что означает вышивка на полотенце
Значение рисунков на рушниках
Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.
Особенности традиционной вышивки
При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:
При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.
Узоры и их символизм
Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.
Основными знаками считаются:
Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:
Отличия русского, украинского, белорусского рушников
Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.
Однако базовые отличия существуют:
На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:
Белоруссия
Еще примеры орнаментов на рушниках:
Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.
Свадебный рушник и значение орнаментов вышивки.
Свадебный рушник и его рисунок должны нравится. Берите и вышивайте понравившийся узор. Обязательно изучите символы вышивки перед началом вышивания. Орнамент должен идти от сердца и от души. Но лучше всего, конечно, придумать свой рисунок для рушника или продублировать бабушкин, если такой имеется в семье.
Животные орнаменты
Петух — символ мужского здоровья, счастья и богатства.
Голубь – олицетворяет семью, любовь и верность.
Петухи, соколы и голуби в паре символизируют жениха и невесту. Птиц располагают обязательно головками друг к другу, Крылья — опущены, тем самым символизируя готовность создать семью. Но ни в коем случае нельзя вышивать на свадебных рушниках соловьев и кукушек, так как они являются символами вдовы и холостого парня.
Павлины – птицы семейного счастья и изображаются с венком на свадебных рушниках. Иногда перья павлина вплетали в свадебный венок невесты.
Ласточка – это символ добра.
Неземные орнаменты
Корона – олицетворяет просьбу о Божьем Благословения брака. Над ней не должно располагаться никаких надписей и узоров.
Материнский символ. Символ Матери является главным на свадебном рушнике. В его основе восьмиконечная звезда, которую обрамляет стилизованная гирлянда из цветов, символизирующая величие матери, ее важную роль в продолжении жизни.
Орнаменты стихии
Вода и Солнце. Знаками Солнца и Воды обозначается вся вышивка. Две эти стихии создали земную жизнь, поэтому их надо понимать, как солнечную отцовскую энергии и водную материнскую. Восьмиугольным цветком или розеткой изображается Солнце, а свернувшийся уж символизирует Воду.
Растительные орнаменты
Дуб — священное дерево — дуб, воплощало бога Перуна, бога жизни, развития, солнечной мужской энергии.
Желуди – обычно на свадебном рушнике переплетаются с калиной, символизируя верность супругов.
Листья хмеля. Узор хмеля — это молодежная, свадебная символика. Хмель несет в себе знак молодого буйства, развития и любви.
Мальва — символ девичества, целомудрия и юности. Изображается крупными красными раскрытыми цветами.
Роза — узоры с розами обозначают бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Это цветы-звезды, воплощающие представление народа о Вселенной как о системе.
Калина — в древние времена калина связывалась с рождением огненной троицы: Солнца, Звезды и Луны. Ягоды калины стали символом крови и бессмертного рода. Именно потому все рушники на свадьбу, девичьи и мужские сорочки тяжелеют могучими гроздьями калины.
Лилии — цветок лилии – это символ невинности, чистоты и девичьего очарования. Если присмотреться к контуру узора, то вырисуется силуэт пары птичек, а это знак любви. Неразрывную композицию тройственности составляют бутон и листок. В этом цветке заложено рождение, развитие и бесконечность жизни. Когда над лилией вышивают капельки росы, это означает оплодотворение. Лилия – безумно женский символ.
Виноград — олицетворяет красоту и радость создания семьи. Виноград символизирует богатство, плодовитость, желание иметь много детей. Виноградник — это жизненная нива, на которой муж является сеятелем, а в обязанность жены входит растить и ухаживать за родословным деревом. Очень часто он красуется на свадебных рушниках.
Правило вышивания свадебного рушника
Каёмка может быть разной, имитирующей кружево или кисточки. Можно пришить связанное вручную кружево, а можно сделать кисточки, вытеребив каёмку. У вышитой каёмки существуют свои правила оформления. В вышивку стараются включить элемент “ромб”, который символизирует засеянное поле, то есть пожелание достатка и богатства молодой семье.
Далее идет дерево рода, чередуя его с самыми разными деревьями, с сидящими попарно птицами (сейчас самыми популярными считаются павлины под деревом). Между такими деревьями вышивается дерево рода — самое невзрачное и самое интересное на всем полотенце. Деревья рода для невесты и жениха вышиваются посредине первого уровня. Павлины охраняют дерево рода, символизирующее род невесты и жениха, на первом уровне.
На втором располагаются символы или пожелания жениха и невесты. Для невесты это могут быть: розы – символ любви и красоты, лилия — символ непорочности и чистоты или калина –символ крови, рождения и бессмертия рода. Для жениха вышивают виноград — символ плодородия, изобилия и богатства.
Кстати, свадебные хлеба украшали свадебные венки, для которых использовалась виноградная лоза. А чтобы в семье были дети, невесту обсыпали орехами, зерном и сушеным виноградом. Бывало, вышивают дуб, переплетный с ягодами калины.
На третьем уровне между берегинями (это могут быть женщины, с поднятыми вверх руками, деревья, кресты, вазоны с цветами) вышивается венок с короной, олицетворяющей Божье благословение и венцов, которые при венчании в церкви держат над головами.
Пример Родового Древа:
Прочитаем рисунок: это дерево рода невесты, отец и мать живы; у невесты есть старший брат, у матери дедушка и бабушка умерли (ветки справа вниз), оба родителя отца живы, у отца нет братьев и сестер, у невесты есть одна тетя, т. к. у мамы есть старшая сестра.
Полотнище свадебного рушника должно быть непрерывным и целым, ведь он символизирует дорогу жизни, поэтому не вставляйте никаких тесемок, кружев в середину рушника, так как разрезанную жизнь как бы ни старался уже не сошьешь.
После свадебного торжества рушники скручивают в трубочку и хранятся в семье молодоженов как символ счастливой семейной жизни, для того чтобы нечисть походила по кругу и затем поняла, что делать ей здесь нечего.
Все рушники, а особенно «под ноги», используют только один раз. В наследство передают только узор, если молодожены живут очень счастливой семейной жизни, но рушник все равно вышивают новый. Судьбу вы не берете напрокат – значит, и рушник не берите на время.
Требования к вышивальнице рушника
Вышивальщица рушника должна быть доброжелательной, с добрыми намерениями, ведь свадебный рушник несет в себе определенные пожелания, как бы «программируя» дальнейшую жизнь молодой семьи.
Поэтому постарайтесь вышить рушник собственноручно, проговаривая молитву. А если вышиваете сами, то следите за своими мыслями и настроением. Если вас посещают негативные эмоции, то отложите вышивание на некоторое время, пока настроение не улучшится.
Никаких обрезных краев не должно быть в свадебном рушнике. Ткущая рушник нитка, словно судьба, должна ходить слева направо и обрываться не должна.
Достаточно часто встречаются обрезные рушники, в которых длинная сторона. Обрезные рушники с обработанной мережкой или подрубленной стороной нельзя использовать для свадебных обрядов, потому что каждая обрезанная или оборванная по краю нить указывает на проблемы со здоровьем молодых или на ссору семейной пары.
Орнамент, напоминающий по форме крест, должен обязательно присутствовать на всех рушниках. Он может быть вплетен в композицию или отдельно вышитым. Крест сам по себе является оберегом для рушника. А вот в свадебном рушнике крестоподобный знак или крест благословляет пару на создание крепкой семьи, так как крест является символом единения материнской влажной и отцовской солнечной энергий.
И все-таки обычаи и традиции могут отличаться в зависимости от региона, страны в которой вы проживаете, поэтому решать только вам вышить свадебный рушник собственноручно или купить!
Что означает вышивка на полотенце
До появления письменности информацию передавали путем плетения узелков на палку.
Каждый узелок – понятие (слово).
Позднее они трансформировались в вышивку.
Женщина, хранительница очага, вышивая узелки-символы, обозначающие древних богов, как бы задабривала их и просила благосклонного отношения к ней и ее семье.
Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезни и бед.
Для женщины вышивка была своего рода выражением душевной потребности в красоте, способом выражения эстетического восприятия окружающего мира. Вышивали одежду (рубахи, передники, сарафаны), полотенца, которые в наших краях называют рушниками.
I. Рушник в обрядовой культуре славян
Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. «Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы)».
Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания. У белорусов есть выражение «встать на рушник», оно означает выйти замуж.
Рушник – это не просто красиво, но и интересно, и познавательно. Ведь ничего так просто на рушник не попадает. Рушники бывают разные: и «сватовские», и «солдатские или казацкие», и другие. Вот, например, «сватовские» – это самые большие, чтоб его хватило перевязать высоких, видных мужиков, которых выбирали в сваты. Родня жениха вышивала петухов или павлинов с намеком на красоту и стать парня, дубовые листья с желудями – это богатство и крепость семьи. Если невеста принимала предложение свата, то перевязывала еще сильнее его своим рушником, где тоже ничего не было случайным, все со смыслом».
Схема вышивки рушника. Выделяется 4 фрагмента узора, каждый со своим значением:
1. «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской.
2. «Земля». Рисунок вышивается по сравнению с зачином большего объема (ведь от земли идет богатство), используется растительный орнамент.
3. «Дом». Должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы.
4. «Венец». Вышивается богато. Это то, к чему стремишься в жизни.
Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети. Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания. Вышивка на рушнике (фрагменты, обозначенные в схеме) должна быть «родней», то есть одного типа. Можно говорить о том, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе.
Оберег. Рушник играл важную защитную роль во время засухи или распространения эпидемий. Так, с оберегающей целью коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна, которыми могли обвязать „фигуру», выстелить дорогу, улицу, раздорожье, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям. Во время засухи такой рушник несли в церковь и клали на образ. Иногда делали деревянный крест, вкапывали его на краю села или на могиле и вешали на него вытканный рушник. В случае болезни ребенка или для ребенка, который родился в семье, в которой до этого дети умирали, мать изготовляла рушники, которые назывались «обетные» и дарились церкви, для икон Богородицы Покровы.
Рушниками завешивали окно „от злых духов», когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома.
Для новорожденного. С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом („от дурного глаза»). Был обычай шить из него ребенку первую сорочку; иногда его сохраняли до свадьбы, а то и клали в гроб.
На свадьбе. Особенную роль играл рушник в свадебной обрядности как один из самых важных атрибутов. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее. Рушники дарили старостам, перевязывали через плечо, если на обручении приходили к согласию. Во многих районах на свадьбе рушниками перевязывали не только старост и дружек, но и бояр и другие свадебные чины. Часто и молодая, и дружка вместо пояса подпоясывались рушником – концами наперед.
Но самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник – особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.
В дорогу. Рушник, а иногда и не один, брали с собой в дорогу чумаки, военные, те, кто ехал на заработки, и все, кто надолго отлучался от родного дома. Рушник был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти про родной дом, а потому самым дорогим подарком матери в дорогу сыну, когда тот отправлялся в новую жизнь.
Во время проводов в армию рушниками с головы до ног обвешивали молодых парней, желая этим самым счастливой службы и благополучного возвращения домой. Провожая сына в далекую дорогу, мать дарила ему вышитый рушник. При этом, желая счастья, она говорила: «Пусть стелется тебе доля этим рушничком!»
На похоронах. Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути.
В земледелии. Не обходились без рушника и в земледельческих обрядах. В первый день осмотра озимой (на Юрия) шли в поле гуртом (чаще родом). Впереди шел отец и нес на рушнике хлеб-соль, а мать в корзинке, накрытой рушником, несла угощение. На зеленом поле расстилали рушник, на него клали пироги, крашенки. Так делали и в первый день пахоты, сева и жатвы.
Праздник первого снопа – торжественное оформление начала жатвы, в основе которого лежало представление, что обрядовые действия, песни и т. п. могут обеспечить хорошее сбережение урожая. Выйдя в поле на зажинки, хозяйка расстилала рушник с хлебом-солью и свечкой. На обочине она останавливалась и трижды кланялась ниве, приговаривая: «Дай, Боже, легко начать, а еще легче дожать». После окончания жатвы хозяин встречал жнецов с хлебом-солью на рушнике, а те одевали на него обжиночный венок.
Строительство жилья. Рушник играл символическую роль при постройке жилья. Главным атрибутом во время заложения дома был рушник, на котором лежали крест, букет цветов, хлеб, соль и чашка воды или вина. Старший мастер брал рушник с хлебом, целовал его, приговаривая: «Господи, помоги».
При возведении дома рушниками застилались подвалы. Сохранился также обычай, строя хату, последнее стропило на окончание крыши заносить на рушниках, которые потом дарились мастерам. Самый младший должен был поставить на вершину крыши „венок» – букет из веток березы или дуба вместе с цветами, связанными рушникам, который для этой цели вышивала будущая хозяйка дома.В новопостроенную хату входили также с иконой, вышитым рушником, хлебом-солью. Все это символизировало надежду на добро и счастье в жизни человека.
Приветствие гостей. Рушник до этого времени остается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца.
IV. Декоративная и практическая роль рушника
На иконах. С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники», „наобразники»). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.
Украшение помещения. Кроме хат, рушниками в прошлом также украшались общественные здания – церкви, сельские советы, школы и т. д.
Рушники в хате развешивали на колышках по стенам, над дверями, окнами, на сволоке, на зеркалах. Как декоративное обрамление рушники придавали хате праздничности, торжественности, национального колорита. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику.
Кроме обрядового и декоративного значения, рушники имели и чисто практическое применение. Соответственно функциям, которые они выполняли, рушники имели и свои названия. Например, для вытирания лица и рук служил утирач (утиральник), посуды и стола – стирок. Рушник был «лицом» жилья украинки. По тому, сколько и каких было рушников, судили про хозяйку, ее дочку.
Мало украшенный, из более грубого полотна рушник на каждый день висел в каждой сельской хате возле порога, на колышке или на жерди. Им вытирали руки и посуду, накрывали хлеб, с ним доили корову, хлопотали возле печи. Рушником накрывали обед косарям, жнецам, пастухам.
V. Символы искусства вышивания
Условия жизни, обычаи, родная природа определяли характер вышивки, цвет. Так, образы древнерусской вышивки зачастую были связаны с религиозными верованиями славян. В изображении величавой фигуры женщины, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками, проявлялся культ богини земли и плодородия. Позднее в народных вышивках XVIII-XIX веков изображения птиц и животных утратили значение языческого символа и воспринимались как выражение добра и благополучия в семье, согласия, любви между мужем и женой.
Элементы, составляющие мотив узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством особых знаков–символов, знаков–оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе.
Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. В процессе эволюции ромба возникли множественные его варианты, и один из них – «репей» – гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Свое название он получил из-за сходства с репьем лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Так, если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли.
Вторым по распространенности символом узора специалисты считают крест. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.
Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.
Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, символизировал засеянное хлебопашцем поле.
Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездой.
Восьмиконечная звезда символизировала семью. Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.
Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.
Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг)
Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.
Таким образом, мы видим, что узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.
Особенностью вышивки нашего края, длительное время бывшего пограничным порубежьем, является синтез традиций вышивки трех братских славянских народов и их западных соседей. И, слава Богу, они еще много лет будут радовать людей своей красотой.
Ведь что такое рушник в культуре украинцев, русских, белорусов? Это история наших предков, думы и надежды, красота и богатство духовной культуры: мамина песня, отцова хата, дедушкина сказка, бабушкин узор и ласка, доброе слово соседа, взаимопомощь – все это на рушниках, родовой памяти наших предков.
Сколько долгих веков суждено прожить вышивке? История её преображения и воскресения продолжается и в наше время.
В заключении мне хотелось бы привести строки стихотворения Наташи Христоевой:
Рушник – это не просто красота.
В нем наставленья, счастья пожеланья.
В нем сердце матери, любовь и теплота,
Костра добра извечное сиянье.
Рушник, как книгу, можно прочитать.
Ведь вековая мудрость в нем хранится.
И чтобы этим знаньям не пропасть,
Нам нужно вновь к истокам обратиться.