что означает круг как символ

Круг и сфера

В глубокой древности круг считался символом годовых сезонных циклов, которые обозначались при помощи звуков, во время произношения которых рот принимал кольцеобразную форму. Геометрическая символика круга имеет тройное значение: это и круговорот жизни, и временной цикл, и божественное начало. В центре круга находится точка, из которой берет начало движение, а сама эта фигура является своеобразным «развитием» этого центра. Таким образом, точка толковалась как начало жизни, тогда как сам круг служил олицетворением цикличного повторения времен года, жизни и смерти, времени суток.

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символ

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символ

Зодиакальный круг изображает хоровод планет вокруг Солнца, который находит отражение в архитектуре кругоподобных храмов, круговом танце дервишей, движении мусульманских паломников вокруг Каабы в Мекке, а также православного священника с кадилом в руках вокруг алтаря. Все эти обряды символизируют собой участие в великом ритме Вселенной.

Символ Уроборос — круг, представленный в образе змеи, кусающей свой хвост, — олицетворяет вечность и жизнь. В астрологии круг ассоциируют с солярным символом, порождающей силой Солнца, перед которой преклонялись еще древние египтяне, что нашло свое отражение в изображении кнефа — крылатого диска. Древние люди также использовали идею круга в ритуалах поклонения солярному богу. Неотъемлемой частью таких ритуалов стали замкнутые кольцеобразные шествия-хороводы. Считалось, что так можно оказать содействие божеству в трудные периоды его годового цикла: во время солнцестояния, равноденствия, затмения.

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символ

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символ

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символ

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символ

Круг использовался как мощное средство защиты от злых духов, которые не могли вступить в пространство, ограниченное этой геометрической фигурой, прочерченной на земле или полу железным стержнем, а позднее просто мелом. Как пример, можно вспомнить произведение Гоголя «Вий», в котором описывается, как нечистая сила не могла заметить и, следовательно, навредить Хоме, очертившему вокруг себя круг. В Китае вокруг костра, на котором сжигают заключенных в сосуд злых духов, мелом рисуют окружность, олицетворяющую крепость, лишенную выхода, из которой невозможно сбежать.

Схожую функцию выполняет земляной вал, который китайцы возводят вокруг могил, чтобы отпугнуть злых духов, крадущих приношения, предназначенные для усопших. Китайцы также используют амулеты в виде золотого обруча, который снабжают широкой защелкой, носящей название застежки долгой жизни. Эта застежка служит олицетворением того, что дух долголетия и счастья находится в безопасности (буквально «закрыт на замочек») и впредь сможет посылать благодеяния владельцу оберега. Обычно такие своеобразные замки родители дарят новорожденному на 19-й день второго лунного месяца, на который выпадает день рождения Будды.

К символике магического круга достаточно близки цепочки защиты, которые маги вычерчивают вокруг людей и растений. Считается, что таким образом последние смогут приобрести сверхъестественные свойства, а человек сможет оградить себя от дурных влияний. В Японии аналогичную функцию выполняет священная веревка из рисовой соломы, называемая шименава. Согласно мифологическим представлениям японцев, она препятствует окончательному исчезновению солнца. Также, в целях защиты от вредоносных духов, ее набрасывают на деревья, священные холмы, участки, на которых планируется вести строительство, различные сооружения и т.д.

Под Новый год шименава укрепляют над входом в частные дома или храмы. Говоря о символизме круга, следует также упомянуть и волшебные кольца, которые носили кудесники, чтобы защитить свои пальцы от опасных влияний (именно от них и произошли различного рода кольца, браслеты и т.д.), а также для обеспечения связи между душой и телом. После смерти человека они снимались, чтобы дух мог вознестись на небо, а не остался прикованным к телу усопшего. Тибетские ламы также имеют магический инструмент кольцеобразной формы. Это киилор — круг, предназначенный для медитации. Буддисты верят, что он очерчивает духовные флюиды и мандалу — цветную диаграмму, которую рисуют на ткани, бумаге, металле или земле.

Источник

Что означает круг как символ

«Во сне мне привиделась вечность
Будто кольцо бесконечного чистого света
Столь же спокойного, сколь яркого»

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символ

Основные значения:
— божественное начало, Бог, Небо, небесное единство, (первоначальное) совершенство, Всеобщее;
— отсутствие начала и конца, Вечность, целостность, непрерывность;
— соразмерное ограничение, видимый (явленный) мир, точность, заключение;
— светила, Солнце;
— движение, динамизм;
— круговорот жизни, временной цикл, солярные циклы, вращение, возвратное и/ или цикличное движение, непрерывное развитие;
— завершение, исполнение;
— мужская сила;
— женственный и материнский принцип;
— душа.

В древней традиции солнечный круг олицетворял понятие «Сердце Мира». Древний дохристианский знак колеса-солнца. Как бесконечная линия символизирует время в вечности, которая также изображается в виде змея, кусающего себя за хвост (Уробороса).

Круг — одна из форм созидания пространства. Различные архитектурные строения являются круглыми в плане, в форме окружности возводятся поселения. Круг — это форма кочевых шатров и поселений, символизирующая динамизм и бесконечное движение в противовес квадратам домов, участкам земли и городам оседлых и зерносеющих народов.

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символОдной из основных функций круга является разграничение внутреннего и внешнего пространства. Считается, что круг – идеальный охранный знак, все помещенное внутрь круга становится недосягаемым для враждебных сущностей. Недаром маги всех времен использовали этот символ именно в защитных целях: большинство магических операций, описанных в известных источниках, требуют начертания особого круга, в котором должен находиться маг во время работы.

Направление начертания серьезно влияет на значение символа. Круг, нарисованный по часовой стрелке, олицетворяет начало, развитие любого процесса, прогресс. Движение против часовой стрелки означает прекращение процесса – этот вариант обычно используют целители, обводя больное место пальцем противосолонь: считается, что в таком случае боль уйдет, воспаление прекратится.

В большинстве традиций космос, в качестве упорядоченного пространства жизни, предстает в виде шара, графически изображаемого посредством круга. В символике круга также нашла отражение идея цикличности времени (русское слово «время» прослеживается до корня со значением «то, что вращается»; зодиак, олицетворение года, – это «круг зверей»).

Например, в мандале внешний круг символизирует целостность универсума, вписанный в него квадрат – пространство обитаемого мира, тогда как круг внутри квадрата содержит сакральный объект почитания.

В западной традиции представление о синтезе круга и квадрата воплощено в понятии квадратуры круга. Круг с квадратом – это Небо и Земля, интеграция, соединение; они предполагают друг друга, как время и пространство. Вписать квадрат в круг – значит трансформировать сферическую форму Небес в прямоугольную форму Земли в культовом здании, храме или церкви, опустив Небо до Земли и объединив четыре элемента, и возвратиться к изначальному состоянию простоты в единстве. (Запись про квадрат) Промежуточной ступенью в пересечении круга квадратом является восьмиугольник.

У американских индейцев круг, сияющий вовнутрь и наружу, подобно оперенному солнцу олицетворяет вселенную. Круги, сделанные при разбивке лагеря, и циркулярные вершины тентов являются образом космоса, где северная сторона означает Небо, а южная – Землю. Небольшие кружки на жертвенных сосудах часто представляют собой жертвенную облатку, хлебец.

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символВ дзен-буддизме, где отсутствует понятие Бога, круг становится символом просветления как абсолюта. Китайский символ инь-ян, имеющий вид круга, разделенного пополам волнистой линией, символизирует взаимодействие, взаимопроникновение двух начал бытия.

У Данте Троица воплощена в образе трех равновеликих кругов разного цвета. Один из них (Бог Сын) являлся как бы отражением другого (Бога Отца), словно радуга, рожденная радугой, а третий (Бог Дух) казался пламенем, рожденным обоими этими кругами (согласно учению католицизма, Святой Дух исходит от Отца и Сына). В этом контексте символика круга утвердилась при фиксировании идеи верховной власти на земле (шар-держава, кольцо).

В христианстве концентрические круги представляют духовные иерархии или разные стадии творения. Три пересекающих друг друга круга означают Троицу. Равнобедренный треугольник с тремя кругами является монограммой трех ипостасей одного Бога.

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символЦентр круга – источник бесконечного вращения времени и пространства. Круг с точкой в центре олицетворяет полный цикл и возобновляющееся совершенство, разрешение всех возможностей в существовании. В астрологии такой круг символизирует Солнце, в алхимии – Солнце и золото.

Два одинаковых круга – это женское и мужское, любовь и знание, Диоскуры.

Три концентрических круга символизируют прошлое, настоящее и будущее; три сферы земли: землю, воздух и воду; небесные миры, землю и преисподнюю; фазы луны; восходящее, полуденное и заходящее солнце, а также динамику примирения противоположностей.

Тройные круги и три сцепленных круга олицетворяют Троицу, неразделимое единство жизни, движения и напряженного динамизма.

Четыре круга, связанные центральным, наподобие креста, – это мудрость, знание и надежда.

Семикратный солярный круг символизирует Всезнающего, совершенство, Семь Небес.

Источник

Круг: значение символа

Круг — символ идеальной формы и божественного начала, знак сознания или монады в жизнепотоке Вселенной. Главное значение круга — изначалье, совершенный исток мироздания. Родственными символами этой фигуры для отражения того же смысла служит шар или точка.

Шар — это символ объемной Вселенной, а круг — Вселенная в проекции — ее изображение на плоскости.

Круг как универсальный принцип жизни

Ассоциации: Колесо Фортуны, солнечный диск, мандала, змея Кундалини.

В разных традициях символ круга занимает особое место. Мандала, колесо, зодиакальный круг, календарь, разнообразные орнаменты — во всем фигурирует окружность как главная основа заключенной в нем мистерии. В действительности же, существует немалый список трактовок этого символа и его роли в магических традициях. Однако, эти значения во многом похожи, хотя и разнообразны. Не удивительно, ведь символ круга в сознании каждого жителя нашего мира вызывает ряд сходных ассоциаций: солнце, вечность, симметрия, гармония, жизнь, цикличность, последовательность. Начало любого рождения в двумерной плоскости отражается символом круга.

Круг в психологии носит значение Самости — архетипа целостности, внутреннего ядра человеческой личности. В этом смысле форма круга символизирует абсолютную симметрию, структурированность и упорядоченность. Окружность — знак «идеального Я» — реализованного, актуализированного, достигшего вершины психологического и личностного развития.

Круг в магии и эзотерике носит значение изначального и неделимого единства. В замкнутости этой фигуры заключена суть закона цикличности и вечности бытия. Знание о появлении и развитии Универсума в множестве эзотерических традиций опечатано формой окружности. Яркий пример — Уроброс – змея, кусающая себя за хвост. Его тело образует кольцо мироздания. Уроборос говорит созерцающему: бытие бесконечно движется вокруг своей оси, одновременно пожирая и рождая все сущие.

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символ

Символ круга и устройство Вселенной

Ассоциации: Солнечная система, модель Большого Взрыва, Универсум, космическое пространство.

Символ круга, по-другому – ноль или дыра, родственен тем черным дырам, что мы наблюдаем в просторах космоса. Черный круг — символ поглощающей гравитации, из которой даже свет не может вырваться наружу. Однако, по другую сторону реальности, в параллельном измерении он же — точка истока, белый круг или шар изначальной энергии, из которого рождается новая Вселенная.

Круг в духовных и магических традициях

Точка в круге

Ассоциации: бесконечность, расширение, начало, источник, сознание, концентрация.

Точка в круге — знак, обозначающий суть Бога Отца, родителя мира, первоисточник любого явления. Метафизический смысл этого символа – сознательное начало посреди бесконечного пространства.

Три круга

Ассоциации: триединство, цикличность и гармония жизни.

Три круга: символ, состоящий из трех пересекающихся окружностей, в эзотерических учениях является обозначением триединой структуры мироздания, в христианстве — обозначение Великой Троицы. Это физическое, духовное и божественное; дух душа и тело; отец, сын и святой дух в символическом изображении. В кельтской традиции символизировал знак Триединой Богини, а также движение Солнца по небосклону.

Цветок жизни

Ассоциации: гармония, акаши, эфир.

Цветок жизни – символ, образованный симметричным пересечением равных окружностей. В конечном своем исполнении этот знак формирует своеобразную матрицу, отображающую универсальные принципы построения Универсума. В структуре Цветка Жизни можно усмотреть практически любую из существующих систем тайнознания: Древо Сефирот, Славянский Триглав, всевозможные звезды и геометрические фигуры.

Два круга

Ассоциации: соединение, союз, брак, взаимодействие.

Два круга, пересекающихся между собой в сакральной геометрии носят название «рыбий пузырь». Метафизическое значение такого изображения – начало созидания. Две составляющие сферы суть мужское и женское начало – активная и пассивная силы, вступающие во взаимодействие.

Крест в круге

Ассоциации: природа, метафизика, магия, проявленность, материализация.

Крест в круге или окружность, разделенная на четыре части имеет мистическое значение единства четырех стихий природы или четырех первоэлемента материального мира, заключенных и ограниченных целостной сферой существования.

Круг в круге

Ассоциации: двойственность, системность, двунаправленность.

Этот символ обозначает два уровня познания — внешний и внутренний. Круг в круге — это система, где внешняя окружность — оболочка (видимое, явное, очевидное), а внутренняя — граница с внутренним миром (скрытым, неявным, тайным). Круг в круге — частое обозначение эзотерического — тайного знания и экзотерического — знания для непосвященных.

что означает круг как символ. Смотреть фото что означает круг как символ. Смотреть картинку что означает круг как символ. Картинка про что означает круг как символ. Фото что означает круг как символ

Читайте также:
ТРЕУГОЛЬНИК: ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА
— продолжение серии статей о символике геометрических фигур; валькнут, триглав, нумерологическая тройка; треугольник в круге, круг в треугольнике и другие символы в эзотерике и магической практике.

Вам будет интересно:
АЛХИМИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ
— тайное значение алхимических символов, которое было забыто в ходе истории; алхимические знаки и их сакральный магический смысл.

Источник

Что означает круг как символ

Геометрическая фигура, представляющая собой совокупность точек, ограниченных окружностью — замкнутой правильной кривой линией, равноудалённой от центра фигуры; универсальная проекция на плоскость шара (сферы). Универсальный образ гетерогенного происхождения и значения из числа наиболее значимых и распространённых элементов мифопоэтической символики. Чаще всего выражает идею единства, бесконечности, законченности, высшего совершенства.

Схема мирового древа и близкие к ней варианты неоднократно подчёркивают идею круга, нередко мультиплицируя её:

Перенесение мифологических пространственно-космических представлений на социальную среду можно усмотреть:

Следует отметить почти универсально распространённую связь круга и других круглых форм с женским началом.

Круг в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвлённую область символических и эмблематических ассоциаций. Некоторые из них:

«проявленной сущности», гармонии, порядка Космоса — и имеет предметную соотнесённость с колесом. полный цикл и возобновляющееся совершенство, разрешение всех возможностей в существовании точка, откуда берёт начало движение и, в более широком смысле, сама жизнь, то круг — это «развитие» центральной точки, расширение во всех смыслах, цикличное повторение времён года, жизни, смерти, дня, ночи и т. д.

— солярный круг, Всеведение, совершенство, Семь Небес.

Символическим контрастом кругу является квадрат, представление об их связи достаточно регулярны в мире универсальных и духовных форм, например в индийских и тибетских мандалах, в китайских знаках. Они предполагают друг друга, а их совмещение (соединение) представляет интеграцию, соединение. Вписать квадрат в круг — значит трансформировать сферическую форму Небес в прямоугольную форму Земли (в культовом здании, храме или церкви), опустив Небо до Земли и объединив четыре элемента, и возвратиться к изначальному состоянию простоты в единстве. Промежуточной ступенью такой трансформации является восьмиугольник. Обычные соответствия круга и квадрата в паре:

Область функционирования круга многообразна — от культовых принадлежностей и овеществлённой магии (амулеты и т. п., часто характеризующиеся круглой формой) до концепций искусства и науки;

Символику круга разделяют:

Источник

Символ круга

Д-р М.-Л. фон Франц определила круг или сферу как символ Самости. Он выражает целостность психики во всех ее проявлениях, включая взаимоотношения между человеком и всей природой. Где бы ни появился символ круга: в примитивном культе солнца или в современной религии, в мифах или снах, в мандалах, нарисованных тибетскими монахами, в градостроительных планах городов или в сферических построениях древних астрономов, — он всегда указывает на единственный наиболее существенный аспект жизни — ее абсолютную завершенность.

Один индийский миф о мироздании повествует, что бог Брахма, стоя на огромном тысячелепестковом лотосе, охватывал взглядом сразу четыре стороны света. Такой четырехсторонний обзор с круга лотоса был своего рода предварительной подготовкой, необходимым определением местоположения перед началом работы по созданию мира.

Аналогичная история рассказывается и о Будде В момент его рождения с земли поднялся цветок лотоса, Будда встал на него, чтобы обозревать пространство в десяти направлениях (в данном случае лотос был восьмилепестковый; Будда смотрел также вверх и вниз, что и дало в сумме десять направлений). Это символическое описание одновременного всеохватывающего обзора было кратчайшим способом показать, что Будда с самого рождения был уникальной личностью, которой на роду было написано стать просветленной. На его личность и дальнейшую жизнь уже легла печать завершенности.

Пространственную ориентацию, осуществляемую Брахмой и Буддой, можно рассматривать как символ потребности человека в психической ориентации. Четыре функции сознания, описанные д-ром Юнгом — мышление, осязание, интуиция и ощущение, — дают человеку возможность воспринимать впечатления о мире, поступающие изнутри и извне. Именно посредством этих функций он постигает и накапливает свой опыт. Благодаря этим функциям он способен реагировать. Наблюдение Брахмы за вселенной в четырех направлениях символизирует необходимость для человека интеграции этих четырех функций. (В искусстве круг часто бывает восьмидольным. Это отражает такое взаимное наложение четырех функций сознания, при котором появляются еще четыре промежуточные функции, например мышление, дополненное осязанием или интуицией, или осязание, ведущее к ощущению).

В изобразительном искусстве Индии и Дальнего Востока четырех- или восьмидольный круг обычно лежит в основе религиозных образов, являющихся инструментами медитации. Это особенно характерно для тибетского ламаизма, где богато разукрашенные мандалы играют важную роль. Как правило, они представляют космос и его связь с божественными силами.

Однако большинство изображений для медитации на Востоке имеют чисто геометрическую структуру, которую называют „янтра“. Помимо круга, самый распространенный мотив янтры — это два пересекающихся треугольника, из которых один расположен вершиной вверх, а другой вершиной вниз. Традиционно эта форма символизирует союз Шивы и Шакти — мужского и женского божеств, и часто встречается также в бесчисленных вариациях в скульптуре. В терминах психологической символики она выражает единство противоположностей — союз личного, переходящего мира эго с безличностным и вечным миром не-эго. В конечном счете этот союз является целью всех религий, фактически, это союз души с богом. Два взаимопересекающихся треугольника несут символическую нагрузку, сходную со значением более распространенной мандалы в форме круга. Они представляют целостность психики или Самость, для которой сознание и подсознание являются равно значимыми составными частями.

И составленные из треугольников янтры, и скульптуры, изображающие союз Шивы и Шакти, подчеркивают напряженность, существующую между двумя противоположностями. Вот почему для них зачастую характерен ярко выраженный эротический и эмоциональный заряд, динамичность которого олицетворяет процесс создания или сотворения целостности. Тогда как четырех- или восьмидольный круг символизирует целостность как таковую, как уже существующую реальность.

Абстрактный круг фигурирует также в картинах дзен-буддизма. Характеризуя картину „Круг“ знаменитого дзен-буддистского священника Сангай, другой художник этого же течения писал: „В секте Дзен круг представляет озарение. Он символизирует совершенство человека“.

Абстрактные мандалы были характерны также и для европейского христианского искусства. Это замечательно подтверждают украшенные розами окна кафедральных соборов, олицетворяющие человеческую Самость, перенесенную на космический план. (Космическая мандала в образе сияющей белой розы явилась в видении Данте). Можно рассматривать как мандалу нимбы Христа и христианских святых на иконах. Во многих случаях нимб Христа разделен на четыре части, что напоминает о его страданиях как Сына Человеческого и смерти на кресте, и одновременно символизирует исключительную завершенность его личности. На стенах древнеримских церквей иногда можно встретить абстрактные круглые фигуры. Возможно, их происхождение относится к языческим временам.

В не христианском искусстве такие круги называют „солнечными колесами“. Они попадаются в наскальных изображениях эпохи неолита, то есть еще до изобретения колеса. Как отмечал Юнг, термин „солнечное колесо“ отражает только внешний аспект изображения. Важнее, однако, было восприятие человеком каменной эпохи архетипического внутреннего образа, который он отображал в своих рисунках с той же добросовестностью, что и образы быков, газелей или диких лошадей.

В христианском искусстве можно обнаружить немало изображений мандалы. Например, нетрадиционное изображение Девы Марии в центре круглого дерева, символизирующего неопалимую купину. Наиболее распространенными мандалами в христианском искусстве являются те, где Христос изображен в окружении четырех евангелистов. Их прототипами являются древнеегипетские изображения бога Гора и его четырех сыновей.

В архитектуре мандала также играет важную роль, но ее часто не замечают. Она входит в план как мирских, так и культовых сооружений почти во всех цивилизациях. Она применялась в древнегреческом, средневековом и даже в современном городском планировании. Классический пример этого мы находим в записях Плутарха об основании Рима.

Согласно Плутарху, Ромул послал за строителями из Этрурии, и те объяснили ему по священным канонам и писаным правилам все церемонии, которые необходимо было соблюдать при строительстве так же, как и при исполнении мистерий. В первый день они вырыли круглую яму в том месте, где в настоящее время стоит Комиция, или здание Народного собрания; в эту яму они бросили символические жертвоприношения из земных плодов. Затем каждый человек кинул туда щепотку земли из тех мест, где родился. Яму назвали „мундус“ (что означает „космос“). Вокруг ямы Ромул с помощью плуга, в который запрягли быка и корову, очертил границу города. В тех местах, где планировались ворота, плуг поднимался и проходил над землей.

Город, основанный во время этой торжественной церемонии, имел форму круга. Однако древнее и известное описание Рима гласит, что он был „квадратным“ городом — urbs quadrata. Согласно одной теории, пытающейся снять противоречие, значение слова „quadrata“ следует понимать как „состоящий из четырех частей“, имея в виду, что круглый город был разделен на четыре части двумя главными уличными артериями, проходящими с севера на юг и с запада на восток, точка пересечения которых совпадала с описанным Плутархом „мундусом“.

Согласно другой теории, это противоречие следует понимать символически, а именно как наглядное изображение математически неразрешимой задачи квадратуры круга, которой много занимались греки и которая сыграла в последующем значительную роль в алхимии. Довольно странно, что перед описанием церемонии очерчивания Ромулом круга при основании города Плутарх также называет Рим „Roma quadrata“ — „квадратным городом“. Для него Рим был одновременно и кругом и квадратом.

В каждой из теорий фигурирует истинная мандала, и это увязывается с утверждением Плутарха о том, что церемония закладки города сравнивалась этрусками с исполнением мистерий, то есть воспринималась как священный ритуал. Она имела более глубокий смыл, чем простое следование внешней форме. Благодаря планировке, в основе которой лежит мандала, город с его жителями возносится выше чисто мирской сферы. Это еще более подчеркивается тем фактом, что у города есть центр — „мундус“, связывающий город с „другим миром“ — обителью духов предков. („Мундус“ был накрыт большим камнем, называвшимся „камень души“. В определенные дни камень отодвигали, и тогда, гласит предание, души мертвых поднимались из ямы).

Ряд средневековых городов был спланирован на основе мандалы и окружался по возможности круглой стеной. Рим, например, разделялся на кварталы двумя главными уличными магистралями, выходившими к четырем воротам. В месте пересечения этих улиц стоял храм или кафедральный собор. Концепция средневекового города с его кварталами была вдохновлена образом Небесного Иерусалима (из Апокалипсиса). Его планировка была квадратной, а стены оснащались воротами — по три с каждой стороны. Однако в Иерусалиме не было храма в центре, поскольку в этом священном городе Бог присутствовал повсюду. (Планировка города в форме мандалы до сих пор не вышла из моды, о чем свидетельствует планировка столицы США).

Как в античную эпоху, так и до нее использование мандалы в плане городов при их закладке никогда не диктовалось соображениями эстетики или экономичности. Речь шла о преображении города в упорядоченный космос, священное место, связанное своим центром с потусторонним миром. Подобное преображение соответствовало жизненным ощущениям и потребностям верующего человека того времени.

Любое священное или мирское здание, имеющее в плане мандалу, является проекцией архетипического образа человеческого подсознания на внешний мир. Город, крепость и храм стали символами психической цельности и тем самым оказывают определенное воздействие на человека, пришедшего туда или проживающего там. (Вряд ли есть необходимость подчеркивать, что даже в архитектуре проецирование духовного содержания было чисто подсознательным процессом. „Такие вещи нельзя придумать, — писал д-р Юнг, — они вырастают вновь из забытых глубин, как результат ярчайшего озарения сознания и благороднейшего предчувствия духа, уникальным сплавом нынешнего сознания и многовекового опыта человечества“).

Центральным символом христианского искусства является не мандала, а крестили распятие. Вплоть до эпохи Каролингов обычной формой креста был равносторонний или греческий крест, что косвенно намекало на мандалу. Но с течением времени центр креста перемещался вверх, пока крест не обрел привычную для наших дней латинскую форму — со стойкой и поперечиной. Это изменение важно потому, что оно соответствует внутреннему развитию христианства вплоть до расцвета средневековья. Попросту говоря, оно символизировало тенденцию удаления средоточия человека и его веры от земной сферы и „вознесения“ их в духовную сферу. Эта тенденция происходит из стремления реализовать слова Христа: „Царство мое не от мира сего“. Таким образом, земная жизнь, мир и тело человека были силами, которые необходимо было преодолеть. Тем самым надежды средневекового человека обращались к потустороннему миру, потому что обещанное праведникам свершение всех желаний виделось только в раю.

Это стремление достигло апогея в средние века и особенно в мистицизме того времени. Надежды на лучшую загробную жизнь находили отражение не только в смещении ввысь центра креста. Они проявлялись также в увеличении высоты готических соборов, которые, казалось, стремились бросить вызов закону тяготения. Их крестообразная планировка имела в основе удлиненный латинский крест, тогда как баптистерии с купелью в центре имели в плане истинную мандалу.

С наступлением Ренессанса, в человеческом мировоззрении стали происходить революционные изменения. Движение „вверх“ (достигшее апогея в позднем средневековье) пошло в обратном направлении: человек повернулся к земле. Он вновь открыл красоты природы и тела, совершил кругосветное путешествие и доказал, что земной шар имеет форму сферы. Законы механики и логики стали основами науки. Мир религиозных чувств, иррационального и мистического, игравший такую важную роль в средневековую эпоху, все больше и больше затмевался триумфом логического мышления.

Аналогичным образом и искусство стало более реалистичным и чувственным. Оно порвало с религиозной тематикой, обязательной для средних веков, и охватило весь видимый мир. Оно преисполнилось многообразием земли, ее великолепием и ужасом, и стало тем, чем раньше было готическое искусство — настоящим символом духа эпохи. Следовательно, вряд ли можно считать случайной и перемену, происшедшую в церковном строительстве. Контрастом взмывающим ввысь готическим соборам стали строения сферического типа. Круг заменил латинский крест. Однако перемена формы, что немаловажно для истории символов, была вызвана эстетическими, а не религиозными причинами. Именно это является единственно возможным объяснением того факта, что центр таких сферических храмов (самое „святое“ место в церкви) обычно пуст, а алтарь находится в нише стены вдали от центра храма. По этой причине их план нельзя признать соответствующим подлинной мандале. Важным исключением является собор Святого Петра в Риме, построенный по проектам Браманте и Микеланджело, алтарь которого расположен в центре. Правда, здесь возникает соблазн приписать это исключение гениальности архитекторов, ибо гений всегда и принадлежит своей эпохе, и превосходит ее.

Несмотря на значительные перемены, принесенные Ренессансом в искусство, философию и науку, центральный символ христианства остался неизменным. Христос по-прежнему, как и в наши дни, изображался на латинском кресте. Это означало, что средоточие религиозного человека осталось зафиксировано на более высоком, более духовном плане, чем у земного человека, вернувшегося к природе. Таким образом у человека возник барьер между традиционной христианской духовностью и его чисто рациональной или интеллектуальной манерой мыслить. С того времени эти две стороны современного человека так и не соединились. На протяжении столетий это разделение, несмотря на все большее проникновение в законы природы, постепенно расширялось и до сих пор раскалывает психику христиан Запада.

Конечно, приведенный здесь краткий исторический обзор слишком упрощен. Более того, он не касается тайных религиозных движений вне христианства, принимавших во внимание в своих верованиях то, что обычно игнорировалось большинством христиан — проблему зла, хтонического (или земного) духа. Такие движения всегда были в меньшинстве и редко оказывали сколько-нибудь заметное влияние на общие процессы. Для христианской духовности они являлись своего рода аккомпанементом в контрапункте, что и определяло их значение.

Наряду со многими сектами и движениями, возникшими примерно в 1000-м году нашей эры, важную роль сыграли исследователи-алхимики. Они превозносили тайны материи и ставили их в один ряд с тайнами „небесного“ духа христианства. Целью их поисков была целостность человека, охватывающая дух и тело, и они изобрели тысячи имен и символов для нее. Одним из важнейших был символ „квадратуры круга“, который является не чем иным, как истинной мандалой.

Алхимики не только описывали результаты своих исследований, но и создали множество картин, представляющих их сны и видения — символические изображения, которые настолько же сложны, насколько загадочны Их вдохновляли темные стороны природы — зло, сны, духи земли. По форме их сочинения и картины всегда были загадочными и нереальными — подобно снам. Великий фламандский художник XV столетия Иероним Босх — наиболее яркий представитель такого рода имажинистского искусства для нас.

Наряду с ними художники Ренессанса, работая в более привычной манере, так сказать, при свете дня, создавали замечательнейшие произведения сенсуального искусства. Их очарование землей и природой было настолько глубоко, что оно практически предопределило развитие изобразительного искусства на следующие пять столетий. Последними великими представителями сенсуального искусства, искусства преходящего момента, наполненного светом и воздушностью, были импрессионисты XIX века.

Здесь следует отличать две совершенно различные формы художественного творчества. Предпринималось много попыток охарактеризовать их. Недавно Герберт Кун, чьи работы о наскальных рисунках я уже упоминала, попробовал определить то, что он называет „имажинистским“ и „сенсуальным“ стилями в живописи. Сенсуальный стиль обычно непосредственно воспроизводит природу или избранный объект. Тогда как имажинистский стиль представляет фантазию или впечатление художника в нереалистической, сходной со сном, а иногда даже абстрактной манере. Определения Куна настолько просты, что я с удовольствием пользуюсь здесь ими.

Зачатки имажинистского искусства рассеяны далеко в глубине веков. В Средиземноморском бассейне его расцвет относится к третьему тысячелетию до нашей эры. И только недавно стало ясно, что эти древние памятники искусства не свидетельствуют о некомпетентности или невежестве, а выражают вполне определенные религиозные и духовные эмоции их создателей, которые особенно притягательны в наши дни, поскольку за последние полвека искусство еще раз прошло через период „имажинизма“.

В наше время геометрический (или абстрактный) символ круга вновь стал играть в живописи важную роль. Но за некоторыми исключениями его традиционная форма претерпела существенную трансформацию, соответствующую недугу бытия современного человека. Круг не является больше единственной смысловой фигурой, охватывающей мир и доминирующей в картине. Иногда художник заменяет его доминирующее положение слабо организованной группой кругов. Иногда же круг рисуется асимметричным.

Пример асимметрии круга можно видеть в известных солнечных дисках французского художника Робера Делоне. А на одной из картин современного английского художника Сери Ричардса, находящейся сейчас в коллекции д-ра Юнга, изображен совершенно асимметричный круг, причем далеко слева от него виден значительно меньший пустой круг.

На картине французского художника Анри Матисса „Натюрморт с вазой настурций“ в центре изображена зеленая сфера на изгибающемся черном луче, который как будто вбирает в себя многочисленные круги листьев настурции. Сфера перекрывает собой прямоугольную фигуру, верхний левый угол которой свернут. Художественное совершенство картины заставляет забыть, что в прошлой манере живописи эти две геометрические фигуры (круг и квадрат) были бы непременно объединены, что передавало бы целую гамму мыслей и чувств. Если же не забывать об этом или задуматься о значении именно такого изображения, то возможны самые разные варианты толкования. Круг и квадрат, испокон веков образовывавшие единое целое, на этой картине разъединены. Но оба они находятся там и касаются друг друга.

На картине русского художника Василия Кандинского, изображена группа разбросанных цветных мячей и кругов, которые напоминают плывущие мыльные пузыри. Они также тонко соотнесены с фоном — большим прямоугольником с двумя маленькими, почти квадратными прямоугольниками, содержащимися в нем. На другой его картине „Несколько кругов“ изображена темная туча (а может быть, падающая птица?), которая также несет разбросанную группу ярких шаров или кругов.

Круги часто появляются в неожиданных сочетаниях на таинственных композициях английского художника Пола Нэша. В первозданной уединенности пейзажа, изображенного на картине „Случай на холмах“, на правом переднем плане лежит мяч. Хотя это явно теннисный мяч, рисунок на его поверхности образует китайский иероглиф вечности „Тай-ги-ту“. Таким образом уединенность оборачивается новой стороной. Нечто подобное происходит в картине Нэша „Пейзаж из сна“. Исчезая из виду, шары катятся в неохватную перспективу отражающегося в зеркале пейзажа с огромным солнцем, встающим над горизонтом. Другой шар лежит на переднем плане перед грубым квадратным зеркалом.

В своем рисунке „На грани понимания“ швейцарский художник Пауль Клее помещает простое изображение сферы или круга сверху сложной структуры из лестниц и линий. Д-р Юнг отмечал, что истинный символ появляется лишь тогда, когда надо выразить нечто, не охватываемое мыслью, а лишь предугадываемое или ощущаемое. Это и показывает простая фигура, изображенная Клее.

Важно отметить, что квадрат, группа прямоугольников и квадратов или прямоугольников и ромбов встречаются в современной живописи так же часто, как круг. Мастером гармонических, поистине музыкальных композиций с квадратами является голландский художник Пит Мондриан. Как правило, во всех его картинах нет настоящего центра, но они образуют строго упорядоченное единство почти в аскетической манере. Еще более распространенными являются картины других художников с изображением неправильных четырехэлементных композиций или многочисленных прямоугольников, скомбинированных в более или менее увязанные группы.

Круг — это символ психики (даже Платон описывает психику как сферу). Квадрат и нередко прямоугольник являются символами земной материи, тела и реальности. В большинстве произведений современного искусства связь между этими двумя изначальными формами или вообще отсутствует, или слаба и случайна, Их разделение — это еще одно из символических свидетельств психического состояния человека XX столетия, душа которого утратила корни, и ей все больше угрожает опасность диссоциации. Даже современная международная ситуация (как отмечал д-р Юнг в своей вступительной главе) демонстрирует очевидность раскола: Запад и Восток разделены Железным занавесом.

Вместе с тем, нельзя не задуматься, почему в живописи так часто появляются квадрат и круг. Похоже, что существует непрерываемое психическое стремление довести до сознания людей основные ценности жизни, которые они символизируют. Более того, даже на некоторых из современных абстрактных картин (обычно представляющих цветовую структуру или что-то вроде „первичной материи“) стали изредка попадаться эти фигуры — будто зародыши нового. Символ круга не раз играл курьезную роль в самых разнообразных явлениях современной жизни, и порой продолжает играть ее. В последние годы второй мировой войны возникли слухи о якобы виденных круглых летающих телах, названных „летающими тарелками“ или НЛО (неопознанные летающие объекты). Юнг охарактеризовал НЛО как проекцию содержимого психики (целостности), которое во все времена символизировалось кругом. Другими словами, слухи о подобных видениях, как и содержание многих снов современных людей, являются попыткой духа коллективного подсознательного излечить раскол, присущий нашему апокалиптическому веку, с помощью символики круга.

Читайте также

Глава 12. Расширение круга: доступность осознаваемого сновидения

Глава 12. Расширение круга: доступность осознаваемого сновидения «Когда жизнь подходит к концу и мы оглядываемся назад, единственное, что имеет смысл, это вопрос: „Какой была наша любовь?“» — Ричард Бах Доступно ли осознаваемое сновидение среднему человеку? Судя по

ЧЕТЫРЕ КРУГА ЛИЧНОЙ МАГИИ

ЧЕТЫРЕ КРУГА ЛИЧНОЙ МАГИИ Разгадав как артист, что управление вниманием – это управление собой, Константин Сергеевич Станиславский предложил четкую схему, по которой актер может управлять объемом своего внимания, а через это – своими чувствами и поведением.Он разделил

Символ

Символ То, что психическое может сказать о своем состоянии и обстоятельствах, в которых оно пребывает, является не просто важным, но зачастую гораздо более важным, чем то, что поставляет нам сознательное мышление. Разумеется, это имеет смысл, если человек может

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДОМАШНЕГО КРУГА

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДОМАШНЕГО КРУГА Эти личности довольно быстро становились очень неплохими специалистами и оставались на неплохом уровне, довольствуясь хорошими производственными результатами, но не достигая пика в своей профессии. Основные интересы их были в семье, даче.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО КРУГА

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО КРУГА Эти личности обращались за помощью крайне редко, но тем не менее их судьба, по нашим представлениям, лучше всего складывается, если их производственная деятельность по своей сути является общественной работой. Еще детьми эти люди

Наблюдение за объектами ближнего круга

Наблюдение за объектами ближнего круга Упражнение 1Начинать развивать внимание следует с тех предметов, которые окружают вас в повседневное жизни. Они называются объектами ближнего круга. Выберите какой-нибудь предмет, который находится в вашей комнате, стоит всегда на

ГЛАВА 1 ЗА ПРЕДЕЛАМИ КРУГА ПОДАВЛЕНИЯ-ВЫРАЖЕНИЯ

ГЛАВА 1 ЗА ПРЕДЕЛАМИ КРУГА ПОДАВЛЕНИЯ-ВЫРАЖЕНИЯ тремительные положительные перемены в жизни Джо, произошедшие после того, как он начал пользоваться Седона-Методом, можно приводить в качестве идеального примера для каждого из нас. Разрешаются неразрешимые проблемы,

Символ весны

Символ весны Персефона-Кора, или «безымянная девушка», во многом близка молодой, неуверенной и полной потенциальных возможностей женщине. Это время до пробуждения другого архетипа, переводящего ее в иную фазу, время ожидания кого-то, кто придет разделить ее жизнь. В

Три круга ада

Три круга ада Человек живёт вдоль трёх осей: тело, внешний мир/люди, противоположный пол. По всем трём осям в человеке течёт ток жизни. Ум-эго обрезает все три оси, помещая человека в кокон.Как можно вытеснить жизнь из человека? Просто: нужно, чтобы человек прошёл через

Расширение круга понятий для придания смысла происходящему

Расширение круга понятий для придания смысла происходящему Эта стратегия, как и получение новых знаний, реализуется в основном через приобретение нового опыта в процессе терапии. Проще говоря, эта стратегия включает в себя расширение активного словаря клиентов и

Найдите выход из замкнутого круга драматических ситуаций

Найдите выход из замкнутого круга драматических ситуаций Как и всякую область своей жизни, вы можете контролировать любые ситуации, от вас зависит, насколько драматично будет складываться та или иная ситуация, в которой вы принимаете участие.Вам нужно начать с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *