что означает в паскале точка с запятой

Пунктуация в программах на Паскале

Слова begin и end не являются операторами – они служат знаками пунктуации. Слово begin выступает в качестве левой, а end – правой скобки. Так как они сами знаки пунктуации, то точка запятой после begin и перед end не обязательна. В программах на Паскаль слова begin и end используются преимущественно для образования составных операторов. Составной оператор может быть использован в любом месте, где мог бы быть использован простой оператор. Пример составного оператора:

Слова в других операторах также действуют как знаки пунктуации.

Слова if, then, else выступают внутри оператора в качестве знаков пунктуации.

Операторы разделены знаками пунктуации, поэтому расположение программы на странице с точки зрения компилятора значения не имеет. Вполне достаточно придерживаться двух правил:

В остальном компилятору все равно, как будет расположена программа, однако, это совсем не безразлично для программиста. Польза отступов в прояснении структуры программы. Взгляды на выбор отступов весьма различны, но все согласны в одном – отступы должны делать структуру программы максимально наглядной.

Слова program, const, var, begin, end, а также множество других называются зарезервированными словами. Зарезервированные слова нельзя расширять (например, constant будет ошибкой) и сокращать (например, prog также будет ошибкой).

Использовать в программном коде на Pascal можно как прописные, так и строчные буквы, а также их чередовать. Однако в строках (тип данных) разница между прописными и строчными буквами существует.

Источник

Компонентный Паскаль/Оформление модуля

Содержание

Подробнее о оформлении модуля [ править ]

Давайте вернёмся к тексту программы Hello.odc:

Вне фокуса внимания в этом примере остался разбор мелких важных деталей в оформлении кода. Аккуратно оформленный и опрятный код не только позже облегчит понимание самого кода, но и позволит его упростить, оптимизировать, расширить.

Заглавные буквы [ править ]

В Компонентном Паскале заглавные буквы используются только для ключевых слов. Ключевые слова изменить нельзя. Они определены создателями языка, разнообразие их достаточно и исчерпывающе. В других языках, таких как Си или python заглавные буквы используются для обозначения констант. Впрочем, и в Компонентном Паскале никто не запрещает использовать заглавные буквы для констант. Но так не принято.

Точка с запятой [ править ]

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

Типичная ошибка при использовании точки с запятой [ править ]

Заключается она в том, что этой самой точки с запятой попросту нет. Вот тут КП откажется компилировать текст, но не бросит программиста, а подскажет место, где он ошибку обнаружил:

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

Место ошибки будет отмечено серым квадратом с диагональным перечёркиванием. После устранения ошибки, этот квадрат сам исчезнет (его можно удалить и вручную, но смысла в такой операции нет). Но это ещё не всё. ББ предлагает нажать по квадрату дважды, и после этого причина ошибки станет более понятной:

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

Именование процедур и переменных [ править ]

Как действуют правила относительно ключевых слов, также действуют правила относительно именования процедур и переменных. Пока не производился разбор процедуры Start, но уже полезно знать, что процедуры именуются с большой буквы. Так, например, инструкция Log.String(‘Привет, мир!’) является вызовом процедуры «String» из модуля «Log». И это точно не ключевое слово, так как заглавные буквы не все, а только первая.

Что касается переменных, они будут рассматриваться в следующем разделе, но относительно них существует простое правило: все переменные пишутся маленькими буквами. Таким образом, придерживаясь правил именования ключевых слов, процедур и переменных будет легко различить что есть что.

Размещение инструкций [ править ]

Часто можно встретить код, представленный ниже

Два вызова процедур из модуля «Log» размещены в одну строку. Вызовы процедур вполне могут быть и из разных модулей, и больше чем два (при этом их надо все разделить точкой с запятой, кроме последней). И всё это будет верно. Обычно так делают тогда, когда программист хочет подчеркнуть неразрывность цепочки операций. Тут важно не переборщить, так как код может выйти далеко за пределы основного кода, и читать такой код будет весьма неудобно. Обычно достаточно два. три оператора в строке.

Размещение комментариев [ править ]

Зачем вставлять этот комментарий, если из имени процедуры следует, что она возвращает координату Х?

Отступы в коде и подсветка [ править ]

Практически везде по тексту модуля используются отступы. Отступы не являются требованием языка, как это сделано в python. КП прекрасно скомпилирует модуль и без отступов. Но всё-таки с отступами текст выглядит более аккуратно и ухожено. Не говоря уже о том, что такой текст легче воспринимается для понимания кода. Подсветка текста и выравнивание может быть сделана автоматически через:

Код будет отформатирован на столько, на сколько это вообще возможно.

Заключение [ править ]

В этой части освещены не все вопросы правильного оформления кода, но те правила, которые описаны позволят создавать код, который не будет вызывать чувство отвращения у других программистов, которые (может быть) будут изменять или использовать ваш код. Это, своего рода, этикет программистов. По другим менее значимым вопросам всегда можно проконсультироваться у более опытных коллег, или найти такую информацию во встроенной справке.

Источник

Основные понятия и операторы языка Паскаль

Основные понятия и операторы языка Паскаль

Сайт:Электронные курсы ТПУ
Курс:Информационные технологии 3
Книга:Основные понятия и операторы языка Паскаль
Напечатано::Гость
Дата:Суббота, 27 Ноябрь 2021, 03:44

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса «Информационные технологии» является обучение студентов программированию с применением методов вычислительной математики, использованием современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий, дальнейшее развитие компьютерной грамотности на основе дисциплин «Информатика», «Математика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Физика».

Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.

Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.

К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.

В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования – ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы – и на их основе строить программы.

Этот список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.

После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.

Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.

1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль

Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

Алфавит Паскаля составляют:

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова (см. табл. 1.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом, и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т. д. служат стандартные идентификаторы, например, Sqr, Sqrt и т. д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:

Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль.

Остаток от деления

До тех пор, пока не выполнится

Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.

1.1.1. Величины в Паскале

Решение задач на ПК – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале данные делятся на константы и переменные. Они определяются идентификаторами (именами).

Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе выполнения программы в отличие от переменных, которые могут менять свои значения. Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать с константой. Переменная характеризуется именем, типом (см. 1.2) и значением.

Кроме констант и переменных, существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами (в данном пособии не рассматриваются. Рекомендуется дополнительная литература, например, [3]).

1.1.2. Структура программы

В программе программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью различных операций для реализации заданной цели. Основные требования, предъявляемые к программе:

Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если объем программы требует большего количества памяти, то необходимо использовать дополнительные средства.

Раздел описания начинается соответствующим каждому элементу списка служебным словом (табл. 1), после которого идет последовательность величин одного типа, разделенных запятой. После списка имен ставится двоеточие и указывается тип данных (см. 1.2).

Любой элемент данного списка в программе может отсутствовать.

Данный раздел начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В нём задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. Операторы, посредством которых эти действия производятся, разделяются точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.

Для лучшего восприятия текста программы и поиска ошибок рекомендуется следующая схема:

1.2. Типы данных

При решении задач выполняется обработка информации различного свойства, например: дробные и целые числа, слова, строки и т. д. Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых участвует данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных – это множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Простые типы данных также делятся на стандартные и пользовательские. Стандартные – предлагаются разработчиками Турбо Паскаля, а пользовательские разрабатывают сами программисты.

Представим типы данных в виде схемы:

В данном учебном пособии будут рассмотрены лишь основные типы данных, используемые наиболее часто. С другими интересующими типами данных можно познакомиться в специальной литературе (например, [3]). Рассмотрим пока лишь простые типы данных, структурированные типы требуют отдельного, более тщательного рассмотрения.

Источник

блог админа

Занятие 2. Первое знакомство с Паскалем

Структура программы на Паскале. По определению стандартного Паскаля программа состоит из заголовка программы и тела программы (блока), за которым следует точка — признак конца программы. В свою очередь, блок содержит разделы описаний и раздел операторов.

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

Раздел операторов имеется в любой программе и является основным. Предшествующие разделы носят характер описаний и не все обязательно присутствуют в каждой программе.

В Турбо Паскале, в отличие от стандарта, возможно следующее:

• отсутствие заголовка программы;

• разделы Const, Type, Var, Label могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз.

Примеры программ. Уже было сказано, что Паскаль разрабатывался Н. Виртом как учебный язык. Основной принцип, заложенный в нем, — это поддержка структурной методики программирования. Этот же принцип лежит в основе псевдокода, который мы здесь называем Алгоритмическим языком (АЯ). По сути дела, расхождение между АЯ и Паскалем заключается в следующем: АЯ — русскоязычный, Паскаль — англоязычный; синтаксис Паскаля определен строго и однозначно в отличие от сравнительно свободного синтаксиса АЯ.

Запись программы на Паскале похожа на английский перевод алгоритма, записанного на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм деления простых дробей, записанный на АЯ, с соответствующей программой на Паскале.

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

Здесь использовано следующее равенство:

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в данной программе можно все понять. Для этого достаточно знать английский язык.

Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которым следует произвольное имя, придуманное программистом (division — деление). Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables — переменные), за которым следует список переменных. Тип указывается после двоеточия словом Integer — целый. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются словами Begin (начало) и End (конец). В конце программы обязательно ставится точка.

Ввод исходных данных с клавиатуры производится с помощью процедуры ReadLn (read line — читать строку). На клавиатуре набирают четыре числа, отделяемые друг от друга пробелами, которые отражаются строкой на экране дисплея. После набора чисел нажимают на клавишу ввода.

Операторы присваивания в Паскале записываются так же, как в АЯ. Знак умножения — * (звездочка).

Вывод результатов на экран дисплея производится с помощью процедуры WriteLn (write line — писать в строку). В рассмотренном примере два целых числа т и п выведутся в строчку, курсор на экране перейдет в начало следующей свободной строки и работа программы завершится.

Необходимо строгое соблюдение правил правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации. Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, после каждого оператора. Перед словом End точку с запятой можно не ставить. Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин.

Строгий синтаксис в языке программирования необходим прежде всего для транслятора. Транслятор — это программа, которая исполняется формально. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то транслятор в качестве оператора воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если вы забыли поставить этот знак между какими-то двумя операторами, то транслятор будет принимать их за один, что неизбежно приведет к ошибке.

Основное назначение синтаксических правил — придать однозначный смысл языковым конструкциям. Если какая-то конструкция может трактоваться двусмысленно, значит, в ней обязательно содержится ошибка. Лучше не полагаться на интуицию, а выучить правила языка.

В дальнейшем мы строго опишем синтаксические правила Паскаля, а пока для получения первоначального представления о языке обратимся еще к нескольким примерам программирования несложных алгоритмов.

«Оттранслируем» алгоритм вычисления факториала натурального числа (N!) на Паскале.

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

Из этого примера, во-первых, видно, как записывается на Паскале оператор цикла с предусловием (цикл-пока):

(While — пока, Do — делать). Если тело цикла содержит последовательность операторов, то говорят, что оно образует составной оператор, в начале и в конце которого надо писать Begin и End

Служебные слова Begin и End часто называют операторными скобками, которые объединяют несколько операторов в один составной. Если же тело цикла — один оператор (не составной), то операторных скобок не требуется. Тогда транслятор считает, что тело цикла заканчивается на ближайшем знаке «;».

Во-вторых, из примера видно, что в Паскале нет специальных слов для обозначения начала цикла (нц) и конца цикла (кц). На все случаи есть универсальные слова Begin и End.

Рассмотрим еще один пример программы — решение квадратного уравнения.

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

В этой программе по сравнению с предыдущими появилось много новых элементов. Имя вещественного типа в Паскале — real.

Цикл с постусловием (цикл-до) программируется оператором

(здесь Repeat — повторять, Until — до). Тело цикла может быть как одиночным, так и составным оператором, однако употребления Begin и End не требуется, поскольку сами слова Repeat и Until выполняют роль операторных скобок.

Знак не равно в Паскале пишется так: <>, знак больше или равно: >=.

Правила записи арифметических выражений мы подробно рассмотрим немного позже. В формулах вычисления корней используется стандартная функция квадратного корня ( что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой), которая в Паскале записывается так: sqrt (x). Порядок выполнения операций в выражении определяется скобками и старшинством операций. Старшинство операций такое же, как и в алгебре. Операции одинакового старшинства выполняются в порядке их записи (слева направо).

Ветвление в Паскале программируется с помощью условного оператора, который имеет следующую форму:

If Then Else «oператор 2>

(здесь If — если, Then — то, Else — иначе). Операторы 1 и 2 могут быть как простыми, так и составными. Составной оператор следует заключать в операторные скобки Begin и End.

Так же, как и в Алгоритмическом языке, возможно использование неполной формы условного оператора:

Характерной чертой данной программы является использование в тексте комментариев. Комментарий — это любая последовательность символов, заключенных в фигурные скобки <. >. Можно употреблять также следующие ограничители комментариев (*. *). Комментарий не определяет никаких действий программы и является лишь пояснительным текстом. Он может присутствовать в любом месте программы, где можно поставить пробел.

Программист пишет комментарии не для компьютера, а для себя. Комментарий придает тексту программы большую ясность. Хорошо откомментированные программы называют самодокументированными. Во многих подобных программах объем комментариев превышает объем вычислительных операторов.

Удачное использование комментариев — признак хорошего стиля программирования.

Чтобы выполнить программу на ЭВМ, ее нужно ввести в память, оттранслировать и исполнить. Для того чтобы проделать всю эту работу, на компьютере должны быть специальные средства программного обеспечения. На ПК они составляют систему Турбо Паскаль.

Упражнения

«Оттранслируйте» с Алгоритмического языка на Паскаль следующие алгоритмы:

а) алгоритм Евклида;

б) алгоритм выбора наибольшего значения из трех;

в) алгоритм определения существования треугольника с данными длинами сторон;

г) алгоритм умножения двух целых чисел с использованием только операций сложения и вычитания;

д) алгоритм вычисления частного и остатка от целочисленного деления.

Редактировалось Дата: Пятница, 26 Ноябрь 2021

Источник

Что означает в паскале точка с запятой

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

Ответы

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

Один символ занимает:
байт = 4 бит
(1,5 Кбайт = байт)
Мощность алфавита N (или количество символов в алфавите) равно
ответ: 16 символов содержит алфавит.

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

1,5 Кбайта=1,5 * 1024 байта = 1,5 * 1024 *8 бит = 12288 бит
12288/3072 = 4 бита — на один символ

Значит N=2^4 = 16 символов в алфавите.

что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой

1) X1*X1=X1 (закон повторения). Имеем:

2) Раскрываем скобки:

3) X1*X3+X1*X3=X1*X3 (a+a=a — тот же закон повторения, только для сложения). Применяем и имеем:

4) Х1*Х2+Х2=X2 (правило склеивания). Имеем:

Решено. Все законы нетрудно проверить подставляя 0 или 1

Слова begin и end не являются операторами – они служат знаками пунктуации. Слово begin выступает в качестве левой, а end – правой скобки. Так как они сами знаки пунктуации, то точка запятой после begin и перед end не обязательна. В программах на Паскаль слова begin и end используются преимущественно для образования составных операторов. Составной оператор может быть использован в любом месте, где мог бы быть использован простой оператор. Пример составного оператора:

Слова в других операторах также действуют как знаки пунктуации.

Слова if, then, else выступают внутри оператора в качестве знаков пунктуации.

Операторы разделены знаками пунктуации, поэтому расположение программы на странице с точки зрения компилятора значения не имеет. Вполне достаточно придерживаться двух правил:

В остальном компилятору все равно, как будет расположена программа, однако, это совсем не безразлично для программиста. Польза отступов в прояснении структуры программы. Взгляды на выбор отступов весьма различны, но все согласны в одном – отступы должны делать структуру программы максимально наглядной.

Слова program, const, var, begin, end, а также множество других называются зарезервированными словами. Зарезервированные слова нельзя расширять (например, constant будет ошибкой) и сокращать (например, prog также будет ошибкой).

Использовать в программном коде на Pascal можно как прописные, так и строчные буквы, а также их чередовать. Однако в строках (тип данных) разница между прописными и строчными буквами существует.

Это не пятьдесят восемь, а два числа: пять и восемь. “К сожалению”, они расположены вплотную друг к другу. Чуть ниже вам станет ясно, как преодолеть этот “недостаток” оператора Write.

Самое трудное для новичка – не путать запятые и кавычки, находить элементы и отличать текстовые элементы от чисел и выражений. Совет: сначала найдите внутри скобок запятые. Рассмотрим пример:

Write ( 8, ‘котят’,3*3,’щенят’ ) 8котят9щенят

Здесь запятых три, значит элементов четыре. Вы легко заметите эти элементы, если представите себе, что запятые — это стены, разделяющие элементы.

8 ‘котят’ 3*3 ‘щенят’

Теперь, чтобы отличить текстовые элементы от прочих, обратим внимание, что они заключены в кавычки.

‘котят’ ‘щенят’

Write ( ‘Это’,4 +4, ‘кошек’ ) Это8кошек

Как видите, результат не зависит от количества пробелов (пропусков, пустых мест) снаружи от текстовых элементов, взятых в кавычки. Но пробелы, встретившиеся внутри кавычек, отображаются на экране:

Write( ‘Это’,4+4,’ко шек’ ) Это8ко шек

Write( ‘Это ‘,4+4,’ кошек’ ) Это 8 кошек

Задание 2: Изобразите на листке бумаги в клетку (один символ – одна клетка), что напечатает оператор Write(‘12’, ‘5 + 1’, 5 + 1, ‘=’, 120+21)

Первая программа на Паскале

Конечно, кроме оператора Write в Паскале есть еще много операторов. Но для начального понимания того, как устроена программа на Паскале, достаточно и его. Вот пример программы:

BEGIN
Write(‘Начали!’);
Write(8+1);
Write(5-2)

Вы видите, что программа состоит из трех операторов Write, записанных друг за другом. Кроме них, программы на Паскале содержат «знаки препинания» — в нашем случае это служебные словаBEGINи END, точка с запятой и точка. Слова BEGIN и END в нашей программе не являются, в отличие от Write, приказами на выполнение каких-либо действий по выполнению задания.

Пока примем такие правила расстановки «знаков препинания»:

1. BEGIN будем ставить в начале программы, чтобы компьютеру было видно, откуда она начинается. (Это правило мы очень скоро уточним). BEGIN переводится НАЧАЛО, читается «би’гин».

2. END с точкойставится в конце программы, чтобы компьютеру было видно, где она кончается. END переводится КОНЕЦ, читается «энд».

3. Точкой с запятойнеобходимо отделять операторы друг от друга. Служебные слова BEGIN и END от операторов точкой с запятой отделять не нужно.

Программу совсем не обязательно записывать в столбик, можно и в строчку, лишь бы было ясно, в какой последовательности записана информация:

BEGIN Write( ‘Начали!’) ;
Write( 8 +1 ) ;Write( 5

Эта программа записана правильно и, с точки зрения компьютера, не менее изящно, чем предыдущая.

Неважно также, какими буквами — заглавными или строчными, полужирным шрифтом или обычным — записаны названия служебных слов и операторов.

bEgin WriTe( ‘Начали!’) ; write( 8+1) ;WRITE( 5-2) enD.

Я для более легкого чтения программ буду выделять полужирным шрифтом некоторые из служебных слов (список всех служебных слов вы найдете в 11.2) и другие общеупотребительные слова Паскаля.

Кроме вышеупомянутых элементов программа на Паскале может содержать комментарии. Это — любые пояснительные тексты, взятые в фигурные скобки. Во время выполнения программы компьютер не обращает на них внимания, они ему не нужны, а нужны программисту для более легкого понимания своей программы. Пример:

BEGIN

Не забывайте брать комментарии в фигурные скобки, иначе компьютер подумает, что это операторы, не поймет их и сообщит вам, что у вас в программе ошибка. Правда, есть одно исключение, когда компьютер воспринимает заключенную в фигурные скобки информацию, как директиву на выполнение кое-каких действий, но об этом поговорим позже, в 15.2.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9821 — что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятой| 7504 — что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку что означает в паскале точка с запятой. Картинка про что означает в паскале точка с запятой. Фото что означает в паскале точка с запятойили читать все.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *