что означает виноград как символ
Виноград как талисман
Виноград – талисман богатства, изобилия и радости. Как талисман виноград повышает жизнерадостность и придаёт уверенность в себе. Будучи эмблемой благополучия, талисман повышает шансы на финансовый успех. Своим видом виноград всякий раз напоминает владельцу, зачем он пришёл в этот мир: чтобы быть счастливым. Не случайно название Талисман получил один из реально существующих сортов винограда.
В египетской мифологии богом – покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой – Дионис, в римской – Бахус или Вакх. В библейских мифах лоза предстает универсальной эмблемой земных плодов, символом Земли Обетованной и знаком богоизбранного народа.
Виноградная лоза – евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены – ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения – способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете – символ земли обетованной, в Новом – рая.
На картинах, посвящённых библейской тематике, лист винограда служит единственным одеянием Евы, в то время как Адам отдавал предпочтение листьям инжира.
Считается, что в каждой ягоде живёт маленькая частица Солнца, дарящая тепло, жизненную силу и радость.
Для путешественника изображение виноградной грозди олицетворяет связь с родным домом, вселяет надежду, что он непременно туда вернётся, помогает облегчить тоску по родным местам и людям. Тем, кто оказался в затруднительном материальном положении, виноград талисман не позволяет пасть духом.
Этот древний символ изобилия напоминает о том, что богатства щедрой Вселенной принадлежат всем поровну, и для каждого уготована возможность преуспеть.
Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.
Интерьерные часы с гроздьями винограда Вы можете посмотреть здесь ☛
Загляните в мой магазин и Вы увидите много интересного ☛ HappinessArtDecor
Желаю Вам хорошего дня!
С наилучшими пожеланиями,
Ваша Наталья
Что символизирует виноградная лоза
Что означает виноградная лоза
Виноград – растение, сопровождающее человека с древних времен. В современном мире виноградная лоза и виноградники ассоциируются в первую очередь с виноделием, что, впрочем, говорит не о символике винограда как таковой, а о промышленном и коммерческом значении растения. Что же на самом деле символизирует виноградная лоза?
Виноград — культура, издревле возделываемая человеком
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой грешной живу?
Виноградная лоза как символ плодородия и мира
Виноградная лоза практически во всех культурах является символом плодородия и изобилия. Лоза, увешанная кистями винограда, символизирует многочисленное и здоровое потомство. Еще в Ветхом Завете упоминается о виноградной лозе в этом аспекте:
«Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем» (Псалом 127:3)
Отсюда виноградная лоза наследует символику радости создания, укрепления семьи и продолжения рода.
Виноградная лоза — символ плодородия и изобилия
Ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ мира и благополучия. В древние времена иметь свой дом и участок, приносящий урожай, означало жить в достатке. Но многочисленные войны лишали людей их имущества, а иногда превращали в рабов. А потому выражение «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою» используется в качестве символа мира.
3. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
4. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.
Виноградная лоза наряду с оливой и инжиром с незапамятных времен высаживалась на римском форуме в знак процветания государства.
Виноградная лоза символизирует мир и благоденствие
Виноградная лоза как символ божественной мудрости
Грозди винограда — символ мудрости, божественной истины и веры
Виноградная лоза всегда была связана с божественным. Есть версия, что первый виноградник был посажен из райских деревьев и в первый же день они дали плоды.
Как райское растение виноград ассоциируется с Древом Жизни, а иногда с Древом Познания. Кисть винограда, состоящая из множества ягод, символизирует крупинки знаний, которыми постепенно овладевает человек в ходе своей жизни.
Человек впитывает свет знаний, познавая тот или иной аспект единого целого через различные опыты и ситуации, в которых он оказывается. Так нарабатывается жизненная мудрость, происходит развитие Души согласно Божественному плану.
Виноград символизирует раскрытие света Знания и является символом веры. Истинное знание раскрывается через веру.
In vino veritas (истина в вине) — спорное утверждение
Когда человек получивший знание, отказывается считать его своим, понимая, что это всего лишь крупинка мудрости – одна ягодка, даже не гроздь, не говоря уж о целом винограднике, олицетворяющем безграничность и непостижимость Вселенной и планов Создателя в рамках человеческой жизни, он поднимается до уровня веры.
А обретя веру, можно увидеть то, что уготовано для человека Творцом. «Виноградное вино» выступает здесь как свет Сознания, если человек не считает себя умным и всезнающим, но желает найти истину.
Поднимаясь в вере выше своих знаний, человек обретает связь с Создателем, а вместе с этим мудрость, счастье и уверенность.
В этом состоянии он освобождается от иллюзий и начинает узнавать и видеть мир таким, каким он является, оставаясь при этом довольным тем, что имеет. Не требуя ничего большего, человек начинает обретать этот мир.
Виноград, состоящий из множества ягод, символизирует крупицы мудрости
Но у виноградного вина, получаемого из плодов «земных виноградников», есть и отрицательная символика. Забродивший сок винограда приводит к опьянению, что может дать инсайт, но дальше постижение мудрости становится невозможным, так как сознание затуманивается и на поверхность выходит все темное, что есть в человеке. Здесь виноград выступает как символ алчности, материальности, похоти и жажды удовольствий. Ограниченность опьяненного материального сознания символизирует венок из виноградных листьев и гроздей на голове римского бога виноделия Бахуса.
Символика виноградной лозы в христианстве
Виноградная лоза в христианской традиции – это символ Христа. Само дерево олицетворяет Иисуса, его ветви апостолов, а плоды-грозди верующих. Спаситель так и говорит о себе и своей пастве:
«Я (Иисус Христос) есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Иоан.15:5)
Изображение виноградной лозы, на ветвях которой сидят птицы, символизирует души, отдыхающие во Христе и духовное плодородие.
И в этом аспекте виноградная лоза несет глубокий смысл поиска человеком Бога, жажду человека вернуться к Создателю, вспомнить, что он был сотворен по образу и подобию божьему.
Иконописные образы «Лоза истинная»
Очень часто душевную пустоту, возникшую в результате разобщенности с Богом, люди глушат вином, либо при помощи других зависимостей. Бог дал человеку свободу, а куда человек ее направит – это его ответственность.
Венок из виноградных листьев на голове опьяненного человека — венок «ограниченной мудрости»
Виноградная лоза символизирует Христа, виноградный сок (вино) – его кровь, а виноделие, использующее разрушительный процесс брожения – это изобретение человека.
Так что техническое использование винограда для производства хмельного напитка есть процесс отдельный от Бога.
Виноградную лозу Бог создал для иного. Как символ духовного плодородия, когда человек чувствует присутствие Бога в своей жизни, виноградная лоза предлагает видеть и помнить хорошее взамен душевной пустоте, когда Бог утерян в суете жизни.
Хачкар — армянский «процветший крест». Татевский монастырь, 895 г.
В иконографии образ Христа как Лозы истинной изображается в виде виноградной лозы, на которой восседает Спаситель, а на ветвях находятся апостолы. Также есть образ, где из прободенного ребра Иисуса прорастает лоза, а Христос отжимает из грозди винограда вино-сок жизни в потир. И в последнее время появился образ «Лоза Истинная», где Христос Вседержитель в руке держит виноградную лозу, вместо традиционного Священного Писания.
Также виноградная лоза символизирует жизнь и воскресение. Это хорошо отображается в таком символе как «Процветший крест», когда из основания креста прорастают виноградные лозы с гроздьями ягод. Такой крест символизирует возрождение и победу жизни над смертью, благодетели над грехом.
Так что виноградная лоза и ее плоды – символ очень древний, и если смотреть глубже, то виноделие здесь — далеко не самое главное, хоть оно и было развито с древних времен. Метафорическое сравнение виноградной лозы с Христом, виноградаря с Богом, виноградных плодов с духовными свершениями проходит через весь Новый Завет. Возможно, потому так и хочется пройтись по залитому солнцем благословенному винограднику, сохраняющему древнюю символику в самых возвышенных ее аспектах.
Виноградная лоза и ее плоды — символ возрождения и духовных свершений
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!
Что означает виноград как символ
Виноград и пшеница считаются древнейшими среди культурных растений, возделываемых людьми.Виноградная лоза была первым растением, которое Ной посадил, выйдя из ковчега после потопа.В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа.Если виноград-символ жизни, то изюм-смерти.Символика изюма как засохших виноградных ягод непременно использовалась при погребальных обрядах.
Символика интерпретируется словами Христа из Евангелия от Иоанна: «Аз есмь виноградная лоза».
Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива в первохристианских росписях. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.Также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча.
В другом варианте из Гроба Господня,или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир,и написано:«Пийте от нея вси. «.
Но среди христиан будет немало таких, которые будут христианами только по имени, внутренне же будут далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном последнем суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же.
Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета, продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением. »
________________________________________ __________________
ЛОЗА ИСТИННАЯ.
«Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2).
Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе – так и вы, если не будете во Мне».
Это вам, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода.
Она живет и приносит прекрасные виноградные гроздья силой соков, идущих от корня лозы.
И вот говорит Господь Иисус Христос, что и мы должны быть в таком же тесном, неразрывном соединении с Ним, как ветви с корнем лозы.
«Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Только при этом условии, если пребудем в Нем, а Он в нас, будем приносить прекрасные, Богу угодные плоды.
Как поймем эти удивительные слова Господа Иисуса Христа: почему называет Он Себя Лозой виноградной, истинной Лозой? Почему говорит Он, если не будем питаться соками этой лозы, то будем ветвями сухими, никаких плодов не приносящими?
Надо для ответа на этот вопрос вдуматься в смысл воплощения Господа Иисуса Христа и крестной смерти Его.
Для чего было необходимо, чтобы Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал истинным Человеком?
Почему было необходимо, чтобы этот истинный Бог и вместе истинный Человек отдал Свою кровь Божественную за спасение мира – для чего это надо было?
Это было нужно для того, чтобы мы стали причастниками естества Божия. Видите, какая страшная, какая великая цель: чтобы стали причастниками естества Божия.
Слышите вы на каждой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси; сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
А что читаем мы в Св. Писании о крови? Читаем очень страшные и важные слова, ибо написано: «Душа в крови тела». Душа в крови, в крови тела. В Крови Богочеловека пребывала Его Божественная душа. И эту Кровь вместе с Плотью Он отдал нам в снедь и в питие.
Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).
«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).
«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Жизнь истинная невозможна без усвоения Крови Христовой и Плоти Его. Их можно сравнить с соками лозы. Этими соками Господь питает нас всех.
Когда причащаемся Тела и Крови Христовых, бывает с нами нечто величайшее, нечто воистину страшное – становимся мы воистину причастниками Тела и Крови Его. И Душа Христова, которая в Крови Его, воспринимается нами с Кровью Его.
Мы становимся таким образом причастниками души Христовой.
Понимаете ли, как это велико и страшно?! Вместе с Кровью Христовой, которой причащаемся в великом таинстве Евхаристии, воспринимаем мы молекулы, частицы Тела Его.
Эти частицы Божественного Тела, Божественной Крови становятся частицами нашего собственного тела, мы становимся причастниками и Тела Христова и Крови Его, становимся причастниками и Души Христовой.
Поэтому, именно поэтому сказал Господь Иисус Христос, что если не будем ветвями Лозы, не будем питаться соками Лозы – истинной Кровью Христовой – не можем доброго ничего творить, ибо дальше Он говорил: «Без Меня не можете творить ничего». Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить.
Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих.
Истину и добро творим только благодатью Его, истинны и добры только те плоды, которые возращаем, питаясь соками Лозы.
«Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».
А если пребудете, если будете сохранять всегда живую связь с Лозой Истинной, тогда будет то, что говорит Христос: «Всякую (у Меня) ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».
«Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают в огонь, и горят».
Страшные это слова: страшно, что даже веточки Лозы, т. е. нас, христиан, отсекает Бог, если не сохраняем истинной связи с корнями Лозы. А если приносим плоды, Он очищает каждую плодоносящую ветвь, делая способной приносить больше и больше плодов.
«Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам».
Чтобы иметь все, чего в молитве просим мы, необходимо быть плодоносящими ветвями Истинной Лозы Виноградной, необходимо всегда питаться соками этой Лозы.
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, – и будете Моими учениками».
Вы видите – мы даже можем прославить Бога, если будем плодоносными ветвями Истинной Лозы, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос. Чтобы мы прославили Бога, надо только, чтобы были мы живыми ветвями, творящими добро, творящими волю Христову, волю Истинной Лозы Виноградной.
Помните же, что причащаясь Крови и Тела Христовых, вы становитесь причастниками и души Его, пьете животворящие соки Истинной Виноградной Лозы. Аминь.»
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
________________________________________ _________
Ещё можно провести такую интересную параллель.
При Архиерейском богослужении,перед пением «Святый Боже» исполлатчиками,Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа- «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя».
Под виноградом подразумеваются присутствующие Христиане.Но виноград существует разного сорта.Следовательно чёрный,красный и белый.
Возникают закономерные ассоциации:чёрный виноград-это монашествующие,а красный и белый-миряне.
Самыми полезными сортами винограда признаны темные сорта. Ягоды окрашиваются в темный цвет из-за содержащихся в нем веществ. Причем чем насыщеннее цвет – тем полезнее виноград.
Как известно из канонов Святой Православной Церкви,глубокий красный цвет символизирует Кровь Христову, поэтому при богослужении применяется только красное вино, полученное из чёрных сортов винограда. 😉
Таинство Евхаристии совершается не только по молитвам одного батюшки. Претворение хлеба и вина в Кровь и Плоть Христовы,происходит также по молитвам присутствующих чад Божиих,по слову Апостола Петра: «Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).Сила же молитвы,зависит от силы и чистоты жития, как следствие от степени любви к Богу, и приближения к Нему.
Аминь.
ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА (GRAPES, VINE, VINEYARD)
Виноград, одна из основных сельскохозяйственных культур в библейские времена, выращивался в виноградниках для производства вина, и земля с многочисленными виноградниками символизировала изобилие и процветание. В большинстве библейских упоминаний о винограде имеется в виду преуспевающее сельское хозяйство, и самым ярким образом в этом плане служит огромная гроздь, которую двенадцать разведчиков принесли из обетованной земли в качестве доказательства ее плодородия ( Чис. 13:24 ). Когда родственники Гаала решили устроить праздник, они «вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники» ( Суд. 9:27 ). Суть образа подчеркивается, например, обетом назорея, который «ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод» ( Чис. 6:3 ). Сам вид винограда приятен для глаз: в приглашении невесты, высказанном своему возлюбленному в Песни песней, прозвучали слова: «Поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза» ( Песн. 7:13 ). По словам Амоса, в грядущем золотом веке будет такое изобилие, что «топчущий виноград» застанет сеятеля (следующего посева винограда) ( Ам. 9:13 ).
Кроме образа виноградной грозди и собственно ягод, в Библии широко используются образы виноградной лозы и виноградника. Израиль – страна виноградников. Даже сегодня, путешествуя по центральным холмам Израиля в соответствующее время года, можно видеть множество плодоносных лоз. Плод лозы – это, разумеется, виноград, сок которого после ферментации превращается в вино.
Неудивительно, что виноградная лоза и виноградник, столь важные для сельскохозяйственного процветания региона, символизируют саму землю. Не случайно большая часть исследований библейского образа виноградника начинается с Ис. 5:1–7 :
Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его.
У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы.
И Он обнес его оградою, и очистил его от камней,
и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его,
и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды ( Ис. 5:1–2 ).
В притче о винограднике, как часто называют этот текст, Израиль описывается как Божий виноградник. Он принадлежит Богу не только потому, что Бог любит его, но потому что Он приложил усилия для подготовки земли и насадил его. Он также позаботился о его защите. Так, в притче описано избрание Богом народа Израиля ( Втор. 7:7–11 ) и Его провиденческая забота о нем. В случае с виноградником винодел ждет, что его труды приведут к получению обильного урожая.
Пс. 79 – еще один известный пример развития темы виноградника в Библии. В псалме описан исход с использованием образа виноградника:
Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее.
Очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. ( Пс. 79:9–10 ).
Израиль, виноградная лоза, был перенесен из Египта в землю обетованную, где быстро распространился по большой территории ( Пс. 79:11–12 ).
Быстрый рост и обильный урожай лозы – символ Божьего благословения, дарованного Его народу. Мы видим эту тему в благословении Иакова, обращенном к потомкам двух его сыновей, Иуды и Иосифа:
[Иуда] привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда
сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою,и в крови гроздов одеяние свое.
Блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока.
Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником;
ветви его простираются над стеною. ( Быт. 49:11–12, 22 ).
Испорченная лоза. В притче Исаии о лозе после слов о том, что виноградарь ждет хорошего урожая, делается печальное заявление: «А он принес дикие ягоды» ( Ис. 5:2 ).
Несмотря на усилия Бога, Израиль испортился. Другие пророки поддерживают Исаию, говоря о невероятной греховности Израиля:
Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя;
как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? ( Иер. 2:21 ).
Осия описывает, как Израиль опустился до поклонения идолам, из-за чего лоза стала приносить плохие плоды ( Ос. 10:1 ).
В том, что лоза приносит плохие плоды, виноват не виноградарь, который старательно посадил растение и заботился о нем ( Иез. 17:5–6 ). Лоза виновата сама. Она принесла плохой виноград, несмотря на все свои преимущества. В результате плохая лоза должна быть уничтожена.
Суд: уничтожение виноградника. В притче Исаии Израиль отождествляется с виноградником, посаженным Богом. Плоды, которые приносит этот виноградник, нехороши, поэтому Бог предпринимает следующие шаги:
Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим:
отниму у него ограду, и будет он опустошаем;
разрушу стены его, и будет попираем,
и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,
– и заростет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды –
любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия,
но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль ( Ис. 5:5–7 ).
Иначе говоря, Бог придет с судом и уничтожит виноградник. Уничтожение виноградника – частый мотив у пророков (напр., Ис. 16:8 ; Иер. 5:17, 12:10 ; Ос. 2:12 ; Ам. 4:9 ).
Предсказание уничтожения виноградника – лишь один из способов использования образа виноградника в контексте суда. В пророчестве против Иерусалима Бог объявляет:
До конца доберут остаток Израиля, как виноград; работай рукою твоею,
как обиратель винограда, наполняя корзины ( Иер. 6:9 ).
Образ обрываемой лозы явно говорит о полном разрушении города.
Михей также использует образ виноградника, описывая разрушение Самарии – когда Самария будет снесена, на освободившемся месте посадят виноград: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда» ( Мих. 1:6 ).
В одном из пророчеств о суде Софония говорит, что виноградники будут посажены и будут плодоносить, но, несмотря на все старания, народ Божий не сможет насладиться плодами трудов своих, по причине своего греха. Пророк объявляет об Иудее:
И обратятся богатства их в добычу и домы их – в запустение: они построят домы,
а жить в них не будут, насадят виноградники,а вина из них не будут пить ( Соф. 1:13 ).
В одном из наиболее интересных случаев использования образа виноградника в Библии, во Второзаконии, не только подчеркивается идея суда, но прослеживается органическая связь между грехами Божьего народа и грехами печально известного города Содома:
Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских;
ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие. ( Втор. 32:32 ).
Образ уничтоженного виноградника, разумеется, связан с тем фактом, что при военных вторжениях часто уничтожалась сельскохозяйственная продукция. Иначе говоря, Божий суд часто включал в себя буквальное уничтожение виноградников ( Пс. 77:47 ).
Благословение и возрождение: плодородие лозы. Если Божий гнев и суд представлены в образе уничтоженного виноградника, то Божье благословение и возрождение, что вполне понятно, описываются в образе виноградника плодоносящего. Пророки предвидели не только Божий суд, но и возрождение, возвращение к здоровым и плодоносящим виноградникам. В так называемой «книге утешения» ( Иер. 31–33 ) пророк говорит Божьему народу:
Снова разведешь виноградники на горах Самарии; виноградари,
которые будут разводить их, сами будут и пользоваться ими ( Иер. 31:5 ; см. Иер. 32:15 ).
После резкого осуждения поведения Израиля Амос завершает пророчество обещанием:
И возвращу из плена народ Мой, Израиля,
и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники
и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них ( Ам. 9:14 ).
Особенно запоминается библейская фраза о виноградной лозе, в которой описывается процветание тех, кого благословляет Бог: они живут, «каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» ( 3Цар. 4:25 ; 4Цар. 18:31 ; Ис. 36:16 ). Это картина безопасности и мира. Не нужно далеко ходить, чтобы питаться замечательными плодами.
Виноградник в Песни песней. Плодородные лозы приносят прекрасный виноград, приятный на вкус и опьяняющий в перебродившем виде. Если принять во внимание общее использование сельскохозяйственных образов для описания человеческой сексуальности, неудивительно, что образ лозы часто появляется в наиболее чувственной из всех библейских поэм, Песни песней. Неожиданным может показаться лишь многообразие способов, которыми поэт использует данный образ.
В первую очередь, виноградная лоза и ее плоды сравниваются с женским телом. В Песн.1:13 мужчина уподобляет свою любимую цветам лавсонии с виноградников из оазиса в Енгеди. В поэме, описывающей физическую красоту женского тела, мужчина предвосхищает, как высшее благословение, Прикосновение к ее груди: «Груди твои были бы вместо кистей винограда» ( Песн. 7:9 ).
Образ виноградника как метафора женского тела, вероятно, лежит также в основе двух отрывков, которые сначала казались загадочными. В Песн. 1:5 женщина просит дочерей Иерусалима не смотреть на нее, потому что она «собственного виноградника. не стерегла». Потом, в конце книги, заходит речь о «винограднике Соломона», и женщина заявляет: «А мой виноградник у меня при себе» ( Песн. 8:11–12 ). Большинство комментаторов сегодня считает, что женщина говорит этим: только она сама может отдать свое тело кому-либо.
В других местах Песни виноградник символизирует уже не женское тело, но место, в котором мужчина и женщина разделяют свою любовь. Виноградник, наряду с садом, полем и ореховой рощей, – сцена, на которой развивается их страсть ( Песн. 6:11, 7:13 ). Ароматный и цветущий виноградник – это также признак приближения весны, самого подходящего места для эротической любви ( Песн. 2:13, 15 ).
Другие варианты использования в Ветхом Завете. Виноградник предстает как место действия в рассказе об опьянении Ноя. После потопа Ной «начал возделывать землю, и насадил виноградник» ( Быт. 9:20 ). Злоупотребление плодами своего труда привело Ноя к тому, что он напился пьяным и предоставил Хаму, своему младшему сыну, возможность согрешить перед собой. Это привело к проклятию Ноя в адрес Ханаана, сына Хама, в результате чего хананеи, потомки Хама, оказались в подчинении у израильтян, потомков Сима.
В Суд. 9 Авимелех успешно убивает всех своих братьев, кроме Иофама, которому удается бежать. Авимелех провозглашает себя царем. Иофам появляется, чтобы рассказать притчу, как все плодоносящие растения, в том числе виноградная лоза (положительная черта которой – производство вина, Суд. 9:13 ), отказались от предложения стать царем растительного мира. Только бесполезный терновник согласился править. Став правителем, терновник возомнил себя полезным и превосходящим даже могучий кедр.
Из Откр. 14:18–20 видно, что даже в конце канона образ виноградника может использоваться для описания Божьего суда над теми, кто сопротивляется Богу. В отрывке описан Ангел, который собирает «грозды винограда на земле» и бросает их в «великое точило гнева Божия», после чего «потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий».
Возможно, самое впечатляющее из всех использований данного образа в Новом Завете связано с Иисусом. Иисус провозглашает ученикам: «Я есмь Лоза, а вы ветви» ( Ин. 15:5 ). Отождествляя Себя с лозой, Он утверждает, что участие в Царстве возможно только для тех, кто «пребывает в Нем». Те ученики, которые в Нем, принесут много плодов.
В свете этого отрывка вполне уместным представляется обряд Вечери Господней, который Иисус учреждает накануне смерти и который предполагает вкушение «от плода виноградного» ( Мф. 26:29 ; см. также Мк. 14:25 ; Лк. 22:18 ).
См. также: ВИНО, ЖАТВА, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, КРОВЬ, ОПЬЯНЕНИЕ, ПОДРЕЗКА, ТОЧИЛО, ЧАША.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»