что означает магатэ когда создан какую роль играет эта организация
История
МАГАТЭ было создано в 1957 году в ответ на серьезные опасения и надежды, сопутствовавшие открытию и различным применениям ядерных технологий. Своим появлением Агентство обязано выступлению президента США Дуайта Эйзенхауэра «Атом для мира» на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 8 декабря 1953 года.
Официальной датой рождения Международного агентства по атомной энергии считается 29 июля 1957 года – день, когда Устав ратифицировали США в лице президента Эйзенхауэра. На пресс-конференции, состоявшейся после церемонии подписания в Розовом саду Белого дома в Вашингтоне, президент Эйзенхауэр упомянул о своем выступлении перед Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1953 года, в котором он предложил создать МАГАТЭ.
«На самом деле мы лишь придали осязаемую форму надежде, зарождавшейся у многих людей по всему миру. расщепление атома способно объединить наш разобщенный мир».
Агентство было учреждено в системе Организации Объединенных Наций как международная организация, реализующая концепцию «Атом для мира». С самого начала оно было наделено полномочиями сотрудничать со своими государствами-членами и многочисленными партнерами во всем мире для содействия развитию безопасных, надежных и мирных ядерных технологий. Цели двойной миссии МАГАТЭ, а именно содействия использованию атома и контроля над ним, изложены в статье II Устава МАГАТЭ.
«Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая им или по его требованию, или под его наблюдением или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели».
В октябре 1957 года делегаты первой сессии Генеральной конференции приняли решение разместить штаб-квартиру МАГАТЭ в Вене, Австрия. До открытия Венского международного центра в августе 1979 года временной штаб-квартирой Агентства служила гостиница «Гранд-отель», расположенная рядом с Венской оперой.
У МАГАТЭ есть также два региональных отделения – в Торонто, Канада (функционирует с 1979 года), и в Токио, Япония (с 1984 года), а также два бюро по связи – в Нью-Йорке, Соединенные Штаты Америки (с 1957 года) и в Женеве, Швейцария (с 1965 года). Агентство управляет лабораториями по ядерным технологиям в Вене и Зайберсдорфе, Австрия (открыты в 1961 году), а также в Монако (функционируют с 1961 года).
Международное агентство по атомной энергии
Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 24 июля 2012.
Содержание
Функции и цели
Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключались на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН. При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.
В функции Агентства входит:
Создание
МАГАТЭ создано в 1957 в соответствии с решением ООН от 4 декабря 1954, входит в систему ООН, с которой связано специальным соглашением; ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН и, при необходимости, — Совету Безопасности ООН.
Устав МАГАТЭ был утверждён на учредительной конференции в Нью-Йорке 26 октября 1956 года и вступил в силу 29 июля 1957.
Деятельность
МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
МАГАТЭ и нераспространение ядерного оружия
Департамент гарантий, созданный в рамках Секретариата МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными установками и материалами путём изучения соответствующих учётных документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых точках» установок. В этих целях широко практикуется направление инспекторов на места.
Средства анализа и оценки безопасности
В разные годы МАГАТЭ разработало следующие средства анализа и оценки безопасности:
Руководства и рекомендательная нормативная документация
МАГАТЭ разрабатывает также руководства и рекомендательную нормативную документацию:
МАГАТЭ и США
Наблюдатели полагают, что тем самым президент США имел в виду скандальное дело руководителя проекта создания пакистанской ядерной бомбы Абдул Кадыр Хана (Abdul Qadeer Khan), за которым последовали требования провести расследование МАГАТЭ в отношении Пакистана — государства, представленного в Совете управляющих организаций.
МАГАТЭ и Россия
Российские разведслужбы грубо вмешиваются в процесс верификации, а позиция России относительно планов по усилению полномочий агентства диктуется непосредственно президентом Путиным, который рассматривает МАГАТЭ в качестве арены противостояния с США
Состав и организационная структура
По состоянию на декабрь 2009 года в МАГАТЭ входило 151 государство. [3]
Руководящие органы — созываемая ежегодно Генеральная конференция [4] всех стран-членов, Совет Управляющих [5] из 35 государств, руководящий практической деятельностью Агентства, и Секретариат, осуществляющий текущую работу (возглавляется Генеральным директором).
Штаб-квартира МАГАТЭ расположена в Международном Венском Центре. Кроме того, МАГАТЭ содержит региональные отделения в Канаде, Женеве, Нью-Йорке и Токио, лаборатории в Австрии и Монако и исследовательский центр в Триесте (Италия), которым управляет ЮНЕСКО.
Генеральные директора МАГАТЭ
Мохаммед аль-Барадеи
Мохаммед аль-Барадеи (род. 1942) — профессиональный дипломат из Египта. Аль-Барадеи заступил на этот пост в 1997 году и был переизбран дважды — в 2001 и 2005.
США определённое время выступали категорически против переизбрания Мохаммеда аль-Барадеи на ещё один срок в 2005.
При этом США ссылались на так называемое «Женевское правило» — договорённость 14 крупнейших стран-доноров о том, что одно лицо не может возглавлять международные организации более двух сроков. Сам же аль-Барадеи пользовался поддержкой подавляющего большинства членов Совета управляющих МАГАТЭ, в том числе России.
Тем не менее 9 июня 2005 государственный департамент США объявил, что будет голосовать за избрание Мохаммеда аль-Барадеи. По-видимому, США не смогли набрать необходимое для его смещения количество голосов стран — членов Совета управляющих МАГАТЭ, и аль-Барадеи оказался единственным кандидатом, выдвинутым в установленные регламентом сроки.
Юкия Амано
Юкия Амано (род. 1947) — японский дипломат и международный государственный служащий Организации Объединенных Наций и её подразделений. Занимал различные посты в Министерстве иностранных дел Японии. С 2005 года — посол Японии в МАГАТЭ. С 1 декабря 2009 года — Генеральный директор МАГАТЭ.
Нобелевская премия мира
7 октября 2005 Нобелевский комитет в Осло объявил о присуждении Нобелевской премии мира Международному агентству по ядерной энергии и его главе Мохаммеду аль-Барадеи. Вручение премии, которая составляет 10 миллионов шведских крон, состоялось в декабре 2005 года в норвежской столице.
Международное агентство по атомной энергии
Международное агентство по атомной энергии (сокр. МАгАтЭ, англ. International Atomic Energy Agency, сокр. IAEA) — международная организация для развития сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии. Основана в 1957 году. Штаб-квартира расположена в Вене (Международный венский центр).
Международное агентство по атомной энергии
Основана
Основатели
Отрасль
Членство
Штаб-квартира
Главы
Аббревиатуры
Статус
Содержание
Функции и цели [ ]
Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене
Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение, как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН. При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.
В функции Агентства входит:
Создание [ ]
Почтовая марка СССР, посвященная 30-летию со дня основания МАГАТЭ
МАГАТЭ создано в 1957 в соответствии с решением ООН от 4 декабря 1954, входит в систему ООН, с которой связано специальным соглашением; ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН и, при необходимости, — Совету Безопасности ООН.
Устав МАГАТЭ был утверждён на учредительной конференции в Нью-Йорке 26 октября 1956 года и вступил в силу 29 июля 1957.
Деятельность [ ]
МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Департамент гарантий, созданный в рамках Секретариата МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными установками и материалами путём изучения соответствующих учётных документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых точках» установок. В этих целях широко практикуется направление инспекторов на места.
Средства анализа и оценки безопасности [ ]
В разные годы МАГАТЭ разработало следующие средства анализа и оценки безопасности:
Руководства и рекомендательная нормативная документация [ ]
МАГАТЭ разрабатывает также руководства и рекомендательную нормативную документацию:
Состав и организационная структура [ ]
По состоянию на апрель 2021 года в МАГАТЭ входит 173 государства.
Руководящие органы — созываемая ежегодно Генеральная конференция всех стран-членов, Совет управляющих из 35 государств, руководящий практической деятельностью Агентства, и Секретариат, осуществляющий текущую работу (возглавляется Генеральным директором).
Штаб-квартира МАГАТЭ расположена в Международном Венском Центре. Кроме того, МАГАТЭ содержит региональные отделения в Канаде, Женеве, Нью-Йорке и Токио, лаборатории в Австрии и Монако и исследовательский центр в Триесте (Италия), которым управляет ЮНЕСКО.
Генеральные директора МАГАТЭ [ ]
Генеральный директор | Страна | Период |
---|---|---|
В. Стерлинг Коул (англ.)русск. | США | 7 октября 1957 — 6 октября 1961 |
Сигвард Эклунд (англ.)русск. | Швеция | 6 октября 1961 — 30 ноября 1981 |
Ханс Бликс | Швеция | 1 декабря 1981 — 30 ноября 1997 |
Мохаммед эль-Барадеи | Египет | 1 декабря 1997 — 1 декабря 2009 |
Юкия Амано | Япония | 1 декабря 2009 — 18 июля 2019 |
Михаил Чудаков (и. о.) | Россия | 18 июля 2019 — 22 июля 2019 |
Мэри Хейуорд (и. о.) | США | 22 июля 2019 — 25 июля 2019 |
Корнел Ферута (и. о.) | Румыния | 25 июля 2019 — 3 декабря 2019 |
Рафаэль Гросси | Аргентина | 3 декабря 2019 — по наст. вр. |
Нобелевская премия мира [ ]
7 октября 2005 Нобелевский комитет в Осло объявил о присуждении Нобелевской премии мира Международному агентству по ядерной энергии и его главе Мохаммеду эль-Барадеи. Вручение премии, которая составляет 10 миллионов шведских крон, состоялось в декабре 2005 года в норвежской столице.
См. также [ ]
Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций
Роль международных организаций – МАГАТЭ, Евратом и СНГ – в области использования мирного атома
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) является универсальной международной организацией в области мирного использования ядерных технологий и уникальной мировой площадкой научно-технического сотрудничества.
В 1957 г. было создано МАГАТЭ, в рамках ООН, в качестве автономной организации, с помощью которой государства-участники стали не только упорядочивать международное сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии, но и следить за тем, чтобы созданная в рамках МАГАТЭ система контроля не давала возможности неядерным государствам использовать ядерную энергию в военных целях. Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях его 154 государств-членов[1].
Одним из направлений деятельности Агентства является развитие ядерных технологий. Агентство стремится повысить роль ядерной науки и технологии в деле оказания поддержки устойчивому развитию через развитие передовых ядерных технологий. Это охватывает как повышение уровня знаний, так и их использование для преодоления стоящих перед миром злободневных проблем, таких, как голод, эпидемии, рациональное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и изменение климата. Деятельность Агентства связана с ядерной энергетикой, а именно безопасность и обращение с отходами, обеспечение использования ядерной технологии исключительно в мирных целях.[2]
МАГАТЭ способствует передаче ядерной технологии государствам-членам для ее использования в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, управлении водными ресурсами и для других применений. Многие из этих программ прямо или косвенно вносят свой вклад в достижение целей устойчивого развития и охраны окружающей среды, определенных в «Повестке дня на XXI век», принятой Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году. Агентство имеет две научные лаборатории, где осуществляется подготовка кадров и ведутся исследования в поддержку деятельности по техническому сотрудничеству и оказанию помощи. Многие из этих направлений деятельности реализуются во взаимодействии с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО). Агентство сотрудничает с ФАО в рамках объединенного отдела, занимающегося применением изотопов и излучений в продовольственной и сельскохозяйственной областях. Сюда входят такие направления, как селекция и генетика растений, борьба с насекомыми-вредителями, плодородие почв, ирригация и растениеводство, животноводство и сохранение пищевых продуктов.
В области физической ядерной сохранности МАГАТЭ помогает государствам-членам в обеспечении более высокой готовности к борьбе с угрозой ядерного терроризма. К основным приоритетам Фонда физической ядерной безопасности МАГАТЭ относятся: повышение физической ядерной безопасности посредством обеспечения надлежащей физической защиты и регулирующего контроля, эффективное запрещение незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов, объединение систем ядерной безопасности и физической ядерной безопасности, обеспечение готовности и реализации планов аварийного реагирования[4].
Структура МАГАТЭ. Органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. Генеральная конференция состоит из представителей всех государств — членов МАГАТЭ. В настоящее время в Совет управляющих входят 35 членов: 13 из которых назначаются Советом и 22 избираются Генеральной конференцией.
Совет управляющих обычно собирается пять раз в год: в марте и июне, в сентябре — непосредственно до и после очередной ежегодной сессии Генеральной конференции — и сразу после сессии его Комитета по технической помощи и сотрудничеству в декабре. Он рассматривает отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ и представляет Генеральной конференции рекомендации по этим вопросам и рассматривает заявления о приеме в члены Агентства. Утверждает соглашения о гарантиях и публикацию норм МАГАТЭ по безопасности, а также уполномочен назначать Генерального директора, который утверждается Генеральной конференцией.
Генеральная конференция состоит из представителей всех государств членов. Созывается один раз в год для рассмотрения доклада Совета управляющих за предыдущий год, утверждения отчетности и программы и бюджета, а также утверждения любых заявлений о приеме в члены Агентства. Она уполномочена запрашивать у Совета доклады по любым вопросам, относящимся к функциям Агентства. Во время своей очередной ежегодной сессии Конференция проводит общую дискуссию по основным направлениям деятельности и по программе МАГАТЭ, рассматривает различные вопросы, представленные ей Советом, Генеральным директором и отдельными государствами-членами.
Структура Секретариата МАГАТЭ. Секретариат осуществляет программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией. В Секретариате МАГАТЭ работают 2300 сотрудников[5] категории специалистов и сотрудников поддержки. Секретариат возглавляет Генеральный директор, который является главным административным должностным лицом и назначается на четырехлетний срок. Ему помогают заместители Генерального директора, возглавляющие шесть департаментов:
В настоящее время Евратом является международной региональной специализированной организацией. Изначально Евратом объединял только шесть западноевропейских стран: Францию, ФРГ, Италию, Бельгию, Голландию, Люксембург. Но по мере расширения Европейского союза все новые государства-члены присоединялись также и к Евратому. В настоящий момент членами Евратома являются все 28 государств-членов Евросоюза[7].
Договор о Евратоме предусматривал «создание общих расщепляющихся материалов, совместное строительство ядерных заводов, проведение научно-исследовательских работ, широкий обмен информацией, специалистами и оборудованием»[8]. Однако основной акцент в деятельности Евратома делался на праве распределения расщепляющихся материалов среди государств-членов, и принадлежало оно исключительно этой организации. Таким образом, «Евратом становился наднациональной организацией, которая получила возможность вмешиваться не только в ядерную промышленность стран-участниц, но и в любую отрасль их промышленности, связанную с ядерным производством»[9].
«В Договоре о Евратоме ничего не было сказано о запрещении использования расщепляющихся материалов для военных целей. Таким образом, те страны, которые стремились бы использовать расщепляющиеся материалы для военных целей, могли это сделать. Именно этим воспользовалась Франция. При подписании Договора о Евратоме она прямо заявила о своем праве заниматься вопросами применения ядерной энергии в национальном масштабе. Таким образом, самое значительное количество расщепляющихся материалов было выделено ею из-под контроля Евратома»[10].
Европейский Союз (ЕС) в области ядерной энергетики ставил себе задачу «создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности» (ст.1 Договора о Евратоме). Не нужно забывать, что идея создания в 50-х годах атомного сообщества в Европе была вызвана необходимостью восстановления народного хозяйства и промышленности после Второй мировой войны и требовалось много электроэнергии для дальнейшей индустриализации стран-членов ЕС. Такой традиционный энергоноситель, как уголь уже не мог решить возникавшие энергетические проблемы, да и количество его было недостаточным, а нефтью страны региона в необходимых количествах вообще не располагали. В сложившихся условиях атомная энергетика открывала колоссальные потенциальные возможности. В целях выполнения этой задачи ЕС начинает развивать:
Иными словами, ЕС решает поставленную задачу на основе интеграции знаний, технологий, инфраструктуры, возможностей финансирования производства атомной энергии при обеспечении необходимого уровня безопасности, а также осуществляя поставки ядерных материалов и оборудования при централизованной системе контроля.
Особый акцент Евратом делает на развитие исследований. Правовой регламентации этой деятельности посвящена глава I (ст.ст. 4-11). Здесь важную роль играет Еврокомиссия, которая обязана содействовать развитию ядерных исследований в государствах-членах ЕС, а также дополнять их осуществлением исследовательских и учебных программ. Такие программы разрабатываются на период, не превышающий пять лет. Еврокомиссия периодически публикует перечень областей в ядерных исследованиях, которые она считает недостаточно изученными. При этом ее консультирует Научный и технический комитет. В целях развития координации данного процесса Еврокомиссия может обращаться со специальным или общим запросом к государствам-членам ЕС, отдельным лицам или предприятиям с просьбой о направлении ей программ, касающихся определенных исследований. Публикация программы без согласия вышеперечисленных лиц не допустима. С целью обмена информацией и проведения консультаций, Еврокомиссия может проводить совещания представителей государственных и частных исследовательских центров с привлечением экспертов, задействованных в аналогичных или смежных областях. Еврокомиссия имеет право для поддержания исследовательских программ оказывать им финансовую помощь, предоставлять на платной или безвозмездной основе сырье или специальные расщепляющиеся материалы, установки, оборудование или экспертную помощь, побуждать исполнителей программы к совместному финансированию.
В связи с тем, что атомная отрасль является капиталоемкой и требует постоянного вливания денежных масс, то стимулирование инициативы привлечения инвестиций в атомную отрасль физическими и юридическими лицами, участвующими в промышленной деятельности, подпадающей под действие Договора о Евратоме, был решен следующим образом. Они обязаны направлять в Еврокомиссию любые свои проекты инвестиций в новое оборудование и переоборудование производства. Далее Еврокомиссия обсуждает с физическими и юридическими лицами все аспекты их инвестиционных проектов и сообщает свою точку зрения заинтересованному государству-члену ЕС. Еврокомиссия также может опубликовать направленные ей инвестиционные проекты, если имеется разрешение заинтересованного государства-члена ЕС. Еврокомиссия «периодически публикует индикативные программы»(ст.40). На практике это содействует координации необходимого количества инвестиций.
Согласно ст. 45 Договора о Евратоме, предлагалось предприятиям, имеющим первостепенную важность для развития атомной промышленности, преобразоваться в совместные предприятия (СП), что и было сделано, и куда хлынули частные капиталовложения. СП являются юридическим лицом и в каждом государстве-члене ЕС наделяются широкой правоспособностью, признаваемой соответствующими национальными законодательствами за юридическими лицами. Таким образом, СП подпадает под действие правил, применяемых к промышленным и торговым предприятиям, если Договор о Евратоме или же собственный Устав СП не предусматривает иных положений. Устав СП также может содержать дополнительные ссылки на национальные законодательства государств-членов ЕС. Эти нормы Договора о Евратоме дали возможность частному капиталу не только определять развитие ядерной энергетики, но и влиять на всю политику Евратома в целом.
В связи с тем, что полномочия Евратома строго ограничены вопросами мирного использования атомной энергии, то в Договоре о Евратоме особое правовое регулирование получили вопросы снабжение рудой, сырьем и специальными расщепляющимися материалами (глава VI). Снабжение рудой, сырьем и специальными делящимися материалами обеспечивается в соответствии с «принципом равного доступа к ресурсам и при соблюдении единой политики в области снабжения» (ст. 52). Евратом является монополией по осуществлению закупок и поставок руды, ядерного сырья и специальных расщепляющихся материалов, как из источников внутри Евросоюза, так и находящихся за его пределами. «Специальные расщепляющиеся материалы являются собственностью Евратома» (ст. 86). Причем право собственности ЕС распространяется на все специальные расщепляющиеся материалы, произведенные и импортированные государством-членом ЕС. Для осуществления снабжения рудой, сырьем и специальными расщепляющимися материалами было создано Агентство по снабжению Евратома, которое наделено правом заключения соответствующих контрактов и организационно входит в состав Генерального директората Еврокомиссии по энергетике на правах отдельного директората, подчиняющегося напрямую Гендиректору. Агентство обладает правом юридического лица и финансовой автономией.
Евратом может заключать соглашения о сотрудничестве. Так, в 1958 году было заключено Соглашение с США относительно мирного использования ядерной энергии. Согласно этому соглашению США брали на себя обязательства участвовать в строительстве энергетических установок, работающих на ядерной энергии в государствах-участниках Евратома. А в 1973 году Евратомом было подписано Соглашение с МАГАТЭ о размежевании полномочий при осуществлении гарантий на территории стран ЕС.
Однако Еврокомиссия дает директивы Агентству, обладает правом вето на его решения и назначает генерального директора Агентства и его заместителя, а государства-члены ЕС сохраняют за собой большую часть компетенции в таких вопросах, как безопасность ядерных объектов, хранение радиоактивных отходов и нераспространение.
Программа действий Евратома на 2014-2020 гг. («Горизонт 2020») поставила конкретные задачи:
Основные направления деятельности Евратома в настоящее время.
На пространстве бывших республик СССР с 1991 г. действует международная региональная организация Содружество Независимых Государств (СНГ), в рамках которой функционируют два отраслевых органа Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения и Комиссия государств-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях.
Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения образована Соглашением СГГ СНГ о создании Совместной консультативной комиссии по вопросам разоружения от 9 октября 1992 года.
Участники: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Наблюдатель: Азербайджан. Правовое положение – это консультативный орган. Состоит из полномочных представителей государств-участников СНГ. Председательство осуществляется государствами-участниками СНГ в алфавитном порядке. Заседания: по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Функции комиссии: согласование действий по выполнению соответствующих обязательств в рамках международных соглашений; обмен мнениями и информацией; изучение и обобщение практики выполнения многосторонних соглашений; консультации по вопросам инспекционной деятельности в ходе выполнения многосторонних соглашений; соглашение других вопросов в пределах компетенции Комиссии (ст.2 Соглашения).
Комиссия является межправительственным координационно-консультативным органом. Решения Комиссии носят рекомендательный характер. Комиссия активно работает уже 15 лет. В 2011 году Комиссия состояла из 6 рабочих групп, в настоящее время их насчитывается уже 12[15].
В рамках одной из рабочих групп была разработана Концепция ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях, которая была принята Решением СГП СНГ 21 ноября 2014 года. Концепция стала ключевым документом, в котором закреплены основные принципы и задачи сотрудничества стран-участниц СНГ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, а также приоритетные направления их реализации.
Концепция определила основные задачи в этой области, а именно:
Были выработаны основные принципы при совместном решении задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Концепция четко формулирует основополагающий постулат, что совместная деятельность по обеспечению ядерной и радиационной безопасности должна строиться на базе основополагающих принципов безопасности, рекомендованных МАГАТЭ. При решении государствами – участниками СНГ совместных задач обеспечения безопасности должны, безусловно, соблюдаться следующие принципы: законность, государственная ответственность, обязательность, обоснованность, презумпция опасности и совместность действий.
В Концепции закреплены основные области ее применения, а именно в таких областях:
I. Технологии ядерного топливного цикла, включая: добычу и переработку природного урана, изготовление ядерного топлива, генерацию тепловой и электрической энергии на АЭС, транспортные ядерные энергетические установки, переработку и захоронение отходов, вывод из эксплуатации.
II. Применение радиационных технологий в неядерных отраслях: в промышленности, в т. ч. на предприятиях по добыче нефти, газа и других органических и минеральных ресурсов, по созданию радиоизотопной продукции, в промышленной дефектоскопии и др.; на транспорте; в технике и технологии, в т. ч. при создании новых материалов, в геологоразведке, в системах измерения и связи; в сельском хозяйстве и пищевой промышленности; в здравоохранении, в т. ч. при использовании ионизирующих излучений для целей диагностики, терапии, а также стерилизации медицинского оборудования и материалов.
III. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ, в том числе при их трансграничном перемещении.
IV. Реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате хозяйственной деятельности, ядерных и радиационных аварий.
V. Применение ионизирующих излучений для целей образования и научных исследований.
В настоящее время в целях реализации Концепции вырабатываются Программы совместных действий и Плана первоочередных мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.
План первоочередных мероприятий будет включать целевые проекты и соглашения по перспективным направлениям сотрудничества в этой области государств-участников СНГ. Финансирование работ будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в национальных бюджетах, а также за счет привлечения внебюджетных источников на договорной основе. Механизмом совместного решения задач Концепции также может стать создание совместных предприятий за счет финансовых средств, предусмотренных в национальных бюджетах государств-участников СНГ, а также внебюджетных источников.
Рассмотрев роль международных организаций МАГАТЭ, Евратом и СНГ в области использования мирного атома, можно сказать, что каждая из этих организаций на своем уровне, на международном или региональном, вносит свой огромный вклад, бесценный опыт и аккумуляцию знаний на этом направлении человеческой деятельности.
- Фингербол в ресторане что это
- как правильно пользоваться приложением get contact