что означает велесов день
Великий Велесов день: история, обряды и приметы
24 февраля по новому календарю (11 февраля по старому) украинцы отмечают Великий Велесов день, который также называют день святого Власа. Этот праздник пошел еще со времен древнего язычества.
OBOZREVATEL разобрался в истории, традициях и обрядах этого дня. Начнем с того, что Велес – это языческий бог, который считался покровителем искусства, торговли, скота и хлеборобов.
Еще до Крещения Руси идол Велеса находился в Киеве на Подоле, однако христиане уничтожили его в 988 году. Доподлинно неизвестно, когда начали отмечать этот праздник. Однако с приходом христианства его переименовали в день святого Власа. Согласно легенде, святой мученик жил в IV веке и был покровителем лесных зверей и заботился о бедных людях.
Считалось, что Велес может защитить чуть ли не от всего. Его просили о семейном благополучии, об удаче в путешествии или в лесу.
Наши предки заранее готовились – с вечера разливали молоко по кувшинам, а дома расстилали шкуры и выкладывали высушенные коровьи рога.
В Великий Велесов день на стол ставилась каша, хорошо приправленная маслом. А вот говядину или телятину подавать было нельзя. Главным атрибутом на столе был крепкий медовый напиток, который пили женщины, чтобы «скотина была ласковой». А после этого хранительницы домашнего очага били своих мужей прялкой (днищем), чтобы «волы были послушными».
Женщины отгоняли «коровью смерть». Они выходили на улицу в одних рубахах с распущенными волосами и шли на Капище, неся серпы, дубины и ухваты. Любого встреченного по пути человека или животного они нещадно били, потому что верили – они несут «коровью смерть». Во главе шествия находилась «повещалка», которая кричала: «пора унять лихость коровью».
В этот день изготавливались обереги из коровьих рогов, которые оберегали от болезней, потому они символизировали жизненную силу. Домашний скот кропили водой и приговаривали: «Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек, На толстых бычков, Чтоб со двора шли — играли, А с поля шли — скакали».
Как празднуют в наше время
Основной обряд с избиением прохожих в наше время не используется из этических соображений. К тому же, это уголовно наказуемо. Потому почитатели языческой веры организовывают мероприятия, где водят хороводы вокруг костра. Участники мероприятий рассказывают сказки и легенды, а на сценах фолк-группы могут посвятить песню покровителю искусства и скота.
По поверьям наших предков – Великий Велесов день приходится на середину зимы. Если на дворе наблюдалась оттепель, значит весна будет ранней и теплой. Если же на улице мороз – поздней.
Все сны считаются вещими и всегда сбываются. Потому нужно было запоминать, что снится в этот день. Также Велесов день был благоприятным для лечения различных болезней.
Как сообщал OBOZREVATEL, 21 февраля в Украине почитали святого Захария Серповидца, который увидел в одном из снов серп, парящий в воздухе, а тот оказался на самом деле свитком с написанными откровениями от Господа.
Празднование Велесова дня
Этот день отмечали как большой праздник. Устраивали многолюдные прославления, во время которых освящали караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливали этот хлеб скоту со словом, «Боже Велес, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли – играли, а с поля шли — скакали».
В Болгарии на Велесов день парни обходили дома, собирали подарки и исполняли традиционные песни с пожеланием благополучия хозяевам.
С этого дня начинаются скотские торги — базары. Продавцы и покупатели считали, что под защитой умилостивленного покровителя стад — всего выгоднее совершать куплю-продажу скота. «Велес — не обманет, от всякой прорухи упасет!» — говаривали торгаши, умасливая покупателя, прижимистого на деньгу. При сделках клялись-божились на Велесовом торгу непременно именем этого бога, и такая клятва почиталась за самую крепкую, немного выискивалось людей, которые решились бы покривить душою, поклявшись так в этот день. Разгневанный клятвопреступником покровитель отступается от него навсегда, предоставляя всяким лихим силам опутывать того всевозможными наваждениями.
Существует обычай — выставлять на три утренних зорьки после Велесова дня всякие семена на мороз, а потом подмешивать их в меру при будущем посеве. Это называлось «делать семенное» и делалось — в надежде на обильный урожай. Таким Образом, покровительству бога Велеса до некоторой степени поручался не только скот домашний, а и будущий его корм. Радельные-заботливые хозяйки, заканчивая к Велесову дню пряжу льна и кудели, отбирали лучший изо всей пряжи моток и выставляли его на первую после дня Велеса утреннюю зорьку на мороз. От этого, — гласит предание, вся пряжа делается ровнее, белее, тоньше и добротнее.
Во многих местностях в день Велеса рано поутру совершался обряд опахивания деревни – в ограждение от коровьей смерти. Иногда это производилось поздней осенью, но в большинстве случаев обряд приурочивался к 24 (11 по старому стилю) февраля. С самого Сретенья (встречи зимы и весны) бродило, по народному поверью, это страшное для скотовода чудище по задворкам. Велесов день и так грозен для чудища более всего на свете, но еще грознее он, если в этот день соберется деревня, по старому обычаю, «унять лихость коровью»! Накануне с вечера начинала обегать все дома старуха‑«повещалка», созывавшая баб на заранее условленное дело. Собиравшиеся идти за ней, в знак согласия, умывали руки, вытирая их принесенным повещалкой полотенцем. Мужики – от мала до велика – должны были во время совершения обряда сидеть по избам («не выходить ради беды великой»). Наступал заветный час – полночь. Повещалка выходила в надетой поверх шубы рубахе к околице и била в сковороду. На шум собирались одна за другой готовые уже к этому женщины – с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами, а то и просто с увесистыми дубинами в руках. Скотина вся была заперта крепко‑накрепко по хлевам, собаки – на привязи. К околице притаскивали соху, в которую и запрягали повещалку. Зажигались пучки лучины, и начиналось шествие вокруг деревни. Последняя троекратно опахивалась «межеводной бороздою». Для устрашения чудища, способного, по словам сведущих людей, проглатывать коров целыми десятками, в это время производился страшный шум, при этом произносились различные заклинания и пелись особые песни:
Болгары помаки е щё во второй половине 19 века по словам Стефана Верковича («Веда Словена» 1871 года издания) праздновали Велесов день так: «Когда то веровали, что это был Бог покровитель скотоводов, и прославляли его сотворяя Коло (круг). Рано утром в этот Велесов день в каждом селе, староста посылал трех девушек ходить по селу и извещать о празднике сельчан специальной песней. Когда девушки до певали эту горную (возвышенную) песню и обходили все село, то старый староста собирал девять молодых пар и этих трех дев и все шли они на то место, где были собраны вместе коровы с этого села. Когда шли, то девы также пели песни. Достигнув того места, где были волы и коровы, староста доставал «Ясную книгу» (Свод древних вед), и начинал читать святые гимны богам, чтобы усмирить коров.
«Ой, Боже ли мой, Велес бог,
Жива Юда (богиня) ведь нас учила,
Да как петь эту ясную книгу говорила,
Да как петь её, да всё потом записать,
как кошарами нашими заправлять…
Усмирив коров, потом ждали, когда солнце взошедшее на небесах, обогреет всех по воле Велеса бога, и тогда юные девы заклинания закликают и свои ясные главы, (а также и старосту) белыми венками позлаченными увивают. После этого сотворяли коло (круг) и требу в круге воздавали и Велесу Богу гимны пропевали:
«Боже мой все сущий,
Свет во тьму несущий,
Сияньем озаряющий.
Миры нам сотворяющий 5
Древними звездами ты сияешь,
Кривду к нам не допускаешь…
Боже мой, Велес Бог, просим тебя, Боже,
Ты с небес на эту землю снизойди,
И нас от темных чар освободи
Да будем мы со тобою во едине
и ныне и присно и от круга до круга
тако было, тако еси, тако будет».
К угощенью тебя приглашаем,
гимнами славы к себе призываем:
«К нам на трапезу Боже приди.
И венки чудесные ты принеси,
И кто свидится с тобою до зари
Тому ты белый венок и подари,
Да чтоб нарядил он им свою кошару,
Чтобы плодились волы, да коровы на славу,
От одного же тысяча, а от тысячи три тысячи
А кто кошару не украсит свою,
у того приплода не будет в этом году!»
Когда все угощались, к трапезе присаживался и староста украшенный венками, а после еды, кто-нибудь один снимал все венки говоря при этом следующий гимн:
«Ой, Боже мой, Велес Бог, хвала тебе!!
Да будь ты славен на Мидгард земле,
По весям нашим твой личень-день идет,
Этот Велесов – день нам счастье несет!
Тебя боже угощают, и почитают,
Златую трапезу тебе накрывают.
Давай, же Боже нам белые венки,
чтоб дома и кошары украсили мы.
И богатство и счастье к нам всем придет
Приплод от одного да тысячу нам принесет,
Да чтобы нам в полях было что собирать,
А в садах плоды чтоб могли мы сорвать.
И пресное молоко коровье доить,
и тебя при этом Боже хвалить»
Каждый из присутствующих брал по венку, и потом шли туда, где находился скот, и украшали коров и пели следующий гимн:
«Боже ты наш, живой и сущий
Свет и счастье в дома нам несущий
твой личень- день, в нашем селе.
Мольбою молимся мы тебе,
Чтоб десную (правую) руку ты на коров поднял,
И благословление плодится им на три года дал,
И да будет у них от ста да тысяча телят,
А от тысячи да три тысячи пусть они наплодят.
Ой, ты Боже наш, да ты живой и сущий,
Услышь нашу мольбу, ведь ты всемогущий!
Пусть будет тебе личень день да весь год,
А нам во всех наших делах будет приплод
И тебе жертву мы в коле воздаем,
требные дары через огонь подаем.
Гой, гой о Боже наш всесущный,
Живой, великий и всемогущий!
Наряженный староста оставался на месте проведения ритуала, а юноши и девушки отгоняли коров в село и праздник продолжался уже там. В этот день обязательно украшали венками так же и свои жилища, пекли печенье, пироги и пышки в виде фигурок животных и жертвовали их Богу Велесу, часть пышек ели сами и кормили своих детей, а другую часть раздавали нищим. Одну пресную пышку сушили и оставляли на целый год и если какая животина заболевала, то ей в еду добавляли крошки от этой Велесовой пышки в качестве лекарства.
Приметы:Пришёл Велесов день, пришли и морозы. Прольёт Велес маслица на дороги — зиме пора убирать ноги. Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги! Жить рогато — жить богато! Кто Велеса празднует, у того дом не скудеет. На Велесов день стараются вообще не работать в расчёте предохранить свой скот от падежа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Что за праздник Великий Велесов день, его традиции и приметы
Великий Велесой день выпадает на 24 февраля. Это славянский праздник. Легенды, традиции и обычаи праздника, читайте в рубрике вопрос-ответ.
Откуда пошел этот праздник?
Наши предки считали, что на Велесев день приходится середина зимы. В этот праздник люди почитали святого Власия — покровителя скота, его еще называли «Коровьим Богом».
«Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть», — гласят легенды об этом празднике.
В этот день люди кропили домашний скот водой, приговаривая: «Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек, На толстых бычков, Чтоб со двора шли — играли, А с поля шли — скакали».
А еще в этот день совершали обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая кричала по всем домам, что пришла пора унять лихость коровью. Потом женщины шли по селу с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка шла впереди. Того, кто встретился на пути, приходилось не сладко: женщины, не жалея себя, били его палками без пощады. Они верили,что в его образе скрывается «коровья смерть».
А еще на Велесов день молодые женщины пили густой мед. Это делало имеющихся коров более ласковыми. Также женщинам нужно было бить своих супругов досками для пряжи льна, чтобы привить им недостающую послушность.
Велесов День – что мы знаем об этом празднике?
Велесов День (День Велеса, День Власия) – славянский праздник 11 февраля, посвященный Богу Велесу в ипостаси покровителя домашнего скота. Встарь для славян, живущих в ладу с природой и обретающих достаток собственными трудами, со скотиной на подворье связывали богатство. Потому в Велесов День обращаются к славянскому Богу Велесу как к Богу, помогающему обрести и приумножить достаток.
Велесов День наступает сразу после Малых Велесовых Святок. Об этом празднике можно больше прочесть в нашей статье «Велесовы Святки – таинственные дни, посвященные Богу Велесу».
Славянские мифы про Велесов День
Читайте книги сказок о славянских Богах!
Славянские обряды на Велесов День
Обряды обращения к Богу Велесу
В Велесов День проводят обряды на здоровье домашнего скота. Обязательно дают скотине лучший корм. Часто выпекают особый хлеб, который посвящают Богу Велесу, и кормят скотину им.
В муку для выпечки этого хлеба может быть подмешано немного зерна из колосьев «Велесовой бороды» – особого снопа, который посвящают Велесу при уборке урожая. При этом приговаривали:
«Велес, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли — играли, а с поля шли — скакали».
Иногда в Велесов День выставляли утром на мороз и оставшиеся колосья от «Велесовой бороды», чтобы позже при посеве зерна добавить их к остальному зерну. Славяне верили, что так урожай будет богаче. Женщины также выставляли на мороз непряденый лён, чтобы пряжа получалась ровнее, тоньше.
Хозяйки в Велесов День пекут сдобные пышки на молоке да подают их со свежим маслом. Такое блюдо появляется на столе впервые за зиму, потому что только в начале февраля коровы рожают телят и появляется свежее молоко.
В сам Велесов День не выполняют работы, кроме ухода за домашним скотом. Славяне считали, что работа в День Велеса может навлечь болезни на коров.
Приметы на Велесов День
Про день Велеса есть такие приметы да поговорки в народе:
Какие бывают обереги,
дающие защиту Велеса?
День Бога Велеса
24 февраля по народному календарю празднуется день Власия, но традиция данного дня имеет ведические (языческие) корни. Когда-то он назывался день Бога Велеса. (Волос, Вели (гер), Velnias/Vielona (лит.), Velns/Vels (латыш.), Veles (чеш.), Вала (инд.), Беленус или Бели(кельт.), Бербаш (дословно”медвежья голова” –скифск. ) Ас-ирис(егип., то есть бог Ас Ирийский, ирий по древне руски рай)) — Бог из рода Асов. Его священное дерево тополь. Покровитель пастушества, богатства, облаков, мудрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, целительства, вестник богов, проводник умерших душ (встречает и сопровождает души умерших людей — балты считают что Велс пасет души умерших и приносят ему богатые жертвы). Он главный судья человеческих душ на посмертном Суде(в Бояновом гимне есть такая строка „Велеса нам не избежать”).
По одним источникам он муж богини Макоши, по скандинавской версии муж Даны, а по персидской версии муж Сиды –Изиды (но скорее всего это просто разные имена одной и той же богини у разных народов).
Все традиции празднования этого дня сохранились в народном (и частично в христианском) календаре, даже название дня осталось созвучным.
Власьевские утренники подошли, держи ухо востро», «Семь крутых утренников: три до Власия да три после Власия, а седьмой на день Власия», «Прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги.
Так откуда же пошла традиция празднования этого дня? Наши предки считали что в былые времена боги жили на нашей земле и учили людей разным наукам и ремеслам. «Дочь Дыеву (Диву), которая от дочери Наховы (Луны), царя Пресеченьска, сватали за Посейдона (Бога Дона) и Ангенора и Велосу, также приятна (она). Велос же поял женою Сиду ( „Изида – Дана-Макошь- Яга”; поял- был женат на ней). Ангенор же ушел в Вивинию (Венедию-Европа) и поял жену именем Тоур (Тару?) и сотворил град и нарек Тоур, и родил от Тоур Кадма (Бога любви Каму?)”— толковая Палея Синод сп.№210 л. 557. Так же согласно словаря «MaterVerborum «, Дива была отдана замуж за Перуна, а Посейдон (Дон) был отвергнут (и женился на Роси).
Бог Велес всегда олицетворяет всестороннюю заботливость, кропотливое созидательное трудолюбие, честность и решительность, стойкость, постоянство и хозяйскую мудрость, способность отвечать за все свои деяния, сказанные слова и совершенные поступки. Бог Велес, охраняя Небесные Врата Междумирья, пропускает во Сваргу Пречистую Души только тех усопших, кто не щадил своей жизни во защиту Родов своих, во защиту земель Отцов и Дедов, во защиту древней Веры; которые усердно и созидательно трудились для процветания своих Родов и которые от чистого сердца выполняли два Великих Принципа: Свято чтить Богов и Предков своих и жить по Совести в гармонии с Матерью-Природой.
На 24 февраля по современному календарю (11 по старому, не путать. ) ещё во второй половине 19 века в селах у болгар-помаков праздновали Велесов день. Стефан Веркович в своей книге «Веда Словена» (1871 года издания) пишет: «Когда то веровали, что это был Бог покровитель скотоводов, и прославляли его сотворяя Коло (круг). Рано утром в этот Велесов день в каждом селе, староста посылал трех девушек ходить по селу и извещать о празднике сельчан специальной песней. Когда девушки допевали эту горную песню и обходили все село, то старый староста собирал девять молодых пар и этих трех дев и все шли они на то место, где были собраны вместе коровы с этого села. Когда шли, то девы также пели песни. Достигнув того места, где были волы и коровы, староста доставал «Ясную книгу» (Свод древних вед), и начинал читать святые гимны богам, чтобы усмирить коров.
«Ой, Боже ли мой, Велес бог,
Жива Юда (богиня) ведь нас учила,
Да как петь эту ясную книгу говорила,
Да как петь её, да всё потом записать,
как кошарами нашими заправлять…
Усмирив коров, потом ждали, когда солнце взошедшее на небесах, обогреет всех по воле Велеса бога, и тогда юные девы заклинания закликают и свои ясные главы, (а также и старосту) белыми венками позлаченными увивают. После этогосотворяли коло (круг) и требу в круге воздавали и Велесу Богу гимны пропевали:
«Боже мой все сущий,
Свет во тьму несущий,
Сияньем озаряющий.
Миры нам сотворяющий 5
Древними звездами ты сияешь,
Кривду к нам не допускаешь…
Боже мой, Велес Бог, просим тебя, Боже,
Ты с небес на эту землю снизойди,
И нас от темных чар освободи
Да будем мы со тобою во едине
и ныне и присно и от круга до круга
тако было, тако еси, тако будет».
К угощенью тебя приглашаем,
гимнами славы к себе призываем:
«К нам на трапезу Боже приди.
И венки чудесные ты принеси,
И кто свидится с тобою до зари
Тому ты белый венок и подари,
Да чтоб нарядил он им свою кошару,
Чтобы плодились волы, да коровы на славу,
От одного же тысяча, а от тысячи три тысячи
А кто кошару не украсит свою,
у того приплода не будет в этом году!»
Когда все угощались, к трапезе присаживался и староста украшенный венками, а после еды, кто-нибудь один снимал все венки говоря при этом следующий гимн:
«Ой, Боже мой, Велес Бог, хвала тебе!!
Да будь ты славен на Мидгард земле,
По весям нашим твой личень-день идет,
Этот Велесов – день нам счастье несет!
Тебя боже угощают, и почитают,
Златую трапезу тебе накрывают.
Давай, же Боже нам белые венки,
чтоб дома и кошары украсили мы.
И богатство и счастье к нам всем придет
Приплод от одного да тысячу нам принесет,
Да чтобы нам в полях было что собирать,
А в садах плоды чтоб могли мы сорвать.
И пресное молоко коровье доить,
и тебя при этом Боже хвалить»
Каждый из присутствующих брал по венку, и потом шли туда, где находился скот, и украшали коров и пели следующий гимн:
«Боже ты наш, живой и сущий
Свет и счастье в дома нам несущий
твой личень- день, в нашем селе.
Мольбою молимся мы тебе,
Чтоб десную (правую) руку ты на коров поднял,
И благословление плодится им на три года дал,
И да будет у них от ста да тысяча телят,
А от тысячи да три тысячи пусть они наплодят.
Ой, ты Боже наш, да ты живой и сущий,
Услышь нашу мольбу, ведь ты всемогущий!
Пусть будет тебе личень день да весь год,
А нам во всех наших делах будет приплод
И тебе жертву мы в коле воздаем,
требные дары через огонь подаем.
Гой, гой о Боже наш всесущный,
Живой, великий и всемогущий!
Наряженный староста оставался на месте проведения ритуала, а юноши и девушки отгоняли коров в село и праздник продолжался уже там. В этот день обязательно украшали венками так же и свои жилища, пекли печенье, пироги и пышки в виде фигурок животных и жертвовали их Богу Велесу, часть пышек ели сами и кормили своих детей, а другую часть раздавали нищим. Одну пресную пышку сушили и оставляли на целый год и если какая животина заболевала, то ей в еду добавляли крошки от этой Велесовой пышки в качестве лекарства.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов