что означает выражение горького свинцовые мерзости дикой русской жизни
Как понять выражение «свинцовые мерзости дикой русской жизни»?
Это выражение Горького.
Почему свинцовые. Свинец и его соединения токсичны,на детей воздействия особенно страшны по своим последствиям, вызывая умственную отсталость, заболевания мозга и прочее.
Поэтому жестокость, грязь, злоба, отсталость окружающей среды сравнивается Горьким по своему ужасающему воздействию на ребенка с отравлением свинцом.
Отсюда свинцовые мерзости.
Кстати, о подобных явлениях не забыто и в современной жизни, ещё и удивили бы писателя.
означает самые нехорошие стороны жизни, неприглядные, невзрачные, а зачастую и безобразные. Автор этих слов Максим Горький; встречаются эти слова в его повести «Детство» ( автобиографичное произведение ). Слова автора стали устойчивыми.
Собственно говоря, литературное произведение может поднять практически любую тему и задать такую уйму вопросов, ответы на которые придётся искать всю жизнь.
Но в основном темы и вопросы животрепещущие: любовь, дружба, предательство, одиночество среди людей. Часто литературные герои ищут смысл жизни и иногда даже находят.
Вечные вопросы типа: ты для общества или общество для тебя? почему мы такими не были (по сравнению с молодёжью), который плавно переходит в вопрос «отцов и детей». Ещё можно припомнить такой вопросец: как сохранить то, что имеешь, чтобы потом не огорчиться от потери?
это значит что знания становится больше и что наука не стоит на одном месте каждый день мы познаем что то новое и наше древо познаний всегда зеленое а если человек деградирует то у него дерево познаний сохнет.
Это лишь слова персонажа из романа. Сам автор никаких примеров не приводит. Зачем ему понадобилась эта фраза? С тем, чтобы размежевать библейского Иисуса со своим персонажем, ведь «биографические сведения» о Иешуа Га-Ноцри идут не из христианских, а иудаистских источников. В 30-е гг. вышли две компиляции, собранные А. Б. Рановичем, представлявшие упоминания о ранних христианах в различных источниках, в том числе и комментариях к Талмуду.
Они могли служить информационной базой для создания романного образа Иешуа.
Восприятие Христа в течение столетий шло от полного доверия к Евангельским источникам до полного отрицания существования Иисуса как такового в XIX веке, высказываемого скептиками. Мысль о том, что Иисус был, но совсем не таким, каким он описан в Новом Завете, стала относительно новым этапом в отрицании его роли, начавшимся в XX, поскольку подход к интерпретации исторических документов изменился, и новые критики Библии не могли пройти мимо того, что в Евангелиях описывается конкретная эпоха с её особенностями. Возникло противопоставление «мифологизированного Христа» и «подлинного Иешуа».
Свинцовые мерзости
Свинцовые мерзости
Из автобиографической повести (гл. 2) «Детство» (1913—1914) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868—1936), который так назвал «тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил. простой русский человек».
Смотреть что такое «Свинцовые мерзости» в других словарях:
свинцовые мерзости — сущ., кол во синонимов: 1 • неприглядные стороны жизни (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Свинцовые мерзости — Книжн. Неодобр. О неприглядных сторонах жизни. /em> Из повести М. Горького «Детство» (1913–1914 гг.). БМШ 2000, 438 … Большой словарь русских поговорок
МЕРЗОСТЬ — Свинцовые мерзости. Книжн. Неодобр. О неприглядных сторонах жизни. /em> Из повести М. Горького «Детство» (1913–1914 гг.). БМШ 2000, 438. Мерзость запустения. Книжн. Неодобр. Полное разорение, опустошение, разложение, грязь. БМС 1998, 372 … Большой словарь русских поговорок
Горький — Максим (1868 ) псевдоним современного русского писателя Алексея Максимовича Пешкова. Р. в мещанской семье нижегородского обойщика. Четырех лет от роду потерял отца. «Семи лет (читаем мы в автобиографии Г.) меня отдали в школу, где я учился пять… … Литературная энциклопедия
МАТЬ (1990) — «МАТЬ», СССР Италия, ЧИНЕФИН ЛТД. (Италия)/МОСФИЛЬМ, 1990, цв., 200 мин. Драма. По мотивам одноименного романа М.Горького. Весть о том, что после «Вассы» Глеб Панфилов приступает к экранизации горьковской «Матери», была воспринята нашей… … Энциклопедия кино
неприглядные стороны жизни — сущ., кол во синонимов: 1 • свинцовые мерзости (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Нижний Новгород — древний рус. город, ныне 3 й по величине в России. Расположен на правом бер. Волги при устье Оки, к рой делится на древнюю нагорную часть по правому ее берегу, и заречную. Осн. в 1221 вел. кн. владимирским Юрием Всеволодовичем. Известно, что еще… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ГОРЬКИЙ — Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) (16.03.1868, Н. Новгород 18.06.1936, Горки, под Москвой), писатель, драматург, общественный деятель. Род. в семье столяра краснодеревщика, рано лишился родителей, воспитывался у деда, владельца… … Православная энциклопедия
Свинцовые мерзости дикой русской жизни.
«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит. « (Максим Горький, «Детство», 1913 г.)
Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.
Василий Сварог. «Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА». 1932 г.
Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто не за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.
Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв).
Крестьянин запил, и не в первый раз, видимо. Жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.
Художник Иван Лаврентьевич Горохов сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.
Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г.
Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.
Сильная картина. Чем-то перекликается с вот этой работой советских времен:
Геннадий Добров. «Прощальный взгляд». 1982 г.
Спившийся скрипач и его жена, бывшая.
У Маковского на картине 1892 г. жена еще борется. Но муж так. с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»- Ведь если и правда баба его остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:
Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.
Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.
Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.
Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.
Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.
Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.
И не только в отношении детей.
Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.
Николай Неврев.»Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.
Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.
Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.
Основы православной культуры, да.
Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.
Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.
На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:
Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.
Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Христа на Рождество. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.
Ниже более поздний вараинт этой картины:
После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??
Василий Шульженко. «Дедушка, поедем домой!». 1990 г.
Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов. Дедушка не поедет домой, все кончено.
А лица-то на картине.
Игорь Симонов. «Второе пришествие». 1991 г.
Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.
И снова лица. Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.
PS. Если смогли дочитать до конца, милости прошу глянуть другие залы моего музея русской (советской) живописи:)
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Свинцовые мерзости дикой русской жизни.
Свинцовые мерзости дикой русской жизни.
«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит. « (Максим Горький, «Детство», 1913 г.)
Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.
Василий Сварог. «Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА». 1932 г.
Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто не за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.
Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв).
Крестьянин запил, и не в первый раз, видимо. Жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.
Художник Иван Лаврентьевич Горохов сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.
Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г.
Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.
Сильная картина. Чем-то перекликается с вот этой работой советских времен:
Геннадий Добров. «Прощальный взгляд». 1982 г.
Спившийся скрипач и его жена, бывшая.
У Маковского на картине 1892 г. жена еще борется. Но муж так. с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»- Ведь если и правда баба его остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:
Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.
Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.
Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.
Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.
Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.
Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.
И не только в отношении детей.
Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.
Николай Неврев.»Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.
Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.
Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.
Основы православной культуры, да.
Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.
Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.
На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:
Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.
Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.
Ниже более поздний вараинт этой картины:
После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??
Василий Шульженко. «Дедушка, поедем домой!». 1990 г.
Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов. Дедушка не поедет домой, все кончено.
А лица-то на картине.
Игорь Симонов. «Второе пришествие». 1991 г.
Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.
И снова лица. Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.
PS. Если смогли дочитать до конца, милости прошу глянуть другие залы моего музея русской (советской) живописи:)
Конспект урока по литературе на тему «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство» 7 класс
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с
больших пальцев и говорят:
1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
2. успеха (указательными);
3. большого (средними);
4. во всём (безымянными);
5. и везде (мизинцами);
6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
— Я вам предлагаю провести небольшую викторину «Литературный портрет», которая поможет нам узнать насколько вы внимательные читатели.
1. «Её большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдаленно и неприветливо смотрят серые глаза…» (Мать)
2. «Тихая, пугливая…женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть все сзади ее головы.» (Тетка Наталья)
3. «Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…» (Дед)
4. «Вся она – темная, но светилась изнутри через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом…» (Бабушка)
5. «…маленький тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой он жил одиноко, любил сидеть в полутемных углах, а вечером у окна»( Саша Михаилов)
6. «…серьезный мальчик, со всеми ласковый, готовый всем и всячески угодить…Худенький, темный, с выпученными глазами говорил торопливо, тихо, захлебываясь рачьими словами…»(Саша Яковов)
7. «…квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой…Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями…»(Цыганок)
III . Формулировка темы урока и цели. (формулируются вместе с детьми)
«Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М. Горького «Детство»
Свинцовые мерзости — о неприглядных сторонах жизни, человеческих пороках.
Пороки 1) безнравственные черты характера
2) поступки, противоречащие общепринятой морали.
Подлый – низкий (плохой), последнего качества, плохого разбора.
— Какие слова помогают понять позицию автора к происходившему в его жизни?
( свинцовые мерзости, дикая русская жизнь, подлая правда, тяжкая и позорная жизнь)
— Ребята, на ваш взгляд, какое словосочетание дает общее название словам и может быть названием нашего урока?
( Коллективно выделяют словосочетание «свинцовые мерзости».)
— Давайте разберёмся почему свинцовые.
Свинец и его соединения токсичны, на детей воздействия
особенно страшны по своим последствиям. А чем же так опасен свинец.
Сообщение, подготовленное обучающейся:
— Так как же могут воздействовать «свинцовые мерзости», описанные М. Горьким на главного героя?
Сегодня мы с вами постараемся определить эти «свинцовые мерзости» жизни в повести и их воздействия на главного героя.
IV . Обобщение и систематизация знаний обучающихся.
1. Групповая работа : Обучающиеся делают выводы, записывая на листках.
1 группа: «Портрет» дома. (Дьякова, Тимошенко)
Портрет дома непривлекателен:
«одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской»;
«нахлобученная низкая крыша»;
«едкий, незнакомый запах»;
«суетились сердитые люди… стаей вороватых воробьев мечутся ребятишки».
Вывод: Дом Алеше неприятен. (запись: неприятный дом)
2 группа. Сцена «Обед в доме Кашириных». (Воликов, Иванов-Беспощадный, Емельянов)
Какими видит Алеша сидящих за столом?
«..дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу: тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь..» Дед- «стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом- закричал:
«По миру пущу!». Во время драки бегал вокруг стола, «жалобно вскрикивал».
Бабушка – «болезненно искривив лицо», говорила «Отдай им все, отец…»; смывала…кровь с разбитого лица Якова.
Мать Алеши – «встала из-за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною».
Алеша – «испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел»
Цыганок – «сел верхом на спину дяди Михаила», пытаясь сдержать разбушевавшегося «героя»
Григорий Иванович – «спокойно связывал руки дяди полотенцем»
Выводы (с записью): Взаимная вражда, раздел имущества.
3 группа. Отношение между родителями Алеши. (Солодуненко, Гула)
«…отец и мать жили не так: были у них другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу смеялись вечерами…пели громко.»
Вывод: «В семье Кашириных Алеша чувствовал себя чужим»
Группы, прокомментировав и оценив поведение каждого участника эпизода, приходят к выводу, что автор- рассказчик рисует один из обычных эпизодов темной жизни «неумного племени».
Выводы групп фиксируются на доске.
Упражнение для мобилизации внимания.
2. Фронтальная работа.
— Проследим, как продолжается знакомство Алеши с жизнью семьи Кашириных.
(Ученики рассказывают, показывая отношение Алеши к происходящему, в таких эпизодах, как: случай с наперстком, наказание детей в субботний вечер).
— Как в сцене с раскаленным наперстком, подложенным Григорию, раскрываются нравы «Дикого племени»? Как реагируют на это взрослые, дети? (Коллективно делается вывод, что в доме Кашириных нет места состраданию. Бывший компаньон деда, всю жизнь, отдавший Кашириным, полуслепой и больной, выносит издевательства дядьев и детей, для которых это лишь шутка, развлечение от скуки).
— В случае с наперстком виноват дядя Михаил, а дед наказывает Сашу. Как вы думаете, справедливо ли это?
Выводы: Душный круг жутких впечатлений, нет места состраданию.
Выводы фиксируются на доске.