Чистые квинты | 4.5 | 3.5 тона |
Малые сексты | м.6 | 4 тона |
Большие сексты | 6.6 | 4.5 тона |
Малые септимы | м.7 | 5 тонов |
Большие септимы | 6.7 | 5.5 тонов |
Чистые октавы | ч.8 | 6 тонов |
Рис. 1.16. Интервалы (качественная величина)
Интервал. Две величины интервала (качественная и количественная). Мелодические и гармонические интервалы. Простые и составные интервалы. Консонансы и диссонансы. Обращение интервалов.
Интервал. Две величины интервала (качественная и количественная). Мелодические и гармонические интервалы. Простые и составные интервалы. Консонансы и диссонансы. Обращение интервалов.
Звуки, взятые вместе, называются гармоническим интервалом, а звуки, взятые раздельно – мелодическим интервалом.
Интервалы бывают простые и составные. Простые – это интервалы в пределах октавы. К ним относятся: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Составные интервалы – это те, которые больше октавы на какой-то простой интервал. К ним относятся: Нона (9) – секунда через октаву, децима (10) – терция через октаву, ундецима (11) – кварта через октаву, дуодецима (12) – квинта через октаву, терцдецима (13) – секста через октаву, квартдецима (14) – септима через октаву, квинтдецима (15) – двойная октава.
По степени слитности интервалы делятся на консонансы и диссонансы.
Консонансы – звучат слитно, мягко, звуки их не противоречат друг другу. К ним относятся: весьма совершенные – ч1 и ч8, совершенные – ч4 и ч5, несовершенные – м3,б3 и м6, б6.
Диссонансы – звучат не слитно, жестко, звуки их противоречат друг другу. К ним относятся: м2,б2, м7,б7 и тритон.
Простые интервалы
интервал | название | кол-во ступеней | кол-во тонов |
Ч1 | Чистая прима | 1 ступень | 0 тонов |
М2 | Малая секунда | 2 ступени | полутон |
Б2 | Большая секунда | 2 ступени | 1 тон |
М3 | Малая терция | 3 ступени | полтора тона |
Б3 | Большая терция | 3 ступени | 2 тона |
Ч4 | Чистая кварта | 4 ступени | 2,5 тона |
Ч5 | Чистая квинта | 5 ступеней | 3,5 тона |
Тритон | 3 тона | ||
М6 | Малая секста | 6 ступеней | 4 тона |
Б6 | Большая секста | 6 ступеней | 4,5 тона |
М7 | Малая септима | 7 ступеней | 5 тонов |
Б7 | Большая септима | 7 ступеней | 5,5 тонов |
Ч8 | Чистая октава | 8 ступеней | 6 тонов |
Тритоны. Характерные интервалы
Тритоны – это интервалы, в которых 3 тона. К ним относятся увеличенная кварта – ув4 и уменьшенная квинта – ум5.
Разрешается ум5 – в малую или большую терцию (м3 или б3).
Тритоны
Характерные интервалы – это интервалы, которые характерны для гармонического мажора и минора.
Строение характерных интервалов в мажоре и миноре гармоническом
интервал | мажор | минор | разрешение |
Ув2 | VI (г) | VI | ч4 |
Ум7 | VII | VII (г) | ч5 |
Ув5 | VI (г) | III | б6 |
Ум4 | III | VII (г) | м3 |
Д7 с обращениями
аккорд | ступень | формула строения | разрешение | пример в до мажоре |
Д7 | 5 | б3+м3+м3 | в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой | «соль-си-ре-фа», разрешение: «до-до-до-ми» |
Д65 | 7 | м3+м3+б2 | в полное тоническое трезвучие с удвоенной тоникой | «си-ре-фа-соль», разрешение:«до-до–ми-соль» |
Д43 | 2 | м3+б2+б3 | в развернутое тоническое трезвучие | «ре-фа-соль-си», разрешение:до–ми-соль-до» |
Д2 | 4 | б2+б3+м3 | в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой вверху | «фа-соль-си-ре», разрешение: «ми-соль-до-до |
Вводные септаккорды
вид вводного септаккорда | где встречается | ступень | формула строения | разрешение | ||
м VII7 | натуральный мажор | VII | м3+м3+б3 | гармонический мажор | VII | м3+м3+м3 |
гармонический минор | VII#(г) | м3+м3+м3 |
Три вида мажора и минора
мажор | вид | минор |
нет изменений | натуральный | нет изменений |
Ь 6 ступень | гармонический | # 7 ступень |
вверх – как натуральный, вниз – Ь6 и Ь7 ступени | мелодический | вверх – #6 и #7 ступени, вниз – как натуральный |
A moll-
Монодические лады – это лады, которые возникли в Древней Греции, а затем получили распространение в средние века в церковной и народной музыке. Поэтому их еще по-другому называют средневековые лады или лады народной музыки.
Монодические лады бывают 7 и 5 ступенные. Мажорного и минорного наклонения.
7 – ступенные лады мажорного наклонения:
Ионийский (звучит как натуральный мажор),
Лидийский (мажор с высокой 4 ступенью),
Миксолидийский (мажор с низкой 7 ступенью),
7 – ступенные лады минорного наклонения:
Эолийский (звучит как натуральный минор),
Фригийский (минор с низкой 2 ступенью),
Дорийский (минор с высокой 6 ступенью),
Локрийский (минор с низкими 2 и 5 ступенями),
5 – ступенные лады называются пентатоникой. Она бывает мажорной и минорной.
Мажорная пентатоника – это мажор без 4 и 7 ступеней.
Минорная пентатоника – это минор без 2 и 6 ступеней.
В музыке также часто встречаются дважды гармонические мажор и минор (или лады с двумя увеличенными секундами).
В дважды гармоническом мажоре (dur2г) – низкие 2 и 6 ступени.
В дважды гармоническом миноре (moll2г) – высокие 4 и 7 ступени.
Кварто-квинтовый круг
0 знаков | 1 # | 2 # | 3 # | 4 # | 5 # | 6 # | 7 # |
C-dur | G-dur | D-dur | A-dur | E-dur | H-dur | Fis-dur | Cis-dur |
a-moll | e- moll | h-moll | fis-moll | cis-moll | gis-moll | dis-moll | ais-moll |
0 знаков | 1 b | 2 b | 3 b | 4 b | 5 b | 6 b | 7 b |
C-dur | F-dur | B-dur | Es-dur | As-dur | Des-dur | Ges-dur | Ces-dur |
a-moll | d-moll | g-moll | c-moll | f-moll | b-moll | es-moll | as-moll |
Кругом он называется потому, что если продолжать строить квинты или кварты в одном направлении, то круг замыкается на том же самом звуке. Но при этом увеличивается количество ключевых знаков. В музыке получили распространение тональности до семи знаков. Тональности с большим количеством знаков заменяются на энгармонически равные. Энгармонически равные тональности – это такие, которые звучат одинаково по высоте, но различны по названию и написанию. В квинтовом круге есть 3 пары энгармонически равных тональностей: 1)тональности с 7# До#-мажор и ля#-минор энгармонически равны тональностям с5ь Реь-мажор и сиь-минор.2)тональности с 6# Фа#-мажор и ре#-минор энгармонически равны тональностям с 6ь Сольь-мажор и миь-минор. 3)тональности с 5# Си-мажор и соль#-минор энгармонически равны тональностям с 7ь Доь-мажор и ляь-минор.
Умеренные темпы
Moderato (модерато) – умеренно
Andantino (андантино) – быстрее чем andante
Allegretto (аллегрэтто) – оживленно, медленнее чем allegro
Быстрые темпы Очень быстрые темпы
Allegro (аллегро) – быстро, скоро Presto (прэсто) – очень быстро
Vivo (виво) – живо Prestissimo (прэстиссимо) – быстро,
как только возможно
Интервал. Две величины интервала (качественная и количественная). Мелодические и гармонические интервалы. Простые и составные интервалы. Консонансы и диссонансы. Обращение интервалов.
Звуки, взятые вместе, называются гармоническим интервалом, а звуки, взятые раздельно – мелодическим интервалом.
Интервалы бывают простые и составные. Простые – это интервалы в пределах октавы. К ним относятся: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Составные интервалы – это те, которые больше октавы на какой-то простой интервал. К ним относятся: Нона (9) – секунда через октаву, децима (10) – терция через октаву, ундецима (11) – кварта через октаву, дуодецима (12) – квинта через октаву, терцдецима (13) – секста через октаву, квартдецима (14) – септима через октаву, квинтдецима (15) – двойная октава.
По степени слитности интервалы делятся на консонансы и диссонансы.
Консонансы – звучат слитно, мягко, звуки их не противоречат друг другу. К ним относятся: весьма совершенные – ч1 и ч8, совершенные – ч4 и ч5, несовершенные – м3,б3 и м6, б6.
Диссонансы – звучат не слитно, жестко, звуки их противоречат друг другу. К ним относятся: м2,б2, м7,б7 и тритон.
Соль-фа.рф
Сольфеджио — просто и интересно!
Качественная и количественная величина интервала
Интервал (в музыке) – это созвучие двух звуков. Так же, можно сказать, что это расстояние от одной ноты до другой.
Чтобы узнать сколько ступеней в интервале, нужно посчитать сколько нот по-порядку помещается в расстояние от основания до вершины интервала.
Чтобы узнать сколько тонов в интервале можно воспользоваться клавиатурой пианино.
Рассмотрим несколько примеров построения интервалов от ноты до:
В интервале чистая прима (ч1) 1 ступень и 0 тонов
чистая прима от ноты до
малая секунда от ноты до вверх
В интервале большая секунда (б2) также 2 ступени, но уже 1 тон
большая секунда от ноты до вверх
В интервале чистая октава (ч8) 8 ступеней и 6 тонов
чистая октава от ноты до
Количественная и качественная величина интервала
Каждый интервал имеет две величины – количественную и качественную.
Количественная (или ступеневая) величина интервала – это количество охватываемых интервалом ступеней, она обозначается цифрой.
Например: интервал, содержащий три ступени – это терция и т.д.
В зависимости от количественной величины интервал получает своё название.
Качественная (или тоновая) величина интервала – это количество содержащихся в интервале тонов, она обозначается буквой.
Например: интервал, содержащий три ступени и два тона – это большая терция и т.д.
Качественная величина интервала определяет различие звучания однородных интервалов, например: малой и большой терции и т.д.
Диатонические и хроматические интервалы
Между основными ступенями звукоряда в пределах октавы образуются простые интервалы.
Они называются диатоническими или основными, так как образуются между ступенями натуральногомажора или минора.
К ним относятся все чистые, малые, большие интервалы и тритоны (увеличенная кварта и уменьшённая квинта).
Все остальные увеличенные и уменьшенные интервалы (кроме тритонов) называются хроматическими.
Интервал. Обращение интервала.
Интервалом называется расстояние между двумя звуками (cтупенями лада). Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершиной.
Обращением интервала называется перенос (перемещение) нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
В результате перемещения получается новый интервал.
Вместе с первоначальным интервалом новый интервал (его крайние звуки) составляет интервал октаву.
Первый способ – это перенос нижнего звука на октаву вверх.
Второй способ – перенос верхнего звука на октаву вниз.
При обращении интервала получается новый интервал, изменяя его вид (количественную величину и качество).
По количеству ступеней интервалы обращаются:
Прима (1) – в октаву (8),
секунда (2) – в септиму (7),
терция (3) – в сексту (6),
кварта (4) – в квинту (5). И наоборот:
Квинта (5) – в кварту (4),
секста (6) – в терцию (3),
септима (7) – в секунду (2),
октава (8) – в приму (1).
По качеству интервалы обращаются:
Малые (м) – в большие (б),
большие (б) – в малые (м),
чистые (ч) – в чистые (ч),
увеличенные (ув) – в уменьшённые (ум),
уменьшённые (ум) – в увеличенные (ув).
Аккорд. Виды трезвучий.
Аккорд – это созвучие трёх и более звуков. Из всех существующих аккордов самым распространённым является трезвучие.
Трезвучие— это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям (это аккорд терцового строения).
Каждый звук трезвучия имеет своё название (относительно основного тона):
Нижний звук трезвучия называется примой или основным тоном,
средний– терцией или терцовым тоном,
В зависимости от терций, входящих в состав трезвучия существует 4 вида трезвучий:
1. Мажорное трезвучие, обозначается Б5/3= б3+м3
2. Минорное трезвучие, обозначается М5/3= м3+б3
3. Увеличенное трезвучие, обозначается Ув5/3= б3+б3
4. Уменьшённое трезвучие, обозначается Ум5/3= м3+м3
Количественная и качественная величина интервала
Музыкальный интервал – это созвучие двух нот и промежуток, то есть расстояние между ними. Подробное знакомство с интервалами, их именами и принципами построения состоялось еще в прошлом выпуске. Если вам что-то нужно будет освежить в памяти, то ссылка на предыдущий материал будет дана ниже. Сегодня же мы продолжим изучение интервалов, а конкретно – рассмотрим два их очень важных свойства: количественную и качественную величины.
ПРОЧИТАТЬ ОБ ИНТЕРВАЛАХ МОЖНО ЗДЕСЬ
Так как интервал – это расстояние между звуками, то это расстояние должно как-то измеряться. У музыкального интервала таких измерений два – количественная и качественная величина. Что это такое? Давайте разбираться.
Количественная величина интервала
Во-вторых, эти числа показывают, как далеко друг от друга находятся два звука интервала – нижний и верхний (основание и вершина). Чем больше число, тем шире становится интервал, тем дальше друг от друга находятся составляющие его два звука:
Принцип, который мы сейчас описали, проще понять на примере. Построим все восемь интервалов от звука РЕ, запишем их нотами. Видите: с возрастанием числа ступеней (то есть количественной величины), увеличивается и расстояние, промежуток между основанием РЕ и вторым, верхним звуком интервала.
Качественная величина
Например, от ДО и до ДО-ДИЕЗА полутон (полутон, когда мы поднялись с белой клавиши на ближайшую черную), от ДО-ДИЕЗА до ноты РЕ тоже полутон (когда мы спустились с черной клавиши на ближайшую белую). Аналогично: от ФА до ФА-ДИЕЗА и с ФА-ДИЕЗА до СОЛЬ – все это примеры полутонов.
Есть на клавиатуре пианино полутона, которые образованы исключительно белыми клавишами. Их два: МИ-ФА СИ и ДО, и их нужно запомнить.
ВАЖНО! Полутона можно складывать. И, например, если сложить два полутона (две половинки), то получится один целый тон (одно целое). Например, полутона ДО с ДО-ДИЕЗОМ и между ДО-ДИЕЗОМ и РЕ в сумме дают целый тон между ДО и РЕ.
Чтобы было проще складывать тона, запомните простые правила:
Для вас сейчас самое главное – научиться складывать тона, и научиться определять, сколько тонов или полутонов умещается от одного звука до другого. Давайте потренируемся.
Например, нам нужно определить, сколько тонов между звуками сексты ДО-ЛЯ. Оба звука – и до, и ля, входят в счет. Считаем: до-ре – это 1 тон, дальше ре-ми – это еще 1 тон, получилось уже 2. Далее: ми-фа – это полутон, половинка, прибавляем ее к имеющимся 2 тонам, получаем уже 2 с половиной тона. Следующие звуки – фа и соль: еще один тон, в сумме уже 3 с половиной. И последнее – соль и ля, тоже тон. Вот мы добрались до ноты ля, и итого получили, что от ДО до ЛЯ всего 4 с половиной тона.
А теперь давайте сами! Вот вам задания для тренировки. Посчитать, сколько тонов:
Ну как? Справились? Правильные ответы такие: ДО-МИ – 2 тона, ФА-СИ – 3 тона, МИ-ДО – 4 тона, ДО-ДО- 6 тонов, РЕ-ЛЯ – 3 с половиной тона, МИ-МИ – ноль тонов. Прима – это такой интервал, в котором мы не уходим от начального звука, поэтому в ней нет фактического расстояния и, соответственно, ноль тонов.
Что дает качественная величина?
Качественная величина дает новые разновидности интервалов. В зависимости от нее различают такие виды интервалов:
В первую очередь нужно разобраться с чистыми, малыми и большими интервалами – они основные. А увеличенные и уменьшенные – подключатся к вам после. Чтобы построить большой или малый интервал, нужно совершенно точно знать, сколько в нем тонов. Эти значения нужно просто запомнить (на первых порах можно выписать на шпаргалку и постоянно туда заглядывать, но лучше сразу выучить). Итак:
Чистая прима = 0 тонов
Малая секунда = 0,5 тонов (половина тона)
Большая секунда = 1 тон
Малая терция = 1,5 тонов (полтора тона)
Большая терция = 2 тона
Чистая кварта = 2,5 тона (два с половиной)
Чистая квинта = 3,5 тона (три с половиной)
Малая секста = 4 тона
Большая секста = 4, 5 тона (четыре с половиной)
Малая септима = 5 тонов
Большая септима = 5,5 тонов (пять с половиной)
Чистая октава = 6 тонов
Чтобы понять разницу между малыми и большими интервалами, посмотрите и поиграйте (попойте) интервалы, построенные от звука ДО:
Давайте теперь применять новые знания на практике. Для примера построим все перечисленные интервалы от звука РЕ.
Выпишем все, что у нас получилось на один нотный стан:
Вот для примера еще вам интервалы, построенные от звука МИ, а уж от остальных нот – будьте добры, попробуйте построить самостоятельно. Нужно же вам потренироваться? Не все ж готовые ответы по сольфеджио списывать?
А, между прочим, интервалы можно строить не только вверх, но и вниз. Просто в этом случае нам нужно будет манипулировать все время нижним звуком – его в случае надобности повышать или понижать. Как понять, когда повышать, а когда понижать? Смотрите на клавиатуру и анализируйте, что происходит: увеличивается расстояние или уменьшается? Расширяется интервал или сужается? Ну и в соответствии со своими наблюдениями принимайте нужное решение.
Если мы строим интервалы вниз, то повышение нижнего звука приводит к сужению интервала, уменьшению количества тонов-полутонов. А понижение – наоборот, интервал расширяет, величина качественная возрастает.
Посмотрите, мы тут построили интервалы вниз от нот ДО и РЕ, чтоб вы посмотрели. Попробуйте разберитесь:
А от МИ вниз давайте вместе построим, с пояснениями.
Взглянем, что получилось. Одни диезы сплошные, ни одного бемоля. Хорошо хоть, что так не всегда. Если построить от других нот, то там и бемоли могут встретиться.
Кстати, если вы забыли, что такое диез, бемоль и бекар. Ну, бывает, иногда такое… То повторить можно на ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ.
Для того чтобы строить и находить интервалы, считать тона, часто нам требуется фортепианная клавиатура перед глазами. Для удобства вы можете распечатать нарисованную клавиатуру, вырезать ее и вложить в свою рабочую тетрадочку. А скачать заготовку для печати вы можете у нас.
ЗАГОТОВКА КЛАВИАТУРЫ ПИАНИНО – СКАЧАТЬ
Таблица интервалов и их величин
Весь материал этой большой статьи можно свести к одной маленькой табличке, которую мы сейчас вам покажем. Вы эту шпаргалку по сольфеджио также можете перерисовать к себе в тетрадь, куда-нибудь на видное место, чтобы она у вас всегда была перед глазами.
В таблице будет четыре графы: полное название интервала, его краткое обозначение, количественная величина (то есть, сколько в нем ступеней) и качественная величина (сколько тонов). Не запутаетесь? Для удобства можете сделать себе сокращенный вариант (только вторая и последняя колонки).
Название интервала | Обозначение интервала | Сколько ступеней | Сколько тонов |
чистая прима | ч1 | 1 ст. | 0 т. |
малая секунда | м2 | 2 ст. | 0,5 т. |
большая секунда | б2 | 2 ст. | 1 т. |
малая терция | м3 | 3 ст. | 1,5 т. |
большая терция | б3 | 3 ст. | 2 т. |
чистая кварта | ч4 | 4 ст. | 2,5 т. |
чистая квинта | ч5 | 5 ст. | 3,5 т. |
малая секста | м6 | 6 ст. | 4 т. |
большая секста | б6 | 6 ст. | 4,5 т. |
малая септима | м7 | 7 ст. | 5 т. |
большая септима | б7 | 7 ст. | 5,5 т. |
чистая октава | ч8 | 8 ст. | 6 т. |
На этом – пока все. В следующих выпусках вас ждет продолжение темы «Интервалы», вы узнаете о том, как делать их обращения, как получить увеличенные и уменьшенные интервалы, а также о том, что такое тритоны и почему они живут в нотной тетрадке, а не в океане. До новых встреч!