что означает медицинская деятельность

Понятие «медицинская деятельность». Виды. Порядок осуществления медицинской деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 10:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель любого государства – защита прав и законных интересов граждан. Государство должно обеспечить каждому человеку необходимые условия для достойной жизни, для сохранения и совершенствования своего морального и материального жизненного уровня.

Содержание

1.Введение……..……………………………………………….3
2.Основная часть….………….………………………………. 4
2.1. Понятие « медицинская деятельность»……….………….4
2.2.Виды медицинской деятельности…………………………5
2.3.Государственное регулирование медицинской
деятельности в Российской Федерации……………………….7
2.4.Организация и финансирование здравоохранения………9
2.5.Понятие и сущность медицинской услуги……………….11
2.6.Лицензирование медицинской деятельности в России….13
3.Заключение…………………………………………………. 16
4.Список использованной литературы………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

в печать ОЗИЗ.docx

по дисциплине “Организация медицинской помощи”

на тему: Понятие «медицинская деятельность». Виды. Порядок осуществления медицинской деятельности в Российской Федерации.

2.1. Понятие « медицинская деятельность»……….………….4

2.2.Виды медицинской деятельности…………………………5

2.3.Государственное регулирование медицинской

деятельности в Российской Федерации……………………….7

2.4.Организация и финансирование здравоохранения………9

2.5.Понятие и сущность медицинской услуги……………….11

2.6.Лицензирование медицинской деятельности в России….13

4.Список использованной литературы………………………..18

На протяжении всего существования человечества определённым ценностям и благам придавалось особое значение. С развитием цивилизации менялся менталитет, что приводило к появлению новых предпочтений и желаний. Однако оставалась такая группа ценностей, которым придавалось неизменное значение. Жизнь, здоровье, свобода, доброта, справедливость – это высшие моральные ценности. Конституции ряда стран и международные правовые акты закрепляют их в качестве необходимых и общепризнанных прав человека.

Цель любого государства – защита прав и законных интересов граждан. Государство должно обеспечить каждому человеку необходимые условия для достойной жизни, для сохранения и совершенствования своего морального и материального жизненного уровня.

Как видно из наблюдений за развитием многих государств, уровень их благосостояния напрямую зависит от удовлетворённости населения качеством жизни. При этом само качество жизни связано с эффективностью и правильностью политики государства в области отношений между властью и гражданином. Вот такой получается замкнутый круг.

Действительно, государство представляет собой устойчивый механизм организации жизни людей, при котором важное место занимают взаимоотношения между правящей верхушкой и населением. От такого взаимодействия зависит работа всей страны как единого целого.

Кардинальные социально-экономические изменения, произошедшие за последнее время в России, утвердили положение, в соответствии с которым профессиональная медицинская деятельность должна особо четко регламентироваться действующим законодательством.

2.1.Понятие « медицинская деятельность».

Медицина – совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также практическая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.

Для выполнения имеющихся задач медицина изучает: строение и процессы жизнедеятельности организма в норме и патологии; факторы природной и социальной среды, влияющие на состояние здоровья; собственно болезни человека (причины, признаки, механизм возникновения и развития); возможности использования различных физических, химических, технических, биологических и иных факторов и устройств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний.

Современная медицина охватывает практически все стороны жизни человека, что превращает ее в систему знаний об индивидуальной жизнедеятельности индивида, его здоровье и болезнях.

Вообще, медицинская деятельность имеет своей основной целью охрану такой значимой конституционной категории, как здоровье человека.

Так как в настоящее время в российском законодательстве отсутствует определение медицинской деятельности, то первое, что необходимо осуществить для ее анализа – это на основе существующего международного и российского правового регулирования отграничить данную деятельность от иных, смежных видов деятельности и, с учетом этого отграничения, дать ей определение.

Основываясь только на телеологическом критерии разграничения – критерии, связанном с целью деятельности, нельзя отграничить медицинскую деятельность от иных, смежных с ней видов деятельности. Необходимое разграничение можно осуществить, если обратиться к дополнительным способам – к последовательности и к содержанию приемов, которыми осуществляется охрана здоровья в медицинской деятельности.

В настоящее время перечень этих способов получил свое закрепление как в международных, так и в российских правовых актах. Ими являются: профилактика заболеваний, диагностика заболеваний, лечение заболеваний, уход за больными, реабилитация (см. ст. 20 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»).

И в деятельности правоохранительных органов, и в деятельности экологических организаций, и в иной деятельности, не являющейся медицинской, охрана здоровья осуществляется другими способами.

К занятию медицинской деятельностью допускаются профессионалы в сфере медицины (далее медики), то и сама медицинская деятельность является профессиональной.

Поэтому непрофессиональную деятельность родителей по лечению детей, детей по уходу за родителями нельзя назвать медицинской (скорее всего такая деятельность должна быть отнесена к медицинской помощи как к более емкому по субъектному составу институту).

2.2.Виды медицинской деятельности

Отличительные особенности медицинской помощи.

Анализ действующего законодательства позволяет юридически выделить следующие отличительные особенности медицинской помощи:
— медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения юридически всегда бесплатна, так как оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, иных поступлений (п. 1 ст. 41 Конституции РФ);
— объем предоставления бесплатной медицинской помощи регулируется государством (это относится, например, к скорой и неотложной медицинской помощи, высокотехнологичной медицинской помощи);
— к источникам правового регулирования медицинской помощи относятся: Конституция РФ (ст. 41, ст. 15 и др.); специальное законодательство (постановления Правительства о финансовом обеспечении, стандарты, приказы и инструкции Минздравсоцразвития РФ и др.).
Общие и отличительные признаки медицинских услуг и работ.

Общим является то, что медицинские услуги и работы:
— регулируются нормами гражданского права (ГК РФ) и договора;
— относятся к видам предпринимательской деятельности;
— выполняются исключительно на возмездной основе;
— выполняются на условиях, согласованных сторонами договора;
— к договору на оказание услуг возможно применение общих положений о договоре подряда на выполнение работ (применяется ст. 783 ГК РФ).
Отличия определяются на основании норм Гражданского кодекса РФ и зависят от предмета конкретного договора.
Договор на медицинские услуги и работы как коммерческая сделка имеет следующие особенности:
— особый субъектный состав участников (участие предпринимателя);
— расчет на прибыль при осуществлении предпринимательской деятельности;
— государственное регулирование деятельности.
Договор: консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий и публичный. Правоотношения сторон договора регулируются правовыми нормами глав 39 и 37 ГК РФ (с учетом ст. 783 ГК). К договору также применяются нормы о публичном договоре (ст. 426 ГК РФ) и Закон о защите прав потребителей.
Важно отметить, что оказание помощи, в том числе медицинской, не регулируется нормами ГК РФ и договором.
Классификация медицинских организаций. Для классификации медицинских организаций необходимо использовать общие нормы ГК РФ, что позволяет выделить:
— коммерческие медицинские организации. Они могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ (ст. 6 ФЗ о введении в действие части 1 ГК РФ, глава 4 ГК РФ, специальные законы РФ);
— некоммерческие медицинские организации. Перечень правовых форм некоммерческих организаций не ограничен (п. 4 ст. 50 ГК РФ, параграф 5 главы 4 ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (введен в действие с 01.01.2011), иные законы.
Важно обратить внимание на то, что некоммерческие медицинские организации могут заниматься только той предпринимательской деятельностью, которая направлена на достижение уставных целей (ст. 50 ГК).

2.3.Государственное регулирование медицинской деятельности в Российской Федерации

Медицинская деятельность весьма многообразна по своим проявлениям. Чаще всего медицинская помощь в современных условиях проявляет себя посредством медицинской услуги.

Воздействие на систему здравоохранения со стороны государства осуществляется путем регулирования.

Государство ставит перед собой вполне определенные социальные и экономические цели, которые находят отражение в нормативных документах, концепциях, приоритетах развития, доктринах и т.п. Применительно к системе здравоохранения такими целями могут быть: обеспечение доступа к здравоохранению всем гражданам; обеспечение безопасных условий жизнедеятельности населения; медицинская профилактика и информированность населения о здоровом образе жизни; экономичность, снижение издержек государства на здравоохранение при обеспечении определенных гарантий медико-социальной помощи и другие.

Способы реализации поставленных целей могут существенно различаться в зависимости от особенностей экономической ситуации в стране, нацио-нальных, культурных особенностей, государственного устройства и т.п.

Анализ законодательства и практики его применения показывает, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования активно участвуют в управлении процессами по медицинскому обслуживанию населения, оказывая значительное влияние на складывающиеся правоотношения.

Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения в Российской Федерации являются: установление порядка «входа» хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования или хозяйствования на данном рынке, а также «выхода» с него; правовое обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования хозяйствующих субъектов, аттестации специалистов; регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги; регулирование статистической и иной отчетности; контроль медицинских технологий; создание государственных и муниципальных лечебно- профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций; бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных программ; разработка и установление стандартов качества и контроль за их соблюдением; разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов; другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *