что означает заговенье на пост
Рождественский пост
(28 ноября — 6 января нов. ст.)
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост. соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
Что значит заговение?
Многие читатели с детства знакомы с романом Ивана Шмелева «Лето Господне», где так подробно и во всех красках описаны и сами православные праздники, и подготовка к ним, и дни поста. Из повествования, идущего от лица маленького мальчика, узнаем мы и о традиционной кухне, употребляемой в пост, и по его окончании. Здесь же впервые встречаем непонятное слово — «заговеть».
Подготовка к посту
Для человека воцерковленного данное слово объяснять нет необходимости, однако, большинство людей, не придерживающихся православных традиций слово «заговение» ставит в тупик. Говоря простыми словами, заговением именуется последний день перед началом любого поста, в который еще можно кушать мясо, молоко и яйца.
Согласно толковому словарю Владимира Даля, заговеть означает прекращать употреблять в пищу скоромную еду на время поста. Обычно приводят в пример день, именуемый Прощеным воскресеньем, тогда, когда проходит Масленица, о чем сохранилось такое выражение: «Заговляюсь на сыр да на масло, говорят в канун Масляны».
В старину слово «говеть» означало постовать или следовать определенным запретам, связанным с приемом пищи в православной традиции.
Заговенье обычно случается перед одним из значимых православных постов, связанным исконно с сорокадневными скитаниями Иисуса Христа по пустыне. Этот пост, проходящий за 40 дней до Светлой Пасхи, называют Великим.
Согласно церковной традиции заговение накануне Великого поста различается двумя вариантами:
Противоположностью заговения является слово «разговляться», означающее самый первый прием пищи после окончания поста.
В чем суть заговения
Заговение или, если сказать простыми словами — подготовка к посту, на первый взгляд может показаться занятием трудным и даже непосильным, однако, для человека, стремящегося к духовной жизни, пост — хорошее время испытать себя и физически, и в первую очередь, духовно.
Заговенье в народе всегда было связано с особой радостью, ведь в этот день принято было ходить в гости и самим принимать гостей. Хозяйки готовили щедрый стол, демонстрируя свои кулинарные умения.
Может сложиться впечатление, что заговение связано исключительно с отказом от пищи животного происхождения и не подразумевает большего. Но, по старым традициям, которые сложились еще в 5 веке, принято также соблюдать чистоту помыслов и поступков, а также отказаться от любых увеселительных занятий. Время, некогда посвященное так называемым «земным» заботам на период поста должно быть отведено для работы души.
Важно! В дни поста принято было читать Священное Писание, усерднее молиться утром и вечером и, конечно, посещать церковные службы.
Для истинного христианина время, проведенное в приближенности к Богу, самое лучшее, потому как человек, живущий в соответствии с господними заповедями, более радеет о душе и пище духовной, нежели о телесном.
Важно также понимать, что соблюдение поста всегда связано с добровольностью и все запреты не воспринимаются тяготами. Вероятно, по этой причине многие священники говорят о том, что к постованию следует готовить и душу, и тело, неправильно относиться к этому времени всего лишь как к диете. Если человек не готов к посвящению данного времени духовной жизни, то не стоит заставлять себя или, тем более, ориентироваться на кого-то другого и по его примеру придерживаться постных дней.
Кроме того, следует знать, что для некоторых людей по медицинским показаниям действуют ограничения в посте. Не стоит пренебрегать своим здоровьем и мнением докторов, но если существует большая потребность присоединиться к этой духовной традиции, то непременно следует сначала проконсультироваться с лечащим врачом.
Он может составить примерный план питания без ущерба здоровью и потом поговорить с батюшкой, который также скажет о некоторых необходимых послаблениях в посте и благословит на это начинание.
Правила и особенности
Среди тех людей, которые постоянно придерживаются православных традиций, принято несколько раз в неделю ограничивать себя в пище, но при этом уделять больше внимания духовной жизни. Чаще всего для таких дней выбираются среда и пятница.
Особое правило существует в отношении постящихся детей, беременных женщин и стариков. Что касается первых, то к посту допускаются лишь дети, достигшие 7 лет. Известно, что в очень религиозных семьях дети с довольно маленького возраста соблюдают пост, но даже при такой семейной традиции из питания малышей не исключают молочные продукты, оставляя запрет только на мясе.
Беременные женщины и старики могут постовать без ограничений, однако, им следует при этом очень четко отслеживать свое самочувствие и в случае его ухудшения медленно начать вводить те продукты, которые временно запрещены, во избежание серьезных проблем со здоровьем.
Что такое заговенье на пост и мясо — когда происходит и перед какими постами
Что такое «разговляться», знает большинство из нас. С разговения начинается Пасха, когда сразу после праздничной службы в храме люди начинают угощаться куличами, крашеными яйцами. Заговенье имеет противоположное значение. Этот период преследует цель подготовить верующего к посту. Но заговенье – не просто ограничение в пище. Это более широкое, масштабное понятие.
Что значит заговенье на мясо и когда происходит
В христианстве существует 4 основных поста:
Перед каждым из этих постов происходит заговенье, которое подготавливает верующего к ограничениям в еде, духовной работе.
Пища занимает главнейшее место в обрядах и верованиях, но есть немало других аспектов, связанных с жизнью и бытом деревенских жителей. Сегодня большая часть этих обрядов ушла в прошлое, но есть немало тех, которые остались. Например, традиция сжигать на Масленицу чучело из соломы, петь, гулять, веселиться, есть блины, ходить в гости и к себе в дом приглашать. Вот что значит заговенье на пост.
Заговенье на Великий пост
Одна из самых долгих и строгих духовно-аскетических практик в уставе Церкви. В это время верующие вспоминают страшные события Евангелия – распятие Иисуса Христа на Кресте, его земные страдания. Чтобы правильно войти в пост, необходимо соответствующим образом заговеться.
Далекие от религии люди полагают, что сама масленичная неделя – последняя перед центральным во всех церквях постом, и есть заговенье, но это не так. В Блинную неделю уже нельзя употреблять мясо, другие мясные продукты. Однако разрешенными остаются яйца и молочка.
Заговенье – это так называемый «Мясопуст», название которого по-гречески означает «отделяю, прекращаю мясо». В воскресенье перед Сырной седмицей – последний день, когда православным христианам можно есть мясо. На литургии в храме в этот день читается Евангелие о Страшном суде. Верующим Церковь напоминает о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа, когда он будет судить живых и мертвых.
По славянским традициям в этот день было принято ходить в гости и приглашать к себе на Масленицу. Тесть звал зятя «доедать барана», хозяйки раздавали по соседям хлеб, сыр да вино «за Бог да прости».
На Украине было принято закалывать свинью и варить холодец из ее ножек, в связи с чем этот день прозвали «Ножковое пущенье». В Харьковской губернии в ночь перед Прожорной неделей жена отлучала мужа от тела. Считалось, что супружеская близость в эту ночь станет причиной воровства всех поросят волками.
Наши братья-славяне из Хорватии, Болгарии в последний день мясопустной недели кололи и готовили курицу, а кровью этой птицы рисовали крестики на лбу у детей. Считалось, что Масленицу необходимо окропить кровью.
Заговенье на Петров пост
После Дня Святой Троицы начинается неделя, которая предваряет Петров пост. Ее называют «Неделей всех святых», когда поминаются все православные святые, а верующие отмечают именины – одни на всех.
Седмица эта сплошная, а значит не запрещено мясо и другая скоромная пища, в том числе в среду и пятницу. Праздник отмечают еще с конца IV – начала V веков. О нем упоминали в своих проповедях:
На утрени в этот день начинают читать «столп». Речь идет о последовательности 11 воскресных Евангелий, повествующих о Воскресении Иисуса Христа. На вечерней службе читаются три паремии с содержанием ветхозаветных указаний на славу святых.
Есть немало славянских традиций, связанных с заговеньем на Петров пост. На Руси проходили массовые гуляния. Молодежь веселилась весь день до позднего вечера, а иногда и всю ночь. На закате с цветами и травами отправлялись за околицу. Нужно было обойти ее кругом, выйти в поле и в момент, когда светило пряталось за горизонт, встать на колени, поклониться земле и воскликнуть: «Прощай, весна красна, прощай! Ворочайся скорее опять!»
Во многих областях совершали обряды-похороны русалки, Костромы, Ярилы. Много традиций и обрядов было связано с яйцами, неслучайно заговенье на Петров пост еще называют «яичным». К примеру, девушка, получившая от парня гостинец на масленичное заговенье, делала ответный подарок на яичное заговенье – преподносила вареные яйца. При этом их нередко красили так же, как на Пасху – в отваре луковой шелухи.
Главными в этот день были игры с яйцами, имеющие любовно-брачную тематику. По берегам рек и озер разводили костры, трапезничали, а после захода солнца раздевались и купались.
Заговенье на Успенский пост
Двухнедельный пост перед праздником Успения Пресвятой Богородицы тоже предваряет заговенье. По строгости эта духовно-аскетическая практика такая же, как Великий пост. Если в Рождественский не запрещено есть рыбу, то в этот можно только пищу растительного происхождения.
У Успенского поста древняя история. Сама Богоматерь, узнав о скорой своей земной смерти, стала готовиться к этому событию усиленным постом и молитвой, подавая тем самым пример верующим.
В последний день перед постничеством в заговенье на вечерней службе проходят всенощные бдения, посвященные Всемилостивому Спасу. В храмах совершается вечерня и утреня. Крест с жертвенника переносится на престол по чину, который был установлен для Крестопоклонной недели.
Собирать урожай яблок и винограда, есть его до Яблочного Спаса, не положено, а вот после освящения – пожалуйста. Несмотря на пост, этот праздник широко отмечается православным людом. Центральный аналой в храме украшают дарами природы:
По окончанию службы верующие могут разобрать это все по домам.
Заговенье на Рождество
Рождественским постом заканчивается год. Его еще называют Филиппов, потому как начинается он с дня памяти ученика Иисуса Христа апостола Филиппа. Существует установленная церковным уставом процедура, призванная определить день заговенья. Если он выпадает на однодневный пост – среду или пятницу, то переносится на день назад. Так, к примеру, случилось в 2020 году. Заговенье на Рождественский пост приходилось на 27 ноября – пятницу, а поэтому его перенесли на 26 ноября – четверг.
Это последний день, когда христиане могут себе позволить скоромные продукты, но Рождественский пост особо строгим не является. Разрешены рыба, пища с маслом. Среда и пятница по традиции остаются постными.
Начало Рождественского поста отмечали на Руси широко, массово. Доигрывали последние свадьбы, правда венчания в этот день уже не проводились. В Нижегородской губернии была традиция устраивать щедрый обеденный пир, где главным блюдом был трехлетний, специально откормленный к этому празднику бычок.
В Белоруссии первыми к праздничной трапезе приступали женщины. Считалось, что при соблюдении этого правила на заговенье можно ждать хорошего приплода скота женского пола.
Не забывали в этот день о домовом – мифологическом хозяине и покровителе дома. На чердак ему относили мясное блюдо и наливали молоко – тоже заговеться. В Поволжье большое распространение получил такой рождественский обряд: девушки перед сном клали под подушку остатки ужина, собранные после вечерней трапезы на заговенье. Считалось, что это может помочь увидеть суженого во сне.
Подведем итог
Заговенье на пост было важнейшей частью культуры русского народа, традицией, уходящей корнями глубоко в прошлое. Любой пост – особое время в жизни верующего человека, когда все материальное и то, что считается ценным здесь, на земле, уходило на второй план. Начиналась тяжелая работа по спасению души и необходимо было соответствующим образом к ней подготовиться.
Заговенье было возможностью снова поблагодарить Господа за все, порадоваться, повеселиться перед предстоящим испытанием на прочность. Оно сближало людей, помогало воссоединиться влюбленным парам, примириться с теми, с кем долгое время человек пребывал в ссоре. Это преддверие поста люди чтили, соблюдали и берегли возможность отпраздновать его со всем размахом.
А как вы относитесь к подобной традиции? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять интересную информацию.
Предлагаем ознакомиться с несколькими видео по теме статьи.
Заговенье: почему Рождественский пост называют иногда Филипповским
Успеть перед Новым годом
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Рождественский пост может быть одним из самых радостных времен церковного года. Пищевые ограничения, если не усердствовать и не поститься по строгому уставу без рыбы, не тяжелы и скорее похожи на легкую предпраздничную диету, в воздухе витает уже новогоднее настроение, пахнет мандаринами, корицей и хвоей, хочется собирать подарки и печь пряники…
В реальности же именно на Рождественский пост выпадает самое суетное и раздражающее время. Квартальные и годовые отчеты на работе, давка в магазинах за теми же подарками, постная пища выходит дороже скоромной, а уж пряники… Идите вы подальше с вашими пряниками, тут бы к Новому году ноги не протянуть. Ах, да, Новый год. Не забыть купить елку или достать с антресолей искусственную.
Подумать о грядущем Рождестве получается в лучшем случае по воскресеньям, если все же удается вырваться от бытовых и рабочих забот в храм. В худшем — лежит на сердце тоска по нему, по празднику, такому одновременно детскому и серьезному, придавливает, только вот иногда с паром изо рта на морозе выдыхается: гряди, Господи! Не потеряй меня в этой суете и не дай Тебя потерять!
Именно в эти сложные дни нужна поддержка друзей, которые бы подставили плечо и напомнили: Рождество все ближе, Господь тебя не потеряет, даже если тебе кажется, что Он сейчас бесконечно далеко. Такими друзьями могут стать святые, которых Церковь вспоминает в эти дни. Я хочу предложить читателям «Правмира» иногда хотя бы на несколько минут на нашем извилистом и почти потерянном пути к празднику останавливаться и знакомиться с ними не просто как с персонажами житий, но и как с нашими проводниками к Рождеству.
Первый апостол, которого позвал за Собой Иисус
За день до начала Рождественского поста празднуется память апостола Филиппа — даже сам пост иногда называют Филипповским. В Писании Филипп появляется, что называется, редко, но метко: мало того, что все Евангелия и Деяния Апостолов упоминают его в числе двенадцати, так еще и евангелист Иоанн Богослов рисует его портрет достаточно подробно.
В первой же главе Евангелия от Иоанна читаем (ст.43): «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною». Строго говоря, это вообще первый апостол, которого Христос позвал Сам — Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и пошли к Нему после указания учителя, а Петра позвал присоединиться к «компании» Андрей, уверенный, что им встретился Мессия.
Что же такого Он увидел в молодом человеке из Галилеи? Разгадать эту тайну поможет следующая сцена. Филипп зовет своего приятеля Нафанаила: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (ст.45).
Призвание Филиппом Нафанаила. Фреска XIV в.
Эта реплика говорит сразу о двух вещах: во-первых, Филипп дает понять, что хорошо знает Писание, во-вторых, обладает способностью мыслить парадоксально и не страдает буквоедством.
Как человек, знающий пророков, он прекрасно знает, что «ничего доброго» в этом смысле из Назарета быть как раз не должно — Мессия должен родиться в Вифлееме.
А вот как человек, обладающий живым и творческим умом, он понимает, что в Священном Писании духом Божьим наполнены не только слова, вышедшие из-под руки авторов, но и пространство между строчками.
Осторожно выскажу еще одно предположение (только предположение). Возможно, Филипп был хорошо знаком и с иудейским преданием. В средневековом иудаизме родилась идея о «двух мессиях»: бен Давид, «Сын Давидов», Царь-Машиах, понимаемый как национальный герой-освободитель; и бен-Иосиф, «Сын Иосифа», страдающий Мессия из колена Иосифова (точнее, сына Иосифа Ефраима), гибнущий в битве за народ и приуготовляющий приход как раз Машиаха бен-Давида. Однако авторитетные иудейские комментаторы предполагали, что само пророчество о страдании Мессии содержится у пророков (удивительно, не правда ли? — скажем мы, христиане). А кроме того, исследователи иудаизма предполагают, что эта концепция актуализировалась после неудачного восстания Бар-Кохбы в конце II века, фактически разрушившего надежды на возрождение Израильского государства на почти два тысячелетия и положившего начало рассеянию евреев.
Бар-Кохбу многие иудеи ошибочно приняли за Машиаха, разочарование было духовной катастрофой, и чтобы как-то поддержать народный дух, раввины предложили идею, очень похожую на христианскую: страдание Мессии было предсказано пророками, но это страдание лишь приуготовляет приход Мессии-Царя. В порядке вольного размышления можно предположить, что предпосылки к такому ходу мысли могли возникнуть гораздо раньше, в эпоху римской оккупации, когда прихода Мессии ждали, но сомнения в политическом и военном успехе были чрезвычайно сильны. И если Филипп был знаком с этой концепцией, то вполне мог узнать в Иисусе, сыне Иосифа, даже и будущего страдальца за народ!
Тщательно смотреть по сторонам
Впрочем, вернемся с зыбких песков гипотез к тексту Евангелия. Еще один эпизод с его участием — Ин. 12; 21-24: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Греки обратились к Филиппу — а это значит, что он знал греческий язык! С этого прихода греков начинает «прославляться Сын Человеческий» — уже не Он идет с проповедью по городам и весям, а язычники сами устремляются к Нему, да не за конкретным исцелением, а вообще — потому что хотят Его видеть. И проводником их к Нему становится Филипп. (И кстати, здесь Христос связывает Свое прославление еще с одним пророчеством о Своей скорой крестной смерти. Так что предыдущее наше размышление все же может иметь в себе долю истины…)
Когда мы в последний раз в Евангелии встречаем апостола Филиппа, он просит Спасителя показать им, Своим ученикам, Бога: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин.14:8). И в ответ слышит краткое изложение учения о Троице: «Видевший Меня видел Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела… Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (9-10, 16-18).
Это поразительный диалог. Каждый иудей знал: увидеть Бога нельзя. Сам Моисей, величайший из пророков, смог увидеть лишь Его славу, увидеть Его «сзади», как описывает этот непостижимый опыт книга Исход, причем Сам Бог сказал ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Филипп, внимательно изучавший Закон Моисея, тем более не мог этого не знать. И тем не менее — просит Учителя показать Отца.
Это может значить только одно: Филипп уже понял, что Иисус — намного выше Моисея, Он Сам видел Отца, Которого человеку увидеть невозможно.
То есть он не просто был верным учеником — он прозревал сверхчеловеческую — Богочеловеческую природу Спасителя еще до того, как она была очевидным образом явлена в Воскресении.
Так что присутствие апостола Филиппа перед началом Рождественского поста — далеко не случайное совпадение. Он призывает нас искать и находить Христа, вчитываться в страницы Священной Истории, которая свидетельствует, по Его же собственным словам, о Нем, и тщательно смотреть по сторонам, чтобы не упустить Его из виду, когда Он явится нам одному Ему известным образом…