что означает логотип мкб
Нарисуй мне надежность
Большинство банков создают довольно похожие друг на друга визуальные образы брендов. Однако некоторые кредитные организации в условиях конкуренции стараются использовать более сложную символику, воздействуя таким образом на эмоции клиента. Портал Банки.ру отправился в небольшое путешествие по банковским логотипам.
Грифон и менора
Логотип Московского Кредитного Банка прост: две бордовые жирные галочки, вписывающиеся в форму трапеции на белом фоне. Оказывается, это упрощенное изображение мифического существа грифона — льва с крыльями и головой орла, который символизирует силу, мудрость и могущество. B мифах и легендах грифон чаще всего упоминается как защитник и страж сокровищ.
По мнению управляющего партнера компании TMI Надежды Богдановой, логотип должен нести в себе смысл, который понятен и очевиден клиенту, а не только иметь высокую узнаваемость. Мало кто из сотрудников, а тем более клиентов банков задается вопросом, что означает логотип кредитной организации, особенно если для него выбран незамысловатый знак. В свою очередь, не все люди могут верно истолковать символ. Так, среди некоторых интернет-пользователей есть стойкое заблуждение, что знак Сбербанка — это трансформированный семисвечник менора, который олицетворяет иудейский контроль за финансами страны. На самом деле изначально символ Сбербанка означал копилку для денег или открытый кошелек. В бренд заложены такие ценности, как уважение к традициям, благонадежность, естественность и натуральность.
По мнению управляющего директора брендингового агентства BrandLab Александра Еременко, то, что в логотипах некоторых компаний люди видят менору или другие иудейские символы, — проблема не бренда, а отдельных граждан, которые стремятся везде найти тайные знаки. «В любом случае при запуске бренда, чтобы избежать негатива, дизайн нужно предварительно тестировать на аудитории. Если отрицательные ассоциации существуют, такое исследование их обязательно обнаружит. Однако когда смотришь на фирменный стиль большинства отечественных банков, становится очевидно, что тестирования проводятся крайне редко. Иначе как объяснить, что у одного из банков логотип — прямо вылитый фаллический символ?» — говорит Еременко.
Эксперт полагает, что закладывать неочевидный смысл в логотип куда лучше, чем делать простой логотип, состоящий из аббревиатуры и круглого кружочка. Иногда простой логотип начинает преображаться в более сложносочиненную фигуру. В таком случае у бренда развивается история. В некоторых же случаях от логотипа, наоборот, отсекается все лишнее. Так, корпоративный символ «крыла» ВТБ связан с жезлом Меркурия. Вообще же Меркурий — древнеримский бог, покровитель торговли.
«В логотипе банка можно использовать абсолютно любые по сложности сюжеты для передачи основной мысли. И с помощью древних греков и богов можно рассказать довольно банальные истории, а можно сделать это очень интересно и красиво», — комментирует Александр Еременко.
Рыцарский щит и шлем с короной
Некоторые банки выбирают в качестве логотипа герб. Так, у ТКС Банка на логотипе сложносочиненный, по легенде уходящий корнями в XV столетие герб рода Тиньковых, который включает в себя рыцарский щит с изображением меча в руке и единорога, шлем с короной и геральдическую ленту под щитом в обрамлении орнамента из листьев.
По мнению Александра Еременко, геральдика не добавляет вистов банкам с точки зрения привлекательности услуг для потребителя. «Это всего лишь один из отличительных признаков, смотрится несколько интереснее, чем простой логотип, добавляет ощущение премиальности. В свою очередь, некоторые логотипы могут мимикрировать под российский герб. В таком случае отклик у аудитории будет положительный, потому что все, связанное с государством, вызывает ощущение надежности», — говорит он.
Частицу российского герба взяла УК «Русский Стандарт». Логотип компании и банка «Русский Стандарт» — современный символ, на котором изображены два исторических образа России: традиционный русский медведь и российский имперский орел. «Орел всегда был символом динамичности и мудрости. В современной России орел снова стал гербом страны. Русский медведь — это традиционный символ силы и решимости русского народа. Образ медведя играет центральную роль во многих русских преданиях и сказках», — объясняют в пресс-службе банка.
Чайка и альбатрос
Несколько российских банков используют в своем логотипе изображение птиц. Символ Бинбанка — чайка, летящая вверх над морем. «Это часть нашей философии, которая связана со стремлением к постоянному совершенствованию», — говорят в пресс-службе кредитной организации.
Символ банка «Северный морской путь» — альбатрос. «Альбатрос — одна из крупнейших птиц на Земле, способна преодолевать огромные расстояния на большой скорости более 100 км/ч. Символический круг означает цельность и концентрацию, а звезда — стремление к успеху», — пояснили в пресс-службе банка.
Птицы в составе логотипа российских банков пока не растиражированы, отмечает Александр Еременко. «Зато раскрыты темы маяков, яхт, кошельков и сейфов — это самые банальные приемы. Вообще, мир богат символами, которые можно использовать в финансовой сфере. Жаль, банки небольшие любители инноваций», — говорит специалист по брендам.
По нестандартному пути пошел Райффайзенбанк, выбрав в качестве логотипа две перекрещенные лошадиные головы. «Этот символ использовался западноевропейскими народами с давних времен. Люди прикрепляли этот знак к фронтонам своих домов, чтобы уберечь семьи от зла и несчастий», — говорится на сайте кредитной организации.
Нули и круги
Кое-какие банки подходят к созданию своего логотипа, исходя из истории своей компании и задач, стоящих перед ней. Основатели Юниаструм Банка по первому своему образованию — инженеры-авиаконструкторы, которые ко всему подходят основательно, серьезно. В итоге графика банка состоит из буквы U — первой буквы названия, круга — знака объединения и треугольника — отсыл к трем основателям и устойчивая фигура, говорит вице-президент кредитной организации по маркетингу «Юниаструма» Маргарита Тарасова.
Логотип финансовой группы «Лайф», включающей в себя восемь банков, состоит из множества разноцветных нулей и единицы. Все это складывает ряд образов-смыслов группы. Так, молекула показывает постоянную динамику и мобильность компании, рождение новых идей. Единица и множество нулей символизируют бесконечно растущую капитализацию компании. С другой стороны, единица и ноль — символ цифрового мира. Тем самым отражается активное движение банка в онлайн. Кроме того, в черно-белом варианте логотип напоминает отпечаток человеческого пальца — это символ персонализации отношений, human touch effect.
Создание бренда — не самое дешевое удовольствие, особенно для сферы финансов, где много сложных тем. Например, деньги, гарантии и тому подобное, подчеркнул Александр Еременко.
«В целом банки делают довольно похожие друг на друга бренды — 90% из них не обладают ярко выраженными уникальными атрибутами. А ведь именно в этом и заключается задача брендинга — в условиях одинаковых сервисов и процентных ставок выстраивать конкурентные преимущества, прежде всего на эмоциональных ценностях и креативных стратегиях», — заключает эксперт.
Услуги и продукты Московского кредитного банка
Банковский сектор является важной частью финансовой системы РФ. В стране действуют 339 банков и 36 небанковских кредитных организаций. Московский кредитный банк входит в топ-10 банков России по объему активов. Организация предоставляет услуги физическим и юридическим лицам, а также финансовым компаниям.
Общая информация про Московский кредитный банк
МКБ является членом банковских ассоциаций и объединений и осуществляет деятельность на основании лицензии ЦБ № 1978 от 2016 г. Организация предоставляет широкий спектр универсальных продуктов, а также разрабатывает индивидуальные программы с учетом потребностей клиентов.
Миссия, ценности и стратегия
Миссия организации заключается в предоставлении качественных финансовых услуг для улучшения благосостояния населения и содействия экономическому развитию РФ.
МКБ уделяет большое внимание прозрачности бизнеса и согласованной работе коллектива, что обеспечивает эффективную деятельность и позволяет соответствовать стандартам качества банковской сферы.
Организация выделяет такие направления развития:
Направления деятельности
Основными направлениями деятельности являются кредитование крупного бизнеса и инвестиционно-банковские сделки. Организация предлагает дебетовые карты, программы рефинансирования и реструктуризации, страхование, торговый и интернет-эквайринг, брокерское обслуживание, инвестиционное консультирование. Платежные терминалы банка позволяют дистанционно оплачивать услуги, пополнять электронные счета и карты банков-партнеров.
Руководство
Основная часть акций принадлежит группе компаний «Россиум» Романа Авдеева. В число других акционеров входят такие организации, как ЕБРР, Международная финансовая корпорация, «Регионфинансресурс» и др.
Правление банка отвечает за тактическое руководство и обеспечивает исполнение решений собрания акционеров и Наблюдательного совета.
В состав исполнительного органа входят 10 человек. Председателем Правления является Владимир Чубарь.
История появления и развития
Организация была основана в 1992 г. по инициативе предпринимателя Бориса Борисова. Учредителями стали группа частных предприятий и биржа «Потенциал России». В 1995 г. МКБ вошел в топ-100 крупнейших банков страны. Председателем Правления стал Валерий Комаровский.
Владимир Чубарь назначен председателем МКБ.
В 2000 г. исполнительный орган организации возглавил Андрей Донских, которого 4 года спустя сменил Александр Хрилев. В 2012 г. председателем назначен Владимир Чубарь.
По данным финансовой отчетности, совокупный капитал за 2017 г. увеличился на 78,7%. В 2018 г. журнал Global Finance признал МКБ лучшим банком среди кредитных учреждений РФ.
Банковские услуги и продукты
Частным клиентам организация предлагает следующие продукты:
Юридическим лицам МКБ предлагает такие продукты:
В число корпоративных клиентов МКБ входят такие компании, как «Роснефть», «Эльдорадо», «Уралхим», «М. Видео», «Евросеть» и др.
Положение в отрасли и показатели деятельности
Организация относится к числу крупнейших банков, не принадлежащих государству и иностранным акционерам. В кредитном портфеле в основном представлен корпоративный сегмент, а в депозитном существенную долю занимает розничный портфель. МКБ сохраняет доступ к глобальным рынкам долевого и долгового капитала и становится более конкурентоспособным в банковском секторе РФ.
МКБ не принадлежит иностранным акционерам или государству.
С 2015 по 2019 гг. организация увеличила рыночную долю в корпоративном кредитовании на 2,68 п.п. Прирост рыночной доли в области привлечения корпоративных и розничных депозитов составил 0,67 и 0,69 п.п.
За 2020 г. объем активов вырос на 20,3% и составил 2916,5 млрд руб. Доля кредитов, просроченных свыше 90 дней, сократилась с 3,6 до 3,1%. Стоимость риска стабилизировалась на уровне 1,8%.
За 6 месяцев 2021 г. объем активов вырос на 8,6% и достиг 3 трлн руб. Ключевым драйвером роста стал кредитный портфель, который увеличился на 13,3%.
Чистая прибыль по итогам 6 месяцев 2021 г. увеличилась на 48,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.
К главным конкурентам МКБ в сфере корпоративного кредитования относятся Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк. В области розничного кредитования выделяют таких конкурентов, как ВТБ, Сбербанк, ЮниКредит Банк, Тинькофф, Совкомбанк, Райффайзенбанк. Несмотря на конкуренцию, организация демонстрирует устойчивое финансовое положение.
Рейтинг надежности
Надежность организации подтверждается рейтингами российских и международных агентств.
Финансовый
МКБ стабильно занимает 7-е место по активам и капиталу и 8-е место по чистой прибыли.
МКБ имеет высокий уровень капитала и чистой прибыли.
Агентство «Эксперт РА» присваивает банку рейтинг ruA+, что означает умеренно высокий уровень кредитоспособности с некоторой чувствительностью к изменениям экономической конъюнктуры. Fitch оценивает МКБ на уровне BB. Аналитики отмечают высокое качество активов, включая высоколиквидные активы на уровне 21%. Также положительно оценивается развитие ESG-практик, особенно в сфере менеджмента.
Народный
Народный рейтинг формируется на основе отзывов клиентов банка. Организация занимает 32-е место по версии banki.ru.
Преимущества и недостатки
Выделяют такие преимущества организации:
Контактная информация
Официальный сайт: mkb.ru.
Номера телефонов контактного центра для частных клиентов:
Горячая линия банка: 8 (800) 100-48-88. Для владельцев пластиковых карт: +7 (495) 797-42-11.
Служба поддержки терминалов: +7 (495) 741-08-10.
Контактный центр для корпоративных клиентов:
Служба технической поддержки эквайринга:
Отзывы клиентов МКБ
Вероника, 28 лет, Санкт-Петербург
«Первый раз взяла кредитную карту в МКБ, пользовалась ею 3 года. Это очень удобно, особенно когда хочется купить новое платье, а денег до зарплаты осталось мало. У меня было несколько просрочек, но пени начислили мизерные. Сейчас пользуюсь зарплатной картой, нравится мобильный банк».
Владимир, 45 лет, Москва
«В МКБ у меня есть кредитная карта, которую оформил давно, чтобы на непредвиденный случай были деньги. Активно пользовался ею в течение 2 лет, соблюдая все условия договора. Какое-то время карта была не нужна. Сейчас пригодились бы деньги, но банк отказывается повышать лимит по причине временного неиспользования карты. Придется, однако, закрывать счет и уходить в другой банк».
Марина, 37 лет, Люберцы
У меня произошла неприятная ситуация с выдачей наличных. Банкомат в Люберцах не выдал деньги. Обратилась за помощью в отделение банка, где мне помогли составить заявление. Спасибо».
Банковский эксперт и консультант по работе с банковскими услугами. Раньше сам работал начальником кредитного отдела в нескольких крупных банках.
МКБ: самый незаметный банк из индекса Мосбиржи
В индекс Мосбиржи кроме ГДР TCS Group, акций Сбера и ВТБ входят акции еще одного банка — МКБ (MOEX: CBOM). В отличие от вышеупомянутых банков, на инвестиционных ресурсах сложно найти обзоры его отчетов и аналитику по нему. Попробуем это исправить.
О компании
Московский кредитный банк (МКБ) — крупный универсальный банк, шестой по размеру активов среди всех банков России, второй — среди частных. С 2017 года входит в перечень системно значимых кредитных организаций. Банк основан в 1992 году, а в 1994 был приобретен бизнесменом Романом Авдеевым, который до сих пор является крупнейшим акционером банка.
У банка 2 миллиона физических и 20 тысяч юридических клиентов. Основную деятельность МКБ ведет в Московском регионе. Бизнес банка состоит из трех сегментов: розничный, корпоративный и инвестиционный.
Розничный бизнес. Банк открывает вклады, накопительные и брокерские счета, ИИС, аккредитивы, выдает потребительские и ипотечные кредиты, выпускает дебетовые и кредитные карты, продает страховые продукты, предоставляет услуги аренды банковских ячеек. Объем депозитов и кредитов стабильно растет. В структуре кредитов преобладают потребительские нецелевые кредиты.
Корпоративный бизнес. Как и в розничном, в корпоративном сегменте банк выдает кредиты, открывает вклады, текущие счета и аккредитивы. Кроме того, он предоставляет большой спектр услуг именно для корпоративных клиентов: международное финансирование, обеспечение внешнеэкономической деятельности, торговое финансирование, документарные операции, эквайринг, расчетно-кассовое обслуживание, банковские гарантии, факторинг. Объем депозитов и кредитов в данном сегменте также показывает положительную динамику. Кредитный портфель хорошо диверсифицирован по секторам экономики, ставка делается на крупные надежные компании с высокими кредитными рейтингами.
Инвестиционный бизнес. В данном сегменте банк активно занимается операциями РЕПО, операциями на валютном рынке, рынках акционерного и долгового капиталов, операциями с инструментами хеджирования, брокерским обслуживанием, консультациями по сделкам слияния и поглощения. МКБ входит в топ банков по размещению облигаций на российском рынке, клиенты — преимущественно крупнейшие российские и международные компании. В частности, в 2020 году было проведено 75 размещений на более чем триллион рублей для таких крупных заемщиков, как «Газпром нефть», РЖД, Республика Казахстан.
Крупнейшие по размеру активов банки России по состоянию на 1 января 2021 года за исключением Национального клирингового центра
Активы в млрд рублей | Форма собственности | |
---|---|---|
Сбербанк | 34 824 | Государственный |
ВТБ | 17 164 | Государственный |
Газпромбанк | 7499 | Государственный |
Альфа-банк | 4757 | Частный |
Россельхозбанк | 4114 | Государственный |
МКБ | 2998 | Частный |
Банк Открытие | 2862 | Государственный |
Совкомбанк | 1530 | Частный |
Райффайзенбанк | 1482 | Частный с иностранным капиталом |
Траст | 1413 | Государственный |
Выручка по сегментам бизнеса за 9 месяцев 2020 года
Объем средств физических лиц в миллиардах рублей
Объем кредитов физическим лицам в миллиардах рублей
Структура кредитов физическим лицам за 9 месяцев 2020 года
Нецелевые кредиты | 68,6% |
Ипотечные кредиты | 24,8% |
Автокредиты | 4,1% |
Кредитные карты | 2,5% |
Объем средств юридических лиц в миллиардах рублей
Объем кредитов юридическим лицам в миллиардах рублей
Структура кредитов юридическим лицам по секторам экономики за 9 месяцев 2020 года
Добыча и торговля сырой нефтью | 38% |
Нефтепереработка | 14% |
Сдача недвижимости в аренду | 11% |
Строительство | 7% |
Финансы | 5% |
Авто | 5% |
Услуги | 5% |
Лизинг оборудования | 3% |
Металлопродукция | 3% |
Прочее | 9% |
Акционерный капитал
Контрольный пакет акций МКБ принадлежит концерну «Россиум», конечный бенефициар — Роман Авдеев. Также немалый пакет акций принадлежит нескольким структурам из ГК «Регион». В свободном обращении находится 20% акций.
Стоит упомянуть, что крупнейшие акционеры МКБ — концерн «Россиум» и инвестиционная группа компаний «Регион», которая, в частности, включает в себя управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, — находятся на стадии объединения активов.
Об этом их бенефициары Сергей Судариков и Роман Авдеев объявили еще в 2019 году. И это объединение происходит не только на словах: МКБ купил Руснарбанк и банк «Веста», до этого входившие в ГК «Регион», а ООО «РЕГИОН Инвестиции» переименовали в «МКБ Инвестиции».
Кстати, для МКБ не в новинку синергия с сестринскими структурами: банк активно сотрудничает с принадлежащими концерну «Россиум» инкассаторской компанией «Инкахран», инвестиционной компанией Sova Capital и девелопером «Инград».
Структура акционерного капитала на 14 декабря 2020 года
«Россиум», бенефициар — Роман Авдеев | 56,1% |
Free float | 20,0% |
«Регионфинансресурс» | 7,5% |
ИК «Алгоритм» | 6,6% |
«Регион» | 6,1% |
«Европейский банк реконструкции и развития» | 3,6% |
Финансовые показатели
Чистый процентный доход МКБ стабильно превышает чистый комиссионный доход в несколько раз, так что банк в основном зарабатывает на процентах по кредитам и долговым ценным бумагам.
Чистые процентные доходы вновь начали показывать положительную динамику после некоторого спада в 2019 году, а вот с чистыми комиссионными доходами ситуация несколько хуже. Но компания в своем пресс-релизе о результатах за 9 месяцев 2020 года указывает, что на это в значительной степени повлияли карантинные меры, из-за чего в первой половине года пострадали комиссии от услуг инкассации и обеспечения договоров страхования, но во втором полугодии деловая активность начала восстанавливаться, а за ним — и объем комиссий. В итоге чистая прибыль банка значительно превысила чистую прибыль за весь 2019 год, но все же не факт, что по итогам года дотянет до рекордной прибыли за 2018 год.
Капитал и активы банка продолжают стабильный рост на фоне положительной валютной переоценки, увеличения кредитного портфеля и портфеля ценных бумаг.
В структуре активов банка преобладают депозиты в банках и других финансовых организациях, которые в основном отражают сделки «обратного РЕПО», а также кредиты. Фондируется банк в основном за счет депозитов и счетов клиентов и кредитных организаций.
Качество кредитного портфеля остается на хорошем уровне: доля неработающих кредитов уменьшилась по сравнению с 2019 годом, а коэффициент их покрытия резервами даже увеличился. Объем резервов к кредитному портфелю также увеличился, но это было общей тенденцией для банков из-за рисков, вызванных остановкой многих бизнесов и падением спроса, связанным с карантинными мерами. Да и это значение все равно даже не превысило значения 2016 и 2017 годов.
У МКБ нет никаких проблем с нормативами ликвидности, то есть банк не должен иметь проблем с выполнением своих обязательств. Коэффициенты достаточности капитала понемногу снижаются, но остаются в рамках нормативов и в целом на достаточно высоком уровне.
Чистый процентный доход, чистый комиссионный доход и чистая прибыль компании в миллиардах рублей
Чистый процентный доход | Чистый комиссионный доход | Чистая прибыль | |
---|---|---|---|
2016 | 40,3 | 13,4 | 10,9 |
2017 | 45,3 | 15,5 | 20,7 |
2018 | 48,4 | 15,8 | 27,2 |
2019 | 45,3 | 15,4 | 12,0 |
2020, 9 месяцев | 42,5 | 7,54 | 17,1 |
Капитал и активы в миллиардах рублей
Капитал | Активы | |
---|---|---|
2016 | 103,4 | 1600 |
2017 | 177,6 | 1881 |
2018 | 191,2 | 2146 |
2019 | 210,4 | 2423 |
2020, 9 месяцев | 221,0 | 2953 |
Структура активов за 9 месяцев 2020 года
Депозиты в банках и других финансовых организациях | 45% |
Кредиты | 33% |
Ценные бумаги | 16% |
Наличные средства | 5% |
Прочие активы | 1% |
Структура фондирования за 9 месяцев 2020 года
Счета и депозиты клиентов | 50% |
Счета и депозиты кредитных организаций | 34% |
Выпущенные долговые ценные бумаги | 6% |
Собственные средства | 7% |
Прочие обязательства | 2% |
Неработающие кредиты, стоимость риска и коэффициент покрытия резервами просроченной задолженности
Доля просроченных кредитов, NPL | Отношение резервов для кредитов к общему объему кредитного портфеля, COR | Коэффициент покрытия просроченной задолженности | |
---|---|---|---|
2016 | 2,3% | 4,6 | 263 |
2017 | 2,4% | 2,5 | 254 |
2018 | 1,6% | 1,0 | 260 |
2019 | 3,6% | 1,0 | 137 |
2020, 9 месяцев | 3,1% | 2,1 | 168 |
Коэффициент покрытия просроченной задолженности — объем резервов, деленный на объем просроченных задолженностей. Источник: финансовые результаты компании
Нормативы ликвидности ЦБ
Н2 — норматив мгновенной ликвидности (минимум — 15%) | Н3 — норматив текущей ликвидности (минимум — 50%) | Н4 — норматив долгосрочной ликвидности (максимум — 120%) | |
---|---|---|---|
2016 | 60% | 106% | 47% |
2017 | 123% | 206% | 44% |
2018 | 102% | 198% | 37% |
2019 | 134% | 204% | 29% |
2020 | 130% | 137% | 37% |
Коэффициенты достаточности капитала по стандарту «Базель III»
Коэффициент достаточности капитала | Коэффициент достаточности капитала 1 уровня | |
---|---|---|
2016 | 14,7% | 9,4% |
2017 | 23,4% | 15,0% |
2018 | 21,9% | 14,1% |
2019 | 21,2% | 14,5% |
2020, 9 месяцев | 18,2% | 12,6% |
Как победить выгорание
Почему акции могут вырасти
Рост финансовых показателей. МКБ — стабильный крупный прибыльный бизнес, у которого в целом растущая динамика. Есть основания полагать, что этот рост продолжится. А за ростом бизнеса могут потянуться и котировки акций.
Синергия от объединения «Россиума» и «Региона». МКБ значительную часть денег зарабатывает именно в инвестиционном бизнесе, но в основном за счет сделок РЕПО и организации размещения облигаций. «Регион» же в основном занимается управлением активами, в частности негосударственными пенсионными фондами, брокерским и депозитарным обслуживанием, то есть сфера деятельности немного другая, которая расширяет и дополняет бизнес МКБ.
К тому же основные действия по объединению активов — это выкуп и переименование структур «Региона» в структуры МКБ. Вполне возможно, что финансовые показатели банка вырастут банально за счет увеличения количества компаний, чьи результаты будут консолидироваться в финансовой отчетности.
Возможное начало регулярной выплаты дивидендов. Согласно дивидендной политике, принятой еще в 2014 году, банк планирует выплачивать не менее 10% чистой прибыли по РСБУ. Это не самая привлекательная дивидендная политика, даже по сравнению с пропагандируемыми Минфином для госкомпаний 50% чистой прибыли по МСФО. Более того, даже после принятия этой дивидендной политики банк на протяжении долгого времени не выплачивал дивиденды.
Только по итогам 2018 года летом 2019 года наконец были выплачены первые в истории дивиденды в размере 24,6% чистой прибыли по РСБУ, а дивидендная доходность составила около 2%. Но по итогам 2020 года дивиденды снова не выплатили из-за сложной ситуации в экономике, связанной с пандемией. Если банк все же начнет на регулярной основе выплачивать дивиденды, да еще в большем объеме, чем в 2019 году, это может стать существенным фактором его привлекательности и, следовательно, роста акций.
Почему акции могут упасть
Незаметность. И с точки зрения бизнеса, и с точки зрения инвесторов, МКБ скорее делает ставку на взаимодействие с крупным бизнесом, а частным инвесторам он значительно менее знаком, чем его публичные конкуренты. Скорее всего, из-за этого и в инвестиционном сообществе на МКБ почти не обращают внимание, довольно мало о нем пишут и его обсуждают. Практика, особенно последнего времени, показывает, что часто даже фундаментальные показатели и банальная убыточность не важны, когда какой-то эмитент считается модным и в итоге его акции бурно растут.
Возможное исключение из индекса Мосбиржи. У МКБ один из самых маленьких весов в индексе Мосбиржи. При этом в последнее время на волне роста количества частных инвесторов ранее непубличные компании начали активно выходить на IPO, а те, что ранее торговались исключительно на зарубежных биржах, стали получать вторичный листинг на Мосбирже.
Многие эти компании — Ozon, TCS Group, Mail.ru, HeadHunter и другие — вошли в индекс Мосбиржи с большим, чем у МКБ, весом. Вполне вероятно, что данная тенденция продолжится. Так что во время одной из следующих ребалансировок акции банка могут быть исключены из индекса и это вызовет отток средств фондов, отслеживающих этот бенчмарк.
Не самые привлекательные мультипликаторы. В принципе, у МКБ более или менее приличные мультипликаторы, но, по сравнению с публичными конкурентами, они выглядят не слишком привлекательно: банк оценен дороже значительно более крупных и известных Сбера и ВТБ, значительно проигрывает по ROE строящим свои экосистемы Сберу и TCS Group, а по чистой процентной марже — всем троим.
И снова про дивиденды. Если МКБ начнет платить приличные дивиденды, это станет хорошим драйвером роста. Ну а если он этого не сделает, то это останется одним из главных очевидных минусов по сравнению с конкурентами.
Флер скандальности. Не то чтобы МКБ сотрясали скандалы, но периодически в ведущих деловых СМИ появляются публикации, которые, так скажем, вызывают вопросы: то его включают в «Московское кольцо», то подозревают в слишком тесных связях с «Роснефтью», то удивляются структуре владения.