что означает комиссионный магазин
Комиссионная торговля: что это такое, правила, как работает магазин, схема, бухгалтерский учет
Реализация вещей, бывших в употреблении, набирает обороты популярности. В этой статье мы расскажем про комиссионную торговлю, опишем, что это такое и как она работает, приведем основные правила магазинов по продаже непродовольственных товаров, а также покажем схему.
Что означает само понятие
Понятие комиссионной реализации предполагает продажу бывшей в употреблении продукции: антикварные предметы (статуэтки, картины, денежные средства прошлых веков, мебель, столовые приборы), современная бытовая техника, одежда, обувь, спортивный инвентарь. Когда вы принесете свое имущество в торговую точку – между вами и комиссионером заключается соглашение, где расписывается цена и определенный срок. При этом продавец должен продать объект и получить за это небольшой процент (вознаграждение).
В договоре обязательно читайте строку с условиями магазина. Там будут определены следующие моменты:
Теперь вам известно, что это такое – товары на комиссии. Теперь мы расскажем, какие нормативные документы можно использовать обеим сторонам.
Законодательная база
Весь алгоритм действий описан в пунктах статей 990, 991, 999 и 1001 ГК РФ. Чтобы не вникать в юридические тонкости, мы распишем данную процедуру в краткой форме:
В настоящее время этот процесс усовершенствовался благодаря автоматизации и стал намного качественнее и быстрее. При помощи установки программного обеспечения от российского разработчика мобильных систем учета от компании «Клеверенс» можно создать автоматизированный договор, где будет прописаны сведения о приемке, продаже, комиссии и отчетности.
Комиссионный магазин как бизнес в 2020 году? Выгодно ли?
Сразу скажу, что статья будет полезна только для тех, кто делает первые шаги в бизнесе: планирует открыть собственный или купить сразу готовый бизнес
Справка из Энциклопедии: «Комиссионный магазин – это торговое предприятие, занимающееся реализацией бывших в употреблении вещей. От магазинов second-hand отличается тем, что товар на продажу поступает не с оптовых складов, а от частных лиц, сдающих их на комиссию (денежную оценку) и получающих расчет после реализации».
Рыночные исследования нескольких последних лет показывают, что интерес населения к комиссионным магазинам постоянно растет. Это подтверждает и тот факт, что число таких торговых точек увеличивается и в столице, и в других крупных городах России.
Комиссионная торговля процветала еще во времена Советского Союза. Тогда это было средоточие хоть и подержанных, но зачастую качественных и дефицитных, а порой имеющих художественную ценность, вещей. Товары в комиссионках продавались по высоким ценам, и покупателями в них зачастую были состоятельные люди. Сейчас – совсем другое дело. Комиссионные магазины привлекают в первую очередь, демократичностью цен и широким ассортиментом товаров первой необходимости: одежды, обуви, посуды, бытовой техники и т.д.
Людям всегда было свойственно желание сэкономить, приобрести что-либо со скидкой. Все, кто находится в поиске недорогого холодильника (на дачу), брендовой одежды (пусть и прошлогодней коллекции) или айфона за полцены – это ваши потенциальные клиенты.
Начинать собственный бизнес комиссионной торговли с наименьшими затратами и минимальным риском капиталовложений выгодно прямо сейчас — в момент экономического спада в стране. Эксперты уверены, что в этом сегменте розничной торговли спрос все еще превышает предложение, и в ближайшее время он будет только увеличиваться.
Схема работы предприятия торговли б/у товарами проста и прозрачна. Целью владельца является реализация чужого товара и получение за это определенного процента с продажи.
Частные лица, предоставляющие товар для реализации в комиссионные магазины, называются комитентами. Обычная схема, практикующаяся у владельцев комиссионок — помещение товара на витрину на определенный срок (от месяца до трех или больше). Если за этот период изделие остается на полке, его возвращают владельцу (иногда взимается плата за хранение — от 3 до 5 процентов, по желанию хозяина магазина). Если товар продан, комитент заполняет специальный бланк договора, в котором говорится о передаче прав собственности покупателю на данный товар.
Ваша задача, как владельца торговой организации, выступающей посредником в сделке, следить за соблюдением обязательств обеими сторонами. Во избежание непредвиденных ситуаций, юристы советуют каждую операцию купли-продажи в обязательном порядке фиксировать на бумаге с подписями сторон. Бланки договоров должны быть заранее подготовлены вами в достаточном количестве. Конечно, для их составления потребуется квалифицированный юрист.
В торговле товарами б/у обычно действует такая схема взимания комиссионных: чем дороже вещь, тем меньше процент магазина. Например, при реализации норковой шубы за 50 тыс. руб. ваша доля с продажи может составить 10% (5 тыс.), а при продаже пальто или куртки за 1 тыс. руб. — до 30% комиссионных (330 руб.) Таким образом у вас появляется коммерческий интерес заниматься реализацией разных вещей – и дорогих, и дешевых. Товарооборот в низком ценовом сегменте происходит быстрее, и процент прибыли более высок, зато за реализацию одной дорогой вещи можно сразу получить значительную сумму.
Конечно, процентную ставку владелец магазина может устанавливать по своему усмотрению (как вариант – единую для всех товаров). Но маркетологи рекомендуют применять именно вышеупомянутую систему комиссий, поскольку она лучше всего зарекомендовала себя в сфере комиссионной торговли.
От правильного выбора концепции будущего магазина во многом зависит успех будущего предприятия. Существует несколько популярных форматов:
Иногда предприниматели открывают магазин одежды, а затем при благоприятном стечении обстоятельств расширяют бизнес, добавляя другие отделы.
Однако эксперты сейчас рекомендуют сделать упор на магазине технике или продаже авто. Эти 2 направления считаются самыми прибыльными в 2020 году.
Единогласное мнение специалистов по маркетингу и финансовых экспертов сводится к тому, что количество комиссионных магазинов в ближайшее время будет только расти. Популярности недорогих б/у товаров не страшны кризисные явления, ведь в сложные времена спрос них только увеличивается. Большим плюсом этого вида деятельности является отсутствие рисков: нет необходимости делать оптовые закупки товара, который в случае нестабильности покупательского спроса может лечь мертвым грузом.
Чтобы провести детальный расчет предполагаемой прибыли, нужно знать примерную сумму дневного чека магазина. Например, он равен 40000 руб. (это очень скромный показатель). В этом случае чистая прибыль владельца может составить 20% от этой суммы или 8 тыс. руб. Считаем: месячная прибыль от предприятия — около 240 тыс. руб., годовая – 2.880 тыс. Отсюда отнимите сумму ежемесячных расходов – 140 тыс. руб. и получите 100 тыс. чистой прибыли в месяц и 1.200 тыс. — в год.
Старт любого бизнеса всегда труден и непредсказуем. Старайтесь, чтобы о вас сложилось самое благоприятное впечатление у всех — и у комитентов, и у клиентов, — и тогда успех не заставит себя ждать. Удачи!
Понятие и правила комиссионной торговли
Комиссионная торговля представляет собой особую форму реализации товаров, которая предполагает особое документальное оформление и учет.
Вопрос: Как отразить в учете организации-комитента реализацию товара через комиссионера, участвующего в расчетах с покупателем, если по условиям договора комиссии комитент возмещает расходы комиссионера на хранение этого товара?
Фактическая себестоимость переданного на комиссию товара по данным бухгалтерского учета составляет 300 000 руб. и равна цене приобретения товара по данным налогового учета. Согласно договору цена реализации товара составляет 480 000 руб. (с учетом НДС 80 000 руб.). Комиссионное вознаграждение установлено в размере 48 000 руб. (в том числе НДС 8 000 руб.). Возмещаемые комитентом расходы комиссионера на хранение товара составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
Отчет комиссионера принят комитентом в отчетном периоде, в котором реализован товар. Плата за товар получена комиссионером от покупателя и перечислена комитенту в следующем отчетном периоде, после чего комитент перечислил комиссионеру причитающиеся по договору комиссии суммы.
Организация-комитент применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ
Понятие комиссионной торговли
Комиссионная торговля – это форма торговли, предполагающая продажу б/у изделий. Это может быть как одежда б/у, так и предметы старины. К услугам комиссионных точек прибегают коллекционеры, люди, желающие сделать покупку по максимально низкой стоимости. Как правило, собственник имущества б/у заключает договор с продавцом о продаже объекта. Продавец реализует товар и получает за это вознаграждение. Рассмотрим основные понятия:
Вопрос: Нужно ли комитенту на УСН уплатить НДС, если комиссионер при реализации его товара выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС?
Посмотреть ответ
Между этими лицами заключается договор, условия которого формируются в индивидуальном порядке. Рассмотрим наиболее распространенные условия:
Если комитент не явился за деньгами, полученные средства перечисляются в местный бюджет.
Вопрос: Признается ли розничной торговлей реализация комиссионерами и агентами карт экспресс-оплаты услуг (связи, IP-телефонии, сети Интернет и т.п.) и sim-карт для мобильных телефонов?
Посмотреть ответ
Нормативные акты
В пункте 1 статьи 990 ГК РФ указывается понятие комиссионной торговли. Это осуществление продажи от имени комитента комиссионером при наличии соответствующего поручения. Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ обязательства перед покупателем несет именно комиссионер. Поступившие вещи, согласно пункту 1 статьи 996 ГК, РФ до момента продажи остаются собственностью комитента.
Продавец, согласно статье 999 ГК РФ, после продажи направляет бывшему собственнику отчет, а также передает ему средства по ранее оформленному договору. У комитента также есть некоторые обязательства. Он должен на основании пункта 1 статьи 991 ГК РФ уплатить продавцу вознаграждение, сумма которого должна соответствовать условиям соглашения. В статье 1001 ГК РФ указано, что продавец может потребовать возмещения своих расходов, возникших в ходе реализации продукции.
Разновидности магазинов
Комиссионные точки классифицируются в зависимости от специфики своей деятельности:
Самая распространенная форма комиссионных магазинов – секонд-хенды. Также часто реализуются машины, бывшие в употреблении.
Правила комиссионной торговли
Условия торговли установлены Постановлением Правительства от 06.06.1998 №569. В акте указано, что комиссионером может стать ЮЛ с любой организационной структурой, ИП. Магазин имеет право принимать имущество от иностранных лиц, лиц без гражданства. В соглашении между участниками должна быть указана эта информация:
В соглашении могут быть прописаны прочие условия, однако они не должны нарушать права собственника имущества. К некоторой продукции предъявляются особые требования. К примеру, авто может быть принято магазином только при наличии документов на него. Ювелирные изделия принимаются комиссионером на основании Постановления №55.
В магазин не могут приниматься эти объекты:
При принятии изделий в магазин на них крепятся ярлыки с указанием стоимости.
Собственник имущества должен предоставить всю информацию об объекте: срок годности, соответствие законодательным требованиям. Приемка ведется на основании паспорта собственника. Продавец может заниматься оказанием дополнительных услуг: доставкой продукции до магазина, оценкой объектов. Собственник в любой момент может отказаться от продажи имущества. Однако он обязан уплатить вознаграждение продавцу. Объем вознаграждения, а также стоимость имущества определяются соглашением участников.
Имущество, переданное в магазин, поступает в продажу не позже следующего рабочего дня. Если возникла задержка по вине продавца, последний должен выплатить собственнику неустойку. Если продавец реализовал объекты на более выгодных, чем прописывалось, условиях, выгода делится между участниками поровну.
Бухучет продажи товара
Даже когда имущество поступает в комиссионный магазин, собственником его остается комитент. Поэтому товар учитывается на забалансовом счете 004 «Продукция, принятая на комиссию» по стоимости, указанной в приемо-сдаточной документации. То есть в бухучете фигурирует стоимость, установленная обеими сторонами соглашения. При реализации имущества стоимость требуется списать с забалансового счета 004.
На момент отгрузки появляется дебиторский долг покупателя, а также кредиторский долг продавца перед собственником. Кредиторская задолженность образуется в размере стоимости, по которой удалось продать имущество. В бухучете продавец должен сделать запись по ДТ счета 62 и КТ счета 76.
Средства, которые направлены от покупателя комиссионеру, не будут считаться ни доходами, ни расходами.
Вознаграждение, которое выплачивается продавцу, считается доходом от базовой формы деятельности. Фиксировать его нужно по КТ счета 90 (субсчет 90-1) и ДТ счета 76. Прибыль признается на момент утверждения собственником отчета продавца. Расходы, которые понес продавец при реализации изделий, не будут считаться расходами комиссионера в рамках налогообложения на основании пункта 9 статьи 270 НК РФ.
Бухгалтерские проводки
Рассмотрим проводки, которые используются бухгалтером комиссионного магазина:
Проводки подтверждаются первичными документами.
Особенности налогообложения
На протяжении 5 дней после продажи товара покупателю выставляется счет-фактура. Посреднические услуги, которые оказывает комиссионный магазин, облагаются НДС. Налоговой базой является размер вознаграждения, которое выплачивается продавцу. НДС, начисленный с вознаграждения, фиксируется на ДТ счета 90.
Выручка от реализации имущества не будет учтена в целях обложения налогами в составе доходов продавца. Соответствующее указание дано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Траты продавца, которые будут возмещаться, не считаются расходами на основании пункта 9 статьи 270 НК РФ.
Бизнес-план комиссионного магазина
Ухудшение финансовой ситуации не только в нашей стране, но и во всем мире вынуждает людей изыскивать варианты для экономии на одежде, обуви, бытовой технике, электронике, многих других вещах. По этой причине, организация комиссионного магазина является выгодным и актуальным направлением бизнеса. Комиссионка – это вариант секонд-хенда. По сути, она выступает в роли своеобразного посредника, который принимает на реализацию товары или предметы, бывшие в употреблении, получая за это определенный процент – комиссию.
Актуальность бизнеса, оценка рисков
В условиях тотального дефицита комиссионные магазины пользовались высоким спросом еще во времена СССР. Особенно востребованы они были среди ценителей антиквариата и старины, так как при должном старании в комиссионках можно было купить различные ценные вещи на вполне выгодных условиях.
Не потеряли своей актуальности эти магазины и сегодня.
Всегда найдутся люди, которым срочно нужно продать ненужные вещи, получив за них хорошее денежное вознаграждение, а также те, у кого не хватает денег на новую зимнюю одежду, смартфон или, к примеру, велосипед, поэтому они ищут, где можно приобрести нужный им товар в хорошем состоянии, за приемлемую плату.
С развитием интернета рынок б/у вещей, буквально, получил вторую жизнь. Помимо всевозможных стоковых магазинчиков, ломбардов, секонд-хендов в виртуальном пространстве функционируют электронные доски объявлений, крупные торговые платформы, на которых можно купить — продать практически все, что угодно. Следовательно, идея открыть комиссионный магазин с нуля – это неплохой вариант, чтобы начать бизнес с минимальными вложениями.
Чем лучше торговать
Предприниматель, решивший развиваться в сфере комиссионной продажи, может выбрать как одно направление торговли, так и несколько.
Если в вашем магазине будет продаваться несколько категорий товаров, помещение необходимо разделить на соответствующее количество разделов, что позволит покупателям лучше ориентироваться в предложенном ассортименте, а вам вести учет.
Комиссионные товары
В числе востребованных категорий б/у товаров можно назвать:
Внимание! На этапе регистрации комиссионного магазина лучше всего выбирать несколько направлений для торговли одновременно. Уже через несколько месяцев станет понятно, что продается лучше всего и в перспективе можно будет сконцентрироваться именно на этой товарной категории.
Регистрация комиссионного магазина
Выбор организационно-правовой формы и регистрация магазина являются самым важным моментом бизнес – плана. Эксперты советуют начинающим бизнесменам зарегистрироваться в статусе индивидуального предпринимателя, этого будет достаточно, чтобы принимать товар на продажу от населения и использовать упрощенную схему налогообложения. Если же в планах сотрудничество с юридическими лицами, то лучше всего потратить деньги на открытие общества с ограниченной ответственностью.
При выборе кода ОКВЭД ищем раздел «G» (торговля оптовая и розничная), класс «47», подкласс «47.7» (торговля в специализированных магазинах прочим товаром), группировку «47.79», которая содержит коды торговли б/у товарами. Если планируется прием и перепродажа одежды и обуви, отмечаем «47.79.3», «47.71» и «47.72»; торговля антиквариатом – «47.79.1», ценными букинистическими изданиями – «47.79.2», автомобильным транспортом – «45.11», прочими товарными категориями – «47.79.3».
Для регистрации бизнеса потребуются следующие документы:
В зависимости от вида деятельности пакет документов может быть различным.
Подбор помещения
Залогом прибыльной работы практически любого магазина является правильное место для открытия торговой точки. Так с одной стороны, если оно будет находиться в центре города, значит, и арендная плата будут выше. С другой стороны, высокая проходимость обеспечит даже недавно открытой комиссионке стабильный поток покупателей. Варианты помещения могут быть различными:
Магазин в цокольном этаже жилого дома
Средняя площадь комиссионного магазина равняется 15-40 квадратным метрам. В обязательном порядке помещение должно быть подключено ко всем коммуникациям – электричеству, канализации, отоплению, горячему и холодному водоснабжению.
Оборудование для торговых залов
Отвечая на вопрос, как открыть комиссионку, не стоит забывать про оборудование для торговых залов. После оформления всех необходимых документов на работу можно приступать к ремонту зала и приобретению необходимого оборудования:
Если речь идет о перепродаже одежды необходимо позаботиться об обустройстве примерочных, комиссионкам, которые торгуют электроникой и бытовой техникой – понадобятся стойки проверки товара.
Кассовый бокс, КМ20Б.240.00.00.000
Торговое оборудование, прилавки, витрины, торговая мебель, витрина, стеллаж, 0001
Кассовые аппараты, ККМ
Экономпанель, Слим, белая
Кассовые аппараты, Меркурий 115к
Торговые металлические стеллажи, ТС-1
Подбор персонала
Разрабатывая бизнес-план комиссионного магазина, нельзя забывать про персонал, который может включать: управляющего или директора, несколько продавцов – консультантов и уборщиц. Итого, штат составит 4-5 человек. На первых порах собственник компании будет выполнять функции управляющего, впоследствии его должностные обязанности можно передоверить наемному сотруднику, который будет отвечать за работу с поставщиками, ведение бухгалтерской и отчетной документации, продавцами и надзорными органами.
Продавцы выполняют обязанности консультантов и кассиров. В их задачи входит оказание покупателям помощи в выборе и покупке товара, его приеме от населения.
Продавец комиссионки
В соответствии с нормами СанПИНа уборка помещений должна выполняться не реже одного раза в сутки, поэтому уборщицу можно нанять на неполный рабочий день. Маркетинг и реклама, как правило, передаются на аутсорсинг.
Как провести рекламную кампанию
Самой эффективной рекламой комиссионного магазина является красивая вывеска и со вкусом оформленная витрина. Они должны привлекать внимание, при этом ни в коем случае не вводить в заблуждение. Открывая магазин, не лишним будет воспользоваться услугами промоутеров, которые раздадут рекламные листовки в зонах с особенно большим скоплением людей.
Можно заказать рекламу по местному телевидению или радио, однако, согласно последним отчетам маркетологов, этот способ продвижения в большинстве случаев оказывается менее эффективным, чем размещение объявлений в тематических группах и городских пабликах социальных сетей.
В дальнейшем для развития компании и привлечения к нему клиентов рекомендуется регулярно проводить рекламные акции, предлагая покупателям скидки, например, к Новому году, 8 марта, дню рождения магазина и другим праздникам.
Рентабельность бизнеса
Несмотря на ажиотаж вокруг интернет – магазинов, обычные комиссионные магазины сохранят свою популярность на протяжении многих десятилетий, так как официальная продажа вещей бывших в употреблении будет востребована всегда. Наглядным свидетельством этого является популярность интернет – порталов по продаже подержанных вещей, которые буквально пестрят предложениями от владельцев электроники, шуб, колясок, лыж, велосипедов и т.д.
Таким образом, предпринимателям, планирующим открыть комиссионный магазин с нуля, необходимо быть готовым к следующим расходам:
Рентабельность комиссионного магазина, во многом зависит, от того, сколько предприниматель планирует тратить на закупки товара. Однако, здесь нужно помнить, что неоправданная экономия чревата полупустыми полками и как следствие утратой интереса покупателей к торговой точке.
А давайте вспомним комиссионки и как они работали
Торговля поддержанными вещами существовала в России задолго до советской власти, но договор комиссии, откуда комиссионка и получила название, в этом секторе не использовали. Его в основном заключали при оптовой торговле зерном, пенькой или салом. Дорогие предметы несли в ломбарды, одежду, обувь и аксессуары принимали в обычных лавках, некоторые на этом и специализировались. Зачастую там же их ремонтировали, чтобы придать товарный вид.
Перекупка всегда была бизнесом скользким, связанным с криминалом, но достаточно выгодным, что объяснялось повальной бедностью населения. Старые вещи не выбрасывали, а носили до тех пор, пока они не превращались в тряпку, которую затем тоже подбирали старьевщики.
С приходом большевиков торговлю сразу признали социальной несправедливостью, а владельцы лавок, магазинов и торговых рядов стали не только эксплуататорами со всеми вытекающими последствиями, но и спекулянтами. С ними боролись как с явлением. Поэтому организованная купля-продажа товара быстро оказалась на черном рынке.
В 1918 году, в самый разгар волны национализации и гражданской войны, историк Георгий Князев обнаружил на улицах огромное количество барахолок. Население Петрограда на свой страх и риск продавало и покупало побывавшие в употреблении вещи: одежду, книги, антиквариат и ювелирные изделия.
Появились и первые комиссионки. Ведь такая форма торговых отношений подразумевала передачу товара на реализацию с оплатой после продажи, а значит, как бы не являлась спекуляцией. Первое упоминание договора комиссии было зафиксировано в советском праве только Гражданским кодексом 1926 года. До этого бизнес подвергался опасности конфискации товара и задержания самого спекулянта, что периодически и случалось даже во времена НЭПа.
После сворачивания НЭПа количество предприятий, принимавших вещи на реализацию, существенно уменьшилось. По сути, остались только государственные. Они занимали важное место в общей системе распределения, а точнее, принимали участие в махинациях тех, кто старался обойти действующие в ней ограничения.
В середине тридцатых власти с удивлением обнаружили, что кустари и спекулянты в массовом порядке сдают товар в комиссионки. Действуют при этом под вымышленными фамилиями и адресами. Работники государственных магазинов идут на различные нарушения, обслуживая эти аферы. Дошло то того, что обычные граждане ничего сдать не могли, им отказывали, объясняя затоваренностью.
Контроль над комиссионками существенно усилили, принимать новые вещи запретили, а большинство магазинов закрыли. Их попытались заменить сетью точек, которые занимались скупкой – по мнению партийных функционеров, это должно было уменьшить количество злоупотреблений.
Послевоенный подъем
Сильно сокращенную армию комиссионных магазинов стали восстанавливать только во время войны. Государственные чиновники справедливо решили, что бороться со спекулянтами надо всеми доступными способами. В том числе и с помощью организованной системы скупки «излишков». Правда, по-настоящему конкурировать с барахолками они не могли – давали слишком низкую цену. Виноваты в этом были не только государственные прейскуранты, но и произвол оценщиков, которые старались взять дефицит подешевле, а потом продать его с рук по реальной стоимости.
Вокруг комиссионок возникал свой мир. В крупных городах они привлекали ценителей, коллекционеров и спекулянтов. Как это выглядело, рассказал писатель Дж. Стейнбек, который побывал в СССР в 1947 году:
«Это специализированные магазины. В одних продается фарфор и люстры, в других — ювелирные изделия, в основном старинные вещи, поскольку в настоящее время выпускается очень немного ювелирных украшений: гранаты и изумруды, серьги, кольца и браслеты. Есть еще магазин, который торгует фотооборудованием и камерами, в основном немецкими камерами, которые привезли с войны. В четвертом продают ношеные вещи и обувь. У входа в такие магазины идет другая торговля. Если, например, вы выходите из фотомагазина, к вам осторожно подходят два-три человека с пакетами в руках, а в пакетах фотоаппараты «Контакс», или «Лейка», или «Роллейфлекс». Эти люди дают вам взглянуть на камеру и называют цену. То же происходит и около ювелирных магазинов. Стоит человек с газетным свертком. Он быстро раскрывает его, показывая бриллиантовое кольцо, и говорит цену. Скорее всего то, чем он занимается, незаконно. Цены, которые называют эти уличные торговцы, во всяком случае, немного выше, чем цены в комиссионных магазинах».
После демобилизации, когда в страну хлынули трофеи, комиссионки еще больше оживились. Бум этот сопровождался ростом их количества. В 1948 году в СССР насчитывалось 552 подобных магазина. Несмотря на то, что привезенные из Германии вещи закончились довольно быстро и комиссионки перешли на торговлю обычным советским ассортиментом, в дальнейшем сеть только росла. В 1958 году магазинов стало уже 783, к 1963 году – 1084, 1975 году – 1593, 1980 – 2126, 1985 – 2781. Когда началась новая волна кооперации, в 1988 году, работало 3430 комиссионок. При этом их количество постоянно признавалось недостаточным.
Как же работал комиссионный магазин? Выглядело это так: владелец приносил, скажем, почти новые сапоги. Приемщик или специальный эксперт их оценивал. Стороны могли не соглашаться друг с другом и даже торговаться – в шестидесятых в комнате приемщиков даже висели таблички, призывавшие требовать экспертов. На деле серьезные препирательства происходили редко, так как выбора у населения не было. После оценки владелец получал квитанцию и давал свои паспортные данные и адрес.
Далее требовалось наведываться в точку где-то раз в неделю, чтобы проверить, как сапоги продаются. Владельцы опасались внезапной уценки. Магазин имел право пересмотреть, в данном случае понизить, цену, если отданная в комиссию вещь не продавалась. Собственника не информировали ни об уценке, ни о самом факте реализации. Весь «сервис» по реализации стоил 7% от продажной стоимости. Забрать свои сапоги обратно можно было до момента продажи.
Уже в конце пятидесятых наметился важный разворот в ассортименте комиссионных магазинов. После войны им разрешили принимать новые вещи, а увеличение поездок за границу как туристов, так и командировочных привело к появлению на прилавках импортных вещей и техники. Активно велась торговля драгоценностями и произведениями искусств. В последнем случае именно комиссионные магазины сосредоточили практически весь легальный трафик антиквариата, за исключение марок, монет и книг, которыми занимались специализированные точки.
Особенности советских комиссионок
Советские власти, начав с первых лет существования вести борьбу со спекулянтами, так и продолжали это неблагодарное дело. Из-за этого все торговые процессы были сильно зарегулированы. Главным препятствием для комиссии стало требование при установлении цен ориентироваться на государственные: их нельзя было превышать. С учетом того, что сам магазин делал уценку за износ и брал за услуги, реализация некоторых предметов становилась просто невыгодной для собственника.
Прежде всего это касалось техники. Наблюдались сложности и в продаже антиквариата, который имел культурно-историческую ценность. Также многих останавливало требование предъявления паспорта – «светиться» никто не хотел.
Тем не менее комиссионки оставались чрезвычайно популярными, так как были главными поставщиками импорта. Он попадал туда благодаря морякам, спортсменам, артистам, музыкантам и дипломатам, которые выезжали за границу. Некоторую конкуренцию магазинам составляли валютные «Березки» и черный рынок. Но в первые попасть мог далеко не каждый, а покупка с рук всегда была рискованным мероприятием. Милиция регулярно проводила рейды, а мошенники не менее регулярно пытались всучить неликвид.
В социалистическом обществе власти ставили перед комиссионными магазинами вполне определенную задачу. Требовалось ни много ни мало – устранить проблему дефицита. Увы, даже приблизиться к ее выполнению не удалось. И вот почему.
Заповедник дефицита
Даже если бы система комиссионок точно придерживалась «принципов социалистической законности», по духу и по букве соблюдала действующие торговые правила и распоряжения главков, она вряд ли смогла бы удовлетворить гигантский спрос. Приток дефицита был явно недостаточен для этого. Ни дипломаты, ни артисты не привозили столько товара, сколько в девяностых тянули на себе в клетчатых баулах челноки.
К тому же товары повышенного спроса в СССР не были распределены равномерно по всем регионам. В столице, Ленинграде и приграничных зонах выбор в комиссионках всегда был богаче и разнообразнее. Это даже сформировало особый вид спекулянтов, которые пользуясь допуском в приграничную зону или связями в Москве, возили оттуда в провинцию одежду, бижутерию и парфюмерию.
Главной же причиной провала государственной задачи можно назвать так и не побежденные «частнособственнические инстинкты» сотрудников. Значительная часть принятого на реализацию дефицита до прилавка так и не добиралась. Он выкупался самим персоналом, за вознаграждение придерживался для постоянных клиентов или сразу «толкался» на черном рынке. Иногда товар брали на реализацию без оформления или по чужим документам.
Достаточно часто, особенно для ювелирных украшений и предметов старины, комиссионки использовались для легализации вещей, купленных с рук. Их стоимость при этом занижали. Принимали и «левак», то есть нигде не учтенный товар без бирок, который производили как подпольные цеха, так и государственные предприятия. Именно московские комиссионки стали одним из каналов реализации шуб для «меховой мафии». Были даже зафиксированы случаи скупки краденого, хотя говорить о массовости этого явления можно уже в конце перестройки. Словом, персонал предприимчиво подходил к вопросу собственного обогащения, а власти как ни старались, не могли похвастаться богатым предложением дефицита в комиссионках.
И все же большинством советских граждан, которые только мечтали о приобретении импортных джинсов и телевизора, комиссионный магазин воспринимался как музей с постоянно меняющейся экспозицией. Там можно было найти хрусталь, ковры, ткани, модные вечерние платья, парфюмерию, бытовую технику и даже побывавшую в употреблении косметику. Особенно колоритно выглядели магазины в небольших городах. Если в мегаполисах они, как правило, были специализированными, то в тех продавали все подряд: рядом со старинными иконами мог стоять японский плейер и фарфоровый сервиз.
Во времена перестройки, как только разрешили торговые кооперативы, комиссионки утратили свое почти монопольное положение. Дефицит стали сдавать кооператорам, которые платили деньги сразу, и не требовалось ждать реализации. А потом ушла в прошлое и коммунистическая идеология, в которой договор комиссии служил компромиссным вариантом рыночных отношений. Такая форма торговли перестала быть востребованной, сохранившись только в отдельных секторах вроде автосалонов.