что означает круг с тремя точками внутри

Значение символа Знамени Мира

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутриЗнамя Мира является символом Пакта Рериха, первого в истории Международного Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. По определению самого Николая Константиновича Рериха это Знамя символизирует Красный Крест Культуры и призвано защищать все культурные сокровища человечества. Поэтому оно называется еще Знаменем Культуры и является универсальным объединяющим знаком для всех народов на основе Культуры.

Знак Знамени Мира – Знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Знамя Мира имеет на белом фоне три амарантовых круга в кольце, символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности; синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры; три ключа жизни – любовь, красоту, знание, христианскую Троицу и др. Трудно найти более подходящий символ, объединяющий все народы и расы, прошедший через тысячелетия человеческой истории. На основании этого, Знак Триединства был выбран Н.К. Рерихом для Знамени Мира — Охранителя высших сокровищ.»… Этот Флаг — эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом! » (Николай Рерих)

Знамя Мира

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри

Н.К. Рерих. Чинтамани

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирноcти и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» — не прикасайся — не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

Источник

Знамя мира

Знамя Мира – неотъемлемая принадлежность Пакта Рериха об охране культурных ценностей и в военное и в мирное время.

Оно представляет собой белое полотнище, на котором изображена амарантовая окружность, а внутри неё три амарантовых круга.

Каждое знамя несёт определённую символику. Не исключение и Знамя Мира.

Что оно обозначает? Н. К. Рерих в 1939 году писал: «Просят объяснить, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Теперь объясняют его разно: одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом вечности. Для других ближе пояснение, сто религия, знание и искусство в кольце вечности. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения…»

Конечно, эта трактовка, которую дал Николай Константинович, необыкновенно близка к смыслу, к содержанию Пакта Рериха.

Нельзя сказать, что эти знаки возникли только в эпохи, приближенные к нашему времени. Нет, наоборот, эти знаки ведут к далёкому доисторическому (до Рождества Христова) времени.

Как и многим из нас сейчас, так и в далёкие прошедшие времена для развитого человека понятна двухполюсность каждой проявленной вещи, каждой энергии. Но, кроме того есть срединное состояние между ними или над ними. И это понятие выражалось тремя точками: две в один ряд, а одна над ними.

В древних земледельческих культурах точка обозначала всходы, или полураспустившийся росток, то есть была символом зарождающейся жизни. Но в каждом ростке отмечается корешок, стебелёк, листочек, то опять же это обозначение триединства.
Но возможно, что три точки – это триединство жизни: отец, мать и ребёнок.

К такому триединству можно отнести изображение трилистников на одеждах жрецов в долине Инда в 1V – 11 тысячелетиях до нашей эры. Такие же трилистники имелись на одеждах жрецов в Ирландии еще до возникновения христианства.

И в Учении Живой Этики отмечаются миры: кама – страстей, рупа – формы и арупа – без формы. Они соотносятся с Плотным, Тонким и Огненным мирами.

Ученые предлагают еще одно толкование триединства – солярный знак: рассвет, полдень, закат. Это отражалось в деревянной резьбе русских изб. А в «Слове о полку Игореве» солнце названо трехсветным.

И еще одна трактовка знака триединства. Ученые считают. Что в древности у первобытных людей не было счета, а была тройственность – три грамматических числа: единственное, двойственное и множественное. Отсюда в сказках трехглавый змей (сверхпрожорливость), отсюда и поговорка: «Ест в три горла», отсюда и три сказочных царства, три трудные задачи героя (проверка всех возможных качеств). Даже считалось, что заклинания надо произносить три раза.

Триединство имеет место в религиозных и философских системах. Так в древнем Египте имелась триада богов: Матерь, отец, сын. Примером являются Изида, Осирис и Гор. В греческих Великих Дионисских мистериях три трагических поэта должны были создать три трагических поэмы.

И у неоплатоников была триада: дух, душа и тело.

И в христианстве имеется множество изображений троицы на образах, на иконах, на одежде духовных лиц, даже на рыцарском оружии.

Велико также символическое значение круга. Он означает целостность, завершенность. В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской представлено первое после Пролайи (замирания) возникновение Вселенной в виде белого круга на черном фоне.

В буддизме на танхах (буддийских иконах) небо Тушиты (высшее Небо) отграничено радужным кругом. Можно также вспомнить «Три драгоценности» в буддизме (Будда, Его Учение и Община). Можно также вспомнить три тела Будды, три степени познания: невежество, логическое знание и высшее – интуитивное. Последнее, как говорит нам Учение Живой Этики, является чувствознанием сердца.

Обращает на себя внимание, что Знамя Мира выполнено в двух цветах: амарантовом и белом.

Белый цвет, как всем известно, означает чистоту. Это символ Света, сияния и Красоты. Он связывается с Высшим Миром и образом Матери Мира. Красный цвет (амарантовый), цвет крови, символизирует нижний мир, мир плотной материи, мир страстей, мир животной жизни. А соединение этих цветов символизирует связь Мира Высшего (Мира Духа) и низшего (тела).

В работе использовался материал статьи А.Л.Барковой «Символика Знамени Мира Рериха» с сайта «День Культуры»
и Н.К.Рерих Знамя Мира» М. 1999год

Источник

Что означает круг с тремя точками внутри

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри

В книге АУМ.126 сказано: «Понятие символа ни что другое, как напоминание о знаке. Успех целых народов происходит под символом.
Следует очень внимательно относиться к символам. Они, как сокровенные иероглифы, хранят сущность великого Мироздания».
Одним из самых распространенных на нашей планете является всемирный принцип ТРИЕДИНСТВА: три круга, заключенные в круг Вечности. Этот символ очень многозначителен и встречается на протяжении существования всей нашей цивилизации, в самых различных местах и точках планеты, у всех народов древности: от крестоносцев и китайского Храма Неба до наших древнерусских икон.

Н. Рерих писал об этом священном знаке следующее:
«Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях. «

Источник

Что означает круг с тремя точками внутри

Символика Знамени Мира Рериха

Бывает особенно ценно заглянуть
в эволюцию человеческого сознания
в самых разных его проявлениях
Николай Рерих

В год юбилея Пакта Рериха мы заново пытаемся осмыслить символ Знамени Мира, Знак настолько лаконичен по своей форме и многоплановый по смыслу, что невозможно дать его простое определение.

Таково объяснение Знака для современного человека. Но нет никаких сомнений, что та трактовка Знака, которая наиболее близка идее Пакта (религия, наука и искусство, объединенные культурой), является наиболее поздней, поскольку сами эти понятия возникли в европейском сознании никак не раньше эпохи Возрождения, когда было заложено начало противопоставления светского и религиозного искусства; окончательно же разделение религии, науки и искусства произошло в эпоху Просвещения, и в последующие века эти три области духовной деятельности человека развивались независимо друг от друга, хотя и не изолированно.

Более того, европейское противопоставление религии, искусства и науки совершенно чуждо, например, странам буддизма, где вплоть до бурного вторжения европейской цивилизации, существовал культурный синкретизм, то есть единое развитие всех областей духовной деятельности человека. Если же мы обратимся к истории Знака, уходящей вглубь тысячелетий как минимум на шесть тысяч лет, то, разумеется, в древних культурах никакого противопоставления искусства, религии и науки и быть не могло!

Из этого отнюдь не следует, что подобная трактовка знака является неверной, – нет, она лишь самая поздняя, применимая к Знамени, поднятому в Брюгге, но никак не к древнейшим (да и просто старинным) изображениям Знака.

Итак, концепция трех времен в круге вечности принадлежит только высоко развитым цивилизациям; Знак Триединства много старше этих представлений. Чтобы проникнуть в его древнейшую символику, нам необходимо обратиться к универсалиям человеческого мышления, то есть тем представлениям, которые сохранены в нашем подсознании и проходят сквозь всю историю человечества.

Рассуждая о посреднике-медиаторе, мы привели примеры из мифов-повествований. Однако подсознательные представления, которые лежат в основе нашего мышления, могут выражаться не в форме текста, а в виде изобразительного образа. При этом универсальные структуры проявляются не только и не столько через логическое осмысление, сколько через эмоциональное мировосприятие, то есть человек (особенно древний) мог изображать символ объединения противоположностей безотчетно, повинуясь внутреннему порыву. Именно этим объясняется включение Знака в бесчисленные орнаментальные композиции, начиная с неолитической керамики. Впрочем, в древнейших земледельческих культурах точка, вероятно, обозначала росток, а три точки, соответственно, могли обозначать либо всходы, либо полураспустившийся росток. Таким образом, еще одно древнее значение этого символа – зарождающаяся жизнь. Еще раз следует подчеркнуть, что неолитический художник, покрывая вазу орнаментом, следовал скорее своим эмоциям, порыву; логическое объяснение символов приходит много позже и оно всегда вторично по отношению к знаку. В такой или иной форме это проходит сквозь все культуры: три точки, расположенные треугольником, подсознательно воспринимаются как благой знак, ими украшаются предметы обихода – от Древнего Египта и гомеровской Греции до классической Японии.

Наконец, триада (позже – триединство) становится основой многих религиозных и философских систем. В Средиземноморье почитание триады началось с Египта, где практически в каждом крупном городе существовала своя триада богов, состоящая из матери, отца и сына (наиболее известная – Исида, Осирис, Гор). В Афинах при Перикле во время Великих Дионисий три трагических поэта должны были представить по три трагедии каждый. Выше мы уже упомянули триаду неоплатоников «дух–душа–тело».

Идеограммой христианской Троицы являются бесчисленные изображения Знака на священных образах, на облачении духовных лиц и на рыцарском оружии. Три точки как символ Троицы охраняли рыцаря в его ратных и мирных трудах. Кажется, с этим связаны и знаменитые переплеты готических окон, завершающиеся тремя окружностями; впрочем, это может быть и орнаментальный мотив.

За полтысячи лет до Христа триединство стало священным символом буддизма. «Будда–Дхарма–Сангха», то есть Будда, его Учение и его Община получили название Триратна, «Три Драгоценности» и позже стали изображаться как три драгоценным камня, объятых пламенем высокого духа. Затем в философском буддизме возникла концепция Трикаи, Трех Тел Будды: дхармакая – тело Закона, высшая сущность, вне всякой формы и цвета, оно подобно беспредельному пространству; самбхогакая – полувоплощенное тело блаженства, определяемое как бесконечные проявления мудрости, совершенный Учитель, которого способны зреть лишь немногие, и нирманакая – воплощенное тело, человеческий облик Просветленной сущности, например, Будда Шакьямуни как живой человек. На уровне, доступном простым буддистам, существует триада уровней познания: невежество, логическое знание и высшее, интуитивное сверхзнание, – они иконографически передаются как три цветка лотоса (бутон, едва раскрывшийся и пышно цветущий), которые держит в руках Тара, богиня милосердия.

«Знак Триединства оказался раскинутым по всему миру…» – писал Николай Рерих. Будучи не только художником, философом, общественным деятелем, но и одним из виднейших археологов своего времени, он прекрасно знал, насколько древен и широко распространен Знак, избранный им для Знамени Мира. Универсальность и надкультурность этого Знака и послужила причиной избрания. Древнейший знак блага, завершенности, соединения противоположностей близок всем народам – и почти всем присущ.

Мы рассмотрели собственно три круга, однако символика Знамени богаче; окружность и подбор цветов привнесены в этот древний знак самим Николаем Рерихом, который нашел удивительно точное дополнение архаическому образу.

Круг в архаическом мировоззрении означает целостность, завершенность. В каком-то смысле круг является символом мироздания, Земли, которая когда-то мыслилась диском. Во многих мифологиях земля окружена мировыми водами, имеющими вид реки, где обитает Великий Змей. Таков, например, скандинавский Ёрмунганд или средиземноморская змея вечности, кусающая собственный хвост. Однако круговая граница мироздания может быть не только плоской, но и пространственной – так, в ведических гимнах говорится о стене Великих Вод (подобных тысяче колонн), над которыми властвует миродержец Варуна. Даже этих немногих данных (объем статьи не позволяет привести все возможные параллели) достаточно, чтобы утверждать, что круг в архаической мифологии означает не просто мироздание, но границу, отделяющую мир людей, Мир Порядка от внешнего Хаоса.

Таково универсальное значение окружности на Знамени Мира. Однако есть еще одна параллель, о которой нельзя забывать. Это окружность в буддийской иконографии, связанная с образом Майтрейи.

Нет необходимости напоминать о том значении, которого достиг культ Майтрейи в первой половине ХХ века. Н.К. Рерих во многих своих работах отмечал, что вся Азия была охвачена мессианскими устремлениями, связанными с Буддой Грядущего. Согласно священным буддийским текстам, бодхисаттва Майтрейя в настоящее время пребывает на небе Тушита, откуда он в свой срок спустится на землю. Так какова же иконография неба Тушита?

Таким образом, в буддийском искусстве окружность изначально символизирует Учение Будды и наивысшие представления о благе, причем благе не материальном, а духовном, достигаемом лишь самим человеком благодаря неустанной работе над собой. Нет ни малейших сомнений, что эта символика была отлично известна Н.К. Рериху и использована им сознательно или интуитивно.

Знамя Мира – это не только идеограмма, это еще и цвета: темно-красный на лилейно-белом. Цветовая гамма очень проста, и тем мощнее ее символическое значение, тем больше подсознательных ассоциаций она вызывает.

Белый, красный и черный – максимально амбивалентные (двузначные) цвета. Они в равной мере воплощают образ как живительного, так и потустороннего начала. Мы не говорим «смертоносного», поскольку в архаическом мировосприятии (сохранившемся как подсознательное у современного человека) нет аналога современному трагическому и катастрофическому понятию смерти: бытие воспринимается как круговорот, где за концом одного следует начало другого, и в частности, за жизнью в мире людей – жизнь в ином мире.

Так какова же символика Знамени Мира? Из множества приведенных примеров следует, что однозначный ответ на этот вопрос невозможен, да и едва ли сам Николай Рерих стремился дать его. Великий мыслитель ХХ века стремился дать человечеству новый универсальный знак, который будет воспринят каждым по-своему, знак, который обращен не к интеллектуальному уровню сознания, а к глубинному, к тому, что понимается не разумом, но сердцем; к тому, что находит свои отклики у всех народов, не зависимо от вероисповедания и культуры.

Научная библиотека

Художественная библиотека

Творчество Альвдис

Сибирь, Африка, Америка

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

История через географию

39 надувные лодки пвх жесткое пластиковое дно.49

Источник

Пакт Рериха. Мир через Культуру

Прошлое. Настоящее. Будущее

А.Л. Баркова (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012
что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри

ЗНАК ТРИЕДИНСТВА

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутриЗнак Знамени Мира – знак Триединства – один из древнейших символов человечества. Н.К. Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, проводимых в различных регионах планеты, в результате изучения памятников искусства разных времён и народов он обнаружил, что этот знак прошёл через историю и культуру многих народов мира: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всём этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несёт тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия».

ЗНАМЯ МИРА «PAX CULTURA». 1931

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри Н.К. Рерих. ЗНАМЯ МИРА «PAX CULTURA»
1931
Бумага на картоне, темпера. 15 х 23
Частное собрание

В 1930 году, ещё до подписания Пакта о защите культуры, Н.К. Рерих писал, что Пакт «предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами».

Когда главы 20 государств Северной и Южной Америки подписывали в 1935 году Пакт Рериха, Николай Константинович ещё раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого Пакта. «Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается и над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели и пустыни. Знамя поднято. В духе и в сердце оно не будет опущено. Светлым огнём сердца процветёт Знамя Культуры. Да будет!»

Символ Знамени Мира никогда не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии. «Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов, – отмечал Н.К. Рерих. – Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своём ведёт к великому понятию Прогресса и Мира».

Художник призывал «повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего».

Тогда, в те тревожные предвоенные годы, не все правительства считали Пакт Рериха чем-то важным. Не подписало его и правительство СССР. Человечеству планеты понадобилось пройти через огонь и разрушения войны, через уничтожение ценностей культуры, чтобы понять, как важен был Пакт Рериха, какой большой смысл в себе заключал символ Знамени Мира.

ТРОИЦА. 1932

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри Андрей Рублёв. ТРОИЦА. 1420 что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри Н.К. Рерих. ЗНАК ТРОИЦЫ 1932

Н.К. Рерих связывал выбор знака Триединства для Знамени Мира с тем впечатлением, которое произвела на него икона Андрея Рублёва во время посещения Троице-Сергиевой Лавры. В письме председателю Парижского Комитета Пакта Рериха барону М.А. Таубе он писал 13 февраля 1932 г.: «Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвящённой смыслу значения знака Знамени. Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщённому христианству и так прекрасно претворённой в иконе Рублёва «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего христианства, освещённый для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублёва».

В гениальной «Троице» Андрея Рублёва как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Рерих в своей картине «Знак Троицы» (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, знак Троицы – знак Знамени Мира с чашей Христа – славит гармонию высших сил и высшую любовь в её жертвенном подвиге.

МАДОННА ОРИФЛАММА. 1932

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри Н.К. Рерих. МАДОННА ОРИФЛАММА. 1932
Холст, темпера. 173,5 x 99,5
Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк

Картина «Мадонна Орифламма» или, как её называл сам художник, «Владычица Червонно-Пламенная» символизирует всё движение за мир. Здесь Мадонна, изображённая сидящей, держит в руках развёрнутое Знамя Мира. За окнами на заднем плане виднеются города, храмы, замки, и Мадонна в неусыпной страже над святыми ценностями, собранными в них за многие века. За её фигурой виден далёкий пейзаж с высокими небесами, наполненными светом. Такой же свет исходит и от мадонны. Взгляд её потуплен, а лик её столь же чист, целомудрен и красив.

Лучшим пояснением к этому трогательному и величественному образу служит стихотворение «ВЛАДЫЧИЦА ЗНАМЕНИ МИРА», написанное Н.К. Рерихом в 1936 году белым стихом:

Владычица червонно-пламенная!
Владычица Знамени Мира!
К Тебе, Владычица, мы прибегаем.
Кто же поднимет Знак Мира,
Знак Сохранения Высших Сокровищ?
Кто же, кроме Тебя, придёт нам на помощь
Знамя поднять, знак созиданья народам?
Бурно море и губительны вихри,
но Ты Знамя поднимешь
и наполнишь сердце людское
сознаньем о священном Хранении Духа.
Ведь Ты знаешь, насколько
нельзя отложить этот Знак.
Ведь Ты знаешь, сколько уже
разрушений землю унизило.
Знаешь Ты все поношения самого лучшего,
самого нужного людям.
Если стадо не знает опасности, то ведь Ты,
Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.
И ветры нагорные повсюду Приказ пронесут Твой:
Хранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.
Твой Пламень Червонный тьму разгоняет.
Дыхание Твоё исцеляет все раны
и Рука Твоя разве не строит,
легко прикасаясь к созидательным
камням творенья?
Вот мы и просим Тебя поднять
этот Знак Триединости Мощной.
Знаем мы, что Ты не откажешь,
ибо противно Тебе разрушенье
и уничтоженье прекрасных начал.
Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения.
И потому Ты поднимешь,
и сохранишь, и укажешь народам
Знак Охраненья мирных прекрасных Сокровищ!
Знак Путеводный для каждой творческой Мысли!Знак Утвержденья и Света.Помоги, Владычица Знамени Мира!

В какой-то мере «Орифламма» явилась откликом Рериха на женское движение за равноправие. В обращении к «Обществу единения женщин» художник писал в 1931 году: «Женщины, ведь вы соткёте и развернёте Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте… Вы произнесёте священное слово Культура».

СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ. 1932

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри Н.К. Рерих. СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ 1932
Холст, темпера. 107,5 x 153
Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк

В 1932 году Н.К. Рерих создаёт картину «София-Премудрость», где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. «Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: «Святая София – Премудрость Божия». В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнёт вам: «Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!» На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего». (Н.К. Рерих)

«София-Премудрость» ведёт свои истоки от православных христианских образов. Вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии Рерих создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила – воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии – диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света.

В основном художник строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображён символ Знамени Мира – три круга в окружности
и написано трижды по-древнегречески слово, что значит «свято». В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями. Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство
созданий человеческих рук.

В образе героической Софии Н.К. Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи
Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. Он призывал: «Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!
Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота».

Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир.

МАДОННА ЗАЩИТНИЦА. 1933

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри Н.К. Рерих. МАДОННА ЗАЩИТНИЦА (SANCTA PROTECTRIX). 1933
Холст, темпера. 173,5 х 99,4
Музей Николая Рериха
США. Нью-Йорк

На картине «Мадонна Защитница» изображён город, который покрывает своим плащом Святая Мадонна. Эта картина была написана в 1933 году в связи с Пактом Рериха, провозглашающим защиту культурных ценностей. На ней город символизирует творческое достояние людей, которое нуждается в защите, покровительстве. И такая защита приходит в образе Мадонны, осеняющей своим покровом город. Мадонна как бы отождествляется с ним, становится с ним одним целым.

Рерих не случайно связывает город и высокое Женское Начало. В древности города чаще всего посвящались какому-нибудь женскому божеству, без их покровительства невозможно было успешное существование города. Понимание значения женского божества как богини-градохранительницы, защитницы города от «врагов яростных» коренится в глубокой древности. Древние знали, что именно творческая сила космического Женского Начала созидает мир, творит мироздание, создаёт в нём порядок, гармонию и красоту, а также защищает и хранит его от наступлений хаоса.

Н.К. Рерих, хорошо знавший западноевропейское искусство, часто использовал знакомые сюжеты, усиливая и акцентируя некоторые их стороны. Для картины «Мадонна Защитница» он использовал образ Мадонны делла Мизерикордиа (Милосердия), часто изображавшейся на картинах художников эпохи Возрождения. «Мадонна Защитница» раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Под защитой плаща Мадонны изображены архитектурные шедевры Европы – соборы во Владимире, Реймсе, Сиене и Шартре, Архангельский собор Московского Кремля, собор Святого Петра в Ватикане и некоторые другие. На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира.

БЕЛЫЙ КАМЕНЬ. 1933

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри Н.К. Рерих. БЕЛЫЙ КАМЕНЬ. 1933
Холст, темпера. 80 х 103
Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк

Во время Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) на территории Монголии и Тибета Н.К. Рерих встречал изображения Белого коня Эрдени Мори – Коня Счастья, несущего на спине Сокровище Мира – волшебный камень Чинтамани. В 1933 году легенду о Чинтамани, запечатленную на каменной глыбе, художник перенёс на холст в картине «Белый камень». Сокровище изображено в виде знака Триединства на седле коня без всадника в языках стилизованного пламени в окружении священных символов.

По народным преданиям, в давние времена из созвездия Орион упал на Землю чудесный Камень, посланный на помощь людям. В культурах разных народов всех веков встречается упоминание о камне или его символе. Осколок чудесного камня был вставлен в перстень древнееврейского царя Соломона, символом верховного жреца друидов был пояс со вставленным в него белым камнем, в Откровении Иоанна Богослова побеждающему в награду обещан «белый камень и на камне написанное новое имя,
которого никто не знает, кроме того, кто получает».

Е.И. Рерих в своих письмах поясняла: «Камень Белый в Откровении, конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в Твердыне Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и сопровождающего Новое Провозвестие».

Н.К. Рерих писал: «На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянно приходится встречаться с упоминанием об этом сокровенном чуде. О нём сложены всевозможные предания и песни. Легендарный, испокон известный чудный камень, посещающий особо замечательные местности в особо нужное время».

«Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище». Николай Константинович также отмечал, что в сказаниях многих народов белый конь принадлежит герою (белые кони святого Егория, святых Флора и Лавра, литовского бога Световита, Гэсэр-хана и других). Ему предоставлено право ходить и одному, принося великую весть. Появление Эрдени Мори, несущего на себе волшебный камень Чинтамани, напоминало людям о неизбежном приходе Новой Эры.

ЧИНТАМАНИ. 1935–1936

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри Н.К. Рерих. ЧИНТАМАНИ 1935–1936
Холст, темпера. 91,8 х 116,9
Центр-Музей имени Н.К. Рериха Москва. Россия

В творчестве Н.К. Рериха особое место занимает образ чудесного камня, воплощения высшей мудрости. Этот камень известен разным культурам. В буддизме он носит имя «Чинтамани» – «Драгоценный камень мысли» и символизирует духовные сокровища, которыми способен овладеть просветленный ум. На иконах-тханках его изображают на спине белого или бледно-серого коня. Такое изображение Чинтамани нанесено на знаменитую тханку Шамбалы, которую Рерихи провезли по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928).

Белый конь с Чинтамани на спине изображён на сотнях и тысячах тибетских молитвенных флагов, развевающихся над опасными перевалами Гималаев, – этот конь спешит на помощь путникам.

Н.К. Рерих писал: «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдёт конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче – Чинтамани – Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли нам конь одинокий Сокровище Мира?»

Согласно эзотерической традиции Востока, Камень этот был послан на Землю из созвездия Орион, и на месте его падения была основана Обитель Учителей Знания и Света – Шамбала. Там он пребывает и по сей день, являясь связующим звеном между Землёй и Дальними Мирами, а его осколок путешествует в мире, появляясь на пороге великих событий.

Вот что записал о нём Н.К. Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции: «В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень – Чинтамани индусов или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как тёмные силы пытались похитить сокровище.

Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам: «Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовётся Началом Мира. И он шевелится, как одухотворённый. Так завещал Парацельс».

А другой наш спутник улыбнётся: «Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха». Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события. «Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, – этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и даёт возможность знать врагов и опасности или счастливые события».

Слушатель спрашивает: «А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли даёт лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?»

Рассказчик продолжает: «Чёрный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира – так называется камень».

Картина Николая Рериха «Чинтамани» – символ высочайшего значения: она не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости, приход которого знаменует собой новую страницу Космической Эволюции.

МОНГОЛИЯ. 1938

что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри Н.К. Рерих. МОНГОЛИЯ. (СВЯТЫЕ КАМНИ. ШАРА-МУРЕН).1938 Холст, темпера. 47 x 79 Из коллекции Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Москва. Россия что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть фото что означает круг с тремя точками внутри. Смотреть картинку что означает круг с тремя точками внутри. Картинка про что означает круг с тремя точками внутри. Фото что означает круг с тремя точками внутри Фото 1935 г. из Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха

В своих путешествиях по миру Рерих постоянно обращал внимание на петроглифы, которые встречались ему на горных путях, копировал их, а затем создал на основе своих наблюдений целый ряд произведений. Так, в 1935 году Рерих встречает изображение знака триединства на скалах Шара Мурена. Шара-Мурен – местность во Внутренней Монголии (Китай). Николай Константинович вместе с сыном Юрием побывали там летом 1935 года во время Маньчжурской экспедиции (1934–1935). В Шара-Мурене находился одноименный буддийский монастырь. По некоторым сведениям, позднее монастырь был разрушен. Есть и река с таким же названием (кит. Силамулуньхэ).

В своей статье «Везде», посвящённой знаку Знамени Мира, Николай Рерих писал: «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях – везде тот же знак.

Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нём нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить – одинаково нужны».

Знак также связан с восточными преданиями о Коне Счастья – Эрдени Мори и Сокровище Мира – Чинтамани. «…Ночью горят все звёздные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошёл? Не Эрдени Мори?

На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошёл Эрдени Мори». (Н.К. Рерих)

ПОРТРЕТ Н.К. РЕРИХА. 1939

Первым живописным увлечением Святослава Николаевича Рериха был портрет, и он написал их множество. «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых знаю». Одни из лучших его портретов – портреты родителей.

До 1947 года Святослав Николаевич создал более 30 портретов отца – Николая Константиновича Рериха. В 1935 году С.Н. Рерих писал: «Когда Отец вернется сюда [в Кулу из Маньчжурской экспедиции (1934–1935)], я напишу несколько его портретов в «традиционной» манере. Когда-нибудь они пригодятся как портреты Создателя «Пакта Мира». Имея эти портреты, позднее мы поработаем над тем, чтобы разместить их».

Через несколько лет художник пишет превосходный портрет отца, стоящего на фоне гор. В нём выражены непреклонность духа и спокойная мудрость. Величественный гималайский пейзаж с высокими крутыми пиками, который так любил Николай Константинович, глубоко созвучен с духовной сущностью портретируемого.

Горы Гималаев и Тибета хранят много знаков, связанных с легендами и философией местных народов, с их богатым фольклором, который много изучался Николаем Константиновичем. Не случайно Святослав Николаевич изображает отца рядом с камнем, где нарисован конь с Сокровищем Мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *