что означает маленькое дело лучше большого безделья
«Маленькое дело лучше большого безделья»: смысл пословицы
В русском народном творчестве есть немало пословиц, которые не потеряли своей актуальности до наших времен. Мудрость народа помогает человеку определить, что для него хорошо, а что – приносит только вред. Одним из самых тяжелых пороков на Руси считалась леность, или попросту безделье. Эту проблему освещают немало пословиц и других элементов фольклора.
Актуальность пословицы
Трудиться должны даже самые маленькие
Даже дети обязаны были трудиться, уже начиная с возраста 6 лет. Ведь даже самый небольшой труд был полезен в доме. Для начала детям нужно было собирать ягоды, позднее – пасти скот. В семье ни один человек не был бесполезным. В настоящее время возраст, когда подростки начинают работать, приходится приблизительно на 16 лет. При этом далеко не каждый начинает трудовую деятельность в такие годы.
Можно ли жить без труда?
Но пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» актуальна и в настоящее время. Человек при определенных условиях может существовать и без труда. Например, если он получил богатое наследство или же ему удалось добыть средства к существованию другим способом. Однако совершать хотя бы самые мизерные усилия – это лучше, чем бездельничать день-деньской. Даже из самых небольших шагов со временем сложится какой-нибудь результат. Кроме того, безделье может привести к самым пагубным последствиям, начиная от элементарного безденежья и заканчивая личностной деградацией и проблемами со здоровьем.
Постепенный прогресс
Почему же принцип «Маленькое дело лучше большого безделья» так актуален в настоящее время? Психологи утверждают: небольшие шаги к достижению цели – это тот маршрут, при помощи которого человек имеет возможность перенестись из одной точки в другую. Например, сегодня он не умел говорить по-французски, а через месяц уже знает базовую лексику. Вчера он был отъявленным бездельником и грязнулей, но, приложив некоторые усилия, стал демонстрировать успехи в работе над собой и через полгода полностью преобразил свою жизнь.
Губительный порок
Маленькое дело лучше большого безделья еще и потому, что, начиная работать, человек постепенно втягивается в этот процесс. Если он ничем не занят, то у него и не возникает желания сделать полезное дело. Лень может быть губительной еще и в том отношении, что она имеет свойство увеличиваться. Сначала человек ленится помыть за собой посуду, затем – вовремя проснуться. Если процесс не остановить, лентяй может до такой степени предаться безделью, что у него не останется ни копейки, чтобы себя прокормить.
Главное – начать
Когда же человек приступает к работе, через некоторое время у него появляется желание продолжать трудиться дальше. Этот факт известен всем – и сотрудникам различных предприятий, и спортсменам, и домохозяйкам.
Проблема лености
Идея о том, что маленькое дело лучше большого безделья, будет полезна каждому, кто страдает от постоянной привычки откладывать дела на потом. Современный человек склонен давать себе поблажки и отсрочки, не оценивая тех последствий, которые может вызвать такое небольшое попущение. Пагубная привычка откладывать дела на потом свойственна тем людям, которые внутри так и не сумели окончательно повзрослеть. Многие интересуются, как же заставить себя делать эти небольшие шаги, чтобы избавиться от «большого безделья»? Существует мнение, что в действительности такой проблемы и нет.
Бесконечные отговорки
Нередко те, кто не хочет выполнять маленькие, но нужные дела, изобретают для себя и окружающих различные предлоги. Безделье может скрываться под красивыми фразами: «По утрам делают зарядку только ненормальные», «Я сейчас слишком занят для этого», «Да, вы, конечно же, правы, я начну это делать прямо с понедельника», «Начиная с Нового года у меня будет совершенно другая жизнь». При помощи любых отговорок человек стремится прикрыть то, что он не сделает никогда.
«Маленькое дело лучше большого безделья»: смысл
Сочинение по русскому языку
Прививать любовь к труду нужно с детства. Главным образом, это задача родителей и учителей. Без трудолюбия человек не вырастет полноценным членом общества и сам будет чувствовать себя несчастным. Иногда школьники получают задание написать рассказ «Маленькое дело лучше большого безделья». Работа учащегося может быть выдуманной, а может содержать материалы из собственного опыта. Например, школьник может написать сочинение о том, как двоечник не хотел учиться.
Главный герой решил, что учеба ему не нужна и что лучше всего тратить свободное время на развлечения. Пока все его товарищи готовились к экзаменам, он проводил время на улице или за компьютерными играми. Лентяю говорили, чтобы он одумался, но это вызывало только смех. Ведь у него богатые родители, и работать ему не придется ни одного дня. Так прошло несколько лет. Школьники стали выпускниками, каждый нашел свой жизненный путь. А родители главного героя разорились. Оставшись без профессии, лентяй узнал, что такое настоящая бедность. С той поры он научился трудиться.
Истина, которую должен понимать каждый
Не существует ни одного человека, который не был бы знаком с ленью. Склонность к безделью – это порок, которому может быть подвержен каждый. Не только дети и подростки могут лениться. Эта проблема нередко возникает и у вполне взрослых людей. Они могут иметь хорошее образование и связи, но при этом никакие их жизненные планы не находят своего воплощения. Причина заключается в том, что они постоянно предаются безделью, их одолевает полнейшее нежелание что-либо делать для достижения своей цели.
Значение и смысл пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья»
Как известно, русский народ всегда был очень выносливым и работящим. Именно поэтому в отечественной культуре можно найти множество пословиц и поговорок, касающихся труда. «Маленькое дело лучше большого безделья» — одна из них. Что же означает эта поговорка и откуда она появилась в обиходе у русского народа? Давайте мы расскажем!
Смысл пословицы «маленькое дело лучше большого безделья»
Пословица «маленькое дело лучше большого безделья» говорит нам о том, что даже малейший вклад во что-то в разы превосходит полное его отсутствие. Сразу же вспоминается известная ситуация, когда один потихоньку работает, а остальные только советуют ему как это делать. В принципе, толковать ее можно и таким образом. Всегда лучше делать хоть что-то, нежели пытаться уйти от работы или не выполнять ее полностью. Даже малейший вклад в дело — это очень весомо. Из таких частей и состоит уже большое дело. Важно помнить об этом, тогда любой труд, даже очень тяжелый и масштабный, станет простым и реализуемым.
Происхождение пословицы «маленькое дело лучше большого безделья»
Каким образом пословица попала в русский язык неизвестно. Наша культура формировалась из народных изречений, привезенных фразеологизмов и так далее. Однако известно одно — она нашла отражение в книге В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». Сам исследователь также не указывает источники происхождения данного изречения. Очевидно, что данной пословицей народ пользовался очень давно, поэтому и записывать ее истоки не было смысла.
Вообще, наш народ нередко дополнял язык мудрыми высказываниями касательно труда и терпения. Из поколения в поколение передавались важные замечания, касающиеся необходимости работы в жизни простого человека. Без нее он попросту терял смысл жизни, что, конечно же, подкашивало его моральное состояние. Именно поэтому с самого раннего возраста детей приучали к труду — девочек к домашнему, мальчишек — к ручному. Это позволяло выработать у ребенка необходимый для простого русского человека характер и привычки. Он должен работать, иначе ему попросту незачем будет существовать. И это научно доказанный факт. Наш путь формирования сказался на менталитете подобным образом, поэтому и уйти от подобных «привычек» будет особенно сложно. Пока одни культуры учили отдыхать и получать от жизни максимальное число удовольствий, наши приучали себя и будущие поколения к труду.
Похожие пословицы
По сути, любая пословица, касающаяся труда, будет синонимична этой. Однако для Вашего понимания мы решили подобрать три, которые покажут основную суть пословицы «маленькое дело лучше большого безделья»:
Понравилась ли Вам статья? Мир русских пословиц велик, поэтому изучайте язык — это очень интересно!
Маленькое дело лучше большого безделья: пословица
Смысл
Значение пословицы сводится к простой формуле: «Лучше делай хоть что-нибудь, чем ничего». Почему? Потому что труд, даже самый незначительный, имеет три составляющие:
У безделья таких составляющих нет, потому что оно бессодержательно и безбрежно. Но помимо выше перечисленных элементов труда, есть еще одна его сторона, которую нужно обсудить особо и доказать все-таки, почему маленькое дело лучше большого безделья.
Труд имеет перспективу, а у лени ее нет
Любое, даже самое незначительное дело, может жить и развиваться, а если человек ничем не занят, то это не принесет ему прибыли. Тем более, наше время таково, что некоторые умудряются зарабатывать на самых, казалось бы, пустяковых вещах. Например, у кого-то, как он (или она) считает, отменный вкус, и человеку нравится одевать людей. Сегодня такая профессия называется «стилист». Но есть люди, которые зарабатывают на жизнь только тем, что подбирают состоятельным гражданам одежду, не касаясь образа в целом. Разумеется, если человек беден, то на личного стилиста у него денег просто нет.
Бедность и богатство в данном случае совсем не важны, а важно то, что маленькое дело лучше большого безделья. Даже если занятие кажется окружающим странным и непонятным. Как знать, может быть, человек через 10 или 20 лет станет законодателем моды.
Кстати, Стив Джобс и Билл Гейтс тоже начинали с малого. А что в итоге вышло? Всем известно. И этот пример даже успел набить оскомину. В любом случае, от фактов никуда не деться.
Дейл Карнеги и пословица
Широко известны книги американского психолога Дейла Карнеги. К ним можно относиться по-разному, но ему же принадлежит мудрая мысль: «Самое дешевое лекарство от невроза – это быть занятым». Таким образом, выясняется: у пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья» существует еще и психологическое измерение. Скука и незанятость действительно опасны. Если человек не знает, куда себя применить, то у него заводятся разные скверные мысли, от которых он впадает в депрессию или другие неприятные и рисковые состояния. Если же человек занят, то у него нет времени на беспочвенные размышления, ему надо выполнять поставленные задачи.
И если человек задумается, то поймет: пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» говорит о том же самом.
«Маленькое дело лучше большого безделья»: значение пословицы. Почему так важно быть занятым
Смысл
Значение пословицы сводится к простой формуле: «Лучше делай хоть что-нибудь, чем ничего». Почему? Потому что труд, даже самый незначительный, имеет три составляющие:
У безделья таких составляющих нет, потому что оно бессодержательно и безбрежно. Но помимо выше перечисленных элементов труда, есть еще одна его сторона, которую нужно обсудить особо и доказать все-таки, почему маленькое дело лучше большого безделья.
Труд имеет перспективу, а у лени ее нет
Любое, даже самое незначительное дело, может жить и развиваться, а если человек ничем не занят, то это не принесет ему прибыли. Тем более, наше время таково, что некоторые умудряются зарабатывать на самых, казалось бы, пустяковых вещах. Например, у кого-то, как он (или она) считает, отменный вкус, и человеку нравится одевать людей. Сегодня такая профессия называется «стилист». Но есть люди, которые зарабатывают на жизнь только тем, что подбирают состоятельным гражданам одежду, не касаясь образа в целом. Разумеется, если человек беден, то на личного стилиста у него денег просто нет.
Бедность и богатство в данном случае совсем не важны, а важно то, что маленькое дело лучше большого безделья. Даже если занятие кажется окружающим странным и непонятным. Как знать, может быть, человек через 10 или 20 лет станет законодателем моды.
Кстати, Стив Джобс и Билл Гейтс тоже начинали с малого. А что в итоге вышло? Всем известно. И этот пример даже успел набить оскомину. В любом случае, от фактов никуда не деться.
Безделье Бездельник
Безделье – склонность уклоняться от дела, быть незанятым делом, находиться в состоянии
ничегонеделания.
Один человек повстречал плачущего юношу. — О чём ты плачешь? — спросил он. — Я плачу о моих грехах, — сказал юноша. — Тебе, должно быть, нечем заняться, — сказал человек. На следующий день они встретились снова. Юноша опять плакал. — Почему ты плачешь сегодня? — спросил человек. — Я плачу, потому что мне нечего есть, — сказал парень. — Я так и думал, что до этого дойдёт, — сказал человек.
Безделье как качество личности может объясняться как сознательным уклонением от дела, бегством от него, так и бессознательным ничегонеделанием, связанным с влиянием на личность других отрицательных черт характера – равнодушия, безразличия, апатичности, безответственности, эгоизма, лицемерия и многих других.
Сознательное безделье наиболее отвратно, беспринципно и омерзительно. Его суть в неприязни к делу, отторжения и отталкивания от себя даже возможности какой-либо деятельности. В уголовном мире есть татуировка «Белая гвардия», что означает: «Работать не хочу и не буду!». Уголовников, отказывающихся работать и соблюдать лагерный режим, называют «отрицалами». По аналогии с ними сознательное безделье можно по праву считать «отрицалом» дела.
Эгоизм сознательного бездельника полностью перекрыл и зачеркнул любые намерения трудиться. Только в отличие от лагерного «отрицала», открыто заявляющему о своем нежелании трудиться, он вынужден маскироваться среди людей под мнимую напускную деятельность. Безделье лицемерно, изобретательно, лживо и коварно, оно идет на подлости, ухищрения и демагогию, лишь бы «сесть кому-то на хвост», присоседиться и паразитировать за их счет.
«Я писатель. Пишу роман о жизни и любви. Хочу навсегда закрыть эту тему», — с пафосом заявляет оно близким и окружающим. — «Чехов, Достоевский, Пушкин и Толстой подвиньтесь, я молча встану между вами». Этот писатель, с ударением на первом слоге, не написал еще ни строчки и не собирается это делать. Он по своей природе бездельник, и его дутое писательство лишь ширма, оттягивание времени для того, чтобы воплотить в жизнь требования своего проявленного качества личности – безделья. Наивная жена какое-то время заставляет себя верить в великое предназначение мужа на ниве писательства, но потянув на собственной шее его и детей, быстро разочаровывается и начинает понимать, с каким гадким явлением жизни ей пришлось жить под одной крышей.
Для большинства людей безделье тягостно и постыло. Все потому, что оно для них не характерно, вынужденно привнесено обстоятельствами жизни. Паскаль писал: «Всего невыносимее для человека, это полный покой, без страсти, без дела, без развлечения. Он чувствует тогда свое ничтожество, свое несовершенство, свою зависимость, немощь, пустоту. Немедленно из глубины души поднимается скука, мрак, горесть, печаль, досада, отчаяние». Напротив, для сознательного безделья реализованное уклонение от дела – высшая радость и счастье.
У каждого свой вкус счастья: у кого-то к служению высокому и прекрасному, у кого-то к семейной жизни и воспитанию детей, у кого-то к пьянству и разврату, а у кого-то к ничегонеделанию. Не правда ли, странный вкус? Большинству людей он не понятен. Даже Маргарита Валуа как-то сказала: «Можно вынести всё, кроме безделья». В ответ на наше недоумение безделье ответит: «Когда целый день бездельничаешь, приятно потом отдохнуть. Давайте, лучше, сыграем в игру «Юлий Цезарь наоборот» — сколько можно одновременно не сделать дел».
Безделье противоположно трудолюбию. «Ешь – потей, работай – зябни», — вот девиз безделья. Потеть допустимо только в двух случаях – при еде и в бане, считает оно. Активность надо проявлять в обеденный перерыв. Если у трудоголика отнять работу, его любимое занятие, он не на словах, а на деле рискует умереть. Люди, выходя на пенсию, зачастую, умирают не от старости и болезней, а от резкого перехода в состояние ничегонеделания, вынужденного безделья. Наиболее стойкие трудоголики начинают худеть и чахнуть, большинство впадают в депрессию. Безделье потому и является другим полюсом трудолюбия, что если его окунуть в условия необходимости трудиться, оно начинает худеть, чахнуть, впадать в депрессию и даже может умереть.
Безделье в неволе дела не живет. Подобно многим животным, которые в неволе не размножаются, безделье чувствует себя в атмосфере труда затравленным и несчастным. Если оно уклонилось от дела, но по раскладу жизни, все равно, обязано будет его сделать, то будет постоянно испытывать беспокойство и тревогу. Но даже обеспокоенность, что тебя накажут, не сдвинет его с места, до самой «последней минуты» оно будет отлынивать от ненавистного ему дела.
Безделье склонно к демагогии, сплетням, склокам, интригам и клевете. В пустословии и злословии оно находит спасительную гавань от дела, находясь в то же время при деле. Как в анекдоте: Еврей на рынке продает вареные яйца. – Хаим, почем ты продаешь вареные яйца? – По десять рублей. – А покупаешь? – По десять. – Так зачем тебе все это надо? – Во-первых, я при деле, а во-вторых, кушаю бульон.
В недовольстве жизнью, критике и осуждении работающих людей безделье самоутверждается, доказывая свою важность и значимость. «Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности», — писал Леонардо да Винчи. Опять же, в пустословии и злоречии приобретается множество сторонников, единомышленников – таких же бездельников, как и оно само.
Отдых – это перемена рода деятельности. Эта истина применима к нормальным людям, но для безделья она абсолютно абсурдна и неприемлема. Это у трудолюбия безделье истощает силы, не является отдыхом, превращается в томительное бесцельное существование. Для деятельной натуры не только ненавистно безделье, но и простое ожидание.
Безделье порождает невежество. Бездельник обычно влачит бесцельное существование, желания и намерения его вялы, как движения больной черепахи. Безучастный, безразличный, а, иногда, и полностью равнодушный ко всему на свете, он не способен воспринимать новое знание. Эгоизм бездельника начисто перекрывает доступ знания к разуму, поэтому он неуклонно деградирует в сознании. Прав был великий Авиценна, сказав: «Безделье и праздность не только рождают невежество, оно в то же время является причиной болезни». Авиценна не ошибался. У бездельника мышцы желудка растягиваются, и растет большущий живот, напоминающий курган над могилой павшего воина.
Петр Ковалев 2013 год Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Дейл Карнеги и пословица
Широко известны книги американского психолога Дейла Карнеги. К ним можно относиться по-разному, но ему же принадлежит мудрая мысль: «Самое дешевое лекарство от невроза – это быть занятым». Таким образом, выясняется: у пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья» существует еще и психологическое измерение. Скука и незанятость действительно опасны. Если человек не знает, куда себя применить, то у него заводятся разные скверные мысли, от которых он впадает в депрессию или другие неприятные и рисковые состояния. Если же человек занят, то у него нет времени на беспочвенные размышления, ему надо выполнять поставленные задачи.
Поэтому труд хорош не только тем, что дает средства к существованию и наполняет жизнь человека содержанием, — у работы так же есть терапевтический смысл: она не позволяет человеку сойти с ума от размышлений на тему, например, смысла жизни. Зачем забивать всякими абстрактными глупостями себе голову, когда конкретные задачи ждут своего решения? Ответ очевиден.
И если человек задумается, то поймет: пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» говорит о том же самом.
Морфологический разбор слова онлайн
Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т.д.
Начальная форма: МАЛЕНЬКИЙ Часть речи: прилагательное Грамматика: единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний род Формы: маленький, маленького, маленькому, маленьким, маленьком, маленькая, маленькой, маленькую, маленькою, маленькое, маленькие, маленьких, маленькими, мал, мала, мало, малы, меньше, поменьше, малейший, наименьший, малейшего, наименьшего, малейшему, наименьшему, малейшим, наименьшим, малейшем, наименьшем, малейшая, наименьшая, малейшей, наименьшей, малейшую, наименьшую, малейшею, наименьшею, малейшее, наименьшее, малейшие, наименьшие, малейших, наименьших, малейшими, наименьшими Начальная форма: ДЕТЬ Часть речи: глагол в личной форме Грамматика: действительный залог, единственное число, непереходный, прошедшее время, совершенный вид, средний род Формы: деть, дел, дела, дело, дели, дену, денем, денешь, денете, денет, денут, дев, девши, денемте, день, деньте, девший, девшего, девшему, девшим, девшем, девшая, девшей, девшую, девшею, девшее, девшие, девших, девшими, детый, детого, детому, детым, детом, дет, детая, детой, детую, детою, дета, детое, дето, детые, детых, детыми, деты Начальная форма: ДЕЛО Часть речи: существительное Грамматика: единственное число, именительный падеж, неодушевленное, средний род Формы: дело, дела, делу, делом, деле, дел, делам, делами, делах, делов Начальная форма: ЛУЧШЕ Часть речи: частица Грамматика: Формы: лучше Начальная форма: ХОРОШИЙ Часть речи: прилагательное Грамматика: качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, сравнительная степень (для прилагательных) Формы: хороший, хорошего, хорошему, хорошим, хорошем, хорошая, хорошей, хорошую, хорошею, хорошее, хорошие, хороших, хорошими, хорош, хороша, хорошо, хороши, лучше, получше, лучший, наилучший, наихороший, лучшего, наилучшего, наихорошего, лучшему, наилучшему, наихорошему, лучшим, наилучшим, наихорошим, лучшем, наилучшем, наихорошем, лучшая, наилучшая, наихорошая, лучшей, наилучшей, наихорошей, лучшую, наилучшую, наихорошую, лучшею, наилучшею, наихорошею, лучшее, наилучшее, наихорошее, лучшие, наилучшие, наихорошие, лучших, наилучших, наихороших, лучшими, наилучшими, наихорошими Начальная форма: ХОРОШО Часть речи: предикатив Грамматика: настоящее время, сравнительная степень (для прилагательных) Формы: хорошо, лучше Начальная форма: БОЛЬШОЙ Часть речи: прилагательное Грамматика: единственное число, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное, родительный падеж Формы: большой, большого, большому, большим, большом, большая, большую, большою, большое, большие, больших, большими, велик, велика, велико, велики, больше, побольше, наибольший, наибольшего, наибольшему, наибольшим, наибольшем, наибольшая, наибольшей, наибольшую, наибольшею, наибольшее, наибольшие, наибольших, наибольшими Начальная форма: БЕЗДЕЛЬЕ Часть речи: существительное Грамматика: единственное число, неодушевленное, родительный падеж, средний род Формы: безделье, безделья, безделью, бездельем, безделий, бездельям, бездельями, бездельях
«Маленькое дело лучше большого безделья»: смысл пословицы
Трудиться должны даже самые маленькие
Даже дети обязаны были трудиться, уже начиная с возраста 6 лет. Ведь даже самый небольшой труд был полезен в доме. Для начала детям нужно было собирать ягоды, позднее – пасти скот. В семье ни один человек не был бесполезным. В настоящее время возраст, когда подростки начинают работать, приходится приблизительно на 16 лет. При этом далеко не каждый начинает трудовую деятельность в такие годы.
Можно ли жить без труда?
Но пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» актуальна и в настоящее время. Человек при определенных условиях может существовать и без труда. Например, если он получил богатое наследство или же ему удалось добыть средства к существованию другим способом. Однако совершать хотя бы самые мизерные усилия – это лучше, чем бездельничать день-деньской. Даже из самых небольших шагов со временем сложится какой-нибудь результат. Кроме того, безделье может привести к самым пагубным последствиям, начиная от элементарного безденежья и заканчивая личностной деградацией и проблемами со здоровьем.
Постепенный прогресс
Почему же принцип «Маленькое дело лучше большого безделья» так актуален в настоящее время? Психологи утверждают: небольшие шаги к достижению цели – это тот маршрут, при помощи которого человек имеет возможность перенестись из одной точки в другую. Например, сегодня он не умел говорить по-французски, а через месяц уже знает базовую лексику. Вчера он был отъявленным бездельником и грязнулей, но, приложив некоторые усилия, стал демонстрировать успехи в работе над собой и через полгода полностью преобразил свою жизнь.
Смысл
Значение пословицы сводится к простой формуле: «Лучше делай хоть что-нибудь, чем ничего». Почему? Потому что труд, даже самый незначительный, имеет три составляющие:
У безделья таких составляющих нет, потому что оно бессодержательно и безбрежно. Но помимо выше перечисленных элементов труда, есть еще одна его сторона, которую нужно обсудить особо и доказать все-таки, почему маленькое дело лучше большого безделья.
Губительный порок
Маленькое дело лучше большого безделья еще и потому, что, начиная работать, человек постепенно втягивается в этот процесс. Если он ничем не занят, то у него и не возникает желания сделать полезное дело. Лень может быть губительной еще и в том отношении, что она имеет свойство увеличиваться. Сначала человек ленится помыть за собой посуду, затем – вовремя проснуться. Если процесс не остановить, лентяй может до такой степени предаться безделью, что у него не останется ни копейки, чтобы себя прокормить.
Труд имеет перспективу, а у лени ее нет
Любое, даже самое незначительное дело, может жить и развиваться, а если человек ничем не занят, то это не принесет ему прибыли. Тем более, наше время таково, что некоторые умудряются зарабатывать на самых, казалось бы, пустяковых вещах. Например, у кого-то, как он (или она) считает, отменный вкус, и человеку нравится одевать людей. Сегодня такая профессия называется «стилист». Но есть люди, которые зарабатывают на жизнь только тем, что подбирают состоятельным гражданам одежду, не касаясь образа в целом. Разумеется, если человек беден, то на личного стилиста у него денег просто нет.
Бедность и богатство в данном случае совсем не важны, а важно то, что маленькое дело лучше большого безделья. Даже если занятие кажется окружающим странным и непонятным. Как знать, может быть, человек через 10 или 20 лет станет законодателем моды.
Кстати, Стив Джобс и Билл Гейтс тоже начинали с малого. А что в итоге вышло? Всем известно. И этот пример даже успел набить оскомину. В любом случае, от фактов никуда не деться.
Главное – начать
Когда же человек приступает к работе, через некоторое время у него появляется желание продолжать трудиться дальше. Этот факт известен всем – и сотрудникам различных предприятий, и спортсменам, и домохозяйкам.
Например, заставив себя выйти на пробежку, через некоторое время человек сам захочет сделать еще несколько дополнительных кругов. Такое желание нередко возникает даже в том случае, когда изначально не было никакой охоты одеваться, выходить из дому и заставлять тело двигаться. То же самое могут сказать и домохозяйки. Сделав небольшое дело — к примеру, вымыв пол – хозяйка может обнаружить в себе желание помыть еще и плиту, выстирать вещи, протереть пыль. Так небольшое дело начинает приносить ощутимую пользу. Нужно уметь вовремя улавливать момент, когда начинает одолевать желание побездельничать. Леность, как и большинство других пороков, гораздо проще зарубить на корню, чем потом бороться с ее устрашающими последствиями.
Проблема лености
Идея о том, что маленькое дело лучше большого безделья, будет полезна каждому, кто страдает от постоянной привычки откладывать дела на потом. Современный человек склонен давать себе поблажки и отсрочки, не оценивая тех последствий, которые может вызвать такое небольшое попущение. Пагубная привычка откладывать дела на потом свойственна тем людям, которые внутри так и не сумели окончательно повзрослеть. Многие интересуются, как же заставить себя делать эти небольшие шаги, чтобы избавиться от «большого безделья»? Существует мнение, что в действительности такой проблемы и нет.
Психологи подчеркивают, что люди, склонные постоянно лениться, попросту не имеют никаких обязательств – у них нет необходимости по-настоящему трудиться. Если бы вдруг в их жизни возникли непредвиденные обстоятельства, то под их влиянием каждый лентяй встал бы с дивана. Вероятно, именно поэтому принцип «Маленькое дело лучше большого безделья» был так актуален у наших предков. Ведь без трудолюбия выжить было невозможно — силы природы восторжествовали бы над человеком, он бы остался без еды и крова над головой.
«Маленькое дело лучше большого безделья»: смысл
Итак, мы разобрались, что даже небольшой труд — это гораздо лучше, чем тотальная лень. Когда человек предается безделью полностью, он просто лежит на диване. Ему неохота даже думать о чем-либо. Лентяю может быть даже скучно, но у него нет желания каким-то образом себя развлечь. Все это приводит к самым плачевным последствиям. Но даже самый маленький шаг уже поможет бездельнику продвинуться в положительном направлении. Хотя бы встав с дивана и помыв посуду, он тем самым убережет себя от дальнейшего погружения в этот опасный порок. Смысл пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья» понятен каждому, кто сталкивался с проблемой нежелания трудиться.
Дейл Карнеги и пословица
Широко известны книги американского психолога Дейла Карнеги. К ним можно относиться по-разному, но ему же принадлежит мудрая мысль: «Самое дешевое лекарство от невроза – это быть занятым». Таким образом, выясняется: у пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья» существует еще и психологическое измерение. Скука и незанятость действительно опасны. Если человек не знает, куда себя применить, то у него заводятся разные скверные мысли, от которых он впадает в депрессию или другие неприятные и рисковые состояния. Если же человек занят, то у него нет времени на беспочвенные размышления, ему надо выполнять поставленные задачи.
Поэтому труд хорош не только тем, что дает средства к существованию и наполняет жизнь человека содержанием, — у работы так же есть терапевтический смысл: она не позволяет человеку сойти с ума от размышлений на тему, например, смысла жизни. Зачем забивать всякими абстрактными глупостями себе голову, когда конкретные задачи ждут своего решения? Ответ очевиден.
И если человек задумается, то поймет: пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» говорит о том же самом.
Сочинение по русскому языку
Прививать любовь к труду нужно с детства. Главным образом, это задача родителей и учителей. Без трудолюбия человек не вырастет полноценным членом общества и сам будет чувствовать себя несчастным. Иногда школьники получают задание написать рассказ «Маленькое дело лучше большого безделья». Работа учащегося может быть выдуманной, а может содержать материалы из собственного опыта. Например, школьник может написать сочинение о том, как двоечник не хотел учиться.
Главный герой решил, что учеба ему не нужна и что лучше всего тратить свободное время на развлечения. Пока все его товарищи готовились к экзаменам, он проводил время на улице или за компьютерными играми. Лентяю говорили, чтобы он одумался, но это вызывало только смех. Ведь у него богатые родители, и работать ему не придется ни одного дня. Так прошло несколько лет. Школьники стали выпускниками, каждый нашел свой жизненный путь. А родители главного героя разорились. Оставшись без профессии, лентяй узнал, что такое настоящая бедность. С той поры он научился трудиться.
Новое в блогах
Все мы знаем множество пословиц, но часто не догадываемся, что у них есть продолжение. Иногда оно затерялось в глубине веков, иногда было придумано каким-то остроумным человеком для хорошо известной пословицы, но, так или иначе, часто именно оно открывает новый смысл старой истины. А порой это продолжение существует в нескольких вариантах, которые поворачивают известную мысль совсем иной стороной… Вот то, что мне пока удалось найти, хотя, наверное, таких примеров гораздо больше.
Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
Бедность – не порок, а гораздо хуже / а вдвое хуже.
В здоровом теле здоровый дух — редкая удача / редкое явление / редкость.
Везет, как субботнему утопленнику, — баню топить не надо.
Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Гол, как сокол, а остер, как топор.
Голод не тетка, а мать родная. Голод не тетка – в лес не прогонишь. Голод не тетка – пирожка не подсунет / не поднесет. Губа не дура, язык не лопата – знает, где сладко. Два сапога пара, да оба левые / да оба на одну ногу.
Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.
Дело мастера боится, а иной мастер дела.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. Дураку хоть кол теши, он своих два ставит. Жди толку, положа зубы на полку!
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. (Это полный вариант известной нам пословицы «Волка ноги кормят».)
И рыбку съесть, и на таратайке прокатиться.
Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит. Копейка ребром покажется рублем. Кто старое помянет, тому глаз долой / вон, а кто старое забудет — тому оба (вон).
Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
Лиха беда начало, а там уж и конец близок. Лиха беда начало: есть дыра, будет и прореха.
Любовь зла – полюбишь и козла, а козлы этим пользуются.
Молодо – зелено, погулять велено.
Молодые бранятся – (только) тешатся, а старики бранятся – бесятся.
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
Наше дело маленькое / телячье: поел – и в закут. Не все коту масленица, будет и пост / наступит и великий пост.
Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит. Не учи ученого, поешь говна копченого / печеного. (Приношу свои извинения, но из пословицы, как и из песни, слов не выбросишь.) Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Новая метла по-новому метет, а как сломается — под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
Палка о двух концах, туда и сюда бьет. Петух тоже думал на кухарке жениться, да в суп попал. Повторенье — мать ученья, утешенье дураков / и прибежище для лентяев.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена. Пьяному — море по колено, а в луже захлебнется. Пьяному море по колено, а лужа по уши / по макушку.
Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой. Рука руку моет, вор вора кроет. Рука руку моет, да обе свербят.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.
Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда. Смелому бог помогает, а пьяного черт качает.
Смелым бог владеет, а пьяным черт качает.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт. Собаку съел, (да только) хвостом подавился. Собачья жизнь: брехать нужно, а есть нечего. Старый конь борозды не испортит, да неглубоко пашет / да и глубоко не вспашет / да мелко вспашет.
Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
У страха глаза велики, да ничего не видят. Ума палата, да ключ потерян. Хлеб(-соль) на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.
Хлопот — полон рот, а прикусить нечего. Чудеса в решете – все в дырках, а вода не проливается. Чудеса в решете – дыр много, а выйти некуда / а выскочить некуда.
Шито-крыто, а узелок-то тут. Я — не я, и лошадь не моя, и я не извозчик.
Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.
Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
(По материалам Интернета)
Истина, которую должен понимать каждый
Не существует ни одного человека, который не был бы знаком с ленью. Склонность к безделью – это порок, которому может быть подвержен каждый. Не только дети и подростки могут лениться. Эта проблема нередко возникает и у вполне взрослых людей. Они могут иметь хорошее образование и связи, но при этом никакие их жизненные планы не находят своего воплощения. Причина заключается в том, что они постоянно предаются безделью, их одолевает полнейшее нежелание что-либо делать для достижения своей цели.
Каждому из нас гораздо приятнее бить баклуши, чем напрягать себя, занимаясь чем-либо действительно полезным. Когда одолевает нежелание трудиться, стоит вспомнить о значении пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья». Ведь неспроста народ обозначил идею о том, что небольшой шаг ценится выше, чем тотальная лень. Чем дольше бездельничать, тем выше шансы окончательно погрязнуть в болоте ничегонеделания. «Маленькое дело лучше большого безделья» — значение этих слов должен сейчас понимать каждый серьезный человек. Конечно, современные люди привыкли к удобствам цивилизации – телевизору, бытовой технике, компьютерам. Но вместо бесплодного времяпрепровождения за играми или просмотром сериалов можно заняться массой полезных вещей.
Сочинение на тему маленькое дело лучше большого безделья
– Давайте сейчас попробуем показать нашим гостям результаты своего дела. Создадим все вместе живую картину, добрую, веселую, которая бы порадовала нас и напомнила о совместном труде.
IV. Работа по теме
Первой выступит группа “Умники и умницы” – хозяева класса. Наводить чистоту на лестницах и в коридорах школы нашим хозяевам еще рановато, но сохранять чистоту, поддерживать порядок в собственном классе, они, безусловно, могут.
Выходят “хозяева класса”.Ученик 1.
Я дежурю по классу, слежу за чистотой парт.
Ученик 2.
Я слежу за чистотой подоконников.
Ученик 3.
Я слежу за чистотой мебели.
Ученик 4.
Я слежу за чистотой доски и пола.
Все
(
хором
). А все вместе мы раздаем проверенные тетради.
Ученик 1.
Ребята! Давайте наведем в классе полный порядок!
Разыгрывается сценка.Озираясь, крадутся Мусор и Беспорядок. У Мусора одежда из каких-то лоскутков, приклеенных бумажек, погоны из кусков палок, на груди висят “награды” – огрызок яблока, обломок карандаша и т.п. Беспорядок с всклокоченными волосами, грязный, с одной порванной штаниной, в вылезшей из брюк рубашке, с неправильно застегнутыми пуговицами.Мусор.
Привет, ученики! Как поживаете? Да, я вижу, вы следите за чистотой! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Я так ненавижу чистоту! Вы бы насорили. Это нетрудно. Ах да, я забыл представиться. Меня зовут его величество разбойник Мусор XI!
Дети.
Что-то не слыхали о таком.
Мусор
(
гордо
). Мой папочка Мусор X был могущественным правителем Грязьландии. Пока его не свергли… А это мой подающий надежды сынок – Беспорядок.
Беспорядок.
Бросай работу!
Мусор.
Вступайте в “Общество грязнуль”!
Ученик 2.
А как в него вступить, что для этого нужно сделать?
Мусор.
Купайтесь в мусоре. Бросайте бумагу под ноги, оставляйте огрызки яблок, куски бутербродов под партами, никогда не мойте руки, а тем более перед едой, никогда не убирайте свой, а тем более чужой мусор, разводите пыль, паутину.
Беспорядок.
Да здравствуют болезнетворные микробы!
Мусор.
Замусорим весь класс! Да здравствуют грязнули и неряхи!
Беспорядок.
Бросай работу! Гулять!
Ученик 3.
Нет, ребята, за работу! Долой “Общество грязнуль” и разбойника Мусора! Долой Беспорядок! А вот и наша подруга Чистота.
Чистота.
Я рада встрече с вами. Будем же друзьями! Запомните, что для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо помогать в уборке класса и в поддержании чистоты во всей школе. Когда в классе и школе чисто прибрано, на душе весело. И тогда хочется играть в умные игры.
У.
Давайте поиграем в игру “Подскажи словечко”. Я буду говорить начало фразы, а вы – ее конец.
Очищайте обувь от грязи, снега при входе в…
(
помещение
).
Не сорите на…
(
пол
)
, на…
(
парте
).
Держите в порядке все…
(
вещи
).
Стирайте мел с доски влажной…
(
тряпкой
).
Пол подметайте влажным…
(
веником
).
Почаще проветривайте…
(
помещение
).
Чистота.
Молодцы!
У.
Следующей выступает группа “Веселые ребята”. Слушаем дружину порядка. Ребята этой группы следят за тем, как ученики нашего класса выполняют правила поведения в школе, соблюдают правила вежливости и культуры речи. Хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе. Предлагаю вам игру “И я”. Если я назову правильный поступок, скажите: “И я”. Если нет – молчите. Готовы? Я в школу прихожу аккуратно одетой. Я редко беру в руки расческу. Я все школьные вещи содержу в порядке. Я в школу прихожу вовремя. Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех. Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс. Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе. Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече. Я всегда благодарю за помощь. Я всегда поднимаю упавшую вещь. Я всегда отнимаю игрушку у товарища. Я всегда перебиваю говорящего. Я всегда навожу порядок на столе. – Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их хорошо выполнять. Давайте вспомним правила поведения на уроке. О них вам расскажут ребята из группы “Веселые ребята”.
Ученик 1.
Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.
Ученик 2.
Если в класс входит взрослый, все дружно встают, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения учителя.
Ученик 3.
Во время урока сидеть полагается прямо. Руки лежат на парте. Если оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке, то не услышишь что-то важное и интересное.
Ученик 4.
Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
У.
Перемену нужна всем: и детям, и учителю. Что такое перемена? Для чего она нужна? Чем может заниматься ученик во время перемены?
Выслушиваются ответы детей.
– Давайте послушаем стихотворение Бориса Заходера “Перемена”. О чем оно?
Ученик 1.
Перемена, перемена – Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели это Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог?
Ученик 2.
Если он, то, несомненно, С ним – большая перемена. Не угонишься за Вовой! Но, гляди, какой бедовый! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому – то сдачи, Попросил списать задачи, – Словом, сделал все, что мог!
Ученик 3.
Ну а тут – опять звонок… Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем! – Ничего, – вздыхает Вова, – На уроке отдохнем!
У.
А вот что может случиться с человеком, попавшим на перемену в школе.
Ученик читает стихотворение Юрия Макарова “Карабас и третий класс”.
В жизни всякое случается Подчас, Мне навстречу ковыляет Карабас. И хромает, и рыдает Барабас – Не узнать его ни в профиль, Ни анфас. – Где вы были, Карабас Барабас? Почему у Вас подбит Правый глаз? Бороды как не бывало У Вас, Что случилось, Карабас Барабас? Чешет сбитое колено Карабас: – Я попал на перемену В третий класс!
У.
Кто себя узнал, прослушав эти стихотворения? На кого из наших ребят похож Вова? Ребята, давайте не называть имен этих детей вслух. Я думаю, мы постараемся, чтобы такого больше в нашем классе не было. А теперь слово группе “Лучики”. Они санитары. Санитары следят за внешним видом ребят, проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, смотрят за порядком в столовой, за уборкой посуды после завтрака, заботятся о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид.
Ученик 1.
Жил-был 1-й “Б” класс и были у него друзья – Чистота и Порядок. Все дети приходили в школу опрятными, чисто вымытыми, в аккуратной форме.
Под легкую музыку начинается демонстрация одежды мальчиков.Ученик 2.
В нашем классе вошли в моду: у мальчиков отутюженные брючки, накрахмаленные белые рубашки; у девочек аккуратные пиджаки, сверкающие белизной блузки, начищенная до зеркального блеска обувь – и у мальчиков, и у девочек.
Ученик 3.
Какой наряд будет красив без аккуратной и продуманной прически? Смотрите, какое разнообразие причесок у наших девочек: волосы заплетены в две, три, даже четыре косички, уложены “корзинкой”! А каким украшением являются бантики!
Ученик 4.
Я хочу выразить восхищение внешним видом ребят и обратить внимание на их походку, манеру держаться. Смотрите, как легко они двигаются, прямо держат спину, не сутулятся, у каждого – гордо поднятая голова, приветливое лицо. К красивой одежде очень подходит такая манера держаться.
Ученик 5.
Учеников нашего класса медицинские работники называют здоровячками, потому что они занимаются физкультурой, соблюдают правила гигиены, правильно питаются, вовремя обращаются к врачам, делятся своими проблемами со взрослыми.
У.
Сейчас мы узнаем, какими предметами пользуются наши дети, чтобы быть здоровыми. Для этого надо отгадать загадки. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится.
Д.
Мыло.
У.
Зубов много, а ничего не ест.
Д.
Расческа.
У.
Я не сахар, не мука, Но похож на них слегка. По утрам всегда я На зубы попадаю.
Д.
Зубной порошок.
У.
Говорит дорожка – Два витых конца: “Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица. Иначе ты в полдня Испачкаешь меня”.
Д.
Полотенце.
У.
Хвостик из кости, А на спинке – щетинка. Вроде ежика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит – Одежда станет чище.
Д.
Щетка одежная.
У.
Хохотун Егорка взялся за уборку. В пляс по комнате пошел, Оглянулся – чистый пол.
Д.
Веник.
У.
Если руки ваши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варили кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без…
Д.
Воды.
У.
Зубную щетку знали еще до нашей эры. Долгое время она была только у богатых людей. Вместо зубного порошка пользовались золой сожженных оленьих рогов. Простые люди протирали зубы мелом и настоем мяты. У разных народов были разные щетки. Французские изобретатели придумали зубную щетку с музыкой. Это для того, чтобы детям было приятно чистить зубы. А румынские специалисты создали совсем необыкновенную щетку. В ней нет обычной щетины, а зубы чистятся тоненькими струйками воды, водяным душем. Человек всегда должен быть опрятным, аккуратным. Вода есть везде, следовательно, неопрятность непростительна. Будьте опрятны, это нужно как для вашего здоровья, так и для тех людей, рядом с которыми вы находитесь.
Звучит песня о спорте.У.
А сейчас приглашаются “Румяные щечки” – физкультурники. О своих делах они расскажут сами.
Все ребята
(
хором
). Мы проводим:
Ученик 1.
Гимнастику до занятий.
Ученик 2.
Физкультминутки в классе на уроках.
Ученик 3.
Настольные игры, спортивные соревнования.
Ученик 4.
Подвижные игры на переменках.
Все ребята
(
хором
). Желание у нас одно: Хотим стать настоящими спортсменами!
Разыгрывается сценка.Выходит Будильник.Будильник.
Внимание! Внимание! К утренней зарядке приготовиться! Пять раз – попрыгать; Три раза – наклониться. (
Будильник чихает, кашляет
.) Что такое? Простудился!
Д.
Что будем делать? Надо вызывать врача – доктора Айболита.
Звонят по телефону. Появляется Айболит. Он подходит к Будильнику, который чихает, кашляет.У.
Смотрите, как кашляет Будильник. Он так может всех заразить. Доктор, что надо делать?
Айболит.
Закрываться носовым платком.
У.
А что надо делать, чтобы не болеть?
Айболит.
Делать зарядку, закаляться, любить воду и чистоту, есть полезную пищу, ежедневно употреблять витамины.
Физкультурники под музыку проводят физкультминутку.Айболит.
А со спортом вы дружите?
Дети
(
хором
). Да!
Выступают дети, занимающиеся гимнастикой. Ученик читает стихотворение Юрия Макарова “Кто кого?”
Похвалялся как-то Федька: – Я любого сокрушу! Потому, что Федька Редькин Занимается УШУ. Вдруг как рыкнет пес Полкан – Острозубый великан: – Если с Редькиным сражусь я, Всех на свете рассмешу. Потому что я давненько Занимаюсь у-ку-шу.
Ученик читает стихотворение Анатолия Костецкого “Перильные состязания”.
Звонок… Переменка… Вниманье! Вниманье! Сегодня соревнованье! Борьба не для робких, Борьба не для хилых. Вид спорта – Новейший: Бобслей на перилах. Кто съедет, ни разу не спрыгнувши вниз, тому – чемпионское званье и ПРИЗ! Вот к старту выходит вихрастенький Гена, “трибуны” приветствуют шумно спортсмена. А он на перила взбирается первым – и мчит! Да так лихо, что холодно нервам. Весь класс его замер. Пролет… Разворот… Ура! Ай да Генка! Уж финиш вот-вот!
У.
Ребята, как вы думаете, опасны такие соревнования? Почему?
Выслушиваются ответы детей. Айболит.
Ребята, назовите игры, в которые можно поиграть на переменах.
Д.
Шахматы, шашки. – Игрушечные машинки. – Настольные игры. – “Ручеек”.
Айболит.
Молодцы! Правильно!
Айболит прощается и уходит. У.
Ребята нашего класса особенно радуются собственному зеленому “садику”. Слово переходит к группе “Звездочки”. Они цветоводы.
Ученик 1.
Комнатные растения украшают жилые и служебные помещения. Особенно они радуют нас своей зеленью, а иногда и яркими цветами зимой, когда в природе все покрыто снегом.
Ученик 2.
Творения мудрой и щедрой природы учат нас понимать и беречь прекрасное. Чудесные, полные жизни, наши зеленые друзья вносят уют и незаменимое тепло в класс, где мы учимся.
Ученик 3.
По мнению врачей, ничто не действует так благотворно и целительно на состояние и настроение людей, как комнатные растения. Зеленый цвет листьев очень благотворно влияет на зрение, снимает переутомление.
Ученик 4.
Многие растения оздоравливают воздух и даже убивают вредных микробов, создают в помещениях целебный микроклимат.
Дети
(
хором
). Комнатные растения – наши друзья! И за это мы должны быть им только благодарны.
У.
Цветоводы предлагают следующие задания: 1. Составить картинку, назвать растение и рассказать, что вы о нем знаете.
Каждой группе учеников раздается разрезанная картинка с изображением растения.
2. Узнать по описанию комнатные растения.
Каждой группе учеников раздается карточка с описанием комнатного растения.
3. С закрытыми глазами нарисовать цветок.
Каждой группе учеников раздаются чистый лист бумаги и фломастер. Дети выполняют задания. Итог обсуждается.
V. Итог работы
Комфортно ли работать вам в группах? Есть ли затруднения в общении?
Выслушиваются ответы детей.
– Ребята, в труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща. Существуют “Правила коллективной работы”. Давайте с ними познакомимся.
Ученики читают памятку “Правила коллективной работы”.
1. Договоритесь с товарищами об общем плане работы и ее результатах. Выслушайте предложения всех ребят и выберите то, что интересно и важно для всех. 2. Распределите работу между собой по-справедливости. Это значит поровну разделите интересное и не очень интересное, легкое и трудное, приятное и не очень приятное. 3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую. 4. По ходу работы спрашивайте, как идет работа у других. 5. Помогите тому, у кого не ладится работа. 6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима. – Как вы понимаете смысл пословиц, написанных на доске? На доске: