что означает знак тесака пальцем
Пикабу, пока не заминусовали, что значит этот жест? Ну с изогнутым пальцем в фаланге?
Тот, кого нельзя называть
Не брат
Доброе дело спустя год
В прошлом году мы установили два стенда со скакалками в центре Челябинска. Любой желающий может взять скакалку и попрыгать.
Прошло достаточно много времени, и я хочу поделиться наблюдениями.
Стенды функционируют, скакалки пропадают, но не фатально. Потери на Алом Поле составляют в среднем 13 скакалок в месяц, на стадионе Локомотив примерно в 8 раз меньше.
Так выглядит стенд, когда мы месяц не были в парке.
Самый неприятный случай был, когда мы приехали на площадку через несколько дней после того, как навели там порядок. И обнаружили на нём одну скакалку.
По моим наблюдениям пакостят в основном школьники. Оказывается, многие из них даже не догадываются, для чего скакалки нужны. Я неоднократно наблюдал, как они перекидывают их через турник и качаются, некоторые размахивают ими и стучат ими по опорам турников. Иногда бегают с ними по газонам и бросают где попало (мы находили в округе).
Обычно я подхожу и рассказываю, для чего нужны скакалки. Бывает, что у ребят появляется интерес, тогда я могу показать несколько трюков и чему-то научить.
Какие бы потери не происходили, мы регулярно пополняем наличие на обоих стендах.
В хорошую погоду прыгают довольно много, одновременно бывает 10-15 человек. Причем это люди всех возрастов.
Сначала скакалки были разноцветными без какой либо закономерности. А потом мы додумались соотнести цвета в зависимости от длины.
Теперь пользоваться ими стало удобнее, а также контролировать наличие. Если кто-то присылает фотку с состоянием стенда, сразу легко оценить, каких скакалок не хватает, чтобы пополнить наличие.
Зимой рядом со стендом нагребли большую кучу снега, поэтому когда она начала таять, пришлось на три недели убрать скакалки, чтобы они не валялись в грязи (когда я проектировал стенды, то не додумался крючки разместить выше, чтобы скакалки не касались земли).
Когда подсохло, то скакалки мы повесили на место, а на землю постелили резиновые коврики, чтобы рукоятки не пачкались, и людям не ходить по земле.
Хочу сказать про сами скакалки. Мы вешаем на стенды не обычные резиновые, а бисерные. Они не путаются во время прыжков (это особенно важно для новичков) и не перемерзают на морозе, поэтому прыгать можно круглый год.
Я сам довольно неплохо прыгаю со скакалкой, но когда начинал, мне не хватало нужного инвентаря, поэтому дело шло довольно медленно. Семь лет назад я бы с удовольствием ходил в подобное место. Думаю, что там есть шанс встретить единомышленников, учитывая то, что скакалка становится всё популярнее в последнее время.
Итог. Я доволен проектом.
За всё время (это 15 месяцев) потери довольно большие: 200 скакалок на Алом Поле и 40 на стадионе Локомотив. Думаю, что за это время скакалками воспользовались несколько тысяч человек. Некоторые из них периодически пишут мне в соц сетях приятные слова.
Для установки следующего стенда будем учитывать, что в спортивных локациях меньше случайных людей, поэтому скакалки пропадают реже, чем в парке.
Мы недавно переехали в другой город, но продолжаем навещать наши стенды и пополнять наличие скакалок.
У этого проекта несколько целей:
1. Создать условия для занятий спортом (физкультурой).
2. Проверить, насколько жизнеспособной может быть подобная инициатива.
3. Показать своим детям положительный пример и научить их ценить чужой труд.
Неудобно вышло
Шестидесятая весна
Масло, холст. Отец написал этот автопортрет в год когда его не стало.
Полевки
Животные в городе
Умер народный артист России Александр Градский
Певец и композитор, народный артист России Александр Градский умер в возрасте 72 лет
Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенной в сентябре коронавирусной инфекции. Отмечается, что артист почти перестал вставать и жаловался на боли в ногах.
Спас 10 человек
Он, похоже, уже давно ходит
О вакансии по честному
«Правосудие» в России
⚡️Новости борьбы с преступностью:
Чиновник в Ростовской области нанёс ущерб государству в 65 млн. рублей.
Предприниматель в Свердловской области скачал нелицензионный софт.
P.S. В отношении Дзюбы продолжается расследование уголовного дела по 16 аналогичным эпизодам. Следствие оценивает ущерб от его действий в 270 млн рублей.
Посмотрим, какой будет результат))
Мне кажется, общение не задалось из-за языкового барьера
Поорали и устали
Как мальчик спас жизнь матери и бригаде скорой помощи
Врачи скорой помощи каждый день вытягивают билет, не зная, на какой вызов они попадут. Что за человек их встретит, какие у него будут намерения? К тревоге, страху и суетливости людей они привыкли, но их пациенты могут быть вооружены и опасны. Каждая входная дверь — неизвестность.
Анестезиолог-реаниматолог Артур Симонян однажды приехал с бригадой на вызов и рисковал не вернуться.
Всем известно, что настоящее мужество не имеет пола и возраста. Это было давно. Я санитар фельдшерской бригады. Вызов в общежитие на травму руки. Едем, за окном хлещет ливень. Прохладно и зябко.
Выходим из машины, сразу же накидываем капюшоны — дождь просто стеной. У входа в общагу, над которым даже нормального козырька не было, стоял мальчик лет семи-восьми. Он был худой, постоянно ежился, было видно, что замерз и промок. Одет был бедно, неряшливо.
— Вы в 503-ю комнату? — спросил он.
— А почему ты спрашиваешь? — сказал я (обычно мы не любим, когда посторонние люди интересуются, куда мы направляемся).
— Я в ней живу. Это моя мама вас вызвала, из ванной, — смело ответил мальчик.
— Ты нас встречаешь? — спросила фельдшер.
— Я не только встречаю, я предупредить вышел.
Мы с фельдшером удивленно переглянулись.
— О чем ты хочешь нас предупредить?
— Там опасно. Отчим пытался напасть с ножом на моего братика. Мы с мамой за него заступились.
— Кто еще был в квартире? — наши взгляды с удивленных поменялись на напряженные.
— Никого. Мама схватила брата, ему два года, и закрылась в ванной. Мне удалось пробраться к выходу и спуститься сюда, чтобы помощь позвать и вас предупредить.
— Мальчик, ты молодец, — сказала фельдшер. — Пойдем к нам в машину, там теплее, а мы пока полицию вызовем.
В ванной мы обнаружили женщину с маленьким мальчиком. Одна рука у нее была сломана, на второй были глубокие раны от порезов. Кровь медленно стекала на телефон. Видимо, руками закрывала ребенка, так как он был невредим.
Пока мы оказывали помощь, я всё думал: «Что же люди творят со своими детьми и друг с другом? Какой же смелый парнишка живет здесь и что было бы, если бы он не вышел нас предупредить?»
Культура улиц: значение жестов рэперов
Мы уже делали материал про сленг рэперов, теперь пришло время жестов. Ты наверняка видел необычные распальцовки, которые показывают американские исполнители в своих клипах и на фото в Instagram. Но задумывался ли ты когда-нибудь, что они означают? Мы решили разобраться в этом вопросе и составили небольшой гид по жестам рэперов (чтобы ты не использовал их в неуместной ситуации).
Но для начала давай разберемся с основными вопросами.
Как появились эти жесты?
Жесты появились еще в 1970-х годах и только со временем перетекли в рэп. Изначально их использовали преступные афроамериканские группировки, а с зарождением хип-хопа (как правило, первые представители хип-хопа были как раз из различных банд) распальцовки все больше стали ассоциироваться с культурой улиц.
Кто их использовал?
Использовали эти жесты участники тех самых преступных группировок, чтобы показать свою принадлежность к банде или конкретному месту.
Зачем их надо показывать?
У каждой банды есть набор своих жестов, которые означают конкретные вещи. На самом деле их существует больше тысячи. Это целый алфавит культуры хип-хопа, с помощью которого участники могли объясняться друг с другом. Но не все жесты говорят о принадлежности к какой-либо банде. Большая часть жестов – это команды к действию, которые понимают только члены банды.
Westcoast
Этот жест, наверное, один из самых безобидных. Распальцовка Westcoast использовалась, чтобы показать географическую принадлежность. Его показывали рэперы с западного побережья Калифорнии. Жест Westcoast очень часто использовал Тупак, так как он жил именно в том районе.
Eastcoast
Как ты уже успел догадаться, этот жест означает, что рэпер с восточного побережья.
Crips
Для тех, кто не знает, Crips – крупнейшая банда гангстеров, основанная еще в 1969 году 15-тилетним школьником (а чем ты занимался в девятом классе?). Как и у любой другой группировки, у них был свой жест, его использовали, чтобы показать принадлежность к ней. Наиболее известные представители этой банды – N.W.A., Snoop Dog, Gunna, Schoolboy Q и другие.
Bloods
Bloods – еще одна афроамериканская банда, созданная в 1972 году, чтобы противостоять Crips. Ее представители носили исключительно красный цвет. Их жест несколько сложнее, чем у Crips (у нас до сих пор не получается так вывернуть пальцы). Кстати, в этой банде состоит много представителей новой школы. Например: Offset, 21 Savage, The Game, Trippie Red, Lil Wayne и другие.
Crip Killa
Если человек показывает этот жест, то он позиционирует себя как убийца банды Crips. Поэтому мы не советуем использовать эту распальцовку вообще. Ты же не позер, в конце концов.
Этот жест – ответочка от банды Crips. Означает он blood killa, то есть убийца Bloods.
Помимо афроамериканских банд в США было несколько опасных латиноамериканских группировок. Одна из них – «Мара Сальвтруча» (или, как их еще называли, MS-13). Их жест очень похож на рокерскую «козу», но отличия все же есть. В этой распальцовке средний и безымянный палец согнуты лишь наполовину.
Latin kings
Latin kings – еще одна преступная группировка, состоящая из латиноамериканцев. Их жест очень похож на MS-13, но здесь большой палец сгибать не надо.
Это жест банды под названием Piru Street Boys, которая тоже была создана в 1969 году. Изначально эта группировка была вместе с Crips, но спустя некоторое время отделилась.
Странный жест, под названием Shaka
Многие новички часто задаются вопросом, что же это за странный жест, под названием «Shaka»(большой палец и мизинец оттопырены, а остальные пальцы прижаты к ладони), который так часто применяют спортсмены в Бразильском Джиу-Джитсу?
Сегодня мы совершим небольшой экскурс в историю возникновения этого жеста:
Согласно «Бюллютеню Звезд» (Honolulu Star-Bulletin), популярному гавайскому источнику СМИ, подавляющее большинство голосов приписывает рождение этого жеста некому гавайцу по имени Калили Хамана (Kalili Hamana) из городка Лайе, потерявшему три пальца правой руки во время промышленного инцидента много лет тому назад.
Все местные жители знали его, и, идя по улице, он приветствовал своих друзей, взмахивая им рукой. Естественно, они могли видеть лишь поднятый мизинец и большой палец его руки.
Необычный жест подхватили и стали имитировать местные ребятишки. Они закладывали три средних пальца и кричали: «Right on!»(одну из любимых фраз Калили). Жест и выражение вскоре распространились по всему острову и со временем по всему гавайскому архипелагу.
Следующая теория говорит о том, что слово «shaka» является производным от слияния двух слов «shark» и «eye». Что касается самого жеста, то рука с поднятым большим пальцем и мизинцем символизировала собой акулью голову с двумя глазами по бокам. Говоря кому-то: «shaka» или «shark eye», что в переводе с английского означает: «акулий глаз», вы произносили своего рода комплимент, как если бы назвали кого-либо «орлиным глазом». С тех пор как акулы и орлы стали считаться одними из наиболее уважаемых и почитаемых существ в культурной среде человека, это словосочетание обрело вполне оправданный смысл.
По третьей версии, Шаку придумали испанские иммигранты, которые после трудного рабочего дня использовали этот жест в качестве приглашения выпить.
Отцом слова «shaka» можно считать Гавайского телеведущего, Девида Эспинду, по прозвищу Липпи, который популяризировал и слово, и жест, завершая свои ТВ-шоу восклицанием «shaka brah!». Эспинда, скончавшийся в 1975 году, однажды сказал, что такое оригинальное окончание передачи он позаимствовал из своего детства.
Есть еще один человек, немало способствовавший повсеместному распространению «shaka». Это бывший майор Фрэнк Фази (Frank Fasi), вернувшийся с войны и перенявший жест у Калили Хамана. В дальнейшем Фази использовал жест в качестве символа для своих политических компаний, начавшихся в 1976 году. Фази охотно признал за Калили оригинальное появление жеста и даже провозгласил день его рождения «днем Shaka».
Со временем «shaka» стала ассоциироваться с выражением серфингистов «Hang loose, brah!». Неизвестно почему был перенят жест, но теперь он неотъемлемая часть серфкультуры.
Так как же «Shaka» перекочевала в BJJ?
Существует мнение, что к этому имеет непосредственное отношение Роллс Грейси. Именно он стал первым из семьи Грейси, который купил себе доску и стал активно использовать свои занятия серфингом для повышения уровня своей физической подготовки.
Причем знакомство с серфингом произошло довольно забавным образом: якобы один из студентов Ролса Грейси Марио Гомес (звезда мыльных опер в 1980-х) серфил на знаменитом пляже Арпоадор (в районе Ипанема города Рио-де-Жанейро), там у него возник конфликт со знаменитым на тот момент серфером Дэниелом Сабба, после чего Марио был изгнан с пляжа. Естественно это его взбесило! Он вернулся в Академию и рассказал эту историю своему мастеру. Роллс вместе с несколькими из его учеников решили дать отпор хулигану. Была большая драка против серферов. Но бой был недолгим. Уже спустя несколько минут все серферы мирно спали на пляже. В итоге серферы были настолько впечатлены, что некоторые из них стали студентами Роллса Грейси.
Никто не может знать наверняка, откуда пошел этот жест, и кто был первым, кто его начал использовать. Можно лишь сказать, что «Shaka» это знак, дающий понять, что все в полном порядке.
Шака, друзья!
___________________________________________
Семенова Марина
для www.GracieBarra.ru
11.10.2016
© Copyright: Маоритта Торрет, 2016
Свидетельство о публикации №216120100951
«Коза», фига, средний палец: история оскорбительных жестов
Откуда взялись самые популярные оскорбительные жесты и что они на самом деле означают? В совместном проекте «А+А» издательства Ad Marginem и дизайн-студии ABCdesign выходит книга зоолога, этолога и последнего из ныне живущих художников-сюрреалистов Десмонда Морриса «Язык тела. Позы и жесты в искусстве» (пер. Екатерина Курова). Рассказывая о том, как возникли и какие значения приобретали на протяжении истории различные жесты и позы, автор посвящает читателя в захватывающие тайны художественных произведений. «Нож» публикует фрагмент книги, посвященный оскорбительным жестам.
Жесты пальцами
На Западе «средний палец» становится всё более популярным оскорблением. Символизм жеста весьма прозрачен: поднятый средний палец олицетворяет пенис, а остальные пальцы, согнутые по обе стороны от него — тестикулы. Жест превращает руку в мужские гениталии, а если вскинуть руку вверх, то ассоциируется с проникновением члена.
У этого оскорбительного жеста длинная история. Он был известен в Древних Греции и Риме — отсылки к нему встречаются в трудах античных авторов. Известно, что в Римской империи средний палец называли igitus impudicus — «срамной палец». Говорят, что император Калигула, подавая руку для поцелуя, иногда вытягивал только средний палец, согнув остальные. Диктатора, похоже, забавляло, что подданные вынуждены целовать его символический пенис.
Где-то на рубеже XIX и XX веков, когда множество итальянцев иммигрировали в США, они ввезли в страну очень богатый язык тела. Некоторые жесты остались исключительно итальянскими, но оскорбительный жест средним пальцем приобрел самую широкую популярность — с тех пор он стал известен всему миру, и сегодня его значение понимают практически везде. В США его называют просто the finger — «палец».
На исторических полотнах этот жест практически не встречается, что объясняется его неприкрытым сексуальным символизмом, однако некоторые современные художники с удовольствием используют его в своих работах. Так, поп-сюрреалистка Мэрион Пек в своей картине «Fuck You» (2008) эффектно обыграла его, использовав контраст между невинным образом утонченной девушки и непристойностью ее жеста. Однако самой известной иллюстрацией этого жеста за последние годы стало произведение стрит-арта: «Грубый коп» (около 2002) Бэнкси представляет собой изображение британского полицейского, демонстрирующего средний палец.
Некоторые именитые скульпторы также не обошли этот жест вниманием. В 2010 году скандально известный итальянский художник Маурицио Каттелан представил внушительную одиннадцатиметровую скульптуру в виде среднего пальца, установленную в рамках ретроспективы его творчества прямо у входа в Миланскую фондовую биржу; остальные пальцы выглядят так, как будто их отпилили. Провокационный монумент, который предполагалось публично демонстрировать только в течение двух недель, всё еще не покинул своего первоначального местоположения. Работа называется «L. O. V. E.», что расшифровывается как Liberta, Odio, Vendetta, Eternita (итал. Свобода, Ненависть, Возмездие, Вечность), хотя художник отметил, что «каждый волен читать между строк и толковать работу на свой вкус». Чешский скульптор Давид Черный пошел еще дальше Каттелана, создав гигантскую фиолетовую руку с непропорционально длинным средним пальцем и погрузив ее на баржу на реке Влтава, прямо напротив Пражского Града. Скульптура представляла собой политический комментарий по поводу прокремлевской политики президента республики Милоша Земана.
V-образный жест как оскорбление (указательный и средний палец направлены вверх, а тыльная сторона ладони — наружу) является усиленной версией жеста «средний палец» и теоретически удваивает его эффект. Иногда его складывают из двух соприкасающихся пальцев, но гораздо чаще пальцы разводят в виде буквы V.
Хотя в Великобритании и некоторых других странах Британского Содружества этот жест считают оскорбительным, у него есть и другие значения, в зависимости от культурного контекста и позиции кисти. Его не стоит путать с жестом «Виктория», в котором ладонь смотрит наружу, — в наши дни этот знак ассоциируется с пацифистским движением. Однако когда во время своей речи 19 июля 1941 года Уинстон Черчилль впервые использовал жест «Виктория», он, очевидно, не знал о его непристойном «двойнике»: существует фотография, на которой премьер-министр держит кисть руки тыльной стороной наружу. Впрочем, судя по более поздним снимкам, он вскоре — вероятно, после консультации с советниками — исправил свою ошибку.
Известна легенда, согласно которой оскорбительный V-образный жест возник во время битвы при Азенкуре в 1415 году. В ходе боя французы будто бы угрожали английским стрелкам отрезать по окончании битвы их «рабочие» пальцы. А когда англичане победили, лучники со злорадством потешались над французскими пленными, показывая им руки с оттопыренными большим и указательным пальцами, тем самым они пеняли врагам за их самонадеянность. Существуют статуэтки, демонстрирующие жест английских стрелков, но они относятся к более поздней эпохе. Более того, исторических свидетельств в поддержку «азенкурской» теории нет — а жаль, ибо кроме того, что это объяснение весьма остроумно, оно позволяет ответить на вопрос, почему этот жест распространен главным образом в Великобритании.
Самое раннее подтверждение существования V-образного жеста в качестве грубого оскорбления мы снова находим в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле скрупулезно описывает жестовый поединок между Панургом, который действовал от лица великана Пантагрюэля, и английским ученым мужем Таумастом.
Странно, что в данном случае француз показывает оскорбительный V-образный знак англичанину, а не наоборот. Отсюда следует, что французы в то время уже воспринимали этот жест как оскорбление, а по реакции Таумаста легко заключить, что и он тоже всё понял; однако впоследствии следы этого жеста во Франции теряются. Из исследований раннего сленга очевидно, что резко выбросить два пальца вверх символически означало вставить их во влагалище женщины. В нескольких английских документах XVII века этот жест описан как «сложить V» или «показать вилку». К сожалению, он не встречается в произведениях искусства этого периода — несомненно, по причине своей непристойности; и даже в наши дни такое расположение пальцев появляется разве что в уличных граффити.
Жесты руками
Фига — сжатая в кулак кисть с большим пальцем, просунутым между указательным и средним пальцами, — символизирует фаллос, проталкивающийся через женские половые губы. Иногда жест используют просто как комментарий, вроде «вот этим они и занимаются», «а она сексуальная» или «я бы от этого не отказался». Однако чаще его применяют как сексуальное оскорбление — еще одна версия жеста «средний палец», — особенно в таких странах, как Турция, Греция и Франция.
Фига издавна используется как бессловесное оскорбление. Этот жест известен более двух тысяч лет, в средневековой Италии его называли mano fico (mano — рука; fico — груб. вульва). А в Древнем Риме воины перед битвой часто надевали (или брали с собой) амулет «фига-фаллос» (с одной стороны — фаллос, с другой — фига) как счастливый талисман. Считалось, что он приносит удачу, отпугивая злых духов двойным оскорблением.
Ранние христиане называли жест manus obscena, или «срамная рука». Было высказано предположение, что он может быть связан с ранним индуизмом, в котором олицетворяет (мужской) лингам и (женскую) йони — символы божественной детородной энергии. В индуизме существует линга мудра, чтобы показать которую обе ладони следует сложить в замок вокруг фаллического, вертикально расположенного, большого пальца.
Несмотря на то что сохранились несомненные свидетельства того, что «фига» была известна в древние времена, находятся те, кто отстаивает другую точку зрения, согласно которой этот жест появился в XII веке после странного происшествия. (Даже в том случае, если нижеизложенная история наполовину выдумана, вполне вероятно, что впечатляющая экстравагантность инцидента способствовала распространению жеста.) Легенда о Фридрихе Барбароссе и муле касается громкой истории публичного унижения, которое произошло в 1162 году. Во время правления этого государя Священной Римской империи в Милане произошло восстание. Одержавшие верх мятежники нанесли его супруге, императрице Беатрис, тяжкое оскорбление, принудив ее выехать из города, сидя на крупе мула задом наперед.
Барбароссу это привело в ярость: его армия осадила Милан, и после захвата города император подверг побежденных необычному наказанию, заставив каждого из них под страхом смерти достать при помощи зубов фигу из ануса вышеупомянутого мула. Совершив это действие, они должны были прокричать: «Ecco lo Fico!» (итал. «Вот фига!»).
Легко счесть этот инцидент просто плодом воображения, однако доподлинно известно, что Барбаросса действительно отличался смелой изощренностью при выборе наказаний. Например, если его вассалы ссорились, он подвергал их унижению, веля пронести на плечах собаку из одного королевства в другое. Так что, может статься, похожие события имели место, и у фиги есть дополнительное непристойное значение: большой палец изображает этот плод, торчащий из ослиного ануса.
Как бы то ни было, история имела огромную популярность по всей Европе — в XVI веке Рабле сочинил забавную версию этого инцидента: «Миланцы взбунтовались, выгнали из города его жену, императрицу, и для вящего ее посрамления посадили ее задом наперед на старого мула, носившего кличку Такор, то есть спиной к морде мула, а лицом к крупу. По возвращении Фридрих усмирил и подавил мятеж, а благодаря его настойчивости и знаменитый мул Такор был вскоре разыскан. Тогда по повелению императора на торговой площади палач на виду и на глазах у бунтовщиков прикрепил к непотребному месту Такора фиговый листок и от имени императора провозгласил, что тем, кто желает избежать смертной казни, надлежит на виду у всех оторвать фиговый листок зубами, а потом без помощи рук водворить его на прежнее место. Буде же кто от сего уклонится, тех без промедления вешать и удавливать. Иным подобное искупление вины казалось постыдным и позорным, чувство стыда брало у них верх над страхом смерти, и таких вешали. У других страх смерти возобладал над стыдом. Эти, не моргнув глазом, отрывали фиговый листок, показывали его палачу (так что все это видели) да еще приговаривали: „Eссо lо fico“».
История изображения фиги в искусстве насчитывает не одну сотню лет. К числу ранних примеров относится рисунок, выполненный в XV веке Альбрехтом Дюрером. В 1566 году фламандский художник Ян Массейс изобразил милую домашнюю сценку под названием «Неравная пара», на которой фиге отведена довольно важная роль. На картине пожилой муж обхватывает грудь своей молодой жены и смотрит на нее с выражением старческой похоти. Двусмысленная улыбка на лице девушки, поглаживающей бороду старика, в свою очередь, указывает на то, что она с радостью встретит тот день, когда станет богатой вдовой. Супруги не знают, что за их спинами пухлая кухарка правой рукой показывает фигу — непристойный жест, забавляющий вторую служанку. В XVII веке этот жест изображали такие художники, как Хосе де Рибера (в картине «Насмешки над Христом», около 1620) или Годфрид Схалкен (в офорте «Мужчина, делающий непристойный жест», около 1660–1680).
Фигу редко увидишь в современных произведениях искусства, хотя в 1961 году ее появление на картине французского сюрреалиста Феликса Лаби́сса было весьма эффектным. На полотне «Дочь Йемайи» изображена обнаженная женщина на фоне морского побережья — правой поднятой рукой она показывает фигу. Название работы дает ключ к ее разгадке. Йемайя — божество африканского народа йоруба, богиня-мать, покровительница всех женщин, которой поклоняются у текущей воды. Ее имя происходит от йорубского Iye omo eja, что означает «мать, дети которой подобны рыбе». Она популярна в Бразилии, где в ее честь проводят ежегодный праздник на пляже Копакабана, во время которого тысячи поклонников богини бросают в море подношения в надежде заручиться ее помощью в грядущем году. Изобразив фигу, Лабисс подчеркнул плодотворную мощь Йемайи; кроме того, на ее шее мы видим ожерелье с подвеской в виде фиги — такой амулет до сих пор носят как оберег в некоторых странах Средиземноморья.
«Коза» — или mano cornutа (итал. «рогатая рука») — еще один оскорбительный жест, распространенный главным образом в средиземноморских и латиноамериканских странах. Чтобы рука приняла форму «рогатой головы», нужно поднять вверх указательный палец и мизинец, а большим пальцем придерживать согнутые средний и безымянный.
Показать женатому мужчине «козу» — значит обвинить его супругу в неверности, а также намекнуть, что сам он плох в сексе или даже является импотентом. В тех культурах, где сексуальная потенция ценится высоко и напрямую связывается с социальным статусом, этот жест — худшее оскорбление из возможных: он может спровоцировать физическую расправу и даже убийство.
Жесту mano cornutа по меньшей мере две с половиной тысячи лет. И хотя в точности его происхождение неизвестно, существует множество теорий, объясняющих символическую связь между «козой» — символом бычьей головы — и адюльтером. Вот наиболее правдоподобные из них: это иронический жест, который как бы говорит: «Да ты настоящий самец!» — но при этом имеет прямо противоположное значение; это жест, указывающий на то, что мужчина, которому адресовано оскорбление, — кастрат или импотент (поскольку многих быков в качестве меры усмирения кастрировали); это знак, иллюстрирующий ярость разгневанного быка, другими словами — поведение мужа, который узнал об измене жены; это жест, символизирующий потенцию любовника жены, а показать «козу» мужчине — значит дать понять ему, что любовник его жены ведет себя как похотливый бык.
Чаще всего «козу» показывают, держа руку вертикально, при этом «рога» направлены вверх, но рука может быть расположена и горизонтально — тогда «рога» указывают прямо на адресата оскорбления. Однако у «горизонтальной» версии есть и другое значение: ее используют — в первую очередь в Италии — для защиты от сглаза. При такой интерпретации жест символизирует быка- защитника, всемогущего бога древних; так что «рогатую руку» нередко держат как защитный амулет. Чтобы избежать возможного недоразумения, нужно помнить, что «коза» указывает на положение обманутого мужа только в том случае, если руку держат вертикально, поскольку защитный знак так не делают никогда.
В наши дни появились еще две причины, из-за которых этот жест может вызвать замешательство. Дело в том, что он также известен как «рога дьявола» и может ассоциироваться с сатанинскими культами. В сфере массовой культуры жест получил распространение благодаря исполнителям музыки в стиле хеви-метал (главным популяризатором «рогатой руки» считают Ронни Джеймса Дио из группы Black Sabbath, хотя музыкант заявил, что повторил жест своей бабушки, которая с помощью «козы» отводила сглаз). Из-за бытующих сатанинских ассоциаций люди были порядком удивлены тем, что президент США Джордж Буш Младший и члены его семьи неоднократно использовали этот жест во время публичных мероприятий. Неужели американский президент-христианин заодно с дьяволом? Совсем нет, просто Буш и его семья родом из Техаса, а знаменитые длиннорогие быки, являющиеся талисманом футбольной команды Техасского университета (чей девиз звучит так: «Подцепи их на рога!»), — это также и символ всего штата.
Одно из первых известных изображений жеста с вертикально поднятой «рогатой рукой» в искусстве — оно датируется 520 годом до н. э. — мы встречаем на этрусской фреске в Тарквинии. Это сцена с музыкантами и танцорами, один из которых высоко поднял левую руку, выставив указательный палец и мизинец, словно адресуя шуточное оскорбление стоящей рядом фигуре. На гораздо более поздней миниатюре из «Libro de los juegos» («Книги игр»), датируемой концом XIII века, запечатлен показывающий «козу» шахматист. Судя по всему, он показывает жест своему противнику, однако не ясно, каково его значение — форма ли это оскорбления или защиты.
Французская карикатура 1815 года высмеивает европейские рыцарские ордены. Она называется «Праздник Ордена Адюльтера перед троном ее величества Неверности» и основывается на представлении о том, что женатые люди, чьи партнеры им изменяют, должны носить на голове рога. На это подразумеваемое положение вещей и указывает жест «коза». По сути, показать мужчине «рогатую руку» равнозначно тому, чтобы сказать ему: «Да ты просто жалкий рогоносец, приятель». Отметим, что если доверять карикатуре, то рога обманутого супруга должны быть оленьими. Это любопытная деталь, но одной рукой оленьи рога так просто не покажешь.
В настоящее время многие стрит-артисты с удовольствием обыгрывают «рогатое» оскорбление. И хотя среди изображений «козы» в произведениях стрит-арта порой встречаются довольно грубые, среди них немало и талантливых работ.