что означает легитимность власти по м веберу
Что означает легитимность власти по м веберу
7. Легитимность власти. Типология легитимности по Веберу
Термин «легитимность» (от лат. legitimus – законный) принято использовать для характеристики власти, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям.
Легитимация – это процесс утверждения законности или правомочности власти в обществе. Сущность этого процесса выражается в постоянном стремлении лиц, находящихся у власти, к подтверждению своей правомочности и политической состоятельности. Можно сказать, что политическая власть правомочна, если способы ее установления и результаты деятельности согласуются с политическим сознанием, правовыми и нравственными нормами, существующими в демократических обществах, со взглядами, убеждениями и принципами большинства граждан.
В политологии широко известна веберовская концепция правомочности политической власти или систем господства. М. Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционный, харизматический и легальный.
Традиционный тип легитимности власти опирается на веру людей в незыблемый характер норм и традиций, сложившихся в процессе конкретно-исторического развития данного общества. Эти нормы и традиции указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. Все члены общества должны соблюдать традиционные нормы, регулирующие властные отношения. Неповиновение им ведет к применению по отношению к отдельным индивидам определенных санкций, установленных обществом. Типичным выражением названного способа обретения законности государственной власти являются абсолютные монархические режимы, при которых ее переход от одного лица к другому осуществляется в соответствии с традицией.
Харизматический (от греч. harisma – божественный дар) тип легитимности базируется не на порядке, освященном традицией, а на особых качествах личности, харизме – мужестве, смелости, решительности, ораторских способностях и т.д. Таким образом политическая власть приобретает законность и признание со стороны народа. В качестве харизматического лидера может выступить пророк, герой, ловкий демагог. Харизма может привести к культу личности политического лидера, его обожествлению и идеализации.
Харизматическая власть может существовать в самых различных политических системах. В качестве примеров власти подобного типа можно привести Римскую империю при Юлии Цезаре, режим Наполеона во Франции, гитлеровский нацистский режим, фашизм Муссолини, сталинский тоталитарный коммунистический режим, политический режим Мао Цзэдуна в Китае и др.
Легальный тип политической власти основан на системе законов, установленных и применяемых в обществе, исходя из конкретно-исторических обстоятельств. Лица, осуществляющие политическую власть, избраны или назначены в соответствии с существующей правовой процедурой, а правила их деятельности четко обозначены в юридических документах общества.
Что такое легитимность
В демократическом обществе легитимность власти подтверждается на свободных выборах.
Положительная оценка власти населением.
Признание власти мировым сообществом.
Легитимность существует в общественном сознании и связана с моральной оценкой. Граждане одобряют или не одобряют власть, исходя из своих представлений о добре и зле, о справедливости и порядочности, высших ценностях.
Что такое легитимная власть
Нормативная структура политической легитимности по версии английского политолога Дэвида Битэма выглядит следующим образом:
Власть соответствует принятым в обществе правилам.
Эти правила оправданы верой, которую разделяют управляемые и управляющие.
Имеются доказательства согласия на существующие отношения общества и власти.
Легитимация, делигитимация и кризис легитимности
Легитимность и легальность: в чем разница
Первоначально слово легитимность означало «законность» и было синонимом легальности. Однако в современной политологии это разные термины:
Легитимность не юридический факт, а социально-психологическое явление. Любая власть, издающая законы и обеспечивающая их выполнение, легальна. Но легитимна только та власть, которую признает население.
Три типа легитимности по Максу Веберу: традиционная, легальная и харизматическая
По Веберу, у политической власти могут быть три источника правомерности: традиция, харизма и рационально-правовая основа.
Традиционная легитимность основана на верности принятым образцам. Стабильность власти опирается на историю и опыт прошлого. Традиционная легитимность часто связана с наследственным типом правления в монархических государствах.
Например, в Саудовской Аравии король имеет право руководить страной, потому что происходит из правящей династии, и жители этого не оспаривают.
Рационально-легальная легитимность опирается на закон и процедуры, которые население признает справедливыми. Подобная легитимность характерна для современных демократических стран, где легитимность подтверждается народным волеизъявлением.
Например, власть президента США основывается на том, что он победил на общенациональных выборах.
Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
Учебная дисциплина: Политология
на тему: « Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу»
Господство тесно связано с властью, оно является формой ее организации в обществе.
Политическая власть может появиться и до принятия господства, которая опирается на вооруженную силу. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.
Связь политического господства с социальными предпочтениями ослабла в современных правовых социальных государствах, хотя и полностью не исчезла.
Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу
Господство оценивается гражданами по-разному, отсюда и вытекает определение легитимности.
Само слово «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «правопорядок». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимается как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и не легитимной власти.
Легитимность связана с наличием авторитета у власти, ее соответствием важным представлениям большей части граждан, с согласием общества в области основных политических значимостей.
Большой и ценный вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения, он отметил три «идеальных» типа легитимности: легитимность власть вебер
1. Традиционная легитимность. Народ подчиняется в силу традициям, обычаям. Такое господство характерно для монархий.
В СССР власть Сталина была легитимной, а также в Германии у Гитлера и у Муссолини в Италии.
Данная легитимность была востребована в смутное, военное время.
Харизматическая легитимность основывается на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы, а также на вере.
У Сталина определенно были лидерские качества, которые он сумел лучше своих соперников использовать отношения с Лениным. Он использовал отношения, чтобы представить себя самым верным, а затем и единственным верным ленинцем.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Опора на закон, на рациональный интерес, власть основывается на бюрократию.
Данная легитимность была востребована, когда строилась рыночная экономика, строилось правовое государство.
Такой тип начинал складываться в Западной Европе, когда в 13 веке стали возникать первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей) и также правила самоуправления. В эпоху Великой французской революции легальный тип власти закрепился окончательно.
В заключение, хочется отметить, что «законность» и «правопорядок» выступают в нашей стране лишь как теоретические понятия.
На практике не всегда и не везде применяется, осуществляется легитимность, потому что существует, как я считаю, несправедливость по отношению к гражданам, многих сажают в тюрьмы, совершенно невинных людей, а виновные остаются на воле, потому что откупаются, а сколько ограбленных людей, обманутых, доверие населения государства начинает падать, что плохо.
На мой взгляд, реальное осуществление «законности» и «правопорядка», способствовало бы развитию и поддержанию демократического режима нашей страны.
Список использованной литературы
4. Курсовая Государственная власть как разновидность социальной власти.
Подобные документы
реферат [14,2 K], добавлен 14.03.2007
Характеристика легитимности как поддержки власти со стороны широких слоев населения. Типология легитимности по Веберу. Специфика харизматического типа властвования. Признаки падения легитимации. Процесс легитимации как воплощение идей свободы, равенства.
реферат [18,6 K], добавлен 28.04.2010
Теоретическое обоснование понятия легитимности, ее нормативная структура и принципы. Современная типологизация легитимности по Максу Веберу. Идеологическая и националистическая легитимность. Типы легитимности по Зеркину. Виды легитимности по Муштуку.
презентация [54,2 K], добавлен 16.04.2011
Характеристика основных видов внутренних оснований легитимности по Веберу: традиционного и харизматического господства, господства в силу «легальности». Исследование начала формирования профессионального чиновничества и развития политического аппарата.
презентация [757,1 K], добавлен 10.12.2011
Проблемы признания обществом законности и правомерности официальной власти. Основные источники и основания легитимности политической власти: традиционная, харизматическая, рационально-правовая, классовая, идеологическая и националистическая легитимность.
реферат [26,8 K], добавлен 25.07.2010
Легитимность как согласие народа с властью, когда он добровольно признает за ней право принимать обязательные решения. Ее разновидности: традиционная, демократическая и харизматическая. Уровни легитимности: идеологический, структурный, персональный.
презентация [842,3 K], добавлен 15.03.2015
Дееспособность власти и ее зависимость от легитимности. Понятие «власть» и сущность политической власти. Легитимность власти. Типы легитимности власти. Кризисы легитимности и способы их урегулирования. Разница понятий легитимность и легальность власти.
реферат [32,0 K], добавлен 04.12.2008
Понятие и сущность, а также основные концепции и подходы к исследованию политической власти. Основания и ресурсы, критерии оценки легитимности. Типы легитимного господства по М. Веберу. Главные проблемы функционирования государственной власти в России.
контрольная работа [37,9 K], добавлен 07.06.2015
Общее понятие о политической власти. Сравнительная характеристика понятий «легитимность» и «легальность». Идеологическая, традиционная, структурная и персональная легитимность власти. Анализ современного состояния государственной власти в России.
презентация [2,9 M], добавлен 17.11.2012
Понятие и принципы политической власти, ее легитимность и легитимация, значение в государственном устройстве. Система обеспечение легитимности власти, нормативно-правовое обоснование ее действия, принципы формирования, оценка практической эффективности.
реферат [21,9 K], добавлен 29.03.2015
Легитимность и легальность власти
Легальность и легитимность – определения и отличия
Легитимность — народное признание правительства, политического режима или системы управления. Слово «легитимность“ может быть истолковано либо нормативным образом, либо «позитивным» способом. Первое значение относится к политической философии и касается следующих вопросов:
Второе значение основано на эмпирических подходах, которые пытаются измерить степень общественного признания существующих режимов или пытаются исследовать причинно-следственные связи для объяснения низкой или высокой степени легитимности.
Легальность власти — её юридическое обоснование, законность, её соответствие существующим в государстве правовым нормам. Легитимность, в отличие от легальности, не юридический факт, а социально-психологическое явление. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна, но она может быть нелегитимна, то есть не признаваться народом.
Теории
Обретение легитимности — это необходимость, которая не ограничивается либерально-демократическими режимами, но считается основным условием правления, поскольку правящие режимы, не обладающие хотя бы минимальной легитимностью, столкнутся с тупиком или рухнут. Поэтому каждый режим стремится оправдать свое правление, и это оправдание может основываться на различных концепциях.
В истории существовала конкуренция и изменения между различными концепциями легитимности. Традиционно правление монархов оправдывалось их божественным происхождением. Просвещение помогло бросить вызов этому религиозному источнику законного правления, а демократические революции в то время и после этого провозгласили волю народа основным источником легитимности.
Легитимность Макса Вебера
В этом контексте модернизации Макс Вебер разработал типологию форм легитимности (законной власти), которая до сих пор является одной из важнейших точек отсчета.
Он различал традиционный, харизматический и юридически-рациональный тип легитимности.
Веберовское описание современного типа легитимности как юридически-рационального указывает на несколько вариантов такой легитимности:
Конституционалистская концепция законности уделяет наибольшее внимание регулярным процедурам, используемым для формулирования воли народа, а также нормативным ограничениям и судебному контролю за правящим большинством для обеспечения равного обращения и свободы личности.
Концепции демократической легитимности в англосаксонском мире больше фокусируются на аспектах участия населения и подотчетности режима, обеспечиваемых свободными и справедливыми выборами в сочетании с системой политических сдержек и противовесов (в отличие от юридического подхода межведомственного контроля в конституционалистской перспективе).
Другая линия мышления о демократической законности, которая имеет в основном французское происхождение, имеет другое, более коллективистское понимание воли народа. Не столько правила и возможности для участия, сколько эмоциональная приверженность сообществу и его административным представительствам закладывает основу для демократической легитимности. Как следствие, патриотизм и гражданский национализм обеспечивают лояльность системе управления.
Коллективистские подходы к демократической легитимности, основанные на материалистическом мировоззрении, видят легитимность правящего режима в первую очередь в обеспечении экономического процветания и равенства. В коммунистических государствах этот образ мышления привел к подчинению всех социальных подсистем политической системе, поскольку только полный контроль, особенно над экономической системой, позволяет политической системе осуществлять волю народа.
В западных странах после Второй мировой войны размышления о демократической легитимности больше концентрировались на результатах или эффективности демократических режимов. Взаимосвязь между легитимностью и эффективностью политической системы была сформулирована главным образом в такой форме, что легитимность рассматривалась как замена эффективности. В такой перспективе легитимность создает запас доброй воли (диффузная поддержка) и повышает готовность людей мириться с недостатками эффективности (что снижает конкретную поддержку).
В то время как в англосаксонском мире взаимосвязь между законностью и эффективностью была в центре дискуссий, дискурс о законности в Германии традиционно имел другой фокус — взаимосвязь между формой (законностью) и содержанием (моралью) законного правления. Разграничение формы/процедур и нормы/содержания законного правления послужило основой для создания светского и либерального государства и отличия “позитивного” права от теологии и философии. Тем не менее, опыт Германии с бесчеловечным нацистским режимом, который официально основывал свое правление на народном согласии и бюрократических механизмах реализации политики, оживил конституционалистскую традицию дополнения и ограничения формально законного правления материальными ценностями.
Легитимность и эмпирические подходы к ней
Эмпирические подходы подчеркивают субъективный аспект демократической легитимности. Если люди верят, что существующие политические порядки или законы уместны и достойны повиновения, то эти порядки и законы являются законными. Используя опросы и другие эмпирические методы, исследователи пытаются выявить эти субъективно сложившиеся убеждения в демократической легитимности.
Тем не менее, точно измерить это явление непросто, потому что легитимность — это абстрактное понятие. Поэтому она измеряется косвенно, задавая вопрос о политическом доверии или уверенности. Эмпирические исследования в западных странах показывают, что почти во всех развитых демократических странах наблюдается потеря доверия. Но существуют существенные различия в отношении того, к чему относится этот разрыв доверия.
Правящие партии и лидеры сталкиваются с высокой степенью недоверия, и многим институтам, которые выполняют центральные функции в классических либеральных демократиях, таким как парламент, партии и государственные бюрократии, приходится сталкиваться с низким уровнем доверия. Тем не менее, лишь небольшие меньшинства недовольны или совсем не удовлетворены тем, как функционирует демократия в их стране, и еще меньше людей заявляют о себе в пользу радикальных перемен. Подавляющее большинство по-прежнему придерживается своих демократических систем.
Типы легитимности по М. Веберу
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Господство-разделение общества на господствующие и подчиненные группы, выделение аппарата управления.=>
Руководство-выработка и законодательное закрепление стратегии развития, политической системы, выбор средств осуществления основных целей
Управление-принятие конкретных управленческих решений, деятельность административного аппарата и правительственных органов власти.=>Контроль-обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.
14. Политическая легитимность: понятие, показатели, типология.
Легитимность носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером (1864 – 1920 гг.) в нач. ХХ в.
Легитимность власти часто меняет свою интенсивность. Когда поддержка народом органов власти или правящего режима сводится к минимуму, можно говорить о кризисе легитимности.
В политической науке выделяют следующиесредстваповышениястепени признания власти населением.
1. Идеологические средства – оправдание власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа.
2. Экономические средства – проведение успешной экономической политики, выражающейся в повышении благосостояния граждан.
3. Правовые средства – обеспечение политический курс в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики.
4. Политические средства – деление участников политического процесса на «друзей» и «врагов», апелляция к экономической и технической целесообразности.
М Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и легальная
Традиционная легитимность | Харизматическая легитимность | Рациональная легитимность | |
Источники власти. | Обычаи, традиции, вера в священность издревле установленных порядков. | Особые качества (харизма) политического лидера. | Законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан. |
Тип лидера. | Монарх, религиозный советник. | Пророк, военачальник, популист, демагог. | Избранное должностное лицо. |
Доминирующий тип социального поведения. | Традиционное. | Эмоциональное. | Целерациональное. |
Типичная форма правления или режим. | Монархия. | Плебисцитарная диктатура. | Парламентская демократия. |
Традиционная легитимность опирается на веру людей в традиции. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. Власть старейшин, вождя племени, власть монарха
Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные, особые качества вождя, на личной преданности вождю.
Рационально-правовая легитимность основана на силе закона, который является основой подчинения.
15. Политическая система: понятие, структура, модель, функции, типология.
Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом.
Выполнение функций политической системой сопряжено с решением задач, которые возникают перед данной системой в конкретных условиях ее развития.
1. Целеполагание – определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности.
2. Мобилизация – привлечение ресурсов общества на достижение поставленных целей.
3. Интеграция – объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей.
4. Обеспечение безопасностии стабильности общества.
5. Формирование политического сознания членов общества.