что означает кремировать означает
Значение слова «кремировать»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
креми́ровать
1. подвергать (подвергнуть) кремации; сжигать (сжечь) труп в специально оборудованной печи ◆ Там работают, там умирают, только их трупы вывозят и кремируют в наземных лагерях. Вадим Кожевников, «Щит и меч. Книга вторая», 1968 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Некоторым из них приходится кремировать умерших, вместо того, чтобы закапывать их в землю. Алекс Целых, «Хулиганские новости», 2003.12.15 г. // «Хулиган» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: контактный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «кремировать»
Предложения со словом «кремировать»
Сочетаемость слова «кремировать»
Понятия, связанные со словом «кремировать»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «кремировать»
Если же усопший был знатным человеком и его семья может вполне позволить себе погребальный костёр, тело могут кремировать.
Утром он начал хлопотать о разрешении кремировать тела друзей.
Городские законы обязывали домовладельцев поддерживать должное состояние дорог, идущих вдоль их владений, запрещали хоронить или кремировать людей в черте города и устанавливали предельную величину расходов на похороны.
Что такое кремация
Что такое кремация
Кремация – это сжигание тел (от латинского cremare – сжигать). Раньше это делалось на открытом огне, сейчас кремация – ритуальная услуга, целая процедура, проводимая по определенным правилам.
История кремации
Практиковать трупосожжение начали еще древние люди эпохи среднего палеолита, а в раннем железном веке обряд сожжения трупов даже стал преобладать над более традиционным трупоположением. Древняя Греция первой в Европе стала активно использовать кремацию, а оттуда она перекочевала в Древний Рим: именно от них нам досталась традиция хранить останки в специальных местах – колумбариях. В христианстве кремацию запретили, считая её проявлением язычества.
Чтобы не оскорблять покойного и его родственников, умерших стали сжигать не на костре, как в былые времена, а в специальных крематориях. Первый из них появился в 1876 году в итальянском Милане, после чего крематории начали активно строить по всей Европе и в Северной Америке. Подробнее о том, как организована современное кремирование, можно прочесть в статье «Как проходит кремация».
История кремации
Практиковать трупосожжение начали еще древние люди эпохи среднего палеолита, а в раннем железном веке обряд сожжения трупов даже стал преобладать над более традиционным трупоположением. Древняя Греция первой в Европе стала активно использовать кремацию, а оттуда она перекочевала в Древний Рим: именно от них нам досталась традиция хранить останки в специальных местах – колумбариях. В христианстве кремацию запретили, считая её проявлением язычества.
Кремация в России
Первый крематорий в России появился еще до революции во Владивостоке. В Москве первым открылся крематорий при Донском монастыре, после чего их стали строить и в других городах. Но на данный момент крематориев в стране катастрофически не хватает, хотя популярность этого способа погребения постоянно растет.
Кремация и религия
Различные религиозные концессии поразному относятся к трупосожжению: ислам и иудаизм его категорически отвергают, в буддизме, индуизме и различных ветвях язычества обряд сожжения тела остается доминирующим. Что касается христианства, и его более догматической ветви – православия, то здесь отношение двоякое: в целом кремация осуждается, но часто делаются исключения. Смотрите также статью «Кремация и православие».
Кремация или кремирование
В принципе, оба написания являются допустимыми, различия лишь в том, когда их используют. Обычно «кремация» – это название всей процедуры, связанной с сожжением тела и последующего захоронения праха, а «кремирование» – собственно процесс сжигания в печи. В целом слово «кремация» используется гораздо чаще.
Кремация или захоронение
На вопрос «что лучше, кремация или погребение» всё чаще предпочтение отдают именно сжиганию тела. Основания могут быть самые разные:
Помимо личных мотивов можно привести и общественные доводы:
Справедливости ради стоит отметить и возможные негативные стороны кремации:
Кремация или похороны: что дешевле
В целом кремирование стоит признак более выгодным с финансовой точки зрения: давайте сравним самый дешевые варианты, основываясь на государственных ценах 2020 года:
Таким образом, если брать минимальный набор услуг, то в целом захоронение и кремирование стоят примерно одинаково, но на практике, с учетом сложившихся традиций, могила обходится дороже (за счет установки памятника, ограды и других аксессуаров, подготовки газона). Немаловажно также и значительно менее затратный во всех смыслах уход за урной.
Кремация в Москве
Для кремирования в Москве доступны три крематория, располагающиеся недалеко за МКАД: Николо-Архангельский (Новокосино, Реутов), Митинский (Митино, начало Пятницкого шоссе) и Хованский на юго-западе.
Все московские крематории обслуживаются ГБУ «Ритуал», цены в них одинаковые, процедура организована схоже. Для кремации можно выбрать любой их них. Услуги крематории предоставляют не только москвичам, но также любым гражданам РФ или других стран при наличии надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих факт смерти.
Подробнее почитать о работе и адресах московских крематорием, узнать, как проехать к ним вы можете на странице «Крематории Москвы».
Процедура кремации
Как правило, кремирование включает несколько этапов:
Более подробно процесс кремирования описан в статье «Как проходит кремация».
После кремации
Что именно делать с прахом покойного, зависит от его воли или желания родственников – законодательство не регламентирует места хранения праха:
Подробности смотрите на странице «После кремации».
Стоимость
Если вы решились организовать кремацию и последующее захоронение праха самостоятельно, стоимость кремации зависит от текущих цен на услуги крематория, кладбищ и колумбариев. При заказе комплексной услуги в ритуальной службе вам надо выбрать один из предлагаемых пакетов.
Более подробно о ценах можно прочесть на странице «Стоимость кремации», а про наш пакет – на странице «Цены».
Коронавирус и кремация
По мнению вирусологов, которое подтверждает и ВОЗ, коронавирус без тела долго не живет. Уже при хранении в морге с большой долей вероятности он погибнет, а после захоронения в земле он точно не выживет, то есть, никакой опасности для кладбищ похороны погибших от нового вируса нет. Так что, кремировать тело умершего от коронавируса или хоронить его в земле зависит только от воли покойного и его родственников.
Мифы о кремации
Кремация, как и любое другое сравнительно новое явление, отличное от устоявшихся в обществе традиций, обросло множеством мифов и спорных суждений:
Как кремируют покойника? Огненная стихия пугает и одновременно завораживает человека с древних времен. Она, как и земля, принимает умерших, но гораздо быстрее их разлагает. Разберем, что представляет собой кремация. В чем ее преимущества, а также какие есть особенности огненных похорон взрослых, детей и животных.
Кремация человека – разновидность захоронения, подразумевающего сожжение усопшего. Сгорание тел осуществляется в специальной кирпичной печи струей воздуха, раскаленного до температуры в 860-1100 градусов Цельсия.
Для кремации тело покойника помещают в выбранный родственниками церемониальный гроб, который должен быть сделан из материала, отлично воспламеняющего и легко сгорающего.
Сразу после прощания с усопшим, его перемещают на передвижную платформу и подают в камеру сжигания. В ее дверях камеры есть небольшой «глазок», сквозь который можно следить за горением, управляемым компьютером. Чтобы не произошло случайного смешивания праха, каждого поступившего в крематорий покойника регистрируют, а на гроб цепляют номерок из огнестойкой пластинки.
Некоторые крематории предоставляют возможность присутствовать во время перемещения тела в камеру сгорания. Длительность кремации в зависимости от модели печи варьируется от 80 до 120 минут. На продолжительность процесса может также влиять комплекция умершего, перенесенные при жизни заболевания, вредные привычки. В частности, тела наркозависимых вспыхивают, как факелы, а раковых больных – горят медленно с выделением голубого сияющего пламени.
Процесс завершается полной минерализацией органических тканей. На выходе получают пепел и пережженные кости. Продукты горения помещают в специальные зольники для охлаждения.
Остывшие останки собирают во временные контейнеры, а после в кремационные урны. Они могут иметь форму расписных шкатулок, кубков, чаш, ваз с крышками. Урны изготавливаются из керамики, дерева, бронзы, камня и других материалов.
С выдачей останков после кремации захоронение не заканчивается. Далее родным и близким усопшего нужно понимать, как распорядится урной. Ее можно поместить в колумбарии, подзахоронить в землю на кладбище, оставить у себя дома и даже развеять прах в специально отведенном месте.
Зачем нам кремация?
Существует широкий спектр причин почему люди предпочитают кремацию в Москве и других регионах вместо традиционного способа:
Сжигание тела проповедуется во многих восточных и древних учениях. Так, сторонники ведизма считают, что предание трупа огню необходимо для того, чтобы душе легче было отойти на небеса, избавившись от уже бесполезной разлагающейся плоти. У иудеев и мусульман категорически отрицается кремация. А в буддизме сжигание тела равнозначно очищению от прошлой кармы.
Подобное убеждение использовалось инквизицией в Средневековой Европе. Ведьм и еретиков жгли на кострах в целях очистки их грешных душ. Кремацию использовали древние римляне и греки, а также западные и восточные славяне. Последние иногда могли сжигать тела в лодке, после чего пускать по реке.
Во времена Византийской Империи и после крещения Руси чтение христианских заповедей подразумевало захоронение в землю. В XVI в Европе погребальные костры снова вошли в обиход по причине сильного распространения инфекций из почвы, переполненной трупами после чумы.
А в 1876 году в Милане открылся первый в мире крематорий. В России он появился на полвека позднее. Власти большевиков начали активно приветствовать все, что было запрещено православными канонами. В 1927 в Москве при Донском монастыре начал функционировать первый в стране крематорий. Позже они стали открываться и в других городах.
Сегодня церковный устав не одобряет кремацию, но и не запрещает ее категорически. Если перед смертью человек сам пожелал быть сожженным, священнослужитель, как правило не берется его отпевать. Исключение церковь иногда делает для верующих, родственники которых не смогли найти денег на традиционное захоронение. Но в большинстве случаев те, кто свято чтут православные заповеди, редко решаются на кремацию.
Однако точно никому не известно, что происходит с душой после смерти и какой вид погребения ей больше подходит.
Как организовать кремацию?
Кремация организовывается следующим образом:
Средняя продолжительность церемонии перед сожжение составляет 30 минут. На самой кремации родственников в основном не оставляют, а провожают до их авто или автобусной остановки.
Прах выдается в течение 1-2 дней, в особых случаях сразу же после сжигания. На урне должны быть написаны ФИО умершего и регистрационный номер. После кремации скорбящим членам семьи надо решить, как быть с останками покойного:
На месте погребения возлагаются цветы. На плитах колумбария с ФИО и датами рождения и смерти не принято ставить портретов, только изображения религиозной, трудовой или военной символики.
Если за прахом в течение года никто не приходит, администрация крематория присылает письменное сообщение тому, кому выдана справка о кремации. В случае отсутствии запускается процедура захоронения в общее место, отмеченное одним памятником. Данные погребенных на могиле не указываются, а остаются в «Мемориальной книге».
Кремация ребенка имеет аналогичный порядок. Стоимость ее в Москве на 2018 год составляет 150 рублей (с учетом аренды ритуального зала на 20-минутную церемонии прощания), что в 28 раз меньше, чем взрослых. Дети, родившиеся мертвыми от 196 дней беременности, относятся к льготной категории. По этой причине на них выдается социальное пособие для похорон.
Кремация животных
Захоронение домашних любимцев в землю в парке, возле дома или на даче, считается незаконным. Поэтому кремация животных наиболее верный и гуманный способ провести своего четвероного друга на небеса. Она осуществляется на территории Столичного кладбища домашних животных. Там есть крематорий. Услугу также можно заказать в ритуальных службах ветеринарных клиник. В Москве многие из них имеют свои крематории. Тело можно доставить самостоятельно или вызвать работников ветклиники на дом. До момента сжигания, труп животного находится в специальной морозильной камере.
Кремация кошек и других питомцев может проводится на общих и индивидуальных основаниях. В первом случае несколько трупов сжигают в одной камере, а хозяева не получают прах и не могут присутствовать во время процесса. Второй способ подразумевают отдельную кремацию собак, кошек с последующей выдачей урны с останками животного. При индивидуальном сжигании хозяева могут присутствовать.
Стоимость кремации питомцев зависит от их веса (до 5 кг, 5-10 и т.д.) и вида процедуры (общая, индивидуальная). Цены сожжения на общих основания стартуют от 1000 рублей и доходят до 7500 (при массе трупа 80-100 кг), на индивидуальных – от 3500 до 10 тыс. руб. Дополнительно оплачивается личное присутствие и видеосъемка.
Урну с прахом можно похоронить на Столичном кладбище домашних животных, имея на руках свидетельство о кремации. В Москве это единственный официальный некрополь для четырехлапых любимцев. Для захоронения можно назначить удобный день и время. Урну с прахом особо любящие хозяева забирают для домашнего хранения или развевают пепел в Саду воспоминаний при кладбище.
В чём выгода кремации для родственников и общества?
Статистика по городам России, в которых есть крематории, гласит о том, что до 61,3% от всех захоронений, осуществляются именно путем сожжения.
Это объясняется следующими выгодами:
Очень часто верующие люди наотрез отказываются быть кремированными и предавать огню тело родственника. Страх уйти в мир иной не отпетым заставляет людей полжизни копить на традиционные похороны с соблюдением всех канонов. Сами же церковные настоятели перестают быть настолько категоричными в силу экономической сложности в силу вышеизложенных причин.
Поскольку кладбища постепенно превращаются в источники экологической катастрофы, Патриарха Православной РПЦ Алексий II выступил с объявлением, что кремация хоть и не приветствуется иерархией, но и не запрещается церковными канонами. Подтверждением тому является то, что уже в нескольких городах РФ священнослужители получили официальное разрешение на отпевание умерших до их сожжения.
Вывод
Несмотря на религиозные противоречия, преимущества кремации для экономики, бюджета семь и окружающей среды очевидны. Это единственный законный способ захоронения домашних любимцев. А быстрая процедура прощания и сжигания позволяет хоть и частично, но минимизировать боль утраты. При похоронах верующего человека в такой способ можно также найти компромисс и заказать отпевание. В любом, случае где поставить запятую в выражении «похоронить нельзя кремировать» решать вам.
Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»
– Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?
– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.
– Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?
– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.
– Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?
– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.
– Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?
– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.
– Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…
Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности
– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.
Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.
– Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?
– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.
– Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?
Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены
– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.
– Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?
– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.
В ногу со временем?
Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.
Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:
«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.
Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:
«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».
Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:
«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».
Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.
Отношение к кремации в РПЦЗ
РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях
Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.
«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.
«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».
В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:
«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».
Отношение к кремации Элладской Православной Церкви
Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.
Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.
Почему сожжение – поругание?
Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”
Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:
«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».
Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».
Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам
Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.
Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:
Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”
«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?
В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».
Вместо эпилога
Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.