что означает в джава скрипт
Базовые операторы, математика
В этой главе мы начнём с простых операторов, а потом сконцентрируемся на специфических для JavaScript аспектах, которые не проходят в школьном курсе арифметики.
Термины: «унарный», «бинарный», «операнд»
Прежде, чем мы двинемся дальше, давайте разберёмся с терминологией.
Унарным называется оператор, который применяется к одному операнду. Например, оператор унарный минус «-» меняет знак числа на противоположный:
Бинарным называется оператор, который применяется к двум операндам. Тот же минус существует и в бинарной форме:
Формально, в последних примерах мы говорим о двух разных операторах, использующих один символ: оператор отрицания (унарный оператор, который обращает знак) и оператор вычитания (бинарный оператор, который вычитает одно число из другого).
Математика
Поддерживаются следующие математические операторы:
Первые четыре оператора очевидны, а про % и ** стоит сказать несколько слов.
Взятие остатка %
Возведение в степень **
В выражении a ** b оператор возведения в степень умножает a на само себя b раз.
Математически, оператор работает и для нецелых чисел. Например, квадратный корень является возведением в степень 1/2 :
Сложение строк при помощи бинарного +
Давайте рассмотрим специальные возможности операторов JavaScript, которые выходят за рамки школьной арифметики.
Обычно при помощи плюса ‘+’ складывают числа.
Но если бинарный оператор ‘+’ применить к строкам, то он их объединяет в одну:
Обратите внимание, если хотя бы один операнд является строкой, то второй будет также преобразован в строку.
Как видите, не важно, первый или второй операнд является строкой.
Вот пример посложнее:
Например, вычитание и деление:
Приведение к числу, унарный +
Плюс + существует в двух формах: бинарной, которую мы использовали выше, и унарной.
Унарный, то есть применённый к одному значению, плюс + ничего не делает с числами. Но если операнд не число, унарный плюс преобразует его в число.
Необходимость преобразовывать строки в числа возникает очень часто. Например, обычно значения полей HTML-формы — это строки. А что, если их нужно, к примеру, сложить?
Бинарный плюс сложит их как строки:
Поэтому используем унарный плюс, чтобы преобразовать к числу:
С точки зрения математика, такое изобилие плюсов выглядит странным. Но с точки зрения программиста тут нет ничего особенного: сначала выполнятся унарные плюсы, которые приведут строки к числам, а затем бинарный ‘+’ их сложит.
Почему унарные плюсы выполнились до бинарного сложения? Как мы сейчас увидим, дело в их приоритете.
Приоритет операторов
В том случае, если в выражении есть несколько операторов – порядок их выполнения определяется приоритетом, или, другими словами, существует определённый порядок выполнения операторов.
Из школы мы знаем, что умножение в выражении 1 + 2 * 2 выполнится раньше сложения. Это как раз и есть «приоритет». Говорят, что умножение имеет более высокий приоритет, чем сложение.
В JavaScript много операторов. Каждый оператор имеет соответствующий номер приоритета. Тот, у кого это число больше, – выполнится раньше. Если приоритет одинаковый, то порядок выполнения – слева направо.
Отрывок из таблицы приоритетов (нет необходимости всё запоминать, обратите внимание, что приоритет унарных операторов выше, чем соответствующих бинарных):
Приоритет | Название | Обозначение |
---|---|---|
… | … | … |
17 | унарный плюс | + |
17 | унарный минус | — |
16 | возведение в степень | ** |
15 | умножение | * |
15 | деление | / |
13 | сложение | + |
13 | вычитание | — |
… | … | … |
3 | присваивание | = |
… | … | … |
Присваивание
Присваивание = возвращает значение
Тот факт, что = является оператором, а не «магической» конструкцией языка, имеет интересные последствия.
Вызов x = value записывает value в x и возвращает его.
Благодаря этому присваивание можно использовать как часть более сложного выражения:
В примере выше результатом (a = b + 1) будет значение, которое присваивается переменной a (то есть 3 ). Потом оно используется для дальнейших вычислений.
Забавное применение присваивания, не так ли? Нам нужно понимать, как это работает, потому что иногда это можно увидеть в JavaScript-библиотеках.
Однако писать самим в таком стиле не рекомендуется. Такие трюки не сделают ваш код более понятным или читабельным.
Присваивание по цепочке
Рассмотрим ещё одну интересную возможность: цепочку присваиваний.
Опять-таки, чтобы код читался легче, лучше разделять подобные конструкции на несколько строчек:
Польза от такого стиля особенно ощущается при быстром просмотре кода.
Сокращённая арифметика с присваиванием
Часто нужно применить оператор к переменной и сохранить результат в ней же.
Эту запись можно укоротить при помощи совмещённых операторов += и *= :
Логические операторы
Несмотря на своё название, данные операторы могут применяться к значениям любых типов. Полученные результаты также могут иметь различный тип.
Давайте рассмотрим их подробнее.
Оператор «ИЛИ» выглядит как двойной символ вертикальной черты:
В JavaScript, как мы увидим далее, этот оператор работает несколько иным образом. Но давайте сперва посмотрим, что происходит с булевыми значениями.
Существует всего четыре возможные логические комбинации:
Если значение не логического типа, то оно к нему приводится в целях вычислений.
Обычно оператор || используется в if для проверки истинности любого из заданных условий.
Можно передать и больше условий:
ИЛИ «||» находит первое истинное значение
Описанная выше логика соответствует традиционной. Теперь давайте поработаем с «дополнительными» возможностями JavaScript.
Расширенный алгоритм работает следующим образом.
При выполнении ИЛИ || с несколькими значениями:
Оператор || выполняет следующие действия:
Значение возвращается в исходном виде, без преобразования.
Другими словами, цепочка ИЛИ «||» возвращает первое истинное значение или последнее, если такое значение не найдено.
Это делает возможным более интересное применение оператора по сравнению с «чистым, традиционным, только булевым ИЛИ».
Получение первого истинного значения из списка переменных или выражений.
Сокращённое вычисление.
Операндами могут быть как отдельные значения, так и произвольные выражения. ИЛИ вычисляет их слева направо. Вычисление останавливается при достижении первого истинного значения. Этот процесс называется «сокращённым вычислением», поскольку второй операнд вычисляется только в том случае, если первого недостаточно для вычисления всего выражения.
Это хорошо заметно, когда выражение, указанное в качестве второго аргумента, имеет побочный эффект, например, изменение переменной.
В приведённом ниже примере x не изменяется:
Присваивание – лишь один пример. Конечно, могут быть и другие побочные эффекты, которые не проявятся, если вычисление до них не дойдёт.
Как мы видим, этот вариант использования || является «аналогом if «. Первый операнд преобразуется в логический. Если он оказывается ложным, начинается вычисление второго.
Оператор И пишется как два амперсанда && :
Операторы Javascript
В JavaScript существует множество различных операторов: арифметические операторы, операторы присваивания, строковые операторы, операторы сравнения, логические операторы, операторы типов, побитовые операторы.
Оператор присваивания (=) присваивает значение переменной:
Оператор сложения (+) складывает числа:
Оператор умножения (*) перемножает числа:
Арифметические операторы JavaScript
Арифметические операторы используются для выполнения арифметических операций с числами:
Оператор | Описание |
---|---|
+ | Сложение |
— | Вычитание |
* | Умножение |
/ | Деление |
% | Остаток от деления |
++ | Увеличение на 1 |
— | Уменьшение на 1 |
Операторы присваивания JavaScript
Операторы присваивания присваивают значения переменным JavaScript.
Строковые операторы JavaScript
Оператор сложения (+) также может использоваться для объединения (конкатенации) строк.
Также, для конкатенации строк можно использовать оператор присваивания +=:
При использовании со строками оператор + еще называют оператором конкатенации.
Сложение строк и чисел
Сложение двух чисел вернет сумму этих чисел, однако сложение числа и строки вернет строку:
В результате в переменных x, y, z мы получим 10, 55, Hello5 соответственно.
Помните! Если сложить число и строку, в результате получится строка!
Операторы сравнения JavaScript
Оператор | Описание | ||||
---|---|---|---|---|---|
== | равно | ||||
=== | равно по значению и типу | ||||
!= | не равно | ||||
!== | не равно по значению и типу | ||||
> | больше чем | ||||
= | больше или равно | ||||
> | Побитовый сдвиг вправо со знаком | 5 >> 1 | 0101 >> 1 | 10 | 2 |
>>> | Побитовый сдвиг вправо | 5 >>> 1 | 0101 >>> 1 | 10 | 2 |
Внимание! В примерах в таблице выше приведены 4-битные числа без знака. В действительности же JavaScript использует 32-битные числа со знаком. Таким образом, в JavaScript выражение
00000000000000000000000000000101 возвращает 11111111111111111111111111111010.
Выражения и операторы
Эта глава описывает выражения и операторы языка JavaScript, такие как операторы присваивания, сравнения, арифметические, битовые, логические, строчные, и различные специальные операторы.
Полный и детальный список операторов и выражений также доступен в этом руководстве.
Операторы
В JavaScript есть следующие типы операторов. Данный подраздел описывает каждый тип и содержит информацию об их приоритетах друг над другом.
В свою очередь унарная операция использует один операнд, перед или после оператора:
Операторы присваивания
Существуют также составные операторы присваивания, которые используются для сокращённого представления операций, описанных в следующей таблице:
Деструктуризация
Операторы сравнения
Замечание: (=>) не оператор, а нотация Стрелочных функций.
Арифметические операторы
Арифметические операторы (en-US) используют в качестве своих операндов числа (также литералы или переменные) и в качестве результата возвращают одно числовое значение. Стандартными арифметическими операторами являются сложение (+), вычитание (-), умножение (*), и деление (/). При работе с числами с плавающей точкой эти операторы работают аналогично их работе в большинстве других языках программирования (обратите внимание, что деление на ноль возвращает бесконечность Infinity ). Например:
Кроме того, JavaScript позволяет использовать следующие арифметические операторы, представленные в таблице:
Битовые (поразрядные) операторы
Битовые операторы (en-US) обрабатывают свои операнды как последовательности из 32 бит (нулей и единиц), а не как десятичные, шестнадцатеричные или восьмеричные числа. Например, десятичное число 9 имеет двоичное представление 1001. Битовые операторы выполняют операции над таким двоичным представлением, но результат возвращают как обычное числовое значение JavaScript.
Следующая таблица обобщает битовые операторы JavaScript.
Оператор | Использование | Описание |
---|---|---|
Побитовое И (en-US) | a & b | Возвращает единицу в каждой битовой позиции, для которой соответствующие биты обеих операндов являются единицами. |
Побитовое ИЛИ (en-US) | a | b | Возвращает единицу в каждой битовой позиции, для которой один из соответствующих битов или оба бита операндов являются единицами. |
Исключающее ИЛИ (en-US) | a ^ b | Возвращает единицу в каждой битовой позиции, для которой только один из соответствующих битов операндов является единицей. |
Побитовое НЕ (en-US) | Заменяет биты операнда на противоположные. | |
Сдвиг влево (en-US) | a | Сдвигает a в двоичном представлении на b бит влево, добавляя справа нули. |
Сдвиг вправо с переносом знака (en-US) | a >> b | Сдвигает a в двоичном представлении на b бит вправо, отбрасывая сдвигаемые биты. |
Сдвиг вправо с заполнением нулями (en-US) | a >>> b | Сдвигает a в двоичном представлении на b бит вправо, отбрасывая сдвигаемые биты и добавляя слева нули. |
Битовые логические операторы
Основной смысл работы битовых логических операторов состоит в следующем:
Выражение | Результат | Двоичное описание | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
15 & 9 | 9 | 1111 & 1001 = 1001 | |||||
15 | 9 | 15 | 1111 | 1001 = 1111 | |||||
15 ^ 9 | 6 | 1111 ^ 1001 = 0110 | |||||
Тип оператора | Операторы |
---|---|
свойство объекта | . [] |
вызов, создание экземпляра объекта | () new |
отрицание, инкремент | ! Более подробная версия данной таблицы, содержащая ссылки и дополнительную информацию по каждому оператору, находится в справочнике JavaScript. ВыраженияВыражением является любой корректный блок кода, который возвращает значение. Концептуально, существуют два типа выражений: те которые присваивают переменной значение, и те, которые вычисляют значение без его присваивания. Код 3 + 4 является примером выражения второго типа. Данное выражение использует оператор «+» для сложения чисел 3 и 4 без присваивания переменной полученного результата 7. Все выражения в JavaScript делятся на следующие категории: Основные выраженияБазовые ключевые слова и основные выражения в JavaScript. Оператор thisИспользуйте ключевое слово this для указания на текущий объект. В общем случае this указывает на вызываемый объект, которому принадлежит данный метод. Используйте this следующим образом: Предположим, функция validate выполняет проверку свойства value некоторого объекта; задан объект, а также верхняя и нижняя граница величины данного свойства: Вы можете вызвать функцию validate для обработчика события onChange для каждого элемента формы, используя this для указания на элемент формы, как это показано в следующем примере: Оператор группировкиУпрощённый синтаксис создания массивов и генераторов[for (x of y) x] Упрощённый синтаксис для массивов. (for (x of y) y) Упрощённый синтаксис для генераторов. Упрощённые синтаксисы существуют во многих языках программирования и позволяют вам быстро собирать новый массив, основанный на существующем. Например: Левосторонние выраженияЗначениям слева назначаются значения справа. Вы можете использовать оператор new для создания экземпляра объекта пользовательского типа или одного из встроенных объектов. Используйте оператор new следующим образом: superКлючевое слово используется, чтобы вызывать функции родительского объекта. Это полезно и с классами для вызова конструктора родителя, например. Оператор расширенияОператор расширения позволяет выражению расширяться в местах с множеством аргументов (для вызовов функций) или множестве элементов (для массивов). Похожим образом оператор работает с вызовами функций: Основы JavaScript для начинающих разработчиковМатериал, перевод которого мы сегодня публикуем, посвящён основам JavaScript и предназначен для начинающих программистов. Его можно рассматривать и как небольшой справочник по базовым конструкциям JS. Здесь мы, в частности, поговорим о системе типов данных, о переменных, о массивах, о функциях, о прототипах объектов, и о некоторых других особенностях языка. Примитивные типы данных▍ЧислаАрифметические операции JS работают вполне привычным образом, но надо обратить внимание на то, что оператор + может выполнять и сложение чисел, и конкатенацию строк. ▍СтрокиСтроки, как и другие примитивные значения, иммутабельны. Например, метод concat() не модифицирует существующую строку, а создаёт новую. ▍Логические значенияОбъектыОбъекты — это динамические структуры, состоящие из пар ключ-значение. Значения могут иметь примитивные типы данных, могут быть объектами или функциями. Объекты проще всего создавать, используя синтаксис объектных литералов: Свойства объекта можно, в любое время, читать, добавлять, редактировать и удалять. Вот как это делается: Объекты в языке реализованы в виде хэш-таблиц. Простую хэш-таблицу можно создать, используя команду Object.create(null) : Для перебора всех свойств объекта можно воспользоваться командой Object.keys() : ▍Сравнение значений примитивных типов и объектовПри практической работе с примитивными значениями можно, как уже было сказано, воспринимать их как объекты, у которых есть свойства и методы, хотя объектами они не являются. Примитивные значения иммутабельны, внутренняя структура объектов может меняться. ПеременныеЕсли переменная объявлена за пределами какой-либо функции, её область видимости является глобальной. МассивыМетоды массивов позволяют легко реализовывать такие структуры данных, как стеки и очереди: ФункцииФункции в JavaScript являются объектами. Функции можно назначать переменным, хранить в объектах или массивах, передавать в виде аргументов другим функциям и возвращать из других функций. Существует три способа объявления функций: ▍Классическое объявление функцииПри таком подходе к объявлению функций действуют следующие правила: ▍Функциональные выраженияПри использовании функциональных выражений нужно учитывать следующее: ▍Стрелочные функции▍Способы вызова функцийФункции можно вызывать различными способами.
|