что означает крест в круге в православии
Крест: что символизируют христианские распятия
В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи для выражения разных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.
Разновидности христианских крестов
В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Иисус.
Самые распространённые виды крестов:
В чём разница между этими крестами?
Шестиконечный крест
Это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.
Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Нижняя перекладина шестиконечного креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.
Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.
Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Иисуса ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.
Восьмиконечный крест
Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.
Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).
Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.
Восьмиконечный крест-Голгофа
Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.
Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).
Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.
Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.
За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.
По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).
Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.
Четырёхконечный крест
Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.
Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.
Так же можно встретить кресты с полумесяцем. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.
Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.
Отличие православного и католического распятия
Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.
Отличия православного и католического распятий:
Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.
Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.
Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.
Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.
На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках под собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.
Материалы по теме
А вот ещё:
Как католики боролись с инакомыслием
В 1215 году католическая церковь определилась, как бороться с инакомыслием.
Явление в религиозной жизни европейцев
Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.
Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.
Крестовый поход против вальденсов. Источник: Pinterest
Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.
Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.
Юг Европы: главный регион антицерковного движения
На исходе 12-го столетия в горных районах севера Италии и юга Франции возникли два мощных антицерковных еретических движения. Речь о катарах и сторонниках Пьера Вальдо. Вальденсы станут настоящим бичом Тулузского графства на рубеже 12−13 вв. Церковь здесь оказалась в незавидном положении. «Лионские бедняки» поначалу не стремились к конфликту с духовенством, но их проповеди о свободном чтении Библии мирянами провоцировали клириков. Катары также представляли серьёзную угрозу для церкви на юге Франции.
Пьер Вальдо. Источник: Pinterest
Одним из главных подвижников в борьбе с ересями тогда стал святой Доминик, который направился со своими соратниками в неспокойный регион с проповедями. Центром распространения еретических движений был окситанский город Монпелье. Возникновение общин святого Доминика и его активная деятельность как проповедника не убедила инакомыслящих. В 1209 году началось вооружённое столкновение: был объявлен крестовый поход против еретиков, который возглавил граф Тулузы Симон IV де Монфор.
Это был опытный воин и бывалый крестоносец. К 1220 году вальденсы и катары потерпели поражение: католикам удалось справиться с главными очагами еретических течений на территории графства Тулуза. Инакомыслящих сжигали на кострах. В дальнейшем королевская администрация окончательно расправится с вальденсами.
Король Франции Филипп II Август у костра с еретиками. Источник: Wikimedia Commons
Монашествующие ордена также внесли серьёзный вклад в победу над еретиками юга Франции. Ведь именно они стали главными идеологическими противниками отступников — нищенствующие монахи занимались лишь проповедью. В лице доминиканцев и францисканцев еретикам противостояла идея о нищенствующей церкви.
Доминиканцы. Источник: Wikimedia Commons
Четвёртый Латеранский собор
Апофеозом могущества церкви стало главное событие 1215 года — Четвёртый Латеранский собор. Каноны и постановления этой ассамблеи определили весь дальнейший путь развития религиозной жизни Западной Европы. На соборе присутствовало около 500 епископов и приблизительно 700 аббатов — это было самое представительное церковное мероприятие католиков за долгое время. Сюда также прибыли делегаты от константинопольского патриарха.
Четвёртый Латеранский собор. Источник: Wikimedia Commons
За всё время работы собора было принято около 70 канонов и постановлений. Многие из них касались внутрицерковной жизни, но некоторые регламентировали и повседневную жизнь мирян. Цикл жизни от рождения до погребения — каждый его элемент подвергся строгому анализу и выработке церковных норм. Именно на этом соборе приняли положение о церковном суде. Так родилась инквизиция. Этот инструмент борьбы церкви с инакомыслием станет самым эффективным. Историки считают, что 1215 год является датой полной христианизации западноевропейской цивилизации.
Что означает крест, знак, символ креста
Действительно, вас никогда не интересовало, что означает крест, откуда пошёл этот символ или знак? Мы, в лучшем случае, осведомлены о природе происхождения православного креста. На нём распяли Христа. Поэтому этот символ свят для всякого христианина. Но изображения перекрещенных линий найдены даже при раскопках стоянок человека из каменного века. Поэтому очевидно, что история знака креста гораздо древнее библейских событий. Так что же таит в себе этот символ, что означает, что скрыто за ним?
Взгляд на символ креста Комиссара Катара мне показался логичным и заслуживающим доверия. Он считает, что крест и свет – тождественные понятия. Если перекрещенные палочки потереть одна о другую, как это делал древний человек, то можно добыть огонь. То есть свет. Отсюда и пошёл символ креста или сакральный знак, с которым человек связал самое дорогое в своей жизни. Крест давал ему тепло и свет, способен был согреть жилище, приготовить еду и, само собой, защитить от злых зверей или духов. Отсюда многочисленные обряды, мифы, ритуалы, легенды, суеверия.
Словно вижу старца из того далёкого времени, который наставляет ученика. «Не мельтеши, сначала перекрести палочки, наложи крест. Потом усердно три одну о другую, ускоряя темп.» Возможно, так оно и было.
Две палочки, а одна обязательно тверже другой, применявшиеся для добычи огня, стали прообразом священного креста. Это, чуть позже, кресало и кремний, дающие сноп искр, из которого возгорался огонь – свет. «То есть, две скрещенные палки, одной из которых скребут по другой и есть сКРЕСт. А значит древний символ Крест, не что иное, как ОГНИВО», — резюмирует Комиссар Катар.
Что означает крест в круге или с полусферой на верхнем конце
Не удивительно, что добывание огня посредством трения древние люди отождествляли с процессом полового акта. И динамикой схожи, и результат единичен – продолжение жизни. Фантазия предков на этом не остановилась и явила миру многочисленные формы и образы крестов.
Когда человек научился добывать огонь с помощью линзы – а это был кристалл скарабея в древнем Египте, то появился коптский крест с полусферой вверху.
Если вы посмотрите внимательно на правильный крест в круге сверху, то увидите перед собой пирамиду. Это еще одна тайна креста, о которой в другой раз.
Что означает православный крест
О том, что православный крест означает распятие, уже говорил чуть выше. Вернуться к этому вопросу побудило любопытное свидетельство христианского писателя Феликса Мануция, жившего якобы в III веке н.э. Вот оно: «Что же касается крестов, то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».
Это называется – приплыли. Христиане отвергали крест? Крест это — символ так называемых язычников? Отложите этот факт в своей памяти, он очень важен.
Далее приведу один абзац из былины Комиссара Катара полностью:
Кто и зачем устроил, столь глубинное своими символами, жертвоприношение Спасителя рода человеческого? На этот вопрос нам ещё предстоит ответить.
Что ждёт нашего познания
Символ креста вобрал в себя куда больше, чем сегодня вы узнали из миниатюры по мотивам былин Комиссара Катара. Вот вам образ во всей полноте. Одно кресало не способно ничего поджечь. Чтобы высечь сноп искр, требуются кремень. А чтобы возгорелся огонь – еще и трут. Это божественная Троица.
Трут – это пучок неких волокон. Это уже хаос.
Кремень – это углерод. Кресало — это кислород. Что мы видим? Систему кровообращения человека. В ней венозная кровь насыщена углекислым газом, а артериальная – кислородом. Последняя поступает в левое предсердие от лёгких по четырём легочным венам. И огонь можно извлечь, двигая кресалом в четырёх направлениях…
Теперь вы осознаёте, что сегодняшний ответ на вопрос, что означает крест, знак, символ креста, только начало большого и интересного разговора. Мы его обязательно продолжим.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Фото 1. Это символ Прави и Нави, разделённый линией Яви. Все стороны креста равной длины, т.к. все стихии находятся в равновесии, т.е. соблюдается баланс сил.
Фото 2. Христиане присвоили себе этот символ, изменив всю конструкцию. Они удлинили линию Нави, тем самым утвердились как религия смерти. Баланс сил при этом нарушился.
Энергетика такого креста негативная, т.к. поле Нави увеличено, он по существу является вампиром. А, если учесть, что такого рода кресты навешивают на шею всем людям, да вдобавок ещё и с мертвым человеком, тогда становится понятным очень низкую энергетику адептов этой религии.
При навешивании креста детям, нарушается гармоничное развитие ребёнка.
Итак, необходимо остаться в полном одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Можно в помещении, можно на природе. Сначала снимается крест. Затем представляем у себя над головой тёмное облако (это христианский эгрегор), от которого к нашей макушке идёт «шланг». Мысленно, берём рукой этот «шланг», отцепляем его от головы, но не отпускаем.
Мысленно (а можно и вслух) произносим слова благодарности эгрегору за всё хорошее, что он нам сделал на протяжении жизни. И неважно, было или не было – главное здесь благодарность. Затем говорим, что наши пути разошлись, и нам пришло время расстаться навсегда. Только после этого отпускаем «шланг», и наблюдаем, как он втягивается в облако, которое уплывает, или растворяется. Всё. Обычно человек чувствует сильное облегчение. Плечи распрямляются на физическом уровне.
Что касается крестика, то его вместе с цепочкой нужно почистить огнём свечи (не церковной), затем лучше переплавить в какое-нибудь другое украшение. Можно просто отнести в церковь и оставить там, т.е. подарить.
На фото: Древнерусские нательные кресты, XI-XIII вв
Но вот с приходом христианства появились «страшилки» в виде нечистой силы, от которой нужно прятаться внутри круга. И вот все начинают рисовать вокруг себя круги – вечная защита от окружающего мира. И экстрасенсы это пропагандируют, и маги всяческих уровней и колдуны в N-м поколении…
Все строят вокруг себя защиту в виде кругов, поднимая их в высоту в виде цилиндров, бочек и пр. и пр. И не понимают они, что на всякое действие есть противодействие. Чем мощнее защита от предполагаемого нападения, тем слабее на самом деле становится человек, т.к. он, отгораживаясь от Мира, недополучает энергии Космоса. Всё элементарно. Любая оборона всегда проигрывает. Надо усиливать свою энергетику и тогда никакая «гадость» не сможет достать.
Крест в круге
Автор: Елена Острер
Символ креста, как правило, ассоциируется с христианством. Однако это – один из древнейших, еще дохристианских, священных знаков. Наиболее ранние найденные изображения креста датируются XII тысячелетием до н. э.
Подлинное значение этого древнего символа открывает многие тайны, словно ключ, подходящий ко многим замкам.
Откуда произошло название «крест» – трудно сказать, бытует много версий, по одной из которых слово «кръст» означает «огонь». Не отсюда ли происходит слово крещение – кресенье?
Этот древний символ встречается у всех народов во всех частях света: в Индии, Китае, Греции, Египте и т.д. До наших дней дошел так называемый «кельтский крест», представляющий собой равносторонний крест, вписанный в круг. Точно такое же изображение представляет собой Валаамский крест. Исследуем это изображение подробнее.
В прошлом веке в Германии был хорошо известен Герман Вирт, ученый, незаслуженно забытый в наше время. Он был археологом, историком, энциклопедистом и полиглотом, который знал более 100 древних языков. Он исколесил весь мир в поисках прародины человечества. Он решил докопаться до самых корней!
Изучая древние манускрипты, познакомившись с мифами разных народов, Вирт обратил внимание, что многие авторы упоминают одну древнюю цивилизацию, жившую в арктических широтах. Источники гласили, что в далекие времена на северном полюсе существовал материк с теплым мягким климатом. Именно из этого места стала распространяться духовная культура человечества.
Первые упоминания о северной стране встречаются в мифах Древней Греции. Эта страна у эллинов называлась Гиперборея. Домаст Сигейский, древнегреческий историк, так определял местоположение Гипербореи: «Выше скифов живут исседоны, еще выше – аримаспы, дальше Рипейские горы, с которых дует Борей и никогда не сходит снег, а за этими горами живут гипербореи до другого моря». А вот как ее описывает древнегреческий историк Гекатей Абдерский, живший в Египте при Птолемее I. «На Океане против страны кельтов находится остров величиной не меньше Сицилии. Этот остров… населен гипербореями… остров имеет прекрасную, плодородную почву, отличается благорастворением воздуха и дважды в год производит плоды».
О северной прародине человечества говорится и в древних индийских источниках: Ригведе, Пуранах, в персидской Авесте. В индийском эпосе «Махабхарата» описывается место, где находилась «неизмеримо высокая гора Меру, протянувшаяся по всей северной окраине мира», а так же упоминаются древние народы: этруски, русы, славяне, скифы.
Другой древний автор, Страбон, в своей знаменитой «Географии» пишет об окраинной северной территории – Туле – одной из оконечностей Арктиды. По Страбону, эти земли расположены в шести днях плавания на север от Британии, и море там студнеобразное.
В 1928 году Герман Вирт в книге “Происхождение человечества” формулирует основу своей теории. Ученый сделал вывод, что все упоминания о древнем континенте, лежавшем на Северном полюсе, не фантазия, а исторический факт, и подкрепил свою теорию множеством археологических находок.
В древних источниках трудно отличить, где исторические факты, а где вымыслы. Мифы повествуют, что в этой стране жил священный народ с живой искренней верой. Их покровителем был сам Аполлон, который не раз наведывался к ним на колеснице, запряженной лебедями. Это был неведомый нам мир справедливости, гармонии и благополучия. Люди жили по божественным законам в любви и согласии. Общество процветало, так как не было борьбы за власть, за место под Солнцем. А Солнце в этих арктических широтах светит в течение полугода: восходит при летнем солнцестоянии и заходит при зимнем. В течение каждого года люди наблюдали, как происходило возрождение и умирание Солнца. И оно снова появлялось над горизонтом как символ вечной жизни.
Весной Свет Мира снова пробуждает жизнь, развивается, пока не достигнет полного развертывания и предела роста в полуденно-летнем времени, чтобы снова начать путь к ночи и зиме, готовясь к смерти, за которой неминуемо последует новое рождение. Нордический человек созерцал образ своего существования ежегодно и ежедневно: раннее утро – детство, позднее – юность, полдень и лето – взросление, полное созревание, потом увядание жизни, старость, ведущая к смерти, а через нее к новой жизни, к возрождению и новому становлению, воплощенному в потомстве. Круговращение дня отражает в своем постоянном, непрерывном повторении круговращение Года, а Год – круг человеческой жизни. Круговращение, движение по кругу само по себе является высшим космическим законом Бога, этическим Основанием Вселенной, всего бытия». Поэтому изображение годового цикла в виде креста, заключенного в круг, было для гиперборейцев самым сакральным символом, матрицей, знаком вечной целостности и бесконечности сущего, вмещающего в себя пространство и время. Его можно описывать и толковать с разных граней. Это символ единения пространства и времени, центр гармонии и равновесия, знак слияния четырех сторон света, ключ для познания устройства Мира и т.д. Изображения креста в круге, как выяснил Герман Вирт, встречается на костях мамонтов, в пещерных изображениях, и сохранился до наших дней в храмовом убранстве церквей, в одежде священнослужителей, в украшении оград церквей.
Вместе с тем это был календарь, но календарь полярного года, когда шесть месяцев длится день и шесть месяцев – ночь. Это модель годового полярного цикла. Единственная особенность: Юг здесь отождествляется с зимой, Восток – с весной, Север – с летом, Запад – с осенью.
На широте Северного полюса нет такого понятия, как утро, день, вечер. Солнце движется по спирали. Весь арктический день солнце не заходит, лишь изменяется его высота над горизонтом от весны к лету. Максимальный угол к горизонту – 23.5 градуса в день летнего солнцестояния. Ближе к осени его высота над горизонтом все уменьшается.
Весь период арктической ночи Солнце уходит на Юг и совершает спиралевидное движение под горизонтом. День зимнего солнцестояния – самая нижняя точка нисходящей спирали, самое темное время.
Утро, это когда в дни весеннего равноденствия Солнце появляется на горизонте, и начинает возрождаться свет. В дни осеннего равноденствия Солнце на Западе посылает свои прощальные лучи на горизонте, и это ассоциируется с вечером. Самым главным праздником у гипербореев был Великий Юл – день зимнего солнцестояния, когда происходит перелом – изменение движения Солнца от спуска к подъему. В день великого Юла, в день зимнего солнцестояния, как считали гипербореи, Бог-Отец, скрытый во тьме, порождает Сына Божьего по имени Год, или Свет. И вскоре он во всей красе появляется из Дома Отца. Это весеннее появление Солнца над горизонтом. По мере подъема, возникает символ – человек, поднявший руки вверх. Он достигает Славы – максимальный подъем Солнца в летнее солнцестояние. После этого он опускает руки, и начинается его спуск. Символ – человек с опущенными руками. И, наконец, он, показавшись в последний раз, умирает, возвращается к своему Отцу в его Дом. Но Отец воскрешает его. Никто не знает, как это происходит, ибо это таинство совершается в полной темноте полярной ночи. И снова Сын-Год появляется, чтобы совершить свой путь на Север к Небесной Славе. Аналогия с тем, что человек умирает, оставляя тело, но душа его воскресает, как новогоднее Солнце, рождается снова.
Календарь гипербореев делился на 10 месяцев. Обе половины года соответствовали двум ладоням – десяти пальцам Сына Божьего. Иногда год делился на 20 частей, соответствуя количеству пальцев на руках и ногах. На точку зимнего солнцестояния ориентированы алтари наиболее древних святилищ. 21 или 22 декабря в день зимнего солнцестояния древние славяне праздновали свой Новый год и день рождения Солнца. В этот день пекли круглый пирог, который напоминал по форме Солнце, и разводили огромный костер, пламя которого, взлетая ввысь, должно было призывать Солнце начать свою работу.
А. Г. Дугин, анализируя календарь гипербореев в своей книге «Знаки великого норда», пишет: «Последовательность выстраивается в цикл, линия становится кругом, вечное движение обеспечивается за счет представления обо всем времени сразу. Оно не может кончиться, оно не может остановиться. Оно не может исчезнуть… и можно прийти к многочисленным выводам невероятного значения. Каждая ситуация, каждое событие, бытовой сценарий могут быть препарированы при помощи этой модели. Как мы действуем, как живем? Под знаком Севера? Или под знаком Запада? Под знаком Востока? Или под знаком Юга? По нисходящей дуге или по восходящей? К чему тяготеет тот или иной предмет? К небу и лету или к зиме и к земле. И мы всегда будем обнаруживать целые пласты смыслов, о существовании которых прежде ничего не знали». Человек сам делает выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком.
Вследствие большого катаклизма началась миграция гиперборейцев в более южные широты. Часть их осталась в северных широтах, часть разошлась по всему миру, смешиваясь с коренным населением.
В Зароастрийской священной книге Бундахишнетак так описывается это событие: «Красный змей Аримана наслал холод на благословенную страну Ариев, на город Вара, где жили изначальные белые люди, и они были вынуждены покинуть свое жилище».
Если отступить от полюса к югу, то траектория солнца изменяется. Каждый день солнце встает на востоке и заходит на западе. Поэтому главным для живущих в этих широтах людей является восток, откуда восходит солнце. Человек, живущий на этих широтах, уже не видит сакральный смысл календаря гипербореев. То есть, утерян основной ключ, когда движение солнца вверх, к лету, является движением к северу, вместе с этим утрачивается и ключи к мировоззрению гиперборейцев. Движение времени воспринимается линейно-поступательно, необратимо, однонаправленно. Даже в таких древних культурах, как Шумеры, Индия, Средиземноморье, уже идет смешение древнего гиперборейского символа с другими, новыми, возникшими на этих широтах. Одновременно с этим алтарная часть храмов переносится на восток. И хотя первоначальный смысл символа утерян, его изображение передается из поколения в поколение. Люди чувствуют его сакральный смысл, хотя не могут его объяснить.
Когда мы хотим познакомиться поближе с культурой того или иного народа, нужно прежде всего изучить, когда этот народ празднует Новый год, что стоит у него во главе: север, юг, запад или восток. Например, персы отмечают Новый год в день весеннего равноденствия, то есть, в точке, соответствующей востоку. Египетская цивилизация отмечает Новый год летом. Здесь он совпадает с летним солнцестоянием – днем Ивана Купалы. А великий христианский праздник Воскресение Христово, или Пасха, совпадает с весенним равноденствием.
Герман Вирт писал: «Священный смысл Года совершенно неизвестен современному городскому человеку. Год для него лишь отвлеченное временное понятие, ничем не отличающееся от всех остальных промежутков времени, которыми оперирует современная хозяйственно-научная жизнь… Для того, чтобы вернуться к опыту Года, современный человек должен «излечиться» от своего цивилизованного существования, отрывающего от опыта бытия, при том, что темп труда и жизни становится все более и более быстрым, и разрыв с большим человеческим Годом – с циклом Судьбы – Жизни человека – возрастает… Если бы они понимали еще свой собственный смысл, они никогда бы не пустились бы в безумную погоню за Маммоной, сделав из денег цель жизни… не погрязли бы в глубоком материализме, который опечатал их бедность, слабость и ничтожество их душ, душ «современного человечества».
У жителей Гипербореи была живая истинная вера, и поэтому присутствовала постоянная связь с Божественным источником, связь Тонкого и физического миров. Если рассматривать крест в круге, как план, то точку пересечения креста можно считать проекцией оси, которая пронизывает все измерения и соединяется с самим Творцом мироздания, а сам крест – наглядное отображение физического мира. И несмотря на то, что за долгие тысячелетия люди забыли изначальный смысл этого символа, где бы он ни был изображен, он всегда излучал, излучает и будет излучать энергию высочайшей цивилизации на Земле – Гипербореи.