что означает жест руки в сторону возле головы
Интерпретация жестов рук и тела
Основную часть науки о бессловесном языке составляет изучение жестикуляции — выразительных движений головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Например, встречаются два человека, жмут друг другу руки и — получают информацию: манера протягивать руку говорит не только о характере человека, но и об его отношении к партнеру, к общению.
Жестикуляция рук
В зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Движение руки (или рук) наружу ладонями к себе, когда оно слабое и медленное и идет сверху вниз, то означает отречение, смирение, отдачу. При этом высоко поднятые плечи только подчеркивают беспомощность. Когда же движение резкое, от себя наружу, то человек требует от партнера оставить его в покое, хотя такой жест может быть и символическим отбрасыванием в сторону какой-то неприятной мысли.
При положении кистей рук ладонями вниз действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх (при этом вся верхняя часть тела часто слегка приподнимается вверх) — например, призыв к порядку, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль.
Разжатые кисти рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Подобным образом выражается нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление отречения от чего-либо, скепсиса или отчаяния. Если кисть руки разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.
Руки, заложенные за спину, свидетельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, Вы как бы на некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты. Поза смущения, робости, затруднительного положения, боязливости (при этом всегда наблюдается некоторое напряжение). Данная поза, сохраняемая длительное время, часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей. Если эта поза кратковременна, то может выражать задумчивость, случающуюся и у активных людей, или кратковременное стеснение, а также самоуверенные ожидания у людей, осознающих свое значение и превосходство (например, учитель в своем классе, лидер в своей группе).
Если руки (или одна рука) спрятаны в карманы, то это компенсационная нагрузка при желании скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность. Часто — подчеркнуто неформальное, «легкое» поведение для сознательного ускорения и развития контакта. Если во время разговора руки убираются в карманы ненапряженно (или подчеркнуто вяло) — это демонстрация скуки, потери интереса, невежливый жест. Если руки убираются резко и с последующей напряженностью в области плечи-шея-руки, то так прорывается активная оппозиционность, враждебная установка, подготовка к нападению, особенно при соответствующем выражении глаз и рта. У собеседника может (и должно) возникнуть чувство опасности.
Потирание рук означает, что человек находится во власти приятных, удовлетворяющих его мыслей. Часто наблюдается у активных предпринимателей, когда они в хорошем настроении, у любящих поесть — в ожидании обеда. Потирают руки и в переживаниях после удачного свершения дела.
Руки, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость, глубокая печаль или затруднение. Потирание руками лба — стирание нехороших мыслей и разглаживание морщин, если движение медленное и задумчивое — концентрация на размышлениях.
Количество жестов «рука — лицо» заметно возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать. Вот типичные движения при этом: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ.
Прикладывание одной или обеих рук к ушам служит для увеличения ушных раковин, чтобы уловить побольше акустических сигналов. И, наоборот, прижатие одной или обеих рук к ушам, чтобы скрыться от шума. Символическое зажатие ушей ладонями может также означать стремление перебить возражающего Вам человека, как бы говоря: «Не желаю слушать, что ты говоришь».
Прикосновение к носу в большинстве случаев знак смущения человека, застигнутого врасплох, или боязни оказаться застигнутым врасплох. Примечательно, что касание носа и ложь или попытка солгать очень часто происходят одновременно. Касание носа происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, т. е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.
Тянущаяся ко рту рука, как правило, свидетельствует, о тенденции к сдержанности. Бессознательно хотят что-то скрыть, обычно то или иное выражение лица. Наряду с этим прикосновение к губам может также являться символом поисков нежности. Это особо подчеркивается тем, что костяшки пальцев или сами пальцы прикасаются к губам.
Прикасание кисти руки ко лбу сбоку отгораживает (экранирует) от нежелательных раздражителей. Это жест концентрации.
Жестикуляция тела
Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов. Они могут находиться в следующих положениях:
Поднятые плечи — при этом слегка сутулая спина, более или менее склоненная голова, «втянутая» в плечи, — отражают хронический страх (например, родителей, супруга, хулиганов), запуганность, беспомощность, «ощетиненность», а также нервозность, идущую из эмоциональных глубин неуверенности, боязливость (при слабом напряжении).
Свободно опущенные плечи (шея открыта) — сигнал наступившего чувства уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.
Попеременное поднимание и опускание плеч — выражение сомнения и задумчивости, раздумья, скепсиса, изменений в плане защиты. Поднимание и опускание плеча с одной стороны говорит «не знаю» с подчеркнутым чувством сожаления.
Отведенные назад плечи выставляют вперед грудь, чтобы продемонстрировать предприимчивость, силу и мужество; нередко переоценка себя.
Провисающие вперед плечи говорят о том, что человек проваливается сам в себя в отчаянии и слабости; выражают подавленность, покорность, комплекс неполноценности, «жалкий вид». Страх и ужас заставляют человека выставлять плечи вперед для уменьшения площади, открытой для нападения.
Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что-либо (стол, спинку стула, низкую трибуну и т. д.) — это поддерживающее верхнюю часть тела движение характерно для тех, кто слабо стоит на ногах. Может также выражать стремление к опоре при внутренней неуверенности.
Голова имеет особое значение в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшения восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны — отводится назад, при уклонении от чего-то — в сторону, а при сближении — склоняется вперед.
Голова, свисающая без напряжения: в просторечии в этом случае говорят, что человек «голову повесил». Таким образом выражаются безволие, апатия, безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной мышцы голова падает на грудь.
Склоненная голова (при обращенном вниз взгляде) — показатель подчинения. Если такой наклон головы используется при приветствии, то это вежливость, символическое подчинение. В сочетании с поклоном так выражается отказ от проявления своей воли. Обычный кивок головой означает молчаливое одобрение, согласие.
Взгляд исподлобья при склоненной голове сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство. Если взгляд направлен слегка в сторону, то возможны коварство или же осознании своей вины. Таким же образом осуществляется наблюдение, полное ожидания, или скрываемый поиск слабых мест у другого. Склоненная голова может сигнализировать и о задумчивости. В сочетании с широко раскрытыми глазами, расслабленными мышцами шеи и положением глаз, когда зрительные оси почти параллельны друг другу, проявляется состояние, когда человек «напал на какой-то след».
«Пустой» взгляд, уставленный при этом в какую-то определенную точку, выражает смущение, стеснение, стыд, плохие знания, неуверенность в себе. При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх. Твердое ведении взгляда говорит о скрытности, незаметном подглядывании снизу.
Поднятая голова обычно у внутренне свободного и уверенного в себе человека. Поднятие головы выражает чувство собственного достоинства, готовность приступить к какому-либо делу, полную открытость и внимание к окружающему миру из-за интенсивных отношений с ним. Нередко с выпрямлением головы сопряжен глубокий вдох. Если голова поднимается слишком высоко, то тем самым выражается гордая неприступность и заносчивость, а также критическая бдительность (взгляд сверху дает критическую дистанцию).
Запрокидывание головы назад в большинстве случаев возникает как реакция на соответствующий раздражитель. Так демонстрируется смелость. В сочетании с пронзительным взглядом откидывание головы производит впечатление вызова, а при повороте всего корпуса в сторону партнера — навязчивости. Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения, что может выражать решительный протест и оскорбление чести или чувства собственного достоинства. При спокойном варианте исполнения можно сделать вывод о чувстве превосходства, мужественности или готовности к деятельности. Так же может быть выражено безмолвное приглашение или немой вопрос (уточнит соответствующая мимика).
Выставленная вперед голова (особенно при сконцентрированном взгляде) свидетельствует о наличии интереса, напряженного внимания (глаза и уши подносятся еще ближе к партнеру). Может быть как позитивная, так и негативная (до враждебности) установка. Голова, выставленная вперед, при угрожающем поведении словно бы демонстрирует: «Я воспринимаю все, но не боюсь тебя».
Поворот головы. Полный поворот головы и обращение лица к партнеру (со взглядом прямо на него и легком напряжении) свидетельствует о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей, о внутреннем принятии другого, свободном выражении своих чувств, о готовности к соответствующим действиям.
При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру, зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое поведение воспринимается как оскорбительное.
Качание головой из стороны в сторону на всем протяжении (без напряжения; часто бывает при слегка приподнятых плечах и опущенных уголках рта) показывает нерешительность, в основе которой скепсис и осторожность.
Отворачивание головы от партнера свидетельствует о том, что заинтересованность в чем-либо отпала, интерес угас. Быстрота и степень напряженности выполняемого движения дают довольно важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение. Отворачивание головы в сторону может выражать также чувство превосходства, а если лишь на мгновение, то — мгновенное самостоятельное обдумывание.
Жесты в области головы
Жесты в области головы
Одними из самых показательных в определении искренности являются жесты, при которых рука касается лица. Все жесты руки к лицу представляют собой подсознательную попытку удержать обман. Внимательно приглядитесь к собеседнику. Тот, кто говорит неправду, дотрагивается до своего лица или в ходе своей речи почесывает его в разных местах.
Рука ко рту. Жест прикрытия рта рукой родом из детства. Наиболее явно он выражен именно в детском возрасте. Если удается подловить ребенка на том, что он говорит неправду, знаете, что будет его первой реакцией? Так вот, он сразу же прикроет рот рукой, неосознанно пытаясь удержать поток лжи. Похожие способы реагирования сохраняются и во взрослом возрасте, хотя и в более усовершенствованном виде. У взрослых все детские жесты касания рукой лица несколько сглажены и видоизменены. Но суть от этого не меняется.
• Взрослые, в отличие от детей, сказав неправду, не закрывают себе рот двумя ладошками, а очень деликатно и как будто незаметно, прикасаются к уголкам губ или к кончику носа. Самым информативным тут является первоначальный импульс-движение в направлении рта. Будьте внимательны! Лжец, вдруг осознавший этот импульс, может его прервать. И таким образом движение не будет завершено. Или осознав, что рука невольно поползла ко рту и собеседник может понять, что его обманывают, лжец может попытаться замаскировать свой «неправильный» жест кашлем. Но от внимательного наблюдателя первоначальный порыв направить руку ко рту не ускользнет.
• Похлопывание по губам – это явный признак того, что вас обманывают. Это детская реакция на ложь, подобная прикрытию рта рукой. Если собеседник, рассказывая о чем-либо, похлопывает себя по губам, то можете не вникать в подробности его рассказа. Что бы вы ни услышали, все будет неправдой.
Иногда все же и взрослый человек может использовать детский жест прикрытия рта рукой практически в неизмененном виде. Это может выглядеть по-разному: ладонь прикрывает рот, а большой палец прижимается к щеке, несколько пальцев прижаты к губам, сжатая в кулак рука прикрывает рот и тому подобные варианты. Независимо от вариаций во внешнем проявлении жеста значение его остается тем же – это неосознаваемое желание закрыть рот и попытаться таким образом остановить поток лжи.
Относительно жеста прикрытия рта рукой есть еще такой момент. Когда человек лжет, он использует этот жест в тот момент, когда он сам говорит. Но если указанный жест используется собеседником в то время, когда говорите вы, а он слушает, то будьте осторожны! Он подозревает вас в неискренности.
Важно отметить, что есть один жест, который можно спутать с жестом руки к лицу. Это жест, при котором в рот помещается кончик одного или нескольких пальцев. Такое неосознанное движение тоже родом из детства. Каким образом успокаиваются маленькие дети? Только когда сосут материнскую грудь, бутылочку, пустышку или собственный большой палец. Так и взрослые, помещая палец в рот, подсознательно стремятся успокоиться. Заметив у собеседника указанный жест, знайте, что он испытывает беспокойство и неуверенность.
• Люди, пребывающие в нерешительности, неуверенные в том, какое решение принять, и желающие насколько возможно оттянуть момент, когда нужно высказаться, подсознательно прибегают к различным уловкам, стремясь закрыть рот. Одни, после жестов оценки ситуации, снимают очки и берут в рот одну дужку, другие прикусывают кончик карандаша или ручки, третьи сжимают губами среднюю фалангу согнутого указательного пальца. В этом жесте отражено подсознательное стремление потянуть время, и любой предмет, находящийся во рту, оправдает молчание, ведь все знают, что говорить с набитым ртом – дурной тон.
Рука к носу. Прикосновения рукой к носу представляют собой более утонченную форму жеста прикрытия рта рукой. Жест прикосновения к носу может иметь форму и легкого потирания под носом, и одного быстрого и практически незаметного прикосновения рукой к носу, и нескольких легких ударов пальцем по носу.
Ученые говорят, что этот жест представляет собой прерванный жест прикрытия рта рукой. То есть первым неосознанным импульсом человека, говорящего неправду, является желание совершить движение закрывания рта рукой, но в последний момент из мозга поступает команда сделать жест менее заметным, и рука быстро убирается от лица, дотронувшись, как бы напоследок, лишь до кончика носа. Жест потирания носа, так же как и жест прикрытия рта рукой, может быть использован в ходе беседы обеими сторонами: и говорящим, и слушателем. Если этот жест использует говорящий, то это означает, что он не совсем искренен. Когда же носа касается слушатель, то это является признаком того, что он не доверяет словам говорящего.
Рука к глазам. Если во время беседы ваш собеседник начинает потирать глаза, это вовсе не обязательно означает, что ему в глаз попала соринка. Чаще это жест, сигнализирующий о подсознательной попытке собеседника избежать вашего взгляда. Согласитесь, не все же могут лгать, глядя в глаза, и не испытывать при этом внутреннего дискомфорта.
Если человек, с которым вы разговариваете, потирает глаза тогда, когда говорите вы, то это значит, что он не верит вашим словам. В данном случае использование указанного жеста означает подсознательную попытку слушателя блокировать ложь, которую он распознал. Замечено, что мужчины обычно трут глаза, устремляя взгляд вниз, а женщины чаще или потирают глаза легким прикосновением и смотрят при этом в пол, или трут область под глазом, глядя вверх. В любом случае, если собеседник говорит неправду, он будет стремиться в момент произнесения лжи избегать зрительного контакта с вами.
Психологи заметили, что ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи. Именно по этой причине те, кто говорит неправду, нередко начинают почесывать лицо, шею, оттягивать воротничок рубашки.
Рука к шее. Жест почесывания шеи является сигналом сомнения или неуверенности. Здесь очень важно знать, какая рука у собеседника является ведущей. Праворукий человек, неосознанно использующий такой жест, почесывает нежную кожу в том участке шеи, который расположен непосредственно под мочкой уха, или всю шею указательным пальцем правой руки.
Тот, чьей ведущей рукой является левая, будет почесывать шею указательным пальцем левой руки. Алан Пиз, занимавшийся исследованиями проявлений различных жестов, установил в ходе своих наблюдений один любопытный факт: большинство людей, неосознанно использующих в процессе общения жест потирания шеи пальцем, делают пять почесываний. Очень полезная цифра с практической точки зрения. Вы сможете с легкостью определить, что собеседник неискренен, заметив, что он около пяти раз вдруг потер указательным пальцем область шеи.
Особенно показателен этот жест, если он производится одновременно со словами. Например, когда друг говорит вам: «Да-да, ты поступил совершенно правильно» – и при этом почесывает шею, то его словам доверять не стоит. На самом деле он сомневается в правильности вашего поступка, но по какой-то причине желает скрыть от вас свои истинные мысли на этот счет. Может быть, просто не хочет вас расстраивать и пытается поддержать.
Оттягивание воротничка является очень показательным жестом. Как уже отмечалось, говоря неправду, человек начинает испытывать легкое раздражение в нежных тканях шеи. Обманывать не так-то просто, особенно если человек не является докой в искусстве обмана. Такому человеку говорить неправду очень сложно, он испытывает страх быть разоблаченным в любую минуту. Он испытывает такое внутреннее напряжение и волнение, что у него возникает ощущение нехватки воздуха и ему даже кажется, что он потеет. Вот поэтому некоторые люди, неопытные обманщики, говоря ложь, оттягивают воротник.
Увидев, что собеседник использует этот жест, можно сразу же засыпать его уточняющими вопросами, попросить пояснить, что он имел в виду или повторить то, что он сказал. Скорее всего, такой лжец быстро сдастся и истина раскроется. Его напряжение было настолько велико, что для него будет настоящим облегчением сказать правду и избавиться от дальнейшего мучения, связанного с сокрытием истины.
Несколько преувеличенным вариантом жеста оттягивания воротничка является жест, при котором собеседник потирает ладонью шею так, будто она у него болит.
Обычно человек, использующий подобный жест, стремится избежать зрительного контакта. Он смотрит в сторону или вниз. Собеседник, потирающий шею ладонью, невербально говорит, что его терпение на пределе, ему все надоело: тема обсуждения, а может, и вы сами. В любом случае человек крайне негативно или критически настроен. Советуем не мучить собеседника далее и перевести беседу на другую тему.
Например, вам случайно встретился бывший одноклассник, с которым не виделись пятнадцать лет. Вы начинаете весело щебетать о прожитых годах, рассказывать о себе, расспрашивать его обо всем. Беседа протекает весело и непринужденно до тех пор, пока вы не спросили о работе. И тут он, говоря, что в настоящий момент не работает, и объясняя сложившуюся в его жизни ситуацию, закладывает ладонь за шею и начинает производить такие движения, будто его внезапно одолел приступ нестерпимой боли в шее.
Это означает, что ему, по всей вероятности, слишком часто приходится объяснять свое положение, это ему неприятно, поскольку он и сам знает, что взрослому мужчине и отцу семейства полагается зарабатывать… Говоря в очередной раз на эту тему, он чувствует дискомфорт и раздражение. В такой ситуации быстро начните говорить о чем-то другом, и вы увидите, что боль в шее у вашего собеседника как рукой снимет.
Рука к уху. Всегда очень важно не только доверять словам собеседника, но и быть уверенным в том, что тебе верят и хотят слушать то, что ты говоришь. Есть один жест, позволяющий однозначно определить, стоит ли продолжать излагать собеседнику ход своих мыслей или лучше остановиться. Когда вы увидите, что, слушая вас, собеседник начинает потирать мочку своего уха, то это является сигналом того, что он больше не хочет продолжать слушать.
Вспомните детишек, которые, не желая слушать повторяемую мамой в пятый раз просьбу, закрывают уши ладошками. Жест потирания мочки уха у взрослых происходит именно от этого детского жеста. Но у взрослых этот жест имеет много вариантов. Это и почесывание тыльной стороной руки ушной раковины, и погружение кончика пальца в ухо, и подергивание мочки уха, и закручивание уха «трубочкой». Использующий этот жест взрослый человек неосознанно пытается закрыть ухо и не позволить словам говорящего проникнуть в него.
Если вы не обратите внимание на невербальный сигнал, подаваемый вам собеседником, у него сформируется негативное отношение к вам, и в его глазах вы рискуете надолго остаться неинтересным собеседником, человеком, которого нимало не интересуют мысли и чувства других людей, зацикленного на себе, слишком болтливого и невнимательного.
Поэтому, как только вы увидите, что собеседник протянул руку к уху, прекратите говорить, вовлеките собеседника в обсуждение сказанного, выясните, все ли ему понятно, и поинтересуйтесь его мнением по поводу обсуждаемого вопроса. Ему наверняка есть что сказать. Действуя подобным образом, вы избежите недомолвок и выведете беседу на новый уровень. Потирающий ухо собеседник не сможет скрыть от вас те моменты в разговоре, которые были для него особенно неинтересными. Проявите наблюдательность и делайте выводы.
Рука к щеке. По жестам любой человек может определить, что собеседник заскучал. Все мы помним еще со школы, как рука, поставленная на парту, становилась подпоркой для головы, а мы всеми силами старались держать глаза широко раскрытыми. Когда вы видите, что собеседник поддерживает рукой голову в стремлении не заснуть, то это верный сигнал того, что ему скучно. По тому, каким образом поддерживает человек голову, можно определить, насколько сильно ему надоело слушать.
Если голова полностью лежит на ладонях – это абсолютное отсутствие интереса к беседе.
А если он еще и пальцами постукивает по столу или собственной коленке, то дело плохо. Ему не терпится поскорее завершить общение. Однако когда собеседник еще только держит пальцы у щеки, есть шанс пробудить в нем интерес к беседе. Возможно, ему просто надоело слушать вас, и в таком случае нужно дать ему возможность высказаться. И вы увидите, что человек сразу оживится и уберет руки от головы.
Не путайте жест скучающего человека с жестом, свидетельствующим, напротив, о повышении интереса, при котором сложенная кисть руки упирается в щеку и указательный палец вытянут вдоль щеки.
Но обратите внимание, не поддерживает ли при этом большой палец подбородок. Когда указательный палец расположен вертикально вверх по щеке, а большой палец поддерживает подбородок, то это невербальный сигнал того, что слушатель критически или негативно оценивает либо то, что вы говорите, либо вас самого. Если при этом указательный палец еще и потирает глаз, то это означает, что его негативное отношение усугубляется. Увидев подобные жесты у того, с кем вы ведете диалог, немедленно предпримите что-нибудь. Либо вовлеките собеседника в обсуждение вопроса, либо переведите разговор на другую тему. Такой жест зачастую интерпретируют неверно, полагая, что он означает заинтересованность, но это не так. Большой палец руки, поддерживающий подбородок, раскрывает истину о критическом отношении слушателя.
Рука к подбородку. Когда подбородок не просто поддерживается большим пальцем, но делаются поглаживающие или почесывающие движения пальцами по подбородку, то этот жест свидетельствует о том, что собеседник усиленно думает и находится в стадии принятия решения.
Дальнейшие жесты покажут, каким будет это решение – положительным или отрицательным. Понаблюдайте за людьми. Представьте, вы рассказываете подруге о том, как прекрасно сходили в театр, она с интересом слушает ваш рассказ, подставив к щеке руку с вытянутым вверх указательным пальцем. Затем вы предлагаете в следующий раз сходить в театр вместе и начинаете обсуждать возможные подходящие даты. Ваша знакомая, принимая решение, наверняка начнет потирать подбородок большим и указательными пальцами руки – жестом, характерным в такой ситуации для большинства женщин. Затем, выбрав подходящий день, она всплеснет вверх раскрытыми ладонями, что на языке жестов будет означать, что решение принято положительно.
Нередко можно увидеть сочетание жестов скуки, оценки ситуации и принятия решения. При этом собеседник держит руку у подбородка, подпирая его большим пальцем, и одновременно потирает подбородок согнутым указательным пальцем.
Подобное сочетание жестов свидетельствует о том, что разговор не вызывает у человека большого интереса, но он не может полностью «выключиться» и подпереть ладонью голову, а должен обдумать предмет обсуждения и каким-то образом высказаться. Такое нередко встречается, например, на различных совещаниях, когда, несмотря на отсутствие интереса к обсуждаемому вопросу, нужно думать и предлагать варианты решения различных вопросов, касающихся процветания фирмы-работодателя.
Движения головой. Одними из самых очевидных и простых для интерпретации, на первый взгляд, являются повороты головы, производимые в знак согласия или несогласия. Иными словами, это кивок, означающий «да», и покачивание из стороны в сторону, обозначающее «нет». Эти движения тоже, кстати, родом из детства. Ученые считают, что покачивание головой в знак отрицания является чуть ли не первым жестом, который осваивает ребенок. Когда новорожденный ребенок наелся, он демонстрирует именно этот жест для того, чтобы отказаться от материнской груди.
Однако у взрослых все не так просто. Обратите внимание, не расходится ли демонстрация этого жеста со словами говорящего. В этом жесте может быть замаскировано возражение или отрицание, которого нет в речи. Например, вы предлагаете своей знакомой встретиться в ближайшие выходные, сходить на выставку и вдоволь пообщаться. На словах она выражает готовность и радость от предвкушения предстоящей встречи, но в то же время покачивает головой из стороны в сторону. Верьте этому движению головой. Встреча вряд ли состоится. Ваша знакомая найдет какой-нибудь вполне благовидный предлог, чтобы отменить ваше свидание или перенести его на другой день, когда-нибудь не скоро. Вы ведь рассчитывали, что она вернет вам одолженную сумму, но она в тот момент, когда вы договаривались о встрече, предполагала, что не сможет этого сделать. Поэтому и говорила невербально о том, что встретиться она с вами вряд ли сможет.
По положению головы можно судить об отношении собеседника к происходящему.
• Следует насторожиться, если вы увидите, что собеседник опустил голову.
• Когда голова занимает строго вертикальное положение и подбородок чуть приподнят, это свидетельствует о нейтральном отношении человека к тому, что он видит и слышит. Нейтральное положение головы часто сопровождается легкими одобрительными кивками или дополняется жестом оценки, то есть когда вытянутый вверх указательный палец и сложенные остальные пальцы кисти руки приложены к щеке.
• О том, что у собеседника появился интерес к обсуждаемому вопросу, вы сможете узнать, увидев, что он немного наклонил голову в сторону и как бы немного нагнулся вперед. Если при этом он еще и периодически кивает, демонстрирует жесты оценки или принятия решения, то его заинтересованность не подлежит сомнению.
Опущенная голова сигнализирует о негативном и весьма критическом отношении к происходящему. Как правило, все жесты критической оценки сопровождаются опущенной головой. С человеком, критически настроенным, не получится нормальной коммуникации. Придется подождать и не затрагивать обсуждение важных для вас тем до тех пор, пока голова собеседника не примет по крайней мере нейтральное положение.
Обратите внимание на то, что многие жесты рук в области головы могут быть использованы, чтобы заблокировать то, что говорит другой человек, или то, что говорит человек, производящий жесты. Для того чтобы в конкретных обстоятельствах правильно интерпретировать телодвижения собеседника, потребуются некоторое время и наблюдательность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Светлые головы
Светлые головы Давно замечено: доброе, поощрительное отношение к человеку побуждает его к более высоким достижениям, так что авансированное одобрение оказывается в итоге вполне заслуженным. Если окружающие, или по крайней мере значимая для меня, референтная группа всем
Светлые головы
Светлые головы Давно замечено: доброе, поощрительное отношение к человеку побуждает его к более высоким достижениям, так что авансированное одобрение оказывается в итоге вполне заслуженным. Если окружающие или по крайней мере значимая для меня референтная группа всем
3.4.3. Самомассаж головы и шеи
3.4.3. Самомассаж головы и шеи Кожа головы и волосыПоза – сидя, ноги на полу на ширине плеч.А. Попеременное поглаживание ладонями обеих рук в направлении от лба к затылку.Б. Внутренними поверхностями пальцев и ладоней попеременное поглаживание вниз от средней линии лобной и
Светлые головы
Светлые головы Давно замечено: доброе, поощрительное отношение к человеку побуждает его к более высоким достижениям, так что авансированное одобрение оказывается в итоге вполне заслуженным. Если окружающие или по крайней мере значимая для меня референтная группа всем
Рыбьи головы
Рыбьи головы В 2006 году двое британцев, сидя в своем любимом ресторане, заказали сарпу (sarpa salpa) — рыбу, распространенную в восточной Атлантике и Средиземном море. Через час после поедания этой рыбы один из них начал испытывать «кошмарные зрительные и слуховые
С больной головы НА ЗДОРОВУЮ
С больной головы НА ЗДОРОВУЮ Пустынно как-то… В пространстве. И на душе.Хоть вой на Луну. Но и Луна какая-то… ущербная. Огрызок. Не навоешься, в общем. До-си-ля… и спотык. В горле застряло…Что же, однако, творится? Где вы, гости наши, мучители? Мы же прилипли к вам, как Бойль к
4. ЧЕЛОВЕК БЕЗ ГОЛОВЫ
2.8. На оздоровление головы
2.8. На оздоровление головы Вновь родившаяся: новая-новая здоровая новорожденная жизнь вливается в мою голову, во все мое тело. Новорожденная сила, сила, сила жизни новорожденной вливается в мою голову, во все мое тело. Во все мозговые механизмы вливается сила, сила жизни
Горячие головы
Горячие головы Внешние события влияют на наш выбор таким образом, что мы ощущаем определенную потерю контроля. А как насчет внутренних конфликтов в нашей голове? Мы говорили, что Я – лишь паутина взаимодействующих влияний, соперничающих за право контроля. Чтобы жить
Повороты головы
Повороты головы Вы когда-нибудь замечали, что когда вы хотите сфотографировать свою собаку, она отворачивает голову? Таким образом собака говорит вам, что в этой ситуации она себя неловко чувствует.Сигнал представляет собой поворот головы в сторону. Этот сигнал бывает
Выбросьте лишнее из головы
Выбросьте лишнее из головы Создание зрительных образов сложных идей – один из способов добиться от ограниченных энергетических ресурсов максимальной эффективности. Еще один путь – насколько возможно, уменьшить нагрузку на префронтальную кору. Если Эмили возьмет лист
Выкиньте будущее из головы
Выкиньте будущее из головы Это позволит глубже сосредоточиться на вопросе «что важно сейчас?». Моим следующим шагом было сесть и перечислить возможные необходимые в будущем дела. Я перелистнул страницу дневника. На этот раз я спросил себя, что бы я хотел видеть
С головы до пят
С головы до пят Известно ли тебе, от чего зависит общее впечатление, которое ты производишь на окружающих? Важно ли поддерживать гармонию между одеждой и внешним обликом? Насколько прическа и одежда должны соответствовать твоему характеру в целом и твоему настроению в