Верховная власть в каждом государстве имеет свою особую социально-культурную природу и свою собственную оригинальную историю. Это культурно-историческое своеобразие наиболее ярко и концентрированно выражается в государственной символике, непременными атрибутами которой являются герб, флаг и печать.
Государственные образования кумыков и их предков располагали практически всеми атрибутами государственной власти. Об этом свидетельствуют документы по истории средневековых тюрков Кавказа, Восточной Европы и сопредельных регионов, произведения народного фольклора, собственные, русские и турецкие источники, труды европейских востоковедов и тюркологов, свидетельства путешественников и т.д.
Сведения о Гербе
По арабским источникам известно, что на полотнище царского шатра хазарского кагана, попавшего в руки арабов в качестве трофея, золотом был вышит некий «грушевидный» (и/или миндалевидный) знак. Этот знак присутствует и на древнетюркских каменных надгробиях. Можно предположить, что каганский «грушевидный» знак, напоминающий одну из букв древнетюркского алфавита, наверняка был изображен и на вышеназванных предметах-символах царской власти.
C другой стороны из источников также известно, что на шелковом шатре хазарского кагана (921 г.) красовалось «золотое яблоко» («Алтын алма», «Алтын-топ»). Вот почему хазарских каганов по этой причине называли «алтын алма падишахлары» (цари, имеющие своим символом «золотое яблоко» (Fahrettin Kırzıoglu).
Эти же символы мы встречаем и у правителей более поздних тюркских государственных образований на Кавказе и Восточной Европе, включая сюда Золотую Орду (13-15 вв.) и средневековые тюрко-татарские государства, возникшие после ее распада и не в последнюю очередь потомки хазар – правители Тарковского кумыкского государства (в восточных источниках – «Алийе Шавхалиян Девлети», в русских – «Шевкальское царство»).
По аргументированному мнению В. В. Трепавлова и П. Голдена, Чингис-хан и его потомки также считали себя потомками и продолжателями политической линии тюркских каганов и заимствовали их церемонии и символы власти. (См. подробно: В. В. Трепавлов. Государственный строй Монгольской империи XIII в. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. С. 20, 72). Огромный интерес в данной связи представляет знаки карты Каталонского атласа (1375 г.), где среди городов Золотой Орды обозначен и город Тарки (Таргу). На ней указано и имя правящего в то время золотоордынского хана Джанибека. Он сам изображен на карте в тюрбане с жезлом и золотым шаром (!) в руках, восседающим на подушке.
Интересные, довольно подробные сведения о «золотом яблоке», которым пользуются кумыки при избрании своего правителя-шаухала, сообщает Адам Олеарий, побывавший у кумыкских шаухалов в середине 17 в., а также тоже очевидец, автор «Рисале-и Дагыстан…» Мехмет Эфенди из Волыни (начало 18 в.). Азербайджанский народный поэт эпохи Надир-шаха Ашык Сафи Реванлы, воспевая «Дагестанский поход» Надир-шаха, также называет Страну шаухалов «страной Золотого яблока».
Как показывают эпиграфические памятники (сынташи), шаухалы отображали этот свой династический символ и на надгробиях. Так, непременным атрибутом каменных надгробий кумыкских правителей в Тарках, Бойнаке, Кумухе, Мехельте, относящихся к XVII-XVIII вв., является «миндалевидный» символ-знак. Разные ученые его называют по-разному: “грушевидный» (В.Минорский), «грушеобразный» (П.Дебиров), «каплеобразный» (А.Шихсаидов).
Рис. 1. Вариации шамхальской эмблемы на могиле Муртазали шамхала сына Махди
Рис. 2. То же на могиле Месей дочери Адильгерея шамхала
(Фото предоствалены И. Ханмурзаевым)
Сведения о Флаге
Кумыкский флаг исторически восходит к знамённому комплексу, существовавшему в военно-политической культуре раннесредневековых гунно-булгарских племен Северного Кавказа и Восточной Европы, которые, как установлено, приняли активное участие в этногенезе кумыков (см. в приложении 2: Флаги древнетюркских государств).
По историческим источникам известно, флаг «гуннов Аттилы» был белым (цветовую символику у тюрков см. в прил.) и на ней была изображена коронованная птица (тугрул, кум. тююлген) с короной на голове. А флаг венгерских кунов (дополовецких тюрков-гуннов, хазар, кабаров) был синего цвета, на нем были изображены: луна с звездой и лев, стоящий на задних лапах с воздетыми вперед и вверх передними конечностями; а у половцев юга России – были флаги красного и белого цвета. Белый флаг (ак байрак) тюрков в 11 в. упоминает и Махмуд Кашгарский. В кумыкском фольклоре также часто упоминаются «Ак байрак» (белый флаг), «Гёк байрак» (голубой флаг), «Ал байрак» (алое знамя). У предков кумыков хазар, как и у отколовшихся от них сельджуков, флаг был синего цвета (цвет неба), кроме того, на нем был изображен конский хвост с пятью звездами. Вообще необходимо подчеркнуть, что белый или светложелтый (солнце) цвет считался каганским, царским. Такого же цвета были их шатры. Солнечного цвета был флаг кипчакских мамлюков в Египте. Следует обратить внимание и на цвета османских флагов – у Султан-Мурада III как и у Кануни Султана (16 в.) они были белого, алого, красного и зеленого цветов.
В этой связи не может не обратить на себя внимания графические знаки карты Каталонского атласа (1375 г.), где среди городов Золотой Орды обозначен и город Тарки (Таргу). На ней над городом (столицей) Золотоордынского царства реет флаг с джучидской тамгой. По историческим источникам известно, что золотоордынские ханы имели белое знамя с ханской тамгой. Так, по свидетельству очевидцев, войска Бату-хана в европейском походе 1241 г. шли под белыми и чёрными (или бело-чёрными) флагами: «…на чёрных или белых знамёнах своих имеют пучки из конских волос (бунчуки)…».
В исторических источниках собственно кумыкский флаг, очевидно, впервые упоминается в конце XVI века – начале XVII вв.. На это указывает турецкий историк Джемал Гекдже в своей научной работе «Кавказ и политика Османской империи на Кавказе». Флаг этот был трехцветным (трехполосным) – светло-желтый (ачыкъ сари) – красный (ачыкъ къызыл, ал) – зеленый (синий). Однако как выглядел флаг, он не описывает. Кроме того, известно, что турецкие султаны при вступлении какого-нибудь местного правителя в их подданство вручали ему «al sancak» (алое знамя). Так было и тогда, когда в последней четверти 16 в. в их подданство вступили кумыки. Шаухалу Чопану и его брату Тунджалаву после вступления Кумыкии (Дагестана) в союз с османами султаном Мурадом III «были вручены знамена (санджаки), шитые золотом» (Ибрагим Печеви, Ибрагим Рахимзаде). А согласно союзническому договору между Тарками и Стамбулом «вновь избранному шаухалу от султана были вручены знамя, флаг, герб, сабля и кафтан».
О бытовании у кумыков своих государственных символов свидетельствуют и средневековые европейские географические карты 17-18 вв. Так, на знаменитов карте Катиба Челеби, составленной им во второй половине 17 в. Эндирей (видимо периода Айдемир-шаухала) обозначен графическим знаком в виде башни с реющим над ней флагом. Точно с такими же условными графическими знаками здесь обозначены Тарки, Бойнак, а также Дербент. Столица шаухалов Тарки в виде трехбашенного знака с реющим над ней флагом обозначена и на европейской карте Maris Kaspi, относящейся к первой четверти 18 века.
Имеются сведения о кумыкском флаге и в других источниках этого периода. Так, упомянутый выше тюркский летописец, гостивший у шаухлов Тарковских в первой пол. 18 века, сообщает следующее: «Лезгины (горцы.-К.А.) и все другие в своей совокупности подчиняются шаухалам. Когда их безопасность оказывается под угрозой, под знамя шаухала собирается армия из 100 тыс. всадников и пеших…»
Таким образом, бытование у кумыков и их предков «белого» («желтого»), «алого», «синего» («зеленого») флага имеет значительную ретроспективу.
В контексте нашей темы представляет определенный интерес и Флаг сподвижника Кази-муллыУмалат-Бека («Амалат-бека») Буйнакского (1831 г.): серый (белый?) двухконечный (83 х 157 см), на обоих концах пришиты красные вставки, между концами вставлен зеленый треугольный кусок ткани; с надписью: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед Его пророк. Помощь и сила только в Аллахе Всевышнем и Великом. Мы одержали для тебя знаменитую победу».
Флаг Амалат-бека
Флаг Ташева-хаджи
И теперь, если суммировать все сведения источников, то можно заключить:
О печатях
Еще одним элементом культуры государственного существования являлись официальные, т. е. государственные печати. Они упоминаются в источниках практически всех позднезолотоордынских государств, в т.ч. Тарковского кумыкского государства («Шевкальского царства»). Они у золотоордынских правителей-джучидов и их наследников, как установлено, были каплевидной (миндалевидной) формы и по своему содержанию (титулатура, имя владельца, герб) являлись элементом государственной власти. Стали употребляться правителями Поволжья, Крыма, Северо-Восточного Кавказа в качестве их персональных удостоверительных знаков во внутриполитической жизни этих государственных образований и в их дипломатических отношениях с соседними государствами приблизительно с начала XVI в.
Миндалевидная перстневая печать «была монопольной собственностью всей династии». Ее функцией является удостоверение личности, независимо от занимаемой должности, ранга. Использование этих атрибутов посторонними лицами, не потомками Джучи, строго каралось (М.И. Усманов).
При сопоставлении оттисков перстневых печатей крымских ханов и изображений печатей кумыкских шаухалов XVIII в. нетрудно заметить большое внешнее и семиотическое сходство между ними, что косвенно указывает на общность исторических истоков и цивилизационно-культурного происхождения указанных атрибутов власти в средневековом прошлом.
Оттиск печати Адиль-Герея 1172 г.х. (1731 г.)
Оттиск «Хаджи-шамхала» или «Шамхал-хаджи». По контуру читается «Будай». Возможно принадлежал Будай-шаухалу Тарковскому, отца Адиль-Герей-шаухала.
Печать (читается «сын валия Мухаммада. 1152 г.х.» (1751 г.)
Близка к «каплевидной» и коронная печать князя, генерал-лейтенанта Абу-Муслим-Хана, шаухала Тарковского (первая пол. 19 в.), которая содержит в центре изображение «ханского шатра» (дома).
Перстневые печати имели еще в 19-20 вв. и некоторые отпрыски шаухалов Тарковских. Причем у шаухалов, впрочем, как и у крымских ханов, в более позднее время встречаются печати и квадратной формы.
Таким образом, вышеизложенные факты, на наш взгляд, служат свидетельством тому, что и кумыкские шаухалы считали себя потомками и продолжателями политических традиций тюркских каганов, заимствовали в своей государственной символике такие ее непременные атрибуты как герб, флаг и печать.
Fuad Köprülü. Bayrak maddesi // İslam Ansiklopedisi. C.1. İstanbul. 1970.
[2] Туг/Тув или бунчук, — конский хвост, закрепленный на цилиндрическом, полом внутри и поэтому очень лёгком древке из мягкого дерева. На верхнем конце древка чаще всего помещался металлический шар, иногда — полумесяц. Ниже крепился простой или заплетённый в косы конский хвост, который окрашивался в синий, красный и чёрный цвета. На месте крепления хвоста древко обтягивалось тканью из конского и верблюжьего волоса. Волос окрашивался в различные цвета и иногда составлял очень красивый узор, а само древко украшалось восточными орнаментами.
[3] Мы рассматриваем этот вариант как первоначальный
[4] Выражаю искреннюю благодарность Исмаилу Ханмурзаеву за оказанную помощь в расшифровке печатей шаухалов Тарковских.
Приложения
1. Символика герба рода шаухалов Тарковских.
Полумесяц (лунный серп), венчающий герб является важнейшим символом в тюрко-мусульманском мире. В сочетании со звездой (у кумыков она воспринимается как Полярная) он становится символом рая и воскрешения.
Корона, помимо своего прямого значения монархии и власти, символизирует победу, высокое положение, избранность. Шаухал — это правитель, чья власть освящена Богом, проводник доброй и справедливой власти, идеал сильного и доброго правителя, заботящегося о благе своих подданных, защитника и судьи. В тюрко-мусульманской культуре корона с полумесяцем — мусульманская власть.
Два льва, поддерживающих щит — старинный геральдический символ, украшающий гербы многих знатных родов Кавказа, России, Европы, как царских, так и дворянских. Лев (встречается на гербах, флагах, печатях, кумыкских шаухалов, иранских шахов, грузинских царей, нахичеванских ханов, венгерских кунов/куманов и др.). Лев (Арслан) – считается символом царской власти (царь зверей) и ее богоданности, храбрости, воинской силы, сильного мужского начала, благоразумия, стойкости, твердости, солнца, победы, покровительства, защиты, Бога. Во всех культурах лев — знак хранителя, защитника — прежде всего монархии, религии и мирового порядка, борца со злом и защитника добра. В исламе это знак святого Али, Воина Аллаха.
2. Флаги древнетюркских государств
3. Варианты реконструкции флагов Шаухальства Тарковского
О флаге Московской кумыкской самоорганизации «Оьзден»
Флаг представляет собой светло-синее прямоугольное полотнище, в центре которого эмблема: симметричный горизонтальный белый «гребень» с четырьмя направленными вверх незаостренными «зубцами», два крайних «зубца» вдвое короче двух средних, по бокам от средних «зубцов» и выше них симметрично расположены три желтые пятиконечные звезды.
Светло-синий цвет фона символизирует цвет неба – это древний тюркский символ. Эмблема в центре флага является стилизованным отображением географического контекста, в котором живут кумыки и в котором происходили события кумыкской истории. Четыре «зубца» символизируют реки, имеющие огромное значения для кумыков: Сулак и Терек (длинные «зубцы»), Кума и Уллучай (короткие). Горизонтальная полоса – побережье Каспийского моря.
Презентовавший флаг вице-президент «Оьзден» Руслан Салахбеков назвал Сулак и Терек «двумя кумыкскими Волгами», отметив, что в междуречье и вокруг них прошла вся кумыкская история, там и сейчас живет большая часть кумыков. Уллучай он назвал «кумыкским Амуром», за которым заканчиваются кумыкские земли, а Куму – «кумыкским Днепром»: сейчас река условно «за границей», но это не отменяет ее исторической ценности для кумыкского народа.
Он подчеркнул, что Кума упоминается именно в историческом контексте: ареной исторических для кумыков событий были, в том, числе и территории, которые сейчас вне ареала расселения кумыков. Для наглядности был представлен слайд с картой, где метками обозначены пределы нынешнего расселения кумыков: Уллучай и стоящий на ней Маджалис; Темир-Хан-Шура (Буйнакск) и Анжи (Махачкала); «пограничный» Терек; Хасавюрт и Моздок, между которыми вдоль Терека тянется цепочка кумыкских сел. Две метки обозначили места средневековых крепостей, контролировавшихся кумыкскими правителями: Нижний Джулат на Тереке (Майский, Кабардино-Балкария) и Маджар на Куме (Буденновск, Ставрополье) – сейчас они вне кумыкских земель.
Звезды между «реками», желтый (степной) цвет этих звезд подчеркивают характер расселения кумыков, диктуемый традиционным способом хозяйствования и сформировавшимися веками стереотипами поведения: кумыки – степной народ, живут в основном в водораздельных степях.
В ходе презентации флаг сравнили с другими тюркскими флагами – большинство из них содержит синий цвет или его оттенки, многие – желтый и белый цвета, а примерно у половины флагов синий или светло-синий цвет является фоном либо преобладающим цветом. Таким образом, флаг «Оьзден» не выпадает из тюркских традиций, органично смотрится в ряду тюркских флагов, но при этом эмблема в центре флага является уникальной и более нигде не встречается.
Разработали флаг кумыкский дизайнер Магомед Моллакаев и руководители «Оьзден»: президент Тимур Порсуков, вице-президенты Марат Кулавов, Руслан Салахбеков и Рамазан Алпаут.
Недра богаты нефтью, газом, минеральными источниками, сырьем для строительных материалов (стекольные пески, гипс, гравий, галька и т.д.).
Имеются немалые рекреационные ресурсы (Каспийское побережье, грязевые и минеральные источники лечебного свойства). В их числе сероводородные (Талги), гидро-карбонатно-натриевые (Каякент), хлоридные, известковые и др.
Кумыкская культура, язык и цивилизация
Кумыкский язык вместе с карачаевско-балкарским, караимским и крымско-татарским относился к тюркской группе алтайской семьи языков. В своей основе они имеют общие, исторически отложившиеся булгарские, хазарские черты, а также куманские. Кумыкский язык в течении многих веков на Северном Кавказе являлся языком международного, межнационального общения, изучался и преподавался в вузах и средних учебных заведениях России в XIX веке. А в 1917 году на национальных съездах народов Северного Кавказа был принят в качестве официального языка. В 1923 году кумыкский язык в Дагестане был провозглашен государственным языком республики.
Письменность на арабской графике получила распространение со времени принятия кумыками ислама. После 1917 года литературный язык развивался на основе буйнакского и хасавюртовского диалектов. В 1929 году была разработана письменность на основе латиницы, а в 1939 году осуществлен переход на кириллицу.
Кумыки являются наследниками богатой и оригинальной национальной культуры, имеют развитую литературу, фольклор, искусство. Из среды кумыков и их предков хазар вышли выдающиеся ученые, поэты, писатели, полководцы Сулейман ибн Дауд Саксини Сувари (ХII в.), Исхак ибн Кундаж ал-Хазари (IХ в.), Умму Камал (XV в.), Мухаммад Аваби Акташи (XVII в.), Али-Кули-хан Валех Дагестани (XVII в.), Багдад Али (XVII в.), Кадир-Мурза (XVII в.), Йырчы Казак (XIX в.), Мухаммат Османи, Девлет-Мурза Шейх-Али, Абдурахман Атлы боюнлу (XIX в.), Абусупьян Акай, Нугьай Батырмурза, Манап Алибек (ХХ в.). Поэт и кинорежиссер, отец и сын Тарковские. В науке известны Мурад Капланов, Мужаид Хангишиев, Рашид Аскерханов, Сакинат Гаджиева и др. Ныне в науке и образовании трудятся более 250 докторов и кандидатов наук кумыкской национальности, среди них 4 академика. 3 вуза республики возглавляются представителями кумыков. Большой отряд писателей, деятелей искусства, среди которых известны имена Анвара Аджиева, Барият Мурадовой, Исбат Баталбековой, прославивших свой народ.
Кумыки отличились и в спорте, выдвинув из своей среды немало выдающихся спортсменов-борцов вольного стиля, как Ал-Калыч, Сали-Сулейман, Кази-Бек, братья Насруллаевы, Сайпула Абсаидов, Магомед-Шапи Абушев, чемпионы Олимпийских игр.
«Главной целью выбора нашего (КНД «Тенглик») национального флага была необходимость выражения истины, которая покоится на запредельных метафизических тайнах общетюркского Тенгризма, как некий божественный пароль перевоплощения на земле и всеобщего возрождения кумыков, вечных процессов их бесконечной потенциальности и пассионарности.
Гармонию числа и цвета флага, к сожалению, иногда воспринимают как нечто напоминающее фашистскую свастику, забывая, что подобные знаки в древности были своеобразным языком мудрости, магией зримого выражения божественных сил.
В образах флага (в его трехцветности) ярко выражено их единое смысловое значение: 1) самопознание себя как народа и нации; 2) самоопределение в рамках государственности; 3) самореализация в мире.
О других атрибутах флага:
В целом кумыкский флаг есть выражение неизреченного величия нашего народа, могучей роли его благородного движения, воли и вечного самовозрождения.
В глубине своей символики наш флаг есть призыв быть воином, защитником своего народа, как говорил Аттила. А это особое состояние самосознания и духа народа.
А трехчастное единство, лежащее в основе флага, это стрела-луч бесконечности, божественного первоначала «в океане жизни» и бытия, глубокая вера в собственную силу, в свою неразрывность с Богом, Человечеством и Вечностью.»
Салав АЛИЕВ, председатель КНД «Тенглик». 28.09.06 г.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Кумыки — один из древнейших и третий по численности народ Дагестана. В отличие других кавказских народностей, кумыки относятся к тюркам, занимают положение крупнейшего тюркского этноса Северного Кавказа. Доминирующее в регионе культурное влияние кумыков отразилось на обычаях соседних народов, многие из которых впоследствии переняли кумыкский язык.
Где живут, численность
Исторически кумыки занимали обширную территорию Кумыкской плоскости. Регион отличался плодородными землями, отличным климатом, находился на пересечении торговых путей, в том числе Шелкового. Это давало кумыкам прекрасные возможности для развития, однако делало их мишенью для территориальных посягательство соседних государств. Согласно данным переписи 2010 года, в России проживает более 503 000 кумыков. Основная часть представителей народности, порядка 431 000 человек, занимает сократившиеся в процессе притеснений исторические территории расселения на севере Дагестана. Численность кумыков в других регионах России:
Значительная часть народности мигрировала с исторической территории проживания в Турцию, Сирию, Иорданию. Причинами послужили Кавказская война, установление советской власти, непризнанные официально репрессии сороковых годов прошлого столетия.
История
Существует несколько версий возникновения кумыкского народа:
Взаимодействие тюркских и европеоидных племен с коренными народами Северного Кавказа к XVII столетию привело к завершению формирования кумыкского этноса. До этого времени на территории расселения народности образовывались и распадались следующие государства: Джидан, Тюменское ханство, Тарковское шамхальство, Утамышский султанат и другие.
В XVI столетии начинается борьба за привлекательные территории Кумыкской плоскости со стороны Ирана, Османской империи и России. Кумыки, объединившись с соседними ногайцами, пытались дать отпор наступающими армиям, однако силы были неравны. В 1725 году Шамхальство разбито и разорено: сожжено порядка 20 селений, среди которых столица Тарки. Кавказская война заставила местные народы объединиться: кумыки показали себя отважными и смелыми воинами, устраивали антирусские восстания с 1818 по 1878 гг. Важно отметить, что идеологический представитель кавказских народов Шамиль, объединивший разрозненные этносы под флагом ислама, имел кумыкское происхождение.
После революции кумыкская интеллигенция пыталась создать независимое государство Горскую республику. Попытка удалась, было сформировано местное правительство, но просуществовало объединение недолго: в 1921 г. кумыки вошли в состав образованной Дагестанской СССР. В конце Великой Отечественной войны кумыков, наряду с рядом других кавказских народов, депортировали в Среднюю Азию по подозрению в предательстве. Несмотря на притеснения, народность не оставила идею получения независимости и национального самоопределения. В 1989 году, в период перестройки, образовалось кумыкское народное движение, ратовавшее за создание автономной Кумыкской Республики в составе РСФСР. Однако кардинально изменившаяся политическая ситуация не дала планам сбыться.
Внешность
Антропологический состав кумыков неоднороден, различаются характерные внешние особенности. Их относят к европеоидной расе, ориентировочно каспийского и кавкасионского подтипов. Это связано с историческим расселением народности по разным сторонам реки Сулак. По одной из версий, предками кумыков являлись половцы, что нашло отражение в преобладающих европеоидных чертах внешности северных кумыков: высокий рост, крепкое телосложение, светлые глаза, волосы и кожа.
У южных кумыков преобладают азиатские черты внешности: узкий разрез глаз, темная пигментация глаз, кожи, волос. Исследователи не пришли к единому мнению относительно появления ярко выраженных тюркских признаков во внешности южных кумыков. Рассматриваются следующие версии:
Одежда
Национальный мужской кумыкский костюм не отличался от черкесского. Нательные штаны и рубаха с высоким воротом дополнялись буркой: темного цвета —для повседневной носки, светлых оттенков — для праздников. Поверх надевали черкеску, чаще черного цвета, папаху. В холодное время года носили короткую шубу из овечьей шерсти, традиционную бурку. Женское повседневное платье прямого или туникообразного кроя, вниз надевали шаровары. Для выхода за пределы дома и при приеме гостей носили плотное верхнее платье распашного типа. Женщинам полагалось ходить с покрытой головой. Традиционный головной убор — чепец чутху, поверх которого надевали платок. Кумыкские мастерицы славились в регионе, как искусные создательницы платков. Популярными были платки из шелка, ажурные платки, связанные крючком. Традиционный вариант праздничного платья — къабалай. Наряд шился из дорогостоящих материалов: шелка, шерсти, парчи. По крою напоминал повседневное распашное платье, верх кроили более облегающий. Его дополняли нагрудником, богато декорированным вышивкой, серебряными или золочеными украшениями. Оригинальным был покрой рукавов, состоящих из двух слоев. Первый плотно прилегал к руке, имитируя наличие нижнего платья. Верхний был разрезным, широким и длинным, часто доходящим до пола.
Социальное устройство
В кумыкском обществе существовало четкое иерархическое деление. Во главе отдельных территориальных объединений стояли князья. Следующими по значимости были уздени, выполнявшие обязанности княжеской охраны. Этим категориям запрещалось работать, в их задачи входило управление вверенной территорией и людьми, решение социальных, общественных вопросов. Низшие сословия — крестьяне и холопы. Теоретически они находились в зависимости у князей, однако имели право переходить от одного хозяина к другому, заниматься мелкой предпринимательской деятельностью. Фиксированного размера дани не значилось, подати регламентировались в каждом отдельном случае. Например, один из князей раз в год принимал дань повозкой дров и выделением одного человека из семьи на время посева, пахоты, сбора урожая. Формально власть находилась в руках у князя, фактически он не выступал в качестве судьи: эту роль играло собрание узденей. Споры решались согласно нормам адата — кодекса морально-этических правил, или шариата. Во втором случае в качестве судьи выступал религиозный служитель конкретной общности.
Семейный уклад
Важную роль в жизни кумыков играли родовые отношения. Родственные семьи селились скученно в пределах одного квартала селения, насчитывали от 20 до 150 человек. Во главе рода стоял старший по возрасту, наиболее уважаемый человек, обычно мужчина. Он решал важные семейные вопросы, выступал в качестве представителя семьи на общественных собраниях. К XIX веку выделяется культура малой семьи, обычно трехпоколенной. Брачный возраст девушек наступал в 15-16 лет, порой встречались невесты 12-14-летнего возраста. Юноши вступали в брак с 16-17 лет, считалось, что они должны быть старше невест на 3-4 года. Разрешалось вступать в брак лишь с равными по статусу, женихов и невест из более бедных или сословно низших семей родственники не принимали. Чаще кумыки имели одну жену, зажиточные мужчины брали от 2 до 4 жен, максимально разрешалось приводить в дом 7 женщин. Положение женщины в семье регламентировалось нормами шариата, однако не считалось унизительным. Старшие участвовали в семейных советах, полностью руководили хозяйственными вопросами. Женщина играла роль примирительницы: брошенный на землю платок прекращал любую драку. Для избегания кровной мести убийца приходил к матери убитого, вставал на колени, молил о прощении. Если та его прощала, срезала с головы виновника прядь волос, что означало прекращение мести и давало возможность откупиться деньгами. В кумыкском фольклоре сохранилось множество пословиц, передающих идею значимости женщины, как хранительницы домашнего очага, души дома, верной спутницы и советчицы мужа. Например:
Мужчины брали на себя решение общественных вопросов, защиту семьи, тяжелую работу по дому и в поле, выпас животных. Однако существовали табу: например, мужчине запрещалось заходить на кухню, это считалось великим позором. Иногда, спасаясь от гнева мужа или отца, жена и дети убегали на кухню, зная, что мужчина за ними не последует. Мужьям запрещалось оставаться с женой наедине в течение дня, свободное время они проводили в кунацкой или отдельной комнате. Кумыки предпочитали создавать многодетные семьи, количество детей посторонним не говорили, это считалось дурной приметой. Главной радостью считалось рождение сына, что отразилось в народных пословицах-пожеланиях:
Во время родов будущий отец уходил из дома, роженице помогала повитуха. Появившегося на свет младенца от сглаза купали в соленой воде, на дно таза клали серебряную монету. Первые 40 дней ребенка нельзя оставлять одного. Для защиты от злых духов к чепцу привязывали яркую ленту, лоб и щеки мазали сажей.
Имя малышу выбирал семейный совет, обычно ребенка называли именем погибшего родственника. Практиковался обряд имянаречения: в одно ухо младенцу шептали молитву, в другое выбранное имя и имя отца. После устраивали праздник с застольем, на которое приглашались родственники и друзья, приносившие подарки. Отец ребенка должен по случаю рождения дочки в качестве угощения выставлять барана, если рождался сын — двух.
Жизнь
Кумыкская равнина отличается необыкновенно плодородными землями, на протяжении всей истории освоения дающими богатый урожай. Здесь обнаружены целебные минеральные источники, залежи газа и нефти. Сегодня 70% дагестанской экономики обеспечивают территории расселения этноса. Исторически кумыки занимались земледелием, единственные из всех северо-кавказских народностей повсеместно использовали методы ирригации. Выращивали пшеницу, просо, рис, кукурузу, занимались садоводством, огородничеством, виноградарством, пчеловодством. Благодаря обилию пригодных для выпаса лугов широко развито скотоводство: разводили буйволов и овец, занимались коневодством.
Культура
Кумыки оказывали серьезное влияние на культуру северо-кавказского региона, считались образованными и интеллигентными людьми с хорошим чувством юмора. Один из первых значимых культурных деятелей — поэт XV столетия Умму Камал. В XIX веке в Петербурге на кумыкском языке выходит сборник национальных текстов. Особого расцвета литература достигла в начале прошлого столетия. Помимо произведений плеяды талантливых писателей и поэтов, в регионе начинают выпускаться газеты и журналы на кумыкском языке. В 1925 г. в Буйнакске основан Кумыкский музыкально-драматический государственный театр имени А. П. Салаватова. Внимания заслуживает танцевальная культура народа: только лезгинки у кумыков насчитывается порядка 20 видов.
Традиции
Основополагающими традициям кумыков выступали уважение к старшим, гостеприимство, куначество, аталычество. Последнее практиковалось в семьях князей и узденей, отдававших детей на воспитание в знатные семьи соседних народов. Встречался обряд «молочных братьев»: некоторые князья лично привозили новорожденных сыновей в семьи узденей, где были младенцы. Приложив сына к груди жены товарища, малышей делали молочными братьями: так их на всю жизнь связывали узами, равными кровным. Распространено куначество, отличающееся от гостеприимства необходимостью выступать на стороне кунаков в случае конфликтных ситуаций, помогать в решении бытовых, социальных вопросов. Обязательный элемент жилища — кунацкая: отдельная комната для приема гостей. В зажиточных семьях для кунаков, родственников и гостей строили отдельный небольшой дом на территории усадьбы. Гостеприимство считалось делом чести: принять в дом обязаны были любого просившего человека, даже если семьи находились в состоянии кровной мести. Все время, пока гость живет на территории хозяина, последний обязан не только обеспечивать его всем необходимым, но и защищать от внешних врагов.
Свадебные традиции
Поощрялись свадьбы по сговору и любви, если родители влюбленных были согласны. Свободное общение юношей и девушек не поощрялось. Пару выбирали на общих праздниках, свадьбах. Особую роль играл поход девушки к роднику: фактически, единственный повод выйти за пределы двора. Часто у родника собирались молодые люди, наблюдавшие за девушками. Самые смелые заводили разговор, просили напиться чистой воды. Зная это, перед походом за водой девушки тщательно прихорашивались, надевали лучшие наряды. За невесту обязательно выплачивался калым. Одна его половина шла родственникам девушки, другая — на закупку части приданого, навсегда остававшегося личной собственностью жены. Размер калыма определялся в зависимости от положения семьи жениха:
По приезде в дом жениха невесту осыпали сладостями, рисом, монетами, стелили шелковую дорожку. На входе в дом старшая женщина обмазывала невесте губы медом: символ пожелания сладкой, сытной, богатой жизни. Свекровь встречала невестку с руками, скрещенными на груди и спрятанными под мышками. Это говорило, что невестка возьмет домашние хлопоты на себя, предоставив свекрови право заслуженного отдыха. Жених в это время находился в доме друга, где в компании мужчин отмечал женитьбу. Невеста проводила день в компании женщин, лишь вечером встречаясь с женихом в отдельной комнате, где их оставляли наедине. На следующий день она впервые показывалась перед новыми родственниками с открытым лицом: торжество продолжалось всеобщим знакомством и одариванием молодых подарками. Заканчивалось вхождение невестки в семью чрез две недели обрядом выхода к роднику. В компании других женщин рода молодая супруга шла с кувшином за водой, церемония сопровождалась песнями и танцами. Первая выполненная по дому работа означала, что отныне девушка на полных правах включалась в хозяйственную жизнь новой семьи. Одновременно свекровь снимала табу молчания: молодой жене разрешалось заводить с ней разговор. По случаю важного события невестка дарила матери мужа ценны подарок. Свекр мог хранить молчание годами: снятие запрета считалось величайшей благосклонностью и отмечалось всей семей.
Кумыкские женщины славились как отличные кулинары. Основу рациона составляла мясная и молочная пища. Особым разнообразием отличались мучные изделия, выпекаемые в большой печи, установленной во дворе дома. Традиционное повседневное блюдо — хинкал: крупные плоские кусочки теста, сваренные в насыщенном мясном бульоне. Одна из разновидностей блюда — хинкал из кукурузной муки, называвшийся гьалпама. Национальный кумыкский суп шорпа имел множество вариаций: в него добавляли фасоль, рис, овощи, крупы, домашнюю лапшу. Готовили и традиционные для других кавказских народов блюда: шашлык, плов, долму.