что означает выражение синяя борода для мужчины

Синяя Борода

Смотреть что такое «Синяя Борода» в других словарях:

СИНЯЯ БОРОДА — (фр La Barbe Bleue) герой сказки Ш.Перро «Синяя Борода» (1697). Один из самых загадочных и зловещих сказочных персонажей. Трудно объяснить, что побудило Перро сделать героем детской сказки убийцу маньяка. К тому же его образ дается весьма… … Литературные герои

Синяя-Борода — Синяя Борода. Ср. Княжна не обѣщала много интереса для его чувствительной любознательной, и князь вовсе не желалъ быть Раулемъ Синей Бородой. Лѣсковъ. Обойденные. 1, 2. Ср. Ему непремѣнно хотѣлось нарядить ревниваго мужа въ самый шутовской и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Синяя борода — У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Иллюстрация Гюстава Доре: Синяя борода, жена и ключ. Синяя борода (фр. … Википедия

СИНЯЯ БОРОДА — чудовище из одноименной сказки (Barbe Bleue) Ш. Перро, впервые напечатанной в его Историях и сказках былых времен (1697). Во Франции легенда о Синей Бороде считается бретонской и традиционно связывается с двумя недоброй памяти средневековыми… … Энциклопедия Кольера

Синяя борода — Рауль (Raoul, chevalier Barbe Bleue) герой франц. сказки, умертвивший шесть своих жен одну за другою за то, что они вопреки его запрету открывали в его отсутствии его тайный кабинет, служивший ареною убийств, при чем в ужасе они роняли золотой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

синяя Борода — Ср. Княжна не обещала много интереса для его чувствительной любознательной, и князь вовсе не желал быть Раулем Синей Бородой. Лесков. Обойденные. 1, 2. Ср. Ему непременно хотелось нарядить ревнивого мужа в самый шутовской и смешной костюм в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Синяя Борода — легендарный исторический персонаж, к рому приписывают убийство шести из семи его жен. Наиболее вероятными прототипами СБ. считаются вождь бриттов VI в. Коморр Окаянный и англ. король Генрих VIII (1491 1547). Иногда (без каких бы то ни было… … Сексологическая энциклопедия

Синяя Борода — … Википедия

Синяя борода — 1. Книжн. Неодобр. О ревнивом муже, зверски обращающемся с женой. /em> Выражение возникло на основе одноимённой сказки Ш. Перро. БМС 1998, 54. 2. Жарг. мол. Шутл. Алкоголик, пьяница. Урал 98 … Большой словарь русских поговорок

Источник

Если муж — Синяя Борода

что означает выражение синяя борода для мужчины. Смотреть фото что означает выражение синяя борода для мужчины. Смотреть картинку что означает выражение синяя борода для мужчины. Картинка про что означает выражение синяя борода для мужчины. Фото что означает выражение синяя борода для мужчины

«Моя младшая сестра Нина недавно вышла замуж за человека, который схоронил уже четырех жен! Нет, он не убивал их, все они вскоре после свадьбы умирали в больнице, но, тем не менее, в нашем селе его так и называют — Синяя Борода. Старухи открыто говорят, что, сколько бы он ни был женат, всех своих жен будет хоронить. Я очень люблю свою сестру, она у нас добрая, веселая, а он — ее первая любовь. Дорогая Наталья Ивановна, что можно предпринять, чтобы отвести от Нины беду? Вся наша семья надеется на Ваш ответ. С уважением и самыми добрыми пожеланиями».

Существует такое выражение «черная вдова». Так обычно люди называют ту, чьи мужья умирают вскоре после свадьбы. Подобное выражение касается также и тех мужчин, из дома которых раз за разом выносят гробы. Мировая история знает множество примеров, касающихся горьких судеб королей и королев, все эти люди волей судьбы или вмешательством потусторонних сил носят на себе печать смерти, которая довлеет над их спутниками жизни. Религии разных народов объясняют этот феномен каждая по-своему, но в целом, какими бы словами ни обставлялось это объяснение, смысл происходящего сводится к одному: черный вдовец или черная вдова имеют незримую некромальную связь с потусторонним миром мертвых духов, которые ревностно следят, чтобы выбранный ими субъект жил без пары, пусть даже и не отшельником, но в одиночестве. Думаю, что в прошлые времена церковь, озабоченная таким явлением, сочла необходимым запретить венчаться в третий раз вдовцу или вдове.

Впрочем, позже этот закон по непонятной причине был отменен. Известен весьма интересный случай, который красочно передает подобную житейскую ситуацию. В XVIII веке в Санкт-Петербурге жила княгиня Марья Николаевна Донская, и у нее имелась дочь Екатерина, удивительной красоты девица. К дочери свататься начали очень рано, поскольку о ее огромном приданом и о поразительной красоте ходили восторженные слухи. Родители не чаяли души в своей дочери и не торопились с ее замужеством, тем более что сама княжна Екатерина была не совсем обычным человеком в том смысле, что она постоянно твердила своей маменьке о нежелании идти замуж. Она имела совершенно романтичный характер. Много и усердно читала, отдавая предпочтение книгам на разных языках. Были у княжны и пикантные пристрастия, ей нравилось гулять по старинному кладбищу, где она предавалась размышлениям о бренности земной жизни. Это ее увлечение немного огорчало княгиню, и она всячески пыталась дочь от этого отучить, но что бы она ей ни говорила, как бы она ни внушала, девица все равно раз в неделю уезжала в своей коляске на кладбище и там прогуливалась хотя бы пару часов.

Время шло, и родители стали заводить с ней разговоры о том, как короток девичий век и что, пока 0на гуляет по кладбищу, в Петербурге разберут всех приличных женихов. В общем, через полгода усердных внушений девушка все же отправилась под венец. Муж Катеньки осыпал молодую жену алмазами и баловал ее так, как балуют только горячо любимых жен. Он подарил ей шикарный дом в Италии и огромный особняк под Москвой. Купил ей магазин модного платья, а через три месяца после их свадьбы он неожиданно умер прямо за обеденным столом. Благо, что княжна была в этот момент у портнихи.

Не прошло после того, как она овдовела, и года, а новые женихи уже выстроились в ряд. Еще бы, ведь она была сказочно богата и необыкновенно хороша! Свадьбу на этот раз сделали скромную, так как она была все же вдова, но и этот супруг преподнес ей к свадьбе удивительно щедрые подарки: три алмазных ожерелья, три диадемы — одна была усыпана изумрудами, вторая сапфирами и рубинами, а третья диадема была с алмазами огромной величины и чистейшей воды! Ко дню их венчания из Франции пришли коробки с изумительными нарядами, а от собольей шубки, подбитой беличьим мехом, нельзя было отвезти глаз. Мать очередного жениха преподнесла красавице снохе серебряный сервиз, состоявший из трехсот предметов. Все было бы сказочно хорошо, если бы не очередная беда — молодой муж умер спустя четыре месяца после венчания. От переживаний Катенька слегла, и ее родные не на шутку опасались за ее бедный рассудок. Но Бог ее миловал, и она поправилась, а затем снова стала выезжать на балы, ведь что ни говори, а мертвому мертвое, живому же всегда живое. Все, что произошло дальше, повторялось с небольшими изменениями. Ухаживание нового претендента на ее руку и сердце, и, наконец, очередной брак. Правда, замуж она вышла уже не за молодого мужчину, а за опытного человека, имевшего императорские награды.

Выплакав немало горьких слез, Екатерина Павловна подумала и решила никогда уже более не подвергать претендентов на ее руку раннему уходу из жизни. Свыкнувшись с этой горькой мыслью, она стала просто жить, перестав посещать собрания и балы. Через пять лет судьба свела ее с полковником царской армии Михаилом Шуйским, который стал ухаживать за ней столь деликатно, столь обстоятельно красиво, что в душе Катеньки вновь проснулась надежда на новое счастье. Чем больше росла эта надежда, тем больше княгиня привязывалась всем сердцем к тому, кто пылал к ней любовью, а ведь о тех, кого мы любим, о тех и душа болит. Екатерина Павловна перестала спать, сильно похудела и потеряла свой прелестный румянец. Заметив эту скорбную перемену, ее матушка потребовала, чтобы дочь открыла ей свою душу, так как она не могла уже более наблюдать за тем, как мучается ее дочь.

Господи Боже, благослови Отче.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Откусываю я вериги зубами,
Заговариваю губами.
Закрываю я на погост дорогу,
Рву руками привязку ко гробу.
Господь Бог пришел в этот мир,
Чтоб грехи наши искупить,
Чтоб жизнь вечную рабам своим подарить.
Постился он тридцать три года и три дня,
Чтоб принять смертные муки спасти меня.
Господи Боже мой,
Сними с меня смертную печать,
Не дай, Господи, через венец со мной
Невинным душам страдать.
Буду я святого Матфея евангелиста просить,
Буду я Иоанна, Марка и Луку,
Евангелистов, молить:
— Снимите, Святые Отцы,
С меня смертную печать,
Не дайте через брачный венец мой
Невинным душам страдать.
Матушка Богородица ко мне с небес спускается,
От Ее святой молитвы печать вдовицы ломается
И на тысячу песчинок по земле рассыпается.
Никому, ни живому, ни мертвому
Этого песка не поднять,
Печать вдовью, печать черную заново не собрать,
Как и Троица святая непобедима и нерушима.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь

Источник

«Синяя Борода» – что за типаж и как иметь с ним дело?

что означает выражение синяя борода для мужчины. Смотреть фото что означает выражение синяя борода для мужчины. Смотреть картинку что означает выражение синяя борода для мужчины. Картинка про что означает выражение синяя борода для мужчины. Фото что означает выражение синяя борода для мужчиныЕсть люди, что называется, «с дурным характером». На самом деле он вовсе не такой уж плохой (хотя, действительно, сложный). Просто они сотканы из противоречий: мелочные и великодушные, способные к монотонной работе и ко взрывам раздражительности, искренние и порой до лицемерия правильные, требовательные и готовые все пустить под откос… К ним надо знать ключ, и тогда с ними вполне можно иметь дело. Леонид Кроль, создатель проекта «Мастерская коучинга» и профессор магистерской программы «Психоаналитический коучинг и консультирование» в Higher School of Economics, познакомиться предлагает с Синей Бородой и формулирует наиболее эффективные правила общения с представителями этого типажа.

Синяя Борода жесток и сентиментален. Чтобы увидеть чувства, надо разъять, оторвать у мухи лапки… Проявить жестокость, чтобы почувствовать жалость. Это для него написан стих Маяковского про собаку, которая в конуру несет отрезанную поездом лапу.
По этой же причине сочетает в немыслимой пропорции ханжество и развратность и может измучить своими ласками.

Психологические особенности

► Искренность на разрыв, но при этом подглядывание: «Верят ли?» Казалось бы, невозможное сочетание искренности и фальши. Желание быть хорошим и правильным, грешить и каяться. Постоянная оппозиция чистоты и грязи. Или идеальная чистота, или все это притворство.

► Про себя почти ничего не знает. Каждый раз, падая в канаву, считает, что виновата канава.

► Очень скрытен, причем и от самого себя. Иногда по непонятной причине или по инерции зашифровывает самые простые вещи (как та сотрудница секретного завода, что до сих пор сжигает на свечке документацию).

► Сочетание монотонности со взрывом. Агрессию проявляет редко, неожиданно, резко меняя тон. Стоит это отмечать и приветствовать, снимая чувство легко возникающей вины.

► Постоянно подчеркивает, какой он хороший, как много делает для людей. Впадает в «блаженство», когда говорит об этом. Выслушивать слеует без иронии и по возможности недолго.

► Больше всего его интересуют решительные повороты, отгадки поведения. Резонанс и непосредственное ощущение других ослаблены, а нормативная база повышена. Должен часто сверяться с тем, все ли в порядке. Для этого любит проверять людей: хороший или нет? Он ищет себе «наставника» по узким вопросам, причем такого, чтобы не имел много власти, скорее консультанта, зависимого от него, подчиненного.

► Во многом живет декларациями и «идеологическими кампаниями», которые с трудом отличает от реальности. Вообще часто путает означаемое и знак, содержание и выражение. Поэтому мелочи часто раздуваются и выходят на первый план.

► Принципиально скромен, просто одевается, не любит лишней обслуги (если она есть – очень демократичен).

Как общаться с Синей Бородой

► Особенное значение имеет с ним правило первых трех минут: он будет тревожно принюхиваться, как царь, которому подали чашу – и он проверяет, не отравлено ли вино. Так будет повторяться на каждой встрече, хотя и в меньшей степени. Все-таки он привыкает, хотя и не быстро. Но с параметрами доверия и подозрительности (ревности) нужно быть особенно внимательной.

► Ему нужны не покорные рабы, а умные друзья! Именно умный человек всегда будет помнить о ревности и вспыльчивости и стараться не вызывать этих приступов неадеквата.

► Любит подробное описание мелочей, когда из них складывается целостная картина, это будто добавляет ему оптики. Он вдруг будто «выходит на поверхность», оглядывается и получает новый кругозор (которого ему хватает на какое-то время).

► Пребывает в состояниях то монотонности, когда сложно отвлечься и весь в текучке, то охотника, с резким скачком напряжения. Стоит быть готовым к внезапным переключениям и к следованию за его состояниями.

► Не любит черновики, но можно увлечь в совместной работе. Должна быть уверенность в достижимости. Плохо переносит неопределенность, но не настолько, чтобы ее избегать (иногда вполне азартен). Неопределенность и пугает, и манит – как и вообще судьба, власть которой признает.

► Создается впечатление, что он живет в лабиринте, с запасными ходами, хотя считает себя очень прямым и простым. Работая с ним, надо быть готовой к сложной карте маршрута и разбору самых разных ее поворотов.

► Особенно важно искренне выражать симпатию и хорошую память на детали; часто он устраивает спонтанные проверки, хотя и имеет большой допуск доверия – оно может внезапно иссякать.

► Обязательно надо быть готовой к его дисфории и перепадам настроения. Чем они ярче выражены, тем больше не хочет их видеть и скрывает.

► Его зоной турбулентности является резкий всплеск раздражительности, тогда же возникают слепые пятна восприятия, он легко принимает подозрительное за реальность. В этот период надо общаться с ним ровно и спокойно, с нейтральной поддержкой и на возможной дистанции. Во время приступа – никакого юмора и попыток переубедить.

► Однолюб, мономан. Сосредоточен на одной работе, одной семье (зачастую поздней), стабильном круге сотрудников. Раскачать и предложить ему нечто новое нужно в как можно более готовом виде, но до этого дать ему дорасти.

Источник

Синяя Борода

что означает выражение синяя борода для мужчины. Смотреть фото что означает выражение синяя борода для мужчины. Смотреть картинку что означает выражение синяя борода для мужчины. Картинка про что означает выражение синяя борода для мужчины. Фото что означает выражение синяя борода для мужчиныВкратце
Муж убивает жену. Возможно, неоднократно.
что означает выражение синяя борода для мужчины. Смотреть фото что означает выражение синяя борода для мужчины. Смотреть картинку что означает выражение синяя борода для мужчины. Картинка про что означает выражение синяя борода для мужчины. Фото что означает выражение синяя борода для мужчиныTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Bluebeard. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

А позже оказалось, что этот феодал Всех жён своих несчастных до смерти убивал! Бывало, только женится, Вдруг весь в лице изменится, И сразу — сразу! — наповал.

Синяя Борода — мужской вариант «чёрной вдовы», т. е. когда муж подозрительно часто переживает своих жён, а судьба последних долгое время остается неизвестной для новых кандидаток в супруги. При этом денежно-имущественный мотив преступлений далеко не часто встречается среди таких «чёрных вдовцов» — как правило, это просто серийные убийцы со своими тараканами в полоумной голове. Хотя бывает в жизни и такое, когда мужчина становится Синей Бородой совершенно не умышленно — просто так складываются печальные обстоятельства.

Источник

что означает выражение синяя борода для мужчины. Смотреть фото что означает выражение синяя борода для мужчины. Смотреть картинку что означает выражение синяя борода для мужчины. Картинка про что означает выражение синяя борода для мужчины. Фото что означает выражение синяя борода для мужчиныmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Кто не слышал о злодее, увековеченном Шарлем Перро под именем Синей Бороды? С тех пор как история была напечатана в 1697 году в сборнике «Сказки моей матушки Гусыни…». Синебородый рыцарь одну за другой убивал своих жен-красавиц, как только те осмеливались нарушить строжайший запрет мужа: не пользоваться ключом от некой таинственной комнаты. Очередная хозяйка замка, естественно, не могла справиться с любопытством. Она открывала заветную дверь и… взору красавицы представала страшная картина: в холодном полумраке на окровавленном полу лежали бездыханные тела прежних недолгих спутниц жизни ее супруга. Ошеломленная открытием девушка, наконец, осознавала смысл мрачного предупреждения странного супруга, однако — слишком поздно. Застигнутая врасплох несчастная присоединялась к чудовищной коллекции в подземелье. Для тех, кто менее начитан, «Синяя Борода» — просто синоним то ли многоженца, то ли женоубийцы…

Эту сказку читали все дети Европы, а вот откуда она появилась, известно не каждому взрослому. Считается, что прообразом Синей Бороды послужил Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, маршал Франции, герой Столетней войны, современник и соратник знаменитой Жанны д’Арк. Вот только справедливо ли достались ему «лавры» убийцы и колдуна?

Утром 26 октября 1440 года площадь перед нантским кафедральным собором была запружена огромной толпой. Всем хотелось поглядеть на казнь знатного сеньора, обвиненного в чудовищных преступлениях. В соборе маршал Жиль де Рэ каялся и просил прощения. У церкви — за вероотступничество, ересь, богохульство и колдовство. У своего сеньора, герцога Жана Бретонского, — за многочисленные убийства малолетних детей. Церемония не была долгой — уже в десятом часу с площади к месту казни тронулась процессия повозок: на первой — сам маршал, за ним — двое его ближайших слуг-телохранителей и, по их собственным показаниям, помощников в нечестивых делах — Анри Гриар и Этьен Корийо. Эти двое, люди незнатные, полчаса спустя будут заживо сожжены на костре. Их господина палач задушит гарротой, «символически» подожжет хворост под мертвым телом, тут же вытащит труп, который и передадут родственникам. Те, впрочем, остерегутся хоронить «изверга» в фамильном склепе — он найдет вечное упокоение под безымянной плитой в кармелитском монастыре на окраине Нанта…

Eloi Firmin Fron. Gilles de Laval, sire de Rais. Портрет из галереи маршалов Франции в Версале.

Пытались также идентифицировать Синюю Бороду с бретонским королем 6 века по имени Кунмар или Коморр, который женился на святой Трифиме, дочери герцога Ваннского.

В других случаях страшный герой ест трупы. Но это не так важно для главной темы сказки: испытание жены, обычно запрещение входить в комнату, от которой ей дают ключ.

Есть еще такая необычная версия, что прототипом «синей бороды» стал ни кто иной как Генрих Vlll, король Англии, отец незабвенной Елизаветы. Именно он проявил верх изобретательности в делах семейных несмотря на приверженность протестантизму, со своими шестью женами обращался скажем так, жестко.

Почему борода именно синего цвета?

Эта история – самая мистическая! Настоящая легенда с сюрреалистическим развитием событий, где даже появляется властелин преисподней!

«Мимо замка Жиля де Рэ ехали граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана. — Тебя будут звать Синяя Борода!»

Но мы с вами все таки подробнее рассмотрим основную версию …

Наперсник дофина

«Жил-был человек, у которого были красивые дома и в городе, и в деревне, посуда, золотая и серебряная, мебель вся в вышивках и кареты, сверху донизу позолоченные. Но, к несчастью, у этого человека была синяя борода, и она делала его таким гадким и таким страшным, что не было ни одной женщины или девушки, которая не убежала бы, увидев его». Уже в самом начале сказки, похоже, содержится первый навет на героя нашей истории, носившего, судя по портретам, аккуратно подстриженную темную бородку.

Жиль де Рэ, рожденный в 1404 году в замке Машкуль на границе Бретани и Анжу, — отпрыск старинного и знатного рода, давшего Франции двенадцать маршалов и шесть коннетаблей (носитель этой должности соединял обязанности главнокомандующего и военного министра).

О его детстве источники ничего не говорят, что обычно для той смутной эпохи. Известны лишь самые общие сведения. В 1415-м одиннадцатилетний Жиль и его младший брат Рене лишились обоих родителей: отец Ги де Лаваль, барон де Рэ, погиб то ли на войне, то ли на дуэли, матушка скончалась чуть раньше, а дети оказались под опекой своего деда Жана де Краона. Тот, видимо, приложил немало сил, чтобы привить Жилю любовь к чтению и наукам — занятиям, вообще-то, не слишком популярным у довольно грубого в те времена рыцарства. Во всяком случае, в зрелом возрасте его воспитанник страстно собирал древности и проявлял крайнюю пытливость ума. Проведя большую часть жизни в седле и на поле брани, он тем не менее умудрился составить богатую библиотеку и никогда не жалел денег на ее пополнение.

Памятник Бертрану дю Гесклену, знаменитому полководцу, предку Жиля де Рэ.
Еще в юном возрасте этот блестящий рыцарь выгодно (но, заметьте, в первый и единственный раз!) женился на девице Катрин, внучке виконта де Туара, и получил вдобавок к и без того немалому состоянию два миллиона ливров приданого и обширные земли в Пуату (в том числе замок Тиффож, которому суждено будет сыграть немалую роль в его дальнейшей судьбе). Женой он интересовался мало и почти не уделял ей внимания. Достаточно сказать, что родилась у них — в 1429 году — только одна дочь, Мари де Лаваль.

А вот богатством своим барон де Рэ пользовался, по крайней мере, любовно, внимательно и рачительно. В краткий срок оно помогло расположить к себе наследника, принца Карла Валуа, и получить место в его свите. Молодой дофин, почти ровесник Жиля, в отличие от своего нового придворного вечно жил у края финансовой пропасти, в силу чего его шансы на французскую корону приближались к нулю. Да и корона-то была призрачной: половину страны уже давно прочно занимали англичане и их союзники бургундцы, а во многих провинциях хозяйничали местные феодалы. Бедному во всех отношениях принцу с трудом удавалось удерживать только города в долине Луары, и при этом он и носа не высовывал из своей резиденции в Шинонском замке.
Бушующая кругом Столетняя война и определила поприще нашего героя. Он решился сделать ставку на дофина Карла, в те годы правильность этого выбора была совсем не очевидна. Однако барон не изменил ему и не просчитался.

Порни, Замок «Синей Бороды», Сегодня мы видим постройку 19 века. Французская революция сровняла крепость с землей — из-за славы Жиля де Рэ, или просто по стечению обстоятельств. Она была восстановлена только в 19 веке.

Национальный герой

В Жиле де Рэ текла кровь прославленного коннетабля Бертрана Дюгесклена — знаменитейшего из полководцев страны, погибшего в 1380 году. Конечно, внучатому племяннику «грозы англичан» не давали покоя лавры знаменитого предка. И ему удалось достичь столь же громкой славы. Преодолевая вялость и апатию своего сюзерена и друга Карла, барон де Рэ не жалел сил и средств. Он за свой собственный счет формировал крупные отряды и совершал — с 1422 по 1429 год — весьма удачные рейды по землям, занятым врагом, штурмом взял несколько замков и, наконец, покрыл себя общенациональной славой, сражаясь рука об руку с Жанной д’Арк под Орлеаном и при Жаржо. За эти подвиги Монморанси-Лаваль уже в 25 лет стал маршалом Франции — случай беспрецедентный! Злые языки утверждали, что случилось это благодаря тому, что барон де Рэ на свои деньги содержал не только войско, но и Карла со всем его двором, оплачивая всевозможные пиры, охоты и прочие увеселения, которые так обожал дофин. Впрочем, и действительные военные подвиги маршала никто не ставил под сомнение.

После памятной Орлеанской победы в мае 1429 года война покатилась к успешному для Карла концу. 17 июля того же года он короновался в Реймсе — месте, где традиционно с 498 года венчались на царство французские короли. Победа Валуа уже вызывала так мало сомнений, что Жиль де Рэ счел уместным осторожно дать понять новоиспеченному государю, что теперь, когда все идет хорошо, пора начать расплачиваться по займам. И, как нередко бывает в подобных случаях, маршал не только не получил обратно потраченные средства, но вдобавок еще впал в немилость и был удален от двора. Ведь хорошо известно: маленький долг рождает должника, большой — врага.

Гравюры XVI столетия иногда еще изображают Жиля де Рэ благородным воином (фото слева: ROGER-VIOLLET/EAST NEWS). Но лубочные листки XIX века по большей части живописуют «достоверные» сцены обнаружения чудовищных «улик» (фото: AKG/EAST NEWS)

Ошибка Жиля де Рэ

С 1433 года наш герой — официально в отставке. Он тихонько живет себе в замке Тиффож в глухой Бретани и от скуки зачитывается книгами по алхимии. В конце концов, в ней была и насущная нужда — его финансовые дела шли все так же скверно, а надежда поправить их возвратом королевского долга улетучилась.

Видимо, в поисках выхода из денежных затруднений Жиль де Рэ совершает и главную стратегическую ошибку в жизни. В 1436 году он радушно принимает у себя нового дофина — Людовика. Принимает как сына своего старого боевого друга и короля. Барон не мог не знать, что дофин, будущий король Людовик XI, хитрейший из монархов Европы, уже сейчас интригует против отца и в поместьях маршала, собственно, укрывается от монаршего гнева. Хорошо зная Карла, как же мог он сомневаться, что тень вражды отца и сына ляжет на него самым непосредственным образом (пусть даже формально визит Людовика был представлен ему как «инспекторская» проверка).

Наказание последовало незамедлительно. Чтобы добыть хоть какую-то наличность, маршалу приходилось закладывать недвижимость — то один замок, то другой… Операции эти были абсолютно законны и выгодны, но от короля последовал указ: барона Жиля де Рэ в коммерческих операциях с его владениями ограничить. Для опального маршала это стало немалым ударом — тем с большим усердием он принялся искать способ превращения свинца в золото. Он приказал своему алхимику Жилю де Силле сконцентрироваться только на этой задаче.

Под алхимическую лабораторию переоборудовали чуть ли не весь первый этаж замка Тиффож. Хозяин не скупился на расходы. Его агенты скупали в промышленных масштабах нужные для опытов компоненты, некоторые из которых — например, акульи зубы, ртуть и мышьяк — стоили по тем временам очень дорого.

Но, как нетрудно догадаться, это не помогло — получить золото никак не удавалось. В сердцах маршал распрощался с более или менее трезвомыслящим де Силле и в 1439 году пригласил на место главного алхимика Франческо Прелати, который, по всей видимости, убедил барона в своей исключительности. Возможно, его привлек тот факт, что итальянец прямо заявлял, что он — колдун и держит в услужении личного демона, через чье посредство общается с миром мертвых (и это в то время, как прежние «ученые мужи» барона были в основном священниками).

К сожалению, очень скоро Франческо Прелати получил огромную власть над своим хозяином, человеком сколь эрудированным, столь и нестандартно мыслящим. Последнее качество заставляло его все время желать общения с людьми необыкновенными, явно ломающими рамки современных ему представлений о науке. Однако на сей раз наш герой не распознал явного шарлатана.
Со временем об их колдовских упражнениях прослышала вся Бретань и ужаснулась до такой степени, что вмешаться пришлось самому герцогу Бретонскому, вассалом которого был барон де Рэ. Вскоре герцог во главе двухсот вооруженных солдат стучал в ворота Тиффожа. Тучи над головой маршала сгустились, но он сам еще не знал, насколько они грозны.

Древний старец Синяя Борода на иллюстрациях Гюстава Доре к сказке Шарля Перро не имеет уже совершенно никакого сходства с реальным Жилем де Рэ. Фото: ROGER-VIOLLET/EAST NEWS

Еще один злодей…

Пробный удар

В конце августа 1440 года монсеньор Жан де Малеструэ, епископ Нантский, главный советник и «правая рука» герцога Бретонского, выступил в кафедральном соборе с сенсационной проповедью перед толпой прихожан. Его преосвященству якобы стало известно о гнусных преступлениях одного из знатнейших дворян Бретани, маршала Жиля де Рэ, «против малолетних детей и подростков обоего пола». Епископ потребовал, чтобы «люди всякого звания», располагающие хоть какими-то сведениями об этих «леденящих душу деяниях», доносили ему о них.
Речь епископа, исполненная многозначительных недомолвок, произвела в слушателях впечатление, будто следствие располагает серьезными уликами. На самом же деле Малеструэ было тогда известно об одном-единственном исчезновении ребенка, которое хоть как-то удавалось связать с Жилем де Рэ, и произошло оно за месяц до судьбоносной проповеди. О прямых доказательствах не шло и речи — очевидно, что правящие верхи Бретонского герцогства просто решили использовать удобный случай, чтобы расправиться с опальным маршалом.
Вскоре у епископа появился повод проинформировать обо всем главу инквизиционного трибунала Бретани — отца Жана Блуэна. В общем, следствие с этих пор развернулось по всем направлениям. Уже через несколько дней на свет появился обвинительный акт. На современников он произвел сильное впечатление. Чего здесь только не было: и человеческие жертвоприношения домашнему демону, и колдовство «с применением специальных технических средств», и убийства детей с расчленением и сжиганием их тел, и сексуальные извращения…
Обвинительное заключение из 47 пунктов было отправлено герцогу Бретонскому и генеральному инквизитору Франции Гийому Меричи. Маршала официально поставили о них в известность 13 сентября 1440 года и предложили ему явиться в епископальный суд для объяснений.

Инквизиционный процесс в Нанте мало напоминал современный состязательный суд. Фото: ALAMY/PHOTAS

Обвинение в колдовстве

Заседание трибунала было назначено на 19 сентября, и Жиль де Рэ наверняка понимал: у него есть более чем веские основания уклониться от явки. Если обвинения в пропаже детей он еще мог счесть «неопасными», то колдовские манипуляции, подробно описанные в обвинительном акте, могли стать причиной больших неприятностей. Церковь преследовала их весьма свирепо. Кроме того, герцог Бретонский санкционировал еще и светское разбирательство, и оно тоже дало кое-какие результаты…

В принципе оставалась возможность бежать в Париж и пасть к ногам Карла VII, но, видимо, надежды на помощь старого друга было очень мало, раз обвиняемый не захотел воспользоваться этим средством. Он остался в Тиффоже и объявил, что непременно явится в суд. Тут его положение еще ухудшили собственные приближенные, чьи нервы оказались не так крепки. Друг Жиля, Роже де Бриквилль, и бывший доверенный алхимик Жиль де Силле на всякий случай пустились в бега. В ответ прокурор Бретани Гийом Шапейон объявил их розыск, что дало ему законную возможность явиться со стражниками в баронский замок и схватить там других подозреваемых: колдуна-итальянца и телохранителей барона — Гриара и Корийо. Все эти люди последние годы провели бок о бок с хозяином и, конечно, могли много порассказать о его занятиях. Что они, собственно, и сделали на суде, заседавшем в октябре 1440 года в городской ратуше Нанта. Власти постарались придать процессу как можно большую гласность: о нем было объявлено на площадях всех городов Бретани, и на него приглашали всех, кто мог иметь хоть какое-то, истинное или мнимое, отношение к делу (при этом требование обвиняемого об адвокате отвергли!). Зрители допускались свободно, и наплыв их оказался столь велик, что многим пришлось торчать за дверьми. В адрес Жиля де Рэ неслись оскорбления, женщины бросались на охранников, чтобы прорваться поближе и суметь плюнуть «проклятому злодею» в лицо.

Ну а что касается показаний… Достаточно сказать, что они оправдали ожидания толпы.

Алхимик Франческо Прелати под присягой заявил, что барон де Рэ сочинил и кровью написал соглашение с демоном Барроном, в котором обязался приносить последнему кровавые жертвы за три дара: всеведения, богатства и власти. Свидетелю неизвестно, получил ли обвиняемый эти дары, но жертвы он приносил: сначала пробовал откупиться курицей, но по требованию Баррона перешел на детей.
Жиль де Силле подробно рассказал о сексуальном поведении своего бывшего патрона — чудовищных надругательствах над несовершеннолетними обоего пола. Кроме того, подтвердил, что барон участвовал в алхимических экспериментах, отдавая себе отчет в их греховности, и, таким образом, впал в ересь.

О пропавших детишках свидетельствовали их родители. Кое-кто из них заявлял, что последний раз видел своих детей, когда отправлял их во владения барона де Рэ — просить милостыню. Наконец, Гриар и Корийо дали самые жуткие показания, будто маршал коллекционировал человеческие головы, которые хранились в особой темнице замка, а также о том, что, почувствовав опасность ареста, маршал лично приказал им эти головы уничтожить (показание особенно важное, ввиду того что при многочисленных обысках во владениях маршала ничего подозрительного найдено не было).

Печать Зла

Как же возникла связь между реально существовавшим бароном Жилем де Рэ и литературным персонажем Синей Бородой? И почему «борода» именно «синяя»? Известно, что, собирая бретонские легенды, Шарль Перро, в частности, записал такую: мимо замка Жиля де Рэ ехали граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана. — Тебя будут звать Синяя Борода!» Вот вам и соединение двух сюжетных линий: в фольклорном сознании якобы замученные дети превратились в жен, а «печатью нечистой силы» стал цвет бороды. Конечно же, обросло предание и топографическими признаками: буквально все разрушенные замки близ Нанта и в долине Луары ко времени Перро приписывались Жилю де Рэ, а в Тиффоже за пару монет показывали комнату, где он резал то ли маленьких ребят, то ли женщин.

Вынужденное признание

Какими бы крепкими нервами ни обладал бывалый полководец, наверняка он испытал потрясение. Тем большее уважение вызывает то невозмутимое спокойствие, с которым он продолжал твердить о своей невиновности и требовать адвоката. Видя, что никто и не думает слушать его, он заявил, что лучше пойдет на виселицу, чем будет присутствовать в суде, где все обвинения лживы, а судьи — злодеи. Такого, в свою очередь, не могли стерпеть «злодеи»: епископ Нантский немедленно отлучил обвиняемого от церкви, а 19 октября суд постановил пытать его, дабы «побудить прекратить гнусное запирательство».

Маршал предпочел примириться с церковью на этих относительно гуманных условиях и был казнен со своими сообщниками на следующий день. Среди друзей-родственников казненного маршала не нашлось ни одного, кто бы рискнул защищать его имя и честь.

Прошло несколько столетий, прежде чем некоторые историки стали указывать на разного рода изъяны и нестыковки обвинений в процессе над героем Столетней войны. Сомнителен уж сам факт совершения инкриминированных ему деяний. Во всяком случае, оговор его специально подготовленными свидетелями представляется весьма вероятным, а признания под пыткой недорогого стоят. Кроме того, подозрения вызывает и такой факт: самые одиозные персонажи процесса, вроде колдуна Франческо Прелати, подверглись всего лишь заключению (из которого он, кстати, скоро и легко бежал). Возможно, оговорили де Рэ по почину короля, испытывавшего сильную неприязнь к своему бывшему другу: он был уверен, что Жиль поддерживает опального дофина Людовика, а главное, Карлу очень не хотелось возвращать маршалу огромный долг.

Имя Жиля де Рэ в качестве маньяка Синей Бороды, убийцы женщин и детей, упоминали разные авторы готического или оккультного жанра: Роберт Блох, Артур Мейчен, Еремей Парнов… А в небольшом рассказе Кира Булычева «Синяя борода» злодеем оказывается начальник лаборатории, который демонтирует недисциплинированных биороботов.

Только в 1992 году по инициативе писателя-историка Жильбера Пруто состоялся новый судебный процесс полностью реабилитировавший Жиля де Рэ. Извлеченные из архивов инквизиции документы рассказали, что не было ни замученных детей, ни страшных опытов. Исследователи приняли во внимание многое, в том числе свидетельства современников. Например, хронист XV века Монстреле так писал о приговоре, вынесенном Жилю де Рэ: «Большинство дворян Бретани, особенно те, что находились с ним в родстве, пребывали в величайшей печали и смущении от его позорной смерти. До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей».

Все оказалось проще пареной репы. Таким образом герцог Бретани Иоанн V решил прибрать к рукам часть замков, принадлежавших барону. Вот он и развернул кампанию, подкупив духовных и административных лиц. Король, которому бывший сподвижник был уже не нужен, дал свое «добро», и состоялось жестокое шоу в средневековом стиле.

Нашлось объяснение и тому, каким образом Жиль де Ре стал Синей Бородой, героем народных легенд, собранных Шарлем Перро. Имя барона было столь популярно, что неоднократно упоминалось в устных сказаниях. И в одной из бретонских баллад оказалось рядом с некой Синей Бородой из другой истории. Случай соединил их, а народная фантазия превратила замученных детей в убитых жен. Вот такая история.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *