что означает вторичная выгода применительно к техникам нлп
Модель НЛП:: Намерение и вторичные выгоды
Намерение
Всё что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений.
Критерии позитивного намерения
Позитивное намерение должно отвечать следующим критериям:
Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели.
Раз уж говорится о позитивном намерении, предполагается, что может быть и негативное. Например, человек может что-то делать для «страдания», «ненависти к себе», «унижения» или даже «смерти». Но за таким негативным намерением в конце концов обнаруживается позитивное: «очищение», «спокойствие», «справедливость» или «освобождение».
Как выяснить намерение
Выяснить намерение, стоящее за каким-то поведением, можно задавая вопросы:
— Зачем тебе это нужно?
— Что тебе это даст?
— Что ты от этого получишь?
Например:
— Я боюсь подойти к красивой девушке. [поведение]
— Зачем тебе нужен этот страх, что он тебе даёт?
— Ничего не даёт, только мешает.
— А если подумать, что-то он наверно тебе всё-таки даёт, зачем-то он тебе нужен? Может он защищает тебя от чего-то или мотивирует?
— Ну, я боюсь получить отказ.
— А что произойдёт, если тебе откажут?
— Я буду чувствовать неуверенность в себе. Так что получается, что страх позволяет мне оставаться уверенным в себе. [намерение]
Зачем выяснять намерение
Намерение – одно из базовых понятий в НЛП. Умение выяснять намерение, а особенно разделять намерение и поведение, может быть полезным:
Иногда просто выяснение намерения помогает человеку самостоятельно изменить проблемную ситуацию.
Различие между намерением и поведением
Намерение – это внутренняя позитивная цель, поведение – это попытка достигнуть этой цели. Обратите внимание на слово попытка – зачастую способ, при помощи которого человек пытается достигнуть своей цели? может быть совершенно неэффективным. Например, демонстрация обиды зачастую является весьма неудачной попыткой получения одобрения.
Намерение отвечает на вопрос «зачем?» и в большинстве случаев описывается номинализацией или фразой с номинализацией:
получение удовольствия;
одобрение;
подтверждение любви;
спокойствие;
получение информации.
Поведение же отвечает на вопрос «как?», «каким способом?» и чаще всего выражается фразой с глаголом:
приходить вовремя;
строгать;
удивляться;
тщательно подбирать слова;
быстро перебегать дорогу.
НО! Поведение в некоторых случаях тоже может описываться и фразой с номинализацией:
обида;
возмущение;
демонстрация эмоций;
изменение.
когда мы думаем о чём-то, как о цели которой хотим достигнуть, – это намерение;
когда мы думаем о чём-то, как о способе достижения цели, – это поведение.
Именно поэтому к любому намерению можно задать вопрос: «что это тебе даёт?» или аналогичный, и получить намерение более высокого уровня.
— Я обижаюсь на мужа. [поведение]
— Зачем вы это делаете?
— Я хочу, чтобы он начал меня слушать. [метарезультат]
— А зачем вам, чтобы муж вас слушал?
— Если он меня не слушает – это означает, что я ему безразлична.
— А если он вас слушает?
— Если он меня слушает – значит я для него важна. [намерение]
— То есть вы кричите на мужа, чтобы он показал, что вы важны для него?
— Да.
— А что лично вам даст то, что он показывает, что вы для него важны?
— Это означает, что он меня любит. [намерение более высокого уровня]
— А зачем вам, чтобы он вас любил?
— Это даёт мне уверенность в себе. [намерение более высокого уровня]
— А если вы будете уверены в себе целиком и полностью – к чему вы будете стремиться более важному?
— К гармонии, наверное. [намерение более высокого уровня]
Поиск намерения более высокого уровня не бесконечный процесс – в конце такой цепочки находится то, что называют «сущностными» или «глубинными» состояниями. По этому поводу можно почитать книгу Стива и Коннирэ Андреас «Сущностная трансформация».
Подходящее поведение
Вообще говоря, подходящее поведение должно удовлетворять следующим критериям. Оно должно быть:
Например, поедание курение для получение удовольствия эффективно, надёжно и доступно, но достаточно неэкологично – портит здоровье.
Игра в казино как способ обогащения – эффективно, относительно доступно, более-менее экологично, но для большинства совершенно не надёжно.
Получасовая прогулка по лесу как способ успокоиться – эффективно, надёжно, экологична, но в большинстве случаев не доступно (например, во время экзамена в институт).
Вторичные выгоды
поведение может быть неэффективно, как способ реализации намерения, но как способ реализации вторичных выгод оно эффективно всегда.
Правда не обязательно, чтобы они удовлетворялись именно этим новым вариантом поведения. Хотя это конечно было бы элегантное решение.
Как определить вторичные выгоды
Что ещё [это] тебе даёт?
Что ещё при помощи [этого] ты получаешь?
Учтите, что одно и то же поведение в различных контекстах может удовлетворять различные вторичные выгоды (впрочем, как и различные намерения). Так что если вы ищете вторичные выгоды для поведения, которое человек использует в большом количестве контекстов, вам необходимо будет исследовать каждый из них.
76. Вторичные выгоды
И они в большинстве случаев не осознаются.
Например, курение. Которое так трудно бросить. Хотя вроде бы и удовольствие не очень большое (намерение), и человек понимает, что вредит здоровью (неэкологичные последствия), и вполне может подобрать себе другой более экологичный способ получения удовольствия. А вот не бросается никак. Это потому, что у курения часто куча этих самых вторичных выгод:
выглядишь старше (хотя для некоторых это уже минус);
получить быстрое чувство сытости;
наградить себя за выполненное дело;
Естественно, вторичные выгоды есть не только у вариантов поведения с неприятными последствиями. Даже у вполне считаемых полезными они могут быть. Например, человек ходит в фитнес-центр для поддержания здоровья (намерение) и попутно получает:
подтянутый внешний вид;
уверенность в себе;
внимание противоположного пола;
тему для разговоров;
для изменения поведения стоит выяснять не только намерение, но и вторичные выгоды.
Как определить вторичные выгоды
Вопросы для выявления вторичных выгод:
Что ещё [это] тебе даёт?
Что ещё при помощи [этого] ты получаешь?
Учтите, что одно и то же поведение в различных контекстах может удовлетворять различные вторичные выгоды (впрочем, как и различные намерения). Так что если вы ищете вторичные выгоды для поведения, которое человек использует в большом количестве контекстов, вам необходимо будет исследовать каждый из них.
Примеры вторичных выгод
Упражнение «Определение вторичных выгод»
Напишите 5-7 различных вариантов поведения и сначала определите для каждого соответствующее намерение. Для этого задавайте себе вопросы:
— К чему я стремлюсь в данном случае?
Помните, что намерение должно быть положительным для вас. Если вы нашли цель поведения, но эта цель не является приемлемой для вас – продолжайте задавать себе вопросы.
После этого определите вторичные выгоды (если есть).
НЛП-практик:: Намерение и вторичные выгоды
Люди вообще очень забавные существа – они считают, что у всего должна быть цель.
И, да! Такую цель действительно обычно можно найти практически для любых наших действий. И называется она в НЛП намерением.
Намерение – это цель, которая лежит за любым нашим поведением.
Есть даже соответствующая базовая пресуппозиция НЛП: «За любым поведением стоит позитивное намерение».
По крайней мере, так удобно думать (напоминаю, что в НЛП нет «истинных знаний», а есть только «полезные модели»). Потому что тогда это поведение можно научиться контролировать и изменять.
При этом может быть поведение, которое помогает удовлетворить сразу несколько намерений:
ходить на работу могут и для обеспеченности, и для удовольствия, и для карьеры;
рисовать и для красоты и для творчества;
выходить замуж и для стабильности, и для счастья, и для любви;
заниматься медитацией и для гармонии, и для спокойствия, и для развития;
читать книги и для удовольствия, и для знаний.
Позитивное намерение
Каждое поведение служит для достижения положительной внутренней цели.
То есть, что бы человек не делал, даже очень странное или даже вредное для себя, за этим поведением стоит позитивная цель:
Критерии позитивного намерения
Естественно, не каждая цель является намерением. Есть набор правил, критериев, которым должно соответствовать намерение:
Зачем выяснять намерение
Намерение – одно из базовых понятий в НЛП. И им постоянно пользуются.
Это задаёт определённую рамку восприятия ситуации, позволяет найти более эффективный вариант его реализации (для себя) и более удачную реакцию на чужое поведение.
В коммуникации зачастую более полезно реагировать на намерение, а не на поведение. Даже просто понимание того, что за опозданием, обидой, криком стоит какая-то позитивная цель, меняет процесс общения. А уж реакция на намерение, а не поведение, может просто в корне изменить ситуацию.
При переговорах важно не только удовлетворить основные критерии собеседника, но и его текущие намерения. То есть с одной стороны человеку может быть важно добиться результата, что для него обозначает личную эффективность, но в процессе переговоров ему так же важно проявление уважения, дружественность, подтверждение статуса, ответственность и прочие забавные вещи.
То есть непринципиальное снижение цены на одну десятую процента может обозначать как раз уважение или гибкость.
Так же в переговорах (в широком смысле этого слова) мы можем найти вариант действий, который удовлетворяет намерениям обеих сторон.
Собственно, это определение переговоров win-win.
При продажах удобно думать, что люди покупают не телефоны, машины или мебель, а удобство, свободу, стабильность или комфорт.
Реальная история: ко мне на тренинг ходила девушка, которая работала продавцом в салоне элитной сантехники. Узнав о позитивном намерении и обучив напарницу, она вместо унитазов, биде и прочих ванн, начала продавать комфорт, престиж, удобство. И выручка в среднем выросла почти в два раза.
Определение намерения обязательный шаг во многих техниках НЛП: «Интеграция конфликтующих частей», «Взмах», «Шестишаговый рефрейминг», «Решение коммуникативной проблемы при помощи трёхпозиционного описания» и многих других.
Как выяснить намерение
Для выяснения намерения приходится задавать вопросы (как себе, если выясняете собственное намерение, так и другому человеку – если явно выясняете его намерение):
— Зачем тебе это нужно?
— Что ты от этого получишь?
— Для чего ты это делаешь?
Например:
— Я боюсь подойти к красивой девушке. [поведение]
— Зачем тебе нужен этот страх, что он тебе даёт?
— Ничего не даёт, только мешает.
— А если подумать, что-то он наверно тебе всё-таки даёт, зачем-то он тебе нужен? Может он защищает тебя от чего-то или мотивирует?
— Ну, я боюсь получить отказ.
— А что произойдёт, если тебе откажут?
— Я буду чувствовать неуверенность в себе. Так что получается, что страх позволяет мне оставаться уверенным в себе. [намерение]
Не явно
Понятно, что во множестве контекстов напрямую (задавая вопросы) выяснить намерение не получится: при общении со своим мужем/женой, переговорах, совещании у начальника, беседе с друзьями, выступлении на публике.
Прямые вопросы иногда можно использовать и в беседе с другом, покупателем, партнёром, если его обосновать, быть в раппорте и демонстрировать подходящую невербалику: «Подумай, зачем тебе это нужно?».
Придётся делать «проверку боем»: предположить из контекста, какое намерение у человека, начать действовать в соответствии с этим предположением и посмотреть на результат.
Вполне научный подход: на основе поведения выводится гипотеза, потом эта гипотеза проверяется.
Например, если ваш собеседник несколько раз достал из кармана новый айфон, весьма возможно что он хочет получить подтверждение значимости, что-то вроде: «О, у тебя новый айфон! Круто!»
Если после такой фразы он успокаивается, то скорее всего ваше предположение верно.
Список намерений/ценностей
Для облегчения поиска список часто встречающихся намерений.
Различие между намерением и поведением
По смыслу
Обратите внимание на слово «попытка» – зачастую способ, при помощи которого человек пытается достигнуть своей цели, может быть совершенно неэффективным. Например, демонстрация обиды зачастую является весьма неудачной попыткой получения одобрения. Но об этом чуть ниже.
Поведение при этом может быть неэффективным, неэкологичным, неприемлемым для самого человека или окружающих. Позитивное намерение же всегда положительно и приемлемо, как минимум для самого человека. Например:
Грамматически
Намерение отвечает на вопрос «зачем?» и в большинстве случаев описывается номинализацией или фразой с номинализацией :
Напоминаю, что номинализация – это слово, обозначающее «овеществлённый процесс»: дружба вместо дружить, разговор вместо разговаривать, жалость вместо жалеть.
Поведение же отвечает на вопрос «как?», «каким способом?» и чаще всего выражается фразой с глаголом :
тщательно подбирать слова;
быстро перебегать дорогу.
НО! Поведение в некоторых случаях тоже может описываться и фразой с номинализацией:
Так что ещё можно различать поведение и намерение по смыслу:
когда мы думаем о чём-то, как о внутренней цели, которой хотим достигнуть – это намерение;
когда мы думаем о чём-то, как о способе достижения цели – это поведение.
Намерение намерения
Но намерение тоже может быть всего-лишь способом реализации намерения более высокого уровня (о как!) И к любому намерению можно задать вопрос: «что это тебе даёт?» или аналогичный, и получить намерение более высокого уровня.
— Я обижаюсь на мужа. [поведение]
— Зачем вы это делаете?
— Я хочу, чтобы он начал меня слушать.
— А зачем вам, чтобы муж вас слушал?
— Если он меня не слушает – это означает, что я ему безразлична.
— А если он вас слушает?
— Если он меня слушает – значит я для него важна. [намерение]
— То есть вы кричите на мужа, чтобы он показал, что вы важны для него?
— Да.
— А что лично вам даст то, что он показывает, что вы для него важны?
— Это означает, что он меня любит. [намерение более высокого уровня]
— А зачем вам, чтобы он вас любил?
— Это даёт мне уверенность в себе. [намерение более высокого уровня]
— А если вы будете уверены в себе целиком и полностью – к чему вы будете стремиться более важному?
— К гармонии, наверное. [намерение более высокого уровня]
Терминальные и инструментальные ценности
Если задавать человеку только вопросы о смысле («что это значит?», «зачем это нужно?» и так далее), он доходит до какого-то намерения и зависает. Не может определить, какое значение у этого намерения и сообщает, что это «важно само по себе». То есть это не для чего-то, а «конечная цель». Это признак так называемой «терминальной» или «конечной» ценности.
Существует популярный тест ценностных ориентаций американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это наука о ценностях). Он как раз делит ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).
Как я уже писал, намерение – это желание (потребность) удовлетворить какую-то ценность.
Признаки терминальной ценности
Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».
Выяснение более важной ценности
Но то, что ценность терминальная, ещё не означает, что ничего более важного нет. Просто для выяснения более важного нужно задавать уже другие вопросы:
— Если ты получишь [это] целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?
— Если ты владеешь [этим] совершенно и полностью, что ты хочешь, имея [это], еще более важное?
[это]: намерение из предшествующего шага.
Наиболее пытливые умы задаются вопросом: «А что же там в конце?» и «Существует ли наивысшая ценность?» Ответ положительный. Если достаточно долго задавать все эти вопросы, то можно прийти к так называемым «сущностным состояниям». Это конечные (терминальные) ценности, для которых не существует каких-то более важных ценностей. То есть всё, конец пути. Обычно у человека их не более пяти, и описывают их часто как «полная гармония», «тотальное спокойствие», «единение». Но это уже совсем другая история.
Вторичные выгоды
Если намерение – это основная цель действия, то вторичные выгоды – это цели, которые человек удовлетворяет попутно, как «бонус». И они, в большинстве случаев, не осознаются.
поведение может быть неэффективно, как способ реализации намерения, но как способ реализации вторичных выгод оно эффективно всегда.
Правда не обязательно, чтобы они удовлетворялись именно этим новым вариантом поведения. Хотя это конечно было бы элегантное решение.
Как определить вторичные выгоды
Вопросы для выявления вторичных выгод:
Что ещё [это] тебе даёт?
Что ещё при помощи [этого] ты получаешь?
Учтите, что одно и то же поведение в различных контекстах может удовлетворять различные вторичные выгоды (впрочем, как и различные намерения). Так что если вы ищете вторичные выгоды для поведения, которое человек использует в большом количестве контекстов, вам необходимо будет исследовать каждый из них.
Примеры вторичных выгод
Упражнения
Упражнение «Определение намерения»
Напишите 5-7 различных вариантов поведения и определите для каждого соответствующее намерение. Для этого задавайте себе вопросы:
— К чему я стремлюсь в данном случае?
Помните, что намерение должно быть положительным для вас. Если вы нашли цель поведения, но эта цель не является приемлемой для вас – продолжайте задавать вопросы.
Упражнение «Вторичные выгоды»
Для вариантов поведения из предыдущего упражнения определите вторичные выгоды (если есть).
Упражнение «Построение цепочки намерений»
Возьмите три различных варианта поведения и простройте для каждого цепочки намерений на 3-4 шага «вглубь».
При поиске намерения следующего уровня, кроме вопросов:
— К чему я стремлюсь в данном случае?
можно задавать и другие:
— Если я получу [это] целиком и полностью, к чему я буду стремиться следующему?
— Что для меня более важно чем [это]?
— Если у меня будет [это], что я буду хотеть более важное?
[это] – намерение из предыдущего шага.
Бегаю по утрам >> снять внутреннее напряжение >> хорошее самочувствие >> бодрость >> уверенность в себе >> расслабленность >> внутреннее спокойствие.
Упражнение «Различные способы реализации намерения»
Возьмите 5-7 своих намерений и для каждого распишите не менее трех способов достижения.
— полежать почитать книжку;
— расслабиться и выровнять дыхание;
— пятиминутная медитация вечером.
В этом упражнение не требуется подобрать варианты поведения, которые вы сможете тут же воплотить в жизнь – здесь, в первую очередь, важно расширение кругозора.
Упражнение «Подходящее поведение»
Вообще говоря, подходящее поведение должно удовлетворять следующим критериям. Оно должно быть:
эффективным – позволяет достигать поставленной цели;
надёжным – это происходит регулярно, а не изредка;
доступным – это можно легко получить или использовать;
экологичным – последствия этого действия для вас приемлемы.
Например, поедание курение для получение удовольствия эффективно, надёжно и доступно, но достаточно неэкологично – портит здоровье. Игра в казино как способ обогащения – эффективно, относительно доступно, более-менее экологично, но для большинства совершенно не надёжно. Получасовая прогулка по лесу как способ успокоиться – эффективно, надёжно, экологично, но в большинстве случаев не доступно (например, во время экзамена в институте).
Для каждого из намерений из предыдущего упражнения, возьмите по три контекста в которых у вас есть потребность удовлетворить это намерение и найдите как минимум одно поведение, которое удовлетворяло бы всем четырём критериям: эффективность, надёжность, доступность, экологичность.
Контекст: вечер, после работы.
Поведение: горячий душ, полежать почитать книжку.
Контекст: разговор с начальником.
Поведение: предварительное расслабление и контроль дыхания.
Контекст: знакомство с девушкой на улице.
Поведение: расслабленное весёлое состояние, пофигизм по отношению к возможности отказа.
Техника «Зачем я это делаю»
Одна из довольно полезных практик – определение цели поведения (намерения) и поиск других вариантов достижения этой цели. Это позволяет стать более гибким и заодно разобраться в себе. Но для начала немного вспомним о том, что такое намерение.
По шагам
1. Контекст и поведение
Выберите какое-то поведение, с которым вы хотите поработать. Это может быть что-то в формулировке «я делаю», так и «я не делаю»: «я не занимаюсь спортом», «я сижу за компьютером до полуночи», «я много сижу в соцсетях» и т.п.
Более полезно брать варианты поведения, которые вас не совсем устраивают. Но и поработать с вполне приемлемыми вариантами тоже может быть вполне полезно.
2. Определите терминальную ценность
Выясните терминальную ценность, которую удовлетворяете таким способом. Для этого задавайте вопросы:
— Зачем мне это нужно?
— Что мне это даёт?
— Что я от этого получаю?
— Для чего я это делаю?
— Какой в этом смысл?
до тех пор, пока не найдёте ценность, которая важна сама по себе.
3. Найдите ещё три способа удовлетворения этой ценности
А теперь творческий процесс: найдите ещё несколько способов, как можно эту самую терминальную ценность удовлетворить. Не менее трёх вариантов.
Сделать это удобно так:
Представьте со стороны (диссоциированно), как это будет выглядеть и слышаться. Нравиться ли вам то, что вы видите и слышите? Достигаете ли вы своего намерения? Если нет, то вернитесь на шаг а).
Шагните в картинку и проживите эту ситуацию изнутри (ассоциируйтесь). Утраивает ли вас то, как это чувствуется внутри? Если нет, то на шаг а).
Экологическая проверка: не повредит ли вам этот новый вариант поведения? Если может повредить – на шаг а).
4. Встраивание
Несколько раз мысленно проиграйте ситуацию (которую выбрали в пункте 1), используя новые варианты поведения.
Демонстрация
Что означает вторичная выгода применительно к техникам нлп
Методика «История болезни»
Для того, чтобы работа по выяснению причин преимуществ вашей болезни оказалась успешной, рекомендуют предварительно вспомнить особенности того жизненного периода, который вы переживали непосредственно перед возникновением заболевания. Скорее всего, он был весьма трудным, и для того чтобы преодолеть эти трудности, вам чего-то не хватало – либо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, либо ещё чего-нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных основаниях» преодолеть неприятную ситуацию. Так в чем же заключались преимущества, которые давала вам ваша болезнь?
1. Определите в вашем прошлом 3–6 случаев, когда у вас:
а) возникала периодически повторяющаяся и преследующая вас «острая» болезнь,
б) происходило обострение хронического заболевания.
2. Теперь, начиная с самого первого случая, приступайте к заполнению таблицы:
а) Что предшествовало возникновению этого случая болезни? Что вас к нему подвело или привело? Что явилось триггером болезни?
б) Что вы делали во время этой болезни? Как лечились? Как отдыхали? От чего отходили и к Чему стремились?
в) Чему вы научились во время этой болезни? Что для себя определили? Какие выводы сделали?
г) В чем была ценность того, чему вы научились? В чем заключалась ценность полученного опыта и сделанных выводов?
Данная техника предоставляет две возможности. Во-первых, определить циклы и петли вашей жизни. Жизнь любого человека состоит из определенных циклов, возникающих с завидной периодичностью. Внутри каждого цикла мы решаем определенные классы проблем, обучаясь неким новым жизненным навыкам. Но если проблемы цикла не разрешаются и мы не обучаемся тому, чему должны были обучиться, возникает петля, и одни и те же проблемы будут снова и снова возникать в нашей жизни, не давая нам двигаться дальше. В подавляющем большинстве случаев болезнь – это именно следствие такой вот петли, незавершенного цикла или неосвоенных навыков.
Во-вторых, пункты В и Г вышеприведенной таблицы предназначены для того, чтобы вы разобрались с тем, чему научились там и тогда (или чему должны были научиться) и определили, в чём заключалась (или должна была заключаться) ценность опыта, который, по-видимому, до сих пор так и остается не освоенным вами.
Методика «Определение смыслов и выгод болезни»
В данной технике предлагается задать вопросы клиенту или попросить его самостоятельно, наедине с самим собой, максимально честно ответить на следующие вопросы относительно его болезни. Задача упражнения состоит в переводе психических аспектов заболевания в плоскость «смыслов и потребностей».
1. Что болезнь значит для вас?
2. Что означает для вас избавиться от болезни?
3. Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?
4. Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?
5. Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?
6. Чего болезнь помогает вам избежать?
7. Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?
8. Какие чувства помогает вам выразить болезнь?
9. Каким вы были до того, как появилась болезнь?
10. Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?
11. Как всё изменилось после того, как появилась болезнь?
12. Что произойдет, когда не будет болезни?
13. После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?
14. У кого ещё когда-нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?
Методика «Перечень вторичных выгод»
1. Выберете одну самую насущную проблему для вас в данный момент.
2. Поразмышляйте, и ответьте себе на вопрос: «Какие плюсы я получаю от…» Постарайтесь не обманывать себя и найдите 10-15 плюсов, которые вы получаете. Выпишите их в столбик. Ответы будут приходить постепенно. Записывайте, записывайте, записывайте всё, что будет приходить. На это уйдёт некоторое время.
3. После того, как вы написали плюсы и сделали для себя не очень приятные открытия, поразмышляйте – готовы ли вы отказаться от каждой из найденных выгод?
5. Если на какие-то пункты вы ответили «да» и вы понимаете, что не готовы отказаться от выгоды, так и признайтесь себе в этом честно. Например, что для вас всегда важно быть правым, пусть даже за счет вашего же счастья.
6. Теперь поразмышляйте – какие плюсы вы получите от альтернативных стратегий получения желаемого? Может получиться так, что они окажутся намного выгоднее, быстрее и дешевле вторичных выгод.
В одиночку проделывать такую работу бывает очень сложно, и найти то решение, которого легко придерживаться, не всегда получается, часто остается что-то недоработанным. Все это лучше проделывать в группе единомышленников, тех, кто тоже хочет найти выход без борьбы, и кто готов вам оказать поддержку.