что означает в условиях франции делегированное законодательство
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в ряде государств (Франция, Италия, Испания, Польша) — издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться путем принятия парламентом соответствующего закона о праве правительства издавать в порядке Д.з. акты по определенным вопросам в течение определенного времени. Кроме того, делегирование законодательных полномочий может просто подразумеваться, когда парламент сознательно издает законы, составленные в общих выражениях (т.н. «закон-рамка», «скелетное законодательство»), делая тем самым применение их невозможным без соответствующей законодательной деятельности органов исполнительной власти. В порядке Д.з. издаются нормы как правительством, так и любыми другими подчиненными им исполнительными ведомствами. В той или иной форме Д.з. применяется во всех демократических странах, в т.ч. и в тех, где конституции это прямо запрещают. В РФ и некоторых других государствах — членах СНГ Д.з. иногда называют «указным правом».
Смотреть что такое «ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» в других словарях:
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — издание правительством по уполномо чию парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона впорядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых своих исключительных законодательных полномочий. Делегирование законода… … Финансовый словарь
Делегированное законодательство — в государственном праве принятие законов главой государства или органами исполнительной власти на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами. Право на делегированное законодательство имеют правительства Франции,… … Политология. Словарь.
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) или главой государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона.… … Юридический словарь
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в государственном праве принятие законов главой государства, административными и иными органами управления на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами … Большой Энциклопедический словарь
Делегированное законодательство — (англ. delegated legislation) в конституционном праве ряда государств изданные правительством по уполномочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой закона, в порядке уступки (делегирования) … Энциклопедия права
делегированное законодательство — в конституционном праве принятие законов главой государства или правительства (так называемая делегация полномочий) на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами. * * * ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДЕЛЕГИРОВАННОЕ… … Энциклопедический словарь
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в ряде государств (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться… … Энциклопедический словарь экономики и права
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в некоторых государствах (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий может осуществляться путем… … Энциклопедия юриста
делегированное законодательство — в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) или главой государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона.… … Большой юридический словарь
Делегированное законодательство — издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности правительства, при Д. з. парламент отказывается от своих законодательных… … Большая советская энциклопедия
Делегированное законодательство
Полезное
Смотреть что такое «Делегированное законодательство» в других словарях:
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — издание правительством по уполномо чию парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона впорядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых своих исключительных законодательных полномочий. Делегирование законода… … Финансовый словарь
Делегированное законодательство — в государственном праве принятие законов главой государства или органами исполнительной власти на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами. Право на делегированное законодательство имеют правительства Франции,… … Политология. Словарь.
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) или главой государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона.… … Юридический словарь
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в ряде государств (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться… … Юридическая энциклопедия
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в государственном праве принятие законов главой государства, административными и иными органами управления на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами … Большой Энциклопедический словарь
Делегированное законодательство — (англ. delegated legislation) в конституционном праве ряда государств изданные правительством по уполномочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой закона, в порядке уступки (делегирования) … Энциклопедия права
делегированное законодательство — в конституционном праве принятие законов главой государства или правительства (так называемая делегация полномочий) на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами. * * * ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДЕЛЕГИРОВАННОЕ… … Энциклопедический словарь
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в ряде государств (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться… … Энциклопедический словарь экономики и права
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в некоторых государствах (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий может осуществляться путем… … Энциклопедия юриста
делегированное законодательство — в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) или главой государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона.… … Большой юридический словарь
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Смотреть что такое «ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» в других словарях:
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — издание правительством по уполномо чию парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона впорядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых своих исключительных законодательных полномочий. Делегирование законода… … Финансовый словарь
Делегированное законодательство — в государственном праве принятие законов главой государства или органами исполнительной власти на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами. Право на делегированное законодательство имеют правительства Франции,… … Политология. Словарь.
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) или главой государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона.… … Юридический словарь
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в ряде государств (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться… … Юридическая энциклопедия
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в государственном праве принятие законов главой государства, административными и иными органами управления на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами … Большой Энциклопедический словарь
Делегированное законодательство — (англ. delegated legislation) в конституционном праве ряда государств изданные правительством по уполномочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой закона, в порядке уступки (делегирования) … Энциклопедия права
делегированное законодательство — в конституционном праве принятие законов главой государства или правительства (так называемая делегация полномочий) на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами. * * * ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДЕЛЕГИРОВАННОЕ… … Энциклопедический словарь
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в некоторых государствах (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий может осуществляться путем… … Энциклопедия юриста
делегированное законодательство — в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) или главой государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона.… … Большой юридический словарь
Делегированное законодательство — издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности правительства, при Д. з. парламент отказывается от своих законодательных… … Большая советская энциклопедия
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Смотреть что такое «ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» в других словарях:
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — издание правительством по уполномо чию парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона впорядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых своих исключительных законодательных полномочий. Делегирование законода… … Финансовый словарь
Делегированное законодательство — в государственном праве принятие законов главой государства или органами исполнительной власти на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами. Право на делегированное законодательство имеют правительства Франции,… … Политология. Словарь.
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) или главой государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона.… … Юридический словарь
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в ряде государств (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться… … Юридическая энциклопедия
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в государственном праве принятие законов главой государства, административными и иными органами управления на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами … Большой Энциклопедический словарь
Делегированное законодательство — (англ. delegated legislation) в конституционном праве ряда государств изданные правительством по уполномочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой закона, в порядке уступки (делегирования) … Энциклопедия права
делегированное законодательство — в конституционном праве принятие законов главой государства или правительства (так называемая делегация полномочий) на основе специальных полномочий, предоставленных законодательными органами. * * * ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДЕЛЕГИРОВАННОЕ… … Энциклопедический словарь
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в ряде государств (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться… … Энциклопедический словарь экономики и права
делегированное законодательство — в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) или главой государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона.… … Большой юридический словарь
Делегированное законодательство — издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности правительства, при Д. з. парламент отказывается от своих законодательных… … Большая советская энциклопедия
Делегированное законодательство в странах «общего права»: сравнительно-правовые аспекты
Активное нормотворчество исполнительных органов власти, наблюдающееся со второй половины XX в. во многих развитых странах, вызывает в правовой доктрине и на практике целый ряд вопросов как теоретического, так и прикладного характера. Предметом настоящей статьи является рассмотрение общих и особых черт актов исполнительных органов (делегированного законодательства) в странах «общего права».
Изначально правовая доктрина стран «общего права» исходила из того, что исполнительные органы не имеют нормотворческих полномочий. Для того чтобы издать акт, исполнительный орган должен быть наделен законодательным органом соответствующими законодательными полномочиями (statutory powers). Статут выступает в качестве основания исполнительного нормотворчества.
Hewitt D.J. Control of Delegated Legislation. Sydney. 1953. P. 1.
Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М., 1998. С. 102.
Практически подобное разделение провести затруднительно. Акты одних органов распространяются только на их членов (например, руководство университета издает указ, касающийся только сотрудников университета). Другие организации могут издавать акты, касающиеся большого круга лиц (например, строительная компания издает правила по технике безопасности, которые касаются не только строителей, но и всех лиц, находящихся на строительном объекте). Подобные акты издаются, как правило, в развитие положений соответствующего статута. Они детализируют и конкретизируют его содержание.
Такого рода акты по характеру граничат не столько со статутом, сколько с актами применения. Данная группа актов является примером того, насколько расплывчаты границы между законодательными и исполнительными актами.
Garner J. Administrative Law. L. 1974. P. 62.
Из законодательства о делегированных актах можно вывести дополнительные признаки. Английский Закон подводит к такому признаку, как распространение на неопределенный круг лиц или на конкретных адресатов. Английский Закон о делегированных актах 1946 г. (ст. 2) предусматривает, что если акт имеет законодательный характер, но применяется только к ограниченному кругу лиц, то он не считается законодательным. Подобный подход отмечается и в американском Законе об административной процедуре.
Такой подход значительно приближает правовую мысль стран «общего права» к континентальной. Однако правовая доктрина находит данный признак слишком неопределенным.
Ibid. P. 62.
Harlow C., Rawling R. Law and Administration. L. 1984. P. 130.
Бромхед П. Эволюция британской конституции. М., 1978. С. 197.
Schwartz B., Wade W. Legal Control of Govrernment Administrative law in Britain and US. Oxford. 1972. P. 100.
Сочетание конкретности английского статута с многочисленными актами исполнительных органов отвечает общему стремлению английского права к максимально детальному урегулированию общественных отношений. В результате в английском праве изменилось содержание понятия статутного права.
Дженкс Э. Английское право. М.: Юр. лит., 1957. С. 46.
Дженкс Э. Там же. С. 47.
Farnsworth E.A. An Introduction to the Legal System of the United States. N.Y. 1996. P. 34.
Делегированное законодательство в странах «общего права» чрезвычайно разнообразно. Самые различные органы наделяются нормотворческими полномочиями. Это прежде всего правительство, королева, министры, местные органы, учреждения и корпорации.
Большую часть делегированного законодательства составляет правительственное нормотворчество. Оно осуществляется в различных формах: указы Короля в Совете (генерал-губернаторов в Совете, губернаторов в Совете), правила, приказы, инструкции.
Наиболее важные решения принимаются в форме указов в Совете. Эти акты следует отличать от актов Короны, издаваемых на основе прерогативы. Указ, как правило, подготавливается одним из министров, а подпись королевы придает ему большую значимость.
В странах с парламентской формой правления правительство может получать от парламента полномочия, необходимые для принятия нужных ему решений. Отсюда вопрос о том, издавать ли парламенту закон или уполномочить правительство принять делегированный акт, решается главным образом в зависимости от того, насколько это удобно или насколько это соответствует политике администрации. Издание делегированного акта позволяет избежать длительной процедуры законодательного процесса и более быстро урегулировать возникшие вопросы.
Делегированные акты могут издаваться также и судебными органами. Например, Закон о Верховном суде 1981 г. (ст. 84) уполномочил суды принимать процедурные правила. Делегированное нормотворчество судов не является для них основным видом нормотворчества, так как их решения представляют собой самостоятельный источник права. Кроме того, их издается не так много.
Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980. С. 119.
Construction of Deeds and Statutes. Ed. E.T. Crawford. L., 1940. P. 302.
Для определения ultra vires делегированных актов действуют три вида контроля: парламентский, судебный и административный.
Соотношение видов контроля определяется формой правления.
Законодательный контроль практикуется во всех странах, но в странах с парламентской формой правления его значение больше.
Законодательные органы принимают акты, устанавливающие основы исполнительного нормотворчества. Как уже отмечалось, в Великобритании такие акты принимаются с конца XIX в. В Новой Зеландии несколько законов (1936, 1989) регулируют делегированные акты, порядок их опубликования и контроля над ними. В силу того что в президентской республике контрольные полномочия законодательного органа существенно ограничены по сравнению с парламентской формой правления, в США значительное внимание уделяется законодательному урегулированию стадии принятия административных актов. Законодательное регулирование административного нормотворчества имеет место в США как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. В 1946 г. был принят федеральный закон об административной процедуре. Позже подобные законы были приняты на уровне штатов.
В странах с парламентской формой правления парламент создает структуры для осуществления непосредственного контроля.
Парламентский контроль отличается тем, что он может быть как предварительным, так и последующим. Вид контроля определяется в статуте. Предварительный контроль заключается в том, что в парламент представляется проект делегированного акта, который требуется утвердить. На практике чаще применяется последующий контроль. В английском парламенте утверждение делегированного законодательства проводится обычно методом «утвердительной резолюции» или «негативной резолюции». Согласно методу «негативной резолюции», акт в течение определенного времени (обычно около 40 дней) находится в парламенте. Если в этот период не возникает никаких вопросов относительно его действительности, то он вступает в силу. На основании метода «утвердительной резолюции» акт должен быть одобрен обеими палатами парламента.
Поскольку палаты сами не могут справиться с возросшим количеством делегированных актов, в палате общин в 1944 г. был создан комитет по надзору за делегированными актами. Он был образован по принципу пропорционального партийного представительства в палатах. Комитет оценивает делегированные акты в пределах полномочий, предоставленных статутом определенному лицу или органу, соответствует ли его положение содержанию статута, на основе которого он издан. На основании своего исследования комитет принимает решение, выносить делегированный акт на утверждение парламента или нет. Обычно представление происходит в том случае, если комитет находит какие-то недостатки в акте.
С конца прошлого века парламентский контроль над делегированным законодательством усиливается в Новой Зеландии. С 1989 г. в новозеландском парламенте действует специальный комитет по контролю над актами исполнительных органов. Все делегированные акты должны автоматически поступать в этот комитет. Делегированный акт оценивается с точки зрения его соответствия общей цели, соответствия делегированным парламентом полномочиям, ограничения прав и свобод.
В отличие от Великобритании в Австралии парламентский контроль над делегированным законодательством не считается эффективным. Высказывается точка зрения, что отсутствие времени, а также недостаточная компетентность членов парламентских комитетов в узких вопросах, регулируемых делегированными актами, делают эту форму контроля неэффективной.
Парламентский контроль не освобождает делегированный акт от других форм контроля, в том числе административного. В современном праве наблюдается тенденция к возрастанию роли административного контроля. В Австралии некоторые делегированные акты подлежат предварительному контролю со стороны генерал-губернатора в Совете до вступления в силу.
Судебный контроль осуществляется судами только тогда, когда при рассмотрении конкретного дела происходит ссылка на делегированный акт. В таком случае суды могут потребовать доказательства его действительности. Рассмотрение вопроса о действительности делегированного акта рассматривается параллельно с основным вопросом. Основанием признания делегированного акта недействительным является его несовместимость со статутом. Если делегированный акт не соответствует ему, действует статут.
De Smith Judicial Review of Administrative Action L. 1980. P. 42.
Недостаток судебного контроля заключается в том, что он осуществляется только тогда, когда в судебном процессе происходит ссылка на соответствующий делегированный акт. Судебный контроль не является постоянной формой контроля. Кроме того, как все последующие формы контроля, он не имеет обратной силы, т.е. последствия реализации делегированного акта за период его действия не аннулируются.
Перечисленные формы контроля рассматриваются в качестве гарантии утверждения законности в том смысле, что они ликвидируют разночтения в статутном праве и делают его более единообразным для облегчения процесса применения.
Bennion F. Statute Law. L., 1983. P. 9.
В настоящее время наблюдается переход от статута, содержащего значительное количество деталей, к «скелетному законодательству» («статутам-рамкам», «статутам-скелетам»). Подобное движение ведет к сближению статута с законом в странах романо-германского права, где «скелетное законодательство» получило широкое распространение, а в отдельных случаях даже конституционное закрепление (как, например, во Франции).
Появление «скелетного законодательства» означает не только активизацию исполнительного нормотворчества, но и укрепление положения суда в противовес законодательному органу, а следовательно, общее ослабление роли статута в правовой системе. Это не может не обострять проблему соответствия делегированных актов статутам.
Несмотря на то что делегированное законодательство основывается на делегированных законодательным органом нормотворческих полномочиях, что подвергается в дальнейшем контролю, в последнее время достаточно активно развивается нормотворчество исполнительных органов не в рамках делегирования, а на основе дискреции, т.е. по усмотрению самих исполнительных органов.
Понятие дискреции рассматривается как необходимость, вызванная тем, что в настоящее время законодательные органы перегружены и не успевают делегировать свои полномочия. Непосредственно же исполнительная деятельность требует маневренности, оперативности в принятии решения.
Таким образом, очевидно, что постепенно активизирующееся нормотворчество исполнительных органов выходит из-под контроля законодательных органов. Быстрота в принятии актов ценится выше, чем демократический процесс принятия статутов и делегирования нормотворческих полномочий.
Несомненно, ситуация осложняется тем, что правовая доктрина стран «общего права» до конца не выработала понятия нормативно-правового акта и индивидуального акта, что существенно затрудняет определение правовой природы того или иного акта исполнительного органа.
Вместе с тем страны «общего права» демонстрируют общее и особенное в подходах к контролю над делегированным законодательством. В США как стране с президентской формой правления основными формами контроля выступают судебный и административный контроль, в то время как в Великобритании и странах Содружества, относящихся к странам с парламентской формой правления, большие возможности возлагаются на парламентский контроль.