что означает выражение causa sui в философии б спинозы

Основные принципы и идеи философии Спинозы Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог.

что означает выражение causa sui в философии б спинозы. Смотреть фото что означает выражение causa sui в философии б спинозы. Смотреть картинку что означает выражение causa sui в философии б спинозы. Картинка про что означает выражение causa sui в философии б спинозы. Фото что означает выражение causa sui в философии б спинозыПолное название главного произведения Спинозы было длинным; оно, по сути, содержало и перечень его главных проблем: «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется:

I. О Боге.
II. О природе и происхождении души.
III. О происхождении и природе аффектов.
IV. О человеческом рабстве или о силе аффектов.
V. О могуществе разума или о человеческой свободе».

«Этика» включает в себя широко понимаемую философскую метафизику, повествующую о природе, субстанции, Боге, о человеке — его теле и душе, чувствах и разуме, а также и о собственно этико-нравственных проблемах. Но к этике в узком смысле она не сводится. Для понимания этой работы Спинозы, как, впрочем, и ряда других его произведений, следует учесть, как именно развертывается в них философствование. Спиноза берет на вооружение так называемый геометрический метод. Что означает: Спиноза сначала дает основные определения (например, определения Бога), затем — аксиомы; после этого четко и лаконично формулируются теоремы и дается их (краткое или развернутое) доказательство.

В части I «Этики», повествующей о Боге, Спиноза прежде всего вводит и развивает понятие causa sui — причины самого себя. «Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, чья природа может быть представлена не иначе, как существующею». От этого исходного утверждения о причине, causa sui, о спонтанной первопричине Спиноза поведет рассуждение к объединению понятий Бог, природа и субстанция. «Бог» — стержень общей картины мира всех, по сути, философов нового времени. Как ни парадоксально, здесь философы-новаторы XVII в. тоже осуществили коренные изменения по сравнению со средневековьем. Новая философия хотела внести свою лепту в обновление аргументации, касающейся существования Бога («онтологические» аргументы).

Спиноза солидарен с Декартом в том, что главное для философии в Боге — существование (бытийствование). Согласен он и с тем, что бытие, т.е. существование Бога надо доказать. И что с такого доказательства надо начать философию. О том, как подходит к делу онтологического доказательства Бога Декарт, говорилось в посвященном ему разделе. Спиноза в определенной степени опирается на уже сделанное Декартом, уточняя и дополняя его аргументацию. Как и Декарт, Спиноза отправляется от «данности» нам (по Декарту, врожденности) идеи Бога. А если идея Бога дана, то отсюда для доказательства существования Бога следует, согласно Спинозе, ввести такие основные правила:

1. Существует бесконечное число познаваемых вещей;
2. Конечный ум не может понять бесконечного;
3. «Конечный ум сам по себе не может ничего понять, если только не определяется чем-то вне себя. «.

Чем же он определяется?

Разумеется, Богом. Итак, главное методологическое звено спинозистского доказательства — апелляция к бесконечности (бесконечности миров, тел, познаваемых вещей и т.д.), с одной стороны, и к конечности мира и человека — с другой. Быть отдельным, конкретным, конечным — значит быть, существовать ограниченное время и обладать лишь ограниченными возможностями существования как бытия. А следовательно, должно быть предположено нечто, что обусловливает и себя самого и все сущее именно в существовании как бытии: «Мы находим в себе нечто, что указывает намне только на большее число, но даже на бесконечные совершенные атрибуты, присущие этому совершенному существу, прежде чем оно может быть названо совершенным. Откуда происходит эта идея совершенства?». Идея бесконечного и всемогущего Бога как причины существования и самого себя (causa sui) и всего остального не может происходить «от меня», т.е. от индивидуального человека. Значит, ее тоже «задает» нам сам Бог. Отсюда вывод Спинозы: «Следовательно, Существо абсолютно бесконечное, или Бог, имеет от самого себя абсолютно бесконечную способность существования и потому безусловно существует». В этих рассуждениях Спинозы немало аргументов, заставляющих вспомнить о Декарте и более ранних торах. Отличие же спинозистской идеи философского Бога от декартовской идеи обозначается прежде всего различиями терминов «деизм» и «пантеизм». О Декартовой деистической ориентации мы уже говорили. Пантеизм же представляет собой попытку максимально «приблизить» Бога к миру и природе. Бог в понимании Спинозы существует, есть не вне мира, не в качестве чуждой ему сущности. Он — в самом мире, «имманентен», т.е. внутренне присущ и родственен ему. Такое толкование Бога — как причины самого себя, как имманентной причины всего сущего — позволяет Спинозе, в соответствии с традициями философского понимания, объявить Бога также и субстанцией. «Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т.е. субстанцию, состоящую из бесконечного множества атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность». Вот где очень важно учитывать, что под распространенным в наших переводах словах «существовать» имеется в виду «быть». Ибо Бог «есть», субстанция «есть»; они имеют свой способ бытия. Вряд ли о субстанции уместно говорить, что она «существует».

Но в противовес Декарту Спиноза стремился доказать, что «нет ограниченной субстанции. нет двух равных субстанций. одна субстанция не может произвести другой». Иными словами, дуализму Декарта или всякому иному возможному дуализму Спиноза решительно противопоставляет монистический тезис об одной-единственной, притом абсолютной божественной субстанции — природе. Бог, согласно Спинозе, не внешен, а «имманентен» природе как «порождающая природа» (natura naturans). Имея в виду опровергнуть томизм и другие традиционные религиозные концепции, Спиноза борется против всяких персональных, антропоморфных толкований Бога. Это, собственно, означает: философ предпочитает идею внеличностного, внеперсонального, чисто сущностного философского Бога тем трактовкам, которые были предложены в религиозных конфессиях, подобных классическому христианству и иудаизму. К natura naturans, т. е. божеству как порождающей природе, Спиноза присоединяет понятие «порожденной природы» (natura naturata), в свою очередь разделяя ее на общую и особенную. «Общая состоит из всех модусов, непосредственно зависящих от Бога. Особенная состоит из всех особенных вещей, порождаемых всеобщими модусами. Что касается всеобщей порожденной природы, или модусов, т.е. творения, зависящих непосредственно от Бога или созданных им, то мы знаем их только два, именно движение в материи и разум в мыслящей вещи».

Источник

Causa sui

Смотреть что такое «Causa sui» в других словарях:

Causa sui — (meaning cause of itself in Latin) denotes something, which is generated within itself. This concept was central to the works of Spinoza, Freud, and Ernest Becker, where it relates to the purpose that objects can assign to themselves. In Freud… … Wikipedia

Causa sui — Der Begriff Causa sui (lateinisch Causa für Grund, Ursache und sui für sich) bezeichnet in der Philosophie bisweilen die Selbstursache, d. h., wenn etwas Ursache für sein eigenes Sein ist. In der Scholastik wird der Ausdruck causa sui… … Deutsch Wikipedia

causa sui — Something is a causa sui if it is a cause of itself. This is variously applied to God as (1) God s timelessly causing himself to exist, (2) God s simultaneously causing at every moment himself to exist at that moment, and (3) God s causing… … Christian Philosophy

causa sui — /kɔzə ˈsui/ (say kawzuh soohee) noun a philosophical concept of a being which is caused by no other but is the cause of itself or without a cause; often linked to a notion of God. … Australian-English dictionary

causa sui — (Lat., cause of itself). The (problematic) property possessed only by God, of being His own cause, i.e. independent of any other ground, yet containing within Himself a sufficient explanation of His own being. See also cosmological argument,… … Philosophy dictionary

Causa sui — (лат. причина самого себя) философское обозначение Бога как существа, не обусловленного каким либо другим источником или силой … Вестминстерский словарь теологических терминов

causa — (izg. kȁuza) ž DEFINICIJA 1. uzrok, razlog 2. pravn. sudski predmet, spor pred sudom SINTAGMA causa civilis (izg. causa civílis) građanski spor; causa morbi (izg. causa mȍrbi) razlog bolesti (ili oboljenja); causa mortis (izg. causa mȍrtis) uzrok … Hrvatski jezični portal

CAUSA — (лат.) причина, основание. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. CAUSA … Философская энциклопедия

Источник

Что означает выражение causa sui в философии б спинозы

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Лекция 16: Бенедикт Спиноза

Лекция 16:
Бенедикт Спиноза

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Философия Спинозы принципиально интересна хотя бы уже тем, что на ее основе построен был впоследствии весь немецкий идеализм. Фактически, несмотря на частые упоминания «Бога», Спиноза является одним из первых философов-материалистов, поскольку, как не сложно заметить, «Бог» для него — это не антропоморфное существо, создатель мира, а сам мир, сама природа. Таким образом Спиноза, оттолкнувшись от философии Декарта, поднялся значительно выше его в своем понимании устройства Вселенной.

Барух (Бенедикт) Спиноза родился в Амстердаме, в 1632 году.

что означает выражение causa sui в философии б спинозы. Смотреть фото что означает выражение causa sui в философии б спинозы. Смотреть картинку что означает выражение causa sui в философии б спинозы. Картинка про что означает выражение causa sui в философии б спинозы. Фото что означает выражение causa sui в философии б спинозы

Его родители принадлежали к еврейской общине, бежавшей от насильственной христианизации в Испании и Португалии.

Серьезное изучение философии Спиноза начал в возрасте 20 лет, частным образом получая уроки от языческого преподавателя, знатока схоластицизма и новой, на тот момент, философии Декарта (см. предыдущую лекцию).

Вскоре после этого Спиноза оказался замечен в высказываниях, подвергавших сомнению вечность души и существование ангелов. Как результат, 27 июля 1656 года Спиноза был отлучен от еврейской общины, озабоченной сохранением хороших отношений с приютившими их христианами Голландии.

После своего отлучения Спиноза стал зарабатывать себе на жизнь шлифовкой линз, использовавшихся в микроскопах и телескопах – занятие, приносившее небольшой доход, и оставлявшее время для философии.

Ближе к концу своей короткой жизни, в 1673 году, Спиноза получил, наконец, приглашение стать профессором философии в университете Гейдельберга, однако счел нужным отказаться, опасаясь, что формальная позиция станет препятствием для его свободы мысли и слова, а также нарушит спокойный распорядок жизни.

В 1677 году, в возрасте 45 лет, Спиноза скончался от туберкулеза, вероятно существенно обостренного в результате вдыхания стекольной пыли.


Цель Спинозы: достижение свободы от пут

Основной задачей своих теоретических поисков Спиноза видел закладывание фундамента для этики. Предложенный им способ мышления должен был привести к новому взгляду на мир, который, в свою очередь, должен был привести к изменению поведения, которое, наконец, дало бы нам освобождение от пут.

Спиноза считает, что мы порабощены нашими эмоциями, и настолько связаны с тем, что любим и чего хотим, что эти вещи и вызываемые ими эмоции управляют нашей жизнью вместо нас самих.

Однако есть путь к освобождению, и путь этот лежит через интеллектуальную любовь к тому, что есть вечное и бесконечное, неизменяемое и цельное: Богу, или субстанции.

Геометрический метод Спинозы

Спиноза согласен с Галилео и Декартом в том, что ключом к структуре вселенной является математика. Эта идея нашла свое отражение и в его стиле изложения: для Спинозы, правильным философским методом является геометрический метод.

Этика Спинозы, «доказанная в геометрическом порядке», в общей сложности содержит 259 доказательных утверждений.

Следуя порядку Евклида, Спиноза завершает каждое свое доказательство буквами Q.E.D. – quod erat demonstrandum, или «что и требовалось доказать».

Спиноза считает, что единственный способ овладения концепцией это дать ей объяснение. Дать объяснение означает представить описание причины того, что объясняется.

«А является причиной Б», таким образом, означает «концепция А содержит в себе концепцию Б»

Ничто не может быть понято в изоляции. Каждое событие в мире не только связано с целым причинно-следственным образом, но также связано логически, как связаны друг с другом теоремы в математической системе.

1. Спиноза один из самых последовательных рационалистов современного периода: для него рациональное реально и реальное рационально.

2. Из методологических предпосылок Спинозы следует, что материя космоса связана из нитей логических необходимостей, и, таким образом, причинная связь мира соответствует логическому порядку его необходимых соотношений:

«В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы.»

(Бенедикт Спиноза, Сочинения в двух томах, С. Петербург, Наука: 1999, «Этика», Теорема 29, т.1, ст. 276. Далее все цитаты по этому изданию)

События только кажутся случайными, на самом деле все в этом мире необходимо:

«Случайной же какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания»
(т.1, ст. 279)

Если же мы не понимаем, что все необходимо, то это лишь «вследствие того, что для нас скрыт порядок причин» (там же).

Любая истина может быть продемонстрирована, хотя не всегда на уровне человеческого разума.

Три уровня восприятия

Все человеческие идеи подпадают под одну из трех категорий, перечисленных от самой примитивной и неадекватной, до наивысшей из доступных человеческому знанию:

1. Мнение, или представление – источник неадекватных идей и ложных представлений. Сюда входят как ошибочное мнение, так и восприятие, вызванное знаками, так и плоды нечеткого восприятия.

2. Разум (intellectus) – поднимается выше ненадежного опыта, исходящего от органов чувств; ищет скрытый от глаз фундамент причин, делающих нечто тем, что оно есть.

3. Интуиция – обобщенное понимание целого, составляемое на основе разума.

Различия в понимании субстанции

Аристотель под «субстанцией» понимал основную единицу реальности, такую, как Сократ, поскольку она может существовать отдельно от других единиц реальности в то время, как качества («лысый» или «бледный») отдельно от субстанций существовать не могут.

Декарт, с другой стороны, начинает с определения субстанции схожего с определением Спинозы, но далее переносит термин «субстанция» на многочисленные конечные объекты, такие, как «ум» или «тело».

Для Спинозы же есть лишь одна субстанция, и это Бог.

Что именно он понимает под «Богом»?

Определение 6:
«Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т. е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.»
(Т.1, стр. 253)

Доказательство существования Бога согласно Спинозе:

1. Концепция субстанции — это концепция чего-то самодостаточного, поскольку ей не нужно что-либо иное дабы быть из него образованной (Определение 3)

2. Если бы (а) субстанция имела причину, то (б) чтобы понять, что такое субстанция мы должны были бы знать эту причину (аксиома 4)

3. Но 2(б) противоречит определению в (1)

4. Следовательно, у субстанции нет причины

5. Согласно «определению 6», Бог — это субстанция

6. Следовательно, Бог не имеет причины, и, следовательно, Бог необходимо существует.

Бог не только необходимо существует, он является единственной субстанцией:

«Все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо.»
(Т.1, стр. 263)

Другими словами, Бог – это и есть все. Он имманентен, а не трансцендентен по отношению к миру, то есть не находится где-то отдельно от него, а составляет сам мир, является миром. Таким образом Бог включает в себя все в самом прямом смысле слова.

Бог Спинозы не обладает ни интеллектом, ни волей. С точки зрения Спинозы, приписывать Богу такие атрибуты отвечает лишь нашей психологической потребности придумать Бога по своему образу и подобию:

«я думаю, что если бы треугольник имел дар слова, то он таким же образом сказал бы, что Бог в эминентном смысле треуголен, а круг сказал бы, что божественная природа эминентным образом кругла. И подобным образом любая вещь приписывала бы Богу свои собственные атрибуты и делала бы себя похожей на Бога, причем все остальное казалось бы ей безобразным.»
(Письмо 56, Бокселю. Т.2, стр. 507)


Является ли Спиноза атеистом или религиозным мистиком?

Из выводов Спинозы следует, что тем больше мы познаем мир вокруг нас, тем больше мы познаем Бога.

Но многим кажется, что если Бог – это «все», то концепция Бога становится пустой.

Можно ли считать позицию Спинозы «Бог — это природа» атеистической?

Не совсем. Скорее, это нечто промежуточное между атеизмом и верой в традиционного Бога религии.

Свобода и необходимость

«Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения.» (Теорема 17, т.1, стр. 267), и «один только Бог есть свободная причина» (Теорема 17, кор. 2, там же)

то как это может быть, что

«Бог не действует по свободе воли.» (Теорема 32, кор. 1, т.1, стр. 278)?

Ответ Спинозы: Бог — это «свободная причина» поскольку его действия не принуждены и не определены ничем внешним по отношению к нему;

Однако Бог не действует по свободе воли, поскольку его действия определены его собственными законами и его собственной природой (Определение 7, т.1, стр. 253)

В то же время даже сам Бог не может избрать свою природу, поскольку она такова, какова она есть, и такой должна быть. Следовательно, Бог свободен от внешнего воздействия, но внутренне предопределен.

Иллюзия свободы воли

Согласно Спинозе, свобода воли — это иллюзия. Так же, как иллюзорна случайность, основой для которой является лишь недостаточное знание.
Все в этом мире следует из жесткой логической необходимости, и люди

«заблуждаются, считая себя свободными. Это мнение основывается только на том, что свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают.»
(Часть 2, теорема 35, схолия. Т.1, стр. 316)

Решение проблемы разделения ума и тела: атрибут

Согласно определению Спинозы,

«Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.»
(Определение 4, т.1, стр. 253)

Бог имеет бесконечное количество атрибутов, но только два из них известны нашему ограниченному рассудку: мысль и протяженность.

Решение проблемы дуализма Декарта (см. предыдущую лекцию), согласно Спинозе, может быть следующим: ум и тело это два аспекта одной и той же реальности!

Та же самая реальность может быть воспринимаема и именуема двумя разными способами: как атрибут мысли и как атрибут протяженности.
Таким образом, объект и его идея на самом деле являются одним и тем же.

Пример: роза в саду. С точки зрения Спинозы, сама роза — это модус Бога-природы, выраженный посредством его атрибута – протяженности.

В то же самое время роза может быть понята как атрибут мысли, или идея, находящаяся в уме самого Бога.

Если Бог всезнающ, то нет ничего в реальности розы, чего не будет в идее розы, находящейся у Бога. Таким образом объект и его идея идентичны, поскольку их качества совершенно одинаковы.


Этика Спинозы: как избавиться от пут?

Геометрический метод может быть применен не только к треугольникам, но и к людям:

«я … буду рассматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах.»

(Часть третья, предисловие. Т.1, стр. 335)

Основной закон природы, с точки зрения Спинозы – само сохранение.

Он называет эту внутреннею силу «conatus», что означает «стремление».

Conatus не ограничен сферой людей, но может быть обнаружен в природе.

Для не-живых организмов это инерция, а у людей это может быть:

1. Воля – если речь идет о стремлении одной только души
2. Влечение (appetitus) – когда речь идет о стремлении души и тела
3. Желание (cupiditas) – когда мы осознаем наличие такого стремления.
(Часть третья, теорема 9, схолия, т.1, стр. 343)

Ключ к счастью человека

Люди, в отличии от камней или деревьев, обладают самосознанием. По этой причине, они в состоянии определять сами себя. Соответственно, каждый из нас может достичь самореализации в той степени, в которой сможет выразить свою внутреннюю сущность.

Однако невозможно добиться самоопределения если стремишься к фальшивым целям в жизни, таким, как слава, богатство, телесное наслаждение – тем вещам, над которыми у нас нет контроля.

Ключ к счастью, соответственно, в ориентации на свой внутренний мир, и в освобождении себя от страстей.

Аффекты означают пассивность души

Душа действует посредством адекватных идей, или разума.

Душа испытывает воздействие посредством неадекватных идей, аффектов, на основании заблуждения будто события прошлого или будущего могли бы быть иными, чем они есть и будут.

Только рассудок дает нам адекватные идеи, свободные от эмоциональных оков.

Часть пятая, Теорема 3:

«Аффект, составляющий пассивное состояние, перестает быть им, как скоро мы образуем ясную и отчетливую идею его.»
(Т.1, стр. 455)

Свобода — это необходимость

В любой ситуации один из вариантов поведения является необходимым.
Отыщи, что именно таковым является. Убери все лишнее.
Осознай эту необходимость. Следуй ей.
Свобода — это осознанная необходимость.
(Этот тезис впоследствии будет развит Гегелем.)

С точки зрения Спинозы, термины «добро» и «зло» не применимы к природе.

Ничто не может быть злым или добрым само по себе; это всего лишь субъективные оценки, которые мы даем событиям, непосредственно затрагивающим наши собственные интересы.

«мы стремимся к чему-либо, желаем чего-нибудь, чувствуем влечение и хотим не вследствие того, что считаем это добром, а наоборот, мы потому считаем что-либо добром, что стремимся к нему, желаем, чувствуем к нему влечение и хотим его.»
(Часть третья, теорема 9, схолия. Т.1, стр. 343)

Эта позиция известна как моральный релятивизм, поскольку из нее следует что абсолютного стандарта моральных суждений не существует. Такие суждения всегда относительны, и разнятся для каждого индивида.

Sub specie aeternitatis (под формой вечности)

Дорога к счастью проходит в рассмотрении вещей «под некоторой формой вечности» (sub quadam aeternitatis specie)’ (Часть два, теорема 44, корр. 2)

Когда мы поднимемся от уровня неясного мышления и увидим себя как один из модусов всеобъемлющего рационального устройства, мы увидим и то, как стремление предохранить свое собственное бытие сливается с интересами других людей:

«люди, говорю я, не могут желать для сохранения своего существования ничего лучшего, как того, чтобы все, таким образом, во всем согласовались друг с другом, чтобы души и тела всех составляли как бы одну душу и одно тело, чтобы все вместе, насколько возможно, стремились сохранять свое существование и все вместе искали бы общеполезного для всех.»
(Часть четыре, теорема 18, схолия. Т.1, стр. 408)

Именно это утверждение Спинозы впоследствии произведет огромный эффект на немецких идеалистов, в частности Гегеля, и, посредством его работ – на Маркса и будущих марксистов.

Познавательная любовь к Богу (amor Dei intellectualis)

Когда мы, наконец, увидим все вещи как часть вечной, логичной и соединенной системы, в основе которой лежит Бог, мы достигнем высшей ступени познания.
Отсюда начинается то, что Спиноза называет «познавательной любовью к Богу».

«Познавательная любовь души к Богу есть самая любовь Бога, которой Бог любит самого себя, не поскольку он бесконечен, но поскольку он может выражаться в сущности человеческой души, рассматриваемой под формой вечности, т. е. познавательная любовь души к Богу составляет часть бесконечной любви, которой Бог любит самого себя.»
(Часть пятая, теорема 36, т.1, стр. 472)

Любовь Бога к себе, таким образом, является и его любовью к людям.
С другой стороны, любовь людей друг к другу является и любовью к Богу.

Спиноза не допускает наличия существования души после смерти.
Однако, говорит он,

«Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное.»
(Часть пятая, теорема 23, т.1, стр. 467)

Наше бессмертие – в человечестве как едином целом. В той степени, в которой мы являемся его частью, мы бессмертны. Это – единственная форма бессмертия души, которая существует.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *