что означает крест в христианстве в библии
Крест или столб?
Крест не является символом настоящего христианина, т. к. появился в «ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ» благодаря язычнику, императору Константину в 325 году нашей эры на так называемом «Никейском соборе», через примерно 300 лет после смерти Христа.
Вертикальный столб, или кол
В Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна для описания орудия казни Иисуса использовано греческое слово ставро;с (Матфея 27:40; Марка 15:30; Луки 23:26). Слово ставро;с означает «вертикальный столб, или кол». В книге «Крест в нехристианских религиях» Дж. Д. Парсонс сообщает: «В текстах, первоначально записанных на греческом языке и составляющих Новый Завет, нет ни единого предложения, которое даже косвенно дало бы повод предполагать, что значение слова „ставрос“, употребленного в связи с казнью Иисуса Христа, как-то отличалось от обычного значения этого слова. И тем более, нет повода думать, что этот „ставрос“ состоял не из одной, а из двух балок, соединенных между собой в форме креста» (The Non-Christian Cross).
В Деяниях 5:30 в качестве синонима слову ставро;с апостол Петр употребил слово кси;лон, означающее «дерево». Это указывает на то, что речь шла не о кресте, состоящем из двух балок, а об обычном вертикальном столбе или бревне. Лишь спустя три столетия после смерти Христа те, кто называли себя христианами, начали распространять учение о том, что Иисус был казнен на кресте. Однако эта точка зрения была основана на традициях и неправильном толковании значения греческого слова ставро;с. Стоит отметить, что в старинных работах, изображающих казни в Древнем Риме, появляется одиночный деревянный столб или дерево.
Так что же было на самом деле записано в Законе Моисеевом, который должен был в точности выполнить Иисус Христос, чтобы искупить нас?
В Библии, в Ветхом Завете, в книге Второзаконие, 21 глава, 22 и 23 тексты написано: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.»
Итак, видим слово «дерево». Речь не идёт о двух планках пресекающих друг друга в форме креста. Так как Иисус Христос пришёл исполнить закон Моисеев, то повешен он должен быть именно на дереве, а не на кресте.
В книге «Крест в нехристианских религиях» Джон Парсонс пишет: «Ни в одном из текстов, написанных на греческом языке и составляющих Новый Завет, нет ни единого предложения, которое хотя бы намекало на то, что стаурос, на котором казнили Иисуса Христа, как-то отличался от обычного стауроса. И тем более там нет и намека на то, что этот стаурос состоял не из одной, а из двух балок, соединенных в форме креста. [. ] Наши учителя глубоко заблуждаются, когда при переводе церковных документов с греческого на наш родной язык переводят слово „стаурос“ как „крест“ и поддерживают такой перевод, внося в наши словари слово „крест“ как значение слова „стаурос“. При этом они не объясняют, что в дни Апостолов это было далеко не первое значение этого слова и что оно не было его первым значением еще долгое время после тех дней, а если и стало таковым, то только потому, что, несмотря на отсутствие доказательств, по тем или иным причинам было решено, что именно такую форму имел тот конкретный стаурос, на котором казнили Иисуса» (Parsons J. The Non-Christian Cross. Лондон, 1896. С. 23—24).
Что же тогда означает «КРЕСТ»?
Вот, что сообщает Википедия о кресте:
«Форма креста в виде двух балок взяла начало в древней Халдее и употреблялась там, а также в соседних странах, включая Египет, как символ бога Таммуза (в виде мистического Тау, первой буквы его имени). К середине III века н. э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Церкви отступнического христианства, чтобы укрепить свои позиции, принимали язычников в свою веру без духовного перерождения и позволяли им сохранять языческие знаки и символы. Таким образом Тау, или Т, в наиболее распространенном виде с опущенной перекладиной, был перенят для обозначения креста Христова» (Vine W. E., An Expository Dictionary of New Testament Words, Лондон, 1962, страница 256).
Почему же тогда «КРЕСТ» вошёл в христианство как символ?
На иллюстрации: Репродукция из книги фламандского филолога Юстуса Липсиуса, изображающая одно из возможных орудий казни, подписанное на латинском языке «crux simplex» (De Cruce libri tres. — Антверпен, 1629 г., С. 19).
«Кроме избиения плетью, согласно евангельским повествованиям, в качестве наказания Иисуса возможен лишь самый простой способ распятия, какой был у римлян,— повешение раздетого тела на столбе, который к тому же Иисусу пришлось нести или волочить к месту казни, чтобы это позорное наказание было ещё невыносимее. […] Такая казнь не допускала ничего иного, кроме простого повешения, так как часто носила массовый характер, например: Вар — 2 000 человек за один раз (Иосиф Флавий. „Иудейские древности“ XVII 10 10), Квадрат („Иудейская война“ II 12 6), прокуратор Феликс („Иудейская война“ II 15. 2 [13 2]), Тит („Иудейская война“ VII. 1 [V 11 1])»
Крест
Крест – 1) орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором Он был распят ради искупления людей; 2) главный символ христианства, знамение победы Христа над адом и смертью; 3) наименование крестного подвига Спасителя. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни.
Крест – символ жертвенной любви, победы над злом
Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями совершил искупление человечества ( 1Пет.2:24 ). На Кресте произошла не просто трагедия, а триумф жизни, победа над смертью. Крест — выражение любви Бога к людям ( Ин.3:16 ).
Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть:
На Кресте мы видим Бога Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.
Виды крестов:
О молитве Кресту
Молитва Кресту это поэтическая форма обращения к Тому, кто распят на Кресте.
Церковные службы Кресту Господню
Изображение Креста
Православные иконописцы изображают возле Креста тех, кто неотступно сопровождал Господа во время Его Крестных мук: Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова – любимого ученика Спасителя.
А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом, Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя. Она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков
Надписи и криптограммы на Русских крестах:
«М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть,
«Г.А.» — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Череп под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста является символическим изображением головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос.
Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IC» «ХС» — имя Иисуса Христа;
а под ней: «НИКА» — Победитель;
на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий;
«I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
надписание над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.
В чем заключается тайна Креста Господня?
Святитель Григорий Нисский:
«Кто может достаточно изъяснить тайну Креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако из всех Он пожелал и избрал один этот, как Сам предрек о Себе: «Сыну Человеческому должно много пострадать»… (Лк.9:22). Заметь, как говорит Он здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы кто другой, но, по некой таинственной необходимости, обозначает и как бы узаконивает для Себя один род смерти: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк.24:7).
Вникни в значение этого «надлежит», и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста. В чем же причина этого? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее… может истолковать эту тайну Креста, как отчасти и сделал это в послании к Ефесянам: «чтобы Вы… могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:18–19). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру…»
Преподобный Иоанн Дамаскин:
«Как четыре конца Креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь».
Святитель Симеон Солунский:
«Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего горнее и дольнее, и все существующее, соединившего горнее с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви».
Святитель Василий Великий:
«Все части мира были приведены к спасению частями Креста».
Святитель Димитрий Ростовский:
«Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» ( Ин.19:17 ), держащий «все словом силы Своей» ( Евр.1:3 ). Несет Крест истинный Исаак – древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, «сотворивший державу мышцею Своею» ( Лк.1:51 ). Многие плакали, но Христос говорит: «не плачьте обо Мне» ( Лк.23:28 ): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, «не плачьте». «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени» ( Быт.49:14-15 ). «Выходит человек на дело свое» ( Пс.103:23 ). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, «уловить лов» отцу своему ( Быт.27:5 ). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уловить лов», чтобы привлечь всех нас к Себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской».
Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанна – отсечением головы, ни смерти Исаии – перепиливанием пилой, чтобы и в смерти Тело его сохранилось не рассеченным, чтобы этим отнять повод у тех, которые бы дерзнули разделять на части Его Церковь».
Преподобный Симеон Новый Богослов:
«Образ Креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа Креста, и не терпят видеть знамение Креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что Крест есть знамение содружества человеков с Богом и что они, как отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его, не имеют более свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним, и не могут более искушать их. Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства Креста».
Святитель Афанасий Великий:
«Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного».
Святитель Ириней Лионский:
«Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе».
Почему Крест называют знамением истины?
Почему Крест, орудие убийства, называют «венцом праздников»?
«Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников».
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова
Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния.
Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте… я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия
Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими…»
Преподобный авва Исаия:
«Крест – знамение будущего бессмертия».
Преподобный Нил Синайский:
«Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава».
Правда ли, что у каждого человека свой собственный крест?
Архимандрит Иоанн Крестьянкин:
«…Надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг – это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.
А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (Дал обеты монашества – не ищи женитьбы, связан семьей – не стремись к свободе от детей и супруги.) Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути,– это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, – это саможаление снимает тебя с креста.
Свой крест – это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.
Как разнообразны в жизни и скорби, и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.
Да, у каждого человека – крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу – это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним».
Архимандрит Нектарий (Антанопулос):
«На Голгофе возвышались три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, символом которого является один из голгофских крестов. Немногие святые, избранные други Божии, несут Крест Христа. Некоторые сподобились креста покаявшегося разбойника, креста покаяния, который вел ко спасению. А многие, к сожалению, несут крест того разбойника, который был и остался блудным сыном, так как не захотел принести покаяние. Хотим мы этого или нет, но все мы – «разбойники». Постараемся же, по крайней мере, стать «благоразумными разбойниками»».
Мало в каком храме, монастыре встретишь сегодня частицу Креста Господня. Должны ли мы почитать как тот самый Крест его современные копии и изображения?
Преподобный Иосиф Волоцкий:
«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».
Праведный Иоанн Кронштадтский:
«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».
Знак креста в Ветхом Завете
В своем Первом послании к Коринфянам Апостол Павел пишет: «Иудеи требуют чудес» (1 Кор. 1:22). Иудеи требовали неких сверхъестественных знаков – воскресения мертвых, исцеления бесноватых, которые смогли бы заставить их поверить в проповедь о Кресте. Они искали этих чудес, не замечая тех великих знаков, которые Бог уже являл им в прошлом всякий раз, когда они оказывались в опасности. Конечно, тем знаком, который они требовали, был крест. Его предзнаменования, с одной стороны, проходят через весь Ветхий Завет, с другой – он всегда находился рядом с ними, спасая народ Божий от гибели и исчезновения.
В Ветхом Завете мы можем найти множество аллюзий на символ Честного Креста. Ниже мы упомянем о шести подобных предзнаменованиях.
Важнейшим этапом в воздвижении Креста в истории израильского народа является тот символ, который Моисей начертил своим жезлом, разделив воды Красного моря по повелению Бога, чтобы преследуемые египтянами израильтяне смогли пересечь его и спастись. Впоследствии Моисей объединяет их, чтобы они смогли вновь занять прежнее положение (Исх. 14:1 – 31). В память об этом событии церковные гимны, посвященные Воздвижению Честного Креста, воспевают: «Крест начертав Моисей впрямо жезлом, Чермное пресече Израилю пешеходящу» (Ирмос 1-ой песни канона утрени).
По дороге израильтян в Рефидим Моисей дважды начертал крестное знамение. Сначала он ударил жезлом о скалу, и из нее пошла вода, в результате чего народ утолил свою жажду. Затем Моисей распростер свои руки с жезлом к небу, чтобы помолиться и укрепить израильский народ в борьбе против Амаликитян (Исх. 17:1 – 16). Согласно святому Григорию Паламе (P.G. 133 – 136), именно знак Креста поддержал израильских воинов и помог им победить. По мнению Феодорита Кирского, помимо символа Креста был явлен и символ распятого Господа (P.G. 80, 260 – 261).
В другой раз Моисей изобразил этот святой знак, когда вел израильский народ в Эдом. Здесь израильтяне утратили смелость и веру в Бога, поэтому Бог послал смертоносных ядовитых змей, которые кусали израильтян и в результате многие из них погибли. Когда израильтяне покаялись, Господь приказал Моисею изготовить медного змея и установить его на деревянном брусе, и сказал, что каждый, кто взглянет на этого змея, исцелится (Чис. 21:4 – 9). Хотя библейский текст не дает нам подробного описания того, каким образом был установлен медный змей, святой Григорий Палама представляет нам более ясную картину, объясняя, что Моисей воздвиг змея на наклонной поверхности на вертикально поставленном деревянном брусе, в результате чего был образован крест (P.G. 133 – 136). Кроме того, сам Иисус в повествовании Евангелия от Матфея, пророчески говоря о своей крестной смерти, сравнивает ее с воздвижением медного змея в пустыне: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14).
Знак креста спас от смерти и пророков Ветхого Завета – Даниила и трех отроков. Три отрока, Анания, Азария и Мисаил, и пророк Даниил действовали в Вавилоне в период его пленения. Три отрока были помещены в огненную печь и спаслись, благодаря чудесному Божественному вмешательству (Дан. 3:23). Пророк Даниил был спасен подобным образом, когда был брошен в ров со львами (Дан. 6:16-23).
Конечно, и в этих случаях библейский текст не воссоздает полную картину спасения трех отроков. Однако этот недостаток восполняют творения Андрея, епископа Критского, который пишет, что сначала три отрока, а затем и пророк Даниил воздевали руки к небу, сложив их крестообразно (P.G. 97, 1040 – 1041). Это предание сохраняет и церковная гимнография. В частности, в Крестопоклонное воскресение в одном из песнопений мы находим следующие слова: «Руце в ров верженый львов, иногда великий во пророцех, крестообразно простер Даниил, неврежден от сих снеди спасеся» (катавасия 8-ой песни канона утрени).
Несмотря на то, что в ветхозаветные времена крест являлся символом проклятия и смерти, и, согласно с провозглашениями Второзакония, всякий, погибший на древе, считался проклятым (Втор. 21:23), Христос Своим Распятием, сделал крест символом победы над смертью, знаком славы и величия. Крест перестал быть атрибутом униженности, убожества и проклятия, став выражением святости, благословения, чести, славы и благородства.
Но каким образом произошла эта существенная перемена, это чудо и преображение? Конечно, причиной тому стало вочеловечение Сына и Слова Божия, в котором «Слово стало плотию» (Ин. 1:14), и Его Распятие, когда Он «умер за нас» (Рим. 5:8), «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), избавив нас «от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13).
Крест и Воскресение Христа открыли нам двери в Рай, упразднив пламенный меч, преграждающий путь к древу жизни (Быт. 3:24). Если мы обратимся к гимнографии праздника Крестопоклонения, мы увидим множество похвал Кресту Христову, называющих его стражем райских врат, победой царей, похвалой иереев, опорой верующих, хранителем мира, славой и гордостью Церкви, великой славой христиан, любимой проповедью Апостолов, венцом мучеников, драгоценным украшением пророков – похвал, которые возносятся и на Крестопоклонной неделе Великого Поста.
Феодорос Рокас,
богослов
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”
Нужно ли носить крестик — что говорил Иисус и Библия?
Нужно ли носить крестик согласно Библии — говорил ли Иисус об этом в 9 главе Евангелия от Луки?
Нужно ли носить крестик согласно Библии?
На подобные вопросы трудно отвечать, поскольку они изначально показывают иррациональное мышление автора вопроса. Как можно дать логичный ответ на нелогичный вопрос? Это напоминает мне слова Джонатана Свифта, автора «Путешествий Гулливера»: «Невозможно разубедить человека в чем-то доводами разума, если его убеждение не было основано на разуме». Я полностью согласен с этим. Может ли хоть один разумный человек полагать, что Иисус, говоря о кресте в 9 главе Евангелия от Луки, говорит о ношении крестика на шее? Нет, ну правда?
Если кто-то хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, пусть изо дня в день несёт свой крест и следует за Мной. (Евангелие от Луки 9:23)
Я могу лишь сказать, что ФАКТЫ говорят о том, что ранняя церковь первого века не носила никаких крестиков. Они также не размещали крестов на своих строениях и не использовали изображения креста на своих богослужениях. Крест в христианстве стали использовать значительно позже, но и тогда это было в текстах, а не в реальности.
Я очень сомневаюсь, что ранняя церковь вообще стала бы использовать крест как символ, поскольку в первые два века она была против использования любых физических предметов, включая иконы и другие изображения. Крест использовался лишь метафорически, а до 4 века н.э. не использовался в искусстве вообще. Физическое использование креста началось позже — в 4-5 веках н.э.
В любом случае, неужели нам надо так подробно изучать историю ранней церкви, чтобы понять, что Иисус не говорит о физическом крестике на шее в 9 главе Евангелия от Луки? В те времена крест использовался лишь одним способом — для казни преступников. Это глупо думать, что Иисус Христос говорил о ношении крестика на шее, говоря о том, что человек должен «нести свой крест».
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».