что означает в социологии понятие позитивистский редукционизм
Понятие позитивизма в социологии
Исторически первым направлением, возникшим в социологии ХIХ в., был позитивизм (от лат. positivus – положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм противопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой «позитивной» социальной теории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной теории.
С точки зрения позитивизма, основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной», т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.
Основатели позитивизма (в первую очередь О. Конт) считали, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе «Дух позитивной философии» Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.
Поскольку законы функционирования и развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы (даже как их частный случай), постольку признавалась их неизменность, данность на все времена. По этому же основанию считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность социальных явлений и процессов.
Наконец, подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статике, т.е. речь шла о нем как о системе, находящейся прежде всего в состоянии стабильности и равновесия, и только затем в ситуациях изменения.
Чтобы знание об обществе отвечало требованиям объективности, реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться, с точки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравнительный, исторический и в определенной степени математический методы.
Позитивизм как парадигма социологии ХIХ в. проявился в таких более конкретных своих направлениях (иногда их называют характерными чертами позитивизма), как натурализм, органицизм, эволюционизм (в последующих главах о них пойдет специальный разговор). Кроме указанных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. (речь о них также впереди). Все эти направления и течения позитивизма отличались одним общим принципом – социологического редукционизма.
Суть его состоит в стремлении объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора, будь то биологический, географический, расовый или еще какой-либо. Поэтому не случайно в истории социологии все эти течения и направления получили название «школ одного фактора» (что не совсем точно и о чем мы еще будем говорить).
Как уже отмечалось, основоположником позитивизма вообще, социологического в особенности был Конт. Перейдем сначала к краткому рассмотрению его жизненного пути, а затем – к более подробному изложению основ социологического творчества французского мыслителя.
Социология — онлайн-тест МФЮА
Вы легко можете заказать у нас выполнение этого теста на Отлично и Хорошо, если не выходит нужная оценка или просто некогда. Цена ровно 500 р. Оплата после решения.
Вопросы теста
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Список тестов
Предмет «Социология» представлен на дистанционном обучении в МФЮА (МФЮУ) следующими онлайн-тестами:
Темы лекций для подготовки к онлайн тесту
Лекции СОЦс (для тестов СОЦтс)
Решим Ваш тест в МФЮА, МИТУ
500 р после решения
И через пару часов
Решение будет готово!
Заполните заявку на решение теста МФЮА
* Или просто обратитесь к нам ВКонтакте, так будет быстрее
© 2018-2021 ТестИДО.рф — Квалифицированная помощь в решении онлайн-тестов МФЮА дистанционной формы обучения в ВУЗе и колледже
Редукционизм
Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя появление эмерджентных свойств в системах более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример — планетарная модель атома).
Редукционизм как философский подход исторически потеснил холизм — систему взглядов, не выделяемую в тот период отдельно, но господствовавшую в европейском мышлении до XVII века. Первым последовательным выразителем редукционистского подхода к миру, продолжившим в Новое Время традицию античного философа Демокрита, был Рене Декарт (1596—1650). Вот пример его рассуждений: «…смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-либо из главных частей тела. … тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (то есть машина, которая движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены… от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует».
В социологии редукционизм существует в виде методологического натурализма и механицизма. В современной западной философии редукционизм вновь уступил свои позиции холизму, понятие которого было на новом уровне введено в оборот Я. Смэтсом (1870—1950). Он процитировал слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».
Как отмечал советский и российский философ В. С. Швырёв, логическим позитивистам пришлось отказаться от своих феноменалистско-эмпирических представлений о природе научного знания, предполагавших возможность исчерпывающего сведе́ния (редукции) теоретических терминов и предложений к терминам и предложениям языка «наблюдения», и признать факт существования теоретического уровня научного знания, не сводимого к эмпирическому знанию или его комбинациям.
РЕДУКЦИОНИЗМ
Смотреть что такое РЕДУКЦИОНИЗМ в других словарях:
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reduclio — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методоло-гич. принцип, согласно которому высшие формы. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reductio — возвращение, отодвигание назад) — одна из методологических программ, определяющих направленность и способ орга. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
— одна из общих исследовательских стратегий по обеспечению синтеза научного знания. Имеет свои философские основания в идее единства и одновременно субординации всех процессов и явлений действительности. Редукционистская стратегия лежит в самой основе зарождения и функционирования науки как системы доказательного знания, сущность которой составляет логическое сведение одних истинных утверждений определенной предметной области к другим ее истинным утверждениям (аксиомы, принципы и законы). Первым триумфом редукционистской стратегии в науке было построение древнегреческими мыслителями доказательной системы геометрии, где подавляющее большинство известных, но разрозненных до этого геометрических положений были сведены к относительно небольшому числу уже далее несводимых исходных положений (аксиом). В системе геометрии Эвклида в основу всей геометрии было положено только пять геометрических аксиом. Впоследствии редукционистская стратегия доказала свою осуществимость и эффективность и при построении других научных теорий (механики, астрономии, физики и др.). Редукционистская стратегия лежала в основе построения и самой философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Более того, начиная с Античности, были предприняты такие поражающие сегодня воображение своими масштабами и смелостью проекты, как редукционистское объединение всего знания. В качестве аксиоматики таких универсальных систем знания предлагались сначала различные философские системы, а затем (в Средние века) и религиозно-философские. Однако, как показывает опыт развития науки, редукционистская стратегия, несмотря на свою известную эффективность, имеет определенные пределы, которые, правда, априорно (заранее) невозможно предсказать. Так, оказалось, невозможно принципиально свести, несмотря на огромные усилия логицистов, арифметику к логике. Редукционистский принцип соответствия, основанный на требовании сведения старой теории к новой, ее сменяющей, также выполняется лишь приблизительно. Столь же приблизительно или, по крайней мере, частично возможно сведение химии к физике, или биологии к физике и химии и т. п. Существуют две познавательные установки, альтернативные редукционистской. Первая — радикальный антиредукционизм, основанный на философской идее неповторимости и уникальности каждого явления и процесса действительности. В значительной мере она используется в историческом и гуманитарном познании (в «науках о духе»), а также в художественном и экзистенциальном переживании реальности. Вторая — умеренный антиредукционизм, основанный на одновременной фиксации единства и качественного разнообразия как предметной, так и когнитивной реальности. Теоретическим выражением умеренного антиредукционизма является идея холистского, системного, уровнего моделирования объектов, сфер и аспектов реальности. В современном научном познании используются обе описанные выше исследовательские стратегии. Границы эвристичности и эффективности каждой из них могут быть оправданы только задним числом, их практической полезностью в каждом конкретном случае. (См. наука, научная деятельность, синтез). смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
Широко распространенная философская точка зрения, согласно которой сложные явления лучше всего могут быть поняты путем анализа компонентов, которые разбивают явления на их фундаментальные, элементарные аспекты. Основной идеей редукционистской позиции является то, что больший инсайт в природу будет достигнут посредством повторного анализа, направленного с одного уровня на более глубокий базовый уровень. Таким образом, вопрос о редукционизме в науке — в действительности – вопрос о степени, о прагматических соображениях и о таинственном качестве элегантности. Степень редукционистских усилий, прилагаемых теоретиком, обычно имеет мало общего с провозглашаемыми «чистыми» аргументами редукционизма, такими как заключительные демонстрации адекватности или основные причинные объяснения действительности. Скорее это относится к прагматическим вопросам и неизменно возникающим дискуссиям по вопросам богатства и глубины понимания, обеспеченного прекращением этих усилий в том или ином месте. Чтобы лучше это обосновать, приведем некоторые примеры. Несомненно, неврологические и биохимические факторы, в конечном счете, лежат в основе всего поведения. Но многие задаются вопросом, может ли когда-либо возникнуть значительный инсайт в психологические явления, если их характеризовать в таких терминах. История психологии изобилует такими дискуссиями. Ранние структуралисты попытались свести восприятие к элементарным ощущениям. Им противостояли гештальт-теоретики, утверждавшие, что воспринимаемое целое не является эквивалентом суммы его частей. Современные бихевиористы пытаются свести все сложные действия к формуле стимул-реакция. Когнитивисты утверждают, что образы, мысли, планы, идеи и т.д. существуют как единства и играют причинные роли в поведении, реальность которого искажена приданием ей нового S-R формата. Некоторые теоретики личности утверждают, что личность состоит из различных черт Ли что можно выделить различные типы индивидов, сторонники организменных и гуманистических подходов упорно утверждают, что такой анализ нарушает целостность человека. В каждом из этих случаев дискуссии обычно касаются не того, существуют ли более молекулярные компоненты, а того, действительно ли через их обнаружение может быть достигнут больший инсайт в природу, лежащую в основе рассматриваемых явлений. Проведем аналогию: мы знаем, что вся математика может в конечном счете быть сведена к понятиям множеств и подмножеств, но этот факт не имеет никакого прагматического значения для того, кто пытается устанавливать алгоритм решения системы уравнений. Инсайт в систему уравнений вряд ли возникнет из рассмотрения теории множеств. В психологии было сделано слишком много окончательных сокращений, особенно в отношении базовых физиологических представлений, без оценки того факта, что большинство вопросов группируется вокруг тех пунктов, которые, по существу, являются следствием прагматического прекращения. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
(от лат. reduсеге возвращение назад, восстановление) методологическая установка, ориентированная на решение проблемы единства научного знания на основе выработки общего для всех научных дисциплин унифицированного языка. В качестве программной установки Р. получил оформление в русле логического позитивизма как движения за создание новой философии науки, использующей точные логико-математические средства и ориентирующейся на методы эмпирического естествознания, в первую очередь физики. В той или иной степени идеи Р. характерны для таких его представителей как Шлик, Карнап, Франк, Рейхенбах, Г. Фейгл, Нейрат и др. В поисках надежного смыслового базиса унифицированного языка некоторые из них обращались к чувственному опыту как гносеологически первичной данности, другие сторонники физикализма видели прототип идеального междисциплинарного языка в эмпирически верифицируемых высказываниях о физических объектах. Вместе с тем следует отметить некорректность распространенного отождествления Р., физикализма, механицизма и логического атомизма, а также спорность негативной оценки их как методологически бесплодных программ. Во-первых, сам процесс редукции как методологический прием преобразования данных, связанных с решением той или иной научной задачи с целью ее упрощения и представления средствами некоторого более точного языка, является неотъемлемой частью практики научного познания наряду с идеализацией, абстракцией, моделированием и т.д. Во-вторых, хотя редукционистский подход к решению проблемы единства научного знания сам по себе не достиг цели, он тем не менее стимулировал интерес к созданию новых знаковых средств в науке, конструированию искусственных формализованных языков, а тем самым созданию необходимых предпосылок для появления кибернетики, компьютерной логики, когнитологии и т.д. Наконец, редукционистская программа вызвала к жизни в качестве ответной реакции альтернативную программу решения проблемы единства науки на основе общей теории систем (Берталанфи, Рапопорт и др.), которая стремилась учесть интересы наук, имеющих дело с познанием сложных органических систем (биологии, экологии и т.п.). Ряд методологических установок системного движения стал составной частью синергетики, ее становление, в свою очередь, было в значительной мере обусловлено успехами компьютеризации и развитием инженерии знаний, у истоков которых стоял логический эмпиризм и Р. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
(от лат. reduclio отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методологич. принцип, согласно к-рому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим формам (напр., биологич. явления с помощью физич. и химич. законов; социологические с помощью биологических и т. д.). Редукционистские тенденции проявлялись в истории психологии (бихевиоризм, сводивший психику к сумме связей типа «стимул реакция»), лингвистики, биологии, физики (попытки абс. «математизации» физики) и др. наук. Само по себе сведение сложного к более простому в ряде случаев оказывалось плодотворным. При расшифровке генетич. кода ряд биологич. закономерностей был сведён к более простым правилам кодирования и законам химич. взаимодействия; планетарная модель атома позволила вывести множество химич. свойств элементов из таких фундаментальных показателей, как заряд ядра и распределение электронов по орбитам. Однако последоват. Р., абсолютизирующий принцип редукции и игнорирующий специфику уровней (т. е. то новое, что вносит переход на более высокий уровень организации), неприемлем в качестве компонента общей методологии науч. знания. Специфика целого по сравнению с частью, системы по сравнению с её элементами, возникновение качественно новых черт в ходе прогресса природы и общества, реальное усложнение материи в ходе её истории, всё это получает объяснение в диалектич. концепции развития. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
(от лат. reductio отодвигать назад) методологическое требование объяснять сложное явление через сравнительно более простые и доступные исследованию научными средствами. Редукционисты сводят высшее к низшему, сложное к простому, более позднее и развитое к исходному и примитивному. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт через психологию измененных состояний сознания или психопатологию, а религиозное через космическое, культурное или социальное. Вера в Бога-Отца оправдывается, напр., так: *Эта вера остается с нами именно потому, что никакая другая из существующих форм верований не отвечает столь просто и столь полно настоятельному и глубокому стремлению человеческого сердца, как идея Бога-Отца* (J.Leuba). Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации религии, ее сути, предмета и содержания (напр., в марксизме и фрейдизме). Редукционизм в религиоведении и философии религии предрасполагает считать религию тем, что можно искусственно сделать, тем, что создается культурными деятелями и мудрыми законодателями. Это противоречит существу религии как ответа свыше на духовные искания человека. (См. также: АНИМИЗМ; АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ; НАТУРАЛИЗМ; ПСИХОАНАЛИЗ; ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ; СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ; ЭМОЦИОНАЛИЗМ). смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ (франц. rèductionisme, от лат. reductio — возвращение, приведение обратно), методологический принцип, согласно которому высшие формы мат. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
(лат. reductio – возвращение, отведение назад) – философская позиция, согласно которой сложные явления лучше всего могут поняты путём анализа их фундаментальных, элементарных аспектов, то есть образующих их простейших компонентов. Например, ранние структуралисты пытались свести восприятие к элементарным ощущениям, бихевиористы пытаются свести все сложные действия к формуле стимул-реакция, когнитивисты утверждают, что образы, мысли существуют как некие самостоятельные сущности и играют каузальные роли в детерминации поведения, настроения и т.п. Этой позиции противостоит другая, согласно которой некое воспринимаемое целое не является эквивалентом суммы его частей. Невозможно по анализу букв и слогов текста определить, каково его содержание. Точно также и личность, как некая целостность, не является механической суммой определённых черт характера и других качеств человека, поскольку эти черты и качества в реальном контексте теряют свою абстрактную самостоятельность, так как оказываются интегрированными в более сложную динамичную структуру. При диссоциации личности те её фрагменты, которые выпали из целостности, приобрели автономию, приобретают совсем иное качество, они становятся обычно более примитивными. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
1) Орфографическая запись слова: редукционизм2) Ударение в слове: редукцион`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): редукционизм4) Фонетическая т. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
(reductionism) доктрина, согласно которой будь то на практике или в принципе суждения одной науки можно объяснить с точки зрения суждений другой, например, редукция химии к физике или редукция социологии к психологии. Противоположная доктрина состоит в том, что частные науки не сводимы к другим наукам. Для Дюркгейма, например, социальная действительность это *независимая* действительность, то есть sui generis, не сводимая к другим наукам, вроде психологии. Подобным же образом рассуждают социологи, подчеркивающие человеческие ценности как основу социальных объяснений. На практике отношения между науками сложны, и нет модели (даже представления о ней) доминирующего влияния подобных отношений. Иногда предмет одной науки может освещаться по аналогиям (или редукции) с другой; но иногда такие попытки не уместны или вводят в заблуждение.См. также Иерархия наук. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
(в психологии) (от лат. reductio — возвращение, отодвигание вперед) — осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка (например, психического к физиологическому, биохимическому, биофизическому). Р. игнорирует или прямо отрицает наличие собственно психологических закономерностей и механизмов, лишая тем самым психологию статуса самостоятельной науки. Психика трактуется при этом как некое побочное явление, эпифеномен (см. эпифеноменализм). Р. обезоруживает психологию перед лицом задач, предъявляемых ей социальной практикой, в частности связанных с разработкой основ формирования личности, ее сознания и поведения. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
1) естественнонаучная методология, утверждающая возможность и необходимость познания сложных интегративных процессов и явлений путем их сведения к бол. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
редукционизм — 1) естественнонаучная методология, утверждающая возможность и необходимость познания сложных интегративных процессов и явлений путем их сведения к более простым (элементарным) процессам и явлениям (напр., биологических к молекулярно-биологическим); в сочетании с другими научными методами и прежде всего диалектикой составляет фундамент научного познания объективной реальности; 2) направление в современной буржуазной философии, ограничивающее познание сложных интегративных процессов и явлений путем сведения их к более простым (элементарным) процессам и явлениям; разновидность механицизма.
РЕДУКЦИОНИЗМ
1) естественнонаучная методология, утверждающая возможность и необходимость познания сложных интегративных процессов и явлений путем их сведения к более простым (элементарным) процессам и явлениям (напр., биологических к молекулярно-биологическим); в сочетании с другими научными методами и прежде всего диалектикой составляет фундамент научного познания объективной реальности; 2) направление в современной буржуазной философии, ограничивающее познание сложных интегративных процессов и явлений путем сведения их к более простым (элементарным) процессам и явлениям; разновидность механицизма. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
сведение сложного к простому и высшего к низшему(Источник: Сексологический словарь)сведение сложного к простому и высшего к низшему(Источник: Краткий с. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
(от лат. reductio — возвращать, отодвигать назад) — методологический принцип, основывающийся на возможности объяснения сложного на основе законов простого (например, явления биологии объяснять законами физики и химии и т. п.). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции. Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ
м., филос. (изучение сложных явлений путем анализа компонентов, которые разбивают явления на их фундаментальные, элементарные аспекты) reductionism
РЕДУКЦИОНИЗМ
Ударение в слове: редукцион`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: редукцион`изм
РЕДУКЦИОНИЗМ
Rzeczownik редукционизм m redukcjonizm m
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
установка на сведение сложного к простому, одних наук или крупных их разделов к другим: химии к физике, биологии к химии и физике и т. д.
РЕДУКЦИОНИЗМ
методологическая установка, направленная на сведение свойств системы к простой сумме свойств отдельных элементов.
РЕДУКЦИОНИЗМ
Редукционизм — сведение сложного к простому и высшего к низшему
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ
РЕДУКЦИОНИЗМ (REDUCTIONISM)
РЕДУКЦИОНИЗМ (ОТ ЛАТ. REDUCTIO)
РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
— англ. reductionism, sociological; нем. Reduktionismus, soziologischer. Теоретическая и методол. ориентация, сущность к-рой заключается в сведении специфики человеческого бытия к его социол. аспекту, в стремлении объяснить все без исключения формы деятельности человека в понятиях и категориях социологии. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009. смотреть
РЕДУКЦИОНИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ
РЕДУКЦИОНИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ
— основан на убеждении, что все психическое может быть и будет описано и объяснено с развитием физиологии — «науки о мозге». Но хотя за психологическими процессами стоят материальные, физиологические процессы, все же из этого не следует, что психологический процесс может быть описан и тем более объяснен, исчерпан соответственным физиологическим процессом.Так, стоит попытаться представить, как можно объяснить чисто физиологически, например, социальные цели, руководящие человеком. Недоступным физиологическому описанию и объяснению оказывается все, выходящее за пределы данного организма, все, требующее от психологии причинного, объяснения. Физиологическая интерпретация психологических явлений — нередкое явление на страницах книг, однако к ней следует относиться не как к истинной причине, а как к тому, без чего причина не могла бы быть причиной. Истинная причина — структура и ход деятельности; то, без чего она не могла бы быть причиной, — физиологические механизмы. Можно «объяснить» тот факт, что человек видит черное пятно. Но если уточнить, что же человек видит, то оказывается, что объяснено лишь это пятно, а сам процесс видения вообще — феномена превращения световой энергии в факт сознания — никто объяснять не собирался, его просто «вынесли за скобки». И так любой «объясненный» факт оказывается лишь частью невероятно сложного явления, и нередко эта часть выдается за главное, а о явлении в целом как бы забывается. У психологии больше возможностей для объяснения поведения человека, к тому же возможности эти иные. Это связано с тем, что психология имеет дело с более крупными единицами анализа: это единицы разных уровней описания. Когда вводится то или иное психологическое понятие, нет никакой надобности обращаться к течению процессов физиологических, кои при этом происходят. Уже исходные для психологии понятия относятся к такому уровню, а от исходных понятий можно идти лишь вверх, повышая уровень, а не вниз. Психология как наука имеет другие возможности, поскольку пользуется понятиями, адекватными для другого уровня описания процесса жизнедеятельности. Благодаря им выделяются те аспекты существования человека, что связаны с его взаимодействием с предметами, с другими людьми и самим собой. смотреть