что означает любить ради аллаха
Что значит «любить ради Аллаха»?
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, что значит «любить ради Аллаха». Как понять, какой любовью ты любишь человека? (Минеральные воды, Ставропольский край)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Под любовью ради Аллаха подразумевается любовь к человеку ради довольства Аллаха. Возможны два варианта такой любви:
а) Естественная любовь, появляющаяся из-за вашей любви к Аллаху или вашей любви к исламу. В результате вы естественным образом любите избранных рабов Аллаха. Сюда относится, например, любовь к пророкам (мир им), любовь к сподвижникам (да будет доволен ими Аллах), алимам, хафизам (заучившим Коран наизусть), получающим исламские знания и т. д. Вы храните любовь к этим людям, поскольку они некоторым образом связаны с Аллахом или Его религией, что равносильно наличию любви ради Аллаха.
б) Второй вид любви ради Аллаха – умышленный и сознательный вид любви, когда вы сознательно стараетесь хранить любовь к определенному человеку ради Аллаха. Например, вы храните любовь к мусульманам, поскольку таков один из исламских принципов. Вы относитесь к ближнему мусульманину с любовью и милосердием, ведь так учил пророк (мир ему и благословение Аллаха), и так поступал он сам. Это видно из хадиса:
لا تدخلون الجنة حتى تؤمنوا، ولا تؤمنوا حتى تحابوا، أولا أدلكم على شيء إذا فعلتموه تحاببتم؟ أفشوا السلام بينكم
Вы не войдете в рай, пока не поверите. И вы не поверите, пока не будете любить друг друга. Хотите, покажу вам то, при практиковании чего вы разовьете любовь друг к другу? Делайте салям (исламское приветствие) распространенным среди вас. (Муслим. Сахих. – № 93, передал Абу Хурейра)
Когда человек обладает такой любовью, это признак того, что он благословлен верой, ведь только человек с истинной верой будет стараться хранить любовь к другим ради Аллаха, несмотря на отсутствие у себя расположения к этим людям. Смысл этого можно лучше понять, если, например, у двух мусульман имеются разногласия, но они, несмотря на это, любят друг друга ради Аллаха.
Так же лишь человек, осознавший ценность веры и хранящий ее, любит все, что напоминает ему об Аллахе и исламской религии, включая избранных рабов Аллаха. Соответственно, это признак его веры. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил о человеке, обладающем такой любовью ради Аллаха:
ثلاث من كن فيه وجد حلاوة الإيمان: أن يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما، وأن يحب المرء لا يحبه إلا لله، وأن يكره أن يعود في الكفر كما يكره أن يقذف في النار
Кто обладает тремя качествами, тот почувствует сладость веры:
а) Аллах и Его посланник любимее ему, чем все остальное;
б) он любит человека лишь ради довольства Аллаха;
в) он боится возвращения к неверию так же, как быть брошенным в огонь. (Бухари. Сахих. – № 16, передал Анас)
Иногда человек сомневается, любит ли он другого мусульманина только лишь ради Аллаха, из-за наличия тесных дружеских или родственных связей. В такой ситуации ему нужно спросить себя: если б этой дружеской или родственной связи не было, любил бы он этого человека ради Аллаха или же относился бы к нему как к врагу и прекратил всякое добро по отношению к нему? Если верен первый вариант, и он все равно любил бы этого человека как мусульманина, то он должен быть удовлетворен тем, что его любовь – ради Аллаха, а то, что это его друг или родственник, лишь дополняет эту любовь и увеличивает ее.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q677
Любовь ради Аллаха
Современный мир настолько испорчен, что найти что-то чистое, непорочное сложно. Самыми грязными стали отношения между людьми: брат идёт против брата, дети кричат на родителей. Отсюда и все мировые проблемы. Люди не ценят сами себя и, как следствие, всё то, что их окружает, а значит, и Создателя всего сущего – Великого Аллаха.
Современный мир настолько испорчен, что найти что-то чистое, непорочное сложно. Самыми грязными стали отношения между людьми: брат идёт против брата, дети кричат на родителей. Отсюда и все мировые проблемы. Люди не ценят сами себя и, как следствие, всё то, что их окружает, а значит, и Создателя всего сущего – Великого Аллаха.
Всё меньше и меньше остаётся любви, милости, уважения и сострадания между мусульманами. Дружеские отношения в лучшем случае строятся на партнёрстве, и дальше по цепочке – выгода, меркантильность, нажива, обойти соперника, «потопить» конкурента. А где та самая любовь между людьми, о которой говорит Аллах в Священном Коране и Пророк (мир ему и благословение) в своих хадисах?
«Сладость веры человек может ощутить лишь в том случае, если он объединяет в себе три качества: если он любит Аллаха и Посланника Его больше, чем всё остальное, если он любит другого человека только ради Аллаха и если он так же не желает возвращаться к неверию, от которого его спас Аллах, как не желает быть ввергнутым в огонь» (Бухари и Муслим).
Полюбить другого человека ради Аллаха сложно. Да мы и не задумываемся об этом. С праздниками идём поздравлять влиятельных фигур, не думая о том, что твой сосед в это время сидит дома один и о нём никто не помнит. Девушке подбираем жениха из числа тех, кто имеет дом, машину, работу, положение в обществе, красив внешне, не задумываясь о том, что тот, кому отказали, мог быть намного богобоязненнее, уважительнее, даже если он снимает квартиру. На хорошую, престижную работу стараемся устроить сына, при этом собирая последние копейки, чтобы оплатить это место, не предполагая, что это чистой воды харам и вся его зарплата, полученная таким способом, тоже не чиста.
Намерение у нас слишком запылилось, мы не видим и не хотим увидеть, что в любом деле должна быть любовь только ради Него Единственного, у которого нет сотоварищей – Всевышнего Аллаха.
Представьте, как легко будет на душе, если любое дело мы будем совершать с таким ниятом (намерением). Каким бы бедным ни был сосед, а мы пойдём и поздравим его с праздником ради любви к Аллаху, выдадим дочь замуж не за богатство, а за богобоязненность ради любви к Аллаху, устроим сына на халяль-работу тоже ради любви к Аллаху! А ведь так и должно быть у мусульман.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Человек лишь тогда достигнет любви и покровительства Аллаха, когда то, что любит, будет любить ради Аллаха, обижаясь на кого-то, будет обижаться ради Аллаха, враждовать с врагом своим будет ради Аллаха. Пока он не будет поступать таким образом, не вкусить ему подлинного имана, как бы долго он ни молился и как бы долго ни соблюдал пост. Но, к сожалению, дружба стала строиться на основе земного, а это не даст никакой пользы на том свете» (Ибн Джарир ат-Табари).
Любовь бывает разная, начиная от любимого цвета и кончая любовью ко всему необычному, притягивающему, заманивающему. Самой же важной была, есть и останется любовь к Аллаху и ради Аллаха. Нам сложно осознать, что нас кто-то намного сильнее любит, чем собственная мать. Но это так. Всевышний желает своим рабам самое лучшее, что только может быть.
Несмотря на то, что человек забывчив и совершает грехи, Господь терпелив к нему. Крыша, под которой человек совершает грехи, просит Аллаха: «Позволь мне обрушиться на него, я не могу терпеть непокорность Тебе со стороны Твоего раба». Земля, на которой человек совершает грех, тоже просит: «О, Господь! Позволь мне разверзнуться и проглотить того, кто совершает грех против Тебя». Но Господь отвечает им: «Нет! Они могут раскаяться; если бы вы их создали, вы бы так не просили».
Вот она, истина – великая и неизменимая на все времена!
Когда мусульманин совершает поступки ради Аллаха, ради Его довольства и из-за любви к Нему, он, несомненно, идёт правильным путём. Милость и благодать Господа будут сопровождать его во всём.
Точно так же и в отношениях с людьми, обществом. Когда любишь человека не из-за его богатства или статуса, не из-за его красоты или родственных связей, а ради Аллаха, тогда воцаряется мир и спокойствие в этих дружеских и братских отношениях. Мы должны научиться любить человека, ближнего своего, как великое создание Мастера.
Сообщается, что Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поведал: «Всемогущий и Великий Аллах изрёк: «Для любящих друг друга ради величия Моего предназначены минбары из света, и позавидуют им пророки и павшие за веру!«» (Тирмизи).
Человек, намерение которого чистое, который даже вдох делает ради Аллаха и ради любви к Нему, возвышается перед Создателем миров. Мусульманин, шаг за шагом приближаясь к Нему таким образом, обязательно заслужит Его довольство и любовь. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда Аллах возлюбит Своего раба, Он зовёт Джабраила и говорит: «Я люблю такого-то, и ты возлюби его». И Джабраил возлюбливает его и объявляет в небесах: «Поистине, Аллах возлюбил такого-то, и вы возлюбите его». И его возлюбливают обитатели небес. Затем ему создают почёт и на земле».
Вернусь к первой мысли о том, что мир испорчен. Да, много негативного происходит вокруг нас. К сожалению, и среди мусульманской уммы планеты есть серьёзные проблемы. Так вот, если при решении самой малюсенькой задачки мы будем во главу угла ставить любовь ради Аллаха, то поистине не будет никого сильнее, чем последователи Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)!
Любовь к Аллаху – наивысшая цель из всего того, что есть на земле. Вся остальная любовь – лишь её плод.
Стремитесь к высшему, кристально чистому, совершенствуйте свою веру (иман) – и да поможет нам Аллах в этом! Амин.
Что значит любить ради Аллаха?
Любовь к вашему избраннику является причиной исполнения обязательств перед Всевышним
Любовь – это сильные эмоции, сакральные чувства и спокойствие души, но не всегда она бывает мотивирована правильными причинами, как, например, состояние, богатство, статус, красота или страсть.
От того, по какой причине вы любите человека, особенно вашего супруга/супругу, зависит, сколько удовлетворения и радости вы получите от этих отношений. Если вы любите мужа из-за денег и статуса, будете ли вы его также любить, если он потеряет свое имущество. Если вы любите жену из-за красоты, будете ли вы ее любить также, если она получит травму, шрамы в последствии или постареет?
Что надо в современном мире, чтобы быть правильным мусульманином, исполняющим все предписания, с благим нравом, хорошим семьянином? Это вполне возможно! Брак, особенно для мусульман, это не просто иметь кого-то, кого можно называть мужем или женой. Семейные отношения – это удивительное благословение и божественный знак, Аллах Всевышний сказал в Коране:
Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом знамения для людей размышляющих [30: 21].
Главная цель брака – это обретение спокойствия внутри и гармонии с супругом. Аллах Всевышний не только создал для нас супругов, но также показал нам, как самому быть партнерами с нашими супругами, чтобы обрести покой, гармонию и комфорт в мире полном тревог.
Как одни пары находят этот покой в браке, а другие лишены этого? Что это за пары, которые источают любовь и приверженность друг другу и обретают довольство от того, что делают все правильно? Ключ к счастью в браке очень прост, но часто пренебрегаем. Семьи, которые обретают бесконечное счастье, это люди, которые любят друг друга ради довольства всевышнего Аллаха.
Что значит любить друг друга ради Аллаха? Это значит, что вы делаете любовь и послушание Аллаху основой отношений с другим человеком. Это значит, что вы любите кого-то настолько сильно, что хотите, чтобы ваша любовь перешла границы этой жизни и была вечной в Ахирате, где вы вдвоем сможете наслаждаться довольством Всевышнего. Это значит, что вы любите искренне, всей душой, потому что эта любовь напоминает вам об Аллахе и делает вас ближе к Нему. Любовь к вашему избраннику является причиной исполнения обязательств перед Всевышним.
Любить ради Аллаха: что это значит?
Одно из лучших достоинств мусульманина. (Источник фото: freepik.com)
Одно из лучших достоинств мусульманина – любить своих любимых ради Аллаха и не любить нелюбимых также ради Аллаха. Абдуллах б. Аббас (р.а.) поведал следующее: посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у Абу Зарра (р.а.):
– О, Абу Зарр! Какие из ветвей имана наиболее прочны?
– Аллах и Его посланник лучше знают об этом, – ответил тот.
И тогда посланник Аллаха (с.а.с.) соизволил сказать:
– Строить братские взаимоотношения на пути Аллаха, любить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха (Ахмад, 18524; Байхаки, Шуаб, 9066).
Всевышний обратился к пророку Мусе (мир ему):
– О, Муса! Совершил ли ты какое-либо деяние ради Меня?
– Йа, Рабби! Для Тебя я молился, соблюдал пост, раздавал милостыню.
Аллах Всевышний сказал:
– Йа Рабби! Укажи мне такое деяние, которое будет только для Тебя! – попросил Муса.
– О, Муса! Считал ли ты Моих друзей своими друзьями, а Моих врагов – врагами себе?
И тогда Муса (а.с.) понял, что самое достойное из деяний – это любить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха. Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Те, кто любит друг друга ради Аллаха, будут обитать на высоких колоннах из красного рубина, на которых располагаются семьдесят тысяч комнат. Оттуда они будут обозревать Рай, словно с птичьего полета. Обитатели Рая станут говорить друг другу: «Приходите сюда, полюбуемся теми, кто любил друг друга ради Аллаха». Как на земле солнце сеет свои лучи на людей, так же их красота будет отражаться на обитателях Рая. На них будут одеяния из зеленого шёлка. У них на челе будет надпись: «Это те, кто любил друг друга ради Аллаха».
Благодаря этому, мумины почувствуют сладость имана. Одновременно, это самое чистое деяние из всех деяний, совершаемых ради Аллаха.
Умар б. Хаттаб (р.а.) говорил, что если человек ночью будет молиться, а днем соблюдать пост, будет бороться на пути Аллаха и раздавать милостыню, однако своих любимых не будет любить ради Аллаха и нелюбимых также не любить ради Аллаха, то все его ибадаты не принесут ему пользу («Авариф»).
В хадисе сказано: «Обретайте много друзей. Ваш Господь – обладатель стыдливости и великодушия. В день киямата Он постесняется наказывать Своего раба в окружении его братьев по вере» (Тафсир «Руху’ль Бейан», сура «Марьям», аят 96 (5/359).
В другом хадисе сказано: «Обретайте побольше знакомых. В день киямата у вас будет право заступиться за каждого из них» (Аль-Хинди «Канзу’ль Уммал», 24643; Суюти «Джами’ ас-Сагир», 896).
Наш Пророк (с.а.с.) также говорил: «Если раб обретет на пути Аллаха одного брата по вере, то Аллах возвысит его в Раю на одну ступень» (Имам Газали «Ихья улюм ад-дин», 2/160).
Ещё в одном хадисе было сказано: «Любовь мумина к мумину подобна связи духа с телом» (Ахмад «Муснад», 5/340; Таберани, Авсат, 5/69; Муджмау’ль Кабир», 2/40).
Для мусульманина является сунной дружить с теми людьми, вере, доброте, благочестии и надежности которых он уверен. «Человек будет с теми, кого любит» (Бухари, № 6168; Муслим, № 2640), даже если не равен с ними в совершении благих деяний.
Хасан аль-Басри (р.а.) говорит: «Да не введут вас в заблуждение слова о том, что человек будет с теми, кого он любит. Рядом с хорошими людьми можно оказаться лишь благодаря хорошим поступкам. Христиане и иудеи тоже любят своих пророков. А между тем, они не вместе с ними, так как не совершали того же, что делали их пророки. Говоря по другому, для того, чтобы быть вместе с ними, надо делать то же самое, что делали они. В противном случае, они не смогут быть вместе с теми, кого любили.
Аллах видит в сердце Своего любимого раба его любовь к одному человеку. Из уважения к любимому рабу, Он также помилует того человека, любовь к которому обнаружит в сердце Своего любимого раба. Этого человека Он также введет в число Своих любимых рабов. При этом ничто не убавится из их благих деяний. Так же, как Всевышний воссоединит детей и их родителей. В аяте сказано:
الَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَّتُهُم بِإِيمَانٍ أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَمَا أَلَتْنَاهُم مِّنْ عَمَلِهِم مِّن شَيْءٍ كُلُّ امْرِئٍ بِمَا كَسَبَ رَهِينٌ
«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек является заложником того, что он приобрел» («Тур», 21).
Пусть друзей у тебя будет четверо (Ибн Маджа, № 2827), но слово у них пусть будет едино. И пусть не будет между ними разногласий ни в одном вопросе. Слова и мысли у них должны быть одинаковыми. Мусульманин должен говорить ближним о том, что любит их. Именно через любовь сердца узнают друг друга, сближаются между собой.
В хадисе сказано: «Если кто-то из вас любит брата по вере (ради Аллаха), то пусть говорит ему об этом» (Абу Давуд, Адаб, 122; Тирмизи, Зухд, 54).
Если тот, кому он говорит, является ему другом, то человек, поступающий подобным образом, укажет ему правильный путь. Если же он враг, то этим он уменьшит его враждебность. Анас (р.а.) рассказывал: «Один человек, находясь рядом с посланником Аллаха (с.а.с.) сказал о другом проходившем мимо человеке:
– Этого человека я люблю ради Аллаха.
– Тот человек знает об этом? – спросил наш Пророк (с.а.с.)
– Если так, то иди и скажи ему, что любишь его, – сказал наш Пророк (с.а.с.) (Абу Давуд, Адаб, 122).
После этого человек пошел и сказал о своей любви. Тот человек в ответ сказал: «Пусть и тебя любит Тот, ради кого ты меня любишь». Передатчик хадиса говорил по этому поводу: «Когда тот человек вернулся и сообщил сказанное ему в ответ, посланник Аллаха (с.а.с.) промолвил: «Ты будешь вместе с тем человеком, которого любишь. Саваб, который ты этим заслужил, тоже будет твоим».
Встретив незнакомого брата по вере, нужно спросить у него имя и отчество, откуда он родом, чем занимается и в каком селении проживает. Если поступать таким образом, то это укрепит взаимную симпатию. В хадисе, переданном Бурадой б. Неамом (р.а.) говорится следующее: «Однажды досточтимый Умар (р.а.), находясь рядом с посланником Аллаха (с.а.с.), всё время оглядывался по сторонам. Наш Пророк (с.а.с.) спросил причину такого поведения. Досточтимый Умар (р.а.) ответил:
– О, посланник Аллаха! Был один человек, который очень мне понравился. Я разыскиваю его, но не нахожу.
Наш Пророк (с.а.с.) сказал на это:
– О, Умар! Если кто-то тебе понравился, спроси его имя и имя его отца, и узнай, где он живет. Тогда ты сможешь навестить его, если он заболеет, и сможешь ему помочь, когда он будет нуждаться.
Награда за любовь. Что говорит ислам о любви ради Аллаха?
Что такое любовь ради Аллаха?
Любовь в Исламе часто связывают с верой, точнее, любовь к другим преподносится как часть веры (имана). И часто говорится не просто о любви, а о любви ради Аллаха. Что такое любовь ради Аллаха?
Это принятие, доброе, милосердное, заботливое отношение к кому-либо, «мотивированное» одной целью – вызвать довольство Всевышнего. Не ради благодарности другого, не ради взаимности, признания, мирских выгод, а для того, чтобы снискать любовь Всевышнего к себе.
Возможно, усилия этих людей не окупятся здесь, но согласно некоторым изречениям (хадисам) такое отношение открывает сокровища вечных благ.
Так, в хадисе от Муаза говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сказал Всевышний Аллах: «Для любящих друг друга ради Моего величия получат (в раю) минбары из света, и позавидуют им пророки и шахиды» (ат-Тирмизи).
Умар Ибн аль-Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У Аллаха есть рабы, они не пророки и не шахиды, но шахиды и пророки будут им завидовать за их место, дарованное им от Всевышнего Аллаха».
Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, кто они и какие их дела? Пожалуй, мы их любим».
Он сказал: «Они те, которые полюбили друг друга ради Аллаха, нет между ними родственной связи, и нет между ними денег, которые их связывают. Клянусь Аллахом, поистине, в их лицах свет, и они на высоких и светлых ступенях. Они не боятся, когда боятся люди, и не печалятся, когда печалятся люди». Затем он прочитал аят: «О да, ведь для друзей Аллаха нет страха, и не будут они печалиться» (сура «Юнус», аят 62). (приведен Ибн Абдульбаром).
Среди любящих друг друга высшей степенью будут обладать те, кто любил больше. Об этом приводятся также некоторые хадисы. Например, аль-Базар от Абдуллаха Ибн Амр, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто полюбил человека ради Аллаха и сказал: «Поистине я люблю тебя ради Аллаха», то они оба будут в раю, а тот, который сильнее полюбил, будет степенью выше другого» (хадис хасан).
Также Ибн Хаббан в книге «Сахих» приводит слова от Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не было еще такого, чтобы два человека полюбили друг друга ради Аллаха, и лучшим из них не был бы тот, который сильнее любовью к своему товарищу».
Более того, в других хадисах, связанных с любовью ради Аллаха, передается, что:
* она делает веру полноценной: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете, пока не полюбите друг друга» (Бухари)
* человек в будущей жизни будет с теми, кого он любит.
В хадисе от Абу Зара говорится: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, человек любит других людей, и не может делать, подобно их делам». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, Абу Зар, ты с теми, кого полюбил». Я поистине люблю Аллаха и Посланника Его», и он повторил это несколько раз». (Ахмад, Абу Давуд и Ибн Хаббан)
* следует признаваться в своей любви тому, кого ты любишь ради Всевышнего: «Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его». (Абу Давуд, ат-Тирмизи от аль-Микъдада Ибн Мадикараба).
* любящие ради Аллаха будут в особом положении перед Творцом: передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим)
* человек не ощутит сладость веры без любви ради Аллаха. В хадисе от Анаса говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не найдет никто сладость веры, пока не полюбит человека, только ради Аллаха…» (Бухари)
* того, кто любит ради Всевышнего, получит Он Сам. Малик в книге «аль-Муватта» приводит хадис от Муаза, который сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Всевышний Аллах сказал: «Моя любовь стала обязательной для любящих друг друга ради Меня, и для тех, которые сидят друг с другом (беседуя) ради Меня, и для тех, которые навещают друг друга ради Меня, и для тех, которые дарят друг другу ради Меня». (хадис сахих)
Среди обязательств и тех действий, которые увеличивают любовь, упоминаются также доброжелательное приветствие, подарки, ходатайство друг за друга, тайные мольбы (дуа) в отсутствии другого, избегание злословия, подозрений, поиск оправданий, сокрытие чужих ошибок. Все это является сравнительно небольшой ценой за обещанное щедрое вознаграждение.