что означает всемирный потоп

Всемирный Потоп – библейская история

Всемирный потоп — прежде всего, библейская история, описанная в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.

В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь Ной является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.

Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)

Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – Ноев Ковчег. Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.

Потоп в Библии.

Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.

Читать главы, повествующие о Всемирном Потопе:

Сотворение мира в Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после грехопадения Адама и Евы. На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало убийство Авеля, совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.

Открылись все “источники бездны”, и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)

Потоп в апокрифах.

Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в апокрифических текстах, например, в Книге Юбилеев (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.

Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.

Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.

Библейская история Великого Потопа имеет свой источник — ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.

Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам — семь дней.

Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров — потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).

Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.

Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдскойкультурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.

Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.

А был ли Потоп? Научная точка зрения.

Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.

На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.

Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:

С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?

Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды — ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса — установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000—5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.

Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.

Время потопа

Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался

в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).

Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э.

Однако, нет научных оснований считать, что в это время в исследуемом нами регионе быль сколь-либо крупномасштабные наводнения. Поэтому библейская хронология в данном случае не работает.

Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры.

Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.

Источник

Всемирный потоп

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).

Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и все глубже вкореняется в природу человека. Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они (сыны Божии) стали смешиваться с потомками Каина (дочерями человеческими). Жизнь людей стала плотской, бездуховной: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть (Быт 6, 3). Когда открылась вся мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потоп был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой».

Лишь патриарх Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом (Быт 6, 9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.

Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат.

Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу. Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. Жертва эта была угодна Богу. Она была принесена от всего мира и за весь мир и «была посему совершеннейшим прообразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой» (Святитель Филарет Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. Ч. 2. С. 6). Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.

Для нас, верующих, нет ни тени сомнения в подлинности описанного события. Сам Спаситель указывает на его историчность (см.: Лк 17, 26). Об этом же говорит и святой апостол Петр (см.: 2 Пет 2, 5).

Имеются внебиблейские свидетельства об остатках ковчега на горе Арарат. Самое древнее упоминание содержится у халдейского историка Беросса (ок. 350/340–280/270 до Р.Х.). «В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остается лежать в Кордуйских горах в Армении и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт» (Вавилонская история. Кн. 2). Иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет: «Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев» (Иудейские древности. I. 3. 5).

В древнейших пластах культуры более ста народов (шумеров, греков и других) имеются сказания о потопе. При значительных различиях повествования объединяет то, что все они говорят о гигантском наводнении. Высоко в горах на разных континентах встречаются окаменелости рыб и ракушек.

Источник

Библейское учение о всемирном потопе

что означает всемирный потоп. Смотреть фото что означает всемирный потоп. Смотреть картинку что означает всемирный потоп. Картинка про что означает всемирный потоп. Фото что означает всемирный потоп

Христианская апологетика по вопросу о потопе прежде всего стремится выяснить, какое значение для христианского мировоззрения имеет библейское повествование о всемирном потопе, а затем уже ищет научных данных, подтверждающих его истинность.

Вопрос о потопе – не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп – мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы.

Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение.

Истинность всемирного потопа засвидетельствована словами Самого Спасителя, что для христианина имеет решающее значение. Ибо христианское сознание может легче предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что ошибся Богочеловек (см. Мф. 24, 37).

В апостольских посланиях также часто говорится о всемирном потопе как о действительно бывшем событии (см. 2 Пет. 2, 5; Евр. 11, 7). Спаситель и апостолы Его, по самому характеру своей проповеди истины, не могли приводить «легендарных» и «ложных» сказаний о потопе в доказательство правосудия Божиего.

У разных народов имеется свыше семидесяти разных сказаний, напоминающих описание потопа в 6-й главе книги Бытия (наиболее близким к Библии является сказание Вавилонское). Всеобщность предания о потопе говорит о том, что в основу его легло какое-то действительное мировое событие, запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в течение многих веков.

По вопросу о том, был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрыл всю поверхность земного шара (т. е. был геологическим явлением), или в том смысле, что в его волнах погибло все допотопное человечество (т. е. что он был явлением антропологическим), имеются в западном богословии различные мнения. Пытаясь примирить библейское сказание с геологическими научными гипотезами, некоторые западные богословы допускают, что потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, а захватить собой только те местности и страны, которые были обитаемы людьми.

Православное богословие с этим согласиться не может, во-первых, потому, что это противоречит и смыслу и букве библейского повествования, в котором ясно сказано, что потопом покрылись все самые высокие горы по всей земле, а во-вторых, и потому, что и с научной точки зрения трудностей при объяснении местного потопа гораздо больше, чем для объяснения потопа всемирного.

Научные геологические гипотезы о потопе несколько раз менялись. Пока в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей, появлялись геологи, решительно утверждавшие, что потоп имел место на земле до появления человека. В настоящее время (после открытия следов человека в допотопных слоях земли) факт существования человека до потопа неоспорим. С этим фактом рушились многие «противоречившие» Библии старые геологические гипотезы. Но новые и новейшие геологические гипотезы о потопе представили новые «противоречия», которые, однако, не разделяются всеми учеными геологами. Главные пункты разногласия геологических гипотез с библейским сказанием могут быть сведены к следующим положениям.

Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям. Противоречивость различных геологических гипотез и, в конце концов, бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события.

Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху. Потопу, по геологическим гипотезам, предшествовало постепенное, крайне медленное понижение температуры на земле, дошедшее наконец до ледяного состояния, причем массы воды на земной поверхности превратились в ледники, покрывшие обширные пространства земли. По Библии, потоп внезапно наступил и сравнительно скоро прошел, тогда как «ледниковый период», по геологии, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (в течение многих тысячелетий).

По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Мнения же геологов по этому вопросу расходятся, причем меньшинство предполагает, что некогда полярные льды и снега покрывали всю земную поверхность (чем предполагается, что и наводнение, предшествовавшее образованию льдов, было повсеместным), тогда как большинство склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Далее, геологи склонны отодвигать свой потоп на миллионы лет назад и не думают, что все человечество погибло в нем. Эти разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?

Многие современные геологи считают, что «ледниковый период» есть гипотеза, а потоп – еще не разрешенная проблема. Причины повсеместного понижения температуры, обусловившего наступление «ледникового периода», с достаточной точностью наукой еще не определены. Если библейский потоп не может быть строго научно доказан, то он не может быть также и научно опровергнут. Следовательно, нет никаких «научных» препятствий к христианскому доверию Библии.

Против всемирности библейского потопа часто возражают, ссылаясь на то, что в самой Библии не указывается достаточных причин для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорят возражающие, недостаточен, чтобы произвести такое громадное наводнение. По поводу этого возражения следует прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библии, заключается не в тех или иных естественных причинах, а во всемогущей воле Божией. Но и естественные причины, указанные в Библии как причины, подчиненные высшей Божественной воле, – были достаточны для всемирного потопа.

Главная причина потопа, по Библии, заключалась в том, что «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на втором плане (Быт. 8, 2). Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшие в результате мирового катаклизма, связанного с землетрясениями и изменениями дна океанов и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнению некоторых геологов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяной массы, чем это потребовалось для всемирного потопа.

Следовательно, все возражения против геологической достаточности причин потопа, указанные в Библии, не основательны.

Следует еще отметить указание Библии на радугу, которая появилась впервые только после потопа. Согласно некоторым научным гипотезам (например, гипотезе профессора Рима), существование радуги при допотопной атмосфере физически было невозможно, и лишь при выпадении огромных масс воды появилась возможность в измененной атмосфере появления феномена, именуемого радугой. Эта радуга, подчеркнутая в библейском повествовании как знак обета, что «потопа больше не будет», сообщает всему библейскому рассказу особую значительность и правдивость.

Источник

Потоп всемирный

Пото́п всеми́рный – потоп пла­не­тар­ного мас­штаба, про­изо­шед­ший по воле­изъ­яв­ле­нию Бога в каче­стве нака­за­ния людей за бого­от­ступ­ни­че­ство и край­нюю раз­вра­щен­ность.

что означает всемирный потоп. Смотреть фото что означает всемирный потоп. Смотреть картинку что означает всемирный потоп. Картинка про что означает всемирный потоп. Фото что означает всемирный потоп

«Третий сын Адама был Сиф, от него пошло чело­ве­че­ство, кото­рое стало слу­жить Богу, но и оно раз­вра­ти­лось. Они стали брать в жены доче­рей из рода Каи­нова. И потом, нако­нец, насту­пил такой момент, когда чело­ве­че­ство всё раз­вра­ти­лось, кроме восьми чело­век, семьи пра­вед­ного Ноя, и Бог послал на землю Все­мир­ный Потоп. Спас­лись только восемь чело­век, кото­рые были верны Богу. Бог, тем самым пока­зал, что… сколько бы чело­век не делали зло, они ника­ким обра­зом не смогут за счёт коли­че­ства оправ­дать своё зло. Так что, имейте в виду, что всякие раз­го­воры типа «все так делают» не помо­гут оправ­даться…».
свя­щен­ник Даниил Сысоев

Воз­можно ли, чтобы вся земля ока­за­лась под водой в одно и то же время, как гово­рится в Библии?

Как ука­зы­вает англий­ский иссле­до­ва­тель Артур Гук, англий­ский ученый, есте­ство­ис­пы­та­тель и гид­ро­граф Джон Меррей уста­но­вил, что если бы поверх­ность земли была пре­вра­щена в плос­кость, то име­ется так много воды в морях, кото­рые в неко­то­рых местах дости­гают шести миль глу­бины, что ее хва­тило бы, — чтобы покрыть землю цели­ком одно­вре­мен­ной повсе­мест­ной глу­би­ной в две мили. Конечно, для веру­ю­щих людей все эти дока­за­тель­ства не нужны, т. к. они знают, что Все­мо­гу­щий Гос­подь Бог, сотво­ривши небо и землю, без­условно мог зато­пить всю сушу водами потопа. (см.: Досто­вер­ность биб­лей­ских чудес / Артур Гук; Пер. А. Доб­ры­нин. — Гель­синг­форс : Рус. еванг. журн. «Вер­ность», 1929. — 90, 5 с. : ил.; 18 см.).

Мог ли потоп охва­тить не всю поверх­ность земли, а лишь ее часть?

Суще­ствуют раз­лич­ные мнения отно­си­тельно того, был ли потоп все­мир­ным. О том, что потоп охва­тил всю поверх­ность пла­неты, в част­но­сти, пишет свт. Фила­рет Мос­ков­ский (“Тол­ко­ва­ние на Книгу Бытия”). Но есть и такое мнение, что потоп мог быть все­мир­ным не в полном смысл слова. Вспом­ним, для чего Гос­подь совер­шил потоп: Увидел Гос­подь, что велико раз­вра­ще­ние чело­ве­ков на земле и что мысли их были зло на всякое время… И сказал Гос­подь: истреблю с лица земли чело­ве­ков, кото­рых Я сотво­рил. ( Быт.6:7 ). Сле­до­ва­тельно, потоп мы можем пред­ста­вить и в виде навод­не­ния, охва­тив­шего только лишь про­стран­ство земли, насе­лен­ное людьми, а как велико было это про­стран­ство во время потопа, мы до конца не знаем. При этом нас может не сму­щать то обсто­я­тель­ство, что Библия несколько раз гово­рит о потопе, как о рас­про­стра­нив­шемся «по всей земле». Хри­стос гово­рил, что царица Сав­ская при­хо­дила послу­шать Соло­мона «от пре­де­лов земли» ( Мф.12:42 ), хотя та пришла всего лишь из Йемена. И когда Лука гово­рит, что в день Пяти­де­сят­ницы в Иеру­са­лиме были пред­ста­ви­тели «из вся­кого народа под небе­сами» ( Деян.2:5 ), вряд ли стоит пони­мать его так, что японцы и ново­зе­ландцы при­сут­ство­вали в тот день в Иеру­са­лиме. Библия, хри­сти­ан­ская лите­ра­тура, име­ю­щая объ­ек­том своих забот чело­ве­че­скую душу, часто назы­вают землей и даже все­лен­ной лишь область оби­та­ния чело­ве­ков, и даже лишь область опре­де­лен­ной чело­ве­че­ской куль­туры, созрев­шей для воз­дей­ствия Свя­щен­ного Писа­ния. Вос­пи­тан­ная на Библии Визан­тия, име­но­вала все­лен­ной (др.-греч. οἰκουμένη – ойку­мена, т. е. «засе­лен­ная» (земля), от οἰκέω «насе­ляю, обитаю») осво­ен­ную чело­ве­че­ством часть мира, почему и импе­ра­то­ров своих назы­вала «пове­ли­те­лями все­лен­ной» и Кон­стан­ти­но­поль­скому пат­ри­арху дала титул все­лен­ского.

Можно ли рас­смат­ри­вать потоп, охва­тив­ший будь то всю землю или только зна­чи­мую ее часть, как, своего рода, чудо, кото­рого не было ни до, ни после?

Чудо состоит не в гро­мад­но­сти потопа. Чудо в том, что чело­век был пре­ду­пре­жден об этом и что от гибели спасся не самый силь­ный, хитрый или смет­ли­вый, а самый пра­вед­ный.

Сохра­нился ли рас­сказ о потопе в памяти раз­лич­ных наро­дов мира?

Широ­кая рас­про­стра­нен­ность пре­да­ния о потопе сви­де­тель­ствует о том, что потоп был собы­тием, охва­тив­шим все чело­ве­че­ство, и оно сохра­ни­лось в памяти многих ветвей чело­ве­че­ского рода. Ука­зан­ный выше иссле­до­ва­тель Артур Гук сооб­щает, что халдеи, фини­ки­яне, вави­ло­няне, фри­гийцы, сири­яне, персы, греки и даже армяне – все они имели, более или менее, соглас­ные ска­за­ния о потопе. Повест­во­ва­ние фри­гий­цев, напри­мер, упо­ми­нает Еноха, как пред­воз­ве­стив­шего потоп, и пере­дает, что он плакал и молился об участи оже­сто­чен­ных нерас­ка­яв­шихся жите­лей допо­топ­ного мира. Най­дена была древ­няя фри­гий­ская монета, с грубым изоб­ра­же­нием ков­чега, и букв «N‑0» на одной из ее сторон, несо­мненно, отно­ся­щихся к Ною. Дальше мы обна­ру­жи­ваем, что Индия и Китай имеют записи о потопе и, что при потопе, был спасен некто с семью чело­ве­ками его семьи. Мек­си­канцы имели пре­да­ние о чело­веке, кото­рый сделал судно, чтобы спа­стись от ката­строфы. Пре­да­ние о потопе имели и раз­лич­ные пле­мена севе­ро­аме­ри­кан­ских индей­цев. Под­твер­жде­ния все­лен­ского потопа ученые нахо­дят в мифо­ло­гии и ска­за­ниях у раз­лич­ных народ­но­стей по всему миру.

Суще­ствуют ли науч­ные иссле­до­ва­ния, поз­во­ля­ю­щие ска­зать о том, что потоп дей­стви­тельно был?

На осно­ва­нии гео­ло­ги­че­ских и архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок уста­нов­лено, что име­ется в земле мощный слой глины, или­стого насло­е­ния, кото­рый не имеет в себе ника­ких остат­ков орга­ни­че­ской живот­ной жизни (факт нахож­де­ния под слоем песка тол­стого или­стого слоя, в первой поло­вине ХХ века, обна­ру­жил архео­лог Чарльз Лео­нард Вулли). Этот слой резко отде­ляет слои камен­ного века (палео­лита), от после­ду­ю­щих слоев: нео­лита, брон­зо­вого и желез­ного века. Один из осно­во­по­лож­ни­ков совре­мен­ной науч­ной архео­ло­гии, фран­цуз­ский ученый Габ­ри­ель де Мор­ти­лье, назвал этот слой hiatus, т. е. пере­рыв. Это или­стое насло­е­ние со дна мор­ского про­изо­шло, как пола­гают, под дей­ствием миро­вого ката­клизма, т. е. суша опу­сти­лась ниже уровня океана, воды кото­рого и зато­пили всю землю, все горы. Как и гово­рит о том Моисей: «и раз­верз­лись все источ­ники вели­кой бездны» ( Быт.7:11 ), а затем уже упо­ми­нает о дожде. Причем эти или­стые насло­е­ния покры­вают мощным слоем всю Европу, Север­ную Африку и Запад­ную Азию, до высо­ких гор. Фран­цуз­ский есте­ство­ис­пы­та­тель, нату­ра­лист Жорж Лео­польд Кювье так и назвал эти отло­же­ния, этот мощный или­стый слой, Deluge (Делюж) – потоп.

Когда был Все­мир­ный потоп?

Наи­бо­лее при­ем­ле­мой для ака­де­ми­че­ской науки счи­та­ется гипо­теза, согласно кото­рой ска­за­ния о Все­мир­ном потопе у наро­дов Ближ­него Востока, нашед­шие отра­же­ния затем в Ветхом Завете, явля­ются вос­по­ми­на­ни­ями о ката­клизме, дати­ру­е­мом при­мерно 5500 годом до Р. Х. Именно в тот период из-за гран­ди­оз­ного зем­ле­тря­се­ния Черное море пере­стало быть замкну­тым морем (како­вым в наши дни явля­ется, напри­мер, Кас­пий­ское море). Уро­вень воды под­нялся на 140 метров, Сре­ди­зем­ное море ока­за­лось соеди­нен­ным с Черным через про­ливы, а бере­го­вая линия уве­ли­чи­лась вдвое, зато­пив тер­ри­то­рии, кото­рые на тот момент были одними из самых густо­на­се­лен­ных людьми рай­о­нов. Память об этой при­род­ной ката­строфе, уни­что­жив­шей огром­ное по тем вре­ме­нам число людей, согласно данной теории, и транс­фор­ми­ро­ва­лась затем в ска­за­ния о Все­мир­ном потопе.

Чем пита­лись живот­ные во время потопа?

Во-первых, воз­можно, что ковчег рас­по­ла­гал опре­де­лен­ными поме­ще­ни­ями для хра­не­ния запа­сов пищи, хотя бы на какое-то время. Известно также, что многие живот­ные в какие-то особые пери­оды упо­треб­ляют пищи крайне мало. Скажем, мед­ведь вообще не ест, пока спит. Но чем могли питаться пло­то­яд­ные живот­ные – тигры, львы? Ряд этих живот­ных тоже упо­треб­ляют в пищу травы, но на одной траве долго не про­дер­жишься, нужно было нечто для них необ­хо­ди­мое – мясо или заме­ни­тель мяса, бел­ко­вая пища. Веро­ятно, это было молоко живот­ных, кото­рое в доста­точ­ном коли­че­стве при­сут­ство­вало на ков­чеге. Любое мле­ко­пи­та­ю­щее живот­ное, есте­ственно, вку­шает есте­ствен­ную молоч­ную пищу, кото­рая при необ­хо­ди­мо­сти заме­няет ему все осталь­ное (в экс­тре­маль­ной ситу­а­ции). Как пред­по­ло­же­ние, как теорию это можно при­нять.

Почему в сред­ние века нахо­ди­лись про­тив­ники поиска ков­чега?

В Сред­ние Века люди не реша­лись искать ковчег. В самой сред­не­ве­ко­вой Арме­нии поиски ков­чега осуж­да­лись, однако, вовсе не по этой при­чине: гора Арарат счи­та­лась святой, и искать там ковчег было рав­но­сильно кощун­ству.

Правда ли, что Ноев ковчег нахо­дится на горе Арарат?

На про­тя­же­нии многих веков пред­при­ни­ма­лись попытки найти остатки Ноева ков­чега в районе горы Арарат – там, где, согласно одной из тра­ди­ций, ковчег при­стал к земле по окон­ча­нии потопа. В XIX–XXI веках в тех местах побы­вало несколько экс­пе­ди­ций: одни иссле­до­ва­тели заяв­ляли, что не обна­ру­жили ков­чега, другие же утвер­ждали, что видели нечто, иден­ти­фи­ци­ро­ван­ное как его остатки. Однако сооб­ще­ния послед­них не явля­ются доста­точно убе­ди­тель­ными. Более того, ничто не ука­зы­вает на то, что ковчег при­стал именно к совре­мен­ной горе Арарат, так как такое назва­ние горной вер­шине на северо-востоке совре­мен­ной Турции дали евро­пейцы (см. Биб­лей­скую энцик­ло­пе­дию Брок­гауза, статью “Арарат”).

Какова была пло­щадь Ноева ков­чега?

В ков­чеге было три этажа. Размер каж­дого — 300 локтей в длину и 50 локтей в ширину. «Локоть» рав­ня­ется при­мерно 45 см или 0,45 м. Значит, в наших мерах вели­чина каж­дого этажа в ков­чеге была такова:
длина: 300 х 0,45 = 135 м., ширина: 50 х 0,45 = 22,5 м.,
пло­щадь каж­дого этажа: 135 х 22,5 = 3040 кв. м.
Общая «жил­пло­щадь» всех трех этажей рав­ня­лась: 3040 х 3 = 9120 кв. м.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *