что означает красно солнышко

Почему князя Владимира называют Красное Солнышко

что означает красно солнышко. Смотреть фото что означает красно солнышко. Смотреть картинку что означает красно солнышко. Картинка про что означает красно солнышко. Фото что означает красно солнышко

Хвалебное прозвище

Огромное уважение и почитание со стороны простого народа и церкви за щедрость и заботу о простом люде, широкая просветительская деятельность, бесчисленное множество грандиозных сражений и громких завоеваний, скорее всего, и явились основной причиной возникновения такого высокого прозвища, как «Красно солнышко». Однако существуют и другие версии объясняющие столь интересный именной придаток.

Главный персонаж многих былинных историй и приданий, Владимир, вероятно, ассоциировался с символом царской власти, или Солнце-царем, занимавшим не последнее место в пантеоне древних славян. О нем было предсказано неизвестным кудесником, оповестившим народ о скором появлении покровителя Руси, или восшествии красного солнышка.

Возможно, подобный эпитет возник во многом благодаря военной славе князя, борца с так называемыми темными силами с помощью богатырей русских и членов своей многочисленной семьи, собранной им под своим покровительством точно так же, как солнце собирает вокруг себя звезды и другие небесные тела.

Доброта и щедрость

До наших дней дошли сведения о великолепных пирах, которые устраивались щедрым князем для простого народа, подобные широкие жесты также дают все основания для возникновения подобного названия, ведь «красным солнышком» в 10-11 веке было принято ласково называть любимых и близких людей.

Подобные празднества стали ежегодной традицией, которая являлась отличительной чертой правления князя Владимира, поддерживающего свой авторитет посредством принципа «хлеба и зрелищ».

Нельзя исключать и еще одну версию возникновения столь яркой приставки к имени, ведь, согласно летописям, жестокий и неуправляемый Владимир в корне поменял свое поведение после принятия христианской веры и совершения обряда крещения. По церковной версии Красное Солнышко возобладало и усмирило темную плоть, подтвердив торжество веры над злыми силами.

Источник

Почему князя Владимира прозвали Красное Солнышко?

что означает красно солнышко. Смотреть фото что означает красно солнышко. Смотреть картинку что означает красно солнышко. Картинка про что означает красно солнышко. Фото что означает красно солнышко

«Красным Солнышком» великого киевского князя Владимира называют не случайно. Этот титул ему присвоил русский народ, за доброту, за открытие новой славянской эпохи, за единую веру – христианство, за то, что он заложил фундамент будущих славянских государств, Украины, Белоруссии и России. За все это церковь и причислила князя к лику святых, присвоив ему титул равноапостольного. Но давайте обо всем по — порядку.

Если говорить проще, то в славянской интерпретации выражение «Красное Солнышко» ассоциируется со словом «Великий». А именно таким и был князь Владимир. Русью он правил 37 лет. Среди всех его благих деяний нужно выделить Крещение Руси. Владимир являлся сыном князя Святослава, который заступил на киевский престол в 978 году. Он же является инициатором выбора единой веры Киевской Руси – христианства.

Что касается князя Владимира, то у него есть и иные титулы – Святой и Креститель. С ними я думаю, вопросов возникнуть не может. По поводу «Красного Солнышка» существуют различные версии. Об одной из них мы уже говорили. Она касается нового духовного фундамента восточных славян, который выразился в появлении трех славянских государств: России, Украины и Белоруссии. Все это нашло свое отражение в русских былинах, где князя Владимира именовали не иначе, как «Красным Солнышком». Ну, а инициатором столь оригинального титула, был русский народ.

Есть и иная гипотеза этого титула. Она касается великого торжества, которое решил устроить князь Владимир, в честь избавления Руси от набегов печенегов. И если все прежние торжества проходили лишь в присутствии знатных бояр и старейшин, то на этот раз они остались не у дел. На праздник были приглашены простые люди, в числе которых были: рабочие, крестьяне, ремесленники, и даже нищие. Они свободно заходили во дворец, брали еду, веселились. Впоследствии такие пиры стали ежегодными. В этом проявляется мудрость Великого князя. Пытаясь добиться расположения и уважения простых людей, он следовал принципу, «дать им хлеба и зрелищ». Понятно, что все это возымело свое действие. В сознании простых людей князь стал Великим, или же «Красным Солнышком».

Источник

Красное солнышко.

Смотреть что такое «Красное солнышко.» в других словарях:

Красное Солнышко — Кр асное С олнышко: Влад имир Кр асное С олнышко … Русский орфографический словарь

Красное солнышко на белом свете черную землю греет. — Красное солнышко на белом свете черную землю греет. См. ЦВЕТ МАСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко — Жанр исторический фильм Режиссёр Булат Мансуров Продюсер Булат Мансуров … Википедия

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО — Князь* новгородский (с 969 г.), великий князь киевский (с 980 г.). Ввел христианство как государственную религию Руси* (988 г.*), святой Русской Православной Церкви. Точная дата рождения князя Владимира не известна, он младший сын киевского князя … Лингвострановедческий словарь

Владимир Красное Солнышко — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века … Википедия

Князь Владимир (Красное Солнышко) — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века … Википедия

Один, как перст, как маков цвет, как красное солнышко, как ясный месяц, как верста в поле и пр. — Один, как перст, как маков цвет, как красное солнышко, как ясный месяц, как верста в поле и пр. См. ЛЮБОВЬ НЕЛЮБОВЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

И красное солнышко на всех не угождает. — И красное солнышко на всех не угождает. См. УГОДА УСЛУГА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Владимир Красное Солнышко (персонаж) — Андрей Петрович Рябушкин. «Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична». 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри» Владимир Красно(е) Солнышко (также Владимир Всеславьевич[1]; прототип Владимир I Святославич; на… … Википедия

Владимир Красное солнышко — одно из самых главных лиц былин киевского цикла, объединяющее всех русских богатырей. Он их глава, но вместе с тем сам он не имеет никаких прав называться богатырем. На него можно смотреть как на народное отражение нескольких исторических… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Князь Владимир Красное Солнышко. Почему так назвали?

Юность

Переезд Владимира к бабушке упоминается в летописи в связи с осадой Киева. Оборона города прошла успешно, но будущему правителю было не суждено остаться в южной столице княжества. В конце года Святославу приходит извещение из Новгорода, что правитель скончался и им срочно нужен новый. Выбор князя пал на Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы еще выясним, а пока расскажем о первых самостоятельных шагах юноши.

Переезд в Новгород стал первым важным событием в жизни мальчика. Так как он был слишком юн для того, чтобы стать полноправным правителем, то ему в помощь дали воеводу Добрыню. Он должен был следить за образованием юного князя, а также помогать принимать важные государственные решения. В Новгороде Владимир обзаводится друзьями, в основном это были соседи скандинавы. А также юный правитель построит каплицу Перуна. Благодаря этому поступку, который был, скорее всего, подсказан Добрыней, Владимир смог быстро завоевать расположение жителей Новгорода.

что означает красно солнышко. Смотреть фото что означает красно солнышко. Смотреть картинку что означает красно солнышко. Картинка про что означает красно солнышко. Фото что означает красно солнышко

Семья и дети

Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Кратко об этом можно сказать так: Владимир стал первым святым на Руси и положил начало возникновению христианства на русской земле. А какая же личная жизнь была у князя? Владимир отличался большой любвеобильностью. Языческая вера это поощряла: «чем больше у правителя будет жен, наложниц и детей, тем крепче будет государство», так гласило предание. Но тот, кто выдвигал эту теорию, сильно ошибся. Мир может быть только в моногамии. К концу своей жизни к этой мысли пришел и Владимир. Но изменить своих поступков он уже не мог. Официально у него было 5 жен. Первую – Олофи — он нашел в Скандинавии, вторую – Рогнеду — забрал силой из Полоцка, третья – Адель — была родом из Чехии, Манфреда – из Болгарии. Юлия, жена брата Владимира, была взята в наложницы уже беременной.

что означает красно солнышко. Смотреть фото что означает красно солнышко. Смотреть картинку что означает красно солнышко. Картинка про что означает красно солнышко. Фото что означает красно солнышко
Анна была первой женой русского князя после крещения, а второй женой его была внучка Оттона I, немецкого правителя. Помимо официальных связей, у Владимира было много любовниц. Признанных детей у правителя было более 20, 11 из них – мальчики, а значит, наследники престола.

Страницы истории

Датой основания Владимира считается 990 год. В первоначальный период существования города ключевую роль сыграли два князя Владимира: Святославович – основатель, Мономах – возвел крепость. В период властвования Всеволода Большое Гнездо город расцвел, в XIII веке некоторое время был столицей Руси, здесь же находился русский митрополит. Но утратил свой столичный статус, уступив его Москве.

Постепенно здесь строятся железная дорога, мост через Клязьму, город обретает современный облик, но вернуть былое величие ему не удается. Однако в культурном отношении Владимир бесценен – именно здесь сохранились три памятника эпохи, предшествующей монголо-татарскому игу. В годы Второй мировой войны в город было эвакуировано несколько госпиталей, что сделало его важнейшим для тыла.

В заключение стоит отметить, что точка в вопросе, почему Владимир так называется, еще не поставлена окончательно. Существуют различные версии и гипотезы, каждая из них представляется разумной и аргументированной.

Рейтинг статьи:
1248
просмотров

Автор: Ариадна Кошкина

Крещение Руси

988 год официально считается годом принятия христианства на Руси. Но, как и про все далекие события, точно нельзя сказать, что это достоверная информация. В 988 году состоялась свадьба византийской принцессы Анны и Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали? Именно по той причине, что правитель ввел официальную монотеистическую религию. Как проходило крещение? Конечно, покрестить все государство было невозможно. Люди, которые верили в языческих богов всю свою жизнь, не могли в одночасье переменить свои убеждения. Язычество жило на Руси еще минимум 50 лет после ее крещения. Но все же принятие христианства было большим шагом к объединению страны и учреждению в ней нового института власти. Некоторые историки считают, что христианскую религию Владимиру могла навязать еще его бабушка – княгиня Ольга. Но эта теория маловероятна, так как общение с этой женщиной у князя было слишком ограничено. Скорее всего, Владимир Великий Красное Солнышко пошел на такой серьезный шаг из-за внешнеполитических факторов.

Прежние названия

Владимир – не единственное название города. Ранее он именовался более сложно: Владимир-Залесский и Владимир-на-Клязьме. Первый вариант позволял дифференцировать город от одноименных, поскольку в те времена существовал и Владимир-Волынский. Теперь он находится на территории Украины.

Владимир-на-Клязьме – топоним, появившийся благодаря расположению населенного пункта – на реке Клязьме. Некоторое время он был столицей северо-востока Руси благодаря своему выгодному географическому положению.

Однако эти варианты не прижились, город назвали просто Владимиром, под этим наименованием он существует и поныне.

Прозвище

Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Конечно, такое прозвище дал святому не народ. Ведь фигура князя у его современников одобрения не вызывала. Многие подданные не поддерживали перехода к христианству. Да и распутный образ жизни мало говорит о святости человека. Но все-таки стоит верить, что люди меняются. И изменить их может одно судьбоносное событие или, как в случае с Владимиром, человек. Ведь есть версия, по которой крещение князь принял именно благодаря одной из своих жен, а именно святой Анне. Сложно описать, какой огромный вклад в развитие Руси внес Владимир. Почему Красное Солнышко? Да потому, что столько света и мира, сколько наше отечество получило столетием позже, наша родина никогда не видела.

что означает красно солнышко. Смотреть фото что означает красно солнышко. Смотреть картинку что означает красно солнышко. Картинка про что означает красно солнышко. Фото что означает красно солнышко

Последние годы жизни

В 1015 году против отца выступил второй сын – Ярослав. Но он не пошел войной, просто Новгородское княжество захотело независимости и перестало платить дань. Такой расклад не понравился Владимиру, и он отправил войско урегулировать этот вопрос. Но дожить до развязки этой войны киевскому князю не удалось, 15 июля он умирает. Похоронили Владимира в Киеве в Десятинной церкви рядом с христианской женой Анной.

что означает красно солнышко. Смотреть фото что означает красно солнышко. Смотреть картинку что означает красно солнышко. Картинка про что означает красно солнышко. Фото что означает красно солнышко

Владимир — Красное Солнышко

что означает красно солнышко. Смотреть фото что означает красно солнышко. Смотреть картинку что означает красно солнышко. Картинка про что означает красно солнышко. Фото что означает красно солнышко
Есть слова, без которых нельзя прожить, жизнь без которых будет пустой и напрасной. Это великие слова: Бог, Любовь, Отечество, отец, мама, бабушка, дедушка… Мы братья и сестры друг другу: у нас один Господь, создавший небо и землю, одна родина, которая дана нам, как главный подарок всей жизни. Всё упало как с небес: и родители, и язык, на котором говорим, и эта речка, в которой купаемся, и лес, в который ходим за грибами и ягодами. И друзья, и соседи, и наша любимая школа, и учителя. То есть это наша родина.

Родина. А что это такое? А откуда она? Конечно, мы любим её и не представляем себя без неё, а, значит, надо знать её историю. Это знание — наша благодарность тем, кто создавал и защищал нашу любимую Россию

И у каждого из них есть своё имя: Иван, Мария, Екатерина, Георгий, Николай, Надежда, Ольга, Наталья, Анна, Сергей, Александр, Михаил, Елена, Светлана… Все имена прекрасны и значительны, но есть одно имя, которое объединяет всех нас. Это великое, удивительное имя: ВЛАДИМИР. Его прославил киевский князь, живший в конце десятого, в начале одиннадцатого веков. О нём и о том времени будет наш рассказ.

Лучше всех о Владимире сказал митрополит Илларион. Своё знаменитое «Слово о Законе и Благодати» он произнёс в киевском храме святой Софии в присутствии князя Ярослава Владимировича Мудрого. Митрополит поставил русского князя Владимира вровень с великими святыми, с героями древности. Сравнивал его с равноапостольным великим императором Константином. Более того, называл Владимира русским Иоанном Крестителем и русским апостолом Павлом. Именно их подвиг — нести людям свет веры Христовой, продолжил Владимир.

На огромных просторах от северных и до южных морей, от Уральских гор до Балканских жили славянские племена.

В трудной жизни создавался характер русского человека. Более всего об этом могут нам сказать былины и летописи того времени. Есть былины и северные, есть и южные. Но и те, и другие, в большинстве своём, воспевают славные дела князя Владимира. Вот эта история, например, широко известна:

Напали на Киевскую Русь злые печенеги, стоят под стенами Киева, похваляются силой. Выставляют вперед своего воина-силача, кричат: «Найдётся ли у русичей соперник ему?» Что делать? Послал князь гонцов-глашатаев спросить, кто сможет сразиться с печенегом? Не решается никто. Пришел к Владимиру старик, говорит: «У меня, князь, в твоём войске четыре сына, но остался дома ещё пятый. Может, он выйдет против супостата?» И вышел юноша против огромного печенега. Тот смеётся, ибо юноша был среднего роста. Но так ухватил печенега, так сжал его и, подняв на воздух, грянул оземь. И устрашились печенеги, и побежали. Предлагал силачу князь великие дары за подвиг, но тот не взял ничего, и пошёл опять кожи мять.

Это летописное предание о Кожемяке. Но мало того, он настолько был любим народом, что нём есть ещё и былина: «Поселился возле Киева страшный змей, много народу потаскал он в свою берлогу. Потаскал и съел. Утащил змей и царскую дочь…». Тогда пошли царь и царица просить Кожемяку спасти их дочь. «В ту пору мял Кожемяка враз двенадцать кож. Как увидел царя, испугался, руки у него задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился, что его испугали и ему убытку наделали, и выручать царевну не пошёл. Вот и придумал царь послать к Никите пять тысяч сироток, осиротил их змей, и просить спасти всю русскую землю от великой беды»…Победил Никима змея, «сделал соху в триста пудов, запряг в неё змея и провёл борозду от Киева до Чёрного моря, и в море загнал, да там и утопил. Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего… Борозда Никитина и теперь кое-где в степи видна. Мужички кругом пашут, а борозды, в память о Никите, не распахивают».

Физическая сила и выносливость наших предков всегда была соединена с безкорыстием и добротой.

Вот былина «Вольга и Микула Селянинович» Микула — крестьянин, пахарь, «оратай-оратаюшко», а Вольга — воин. Вольга просит помощи у Микулы. Тот соглашается, но ему вначале надо спрятать свою «сошку за ракитов куст». Тяжела оказалась сошка и для пятерых, и для десятерых воинов и даже для всей дружины. Микула одной рукой забрасывает сошку за ракитов куст. Вот как силён крестьянин, хозяин земли. Микула сопровождает Вольгу, помогает ему, а потом возвращается землю пахать. То есть русские люди, когда надо, меняют плуг пахаря на меч воина, и не нужны им награды за то, что они защищают свою русскую землю.

Жалко, что дети сейчас мало читают былины, сказания, плохо знают историю. А ведь история — это наша главная радость, мы должны брать пример со своих великих предков.

Целый свод былин говорит о богатырях — защитниках Отечества. И они напрямую связаны с образом князя Владимира. Главный богатырь — это, конечно, Илья Муромец. Это не выдуманный герой былины, а настоящий, реальный человек, родившийся в селе Карачарове под Муромом. Он в конце жизни ушёл в монахи Киево-печерской Лавры. Мощи его бережно хранятся в пещерах среди других и всегда можно приехать в Киев и им поклониться.

Побеждал Илья и Соловья-разбойника, освобождал русских пленников, охранял вместе с другими богатырями границы Руси. Однажды «… собака Калин-царь подъехал ведь под Киев-град со своими войсками, с великими. Тут Владимир-князь да стольно-киевский, он по горенке стал похаживать, с ясных очушек роняет слёзы горючие, шелковым платком утирается. Говорит Владимир-князь да таковы слова: «Нет жива-то старого казАка Ильи Муромца, некому стоять теперь за веру, за Отечество, некому стоять за церкви ведь за Божии, некому стоять за стольный Киев-град».

То есть князь думает, что нет Ильи Муромца в живых, ведь он сам велел посадить его за малую провинность в погреб. Но нет — жив казак. Оказывается, его сберегли любящие его люди. И вот — князь торопится к Илье, просит прощения, умоляет встать «за Веру, за Отечество, за матушки церкви православные». И встаёт богатырь, и идёт на битву, и никаких обид не таит на князя, ведь он будет биться с несметной силой «собаки Калина-царя» не себя ради, не ради князя, а за родину, Русь Святую.

Сам характер русского князя Владимира создавался под влиянием двух родных людей: бабушки Ольги и отца Святослава. Они были очень разные. Бабушка ещё до рождения внука окрестилась. Для этого она специально побывала в Константинополе — главном городе восточной Византии. И восприемником, то есть крестным отцом её, стал сам император. Бабушка возила внука на свою родину, на реку Пскову. Там ей было видение — три светлые луча спускались с небес. И бабушка предсказала, что на этом месте будет храм Святой Троицы. Так и вышло. И всегда, когда кто-то в России говорил: «Поеду (пойду) к Святой Троице», — то все понимали, что человек собрался во Псков. И в Новгороде они вместе побывали, и в Белгороде. И в Черниговской земле, на родине преподобного Антония, начальника (то есть начавшего, основавшего) русское монашество. Везде маленький Владимир видел, как любят бабушку, как она приветлива со всеми.

Во время его детства немного было в Киеве христиан, но были. И церковь была. Видел внук, как усердно молится бабушка, слушал молитвы.

А вот отец был другой. Владимир восхищался им. Лихой наездник, воин, охотник. Закалённый в походах, способный спать на сырой земле, владеющий и копьём, и мечом, и луком, он неустанно отражал нападения врагов на Русь.

Но главную разницу в них заметил и усвоил себе Владимир: его бабушку Ольгу люди любили, а отца, князя Святослава, боялись.

Рассказы о его битвах и походах дошли до наших дней. А воевать Святослав начал с пятилетнего возраста. Да, совсем был младенцем, когда киевляне вышли навстречу печенегам. Святослава посадили на коня, дали в руки маленький лук. Натянул Святослав тетиву, выпустил стрелку в сторону врагов. Стрелка упала у ног коня. Но воеводы сказали: «Князь начал битву, начнём и мы!».

Святослав — сын князя Игоря и Великой княгини Ольги. Они собиратели Киевской Руси, объединявшей племена славян (древлян, вятичей, радимичей…) от Волги (Итиля) до Дуная. Святослав отбивался на волжских хазар, половцев, воевал с болгарами, печенегами, защищая и укрепляя Русь.

И ещё одно его выражение осталось в народной памяти: «Иду на вы», оно означало, что Святослав не нападал внезапно, не был коварен, предупреждал противника о своём приближении.

Взрослел Владимир в поездках по Руси с бабушкой или с отцом или с дядей Добрыней. Зимой на санях по льду замёрзших рек, а летом дорогами становились эти же реки. Всюду встречали их с хлебом-солью, ведь княжеская власть защищала крестьян, рыбаков, плотников, бортников (пчеловодов) от нападений. Видел Владимир храбрых русичей в ратных подвигах, насмотрелся и в обычной жизни. Но обычной ли она была? Нет, и она была героической, полной тяжелых трудов. Сколько надо сил, чтобы вырастить хлеб. Расчистить поля, то есть срубить деревья, выкорчевать пни, распахать целину, засеять зёрна, вырастить, сжать колосья, собрать в снопы. Вывезти их, высушить, обмолотить, затем перемолоть зёрна в муку. Нужны при таких трудах и кони, и плуги, мельницы, хранилища. Нужно ещё заготовить на долгую зиму корм для животных, то есть накосить травы, насушить сена, сметать его в стога. И заготовить дрова для отопления домов, для бань. Выстроить конюшни для лошадей, хлева для домашних животных: коров, свиней, овец. У нас зимы долгие, не в Греции живём. И сколько всё это требует трудов? Не счесть.

С малых лет трудились русские дети вместе со взрослыми. Для них даже наказанием было, когда их не брали с собой в лес или в поле. Или на рыбную ловлю. Тяжело вытаскивать невод, а выбирать рыбу из сетей в самый раз. Пусть на сенокосе не большие грабли, а маленькие грабельки, всё равно помощь. Воды из родника или колодца зачерпнуть пусть не полное ведро, а половинку, прополоть пусть не две грядки, а одну, для бани принести не большую охапку поленьев, а два или три, пусть, ведь всё это помощь, всё это на радость старшим. И ребёнка готовит к взрослой жизни.

Девочки лет с десяти умели прясть и ткать, шили. Вышивали узоры на полотенцах, скатертях. Нянчились с младшими. Прибирали в избе. Конечно, и игры у русских детей были. Состязались в силе, в выносливости, бегали наперегонки, плавали в реках и озёрах, лепили ранней весной снежных баб, а летом игрушки из глины. Никогда не сидели без дела. Слов даже таких: лень, скука, печаль не знали. На совместные труды шли с песней. Были всегда бодрыми, смелыми. Но уж зато и вырастали сильными и умными.

Государство не может жить не общаясь с соседями, ближними и дальними. Оно от них зависит. С врагами воюет, с друзьями дружит. И торгует. Торговля вообще очень помогает развитию любой страны. Купцы везут в другие страны то, чем богата своя страна. А оттуда привозят то, чего нет у себя. Это взаимовыгодно. И познавательно. Как бы мы узнали о вере и обычаях других народов других стран, если б там не бывали?

Однажды, ещё отроком князь Владимир проделал «греческий» путь. Отец и сам себя не берёг и сына закалял.

Весной в Киеве формировался караван судов. Главное судно древности — ладья. Она поднимала сорок — пятьдесят человек и несколько сотен пудов груза (Пуд — это шестнадцать килограммов). Караван охранялся княжеской стражей, дружинниками. Как не охранять — приднепровские степи были полны «лихих» людей.

Флотилия, караван судов собирался ниже Киева, когда весенняя водополица, паводок, поднимали воду. Трогались в «греческий путь». А по пути очень тревожные места — днепровские пороги. Прибрежные скалы стискивают течение реки, оно становится стремительным, бурным, вода кипит, захлёстывает палубу, плыть опасно. Тем более с грузом. У тяжёлой ладьи большая осадка, может напоротьтся дном, «брюхом» на камень и затонуть. Облегчали её, перетаскивая грузы на себе. Есть запись о том, что иногда пеший путь составлял шесть тысяч шагов. Нагляделся юный князь на этот изнурительный многодневный труд. Почти без сна, с напряжением всех сил. Но не унывали, шутили, подбадривали друг друга.

Пороги имели свои имена. Много погубил кораблей и товаров порог Неясытецкий, то есть ненасытный, далее опасный Вольный праг, а там Вильный и другие. Ещё и постоянные набеги разбойников — сыроядцев. Так называли печенегов потому, что они ели сырое лошадиное мясо и мясо диких животных. Отбивались от них только у острова Хортица, будущего центра Запорожского войска.

Но вот, устье Днепра, море. Сейчас оно Чёрное, называлось раньше и Понтом Эвксинским и Русским. В нём большие штормы, крутые волны. Шли вдоль берегов. Попробуем представить круглосуточное сидение гребцов на вёслах, когда не было попутного ветра для парусов, или он вообще был встречным.

Приходили в Константинополь, столицу Византии, Царь-град. Дивились храмом святой Софии. Именно в нём приняла Святое Крещение княгиня Ольга. Посещали, конечно, цареградские врата, на которые, в знак победы, Олег киевский прибил свой щит. Помните у Пушкина в «Песне о вещем Олеге»? «Твой щит на вратах Цареграда».

Конечно, сердце молодого князя было полно гордости за предков. Не думал он тогда, что на двадцать шестом году своей жизни он и сам примет византийскую веру, и вся, подвластная ему, Русская земля..

Больше, чем другие, воспеты в народном творчестве выдающиеся деятели России Александр Невский, Иван Калита, Димитрий Донской, Иван Третий, Иоанн Грозный, Пётр Великий, Александр Суворов. Но только одного из них Великого святого равноапостольного князя Киевского Владимира, народ назвал и продолжает называть КРАСНЫМ СОЛНЫШКОМ.

В чём объяснение того, что так назвали только Владимира? А в том, что он принёс в Россию Веру Православную. Именно она сплотила Русь и создала Россию, страну, в которой мы живём. И без этой веры не было бы ни России, ни нас с вами.

Потихоньку, полегоньку, но неостановимо пробивалось понимание необходимости единобожия, ибо языческое многобожие не сплачивало людей. «Наш бог лучше вашего!». И к чему это приводило? Только к новым ссорам. Тем более в памяти людей жила княгиня Ольга, бабушка Владимира. Она очень надеялась, что сын её, князь Святослав, тоже станет православным. Но победитель язычников: хозар, печенегов, половцев, сам он остался язычником, хотя веровать во Христа никому не запрещал.

Но, как сказано в Писании: не хочет Господь смерти грешника, но желает его спасения.

Почему в своём «Слове о Законе и Благодати» киевский митрополит Илларион называет Владимира Вторым Павлом? Павел — это апостол Иисуса Христа. Он был рьяным иудеем, врагом Христа. Когда иудеи побивали камнями диакона первомученика Стефана, Павел (его звали тогда ещё Савлом) стерёг одежды убийц. Потом он был послан в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан. По дороге он ослеп и услышал голос Бога, обращённый именно к нему Пал на колени и каялся. Его привели под руки в Дамаск. Там он окрестился с именем Павла и прозрел, как говорится в «Деяниях святых апостолов» очами и телесными, и душевными.. И вскоре во всей Палестине, во всём Средиземноморьи, узнали: ярый гонитель христиан стал пламенным борцом за веру христианскую.

Точно такой же путь проделал и великий князь Владимир. Гонитель христиан, язычник, многоженец, мститель он превращается в воина Христова, в смиренного раба Божия.

Помогли в этом превращении и детские воспоминания о бабушке Ольге. А то, что посеяно в детстве, обязательно даст всходы. К тому же он был уже правителем огромной славянской страны, любил её, искал единую веру, которая бы объединила славянские племена, помогала им выстоять в этом враждебном мире. Он всегда помнил завещание бабушки сыну: изложенное позднее стихами поэта:

«Святослав, блюди Отчизну! Ухожу от бренной жизни.

В память матери-княгини не пируй на шумной тризне;

Пусть мой дух не омрачает злой языческий обряд.

Надо мною пусть молитвы христианские творят…».

Подарки, приносимые языческим богам, были, в основном, животные, и дикие, и домашние. Никого не удивляли огромные костры, на которых сжигались трупы животных. Считали, что запах горящего мяса, дым и смрад, угодны языческим богам, и за эти жертвы они пошлют на землю свои милости. Но были даже и человеческие жертвы. Кровью пропитался холм, на котором стоял идол, «бог» Перун с серебряной головой и золотыми усами.

Однажды киевляне вернулись из удачного похода и решили отблагодарить «богов». Жили в Киеве славяне, отец и сын, Иоанн и Феодор, они были христианами. Язычники Киева кинули жребий на того, кого надлежало принести в жертву Перуну. Выпало на сына Иоанна. Но на их пути встал Феодор: «Ваши боги — не боги, а идолы из дерева и камня. Они сделаны руками, что они могут? Ничего! Не отдам сына на безсмысленную гибель!» Толпа набросилась на христиан и их растерзала.

Известие об убийстве дошло до князя. Все в Киеве знали Иоанна и Феодора как людей добрых, приходящих всегда на помощь, помогавших нищим. И, может быть, впервые князь задумался, а нужна ли была такая жертва, кому она угодна? Богам? Но если боги поощряют убийство нужных Руси людей, хотят ли они добра Руси?

Князь любил выходить на берег Днепра, глядел в безпредельные дали, вспоминал, как бабушка рассказывала ему про апостола Андрея, как он именно здесь установил на днепровской круче Крест и предсказал, что тут будет великий город. Да, город есть. А где Крест?

Владимир повернулся к сопровождавшим его дружинникам, боярам, к дяде своему, верному Добрыне. С ним он уходил от вражды братьев в Новгород и Швецию, с ним и вернулся:

— Что, Добрыня, что, братия, получается? Льют русские русскую кровь, мира даже между собой не видно. Неужели и дальше жить по пословице: «Живём в лесу, молимся пню»? Надо нам приходить к единой вере. Иначе перессоримся. Надо?

— Надо! — одобрили князя его верные слуги. — Единая вера нужна, всех объединяющая.

— Но какую веру выбрать? И в Киеве и по окраинам много разного: католики, мусульмане, иудеи. И все свою веру выше других ставят.

Долго совещались и решили, что веру надо выбирать не с чужих слов, а по своему рассмотрению и в тех странах, где эта вера является основной.

И были разосланы мудрые, «нарочитые», люди в разные стороны.

— К врагам? — изумился князь.

— Да, ведь и они люди, и они созданы по образу и подобию Божию, и они могут спастись через покаяние, исповедь, причащение. И, главное, не надо копить себе богатств на земле, надо копить сокровища на небесах. Как? Добрыми делами, заботой о нищих, прощением обид…

— Но как любить Бога, Которого не видишь? — спросил Владимир греческого философа.

— Да, не видишь. Но ощутить Его возможно. Он рядом с каждым человеком. Ты ведь ни разу не видел своей совести, но она есть у каждого. А совесть — это голос Божий в душе. Разве тебе никогда не было стыдно за что-то плохое, сделанное другим людям, и разве ты всегда был прав?

— Не всегда, — соглашался Владимир, — но я ведь князь, а князю всё позволено.

— Для Бога нет ни князя, ни раба, ни воина, ни пахаря, все мы — создание Божие. Мы разные в жизни, но в одном, в главном, мы все равны, все мы смертны. Раз человек родился, значит, он умрёт. И от этого нигде не скрыться. Бог это как солнце. Как ни закрывайся от него, оно есть. Бог — это как воздух, он везде, мы дышим им, без него задохнёмся, но его не видим.

— Но живут же люди без твоего Бога.

— Живут? Как? Разве это жизнь? Кругом жадность, зависть, мстительность. Но все равно Бог любит даже и таких грешников. Он создал человека, Он хочет его спасти. Но и человек должен хотеть этого, и надо торопиться. Ведь наша жизнь земная — искорка в ночи, а жизнь вечная — сияние солнца.

— Как раз это совсем не нужно. Всё это сгниёт, изоржавеет, превратится в прах. Одно нужно — спасти безсмертную душу.

Всё золото мира не стоит одной души. Подумай, князь, какие были великие государства в прежние времена, какие дворцы, олимпиады, где это всё?

Слушал князь, внимал словам греческого философа, благодарил его, но всё-таки пока не выбрал никакой веры. Решил ждать возвращения послов.

Вернулись послы. Нет, не пришлась им по душе никакая вера, кроме греческой, православной. «Где мы во время службы были, — рассказывали послы, — не знаем, на земле или на небе.. Велик Бог христианский!».

И начали часы русской истории отсчитывать новое время.

КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ И ВЕНЧАНИЕ

Казалось бы, чего проще: выбрали веру, зовите батюшек, объявляйте народу повеление князя. Тем более, власть его была непререкаемой. Но Владимир не хотел принимать веру, которая, как он думал, ставила бы его ниже византийских императоров. Он хотел, чтобы киевский престол был равен цареградскому. Послал в Константинополь требование императорам — отдайте мне в жёны сестру вашу Анну. Они воспротивились — как так: христианка пойдёт за многоженца и язычника.

Есть предание, что греки вначале пошли на хитрость — привезли вместо Анны красивую девушку гречанку. Но обман открылся. Летописи рассказывают, что Владимир осадил войсками главный греческий город в Крыму — Херсонес. Греки сопротивлялись, но Владимир перекопал трубы, по которым шла в город вода и греки сдались. Он вновь повторил свои условия. Здесь, говорит летопись, Господь поразил Владимира слепотой. Когда плачущая и страдающая царевна Анна прибыла вместе со священниками в Херсонес, Владимир даже не смог её увидеть. Анна просила его немедленно окреститься. Свершился обряд Крещения. «Во Христа креститеся, — пели священники, — во Христа облекохтеся». Этот обряд и поныне сохранился. То есть, мы не только погружаемся в купель, не только надеваем на себя нательный крестик, но и освобождаемся от первородного греха и всю свою жизнь посвящаем служению Христу.

Владимир прозрел и телесными очами, стал видеть, и душевными, то есть узрел свет Христов. Он сразу вернул грекам захваченный Херсонес, освободил их от уплаты дани. Был свершен обряд венчания рабов Божиих Владимира и Анны. И Анна стала первой и единственной законной женой князя Владимира. Именно она родила будущих страстотерпцев, первых русских святых Бориса и Глеба, любимых детей Владимира.

НА РУССКОМ ИОРДАНЕ

В Киеве появился первый митрополит, грек Михаил. С ним прибыли и греческие священники. Но уже стали появляться и русские священники. Они ходили по домам, рассказывали о вере православной. Конечно, людям было очень непросто отказаться от привычного почитания каменных и деревянных идолов-истуканов. Но что же эти «божества», вроде бы такие всесильные, напитавшиеся мясом и кровью, что же они не смогли даже самих себя защитить?.

Владимир решительно приказал уничтожать места жертвоприношений, сносить идолов с постаментов и бросать их в Днепр. Главного идола Перуна тащили к берегу и били палками. Кому-то было и жаль его. Когда он поплыл по течению, некоторые бежали за ним и кричали: «Выдыбай (то есть выплыви), боже!». Верили, Перун вернётся, нет, он плыл и плыл как обыкновенное бревно.

И вот — солнечное утро, начало августа. Первый Спас, как он именуется. Накануне было объявлено всем: такова воля князя и дружины его: быть всем в белых одеждах на берегу Днепра и притока его Почайны. Священники отслужили главную службу веры Православной — Литургию и приступили к Крещению. Мужчины и женщины с детьми на руках входили в воды русского Днепра, как первохристиане в воды евангельского Иордана, в котором Святое Крещение принял Иисус Христос.

В великом умилении смотрел Владимир на обращающихся в христианство киевлян. Воздел руки к небесам и воскликнул:

«Господи Боже! Призри с небес и виждь и посети виноград сей, его же (который) насадила десница (рука) Твоя!».

Прибыли из Византии искусные мастера каменных дел. Помощники из русских людей учились у них и оказались так способны и переимчивы, что скоро по всей Руси стали возводиться каменные храмы. Одним из первых вознёсся к небу Десятинный храм. Как раз у того места, где свершалось Крещение. И улица стала называться Крещатик. А деньги на строительство выделил из княжеской казны сам князь. Десятую часть. Он хотел и больше вложить денег, но митрополит Михаил сказал, что именно такая, десятая, часть от доходов, установлена издревле. Пожертвовать больше — расточительство, меньше — жадность. Десятую часть от своих доходов вносили на церкви и дружинники, и бояре, и купцы, и служивые люди. И бедные люди приносили свои копеечки. И с такой скоростью строились церковные здания, что уже в начале следующего, одиннадцатого века, размело ветром современники говорили, что в одном только Киеве свыше трехсот церквей. А по красоте сравнивали Киев с Константинополем и Римом.

Начались паломничества в Иерусалим, на Святую Землю. Загорелись у Гроба Господня русские лампады.

Владимир распорядился отдавать детей «в научение книжное». Великая польза есть в чтении книг и в письменности. Вначале школы были только при монастырях. Родители плакали, отдавая детей, но вскоре увидели, что дети их становятся умнее и лучше. Ведь, по тогдашнему убеждению, книги — это реки, напояющие (питающие) мудростью Вселенную.

Вот не было письменности у половцев, у печенегов, у гуннов, и где теперь память о них, где их история? Всё занесло пылью веков.

Любили предки наши праздники, общие застолья. И после Крещения застолья эти продолжались, но уже совсем иначе. Не было на них ни пьянства, ни объедания. Приходили на них с жёнами, с детьми. Христианство встало на защиту семьи и назвало её домашней церковью. С многоженством было покончено. Обязательной стала молитва перед трапезой и после неё. Во время застолий вслух читались Жития святых, уже переведённые с греческого на славянский. Ведь со времени пребывания в России учителей славянских святых Кирилла и Мефодия прошло больше ста лет, и грамотность становилась всеобщей. Уже начинался письменный период русской литературы.

Но и устное народное творчество по-прежнему почиталось. Звучали песни, славящие подвиги предков. Все знали песни обрядовые, величальные. Трогательными были песни и сказания нищих-слепцов и калик перехожих, странников. Песни «Хождение Богородицы по мукам», «О храбром Егории», об Алексии — человеке Божием, выучивались наизусть. Всегда в застольях было желанным присутствие гусляров. Струны гусель, как говорится в «Слове о полку Игореве», рокотали, воздавая хвалу героям прошедших времён. Бывалые люди рассказывали «о свычаях и обычаях» в других странах.

К ПОСЛЕДНЕМУ ПРИЧАЛУ

Русичи сравнивали жизнь каждого человека с плаванием по морю, морю житейскому. Даже и хоронили иногда в гробах, похожих на лодку. Да, в море, как в жизни всё бывает: и затишье, и непогода, и солнце, и тучи. Но сколько ни плавай, последней пристани не миновать. А где она будет, нам знать не дано.

Корабль святого князя Владимира причалил в его любимом городке Берестове. Это недалеко от Киева. До этого князь долго болел. А заболел с горя, после кончины любимой жены Анны. Как будто она позвала его за собою. В это время любимые сыновья Борис и Глеб были в походах. Бояре хотели скрыть печальную новость и тело князя, завернувши в ковёр, ночью, тайно, привезли в Киев, в Десятинную церковь. Но разве скроешь такое огромное горестное событие. Плач и рыдание послышались во всей Русской земле.

Пятьдесят семь лет, всего пятьдесят семь исполнилось ему. И был он из этого срока двадцать шесть лет язычником, а тридцать христианином.

Осталось после него огромное государство. Но главное было в том, что люди этого государства стали христианами. То есть наполнились любовью друг к другу. К семье, к соседям.

Имя Владимир всегда любили в России. Среди сонма (собрания) новомучеников Российских очень много пострадавших за Христа по имени Владимиров. В годы гонений на Православную церковь они погибли, сохраняя для нас Иисуса Христа. И были прославлены в наше время, в канун празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.

Будем молиться святым Владимирам о спасении нашей любимой России. И всегда будем возносить благодарение Великому князю киевскому Владимиру. С него началась и им продолжается история христианства в нашей любимой России.

На иллюстрации: «Крещение Руси». Михаил Шаньков. 2003. Холст, масло

След в истории

Князь Владимир прожил очень насыщенную жизнь, и, конечно, былины и легенды не могли обойти стороной такую колоритную фигуру. Киевский правитель фигурирует в «Слове о полку Игореве», именно ему посвящал свои произведения Феофан Прокопович. Немудрено, что образ Владимира отразился и в былинах, например, он фигурирует как главный герой сказаний о трех богатырях. Даже сегодня о крестителе Руси кинематографисты снимают свои ленты. Одна из последних вышла в 2016 году и носит название «Викинг».

Но, конечно, каждый школьник знает Владимира Красное Солнышко именно благодаря тому, что князь крестил Русь. Наше государство было очень отсталым относительно даже соседей, не говоря уже о европейских странах. Именно поэтому христианство не только помогло народу стать сплоченнее, но еще и стало толчком к развитию грамотности.

что означает красно солнышко. Смотреть фото что означает красно солнышко. Смотреть картинку что означает красно солнышко. Картинка про что означает красно солнышко. Фото что означает красно солнышко

Почему «Владимир»?

Основателем города является князь Владимир Святославович, он и подарил населенному пункту свое имя. Изначально наименование звучало как «Володимир» и обозначало «город Владимира» (аналогично – Ярославль – город князя Ярослава).

В своем первоначальном варианте название города не совпадало по звучанию и значению с мужским именем, однако языковые изменения привели к тому, что они стали сначала произноситься, а затем и писаться аналогично.

Вторая версия – название происходит от двух слов – «володеть» и «меря». «Меря» или «меряне» – это финно-угорская народность, которая населяла эти. Таким образом, топоним расшифровывался как «владение мерян».

Интересные факты

Владимир Красное Солнышко, годы правления которого — 969-1015, смог существенно повлиять на ход истории. Вот самые интересные факты о князе:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *